Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выявил четыре базисных пункта: Дзержинск, Усолье, Волгоград и Ереван. Расчет цен для базисных пунктов производился от уровня цены в Дзержинске, принятой в размере фактической прейскурантной цены. Выбор Дзер­ жинска в качестве центральной узловой точки расчетов для системы цен базисных пунктов обусловлен его боль­ шим удельным весом в объеме производства.

Транспортные связи, зоны сбыта и схема согласова­ ния зональных цен для базисных пунктов показаны соот­

ветственно на рисунках 1, 2, 3.

в

Расчет цен для базисных пунктов приведен

табл. 29.

 

Т а б л и ц а

29

Р а с ч е т ц е н б а з и с н ы х п у н к т о в п о с о д е к а у с т и ч е с к о й

( п р и и с х о д н о й ц е н е в Д з е р ж и н с к е 9 2 р у б .1 т )

 

 

 

 

 

анс-

 

 

 

^ я

 

тные

 

 

 

 

ходы

Базисные

Пункт цено-

Транспортная связь

це-

 

<v

 

пункты

раздела

до линии ценораздела зон

нораздела!

а

СО

 

зон сбыта

\

линиидо

Я

Ч

 

сбыта

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

*=(

 

 

 

 

 

Я

«

 

 

 

 

 

в;

СО

 

 

 

 

 

Н

Сх,

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

О

К

(руб./г)

Цена на линии цено­ раздела

Цена базисного пункта

Усолье

Свердловск

а)

Дзержинск —

97,8 83,2

 

 

 

Свердловск

5,8

 

 

б) Свердловск —

14,6

Волгоград

Саратов

а)

Усолье

Дзержинск —

95,8 93,5

 

 

 

Саратов

3,8

 

 

б) Саратов —

2,3

Ереван

Ростов-на-Дону

а)

Волгоград

Волгоград —

96,2 89,4

 

 

 

Ростов-на-Дону

2,7

 

 

б) Ростов-на-Дону —

6,8

 

 

 

Ереван

Цены, складывающиеся для вспомогательных произ­ водителей, расположенных внутри зон сбыта, Определя­ лись по принципу «цена в базисном пункте плюс транс­ портные расходы». Сфера действия отдельных базисных пунктов для производителей определялась на основе ми­ нимальной суммы цены в базисном пункте и транспорт­ ных расходов от базисного пункта до места расположе-

146


Рис. 1. Основные транспортные связи по соде каустической

Рис. 2. Зоны сбыта соды каустической

Условные обозначения:

| 92.0 | цены в базисных пунктах

С97,8~) — уровень цен на границах зон сбыта

Рис. 3. Схема определения цен базисных пунктов соды каустической


ния вспомогательного производителя. Расчет этих цен приведен в табл. 30.

Т а б л и ц а 30

Р а с ч е т ц е н б а з и с н ы х п у н к т о в д л я

Пункты производства

Базисный

пункт

Новомосковск

Дзержинск

Чапаевск

»

Уфа

»

Чебоксары

 

Кемерово

Усолье

Днепродзержинск

Волгоград

Сумгаит

Ереван

в с п о м о г а т е л ь н ы х п р о и з в о д и т е л е й

(руб./г)

Расстояние от пункта произ­ водства до ба­ зисного пунк­ та, к м

Транспортные расходы

Цена базисно­ го пункта

Расчетная цена в месте производства

635

2,9

92,0

94,9

789

3,5

92,0

95,5

1 289

5,6

92,0

97,6

514

2,6

92,0

94,6

1 764

7,6

83,2

90,8

945

4,1

93,5

97,6

672

3,1

89,4

92,5

Эти цены условны, поскольку расчет производится при поставке продукции (как из базисного пункта, так и из места нахождения вспомогательного производителя) по цене ближайшего для потребителя базисного пункта плюс транспортные расходы от этого пункта по основно­ му виду транспорта. Если сбыт продукции будет осуще­ ствляться посреднической (сбытовой) организацией, она может рассчитываться с производителями по этим ценам.

На основе территориальной дифференциации цен, складывающейся в местах потребления при использова­ нии цен базисных пунктов, были построены поясные це­ ны франко-станция назначения. С учетом того, что при этом виде географии цен разрыв между крайними значе­ ниями цен в укрупненных районах потребления составил 27 руб. (минимальный уровень — 84 руб., максималь­ ный— 111 руб.), разница между поясами была принята

в размере 5 руб. Это позволило

построить пять поясов.

I —

90 руб. — 6 районов

II —

95

»

•— 17 районов

III — 100

»

— 21

район

IV— 105

»

— 2

района

V — ПО

»

— 2

района

150


При шести вариантах территориальной дифференциа­ ции цен для потребителей, цены для производителей бы­ ли построены тремя способами: единые по стране, инди­ видуальные, цены базисных пунктов. Их сопоставление приведено в табл.31.

Т а б л и ц а 31

С о п о с т а в л е н и е ц е н в м е с т а х п р о и з в о д с т в а п р и р а з л и ч н ы х в а р и а н т а х п о с т р о е н и я г е о г р а ф и и ц е н

 

 

Цены, руб./т

 

Места производства

единые

индивидуальные

цены базисных

 

пунктов

Усолье

92

56

83

Новомосковск

92

69

95

Кемерово

92

70

91

Дзержинск

92

71

92

Ереван

92

95

89

Волгоград

92

99

94

Чапаевск

92

103

96

Днепродзержинск

92

115

98

Уфа

92

126

98

Сумгаит

92

188

93

Чебоксары

92

196

95

Из табл. 31 видно, что география цен в местах произ­ водства при ценах базисных пунктов занимает промежу­ точное положение между едиными ценами франко-стан- ция отправления и индивидуальными расчетными цена­ ми. Хотя различия между едиными ценами и ценами ба­ зисных пунктов незначительны (что объясняется для данного случая высокой стоимостью весовой единицы со­ ды каустической, при которой воздействие транспортно­ го фактора даже при его большом абсолютном значении относительно цены невелико), методологически (а для товаров с большим удельным весом в цене транспортных расходов — практически) они имеют существенное значе­ ние. География цен в местах производства при ценах ба­ зисных пунктов в отличие от единой цены франко-стан- ция отправления имеет территориальную дифференциа­ цию, которая, в отличие от индивидуальных расчетных цен (или возможного варианта зональных, поясных или групповых цен), строится не на различии лишь затрат сферы производства, а на различии в пространстве сово­ купных затрат сферы производства и обращения.

151


Результаты сопоставления разных видов цен свиде­ тельствуют о том, что из всех рассмотренных способов построения географии цен наиболее предпочтительны цены базисных пунктов. Они обеспечивают:

соответствие цен территориальной дифференциации стоимости;

постоянство цен в местах потребления; объективный характер дифференциации цен для заво-

дов-производителей; рационализацию транспортных связей, не связанную

с организацией централизованного перерасчетного центра.

Вторым по значимости вариантом можно считать по­ ясные цены франко-станция назначения, построенные на основе системы цен базисных пунктов, которые имеют следующие положительные качества по сравнению с остальными вариантами:

более близки к территориальной дифференциации стоимости;

несмотря на то, что разница между поясами построе­ на на различии транспортной составляющей, одновремен­ но учитывается и объективное различие цен для произ­ водителей;

общая линия движения поясных цен охватывает все районы потребления так, что ни один из них не выпадает из единой схемы;

метод в целом более прост, чем вариант цен базисных пунктов.

Следовательно, для данного продукта целесообразно введение упрощенной формы цен базисных пунктов — ва­ риант поясных цен франко-станция назначения, постро­ енных на основе цен базисных пунктов. Этот метод наи­ более отвечает общим требованиям территориальной дифференциации цен применительно к рассматриваемо­ му товару.

§5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕН В ОТДЕЛЬНОМ РАЙОНЕ

Вданной работе рассмотрены возможные направле­ ния совершенствования цен в отдельных отраслях тяже­ лой промышленности Дальнего Востока, поскольку в на­

стоящее время особенно актуальным является ускорен­

152

ное развитие производительных сил Дальневосточного района.

Высокие издержки производства или повышенные за­ траты сферы обращения, отражающие индивидуальную стоимость, имеются на отдельных предприятиях во всех районах страны. Для Дальнего Востока повышенные из­ держки в большинстве случаев носят объективный харак­ тер, основываясь на региональном уровне общественной стоимости. Для района характерно наличие благоприят­ ных природных ресурсов, особенно в добывающих отрас­ лях промышленности. Но производство осуществляется в неблагоприятных климатических условиях. Около 85% территории Дальнего Востока относится к районам Севе­ ра СССР. Наиболее неблагоприятно на формировании региональной стоимости проявляется воздействие транс­ портного фактора. Основная масса поставляемых грузов перевозится (железнодорожным транспортом) на рас­ стояние, в 2,6 раза превышающее среднюю дальность пе­ ревозки по СССР, в том числе по черным металлам и нефтегрузам — в 3,5 раза, по химическим товарам и мине­ ральным удобрениям — в 4,7 раза.

В тяжелой промышленности Дальнего Востока лишь 23% выпускаемой продукции (по числу наименований) имеет объем среднеобластного производства выше 75% среднеобластного объема производства по РСФСР (а 45% выпускаемой продукции — менее 25%). Это приво­ дит к росту затрат по продукции, выпускаемой на Даль­ нем Востоке.

Влияние ценностного фактора на формирование уров­ ня региональных затрат зависит от территориальной дифференциации цен. Наиболее просто его воздействие можно проследить при ценах франко-станция назначе­ ния, характеристика которых для Дальневосточного района приведена в табл. 32, составленной выборочно по отдельным товарам. .

Стимулирование ускоренного развития района воз­ можно обеспечением при помощи цен более высокого, чем в других районах, уровня рентабельности для произ­ водителей или же<установлением пониженных цен (отно­ сительно реальных затрат или цен для других районов) на потребляемую в районе продукцию. Эти требования частично противоречивы, поскольку значительная часть производимой продукции имеет внутрирайонное потреб-

6 В. И. Торбин

153