Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
плата работников материального производства, независимо из каких фондов она получена, является формой бытия значи тельной части необходимого продукта. Источником фондов общественного потребления является как прибавочный, так и необходимый продукт. За счет необходимого продукта фор мируется та часть фондов общественного потребления, кото рая поступает работникам материального производства в виде медицинского обслуживания, обучения и содержания детей в школах и дошкольных учреждениях и т. п. Остальная же часть общественных фондов потребления формируется за счет прибавочного продукта. Конечно, на практике границу менаду прибавочным и необходимым продуктом в формировании об щественных и коллективных фондов потребления провести трудно, но фактически общественные и коллективные фонды потребления формируются за счет части необходимого и час ти прибавочного продукта.
По принципу потребления фонды экономического стимули рования подразделяются на фонды индивидуального потреб ления и фонды совместного коллективного, общественного потребления независимо от способа распределения. Индиви дуальные фонды потребления включают в себя заработную плату, начисленную рабочим по тарифным ставкам, премии за выполнение и перевыполнение норм выработки, заработ ную плату инженерно-техническим работникам, начисленную по штатно-должностным окладам, а также премии рабочим, ИТР и служащим из фонда материального поощрения и дру гих поощрительных фондов.
К общественным фондам потребления относятся доходы,
полученные работниками материального производства в виде бесплатных или льготных услуг (образование, медицинское обслуживание, пользование парками, садами, санаториями, домами отдыха, содержание детей в дошкольных учреждениях и т. п.). Из общественных фондов потребления выделяются средства на выплату заработной платы, а точнее, вознаграж дения за труд работникам непроизводственной сферы, эта часть общественных фондов потребляется также через фонды индивидуального потребления, но она выделяется из общест венных фондов, ее источником является прибавочный и ча стично необходимый продукт работников материального про изводства. Но работники нематериальной сферы производст ва также пользуются бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, парками, стадионами, санаториями и домами отдыха, дошкольными детскими учреждениями и т. п. Эти ус луги они получают через фонды общественного потребления. Из фондов общественного потребления на индивидуальное потребление выделяются средства на выплату пенсий по ста рости, инвалидности и нетрудоспособности, стипендий уча щимся и т. п. И эти группы населения также пользуются ус
91
лугами и всевозможными культурными и материальными благами через общественные фонды потребления. Таким об разом, общественные фонды потребления поступают в пот ребление трудящихся посредством сложной системы распре деления последних.
И наконец, все виды фондов экономического стимулиро вания как бытие необходимого и части прибавочного продук та по принципу формирования и использования подразделя ются на централизованные и хозрасчетные. Подразделение фондов экономического стимулирования на централизованные и хозрасчетные обусловлено, во-первых, необходимостью удовлетворения общенародных, коллективных и личных пот ребностей и в связи с этим наиболее полным претворением в жизнь экономических интересов социалистического общества; во-вторых, функциональным назначением двух методов центра лизованного социалистического хозяйствования. Сосредоточе ние определенных материальных и денежных средств в руках социалистического государства позволяет ему планомерно осуществлять расширенное воспроизводство в интересах всех трудящихся, направлять материальные ресурсы на решающие направления развития народного хозяйства, обеспечивающие создание материально-технической базы коммунизма; разви вать культуру, науку и здравоохранение; обеспечивать эконо мическое равенство народов всех национальных республик; обеспечивать неуклонное повышение материального благосос тояния и культурного уровня всего народа, тем самым соз давать благоприятные условия для развития духовных и фи зических способностей каждого человека. Одним словом, не обходимость централизованных фондов экономического сти мулирования обусловлена общественной собственностью на средства производства и планомерным движением общест венного производства.
Выше было отмечено, что непосредственное производство материальных благ или общественного продукта осуществ ляется на конкретных предприятиях—фабриках, заводах, руд никах, в колхозах и совхозах и т. п. В этих ячейках общест венного производства на основе хозяйственного расчета и осуществляется производство общественного продукта. Для осуществления непрерывного воспроизводственного процесса предприятия нуждаются в определенных средствах, которые и составляют хозрасчетные фонды экономического стимулиро вания. Как централизованные, так и хозрасчетные фонды экономического стимулирования служат одним и тем же це лям и обслуживают одни и те же процессы: первые в макро экономике, вторые в микроэкономике. Следовательно, они на ходятся в тесном переплетении друг с другом, оказывают взаимное влияние друг на друга. Но это не означает, что между ними нет различий.
92
Поскольку объектом нашего исследования в.основном яв ляются хозрасчетные фонды экономического стимулирования, поэтому при рассмотрении централизованных фондов стиму лирования мы остановимся только на тех, использование ко торых осуществляется через хозрасчетные предприятия, и то только в тех пределах, где централизованные фонды экономи ческого стимулирования самым тесным образом соприкаса ются и переплетаются с хозрасчетными фондами. К таким фондам, на наш взгляд, относятся фонд заработной платы, фон ды капитальных вложений, предназначенные на реконструк цию и расширение действующих предприятий, а также сред ства, выделяемые предприятием в централизованном поряд ке на нужды жилищного, социально-культурного и бытового строительства. Практически эти фонды хотя и выделяются в централизованном порядке, но их использование непосредст венно осуществляется хозрасчетными предприятиями и в ко нечном счете зависит от работы предприятий и объединений по выполнению государственного плана. Самостоятельное рас смотрение централизованных и хозрасчетных фондов экономи ческого стимулирования дает возможность показать более глубоко место и роль экономического стимулирования в систе ме социалистического хозяйствования.
§ 2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФОНДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Как было отмечено выше, необходимость централизован ных фондов экономического стимулирования развития и совершенствованйя производства и стимулирования труда обуслов лена общественной собственностью на средства производства, обеспечением финансовыми ресурсами выполнения хозяйствен но-организаторской функции социалистического государства, с одной стороны, и необходимостью неуклонного повышения материального благосостояния, культуры всех членов социа листического общества, т. е. обеспечения полного развития всех физических и духовных способностей личности, с другой стороны.
Для выполнения этих задач социалистическое государство в централизованном порядке образует ряд фондов экономичес кого стимулирования. Это прежде всего централизованный фонд капитальных вложений для финансирования расшире ния производства. В .настоящее время капитальное строи тельство как вновь строящихся предприятий, так и значи тельная часть реконструирующихся осуществляется за счет централизованных фондов, выделяемых через государствен ный бюджет. Создание централизованных фондов капиталь ного строительства обеспечивает быстрое развитие произво дительных сил социалистического общества, в которых пер венствующее значение придается ведущим отраслям народ
93
ного хозяйства, определяющим экономический потенциал страны. Только благодаря капитальным вложениям в социа листическом обществе имеет место постоянное развитие и рас ширение производства. Капитальные вложения обеспечивают также непрерывное повышение производительности живого труда, поскольку оно во многом зависит от развития и совер шенствования используемых в процессе производства орудий труда. Назначение фондов капитальных вложений как раз в том и состоит, чтобы, с одной стороны, постоянно осуществля лось расширение и совершенствование всего производства, а с другой — развитие и совершенствование орудий труда. Так, в девятой пятилетке предстоит разработать около 25 тыс. и ос воить производство свыше 19 тыс. новых машин, аппаратов, приборов и т. д. С развитием и совершенствованием произ водства изменяется и структура производства, что в конеч ном счете также оказывает влияние на повышение првизводительности общественного труда и улучшение удовлетворе ния общественных потребностей.
В условиях социализма централизованные капитальные вложения используются и должны использоваться преиму щественно на новое капитальное строительство, т. е. на соз дание новых ведущих отраслей общественного производства и расширение производства уже действующих отраслей про мышленности и сельского хозяйства за счет нового строитель ства. Одним словом, за счет централизованных капиталовло жений должны развиваться главные направления науки и тех ники, осуществление научно-технической революции в народ ном хозяйстве страны.
Капитальные вложения по своей природе носят конкретный характер, т. е. они выступают в конкретных потребительных стоимостях в виде всевозможных средств производства ору дий труда, представленных различными машинами, счетными и измерительными приборами, а также предметами труда. В условиях научно-технической революции капитальные вло жения должны осуществляться на более высоком научнотехническом уровне по сравнению с действующим производ ством. От капитальных вложений, осуществляемых на выс шем научно-техническом уровне, во многом зависит подъем всего общественного производства на более качественно вы сокую ступень. Таким образом, централизованные фонды
капитальных вложений как фонды стимулирования произ водства представляют собой денежные средства, предназна ченные на расширение основных производственных фондов во всех отраслях материального производства. Источником этой части капитальных вложений является прибавочный продукт. Но капитальные вложения связаны также и с воз мещением выбывших средств производства, источником это го вида капитальных вложений является фонд возмещения
94
или амортизация. По своему функциональному назначению фонд возмещения не является фондом экономического сти мулирования.
До недавнего времени эти средства сосредоточивались в основном в руках государства также в виде централизован ного фонда возмещения. В условиях ранней стадии социализ ма, когда наша страна находилабь в капиталистическом окру жении и не располагала достаточно развитой материально производственной базой, когда значительную часть орудий труда не могла производить отечественная промышленность и последние при остром недостатке денежных средств прихо дилось покупать за границей, такая централизация фонда возмещения была необходима. Все это вынуждало социалис тическое государство направлять значительную часть средств не только фонда накопления, но и фонда возмещения в пер вую очередь на удовлетворение наиболее важных, решаю щих общегосударственных потребностей иногда в ущерб удов летворению других потребностей и комплексному развитию экономики некоторых районов страны.
Такая экономическая политика в то время была един ственно правильной и обеспечила создание материальнотехнической базы социализма, основанной на использовании системы машин. Успешное создание материально-техничес кой базы социализма обеспечило нашей стране экономическую независимость и обороноспособность, явилось прочной осно вой неуклонного повышения жизненного уровня народа. Соз дание материально-технической базы социализма сопровож далось развитием производительных сил, которое выразилось в огромном увеличении масштабов производства, в усилении концентрации и централизации производства, расширении и усложнении хозяйственных связей как в сфере самого произ-. водства, так и между сферой производства- и обращения, развитии науки и широкого внедрения ее в производство, техническом прогрессе во всех отраслях народного хозяйства, росте численности и повышении квалификации производствен ного персонала. Данные условия обусловили объективную необходимость и в совершенствовании формирования центра лизованных фондов экономического стимулирования как раз вития и совершенствования производства, так и труда.
С развитием производительных сил возникло противоре чие между достигнутым уровнем концентрации производства и формами централизации фондов. Разрешение этого проти воречия требует дальнейшего развития и совершенствования централизованного директивного метода управления произ водством, наиболее полного его сочетания с хозрасчетным ме тодом на базе отрасли, с созданием производственных объеди нений, которые должны стать основными ячейками обществен ного производства. В этой связи будет изменяться соотноше-
95