Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
производством сама по себе не представляла бы никаких трудностей и не требовалось бы разработки специальной си стемы мероприятий воздействия со стороны целого на отдель ные его составные части. Между тем известно, что государ ство разрабатывает стройную систему мер экономического воздействия на производственную деятельность предприятий.
Ограничительный характер экономической обособленности состоит в том, что социалистические предприятия не решают вопросов открытия и закрытия производства, изменения и определения профиля производства, являются «владельцами», а не собственниками средств производства, поэтому облада ют ограничительным правом распоряжения средствами про изводства. Ограниченность или границы обособленности пред приятий, их взаимоотношения с обществом и между пред приятиями различны, и они строго регламентированы юриди ческими актами государства. Посколькуэкономическое обо собление при социализме строго ограничено и происходит в рамках единства всего общественного процесса производст ва, то мы вправе утверждать, что социалистическим государ ственным предприятиям присуща только - некоторая относи тельная экономическая обособленность, которая и составля ет специфическую черту общественной собственности на сред ства производства при социализме. t
Наличие относительной экономической обособленности оказывает определенное влияние на положение производст венных коллективов и отдельных работников в планомерном движении общественного производства, определяет методы, способны и формы управления общественным производством и организации экономического стимулирования последнего.
Общественное разделение труда как материальная осно ва товарного производства и наличие некоторой относитель ной экономической обособленности обусловливают наличие и сохранение товарно-денежных отношений при социализме. И никак нельзя согласиться с утверждением, что «товарные от ношения при социализме существуют не потому, что социали стические предприятия представляют собой обособленных производителей. Наоборот, специфическая самостоятельность социалистических предприятий, придающая им известные чер ты обособленности, сама является результатом существова ния товарных отношений»9. Причины же сохранения товарноденежных отношений, по их мнению, обусловливаются «необ ходимостью материального стимулирования»10. С данным объяснением обособленности и причин сохранения товарноденежных отношений нельзя согласиться, ибо здесь причины выдаются за следствие, а следствие за причину.
9 «Политическая экономия. (Социализм — первая фаза коммунистиче ского способа производства)». М., «Мысль», 1969, стр. 86.
10 Там же, стр. 88.
64
Поскольку при социализме планомерное движение обще ственного производства и продукта труда осуществляется с использованием товарно-денежных отношений, то в экономи ческой литературе получила широкое распространение тео рия о двух формах производственных связей общественного производства (подразумевая формы движения): главных, так называемых прямых, или безэквивалентных, и дополнитель ных, косвенных, товарных, т. е. эквивалентных. При этом, не редко допускается противопоставление административного, централизованного руководства народным хозяйством, ис пользующим якобы только прямые, без.эквивалентные связи, развитию инициативы и творческому почину отдельных пред приятий, использующих косвенные связи.
Естественно, что такое противопоставление недопустимо. Централизованное руководство хозяйством есть плановое, вся хозяйственная деятельность социалистических предприя тий Происходит на основе народнохозяйственного плана, и при народнохозяйственном планировании центральные органы ис пользуют стоимостные категории или так называемые эко номические рычаги. Противопоставление стоимостных по
казателей натуральным, по нашему мнению, |
необосно |
ванно. Как стоимостные, так и натуральные |
показатели |
есть экономические категории, поскольку как те, так и другие выражают общественные экономические отношения и являются важнейшими составными частями механизма плано мерного движения общественного производства при социализ ме. На стадии социализма, поскольку сохраняются товарноденежные отношения и действует закон стоимости, планомер ное движение экономики осуществляется посредством не толцко одних вещественно-натуральных, но также и стои мостных категорий. Но это не означает, что товарно-денежные отношения составляют какую-то особую, непланомерную фор-' му производственной связи функционирования социалистиче ской экономики. Общественное разделение труда при соци ализме в противовес капитализму есть разделение труда вну три как бы единого процесса производства, осуществляемого одним производителем. При этом отдельные производители общественного процесса труда не оторваны друг от друга, как это имеет место при капитализме, и значительно меньше свя заны между собой производством продукта и его обменом на началах эквивалентности, т. е. как товаров в полном смысле этого слова. Следует помнить выводы К. Маркса, что только в условиях частной собственности в качестве стоимости они (т. е. товары) представляют лишь отношения людей в их производственной деятельности и, поскольку частный труд в этих условиях может получить признание труда общественно го только через рыночный обмен на основе эквивалентности.1
11 См. К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 23, стр. 80—93.
3 Г. С. Щербаков |
65 |
Общественная собственность на средства производства, ее движение порождают планомерность всех экономических про цессов, и планомерное развитие народного хозяйства высту пает как экономический закон.
Сама же планомерность — движение социалистической экономики — осуществляется путем практической, сознатель ной деятельности людей по планированию и текущему опе ративному руководству народным хозяйством в масштабах всего общественного производства, в интересах всех трудя щихся, в то время как при капитализме эта сознательная дея тельность ограничивается рамками отдельных предприятий, трестов и проистекает в антагонистических противоречиях.
Поскольку планомерное движение социалистической эко номикой осуществляется социалистическим государством, то некоторые экономисты делают попытку представить ее как надстроечную категорию и на этом основании представить централизованное руководство как проявление бюрократизма и т. и. Такое понимание планомерности не имеет ничего об щего с действительностью. Совершенно прав В. Н. Черковец, говоря, что «объективным основанием, на наш взгляд, оши бочного взгляда является тот факт, что функции планирова ния и управления народным хозяйством осуществляются со циалистическим государством, имеют при социализме поли тический характер и подкрепляются юридическими актами» 12J
Конечно, все это вносит в анализ экономических связей определенные трудности, но это не дает оснований считать планомерность надстроечной категорией. Известно, что пла номерность движения социалистической экономики состоит в сознательном регулировании и контроле народнохозяйствен ных процессов со стороны общества.
Использование товарно-денежных отношений при социа лизме включено в рамки государственного плана и осущест вляется под сознательным контролем общества. Категории товарного производства: стоимость, себестоимость, цена, при быль, кредит, товарное и денежное обращение и т. п., с од ной стороны, становятся объектами непосредственного плани рования, с другой стороны, инструментами планомерного дви жения общественного производства, т. е. инструментами ру ководства народным хозяйством, во всех сферах его воспро изводства: производстве, распределении, обмене и потребле нии. Вот почему в Программе КПСС особо подчеркивается, что «в коммунистическом строительстве необходимо полно стью использовать товарно-денежные отношения в соответст вии с новым содержанием, присущим им в период социализ ма. Большую роль при этом играет применение таких инстру-
12 |
В. Н. Ч е р к о в е ц. |
Планомерность социалистического произво |
ства. М., |
«Экономика», 1966, стр. |
35. |
66
тентов развития экономики, как хозяйственный расчет, день ги, цена, себестоимость, прибыль, торговля, кредит, финан сы» 13. /
Таким образом, стоимостные категории являются инстру ментами планомерной всеобщей формы связи при социализ ме, и поэтому мы вправе утверждать, что социалистической экономике присуща одна форма производственной связи — планомерная. Она охватывает все основные и главные про цессы движения социалистической экономики. Но эта плано мерная связь на стадии социализма осуществляется как пос редством вещественно-натуральных, так и стоимостных кате горий. Стоимостная оценка труда, т. е. измерение его затрат на производство продукта, скрывает процесс превращения инди видуального конкретного труда в общественно необходимые затраты абстрактного труда и является формой условного, приблизительного учета затрат труда на производство того или иного продукта. В условиях капитализма это происходит стихийно на рынке в процессе реализации товара. При соци ализме этот учет осуществляется уже в процессе производст ва и отражается в народнохозяйственном плане.. Задача пла номерного использования стоимостных категорий, а следова тельно, и товарно-денежных отношений при социализме состо ит в том, чтобы эту условную меру использовать в качестве ме ханизма измерения затрат индивидуального и общественного труда в планомерном движении (регулировании) всего об щественного производства. При этом стоимостные категории используются в направлении обеспечения выполнения цели производства, заранее заложенной в народнохозяйственном плане. Только при этом стоимостные категории будут являть ся'экономическими рычагами планомерного регулирования общественного производства.
Попытка обоснования двух форм производственных связей при социализме, безразлично как они называются: основные, главные, натуральные или стоимостные, дополнительные, кос венные,— вольно или невольно наталкивает на противопос тавление так называемых административных методов руко водства народным хозяйством—экономическим. Причем под «административными» методами нередко подразумевается цен трализованное руководство народным хозяйством, а под эко номическими некое «саморегулирование» экономики посред ством стоимостных категорий. Авторы этих теорий ставят фактически под сомнение экономический характер «нетовар ных» форм движения общественного производства. Подобные рассуждения вопреки желаниям становятся на путь защиты теории «товарного или рыночного» социализма. В данной ра боте можно было бы и не останавливаться на этом вопросе,
13 «Материалы XXII съезда КПСС». М., Госполитиздат, 1961, стр. 387.
3* |
67 |
но и среди ряда советских экономистов, которые не разделя ют их точку зрения, делается попытка показать, что админи стративное управление выступает якобы как принудительный метод управления производством, не опирающийся на эконо мические законы. И только якобы экономические методы уп равления производством учитывают экономические интересы и опираются на экономические законы и.
Нам представляется, в таком понимании содержания ад министративных методов управления народным хозяйством имеет место ряд неточностей и даже.ошибочных утверждений. Можно ли, например, согласиться с утверждением, что адми нистративное руководство не опирается на экономические ин тересы? Следует подчеркнуть, что административное (государ ственное) руководство всецело опирается и должно опираться в руководстве народным хозяйством на экономические инте ресы, а следовательно, и экономические законы. Администра тивные методы руководства экономикой есть также экономи ческое руководство и его никак нельзя противопоставлять экономическим методам. На это обстоятельство справедливо указывал в своих работах В. Н. Черковец415. Более чем 50-летний опыт существования и развития экономики Союза ССР наглядно показал, что только централизованное руковод ство обеспечивает пропорциональное развитие экономики в, масштабе всей страны, высокие и устойчивые темпы роста об щественного производства для обеспечения неуклонного повы шения уровня жизни трудящихся, укрепление экономического и оборонного потенциала страны, укрепление экономики всей
14 «Различие между административными и экономическими методами управления заключается в том, что экономические методы руководства опираются непосредственно на объективно существующие материальные стимулы (что само уже неточно. — Г. Щ.) й интересы коллективов и от дельных членов общества... а административные методы опираются на авторитет власти» («Управление социалистическим производством», под ред. И. К. Верещагина и О. В. Козловой. М., «Экономика», 1968, стр. 81); «Если в основе административных методов управления лежит авторитет, санкции власти, сила и механизм государственного, правового принужде ния, то экономические методы управления прежде всего основываются на
сознательном использовании, на сочетании и реализации |
экономических, |
|
материальных интересов» (Ю. М. |
З и н о в ь е в . Прибыль |
и повышение |
эффективности социалистического |
производства. М., |
«Мысль», 1968, |
стр. 77); «В отличие от административных, — пишет В. М. Логуткин, —
экономические |
методы |
руководства не содержат |
в себе |
волевого |
начала |
|||
или элемента |
приказа» |
(«Экономический |
поиск». |
М., |
«Знание», |
1967, |
||
стр. 80); |
«Руководство |
социалистическими |
предприятиями и |
другими |
||||
звеньями |
хозяйственной |
системы может осуществляться |
методом |
админи |
стративного воздействия путем отдачи вышестоящим органам приказа соответствующему подчиненному ему органу; методом экономического воздействия путем создания системы материального поощрения посредст
вом премий, цен, |
санкций» (А. Е. Ж о л к е в и ч и др. |
Экономический |
|
маневр и методы |
хозяйствования. М., «Экономика», 1966, |
стр. 55—56). |
|
15 См. В. Н. |
Ч е р к о в е ц . |
Планомерность социалистического произ |
|
водства. М., «Экономика», 1965, |
стр. 94—95. |
|
68