Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 38

Соотношение рентабельности отдельных видов продукции в зависимости от степени специализации ее производства (1971 год)

 

 

 

Рентабельность (в % к

 

 

 

 

 

 

себестоимости)

Удельный вес продук­

 

 

 

 

по продукции

ции, производимой

 

 

 

 

производимой

только на данном пред­

Заводы

 

 

 

 

 

на нес­

приятии страны

 

общая

только на

 

 

 

 

кольких

 

 

 

 

 

 

данном

пред­

 

 

 

 

 

 

предприя­ прияти­по товарной

по прибыли

 

 

 

 

тии

ях

продукции

 

 

 

 

 

 

страны

 

 

Продмаш (г. Хабаровск)

16

 

20

5

 

77

92

Инструментальный

завод

30

 

55

24

'

22

37

(г. Владивосток) . .

 

в среднем по РСФСР:

станки

металлорежущие — соот­

ветственно 37

и

23%,

кузнечно-прессовые

машины —

35 и 23%, компрессоры — 23 и 17%,

комбайны зерно­

уборочные— 10

и 5%

(по

старому

прейскуранту).

Чем выше степень специализации производства, тем бо­ лее выгодно оно на Дальнем Востоке с точки зрения отдельных министерств. В связи с образованием хозрас­ четных объединений и снижением прейскурантных цен можно ожидать увеличения выпуска на Дальнем Востоке узкоспециализированной продукции.

С народнохозяйственной точки зрения этот процесс не всегда рационален. Выпуском ненужной району продук­ ции занимаются дефицитные производственные мощности, что приводит к необходимости завоза недостающей про­ дукции из других районов. Это увеличивает для потреби­ телей затраты на продукцию машиностроения. Продук­ ция, вывозимая в западные районы, реализуется потреби­ телям по повышенным ценам, так как учитываются транспортные расходы, и цены на узкоспециализирован­ ную продукцию строятся на базе завышенной индивиду­ альной себестоимости района. Сырье, материалы, полу­ фабрикаты везутся на расстояние в несколько тысяч километров на Дальний Восток для того, чтобы произ­ вести готовое изделие в условиях дефицита рабочей силы, повышенной оплаты труда, стоимости электроэнергии, повышенных амортизационных отчислений и отвезти об­

167


ратно в места поставки сырья, материалов и полуфабри­

катов.

Вывоз продукции машиностроения за пределы района характеризуется данными табл. 39.

 

 

Т а б л и ц а

39

Распределение продукции машиностроительных

 

 

предприятий Хабаровского края по районам страны

 

 

 

 

(в %)

 

Районы потребления

 

 

 

 

Урал,

Си­

Заводы

Дальний

Европей­

бирь,

Ка­

 

Восток

ская часть

захстан,

 

Средняя

 

 

 

 

 

 

Азия

Энергомаш .......................

4

84

12

Д альдизель......................

14

53.

33

Дальсельмаш ...................

53

32

15

Амуркабель......................

42

34

24

Для создания ценой хозрасчетной заинтересованности в выпуске на Дальнем Востоке продукции, необходимой для развития его производительных сил, требуется диф­ ференцированный подход к установлению цен на произ­ водимую в районе продукцию в зависимости от того, вывозится она из района или потребляется внутри него.

Конечная цель состоит в том, чтобы на продукцию машиностроения, потребляемую в районе, установить уровень цен, обеспечивающий предприятиям Дальнего Востока повышенную рентабельность, а выпуск продук­ ции, в значительном объеме вывозимой за пределы Даль­ него Востока, сделать менее рентабельным, чем произ­ водство продукции, необходимой для собственного раз­ вития района. В количественном выражении это означает повышение уровня цен по первой группе продукции на 5—15% и снижение цен по второй группе примерно на 13%'. Размеры изменения цен обосновываются следую­ щим.

Поскольку продукция, производимая и потребляемая на Дальнем Востоке, частично может поступить к потре­ бителям из западных районов страны, цена на эту про­ дукцию в местах потребления должна быть одинаковой с учетом различных транспортных расходов по местной

168


и завозной продукции. Это возможно в том случае, если цены для производителей Дальнего Востока будут выше, чем в основных районах развитого машиностроения на величину транспортных расходов по транспортировке продукции между ними.

Повышенные транспортные расходы потребителей района по завозимой продукции обратятся на развитие собственного машиностроения. Анализ транспортных расходов по завозу машиностроительной продукции на Дальний Восток показал, что они на 5—10% выше, чем в среднем по стране. Для практических целей можно взять усредненные транспортные расходы по доставке продукции машиностроения от Урала до Дальнего Во­ стока (дальность перевозки продукции машиностроения на Дальний Восток примерно соответствует расстоянию от Челябинска до Хабаровска).

Если исходить из хозрасчетного принципа установле­ ния повышенной зональной цены, можно использовать для ее определения коэффициенты удорожания для Дальнего Востока отдельных элементов затрат (с учетом их удельного веса). Выше таким способом было опреде­ лено удорожание себестоимости в целом по машинострое­ нию Дальнего Востока (на 13%), которое с учетом образования условий для повышенной рентабельности определяет верхний уровень зональной наценки (15%).

Установление зональной цены по этой продукции в лучшем случае сделает ее выпуск равновыгодным с производством узкоспециализированной продукции, на которую представляется целесообразным устанавливать цену строго в соответствии с технико-экономическими па­ раметрами при их оценке по среднеотраслевым затратам. Это приведет к снижению цен. Последовательная реали­ зация этого принципа требует проведения специальной разработки. Ориентировочно размер необходимого сни­ жения цен по данной продукции на машиностроительных предприятиях Дальнего Востока может быть определен в размере 13%, что характеризует рост отдельных эле­ ментов затрат.


Г л а в а V.

ГЕОГРАФИЯ ЦЕН

 

НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ

 

ТОПЛИВО

§ 1. ТРЕБОВАНИЯ К ГЕОГРАФИИ ЦЕН

Построение цен на топливо в территориальном разре­ зе — вопрос весьма сложный в силу ряда особенностей условий производства и потребления топливной продук­ ции. Издержки на добычу топлива резко различаются по районам страны, топливные ресурсы и возможности их освоения ограничены. Это вынуждает разрабатывать месторождения с повышенными затратами. Потребители топлива расположены по всей территории страны, в одних и тех же районах потребляются различные виды топлива с разными затратами на добычу (производство) и транс­ портирование, с разной теплотворной способностью, разными затратами на сжигание и т. д. В этих условиях особенно важно выработать единый методологический подход к решению вопроса о территориальной дифферен­ циации цен на топливо.

Различия в затратах на добычу топлива по отдельным районам весьма существенны. По отчетным данным в 1970 г. себестоимость добычи угля колебалась от 1 р. 33 к. за тонну (башкирские угли) до 20 р. 90 к. (сахалин­ ские угли),. Аналогичны разрывы в себестоимости добычи сырой нефти, которые достигают по районам добычи (Поволжье и Грузинская ССР) 12 раз. Соответственно различается уровень затрат на производство мазута. Соотношение минимальной и максимальной себестоимо­ сти добычи газа составляет более 20 раз. (Средняя Азия и Коми АССР.) Разработка новых месторождений приво­ дит к изменению районных соотношений затрат.

170

В общих затратах на топливо в местах его потребле­ ния значительная часть приходится на транспортные рас­ ходы. Доля транспортных расходов (включая затраты и прибыль сбытовых органов) в ценах в районе потребле­ ния составляет по нефти 28%, по газу — 44, по углю ■— 23%. В отдельных случаях затраты на транспортирование превышают затраты на добычу топлива. Так, в структуре оптовых цен промышленности на природный газ издерж­ ки сбыта и транспортировки в 1,8 раза превышают себе­ стоимость добычи, а по нефти — равны половине себесто­ имости ее добычи. При завозе угля из отдаленных райо­ нов затраты на его транспортирование могут значительно превышать цену в местах производства. Например, транс­ портирование кузнецкого угля в систему «Ленэнерго» обходится в 12 р. 43 к., в то время как цена в месте производства составляет лишь 8 р. 18 к.

Особые сложности возникают при построении геогра­ фии цен на топливо в связи с тем, что во всех крупных районах потребляется несколько видов топлива, что при­ водит к различию цен на единицу энергетической цен­ ности топлива. Колебание цен происходит из-за исполь­ зования различных видов топлива, его поставки из раз­ ных районов страны и несогласованности цен по качеству угля внутри отдельных районов добычи. Например, в сис­ теме «Ленэнерго» сводные данные за период 1967—

1968 гг.

показали следующую картину колебания цены

1 туел.

топлива (табл. 40) '.

Территориальная дифференциация стоимости энерге­ тического топлива формируется применительно ко всем видам топлива. Но это не означает, что география цен должна устанавливаться на основе средневзвешенных затрат на отдельные виды топлива по районам страны. В этом случае возникает общая убыточность угольной промышленности. В территориальном разрезе реализация угля будет рентабельной лишь в районах, расположенных восточнее Урала. Реализация восточных углей на Урале будет убыточной, так как поясная цена сложится более низкой, чем в Западной Сибири, под воздействием боль­ шого удельного веса в потребляемом топливе газа и ма­

зута (44%). В

Поволжье

реализация

восточного угля1

1 Составлено

по данным

Ленинградского

горного института

имени Г. В. Плеханова.

 

 

171


 

 

 

Т а б л и ц а 40

Колебание цен 1 туел. топлива в системе « Ленэнерго»

в зависимости от вида используемого топлива

 

Вид топлива

 

Цена 1 тп

Отношение к сред­

 

условного

ней цене всех ви­

 

 

топлива, руб.

дов топлива

Средняя цена всех видов топлива . .

2 0 -1 2

100

М а зу т ...........................................................

 

16—70

83

Г а з ................................................................

 

16—87

84

Торф фрезерны й......................................

 

18—97

94

Уголь (в среднем) .............................

 

25—31

126

Донецкий

 

25—25

125

в том числе

 

2 1 -6 7

108

марки Т ..........................................

 

г к . . . . . . . . . .

.

4 0 -9 4

203

Кузнецкий...................................................

 

2 6 -9 4

134

в том числе:

 

2 3 -6 5

118

марки ГР ......................................

 

марки Г С Ш .................................

 

28—01

139

будет более убыточной, чем на Урале, так как в топлив­ ном балансе этого района уголь занимает лишь 28%.

ВЦентральном районе доля угля в общем потреблении топлива составляет 40%. В условиях возрастающего де­ фицита топлива в европейской части СССР такая геогра­ фия цен не будет способствовать перевозкам топлива из восточных районов на Урал и в европейскую часть СССР.

При установлении географии цен на средних по рай­ онам затратах для всех видов топлива могут произойти резкие разрывы на границах ценностных зон. Например, в смежных районах — Казахстане и Средней Азии — структура баланса потребления топлива резко различна.

ВКазахстане потребление угля составляет 87%, а его цена в месте потребления — 13 р. 86 к. за 1 туел. топлива.

ВСредней Азии потребление газа составляет' 54%, а

мазута — 15%• Это дает цену на топливо в Средней Азии значительно более низкую, чем в Казахстане.

Степень выгодности реализации угля в отдельных районах будет зависеть от удельного веса потребления газа в каждом районе. Реализация, например, донецкого угля в районе его добычи станет невыгодной. При ориен­ тации цен для отдельных районов на средние затраты по всем видам топлива критерием рациональности потребле­ ния угля в том или ином районе станет не расположение района потребления по отношению к месту добычи, а

172