Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
мировой системы социализма. Административные методы уп равления хозяйством нельзя смешивать с проявлением во люнтаризма и бюрократизма. Бюрократизм и волюнтаризм—■ это такая «административная» деятельность, которая дейст вительно не опирается на экономические законы и не учиты вает имеющиеся экономические интересы. С этими явлениями наша партия и правительство ведут постоянную борьбу.
Следует заметить, что и буржуазные экономисты не мыс лят управлять современным производством даже в условиях частной собственности без административного управления. Так, некоторые американские буржуазные экономисты пишут: «Основные процессы административного управления должны присутствовать в организации любого типа — предпринима тельской, правительственной, учебной, общественной и т. д., другими словами, во всех видах деятельности, где объединя ются материальные и трудовые ресурсы для достижения оп ределенных целей» 16.
Основой противопоставления административных и так на зываемых экономических методов управления социалистиче ской экономикой, на наш взгляд, является ошибочное утверж дение о двух формах производственных связей: прямых (ос новных) и косвенных (стоимостных). Некоторые экономисты, всячески восхваляя планомерные, прямые связи, здесь же ут верждают, что правильность установления прямых связей проверяется рынком, в процессе реализации товаров и т. д.
Практическое претворение в жизнь экономических интере сов н их законов осуществляется, как отмечалось выше, по средством организации общественного действия 17. При социа лизме это общественное действие организуют коммунистиче ская партия и государство. Естественно, что при этом эконо мическая деятельность имеет политическую окраску и право вое оформление. При полном коммунизме планомерное дви жение экономики будет осуществляться также не самотеком, а под контролем планирующего центра органов самоуправле ния. Поэтому и при социализме «административные» методы руководства хозяйством, если они построены на знании тре бований экономических законов, есть тоже экономические ме тоды. Объективные движущие силы социалистической эконо мики не могут проявляться иначе, как только через практи ческую деятельность людей, познавших и сознательно исполь зующих экономические законы. Такая необходимость стано вится все более настоятельной с развитием социалистической экономики-. Успешное строительство коммунистической эко номики, создание материально-технической базы коммунизма могут успешно решаться только на основе познания и исполь
16 Р. Д ж о н с о н, Ф. К а с т , Д. Р о з е н ц в е й г. Системы и руко водство. М., «Сов. радио», 1971, стр. 40—41.
17 См. первую главу данной работы.
69
зования экономических законов, механизма их проявления. А поскольку это не стихийный, а организованный процесс, то вот почему имеет место постоянное возрастание роли Комму нистической партии и социалистического государства, осуще ствляющих руководство народным хозяйством.
Итак, вышесказанное позволяет сделать вывод, что соци алистической экономике присуща единая планомерная форма движения общественного производства. Планомерная форма движения общественного производства осуществляется по средством системы централизованного руководства народным хозяйством с использованием прямых и хозрасчетных мето дов.
§ 2. ДИРЕКТИВНЫЙ МЕТОД ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
Планомерное движение общественного производства и претворение в жизнь экономических интересов осуществляют ся посредством определенных методов и приемов, организа ции управления общественным производством. Избранные методы хозяйствования и используемые для этого экономиче ские категории в своей совокупности и составляют механизм проявления экономических законов.
В силу коренного отличия характера социалистических производственных отношений от характера производственных отношений при капитализме изменяются и методы хозяйство вания.
Как известно, при социализме нет конкуренции — формы экономической связи между агентами производства, нет ин тереса наживы — побудительного мотива производства. Сти хийное движение производства заменено планомерным. Про изводство развивается не ради получения прибыли, а ради наиболее полного удовлетворения постоянно растущих пот ребностей всего общества. В целях претворения экономичес ких интересов общество в лице государства и его органов раз рабатывает и использует материальные и моральные стиму лы. От выбора стимулов и умелого их использования во мно гом зависит осуществление интересов и материальной заин тересованности общества, коллектива, личности. Если мате риальные и моральные стимулы не будут направлены на осу ществление экономических интересов, то это неизбежно приведет к определенным трудностям в развитии производст ва, прежде всего к невыполнению цели производства, к нару шению пропорций и т. п.
Следовательно, выбор и разработка механизма хозяйство вания хотя и связаны с практической деятельностью людей, но действия людей должны исходить из экономической необ ходимости, обусловленной производственными отношениями.
70
Познание и использование экономических законов в конк ретных условиях и составляют содержание методов управле ния экономическими процессами или хозяйством.
Известно, что всякий процесс общественного труда нуж дается в управлении. Экономическое управление состоит преж де всего в разработке и создании условий функционирова ния всей экономической системы в направлении обеспечения объективной цели данного способа производства и тем самым осуществления экономических интересов общества. При соци ализме непрерывное развитие и совершенствование производ ства, претворение в жизнь экономических интересов возмож ны только посредством централизованного, планового руко водства экономикой.
Централизованное плановое управление экономикой состо ит прежде всего в определении потребностей всего общества как личных, коллективных, так и общественных и возможно стей общественного производства в удовлетворении этих по требностей. На этой основе разрабатывается плановое зада ние производству на определенный период времени. Планиро вание народного хозяйства, говорил на XXIV съезде партии товарищ Л. И. Брежнев, «должно опираться на более точное изучение общественных потребностей, на научные прогнозы наших экономических возможностей, на всесторонний анализ
иоценку различных вариантов решений, их непосредствен ных и долговременных последствий» 18.
Как уже отмечалось, централизованное плановое управле ние народным хозяйством осуществляется методами прямого
ихозрасчетного регулирования. Методы прямого управления
народным хозяйством представляют собой директивное зада ния, определяющие важнейшие направления развития как всего общественного производства, так и отрасли, объедине ния, предприятия.
Необходимость данного метода обусловлена природой об щественной собственности на средства производства и всеоб щей формой кооперации труда. Непосредственно-обществен ный характер труда, свойственный данной форме кооперации, требует прямого включения всех ее частей в единый народно хозяйственный процесс общественного производства. Следо вательно, прямые методы управления выступают как система директивных показателей и нормативов, имеющая конкрет ную адресную направленность, выполнение которых опреде ляет содержание хозяйственно-производственной деятельно сти любой производственной ячейки (отрасли, объединения, предприятия).
Объем и вид применяемых прямых централизованных ди ректив по регулированию хозяйственной деятельности опре
18 « М атер и алы X X IV с ъ е зд а К П С С », стр . 67.
71
деляются прежде всего содержанием процессов, протекающих в производстве, распределении, обмене и потреблении.
Посредством прямых методов централизованного руковод ства народным хозяйством государство определяет основные пропорции распределения средств производства и рабочей силы между отраслями народного хозяйства и экономически ми районами страны, определяет структуру производства, а также разрабатывает организационную структуру управления общественным производством, нормативы труда посредством тарифной системы и нормативов отчисления прибыли в хозра счетные фонды материального поощрения, регулирует вознаг раждение за труд, устанавливает объемы капитального стро ительства и определяет источники его финансирования, про изводит выдачу кредитов и осуществляет контроль за их ис пользованием, определяет объем производства как в нату рально-вещественной форме, так и в стоимостной.
Важнейшей задачей централизованного, прямого, дирек тивного управления общественным производством является разработка и утверждение нормативов расходования и ис пользования средств производства и рабочей силы, а также показателей оценки работы предприятий и стимулов, которые бы, с одной стороны, заинтересовывали предприятия и каждо го отдельного труженика в составлении реальных и в то же время напряженных планов; в своевременной замене устарев-' ших изделий новыми; в непрерывном повышении качества производимой продукции; в экономном расходовании сырья, электроэнергии и прочих вспомогательных материалов, в полном использовании отходов; в максимальном выходе ко нечного продукта из перерабатываемого сырья, а с другой — являлись бы могучим средством экономического контроля за производственной деятельностью предприятий. ■
Основным звеном прямого метода централизованного ру ководства народным хозяйством является народнохозяйствен-
-ное планирование. На XXIV съезде КПСС было особо отме чено, что в настоящее время долгосрочное перспективное пла нирование, опирающееся на прогнозы роста и размещения населения, всесторонних потребностей народного хозяйства,
научно-технического прогресса, должно стать основой разра ботки как перспективных, так и текущих планов.
Партия и правительство придают особо важное значение и проявляют постоянную заботу о совершенствовании плани
рования. От качества планирования, |
говорил товарищ |
Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС, |
в значительной мере |
будут зависеть будущие достижения социалистической эконо мики. «Вот почему его совершенствование должно и впредь находиться в центре нашего внимания» !Э.
19 «М атери алы X X IV с ъ е з д а К П С С », стр. 68.
72