Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вреализации намеченных структурных сдвигов пред­ ставляется целесообразным использовать цены как один из экономических рычагов. Это должно проявляться в установлении более высокого уровня рентабельности для предприятий Дальнего Востока в производстве прогрес­ сивных материалов.

Внастоящее время в Северной зоне Дальнего Восто­

ка в общей стоимости материалов 80—85% занимают материалы местного производства. Но производство их не выдерживает, как правило, конкуренции с привозными материалами. Об этом свидетельствуют расчеты, выпол­ ненные Научно-исследовательским институтом экономи­ ки строительства Госстроя СССР. Сумма приведенных затрат на производство и транспортировку металлокон­ струкций в Якутск из Красноярска составляет 90 руб., из Иркутска — 93 руб., а местное производство обходится в 128 руб. В Магадане местное производство этих изделий обходится в 169 руб., а завоз из Владивостока — в 87 руб., из Хабаровска — в 91 руб. Аналогичная картина складывается по сборному железобетону, столярным из­ делиям для большинства районов Крайнего Севера.

По тем видам стройматериалов, выпуск которых в се­ верных районах неконкурентоспособен с привозными ма­ териалами, цена не должна обеспечивать условий для рен­ табельного производства. Уровень цен на стройматериа­ лы в северных районах должен определяться не издержками местного производства, а уровнем затрат на привозные стройматериалы из южных районов Дальнего Востока. В этих условиях цена будет «вытеснять» эконо­ мически нерациональные виды производства.

Но в последнее время прослеживается противополож­ ная тенденция. В связи с предоставлением отдельным министерствам права устанавливать цены на местные стройматериалы оптовые цены для производителей, рас­ положенных в Северной зоне Дальнего Востока, были по­ вышены.

В настоящее время установлены следующие со­ отношения оптовых цен в различных районах Магаданс­ кой области по сравнению с оптовыми ценами, действую­ щими в Приморском крае (табл. 33).

При этих ценах рентабельность производства сбор­ ных железобетонных конструкций составляет в Примор­ ском крае 9%, а в Магаданской области — 18%.

160

Т а б л и ц а 33

Сопоставление оптовых цен на стройматериалы в Магаданской области и Хабаровском крае

Цена (руб. за единицу)

Магаланская сбласгь

Изделия

Iпояс II пояс Чукотка

 

Отноше-

 

ние цены

 

I пояса

 

Магадан­

Примор­ скойоблас­

ский

ти к це­

край

не При­

 

морского

 

края, %

Оконный

блок . . .

33,05

43,05

52,25

19,37

171

Дверкой

блок . . .

16,50

23,70

28,20

10,75

154

Бетон дорожный . .

44,80

77,00

19,10

235

Раствор

цементный

55,40

95,30

16,60

334

Плиты бетонные . .

121,20

169,80

51,60

235

Черная металлургия Дальнего Востока

представлена

заводом

«Амурсталь». Его

основная номенклатура —

производство проката черных металлов, листовой стали. Сырье поступает с наценкой (примерно 20%), установле­ ние которой обусловлено повышенными транспортными расходами по завозу чугуна.

Это является основной причиной убыточности черной металлургии на Дальнем Востоке. Производство черных металлов в Читинской области рентабельно, хотя уровень оплаты труда там такой же, как на Дальнем Востоке, тарифы на электроэнергию в Читинской области выше, чем в Хабаровском крае на 81%, цены на топливо для потребителей одинаковы (табл. 34).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 34

Сопоставление рентабельности

производства

черных

металлов в Хабаровском крае и Читинской области

% к себестоимости, со знаком убыток)

 

 

 

Хабаровский

Читинская

Наименование продукции

 

край

область

Прокат черных металлов

 

— 13

16

Крупносортная

сталь

 

— 7

12

Среднесортная

сталь

 

—4

15

И т о г о (по

21 найме-

 

—12

16

новацию) ..........................

 

 

 

 

161


Единые цены для производителей черных металлов в районах Дальнего Востока не обеспечивают хозрасчет­ ных условий для развития этой отрасли. Отсутствие ме­ таллургической базы сдерживает развитие производи­ тельных сил района в целом. Для ускорения развития черной металлургии Дальнего Востока необходимо повы­ сить цены для производителей этого района.

Нерациональность единых цен на черные металлы для производителей Дальнего Востока обусловливается тем, что выпускаемая ими продукция реализуется потре­ бителям этого района с такой же транспортной наценкой, как и продукция, завозимая из западных районов стра­ ны. Снабженческо-сбытовая организация не несет при реализации продукции местных производителей таких транспортных расходов, как при завозе металла из за­ падных районов. Дальность перевозки черных металлов внутри Дальнего Востока составляет около 450 км, а средняя дальность по всему завозимому в район черному металлу — примерно 4600 км. Но с потребителей Даль­ него Востока при реализации им продукции, производи­ мой внутри района, снабженческо-сбытовая организация берет дальневосточную транспортную наценку.

Представляется целесообразным перестроить взаимо­ отношения этих контрагентов, таким образом, чтобы по­ требители возмещали непосредственно производителям Дальнего Востока их повышенные расходы, связанные с завозом сырья в места производства готовой продук­ ции.

Это возможно сделать путем упразднения дальневос­ точной транспортной наценки на продукцию, производи­ мую в районе. В этом случае цена для производителей должна быть увеличена на размер дальневосточной транс­ портной наценки. Снабженческо-сбытовой организации транспортные расходы по реализации этой продукции будут возмещаться за счет той среднесоюзной наценки, которая заложена в действующие цены на черные метал­ лы. Ее будет вполне достаточно, поскольку средняя по стране дальность перевозки черных хметаллов составляет около 1300 км.

Оптовые цены предприятий на основные виды хими­ ческой продукции установлены едиными для всех произ­ водителей. Это затрудняет развитие химической промыш­ ленности на Дальнем Востоке, поскольку они не'создают

162

условий для рентабельного производства в этой отрасли, что подтверждают данные табл. 35.

Т а б л и ц а 35

Рентабельность производства отдельных видов химической продукции на Дальнем Востоке

 

(в % к себестоимости, со знаком — убыток)

Наименование продукции

РСФСР

Дальний Восток

Серная

кислота .............

54

10

Карбомндные смолы . .

60

11

Текстолит..........................

28

15

Дрожжи

кормовые . .

19

— 15

Канифоль ..........................

—2

—55

Терпентинное масло . .

10

—58

 

В с е г о . . .

26

— 14

Вопрос о ценах на сырье для химической промышлен­ ности решен по-разному для отдельных производств. Це­ ны на сырую нефть, добываемую на Сахалине, выше

среднесоюзного уровня более чем в 2

раза. На лес, яв­

ляющийся

сырьем для лесохимии,

установлена

цена

I пояса, которая ниже среднесоюзного уровня цен. На

продукцию горной и основной химии

действует

единая

цена для всей страны.

 

 

При низких затратах на заготовку леса в районе це­

ны I пояса

(через систему специальных скидок для пере­

хода от цен франко-назначения к ценам для производи­ телей) обеспечивают развитие сырьевой базы для лесо­ химии на Дальнем Востоке. Пониженные относительно среднесоюзного уровня цены на сырье для лесохимии ком­ пенсируют повышенный уровень региональных затрат по переделу. Высокие цены на нефть создают условия для производства сырья для нефтехимии и в то же время не являются препятствием для развития этой отрасли. Повы­ шенные затраты по нефтехимии компенсируются ценой на готовую продукцию, которая дифференцирована по груп­ пам нефтеперерабатывающих заводов.

Единые цены на горнохимическое сырье тормозят развитие химического производства на Дальнем Восто-' ке. Если затраты на его добычу выше среднесоюзного

163


уровня, не образуется хозрасчетной заинтересованности в функционировании таких предприятий даже в том слу­ чае, когда аналогичное завозное сырье обойдется потре­ бителю дороже, чем затраты на его добычу в районе. Если же затраты на сырье ниже среднесоюзного уровня, у производителя образуется хозрасчетный стимул для развития производства. Но оно сдерживается тем, что для потребителей Дальнего Востока эффект проявляется лишь от более низких транспортных расходов по достав­ ке (по сравнению с завозом сырья из западных райо­ нов) . Это не всегда может перекрыть повышенные регио­ нальные затраты по переделу на Дальнем Востоке.

При единых ценах затрудняется вывоз (и соответст­ венно сдерживается производство) химической продук­ ции с Дальнего Востока в другие районы даже в том случае, если совокупные затраты на ее производство и вывоз будут ниже, чем затраты на производство в райо­ нах возможного потребления.

Это свидетельствует о необходимости установления зональных цен на сырье для химической промышленно­ сти и поясных цен для производителей готовой про­ дукции.

На деловую древесину для Дальнего Востока установ­ лены цены I пояса. По отношению к цене Архангельской области они составляют по'Амурской области 89% (рен-

-табельность 21%), по Приморскому краю — 104% (рен­ табельность 41%), по Хабаровскому краю — 111% (рен­ табельность 44%). Сопоставление этих данных свиде­ тельствует о возможности .большей унификации цен в этом районе.

Вцелом по Дальнему Востоку эти цены обеспечива­ ют высокую рентабельность заготовки (35% против 19% по РСФСР) и в то же время создают нормальные хоз­ расчетные условия для работы лесопильной и деревооб­ рабатывающей промышленности (14% ■рентабельности по Дальнему Востоку против 13% по РСФСР). Следует

обратить внимание на повышенную рентабельность про­ изводства пиломатериалов в Магаданской области (42%) и существенное различие рентабельности по лесо­ пилению и деревообработке по Амурской области (10%) и Хабаровскому краю (25%).

Лес поступает по одинаковым ценам на переработку в целлюлозно-бумажную промышленность, для производи­

164

телей которой установлены единые цены на готовую про­ дукцию, и в деревообрабатывающую, где на готовую продукцию установлены поясные цены. В результате Дальний Восток является убыточным (6% убытка против 20% рентабельности по РСФСР) по целлюлозно-бумаж­ ной промышленности (в основном из-за убыточного про­ изводства целлюлозы в Хабаровском крае).

По деревообрабатывающей промышленности (произ­ водство строительных материалов) рентабельность со­ ставляет 13% (против 24% по РСФСР). По этой продук­ ции внутри Дальнего Востока установлены территори­ ально-дифференцированные надбавки к поясной цене

(табл. 36).

“■ Т а б л и ц а 36

Дифференциация надбавок к поясным ценам для производителей деревянных стройматериалов по отдельным районам Дальнего Востока

Надбавки (в %) порайонам

Цена

СВ

 

 

Наименование продукции IV пояса,

м Л

0,0.

руб.

О.U

 

>>03

1?'

 

S ч

 

I ’g

с 5

1<»яя

* О. Хабар1СКИЙ

Оконный

блок . . .

16,85

10

15

20

Дверной

блок . . .

9,35

10

15

20

Дифференциация этих надбавок представляется не­ правильной. В Амурской области производство оконных и дверных блоков убыточно (соответственно 8 и 10%), а в Хабаровском крае высокорентабельно (соответствен­ но 24 и 32%). Следует рассмотреть вопрос об установ­ лении одинаковой надбавки для этих административных единиц.

Введение нового прейскуранта цен на продукцию ма­ шиностроения не позволяет в настоящее время дать ха­ рактеристику сложившимся ценам на Дальнем Востоке. По старому прейскуранту рентабельность машинострое­ ния (по 13 основным видам выпускаемой продукции) была почти вдвое ниже, чем по РСФСР. Снижение с 1973 г. уровня цен в машиностроении на 12% может ослабить хозрасчетную заинтересованность в развитии этой отрасли на Дальнем Востоке, поскольку уровень

165


затрат в этом районе примерно на 13% выше средне­ союзного.

Об этом свидетельствуют результаты расчета удоро­ жания отдельных элементов затрат в условиях работы машиностроительных предприятий на Дальнем Востоке (коэффициенты удорожания определены расчетным пу­ тем), приведенные в табл. 37.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 37

Увеличение затрат на производство продукции машиностроения

по промышленности Дальнего Востока

 

 

 

 

Структура

Коэффици­

Структура

 

 

енты удо­

Статьи затрат

затрат

рожания

затрат но

в среднем

для Даль­

Дальнему

 

 

по отрасли,

него Восто­

Востоку

 

 

%

ка

(впунктах)

Сырье и материалы . .

58

1,07

62,1

Топливо и

энергия . .

4

1,35

5,4

Заработная

плата . . .

30

1,20

36,0

Амортизация......................

4

1,25

5,0

Прочие расходы . . . .

4

1,10

4,4

 

И т о г о . . .

100

1,13

112,9

Основная причина необходимости совершенствования цен в этой отрасли состоит не в изменении общего уров­ ня цен для Дальнего Востока, а в том, что цена ориенти­ рует этот район на нерациональную специализацию по ряду производств.

В настоящее время цены на машиностроительную продукцию устанавливают на базе среднеотраслевой себестоимости. Но поскольку значительная часть продук­ ции машиностроения выпускается лишь на одном пред­ приятии, для этой продукции основой цены является ин­ дивидуальная себестоимость. В условиях повышенных затрат на Дальнем Востоке производство узкоспециали­ зированной продукции имеет среднеотраслевой уровень рентабельности, а производство продукции, выпускаемой на нескольких предприятиях страны, имеет пониженную рентабельность (табл. 38).

По узкоспециализированной продукции рентабель­ ность производства на Дальнем Востоке" даже выше, чем

166