Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Говоря о сущности хозяйственного расчета и его внедре­ нии, В. И. Ленин предвидел это и предупреждал, что перевод государственных предприятий на хозрасчет «в связи с настоя­ тельнейшею необходимостью повысить производительность труда, добиться безубыточности и прибыльности каждого гос­ предприятия, в связи с неизбежным ведомственным интере­ сом и преувеличением ведомственного усердия, неминуемо порождает известную противоположность интересов...»2728.

Для того чтобы интересы предприятия—коллектива всегда сочетались с интересами общества и не противоречили бы им, необходим контроль рублем. Это также относится к системе стимулирования. И если не будет введено экономическое кон­ тролирующее условие, то можно так вести хозяйство, что бу­ дут соблюдаться только интересы предприятия в ущерб ин­ тересам общества. В жизни имеют место случаи, когда от­ дельные руководители в целях повышения рентабельности и получения большой прибыли иногда допускают игнорирование интересов общества. Поэтому не случайно на это было обра­ щено особое внимание на XXIV съезде партии. «Всякие по­ пытки,— говорил товарищ А. Н. Косыгин на XXIV съезде партии, — получать прибыль за счет обхода государственных цен или повышения их, нарушения установленного ассорти­ мента и стандартов являются антигосударственной практи­ кой»28. Контроль рублем за ходом хозяйственно-производст­ венной деятельности предприятий осуществляется через кре­ дитно-банковскую и финансовую системы.

Бесспорно, что с совершенствованием социалистических производственных отношений должны совершенствоваться и способы контроля рублем. Можно было бы привести немало примеров, где этот контроль требует совершенствования, но это дело конкретных экономических наук. Нам здесь хотелось только подчеркнуть то, что соблюдение перечисленных усло­ вий внедрения хозяйственного расчета обеспечивает его дейст­ венность и практическое сочетание интересов общества, пред­ приятия и личности и реализацию принципа: то, что выгодно государству, должно быть выгодно коллективу и каждому ра­ ботнику. Только при этом будет иметь место полный, а не формальный хозрасчет.

Полный хозяйственный расчет имеет место тогда, когда предприятие из полученной выручки за реализованную про­ дукцию возмещает затраты на производство, обеспечивает на­ копления для постоянного совершенствования производства, создает фонды материального поощрения и создает чистый доход обществу.

Таковы, на наш взгляд, основные принципы и необходи­ мые условия организации и внедрения хозяйственного расче­

27 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 44, стр. 343. 28 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 170.

82


та. Само собой разумеется, что в зависимости от отрасли хо­ зяйства организация и внедрение хозрасчета имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.

Стимулирующее воздействие хозяйственного расчета на развитие и совершенствование производства в полной мере проявляется тогда, когда он внедрен во все производственные подразделения. Хозяйственный расчет, охватывающий вза­ имоотношения между производственными подразделениями,

получил название внутрихозяйственного расчета.

Внутрихозяйственный расчет является формой экономиче­ ских связей между подразделениями предприятия: цехами, мастерскими, участками, бригадами, службами, выражает отношения по поводу непосредственного использования рабо­ чей силы на производстве, производственных фондов и созда­ нию отдельных частей продукта. Главной его задачей явля­ ется обеспечение экономии рабочего времени, повышение про­ изводительности труда, экономии материалов и лучшего ис­ пользования производственных фондов. Внутрихозяйственный расчет есть прямое продолжение и развитие хозяйственного расчета предприятия. Но необходимо помнить, что внутрихо­ зяйственный расчет, его организация и внедрение имеют не­ которое отличие от хозрасчета предприятия.

Это отличие состоит в том, что хозрасчетная деятельность производственных подразделений ограничивается функциями производства. Подразделения не являются юридическими ли­ цами и не обладают правами самостоятельного предприятия, не вступают в экономические отношения с другими предприя­ тиями, не заключают от своего имени договоров, не имеют законченного баланса доходов и расходов, не вступают в от­ ношения с финансово-кредитной системой. Производимый продукт или услуги передаются одним подразделением дру­ гому без денежной оплаты их стоимости.

Известно, что разговоры о необходимости внутрихозяйст­ венного расчета ведутся давно и сделано немало попыток для его внедрения, но следует признать, что эти попытки не всегда дают ожидаемые результаты. Недостатки внедрения внутрихозяйственного расчета, в частности на предприятиях лесной промышленности, в значительной мере объясняются тем, что, во-первых, еще не отработана методика внедрения внутрихозяйственного расчета с учетом особенностей отрасли; во-вторых, многие практические работники, на которых воз­ лагается эта ответственная работа, слабо знакомы с принци­ пами управления хозяйством, имеют недостаточную1экономи­ ческую подготовку. Современное же производство требует оп­ ределенной суммы экономических знаний от всех руководи­ телей и даже непосредственных исполнителей—рабочих.

При внедрении внутрихозяйственного расчета необходимо: определить права и обязанности каждого подразделения; раз­

83


работать утверждаемые оценочные показатели, а также рас­ четные, при помощи которых определяются затраты на про­ изводство и оцениваются результаты производства подразде­ ления. Причем показатели должны быть немногочисленными, но достаточными для всесторонней объективной оценки рабо­ ты хозрасчетного подразделения. Показатели должны отра­ жать согласованность плановых заданий подразделений с плановым заданием предприятия. Если эти основные положе­ ния не соблюдаются, то все усилия по внедрению хозяйствен­ ного расчета не дадут должной отдачи29.

Дальнейшее развитие и совершенствование хозрасчета как метода планомерного ведения хозяйства должны идти не то­ лько вниз, но и по линии вверх до комбината, объединения и даже министерства. Крупные производственные хозрасчетные объединения обладают «серьезными преимуществами по срав­ нению с отдельными предприятиями. В них создаются благо­ приятные условия для быстрейшего внедрения научно-техни­ ческих достижений в народное хозяйство и облегчаются усло­ вия наиболее точного выявления потребностей, организации снабжения и сбыта продукции, совершествования специали­ зации и кооперирования, централизации вспомогательных и подсобных работ. «Создание производственных - объедине­ ний,— подчеркивал товарищ А. Н. Косыгин на' XXIV съезде партии, — представляет собой новый важный элемент совер­ шенствования системы управления. Развитие объединений по*- зволит полнее реализовать возможности хозяйственной ре­ формы, ускорить научно-технический прогресс»30. Представ­ ляет определенный интерес работа таких производственных объединений, как ленинградское оптико-механическое объе­ динение «Светлана», «Позитрон», «Волгомебельпром» Мини­ стерства лесной и деревообрабатывающей промышленности и др. «Курс на создание объединений и комбинатов,—говорил товарищ Л. И. Брежнев, — надо вести решительней — в пер­ спективе они должны стать основными хозрасчетными звенья­ ми общественного производства» 31. В хозрасчетных объедине­ ниях создаются благоприятные условия для ведения перспек­ тивной технической политики. Путем планового перераспре­ деления средств производства и прибыли предприятиям, вхо­ дящим в объединение, создаются благоприятные условия хо­ зяйствования. В объединениях создается единая система эко­ номического стимулирования, основанная на среднеотрасле­ вых параметрах, позволяющих наиболее полно учитывать ин­ тересы общества и предприятий. Как было сказано выше, сейчас стоит задача перехода на принципы хозрасчета отрас­

29 Этот вопрос подробно нами рассмотрен в работе «Экономическое стимулирование на лесозаготовках». М.; «Лесная промышленность», 1971.

30 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 172. 31 Там же, стр. 68.

84


левых министерств. По решению

Совета Министров СССР

в виде опыта на новые условия

переведено Министерство

приборостроения, средств автоматизации й систем управле­ ния. Положительный опыт этого министерства позволит рас­ пространить его и на другие министерства. Такая тенден­ ция вполне закономерна, поскольку социалистическое госу­ дарство не только политическая надстройка, но является экономическим центром управления всей производственной жизнью страны. На это обстоятельство В. И. Ленин указы­ вал еще в первые годы Советской власти, он писал, что го­ сударственная власть «начинает превращаться в организацию, непосредственно выполняющую функции управления эконо­ микой...» 32.

*#

*

Итак, мы кратко рассмотрели основные моменты системы централизованного социалистического хозяйствования, кото­ рая обусловливает соответствующие способы и методы эконо­ мического стимулирования развития производства и привле­ чения людей к труду. Необходимость сочетания директивного прямого управления хозяйством и экономического стимулиро­ вания с инициативой, творчеством и предприимчивостью со­ циалистических предприятий обусловлена тем, что целое всег­ да состоит из частей, что оно существует только благодаря своим частям и их взаимодействию. Определяющим в этой системе является целое. Подчиняясь целому, им определяясь, части обладают относительной самостоятельностью, определен­ ной степенью свободы. Но нужно помнить, что мера свободы частей-является важным показателем действия целого. Если, например, степень свободы некоторой относительной эконо­ мической обособленности социалистических предприятий пре­ вышает меру, то эта обособленность будет противоречить со­ циалистической системе хозяйствования. «Однако абсолютно несвободных, необладающих самостоятельностью частей нет и быть не может, поскольку тогда целое превратилось бы в нечто абсолютно однородное, монолитное, аморфное и пере­ стало бы быть целостной системой взаимодействующих диф­ ференцированных частей»33.

Это означает то, что при организации экономического сти­ мулирования мы должны учитывать и умело сочетать обще­ народные интересы, интересы коллектива и интересы лично­ сти.

32

В.

И. Л е н и н . Поли.

собр. соч., т. 38, стр. 442. •

33

В.

Г. А ф а н а с ь е в .

Научное управление обществом. М., «Мысль»,

1968, стр.

15.

 

85


Г Л А В А III

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

В практике социалистического хозяйствования экономи­ ческое стимулирование труда и производства осуществляется посредством фондов экономического стимулирования. В этой связи встает вопрос, что же собой представляют фонды, ка­ ковы их содержание, структура и источники формирования.

§ 1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Фонды экономического стимулирования являются состав­ ным элементом системы производственных отношений социа­ лизма и представляют собой экономическую категорию поли­ тической экономии социализма.

Исходя из марксистско-ленинской методологии, при опре­ делении той или иной экономической категории следует иметь в виду, что последняя должна содержать три основных приз­ нака: во-первых, «экономические категории представляют со­ бой лишь теоретические выражения, абстракции обществен­ ных отношений производства»1: во-вторых, «категории выра­ жают... формы бытия»12 общественных отношений; в-третьих, они представляют отражение отдельных, но существенных сторон экономической жизни общества, выражают причинные связи в экономических явлениях.

Если подходить к рассмотрению содержания фондов эко­ номического стимулирования с этих позиций, то нетрудно убе­ диться, что они, во-первых, есть бытие всего необходимого и значительной части прибавочного продукта. Фонды экономи­ ческого стимулирования—более конкретная, осязаемая на по­ верхности форма бытия необходимого продукта, используе­ мого на материальное поощрение труда работников матери­ ального производства, и значительной части прибавочного про­ дукта, используемой на нужды расширенного воспроизводст­ ва и стимулирование труда работников нематериального про­ изводства.

Поскольку при социализме имеют место товарно-денеж­ ные отношения, то фонды экономического стимулирования в

1

К. М а р к с

и Ф. Э н г е л ь с .

Соч., т. 4,

стр. 133.

2

К. М а р к с

и Ф. Э н ге л ь с .

Соч., т. 12,

стр. 732.

8 6