Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Вреализации намеченных структурных сдвигов пред ставляется целесообразным использовать цены как один из экономических рычагов. Это должно проявляться в установлении более высокого уровня рентабельности для предприятий Дальнего Востока в производстве прогрес сивных материалов.
Внастоящее время в Северной зоне Дальнего Восто
ка в общей стоимости материалов 80—85% занимают материалы местного производства. Но производство их не выдерживает, как правило, конкуренции с привозными материалами. Об этом свидетельствуют расчеты, выпол ненные Научно-исследовательским институтом экономи ки строительства Госстроя СССР. Сумма приведенных затрат на производство и транспортировку металлокон струкций в Якутск из Красноярска составляет 90 руб., из Иркутска — 93 руб., а местное производство обходится в 128 руб. В Магадане местное производство этих изделий обходится в 169 руб., а завоз из Владивостока — в 87 руб., из Хабаровска — в 91 руб. Аналогичная картина складывается по сборному железобетону, столярным из делиям для большинства районов Крайнего Севера.
По тем видам стройматериалов, выпуск которых в се верных районах неконкурентоспособен с привозными ма териалами, цена не должна обеспечивать условий для рен табельного производства. Уровень цен на стройматериа лы в северных районах должен определяться не издержками местного производства, а уровнем затрат на привозные стройматериалы из южных районов Дальнего Востока. В этих условиях цена будет «вытеснять» эконо мически нерациональные виды производства.
Но в последнее время прослеживается противополож ная тенденция. В связи с предоставлением отдельным министерствам права устанавливать цены на местные стройматериалы оптовые цены для производителей, рас положенных в Северной зоне Дальнего Востока, были по вышены.
В настоящее время установлены следующие со отношения оптовых цен в различных районах Магаданс кой области по сравнению с оптовыми ценами, действую щими в Приморском крае (табл. 33).
При этих ценах рентабельность производства сбор ных железобетонных конструкций составляет в Примор ском крае 9%, а в Магаданской области — 18%.
160
Т а б л и ц а 33
Сопоставление оптовых цен на стройматериалы в Магаданской области и Хабаровском крае
Цена (руб. за единицу)
Магаланская сбласгь
Изделия
Iпояс II пояс Чукотка
|
Отноше- |
|
ние цены |
|
I пояса |
|
Магадан |
Примор скойоблас |
|
ский |
ти к це |
край |
не При |
|
морского |
|
края, % |
Оконный |
блок . . . |
33,05 |
43,05 |
52,25 |
19,37 |
171 |
Дверкой |
блок . . . |
16,50 |
23,70 |
28,20 |
10,75 |
154 |
Бетон дорожный . . |
44,80 |
— |
77,00 |
19,10 |
235 |
|
Раствор |
цементный |
55,40 |
— |
95,30 |
16,60 |
334 |
Плиты бетонные . . |
121,20 |
— |
169,80 |
51,60 |
235 |
|
Черная металлургия Дальнего Востока |
представлена |
|||||
заводом |
«Амурсталь». Его |
основная номенклатура — |
производство проката черных металлов, листовой стали. Сырье поступает с наценкой (примерно 20%), установле ние которой обусловлено повышенными транспортными расходами по завозу чугуна.
Это является основной причиной убыточности черной металлургии на Дальнем Востоке. Производство черных металлов в Читинской области рентабельно, хотя уровень оплаты труда там такой же, как на Дальнем Востоке, тарифы на электроэнергию в Читинской области выше, чем в Хабаровском крае на 81%, цены на топливо для потребителей одинаковы (табл. 34).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 34 |
Сопоставление рентабельности |
производства |
черных |
||
металлов в Хабаровском крае и Читинской области |
||||
(в % к себестоимости, со знаком — убыток) |
|
|||
|
|
Хабаровский |
Читинская |
|
Наименование продукции |
|
край |
область |
|
Прокат черных металлов |
|
— 13 |
16 |
|
Крупносортная |
сталь |
|
— 7 |
12 |
Среднесортная |
сталь |
|
—4 |
15 |
И т о г о (по |
21 найме- |
|
—12 |
16 |
новацию) .......................... |
|
|
|
|
161
Единые цены для производителей черных металлов в районах Дальнего Востока не обеспечивают хозрасчет ных условий для развития этой отрасли. Отсутствие ме таллургической базы сдерживает развитие производи тельных сил района в целом. Для ускорения развития черной металлургии Дальнего Востока необходимо повы сить цены для производителей этого района.
Нерациональность единых цен на черные металлы для производителей Дальнего Востока обусловливается тем, что выпускаемая ими продукция реализуется потре бителям этого района с такой же транспортной наценкой, как и продукция, завозимая из западных районов стра ны. Снабженческо-сбытовая организация не несет при реализации продукции местных производителей таких транспортных расходов, как при завозе металла из за падных районов. Дальность перевозки черных металлов внутри Дальнего Востока составляет около 450 км, а средняя дальность по всему завозимому в район черному металлу — примерно 4600 км. Но с потребителей Даль него Востока при реализации им продукции, производи мой внутри района, снабженческо-сбытовая организация берет дальневосточную транспортную наценку.
Представляется целесообразным перестроить взаимо отношения этих контрагентов, таким образом, чтобы по требители возмещали непосредственно производителям Дальнего Востока их повышенные расходы, связанные с завозом сырья в места производства готовой продук ции.
Это возможно сделать путем упразднения дальневос точной транспортной наценки на продукцию, производи мую в районе. В этом случае цена для производителей должна быть увеличена на размер дальневосточной транс портной наценки. Снабженческо-сбытовой организации транспортные расходы по реализации этой продукции будут возмещаться за счет той среднесоюзной наценки, которая заложена в действующие цены на черные метал лы. Ее будет вполне достаточно, поскольку средняя по стране дальность перевозки черных хметаллов составляет около 1300 км.
Оптовые цены предприятий на основные виды хими ческой продукции установлены едиными для всех произ водителей. Это затрудняет развитие химической промыш ленности на Дальнем Востоке, поскольку они не'создают
162
условий для рентабельного производства в этой отрасли, что подтверждают данные табл. 35.
Т а б л и ц а 35
Рентабельность производства отдельных видов химической продукции на Дальнем Востоке
|
(в % к себестоимости, со знаком — убыток) |
||
Наименование продукции |
РСФСР |
Дальний Восток |
|
Серная |
кислота ............. |
54 |
—10 |
Карбомндные смолы . . |
60 |
11 |
|
Текстолит.......................... |
28 |
15 |
|
Дрожжи |
кормовые . . |
19 |
— 15 |
Канифоль .......................... |
—2 |
—55 |
|
Терпентинное масло . . |
—10 |
—58 |
|
|
В с е г о . . . |
26 |
— 14 |
Вопрос о ценах на сырье для химической промышлен ности решен по-разному для отдельных производств. Це ны на сырую нефть, добываемую на Сахалине, выше
среднесоюзного уровня более чем в 2 |
раза. На лес, яв |
||
ляющийся |
сырьем для лесохимии, |
установлена |
цена |
I пояса, которая ниже среднесоюзного уровня цен. На |
|||
продукцию горной и основной химии |
действует |
единая |
|
цена для всей страны. |
|
|
|
При низких затратах на заготовку леса в районе це |
|||
ны I пояса |
(через систему специальных скидок для пере |
хода от цен франко-назначения к ценам для производи телей) обеспечивают развитие сырьевой базы для лесо химии на Дальнем Востоке. Пониженные относительно среднесоюзного уровня цены на сырье для лесохимии ком пенсируют повышенный уровень региональных затрат по переделу. Высокие цены на нефть создают условия для производства сырья для нефтехимии и в то же время не являются препятствием для развития этой отрасли. Повы шенные затраты по нефтехимии компенсируются ценой на готовую продукцию, которая дифференцирована по груп пам нефтеперерабатывающих заводов.
Единые цены на горнохимическое сырье тормозят развитие химического производства на Дальнем Восто-' ке. Если затраты на его добычу выше среднесоюзного
163
уровня, не образуется хозрасчетной заинтересованности в функционировании таких предприятий даже в том слу чае, когда аналогичное завозное сырье обойдется потре бителю дороже, чем затраты на его добычу в районе. Если же затраты на сырье ниже среднесоюзного уровня, у производителя образуется хозрасчетный стимул для развития производства. Но оно сдерживается тем, что для потребителей Дальнего Востока эффект проявляется лишь от более низких транспортных расходов по достав ке (по сравнению с завозом сырья из западных райо нов) . Это не всегда может перекрыть повышенные регио нальные затраты по переделу на Дальнем Востоке.
При единых ценах затрудняется вывоз (и соответст венно сдерживается производство) химической продук ции с Дальнего Востока в другие районы даже в том случае, если совокупные затраты на ее производство и вывоз будут ниже, чем затраты на производство в райо нах возможного потребления.
Это свидетельствует о необходимости установления зональных цен на сырье для химической промышленно сти и поясных цен для производителей готовой про дукции.
На деловую древесину для Дальнего Востока установ лены цены I пояса. По отношению к цене Архангельской области они составляют по'Амурской области 89% (рен-
-табельность 21%), по Приморскому краю — 104% (рен табельность 41%), по Хабаровскому краю — 111% (рен табельность 44%). Сопоставление этих данных свиде тельствует о возможности .большей унификации цен в этом районе.
Вцелом по Дальнему Востоку эти цены обеспечива ют высокую рентабельность заготовки (35% против 19% по РСФСР) и в то же время создают нормальные хоз расчетные условия для работы лесопильной и деревооб рабатывающей промышленности (14% ■рентабельности по Дальнему Востоку против 13% по РСФСР). Следует
обратить внимание на повышенную рентабельность про изводства пиломатериалов в Магаданской области (42%) и существенное различие рентабельности по лесо пилению и деревообработке по Амурской области (10%) и Хабаровскому краю (25%).
Лес поступает по одинаковым ценам на переработку в целлюлозно-бумажную промышленность, для производи
164
телей которой установлены единые цены на готовую про дукцию, и в деревообрабатывающую, где на готовую продукцию установлены поясные цены. В результате Дальний Восток является убыточным (6% убытка против 20% рентабельности по РСФСР) по целлюлозно-бумаж ной промышленности (в основном из-за убыточного про изводства целлюлозы в Хабаровском крае).
По деревообрабатывающей промышленности (произ водство строительных материалов) рентабельность со ставляет 13% (против 24% по РСФСР). По этой продук ции внутри Дальнего Востока установлены территори ально-дифференцированные надбавки к поясной цене
(табл. 36).
“■ Т а б л и ц а 36
Дифференциация надбавок к поясным ценам для производителей деревянных стройматериалов по отдельным районам Дальнего Востока
Надбавки (в %) порайонам
Цена |
СВ |
1Я |
|
|
*я |
Наименование продукции IV пояса, |
м Л |
0,0. |
руб. |
О.U |
|
>>03 |
1?' |
|
|
S ч |
|
|
I ’g |
с 5 |
1<»яя
* О. Хабар1СКИЙ
Оконный |
блок . . . |
16,85 |
10 |
15 |
20 |
Дверной |
блок . . . |
9,35 |
10 |
15 |
20 |
Дифференциация этих надбавок представляется не правильной. В Амурской области производство оконных и дверных блоков убыточно (соответственно 8 и 10%), а в Хабаровском крае высокорентабельно (соответствен но 24 и 32%). Следует рассмотреть вопрос об установ лении одинаковой надбавки для этих административных единиц.
Введение нового прейскуранта цен на продукцию ма шиностроения не позволяет в настоящее время дать ха рактеристику сложившимся ценам на Дальнем Востоке. По старому прейскуранту рентабельность машинострое ния (по 13 основным видам выпускаемой продукции) была почти вдвое ниже, чем по РСФСР. Снижение с 1973 г. уровня цен в машиностроении на 12% может ослабить хозрасчетную заинтересованность в развитии этой отрасли на Дальнем Востоке, поскольку уровень
165
затрат в этом районе примерно на 13% выше средне союзного.
Об этом свидетельствуют результаты расчета удоро жания отдельных элементов затрат в условиях работы машиностроительных предприятий на Дальнем Востоке (коэффициенты удорожания определены расчетным пу тем), приведенные в табл. 37.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 37 |
Увеличение затрат на производство продукции машиностроения |
||||
по промышленности Дальнего Востока |
|
|
||
|
|
Структура |
Коэффици |
Структура |
|
|
енты удо |
||
Статьи затрат |
затрат |
рожания |
затрат но |
|
в среднем |
для Даль |
Дальнему |
||
|
|
по отрасли, |
него Восто |
Востоку |
|
|
% |
ка |
(впунктах) |
Сырье и материалы . . |
58 |
1,07 |
62,1 |
|
Топливо и |
энергия . . |
4 |
1,35 |
5,4 |
Заработная |
плата . . . |
30 |
1,20 |
36,0 |
Амортизация...................... |
4 |
1,25 |
5,0 |
|
Прочие расходы . . . . |
4 |
1,10 |
4,4 |
|
|
И т о г о . . . |
100 |
1,13 |
112,9 |
Основная причина необходимости совершенствования цен в этой отрасли состоит не в изменении общего уров ня цен для Дальнего Востока, а в том, что цена ориенти рует этот район на нерациональную специализацию по ряду производств.
В настоящее время цены на машиностроительную продукцию устанавливают на базе среднеотраслевой себестоимости. Но поскольку значительная часть продук ции машиностроения выпускается лишь на одном пред приятии, для этой продукции основой цены является ин дивидуальная себестоимость. В условиях повышенных затрат на Дальнем Востоке производство узкоспециали зированной продукции имеет среднеотраслевой уровень рентабельности, а производство продукции, выпускаемой на нескольких предприятиях страны, имеет пониженную рентабельность (табл. 38).
По узкоспециализированной продукции рентабель ность производства на Дальнем Востоке" даже выше, чем
166