Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Говоря о сущности хозяйственного расчета и его внедре нии, В. И. Ленин предвидел это и предупреждал, что перевод государственных предприятий на хозрасчет «в связи с настоя тельнейшею необходимостью повысить производительность труда, добиться безубыточности и прибыльности каждого гос предприятия, в связи с неизбежным ведомственным интере сом и преувеличением ведомственного усердия, неминуемо порождает известную противоположность интересов...»2728.
Для того чтобы интересы предприятия—коллектива всегда сочетались с интересами общества и не противоречили бы им, необходим контроль рублем. Это также относится к системе стимулирования. И если не будет введено экономическое кон тролирующее условие, то можно так вести хозяйство, что бу дут соблюдаться только интересы предприятия в ущерб ин тересам общества. В жизни имеют место случаи, когда от дельные руководители в целях повышения рентабельности и получения большой прибыли иногда допускают игнорирование интересов общества. Поэтому не случайно на это было обра щено особое внимание на XXIV съезде партии. «Всякие по пытки,— говорил товарищ А. Н. Косыгин на XXIV съезде партии, — получать прибыль за счет обхода государственных цен или повышения их, нарушения установленного ассорти мента и стандартов являются антигосударственной практи кой»28. Контроль рублем за ходом хозяйственно-производст венной деятельности предприятий осуществляется через кре дитно-банковскую и финансовую системы.
Бесспорно, что с совершенствованием социалистических производственных отношений должны совершенствоваться и способы контроля рублем. Можно было бы привести немало примеров, где этот контроль требует совершенствования, но это дело конкретных экономических наук. Нам здесь хотелось только подчеркнуть то, что соблюдение перечисленных усло вий внедрения хозяйственного расчета обеспечивает его дейст венность и практическое сочетание интересов общества, пред приятия и личности и реализацию принципа: то, что выгодно государству, должно быть выгодно коллективу и каждому ра ботнику. Только при этом будет иметь место полный, а не формальный хозрасчет.
Полный хозяйственный расчет имеет место тогда, когда предприятие из полученной выручки за реализованную про дукцию возмещает затраты на производство, обеспечивает на копления для постоянного совершенствования производства, создает фонды материального поощрения и создает чистый доход обществу.
Таковы, на наш взгляд, основные принципы и необходи мые условия организации и внедрения хозяйственного расче
27 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 44, стр. 343. 28 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 170.
82
та. Само собой разумеется, что в зависимости от отрасли хо зяйства организация и внедрение хозрасчета имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.
Стимулирующее воздействие хозяйственного расчета на развитие и совершенствование производства в полной мере проявляется тогда, когда он внедрен во все производственные подразделения. Хозяйственный расчет, охватывающий вза имоотношения между производственными подразделениями,
получил название внутрихозяйственного расчета.
Внутрихозяйственный расчет является формой экономиче ских связей между подразделениями предприятия: цехами, мастерскими, участками, бригадами, службами, выражает отношения по поводу непосредственного использования рабо чей силы на производстве, производственных фондов и созда нию отдельных частей продукта. Главной его задачей явля ется обеспечение экономии рабочего времени, повышение про изводительности труда, экономии материалов и лучшего ис пользования производственных фондов. Внутрихозяйственный расчет есть прямое продолжение и развитие хозяйственного расчета предприятия. Но необходимо помнить, что внутрихо зяйственный расчет, его организация и внедрение имеют не которое отличие от хозрасчета предприятия.
Это отличие состоит в том, что хозрасчетная деятельность производственных подразделений ограничивается функциями производства. Подразделения не являются юридическими ли цами и не обладают правами самостоятельного предприятия, не вступают в экономические отношения с другими предприя тиями, не заключают от своего имени договоров, не имеют законченного баланса доходов и расходов, не вступают в от ношения с финансово-кредитной системой. Производимый продукт или услуги передаются одним подразделением дру гому без денежной оплаты их стоимости.
Известно, что разговоры о необходимости внутрихозяйст венного расчета ведутся давно и сделано немало попыток для его внедрения, но следует признать, что эти попытки не всегда дают ожидаемые результаты. Недостатки внедрения внутрихозяйственного расчета, в частности на предприятиях лесной промышленности, в значительной мере объясняются тем, что, во-первых, еще не отработана методика внедрения внутрихозяйственного расчета с учетом особенностей отрасли; во-вторых, многие практические работники, на которых воз лагается эта ответственная работа, слабо знакомы с принци пами управления хозяйством, имеют недостаточную1экономи ческую подготовку. Современное же производство требует оп ределенной суммы экономических знаний от всех руководи телей и даже непосредственных исполнителей—рабочих.
При внедрении внутрихозяйственного расчета необходимо: определить права и обязанности каждого подразделения; раз
83
работать утверждаемые оценочные показатели, а также рас четные, при помощи которых определяются затраты на про изводство и оцениваются результаты производства подразде ления. Причем показатели должны быть немногочисленными, но достаточными для всесторонней объективной оценки рабо ты хозрасчетного подразделения. Показатели должны отра жать согласованность плановых заданий подразделений с плановым заданием предприятия. Если эти основные положе ния не соблюдаются, то все усилия по внедрению хозяйствен ного расчета не дадут должной отдачи29.
Дальнейшее развитие и совершенствование хозрасчета как метода планомерного ведения хозяйства должны идти не то лько вниз, но и по линии вверх до комбината, объединения и даже министерства. Крупные производственные хозрасчетные объединения обладают «серьезными преимуществами по срав нению с отдельными предприятиями. В них создаются благо приятные условия для быстрейшего внедрения научно-техни ческих достижений в народное хозяйство и облегчаются усло вия наиболее точного выявления потребностей, организации снабжения и сбыта продукции, совершествования специали зации и кооперирования, централизации вспомогательных и подсобных работ. «Создание производственных - объедине ний,— подчеркивал товарищ А. Н. Косыгин на' XXIV съезде партии, — представляет собой новый важный элемент совер шенствования системы управления. Развитие объединений по*- зволит полнее реализовать возможности хозяйственной ре формы, ускорить научно-технический прогресс»30. Представ ляет определенный интерес работа таких производственных объединений, как ленинградское оптико-механическое объе динение «Светлана», «Позитрон», «Волгомебельпром» Мини стерства лесной и деревообрабатывающей промышленности и др. «Курс на создание объединений и комбинатов,—говорил товарищ Л. И. Брежнев, — надо вести решительней — в пер спективе они должны стать основными хозрасчетными звенья ми общественного производства» 31. В хозрасчетных объедине ниях создаются благоприятные условия для ведения перспек тивной технической политики. Путем планового перераспре деления средств производства и прибыли предприятиям, вхо дящим в объединение, создаются благоприятные условия хо зяйствования. В объединениях создается единая система эко номического стимулирования, основанная на среднеотрасле вых параметрах, позволяющих наиболее полно учитывать ин тересы общества и предприятий. Как было сказано выше, сейчас стоит задача перехода на принципы хозрасчета отрас
29 Этот вопрос подробно нами рассмотрен в работе «Экономическое стимулирование на лесозаготовках». М.; «Лесная промышленность», 1971.
30 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 172. 31 Там же, стр. 68.
84
левых министерств. По решению |
Совета Министров СССР |
в виде опыта на новые условия |
переведено Министерство |
приборостроения, средств автоматизации й систем управле ния. Положительный опыт этого министерства позволит рас пространить его и на другие министерства. Такая тенден ция вполне закономерна, поскольку социалистическое госу дарство не только политическая надстройка, но является экономическим центром управления всей производственной жизнью страны. На это обстоятельство В. И. Ленин указы вал еще в первые годы Советской власти, он писал, что го сударственная власть «начинает превращаться в организацию, непосредственно выполняющую функции управления эконо микой...» 32.
*#
*
Итак, мы кратко рассмотрели основные моменты системы централизованного социалистического хозяйствования, кото рая обусловливает соответствующие способы и методы эконо мического стимулирования развития производства и привле чения людей к труду. Необходимость сочетания директивного прямого управления хозяйством и экономического стимулиро вания с инициативой, творчеством и предприимчивостью со циалистических предприятий обусловлена тем, что целое всег да состоит из частей, что оно существует только благодаря своим частям и их взаимодействию. Определяющим в этой системе является целое. Подчиняясь целому, им определяясь, части обладают относительной самостоятельностью, определен ной степенью свободы. Но нужно помнить, что мера свободы частей-является важным показателем действия целого. Если, например, степень свободы некоторой относительной эконо мической обособленности социалистических предприятий пре вышает меру, то эта обособленность будет противоречить со циалистической системе хозяйствования. «Однако абсолютно несвободных, необладающих самостоятельностью частей нет и быть не может, поскольку тогда целое превратилось бы в нечто абсолютно однородное, монолитное, аморфное и пере стало бы быть целостной системой взаимодействующих диф ференцированных частей»33.
Это означает то, что при организации экономического сти мулирования мы должны учитывать и умело сочетать обще народные интересы, интересы коллектива и интересы лично сти.
32 |
В. |
И. Л е н и н . Поли. |
собр. соч., т. 38, стр. 442. • |
33 |
В. |
Г. А ф а н а с ь е в . |
Научное управление обществом. М., «Мысль», |
1968, стр. |
15. |
|
85
Г Л А В А III
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
В практике социалистического хозяйствования экономи ческое стимулирование труда и производства осуществляется посредством фондов экономического стимулирования. В этой связи встает вопрос, что же собой представляют фонды, ка ковы их содержание, структура и источники формирования.
§ 1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Фонды экономического стимулирования являются состав ным элементом системы производственных отношений социа лизма и представляют собой экономическую категорию поли тической экономии социализма.
Исходя из марксистско-ленинской методологии, при опре делении той или иной экономической категории следует иметь в виду, что последняя должна содержать три основных приз нака: во-первых, «экономические категории представляют со бой лишь теоретические выражения, абстракции обществен ных отношений производства»1: во-вторых, «категории выра жают... формы бытия»12 общественных отношений; в-третьих, они представляют отражение отдельных, но существенных сторон экономической жизни общества, выражают причинные связи в экономических явлениях.
Если подходить к рассмотрению содержания фондов эко номического стимулирования с этих позиций, то нетрудно убе диться, что они, во-первых, есть бытие всего необходимого и значительной части прибавочного продукта. Фонды экономи ческого стимулирования—более конкретная, осязаемая на по верхности форма бытия необходимого продукта, используе мого на материальное поощрение труда работников матери ального производства, и значительной части прибавочного про дукта, используемой на нужды расширенного воспроизводст ва и стимулирование труда работников нематериального про изводства.
Поскольку при социализме имеют место товарно-денеж ные отношения, то фонды экономического стимулирования в
1 |
К. М а р к с |
и Ф. Э н г е л ь с . |
Соч., т. 4, |
стр. 133. |
2 |
К. М а р к с |
и Ф. Э н ге л ь с . |
Соч., т. 12, |
стр. 732. |
8 6