Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
лизма он имеет свою специфику, которая также состоит в том, что эта инициатива, с одной стороны, посредством эко номического стимулирования направляется на выполнение государственных планов, а с другой стороны, тот, кто лучше трудится, кто больше дает обществу, тот больше и получает в личное потребление материальных и духовных благ, т. е. инициатива, творческое участие в производстве поощряются всей системой экономического стимулирования.
Широкому привлечению трудящихся к участию в управле нии производством особое место уделено в решениях XXIV съезда КПСС. «Одна из центральных задач партии,— гово рил товарищ Л. И. Брежнев в Отчетном докладе,— все более широкое вовлечение трудящихся масс в управление производ ством. Нужно добиваться, чтобы каждый сознательный тру дящийся, каждый сознательный рабочий, как подчеркивал В. И. Ленин, «чувствовал себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны»24.
Учет и контроль за затратами на производство и конечны ми результатами производства являются также принципом организации хозрасчета. Осуществление этого принципа тре бует разработки и использования научно обоснованных норм расхода сырья, топлива, электроэнергии, материалов, трудо вых и финансовых затрат, которые в свою очередь одновременно являются и экономическими стимулами, а также мероприя тий, которые предупреждали бы возникновение диспропорций, обеспечивали бы точное выполнение плановых заданий и наи более полное использование внутренних резервов.
Хозяйственный расчет как метод планомерного ведения хозяйства сочетает централизованное руководство с самостоя тельностью предприятий и в основе его организации исполь зуется принцип демократического централизма. Централизо ванное управление производством — важнейшее преимущест во социализма над капитализмом. Планомерное распределе ние средств производства и рабочей силы между различными отраслями народного хозяйства и экономическими районами страны позволяет обществу выпустить больше продукции с наименьшими затратами и тем самым наиболее полно удов летворять постоянно растущие потребности, осуществлять ре жим экономии и повышать эффективность производства. Но эти преимущества при социализме в наивысшей степени про явятся тогда, когда имеет место оптимальное сочетание пря мого директивного метода с самостоятельностью предприя тий, т. е. хозрасчетным методом. В нашей литературе много го ворится и пишется о сочетании экономических интересов обще ства с интересами коллективов. Но вся сложность состоит в том, как этого достигнуть. Для достижения этой цели и необ
24 «М атериалы X X IV с ъ е зд а К П С С », стр . 70.
78
ходима разработка соответствующего экономического меха низма с использованием как стоимостных, так и натуральных категорий. Одним из важнейших элементов этого механизма и является экономическое стимулирование. Требуется подо брать такие «ключи» .и «отмычки», использование которых «заставило» бы прямые методы и местную инициативу рабо тать в интересах не только отдельных предприятий, но и в интересах всего общества, в целях повышения эффективности общественного производства. В жизни имели и имеют место случаи, когда предприятие стремится выпустить ту или иную продукцию в ущерб интересам общества. В чем дело? Поче му имеют место такие явления? Всегда ли в этом повинно само предприятие? Анализ дел показывает, что не всегда. Та кие явления во многом зависят от показателей, нормативов и стимулов, при помощи которых оценивается работа предприя тий. Следовательно, хозрасчетные стимулы должны быть та кими, которые бы направляли инициативу предприятий на ■выполнение государственного плана, на сочетание коллектив ных и личных интересов с общественными интересами.
Таким образом, на стадии социализма планомерное дви жение социалистического производства осуществляется по средством централизованного управления, включающего в се бя прямой директивный и хозрасчетный методы, с использо ванием товарно-денежных отношений.
«Центральный Комитет партии и Советское правительст
во,— говорил товарищ А. |
Н. |
Косыгин на XXIV съезде |
пар |
тии, — исходят из того, |
что |
ведущим и определяющим |
яв |
ляется директивное планирование и что товарно-денежные от ношения могут и должны использоваться в интересах укреп ления планового руководства народным хозяйством и разви тия инициативы предприятий и объединений на началах хозяйственного расчета»25.
Но хозяйственный расчет, его внедрение требуют создания определенных условий. Для того чтобы предприятия могли вести свое хозяйство на началах хозяйственного расчета, необходимо предприятию предоставить во-первых, хозяй ственно-оперативную самостоятельность (здесь практичес ки реализуется относительная экономическая обособленность); во-вторых, создать определенную систему экономического сти мулирования, предусматривающую как материальное поощ рение, так и материальную ответственность за выполнение го сударственного плана, и, в-третьих, создать систему контро ля рублем за ходом производственной деятельности предпри ятий.
Хозяйственно-оперативная самостоятельность означает то, что, во-первых, каждое социалистическое предприятие являет
25 « М атер и алы X X IV с ъ е з д а К П С С », стр . 169.
79
ся юридическим лицом, т. е. оно несет полную юридическую ответственность за свою хозяйственно-производственную дея тельность как перед государством, так и перед другими хо зяйствами и общественными организациями; во-вторых, пред приятие самостоятельно распоряжается выделенными ему государством производственными фондами и организует при помощи их производство в соответствии с народнохозяйствен ным планом; в-третьих, предприятие имеет законченную от четность, т. е. самостоятельный баланс доходов и расходов, который показывает результаты производственной деятельно сти в денежном выражении; в-четвертых, предприятие всту пает в договорные отношения с другими предприятиями и учреждениями по поводу хозяйственной деятельности, связан ной со сбытом готовой продукции, снабжением сырьем и дру гими материалами, капитальным строительством и т. п. При чем сторона, нарушившая договорные обязательства, несет материальную ответственность за нанесенный ущерб. Пред приятия несут материальную ответственность за производст венную деятельность перед государством; в-пятых, руковод ство предприятий комплектует вверенное ему предприятие инженерно-техническими работниками.и рабочими кадрами и, в-шестых, предприятие имеет расчетный счет в государствен ном банке, где хранятся все денежные средства предприятия. Вот что означает хозяйственно-оперативная самостоятель ность как одно из условий организации хозяйственного рас чета. Но читатель вправе спросить: ведь эта хозяйственно-опе ративная самостоятельность была и раньше, до внедрения эко номической реформы. В чем же дело? И как этот вопрос решается в настоящее время? Оказывается, что для внедре ния хозрасчета одной оперативно-хозяйственной самостоя тельности еще недостаточно, она должна быть дополнена сис темой экономического стимулирования и ответственности. Система же экономического стимулирования предполагает определенный уровень рентабельности. До 1965 г. значитель ная часть (особенно в добывающих отраслях промышленнос ти) предприятий была малорентабельна и даже убыточна. Выручка, полученная от реализации продукции, зачастую не покрывала затрат на производство. Так, например, рентабель ность лесозаготовительной промышленности, исчисленная к основным производственным фондам в 1964 г., составляла 6,4%, среди предприятий почти 1/3 была убыточных. Убыточ ность значительной части предприятий была обусловлена не совершенной системой ценообразования. Убытки предприятий покрывались за счет финансирования из бюджета. Даже те предприятия, которые имели достаточный уровень рентабель ности, полученную прибыль почти всю отчисляли в бюджет и развивали свое производство за счет финансирования из го сударственного бюджета. На первых порах, когда советская
80
экономика развивалась за счет экстенсивного роста производ ства, требовалась наиболее полная централизация прибавоч ного продукта, такой порядок в какой-то мере был оправдан, он способствовал рациональному использованию прибавочно го продукта путем перераспределения. В период же развитого социализма, когда развитие экономики осуществляется глав ным образом путем интенсификации, такой порядок пере стал соответствовать потребностям развития производства.
Экономическая реформа предусматривает дальнейшее со вершенствование взаимосвязей централизованного планового руководства с развитием и расширением инициативы предпри ятий (сокращен круг оценочных показателей, устанавливае мых вышестоящими организациями, расширены права пред приятий по реализации ненужных основных фондов и т. д.). Пересмотрены и введены новые оптовые отпускные цены на производимую продукцию, в результате резко повысилась рен табельность предприятий, особенно добывающей промышлен ности. Введена новая, более усовершенствованная система экономического стимулирования и материальной ответственно сти за выполнение государственного плана и выполнение коопе рированных поставок, договорных обязательств и использо вание производственных фондов. Распределение полученной прибыли поставлено прежде всего в зависимость от величины стоимости производственных фондов. Значительная часть при были направляется в фонды экономического стимулирования.
Как было отмечено выше, хозяйственный расчет есть метод централизованного ведения хозяйства с использованием то варно-денежных отношений, то в создание экономических ус ловий входит необходимость осуществления контроля рублем за всей хозяйственной деятельностью хозрасчетных предприя тий. Это условие организации хозрасчета некоторые эконо мисты недооценивают26, считая, что раз хозяйственный расчет есть выражение определенных сторон производственных от ношений и метод планомерного ведения хозяйства, то он яко бы всегда и везде не может противоречить прямому—директив ному методу хозяйствования. Но это не совсем так. Хозяйст венный расчет, являясь одной из форм производственных от ношений при социализме, с одной стороны, выражает интере сы всего общества, а с другой — относительно экономически обособленного предприятия. Как было отмечено выше, хотя в основном и главном общественные и коллективные интере сы совпадают и действуют в диалектическом единстве, но между ними имеют место и определенные различия, при оп ределенных условиях между ними могут возникать хотя и не антагонистические, но все же противоречия.82
28 |
См. В. Г. |
Л о п а т к и н . |
Товарные отношения и закон стоимости |
при социализме. М., |
«Мь1сль», 1966, |
стр. 26—27. |
81