Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

плата работников материального производства, независимо из каких фондов она получена, является формой бытия значи­ тельной части необходимого продукта. Источником фондов общественного потребления является как прибавочный, так и необходимый продукт. За счет необходимого продукта фор­ мируется та часть фондов общественного потребления, кото­ рая поступает работникам материального производства в виде медицинского обслуживания, обучения и содержания детей в школах и дошкольных учреждениях и т. п. Остальная же часть общественных фондов потребления формируется за счет прибавочного продукта. Конечно, на практике границу менаду прибавочным и необходимым продуктом в формировании об­ щественных и коллективных фондов потребления провести трудно, но фактически общественные и коллективные фонды потребления формируются за счет части необходимого и час­ ти прибавочного продукта.

По принципу потребления фонды экономического стимули­ рования подразделяются на фонды индивидуального потреб­ ления и фонды совместного коллективного, общественного потребления независимо от способа распределения. Индиви­ дуальные фонды потребления включают в себя заработную плату, начисленную рабочим по тарифным ставкам, премии за выполнение и перевыполнение норм выработки, заработ­ ную плату инженерно-техническим работникам, начисленную по штатно-должностным окладам, а также премии рабочим, ИТР и служащим из фонда материального поощрения и дру­ гих поощрительных фондов.

К общественным фондам потребления относятся доходы,

полученные работниками материального производства в виде бесплатных или льготных услуг (образование, медицинское обслуживание, пользование парками, садами, санаториями, домами отдыха, содержание детей в дошкольных учреждениях и т. п.). Из общественных фондов потребления выделяются средства на выплату заработной платы, а точнее, вознаграж­ дения за труд работникам непроизводственной сферы, эта часть общественных фондов потребляется также через фонды индивидуального потребления, но она выделяется из общест­ венных фондов, ее источником является прибавочный и ча­ стично необходимый продукт работников материального про­ изводства. Но работники нематериальной сферы производст­ ва также пользуются бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, парками, стадионами, санаториями и домами отдыха, дошкольными детскими учреждениями и т. п. Эти ус­ луги они получают через фонды общественного потребления. Из фондов общественного потребления на индивидуальное потребление выделяются средства на выплату пенсий по ста­ рости, инвалидности и нетрудоспособности, стипендий уча­ щимся и т. п. И эти группы населения также пользуются ус­

91


лугами и всевозможными культурными и материальными благами через общественные фонды потребления. Таким об­ разом, общественные фонды потребления поступают в пот­ ребление трудящихся посредством сложной системы распре­ деления последних.

И наконец, все виды фондов экономического стимулиро­ вания как бытие необходимого и части прибавочного продук­ та по принципу формирования и использования подразделя­ ются на централизованные и хозрасчетные. Подразделение фондов экономического стимулирования на централизованные и хозрасчетные обусловлено, во-первых, необходимостью удовлетворения общенародных, коллективных и личных пот­ ребностей и в связи с этим наиболее полным претворением в жизнь экономических интересов социалистического общества; во-вторых, функциональным назначением двух методов центра­ лизованного социалистического хозяйствования. Сосредоточе­ ние определенных материальных и денежных средств в руках социалистического государства позволяет ему планомерно осуществлять расширенное воспроизводство в интересах всех трудящихся, направлять материальные ресурсы на решающие направления развития народного хозяйства, обеспечивающие создание материально-технической базы коммунизма; разви­ вать культуру, науку и здравоохранение; обеспечивать эконо­ мическое равенство народов всех национальных республик; обеспечивать неуклонное повышение материального благосос­ тояния и культурного уровня всего народа, тем самым соз­ давать благоприятные условия для развития духовных и фи­ зических способностей каждого человека. Одним словом, не­ обходимость централизованных фондов экономического сти­ мулирования обусловлена общественной собственностью на средства производства и планомерным движением общест­ венного производства.

Выше было отмечено, что непосредственное производство материальных благ или общественного продукта осуществ­ ляется на конкретных предприятиях—фабриках, заводах, руд­ никах, в колхозах и совхозах и т. п. В этих ячейках общест­ венного производства на основе хозяйственного расчета и осуществляется производство общественного продукта. Для осуществления непрерывного воспроизводственного процесса предприятия нуждаются в определенных средствах, которые и составляют хозрасчетные фонды экономического стимулиро­ вания. Как централизованные, так и хозрасчетные фонды экономического стимулирования служат одним и тем же це­ лям и обслуживают одни и те же процессы: первые в макро­ экономике, вторые в микроэкономике. Следовательно, они на­ ходятся в тесном переплетении друг с другом, оказывают взаимное влияние друг на друга. Но это не означает, что между ними нет различий.

92


Поскольку объектом нашего исследования в.основном яв­ ляются хозрасчетные фонды экономического стимулирования, поэтому при рассмотрении централизованных фондов стиму­ лирования мы остановимся только на тех, использование ко­ торых осуществляется через хозрасчетные предприятия, и то только в тех пределах, где централизованные фонды экономи­ ческого стимулирования самым тесным образом соприкаса­ ются и переплетаются с хозрасчетными фондами. К таким фондам, на наш взгляд, относятся фонд заработной платы, фон­ ды капитальных вложений, предназначенные на реконструк­ цию и расширение действующих предприятий, а также сред­ ства, выделяемые предприятием в централизованном поряд­ ке на нужды жилищного, социально-культурного и бытового строительства. Практически эти фонды хотя и выделяются в централизованном порядке, но их использование непосредст­ венно осуществляется хозрасчетными предприятиями и в ко­ нечном счете зависит от работы предприятий и объединений по выполнению государственного плана. Самостоятельное рас­ смотрение централизованных и хозрасчетных фондов экономи­ ческого стимулирования дает возможность показать более глубоко место и роль экономического стимулирования в систе­ ме социалистического хозяйствования.

§ 2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФОНДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Как было отмечено выше, необходимость централизован­ ных фондов экономического стимулирования развития и совершенствованйя производства и стимулирования труда обуслов­ лена общественной собственностью на средства производства, обеспечением финансовыми ресурсами выполнения хозяйствен­ но-организаторской функции социалистического государства, с одной стороны, и необходимостью неуклонного повышения материального благосостояния, культуры всех членов социа­ листического общества, т. е. обеспечения полного развития всех физических и духовных способностей личности, с другой стороны.

Для выполнения этих задач социалистическое государство в централизованном порядке образует ряд фондов экономичес­ кого стимулирования. Это прежде всего централизованный фонд капитальных вложений для финансирования расшире­ ния производства. В .настоящее время капитальное строи­ тельство как вновь строящихся предприятий, так и значи­ тельная часть реконструирующихся осуществляется за счет централизованных фондов, выделяемых через государствен­ ный бюджет. Создание централизованных фондов капиталь­ ного строительства обеспечивает быстрое развитие произво­ дительных сил социалистического общества, в которых пер­ венствующее значение придается ведущим отраслям народ­

93


ного хозяйства, определяющим экономический потенциал страны. Только благодаря капитальным вложениям в социа­ листическом обществе имеет место постоянное развитие и рас­ ширение производства. Капитальные вложения обеспечивают также непрерывное повышение производительности живого труда, поскольку оно во многом зависит от развития и совер­ шенствования используемых в процессе производства орудий труда. Назначение фондов капитальных вложений как раз в том и состоит, чтобы, с одной стороны, постоянно осуществля­ лось расширение и совершенствование всего производства, а с другой — развитие и совершенствование орудий труда. Так, в девятой пятилетке предстоит разработать около 25 тыс. и ос­ воить производство свыше 19 тыс. новых машин, аппаратов, приборов и т. д. С развитием и совершенствованием произ­ водства изменяется и структура производства, что в конеч­ ном счете также оказывает влияние на повышение првизводительности общественного труда и улучшение удовлетворе­ ния общественных потребностей.

В условиях социализма централизованные капитальные вложения используются и должны использоваться преиму­ щественно на новое капитальное строительство, т. е. на соз­ дание новых ведущих отраслей общественного производства и расширение производства уже действующих отраслей про­ мышленности и сельского хозяйства за счет нового строитель­ ства. Одним словом, за счет централизованных капиталовло­ жений должны развиваться главные направления науки и тех­ ники, осуществление научно-технической революции в народ­ ном хозяйстве страны.

Капитальные вложения по своей природе носят конкретный характер, т. е. они выступают в конкретных потребительных стоимостях в виде всевозможных средств производства ору­ дий труда, представленных различными машинами, счетными и измерительными приборами, а также предметами труда. В условиях научно-технической революции капитальные вло­ жения должны осуществляться на более высоком научнотехническом уровне по сравнению с действующим производ­ ством. От капитальных вложений, осуществляемых на выс­ шем научно-техническом уровне, во многом зависит подъем всего общественного производства на более качественно вы­ сокую ступень. Таким образом, централизованные фонды

капитальных вложений как фонды стимулирования произ­ водства представляют собой денежные средства, предназна­ ченные на расширение основных производственных фондов во всех отраслях материального производства. Источником этой части капитальных вложений является прибавочный продукт. Но капитальные вложения связаны также и с воз­ мещением выбывших средств производства, источником это­ го вида капитальных вложений является фонд возмещения

94


или амортизация. По своему функциональному назначению фонд возмещения не является фондом экономического сти­ мулирования.

До недавнего времени эти средства сосредоточивались в основном в руках государства также в виде централизован­ ного фонда возмещения. В условиях ранней стадии социализ­ ма, когда наша страна находилабь в капиталистическом окру­ жении и не располагала достаточно развитой материально­ производственной базой, когда значительную часть орудий труда не могла производить отечественная промышленность и последние при остром недостатке денежных средств прихо­ дилось покупать за границей, такая централизация фонда возмещения была необходима. Все это вынуждало социалис­ тическое государство направлять значительную часть средств не только фонда накопления, но и фонда возмещения в пер­ вую очередь на удовлетворение наиболее важных, решаю­ щих общегосударственных потребностей иногда в ущерб удов­ летворению других потребностей и комплексному развитию экономики некоторых районов страны.

Такая экономическая политика в то время была един­ ственно правильной и обеспечила создание материальнотехнической базы социализма, основанной на использовании системы машин. Успешное создание материально-техничес­ кой базы социализма обеспечило нашей стране экономическую независимость и обороноспособность, явилось прочной осно­ вой неуклонного повышения жизненного уровня народа. Соз­ дание материально-технической базы социализма сопровож­ далось развитием производительных сил, которое выразилось в огромном увеличении масштабов производства, в усилении концентрации и централизации производства, расширении и усложнении хозяйственных связей как в сфере самого произ-. водства, так и между сферой производства- и обращения, развитии науки и широкого внедрения ее в производство, техническом прогрессе во всех отраслях народного хозяйства, росте численности и повышении квалификации производствен­ ного персонала. Данные условия обусловили объективную необходимость и в совершенствовании формирования центра­ лизованных фондов экономического стимулирования как раз­ вития и совершенствования производства, так и труда.

С развитием производительных сил возникло противоре­ чие между достигнутым уровнем концентрации производства и формами централизации фондов. Разрешение этого проти­ воречия требует дальнейшего развития и совершенствования централизованного директивного метода управления произ­ водством, наиболее полного его сочетания с хозрасчетным ме­ тодом на базе отрасли, с созданием производственных объеди­ нений, которые должны стать основными ячейками обществен­ ного производства. В этой связи будет изменяться соотноше-

95