Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
движении общественного производства представлены в сто имостной форме.
Во-вторых, фонды экономического стимулирования выра жают ту сторону общественно-экономических отношений, ко торая непосредственно связана с производством и распреде лением как необходимого, так и значительной части приба вочного продукта.
В-третьих, фонды экономического стимулирования выража ют непосредственно экономические отношения между общест вом в лице государства и отдельными предприятиями, между обществом и отдельными лицами, т. е. государством и непо средственными участниками производства — трудящимися, между предприятием и работниками, работающими на этом предприятии, а также между отдельными предприятиями, связанными между собой обменом продукции, а также между государственным и колхозно-кооперативным секторами. Следо вательно, содержание, формирование, распределение и ис пользование фондов экономического стимулирования непо средственно связаны с экономическими интересами общества, коллектива и личности. Таким образом, из сказанного выше вытекает, что понятие «фонды экономического стимулирова ния» есть действительно абстракция определенных сторон об щественных экономических отношений и тем самым отвечает предъявляемым требованиям к определению экономической категории.
Фонды экономического стимулирования как экономическая1 категория политической экономии социализма выполняют оп ределенные функции. Поскольку фонды экономического сти мулирования есть бытие необходимого и части прибавочного продукта, а последний создается непосредственно в матери альном производстве, то первой и главной функцией фондов экономического стимулирования является производственная функция; фонды экономического стимулирования оказывают непосредственное воздействие на само производство, его раз витие и совершенствование, т. е. на повышение эффективно сти общественного производства.
Главными направлениями развития и совершенствования производства являются прежде всего внедрение и развитие технического прогресса, повышение качества выпускаемой продукции, экономное использование сырья, материалов и полная утилизация отходов.
Особое место в стимулировании развития и совершенство вания производства занимают стимулирование повышения производительности труда и привлечения работников к труду. Посредством фондов экономического стимулирования решает ся и задача постоянного развития производства, т. е. рекон струкция цехов, участков, а иногда и всего предприятия, стро ительство новых цехов, замена морально устаревшего обору
87
дования новой техникой. Решение этих сложнейших задач развития и совершенствования связано с фондами экономи ческого стимулирования. Таким образом, одной из первых функций фондов экономического стимулирования является производственная функция.
Важнейшей функцией фондов экономического стимулиро вания является и функция распределения необходимого и части прибавочного продукта. Вновь созданный продукт по ступает в производительное и личное потребление через соот ветствующие фонды. Первой формой распределения вновь созданного продукта в соответствии с требованиями закона планомерного, пропорционального развития народного хозяй ства является формирование фондов накопления и потребле ния, а затем фондов потребления — индивидуального, коллек тивного и общественного, также фондов накопления — цент рализованных и за счет самофинансирования предприятий.
-Как производственная функция, так и функция распреде ления фондов экономического стимулирования оказывают не посредственное воздействие, с одной стороны, на развитие и расширение производства, с другой — на привлечение работ ников к труду. Следовательно, фонды экономического стиму лирования являются мощным фактором развития производст ва и повышения уровня жизни трудящихся.
Экономическое стимулирование осуществляется на основе познания сущности экономических законов социализма. Поэ-
тому его задача состоит в том, чтобы, с одной стороны, |
прет |
ворялись в жизнь экономические интересы общества, |
пред |
приятия и личности в развитии, совершенствовании и повыше-’ нии эффективности производства, с другой,—обеспечивалось бы достижение единства интересов всех участников общест венного производства. Конечно, согласование общественных, коллективных и личных интересов достигается не только по средством экономического стимулирования, в этом же нап равлении активно действует совершенствование планирова ния и управления социалистической экономикой.
Из сказанного можно сделать вывод, что фонды экономи ческого стимулирования при социализме выражают экономи ческие отношения общества по поводу распределения и ис пользования вновь произведенного продукта как на удовлет ворение общественных и коллективных потребностей, так и на удовлетворение личных потребностей соответствующими методами и способами, и в этом качестве они" выступают как экономическая категория политической экономии социализма.
Фонды экономического стимулирования, их сущность, структура, формирование, распределение и использование определяются отношениями собственности на средства произ водства, последние и обусловливают -взаимосвязь фондов стимулирования с методами хозяйствования. Следовательно,
88
фонды экономического стимулирования, как представляют некоторые экономисты, не есть следствие наличия товарноденежных отношений и хозяйственного расчета. Как те, так и другие обусловлены содержанием общественной собствен ности на средства производства при социализме.
Фонды экономического стимулирования по своему содер жанию, формированию, распределению и использованию по стоянно изменяются, совершенствуются под воздействием раз вивающихся производительных сил. Это еще раз говорит о том, что в фондах стимулирования проявляется движение социа листических производственных отношений.
По своей структуре в соответствии с системой социалисти ческого хозяйствования фонды экономического стимулирова ния подразделяются на централизованные и хозрасчетные. Однако как централизованные, так и хозрасчетные фонды стимулирования нельзя противопоставлять, как те, так и дру гие есть не что иное, как инструменты осуществления плано мерного движения общественного производства. В практиче ском осуществлении стимулирования приобретает важное значение классификация фондов экономического стимулиро вания. Эта классификация, по нашему мнению, должна быть проведена по четырем признакам. 1. По их функциональному назначению. 2. По источникам формирования. 3. По методам их потребления и 4. По способам формирования и использо вания.
По своему функциональному назначению фонды экономи ческого стимулирования подразделяются на фонд накопления и фонд потребления. Известно, что все материальные финансо вые ресурсы, связанные с расширением производства, состав ляют фонд накопления, который в свок> очередь подразделяется на три самостоятельных фонда — фонд расширения производ ства, фонд жилищного и культурно-бытового строительства и фонд государственных резервов и страхования.
В свою1очередь фонд потребления включает фонд зара ботной платы работников материального производства в го сударственном секторе, фонд оплаты труда колхозников, об щественные фонды потребления как в государственном сек торе, так и колхозно-кооперативном. Исходя из этого все фонды экономического стимулирования можно подразделить на фонды экономического стимулирования развития и расши рения производства и фонды экономического стимулирования труда. Само собой разумеется, что .как стимулирование раз вития производства, так и стимулирование труда находятся в тесной взаимозависимости и взаимообусловленности друг с другом, но каждый из них несет свою функциональную наг рузку и в практической деятельности плановых и хозяйствен ных органов строго различается. К фондам экономического стимулирования развития и расширения производства отно
89
сятся фонды капитального строительства в масштабах всего* народного хозяйства, а также средства, выделяемые на ка питальное строительство, связанное с расширением производ ства или коренной реконструкцией уже действующих предпри ятий. Источником фонда развития производства (ФРП) яв ляется прибавочный продукт. В этой связи следует заметить, что в экономической литературе нет четко сложившегося мне ния, что фонд накопления, выделяемый в централизованном: порядке, следует относить к фондам экономического стимули рования. Обычно понятие фондов экономического стимулиро вания ограничивается фондами потребления, особенно в мак роэкономике. На наш взгляд, это умаляет значение экономи ческого стимулирования развития производства. Другой воп рос, что стимулирование производства посредством фондов накопления является большой и сложной проблемой, требую щей самостоятельного изучения. Поэтому в данной работе эта проблема не рассматривается, а упоминается только в поряд ке постановки вопроса.
Фонды стимулирования труда включают в себя фонд за работной платы работников материального производства,, фонд заработной платы работников непроизводственной сфе ры, все виды премий и вознаграждения за труд творческих работников (изобретательство и рационализаторство и другие виды авторского вознаграждения).
По источникам формирования. Фонды экономического сти мулирования связаны с распределением и перераспределени ем необходимого и прибавочного продукта. Поскольку наци ональный доход создается в материальном производстве, то первоначальное распределение последнего происходит преж де всего в сфере материального производства, в результате чего и образуются первичные доходы государства, предприя тий и работников материального производства. Первичные до ходы социалистического государства образуются за счет той части прибавочного продукта, которая сразу после реализа ции продукта поступает в распоряжение государства (в фор ме налога с оборота, начислений соцстраха на заработную плату и отчислений от прибыли предприятий).
Первичные доходы социалистических предприятий состав ляет прибыль, источником которой является . прибавочный продукт и частично необходимый. Первичными доходами ра ботников материального производства является их заработ ная плата, полученная за выполнение и перевыполнение норм выработки, а также премии, полученные из фондов материаль ного поощрения, что и составляет фонд оплаты по труду. Но окончательно фонды экономического стимулирования форми руются в результате перераспределения. Если мы возьмем все фонды потребления, то они формируются как за счет необ ходимого, так и за счет прибавочного продукта. Заработная
90