Файл: Бирзниекс, Л. В. Импульсные преобразователи постоянного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ента заполнения у соответствует значительному изме нению среднего значения тока возбуждения / в. Это может вызвать определенные затруднения при создании достаточно чувствительной системы автоматического управления процессом торможения. Поэтому в ряде случаев в цепи прерывателя или обмотки возбуждения целесообразно включить небольшое дополнительное сопротивление.
Однако можно показать, что влияние Яа и Яв на за висимость In=f(y) одинаково только при у=1. При ма лых значениях у, т. е. именно в той области, где необ ходимо уменьшить крутизну нарастания тока возбужде ния, влияние Ra значительно меньше, чем влияние сопротивления цепи возбуждения Яв. Это обусловлено тем, что при малых значениях у резистор Яа в цепи прерывателя подключен только короткое время, а сопро тивление Яв находится в цепи возбуждения весь им пульсный цикл. Поэтому для получения более пологой зависимости /B= f(у) целесообразнее увеличить сопро тивление цепи возбуждения Яв (третий вариант). Вы званное этим некоторое увеличение пульсаций тока воз буждения, как это показано ниже, во многих практиче ских случаях оказывается допустимым, так как пульса ции тока возбуждения часто значительно меньше пуль сации тока якоря. Кроме того, пульсации тока возбуж дения могут быть уменьшены включением небольшого резистора Яі в цепи I— 2 (четвертый вариант). Этот резистор способствует также возрастанию тока возбуж дения при самовозбуждении в начале торможения.
Включение резистора Яр. в цепь шунтирующего дио да Д (пятый вариант) также позволяет получить более пологую зависимость /в= /(у). По сравнению с увеличе нием сопротивления Яв цепи возбуждения здесь имеет
ся то |
преимущество, что в конце регулирования (при |
у = '1 ) |
ток возбуждения практически достигает величины |
тока якоря.
Поэтому наибольший практический интерес пред ставляет возможность включения дополнительных рези сторов в цепь возбуждения 1—3, в цепь 1—2 и в цепь шунтирующего вентиля 3—2 , т. е. последние три вариан та. Первые два варианта — увеличение сопротивления Яя цепи якоря и включение дополнительного резистора в це пи прерывателя, в настоящей работе подробно не рас сматриваются.
124
Схема с упомянутыми тремя дополнительными рези сторами показана на рис. 6 -2 .
Если пренебречь пульсациями токов »коря и возбуж дения, то в интервале времени уТ, когда прерыватель находится в проводящем состоянии (см. рис. 6 -2 ,6 ),
в) |
3) |
Рис. 6-2. Принципиальная схема импульсного реостатного торможе ния двигателя последовательного возбуждения с дополнительными тормозными резисторами (а); б -— то лее для интервала времени уТ, когда прерыватель П находится в проводящем состоянии; в — то же для интервала (/—у)Т , когда прерыватель /7 разомкнут; г — диа граммы токов и 'напряжений прерывателя П и диода Д.
через прерыватель протекает |
ток Jno = h |
и к диоду Д |
приложено обратное напряжение |
|
|
НдО= (/д |
І в ) Я ч . |
(6-1) |
В интервале (1—у) Т, (см. рис. 6-2,в), когда преры ватель П разомкнут, к нему приложено прямое напря жение
U no — ІяД т 4-^В-^Д, |
(6-2) |
а через диод Д протекает ток /до = /в.
Соответствующие этому расчетные диаграммы пока заны на рис. 6-2,г. На основе этих диаграмм согласно
125
( 1 -2 1 )— (1-28) можно определить |
средние значения то |
ков, напряжений и сопротивлений |
в схеме замещения |
Лі—у/цО —
Я II |
т |
о |
II |
7 |
и |
- |
Зя |
||||
|
е |
|
|
|
|
ид—yUriß—у (/я--/в) Яті
=(1—у) ^ по= (1—y) (ЯгЯт+ 1вЯд);
„ |
/в |
__ 1— YIвЯг + IA . |
||
Рц |
|
Y |
/. |
|
„ _ |
/д |
_ |
Y |
(/«— /„) Ят |
Рд |
|
1— Y |
/„ |
(6-3) (6-4) (6-5) (6 -6 )
(6-7)
(6 -8 )
Расчетная схема для средних значений токов и на пряжений показана на рис. 6-3. Из этой схемы следует, что
/і = /я - /в |
(6-9) |
и |
|
/ т = / я /п = / я — уів- |
(6 - 10 ) |
Согласно второму закону Кирхгофа по контуру 1— 3—2—1 схемы замещения рис. 6-3 можно составить урав нение
/ пЯп + / др « + / , Я д — Л Я і = 0, |
(6 - 11 ) |
из которого с учетом (6-4), (6-9) получим:
yRт + R\ |
г |
( 6- 12) |
|
»— fRT+Ra + R, + il - ^ R n |
'«■ |
||
|
Аналогичное выражение можно получить из уравне ния по контуру 1—3—4—2—1 (рис. 6-3):
/„Яв + /при—/тЯт—/ іЯі = 0. |
(6-13) |
Сопротивления дополнительных резисторов Яв, Яі и Яд целесообразно выразить в относительных единицах по отношению к сопротивлению основного тормозного ре зистора Ят. Следовательно,
/ _________y+ Ri*_______ г |
(6-14) |
|
в ~ Ѵ + Я ,. + Яи + ( 1 - 7 ) |
'* * ’ |
|
где Яв* = Яп/Ят; Яі*=Яі/Ят; ЯД* = ЯД/ЯТ.
126
Отношение тока возбуждения к току якоря, т. е. ко эффициент ослабления поля возбуждения машины, опре деляется іпо формуле
О_ _ / П _____________ Т + |
__________ |
(6-15) |
||||
° |
I я |
Y + |
+ |
Ri* + |
( 1 — Y) Rr* |
|
Влияние |
сопротивлений |
дополнительных |
резисторов |
|||
Rл*, RI*; |
Яд* |
на зависимость |
ß=/(y) показано на |
рис. 6-4—6-7. Так, в частности, на рис. 6-4 приведены
кривые |
при |
разных |
|
сопротивлениях |
резистора Яв* и |
|||||||
7?і*= 0, /?д* = 0. Как следует из кривых, |
путем увеличения |
|||||||||||
RBt можно получить более |
|
|
|
|||||||||
пологую |
|
зависимость |
|
ß= |
|
|
|
|||||
— f{y), |
но при этом |
умень |
|
|
|
|||||||
шается |
|
максимально |
|
воз |
|
|
|
|||||
можная величина коэффици |
|
|
|
|||||||||
ента |
ослабления |
ß. |
|
|
|
|
|
|
||||
Влияние R1* на зависи |
|
|
|
|||||||||
мость |
ß= f(y) показано |
на |
|
|
|
|||||||
рис. 6-5. Приведенные там |
|
|
|
|||||||||
кривые рассчитаны по (6-15) |
|
|
|
|||||||||
при Rд* = 0 ; |
Яв* —0 , 1 |
|
и раз |
Рис. 6-3. Схема замещения для |
||||||||
личных |
|
значений Яі*. Как |
определения средних значений |
|||||||||
видно из этих кривых, путем |
токов |
и |
напряжений. |
|||||||||
увеличения Ri* тоже можно |
|
|
|
|||||||||
получить более пологие ха |
|
|
|
|||||||||
рактеристики ß= f(y), одна |
|
|
|
|||||||||
ко при |
этом |
увеличивается |
|
|
|
|||||||
минимально |
возможная |
ве |
|
|
|
|||||||
личина коэффициента ослаб |
|
|
|
|||||||||
ления поля |
ß. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Влияние Яд* в цепи шун |
|
|
|
|||||||||
тирующего диода |
показано |
|
|
|
||||||||
на рис. 6 -6 , где кривые рас |
|
|
|
|||||||||
считаны |
при Яі* = 0 ; |
Rb* — |
|
|
|
|||||||
= 0 , 0 2 |
и различных значени |
|
|
|
||||||||
ях Яд*. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Как следует из этих кри |
Рис. 6-4. Зависимости коэффи |
|||||||||||
вых, увеличение Яд* обеспе |
циента ослабления поля возбуж |
|||||||||||
чивает более |
пологую зави |
дения ß от коэффициента за |
||||||||||
симость |
|
ß= f(y)- |
По сравне |
полнения у при разных относи-' |
||||||||
нию |
с |
увеличением |
сопро |
тельных |
величинах сопротивле |
|||||||
ния |
цепи возбуждения R n * и |
|||||||||||
тивления |
резистора |
в |
цепи |
|||||||||
R i * = |
0, ^ д . = 0. |
127
1,0
о о,г о,ч о,в 0,8 w
Рис. 6-5. То же, что па рис. 6-4, но при R n .= 0 ,l и разных ве личинах R I».
возбуждения /?в* (рис. 6-4) здесь имеется то преимуще ство, что в конце регулиро вания (при у = 1 ,0 ) ток воз буждения практически до стигает величины тока яко ря, Незначительное отличие между этими токами обу словлено лишь собственным небольшим сопротивлением обмоток возбуждения (на рис. 6 - 6 і?в* = 0 ,0 2 ).
Влияние iüi* в этом слу чае показано на рис. 6-7 при
і?д* = 0,1 |
и |
#в* = |
0,02. |
Это |
|
влияние |
практически |
мало |
|||
отличается |
от влияния R і* |
||||
на |
характеристике ß = f(y) |
||||
при |
увеличенном |
сопротив |
|||
лении резистора в цепи |
воз |
||||
буждения |
|
(рис. 6-5). Здесь |
также возрастает минималь но возможная величина ко эффициента ослабления по ля и в ряде случаев трудно обеспечить необходимый диапазон регулирования.
|
6-2, ОСНОВНЫЕ |
|
|
|
|
Рис. 6-6. Зависимости коэффи |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
|
||
РЕГУЛИРОВАНИЯ |
|
|
|||
циента ослабления поля воз |
Зависимости |
средних зна |
|||
буждения 'ß от коэффициента |
|||||
заполнения у при разных вели |
чений |
токов |
от |
коэффици |
|
чинах Рд„ и R і„=0, Р „. = 0,02. |
ента |
заполнения |
у |
соглас |
|
|
но (6-3), (6-4), (6-9), |
(6-10) |
|||
и (6-14) могут быть определены по выражениям |
(6-14), |
||||
(6-16) — (6-19), которые сведены в табл. |
6-1. |
|
|
Эти выражения удобно использовать в случаях, когда ток цепи якоря /я в процессе торможения поддерживает ся постоянным. Такой способ регулирования тормозного процесса может быть реализован на двигателях, которые в пределах рабочих скоростей не имеют ограничений по напряжению между пластинами коллектора. Однако для многих тяговых двигателей, применяемых в настоящее Бремя, эти ограничения необходимо учесть.
128
Как известію [Л. 48], .по мере уменьшения тока воз буждения (при заданных напряжении и токе якоря) вви ду искажения поля машины (в результате действия по тока реакции якоря) напряжение между пластинами кол лектора увеличивается. Это отражается, например, вы ражением (22) в [Л. 87]
еп = |
aJJя |
^ 1 -]— ~ |
^ ,(6-20) |
|
||
где ем—напряжение между |
|
|||||
коллектор ными |
пластина- |
|
||||
ми; |
Un — напряжение яко |
|
||||
ря; |
di, |
а%— коэффициенты, |
|
|||
зависящие |
от |
параметров |
|
|||
двигателя |
и компенсацион |
|
||||
ной |
обмотки. |
из этого вы |
|
|||
Как |
видно |
Рис. 6-7. То же, что на рис. 6 -6 , |
||||
ражения, |
при |
уменьшении |
но при 7 ? д . = 0 , 1 и разных ве |
|||
тока |
возбуждения, |
которое |
личинах R I*. |
|||
необходимо для ограничения |
скоростях, отношение /я//в |
|||||
напряжения Un на |
высоких |
и, следовательно, величина ем возрастают.
Поэтому для торможения при высоких скоростях не обходимо уменьшить также ток якоря, сохраняя отноше ние /я//в, т. е. коэффициент ослабления поля ß= /B/Ai, в допустимых пределах.
При этом за допустимое минимальное значение ко эффициента ослабления поля при торможении ориенти ровочно можно принять соответствующее значение ß в двигательном режиме.
Например, для тяговых двигателей типа УРТ-110 электропоезда ЭР^2 и двигателей типа РТ-113 электро поезда ЭР-22 эта величина равна соответственно 0,5 и примерно 0,3.
Снижение тока якоря на высоких скоростях может быть осуществлено при помощи разных дополнительных устройств регулирования. Однако для импульсного рео статного торможения ото рассматриваемой схеме рис. 6-2,а может быть предложен способ регулирования при постоянном среднем значении тока основного тор мозного резистора / т= const. При этом в зависимости от коэффициента заполнения у изменяются как ток возбуж дения, так и ток якоря.
9—271 |
129 |