Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лизма он имеет свою специфику, которая также состоит в том, что эта инициатива, с одной стороны, посредством эко­ номического стимулирования направляется на выполнение государственных планов, а с другой стороны, тот, кто лучше трудится, кто больше дает обществу, тот больше и получает в личное потребление материальных и духовных благ, т. е. инициатива, творческое участие в производстве поощряются всей системой экономического стимулирования.

Широкому привлечению трудящихся к участию в управле­ нии производством особое место уделено в решениях XXIV съезда КПСС. «Одна из центральных задач партии,— гово­ рил товарищ Л. И. Брежнев в Отчетном докладе,— все более широкое вовлечение трудящихся масс в управление производ­ ством. Нужно добиваться, чтобы каждый сознательный тру­ дящийся, каждый сознательный рабочий, как подчеркивал В. И. Ленин, «чувствовал себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны»24.

Учет и контроль за затратами на производство и конечны­ ми результатами производства являются также принципом организации хозрасчета. Осуществление этого принципа тре­ бует разработки и использования научно обоснованных норм расхода сырья, топлива, электроэнергии, материалов, трудо­ вых и финансовых затрат, которые в свою очередь одновременно являются и экономическими стимулами, а также мероприя­ тий, которые предупреждали бы возникновение диспропорций, обеспечивали бы точное выполнение плановых заданий и наи­ более полное использование внутренних резервов.

Хозяйственный расчет как метод планомерного ведения хозяйства сочетает централизованное руководство с самостоя­ тельностью предприятий и в основе его организации исполь­ зуется принцип демократического централизма. Централизо­ ванное управление производством — важнейшее преимущест­ во социализма над капитализмом. Планомерное распределе­ ние средств производства и рабочей силы между различными отраслями народного хозяйства и экономическими районами страны позволяет обществу выпустить больше продукции с наименьшими затратами и тем самым наиболее полно удов­ летворять постоянно растущие потребности, осуществлять ре­ жим экономии и повышать эффективность производства. Но эти преимущества при социализме в наивысшей степени про­ явятся тогда, когда имеет место оптимальное сочетание пря­ мого директивного метода с самостоятельностью предприя­ тий, т. е. хозрасчетным методом. В нашей литературе много го­ ворится и пишется о сочетании экономических интересов обще­ ства с интересами коллективов. Но вся сложность состоит в том, как этого достигнуть. Для достижения этой цели и необ­

24 «М атериалы X X IV с ъ е зд а К П С С », стр . 70.

78


ходима разработка соответствующего экономического меха­ низма с использованием как стоимостных, так и натуральных категорий. Одним из важнейших элементов этого механизма и является экономическое стимулирование. Требуется подо­ брать такие «ключи» .и «отмычки», использование которых «заставило» бы прямые методы и местную инициативу рабо­ тать в интересах не только отдельных предприятий, но и в интересах всего общества, в целях повышения эффективности общественного производства. В жизни имели и имеют место случаи, когда предприятие стремится выпустить ту или иную продукцию в ущерб интересам общества. В чем дело? Поче­ му имеют место такие явления? Всегда ли в этом повинно само предприятие? Анализ дел показывает, что не всегда. Та­ кие явления во многом зависят от показателей, нормативов и стимулов, при помощи которых оценивается работа предприя­ тий. Следовательно, хозрасчетные стимулы должны быть та­ кими, которые бы направляли инициативу предприятий на ■выполнение государственного плана, на сочетание коллектив­ ных и личных интересов с общественными интересами.

Таким образом, на стадии социализма планомерное дви­ жение социалистического производства осуществляется по­ средством централизованного управления, включающего в се­ бя прямой директивный и хозрасчетный методы, с использо­ ванием товарно-денежных отношений.

«Центральный Комитет партии и Советское правительст­

во,— говорил товарищ А.

Н.

Косыгин на XXIV съезде

пар­

тии, — исходят из того,

что

ведущим и определяющим

яв­

ляется директивное планирование и что товарно-денежные от­ ношения могут и должны использоваться в интересах укреп­ ления планового руководства народным хозяйством и разви­ тия инициативы предприятий и объединений на началах хозяйственного расчета»25.

Но хозяйственный расчет, его внедрение требуют создания определенных условий. Для того чтобы предприятия могли вести свое хозяйство на началах хозяйственного расчета, необходимо предприятию предоставить во-первых, хозяй­ ственно-оперативную самостоятельность (здесь практичес­ ки реализуется относительная экономическая обособленность); во-вторых, создать определенную систему экономического сти­ мулирования, предусматривающую как материальное поощ­ рение, так и материальную ответственность за выполнение го­ сударственного плана, и, в-третьих, создать систему контро­ ля рублем за ходом производственной деятельности предпри­ ятий.

Хозяйственно-оперативная самостоятельность означает то, что, во-первых, каждое социалистическое предприятие являет­

25 « М атер и алы X X IV с ъ е з д а К П С С », стр . 169.

79



ся юридическим лицом, т. е. оно несет полную юридическую ответственность за свою хозяйственно-производственную дея­ тельность как перед государством, так и перед другими хо­ зяйствами и общественными организациями; во-вторых, пред­ приятие самостоятельно распоряжается выделенными ему государством производственными фондами и организует при помощи их производство в соответствии с народнохозяйствен­ ным планом; в-третьих, предприятие имеет законченную от­ четность, т. е. самостоятельный баланс доходов и расходов, который показывает результаты производственной деятельно­ сти в денежном выражении; в-четвертых, предприятие всту­ пает в договорные отношения с другими предприятиями и учреждениями по поводу хозяйственной деятельности, связан­ ной со сбытом готовой продукции, снабжением сырьем и дру­ гими материалами, капитальным строительством и т. п. При­ чем сторона, нарушившая договорные обязательства, несет материальную ответственность за нанесенный ущерб. Пред­ приятия несут материальную ответственность за производст­ венную деятельность перед государством; в-пятых, руковод­ ство предприятий комплектует вверенное ему предприятие инженерно-техническими работниками.и рабочими кадрами и, в-шестых, предприятие имеет расчетный счет в государствен­ ном банке, где хранятся все денежные средства предприятия. Вот что означает хозяйственно-оперативная самостоятель­ ность как одно из условий организации хозяйственного рас­ чета. Но читатель вправе спросить: ведь эта хозяйственно-опе­ ративная самостоятельность была и раньше, до внедрения эко­ номической реформы. В чем же дело? И как этот вопрос решается в настоящее время? Оказывается, что для внедре­ ния хозрасчета одной оперативно-хозяйственной самостоя­ тельности еще недостаточно, она должна быть дополнена сис­ темой экономического стимулирования и ответственности. Система же экономического стимулирования предполагает определенный уровень рентабельности. До 1965 г. значитель­ ная часть (особенно в добывающих отраслях промышленнос­ ти) предприятий была малорентабельна и даже убыточна. Выручка, полученная от реализации продукции, зачастую не покрывала затрат на производство. Так, например, рентабель­ ность лесозаготовительной промышленности, исчисленная к основным производственным фондам в 1964 г., составляла 6,4%, среди предприятий почти 1/3 была убыточных. Убыточ­ ность значительной части предприятий была обусловлена не­ совершенной системой ценообразования. Убытки предприятий покрывались за счет финансирования из бюджета. Даже те предприятия, которые имели достаточный уровень рентабель­ ности, полученную прибыль почти всю отчисляли в бюджет и развивали свое производство за счет финансирования из го­ сударственного бюджета. На первых порах, когда советская

80


экономика развивалась за счет экстенсивного роста производ­ ства, требовалась наиболее полная централизация прибавоч­ ного продукта, такой порядок в какой-то мере был оправдан, он способствовал рациональному использованию прибавочно­ го продукта путем перераспределения. В период же развитого социализма, когда развитие экономики осуществляется глав­ ным образом путем интенсификации, такой порядок пере­ стал соответствовать потребностям развития производства.

Экономическая реформа предусматривает дальнейшее со­ вершенствование взаимосвязей централизованного планового руководства с развитием и расширением инициативы предпри­ ятий (сокращен круг оценочных показателей, устанавливае­ мых вышестоящими организациями, расширены права пред­ приятий по реализации ненужных основных фондов и т. д.). Пересмотрены и введены новые оптовые отпускные цены на производимую продукцию, в результате резко повысилась рен­ табельность предприятий, особенно добывающей промышлен­ ности. Введена новая, более усовершенствованная система экономического стимулирования и материальной ответственно­ сти за выполнение государственного плана и выполнение коопе­ рированных поставок, договорных обязательств и использо­ вание производственных фондов. Распределение полученной прибыли поставлено прежде всего в зависимость от величины стоимости производственных фондов. Значительная часть при­ были направляется в фонды экономического стимулирования.

Как было отмечено выше, хозяйственный расчет есть метод централизованного ведения хозяйства с использованием то­ варно-денежных отношений, то в создание экономических ус­ ловий входит необходимость осуществления контроля рублем за всей хозяйственной деятельностью хозрасчетных предприя­ тий. Это условие организации хозрасчета некоторые эконо­ мисты недооценивают26, считая, что раз хозяйственный расчет есть выражение определенных сторон производственных от­ ношений и метод планомерного ведения хозяйства, то он яко­ бы всегда и везде не может противоречить прямому—директив­ ному методу хозяйствования. Но это не совсем так. Хозяйст­ венный расчет, являясь одной из форм производственных от­ ношений при социализме, с одной стороны, выражает интере­ сы всего общества, а с другой — относительно экономически обособленного предприятия. Как было отмечено выше, хотя в основном и главном общественные и коллективные интере­ сы совпадают и действуют в диалектическом единстве, но между ними имеют место и определенные различия, при оп­ ределенных условиях между ними могут возникать хотя и не антагонистические, но все же противоречия.82

28

См. В. Г.

Л о п а т к и н .

Товарные отношения и закон стоимости

при социализме. М.,

«Мь1сль», 1966,

стр. 26—27.

81