Файл: Бирзниекс, Л. В. Импульсные преобразователи постоянного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
Средние значения токов прерывателя |
П |
и диода |
Д |
во |
всех чй- |
гырех рассматриваемых схемах (рмс. 4-1,а |
н |
б и 5-1,а |
и б) |
одина |
|
ковы. |
|
|
|
|
|
Проведенный в данной главе анализ |
основных |
характеристик |
импульсных преобразователен с выходным напряжением регулируе мым выше и ниже входного, а также ряд дополнительных исследо ваний по сравнению пульсаций токов и напряжений при разных спо собах регулирования дают возможность сделать следующие выводы:
1. Регулирование выходного напряжения импульсного преобразо вателя ниже п выше напряжения источника питания может быть осуществлено в схемах, где накопительная индуктивность подключе на параллельно источнику питания, а накопительная емкость — па раллельно нагрузке или последовательно с нагрузкой (рис. 5-1,а и б). В обоих случаях среднее значение выходного напряжения равно
среднему значению |
напряжения на |
накопительном конденсаторе. |
2. Схемы с параллельным и последовательным накопительным |
||
конденсатором (рис. |
5-1,а, б) имеют |
в основном одинаковые харак |
теристики регулирования (зависимости средних значений токов и напряжений от коэффициента заполнения импульсного цикла). Отли чие между этими схемами заключается в том, что в схеме с парал лельной емкостью (рис. 5-1,а) среднее значение тока накопительной индуктивности равно сумме средних значений тока источника пита ния и тока нагрузки (5-4), а в схеме с последовательной емкостью (рис. 5-1,6) это значение равно только току источника питания
(5-5).
В схеме с параллельным конденсатором выходное |
напряжение |
|||
является непрерывной, а в схеме с последовательным |
конденсато |
|||
ром — прерывистой функцией времени. |
|
|
||
3. |
Максимальное среднее |
значение, |
до которого можно повы |
|
сить |
выходное напряжение |
импульсного |
преобразователя, так же |
как для схем с повышенным напряжением' (рис. 4-1,а, б), опреде ляется выражением (4-11). Основное отличие между характеристика ми регулирования выходного напряжения схем, рассмотренных в гл. 4 и 5, заключается в том, что максимальные значения выход ного напряжения для схем настоящей главы имеют место при боль ших значениях коэффициента заполнения [выражения (4-10) и (5-13),
а также рис. 4-4; 4-5 и 5-4].
4. Внешние характеристики импульсного преобразователя так же, как для схем, рассмотренных в гл. 4, становятся мягче по мере увеличения выходного напряжения (рис. 5-5).
5. Рассмотренные схемы на рис. 5-1,а и б могут быть использо
ваны для рекуперативного, рекуперативно-реостатного и реостатного торможения двигателей постоянного тока. Если по коммутационным условиям на коллекторе э. д. с. двигателей не должна превысить определенную величину, то процесс импульсного торможения (с пол ным током возбуждения) должен быть осуществлен при коэффици
ентах заполнения, |
больших определенной |
минимальной величины |
|
(в примере, результаты которого |
показаны |
на рис. 5-7, при у>0,5). |
|
6 . Рассматриваемые схемы с пониженным и повышенным выход |
|||
ным напряжением |
(рис. 5-1,а, б) |
могут |
быть использованы для |
управляемого импульсного рекуперативного торможения по заданно му неизменному значению тормозного тока и в тех случаях, когда в начале процесса торможения входное напряжение (напряжение ге
нерирующей машины) |
больше напряжения |
приемника |
энергии |
(рис. 5-8). Начальный |
коэффициент заполнения |
при этом |
необходи |
119
мо выбрать с учетом допустимой э. д. с. на коллекторе генерирую щей машины и допустимого тока приемника энергии.
7. Пульсации тока накопительной индуктивности Д/ы » и напря
жения |
на накопительном конденсаторе ДПсо* (отнесенные к |
базис |
|
ным величинам U и Іо) для обеих рассматриваемых схем (рис. |
5-9,о; |
||
5-10,а) |
могут быть определены по таким же выражениям |
(4-19) — |
|
(4-22), |
как для схем с повышенным напряжением (рис. 4-9,а; |
4-10,а). |
8 . Схемы с пониженным и повышенным выходным напряжением
имеют такой же характер изменения пульсаций в процессе регули рования, как схемы с повышенным напряжением. Однако при оди наковых исходных данных в схемах рис. 5-9,а и 5-10,а пульсации токов и напряжений больше, чем в схемах на рис. 4-9,а и 4-10,а (при
всех способах регулирования).
9. Для рассматриваемых схем (рис. 5-9,а и 5 -1 0 ,а) действитель ны выводы 8 , 9, 10 и 11, сформулированные в гл. 4 для схем
рис. 4-9,а; 4-10,а.
10.Пульсации тока источника питания А/* при первых трех спо собах регулирования определяются по таким же выражениям, как пульсации тока нагрузки, если з них заменить период собственных колебаний выходных элементов Тф о периодом собственных колеба
ний входного фильтра 7'ф.
11.При первом и третьем способах регулирования пульсации тока источника питания Л /. и напряжения на входной емкости ДUc»
максимальны при у —Ѵыакс. При втором способе регулирования мак
симум Д/* существует при ѵ = Ѵ«ив. а пульсации напряжения AUc не зависят от у. При четвертом способе регулирования пульсации
тока источника питания также являются постоянными и их величи
на определяется отношением периодов собственных колебаний
Тф о/Тф.
12.Пульсации входного тока и напряжения, а также параметры входного фильтра в схемах, показанных на рис. 5-1,а, б и 4-1,6, мо гут быть определены по одинаковым выражениям. Это обусловлено тем, что амплитуды импульса тока, потребляемого от входного фильтра, для упомянутых схем равны.
13.Для сравнения максимальных значений пульсаций тока на грузки напряжения на накопительном конденсаторе и тока накопи тельной индуктивности при рассматриваемых способах регулирования
действительны такие же выражения, как для схем рис. 4-9,а и 4-10,а. 14. Отношения максимальных значений пульсаций тока источника питания Д/манс* при разных способах регулирования совпадают с соответствующими отношениями максимальных значений пульсаций
тока нагрузки Д/о маис».
15. Как следует из сравнения максимальных значений пульсаций тока нагрузки Д/оыакс* и тока источника питания Л /Иакс», при хСумпн минимальные пульсации могут обеспечить первый и четвер тый способы регулирования, а при к > у Мнп — только четвертый спо соб регулирования. Первый способ имеет меньшие пульсации, чем
второй при ■/.<■/іі2 = У УмаксУшшТретий способ может обеспечить
меньшие пульсации, чем второй, если
, |
___ 1I |
I м ак а |
у г - -----------;---------- |
* |
х 3 2 — 1 |
V |
' Т м а к о Т м н н • |
1ІМІШ
16.Как показывает сравнение максимальных пульсаций напря
жения на емкости |
входного фильтра Д і / с м а к с . при ч-Сумпп, |
пульса |
ции минимальны |
при первом, втором и четвертом способах |
регули- |
120
роваиня, а при у»пш <к<умакс— при втором |
и четвертом способах |
||||
регулирования. |
|
|
|
|
|
17. |
Из |
приведенного |
сравнительного |
анализа |
пульсации токов |
и напряжений |
при разных |
способах регулирования |
следует, что |
||
с целью обеспечения минимальных пульсаций при заданных пара |
|||||
метрах |
схемы |
(или -наименьшие параметры индуктивностей и емко |
|||
стей при заданных величинах пульсаций) для схем на рис. 5-1,а, б |
|||||
могут быть - рекомендованы: |
|
|
|
||
при х<умпн — первый способ регулирования; |
|
||||
при х>уинп — четвертый способ регулирования. |
|
||||
Г л а в а ш е с т а я |
|
|
|
||
ИМПУЛЬСНОЕ РЕОСТАТНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ |
|
||||
ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО |
ВОЗБУЖДЕНИЯ |
Импульсные преобразователи могут быть использованы для регулирования напряжения машин постоянного тока ( в частности, тяговых двигателей последовательного возбуждения) не только в двигательных режимах, но и в режимах электрического торможения. При этом им
пульсные |
преобразователи (регуляторы |
напряжения |
|||
в якорных цепях) |
обычно используются |
в |
зоне |
низких |
|
скоростей, |
когда э. |
д. с. генерирующих |
машин |
меньше |
э. д. с. приемника энергии (аккумуляторной батареи или контактной сети) [Л. 19]. Для электрического торможе ния при больших скоростях, тсогда необходимо ослабить поле генерирующих машин, могут быть предусмотрены специальные регуляторы независимого или последова тельного возбуждения.
Однако это связано с установкой дополнительного электрооборудования и с определенным усложнением силовой -схемы. При этом усложняется также схема управления приводом, так как в процессе торможения при уменьшении скорости необходимо обеспечить плав ный переход от регулятора возбуждения к регулятору напряжения.
Поэтому большой практический интерес представля ют схемы, которые позволяют управлять процессом тор можения во всем диапазоне скоростей (включая зону ослабления поля и зону уменьшения тока якоря для ограничения напряжения между коллекторными пласти нами) .
■В настоящей главе рассмотрен один из вариантов такой схемы для импульсного реостатного торможения (рис. 6 -1,а), где В0 —э. д. с. генерирующих машин; Дт—
121
тормозной резистор, Rn, Rn — омические сопротивления цепей якоря и возбуждения; Ln, Lu—индуктивности це пей якоря и возбуждения.
Омические сопротивления Rn, Rn и индуктивности Ln. Lв представляют собой сопротивления и индуктивности соответствующих обмоток. В общем случае в них, вхо дят также сопротивления и индуктивности дополни тельных резисторов и дросселей, если такие применяют ся. При этом, как показывают исследования [Л. 10, 14], пульсации тока возбуждения тяговых двигателей при
г1
Ф
Рис. 6 -1 . Принципиальная схема импульсного реостатного торможе
ния |
двигателя постоянного тока |
последовательного возбуждения |
(о) |
и упрощенные диаграммы тока |
тормозного резистора при у —0 .1 |
и 0,5 (б). |
|
достаточно высокой частоте (свыше 200 Гц) практиче ски не зависят от величины магнитного потока и поэто му в расчетах необходимо учесть только индуктивность рассеяния обмоток возбуждения.
6-1. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ
Показанная на рис. 6-1,а схема может иметь ряд моди фикаций, которые обладают различными характеристи ками регулирования и имеют различные зависимости пульсаций токов якоря и возбуждения от коэффициента заполнения.
' Так, в частности, в схеме на рис. 6-1,а дополнитель ный резистор может быть включен в следующие цепи:
цепь якоря 4— 1 (эквивалентно увеличению сопротив
ления Rn),
цепь прерывателя 3—4,
122
цепь возбуждения І—3 (эквивалентно увеличению со противления Ra),
цепь 1—2, цепь вентиля, шунтирующего обмотку возбуждения
3—2.
Рассмотрим первый вариант. Увеличение сопротивле ния Rn (и соответствующее уменьшение сопротивления тормозного резистора R^) равноценно подключению об
мотки возбуждения с последовательным |
прерывателем Я |
к части тормозного резистора R-r. При |
этом необходи |
мо увеличить емкость коммутирующего конденсатора прерывателя, так как последний заряжается до меньше го напряжения. Поэтому при наличии прерывателя, осу ществляющего регулирование напряжения машины в двигательном режиме и рассчитанного на ее полное напряжение, применение схемы, в которой прерыватель подключен на меньшее напряжение, нерационально. Однако основной недостаток схемы с увеличенным со противлением в цепи якоря заключается в том, что при этом расширяется зона торможения с падающим тор мозным током in и, следовательно, падающим тормоз ным моментом на низких скоростях.
Это обусловлено тем, что после полного открытия прерывателя (при у = 1 ) ток якоря ія по мере уменьше ния э. д. с. машины Е0 падает. При большем сопротив лении Rn такой режим начинается раньше, т. е. при большей скорости вращения машины. Таким образом, торможение па низких скоростях получается малоэф фективным. При этом поддержание тормозного тока ія> (тормозного момента) на необходимом уровне может быть обеспечено только регулированием величины со противления Rn, что приводит к необходимости установ ки дополнительной регулировочной аппаратуры и услож няет процесс управления торможением.
При втором варианте включение дополнительного резистора Rn в цепи прерывателя П (цепь 3—4 на рис. 6 -1 ,а) также расширяет зону торможения падаю щим током на низких скоростях.
Однако при этом можно получить более пологую за висимость среднего значения тока возбуждения / в от коэффициента заполнения у.
Как показывает проведенный ниже анализ основных характеристик регулирования при малом сопротивлении цепи возбуждения Ra, небольшое изменение. коэффици
123