Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
К. Маркс вывел закон стоимости рабочей силы и при этом не ссылался на действие особого закона «возмещения затрат рабочей силы». Нам представляется, что и в условиях социа лизма также нет особого закона «возмещения затрат рабо чей' силы». Одной из важнейших функций закона распреде ления по труду и является функция возмещения затрат рабочей силы, а это в свою очередь и есть количественная сто рона экономического закона распределения по труду. Только при учете обеих сторон закона распределения по труду, как качественной, так и количественной, можно успешно решать вопросы распределения материальных благ в личное потребле ние трудящихся в соответствии с количеством и качеством труда. Поэтому не случайно записано в Программе КПСС: «Переход к коммунистическому распределению завершится после того, как принцип распределения по труду исчерпает се бя до дна, то есть когда наступит изобилие материальных и культурных благ и труд превратится для всех членов общест ва в первую жизненную потребность»8.
Само собой разумеется, что экономический закон распреде ления по труду действует, как и все экономические законы, в тесной взаимосвязи с другими экономическими законами. Так, заработная плата, являясь основной формой осуществления закона распределения по труду, связана с требованиями ос новного экономического закона, закона планомерного разви тия, закона повышающейся производительности труда, закона стоимости и т. д. При рассмотрении сущности экономического закона распределения по труду и его связи с экономическим стимулированием труда возникает еще один важный вопрос, какой труд лежит в основе его оплаты? Конкретный или абст рактный, либо тот и другой? По этому вопросу также нет еди ного мнения среди советских экономистов. Одни экономисты считают, что в основе распределения по труду лежат затра ты конкретного труда в его непосредственно-общественной форме9. Другие считают, что распределение по труду осу ществляется по затратам абстрактного труда101. Третьи считают, что в основе распределения учитывается как кон кретный, так и абстрактный труд, поскольку они существуют в единстве11. Четвертые считают, что при распределении об щественного продукта между членами общества по труду государство использует особую меру общественно необхо димого труда, которая выравнивает объективные условия
8 Программа Коммунистической партии Советского Союза. |
М., |
Гос- |
|||
политиздат, 1961, стр. 92. |
В. К о т е л к и н . Распределение по |
труду к |
|||
9 См. В. М е д в е д е в , |
|||||
закон стоимости. «Вопросы экономики», 1962, № 3. |
|
|
|
со |
|
10 См. М. О с а д ь к о . |
Необходимый и прибавочный продукт при |
||||
циализме. М., «Высшая школа», 1962. |
закона |
распределення |
|||
11 См. А. А р х а н г е л ь с к а я . О взаимосвязи |
|||||
по труду с законом стоимости. «Социалистический |
труд», |
1967, |
№ 7. |
|
100
производства в различных отраслях народного хозяйства12 На наш взгляд, наиболее приемлемой является точка зрения тех экономистов, которые считают, что в основе распределе ния по труду лежит учет конкретного труда непосредственно в его общественной форме.
Посредством абстрактного труда, как заметил К. Маркс, невозможно измерить величину стоимости товара, а следо вательно, и затраты труда. Абстрактный труд есть субстан ция стоимости. Для определения величины стоимости това ра К. Маркс ввел понятие общественно необходимого труда. Если признать, что распределение общественного продукта в социалистическом обществе в личное потребление происхо дит по затратам общественно необходимого абстрактного тру да, то следует согласиться с теми экономистами, которые утверждают, что распределение материальных благ в личное потребление и при социализме происходит не по труду, а по стоимости. Естественно, поскольку при социализме имеют мес то товарно-денежные отношения, то фонд потребления состоит из потребительных стоимостей и вместе с тем имеет стоимост ную форму выражения. Но это вовсе не означает, что в основе оплаты труда учитываются затраты общественно необходимо го абстрактного труда. Общественно необходимый абстракт ный труд — это вообще человеческий труд, лишенный кон кретного содержания и не связанный с производством потреби тельных стоимостей, в то время как основным требованием экономического закона распределения по труду является опла та по количеству и качеству труда, затраченного на производ ство конкретных потребительных стоимостей каждым участ ником производства. Другой вопрос, что поскольку заработ ная плата имеет денежную форму, то регулирование оплаты по труду связано с необходимостью соблюдения стоимостной пропорции между фондом заработной платы и стоимостью то варной массы и услуг, предназначенных в обмен на получен ную заработную плату. Соблюдение этой пропорции связано как с учетом роста и изменения потребностей трудящихся, так
ис возможностями производства и требует самостоятельного серьезного изучения. Требования экономического закона рас пределения по труду должны учитываться и при распределе нии общегосударственного (централизованного) фонда зара ботной платы как между отраслями народного хозяйства, так
имежду предприятиями одной и той же отрасли народного хо зяйства.
Некоторые экономисты считают, что распределение по труду на основе затрат конкретного труда имеет место толь
ко внутри предприятий, а распределение фонда заработной
12 См. Н. Ф и г у р н о в а . Общественно необходимая мера труда и его вознаграждение. «Социалистический труд», 1967, № 7.
101
платы между отраслями народного хозяйства осуществляет ся на основе затрат абстрактного труда, следовательно, по вновь созданной стоимости1314. Здесь хотелось бы заметить, что принцип оплаты и распределения фонда заработной платы как между различными отраслями народного хозяйства, так и между отдельными предприятиями, на наш взгляд, должен быть единым. Как в разных отраслях народного хозяйства, так и на отдельных предприятиях внутри отрасли имеют место различные производственные условия, обусловленные многими причинами, в результате чего при одних и тех же за тратах труда в одну и ту же единицу рабочего времени создаехся различное количество потребительных стоимостей и стоимости. Если бы распределение фонда заработной платы между отраслями народного хозяйства осуществлялось по сто имости, то было бы нарушено требование закона распреде ления по труду, т. е. требования: за равный труд—равная оплата. Поэтому фонд заработной платы как отрасли, так и предприятия определяется не величиной вновь созданной сто имости, а затратами конкретного труда — непосредственно общественного конкретного труда. Непосредственно-обществен ный конкретный труд — это труд, воплощенный в нормах выработки, на основе которых и определяется общая трудоем кость того или иного изделия. Нормирование труда и состоит в измерении количества труда, затрачиваемого каждым ра ботником с учетом конкретных производственно-технических условий. Только с учетом конкретных особенностей произ водства и можно за равные затраты труда осуществить рав ную оплату и. В нашей печати имеет место точка зрения, что посредством нормирования труда сводятся индивидуальные затраты конкретного труда к общественно необходимым затра там. Так, М. П. Осадько пишет: «Учет труда в его конкрет ной форме сводит индивидуальный труд к общественно необ ходимому. Это достигается тем, что устанавливается норма выработки или другие показатели, позволяющие свести инди видуальные затраты конкретного труда к общественно необ ходимым» 15. С данным утверждением вряд ли можно согла ситься. Известно, что общественно необходимый труд —- это труд, который определяет величину стоимости товара. При помощи же норм труда производится общественная оценка конкретного труда. Научно обоснованные нормы затрат тру да ставят в одинаковое положение или, точнее, создают при мерно равные условия труда для всех работников данной от
13 |
См. П. С. О с и п е н к о . |
Проблемы социалистического распределе |
||
ния. М., «Мысль», 1972, стр. 39. |
|
|
||
14 |
Н. Мальцев в статье о законе распределения по труду также раз |
|||
деляет |
эту точку зрения |
(«Вопросы экономики», 1971, № |
8, стр. 80—81). |
|
15 М. П. О с а д ь к о . |
Необходимый и прибавочный |
продукт при со |
||
циализме. М., «Высшая школа», |
1962, стр. 45. |
|
102
расли. Для выполнения каждого вида работ с учетом кон кретных условий определяется количество нормо-часов. Нормо-час — это условная единица измерения затрат кон кретного труда, т. е. при равных прочих условиях в нем выра жаются одинаковые затраты труда независимо от того, какие операции выполняет рабочий. Количество затраченных нормочасов на производство того или иного продукта и состав ляет величину трудовых затрат. Таким образом, нормы труда есть механизм осуществления требований закона распреде ления по труду, посредством их учитывается количество конкретного труда, затраченного каждым работником. Раз личные нормы труда на производство одного и того же про дукта и позволяют выравнивать различные технико-эконо мические и производственные условия и осуществлять оплату труда в соответствии с его количеством. Заработная плата каждого работника зависит от выполнения им нормо-часов и денежной расценки нормо-часа. Денежная заработная плата является определенной долей в стоимости фонда индивиду ального потребления в соответствии с затратами труда, но она не равнозначна созданной стоимости этим трудом. Качест во же труда учитывается посредством тарифной системы. Че рез заработную плату, ее организацию и осуществляется эко номическое стимулирование труда в государственном секторе народного хозяйства.
. Заработная плата как экономическая категория социализ ма выражает экономические отношения между обществом в лице государства и отдельными тружениками — участни ками общественного производства, с одной стороны, и между предприятиями и работниками, непосредственно работающи ми на этих предприятиях,—с другой, по поводу распределе ния необходимого продукта в индивидуальное потребление работников в соответствии с количеством и качеством затра ченного труда. Заработная плата выполняет две основные функции: во-первых, она является основным источником подъема благосостояния трудящихся и, во-вторых, она яв ляется могучим стимулятором развития производства или, точнее, привлечения членов социалистического общества к труду. Функция подъема материального уровня трудящихся и-их культурного уровня обусловливается тем, что заработ ная плата есть форма бытия необходимого продукта, функ ция же стимулирования вытекает из того, что заработная плата выступает как форма вознаграждения за труд. Пос кольку заработная плата есть практическое осуществление требований экономического закона распределения по труду и форма бытия необходимого продукта, то ее границы долж ны регулироваться, с одной стороны, потребностями работ ников в необходимости воспроизводства их рабочей силы и возможностями производства, т. е. количеством производимо
103
го продукта, — с другой. Таким образом, заработная плата при
социализме есть часть национального дохода, |
большая до |
ля необходимого продукта, обеспечивающая |
расширенное |
воспроизводство рабочей силы, идущая в личное потребле ние трудящихся в зависимости от количества и качества за траченного ими труда. Но эта доля может быть получена от дельными индивидуумами только тогда, когда они затрати ли определенное количество труда на производство продук та в общественном производстве. Таким образом, заработная плата выступает как вознаграждение за труд. Но возника ет вопрос, почему вознаграждение за труд и при общест венной собственности на средства производства принимает форму заработной платы? Следует заметить, что в учебной литературе этот вопрос не получил достаточного объясне ния. В лучшем случае, категория заработной платы объяс няется наличием товарно-денежных отношений. Но это ни о чем не говорит. Крестьянин или ремесленник работают в ус ловиях товарного производства, но их трудовые доходы не принимают форму заработной платы. Некоторые экономисты ее наличие выводят из распределительных отношений. Безус ловно, заработная плата теснейшим образом связана с зако нами распределения материальных благ в личное потребле ние, но это не дает основания выводить ее из отношений рас пределения. Анализируя сущность и происхождение заработ ной платы при капитализме, К. Маркс пришел к выводу, что категория заработной платы связана только с наемным тру дом. Но известно, что в условиях социализма нет наемного труда, и в то же время имеет место категория заработной пла ты. Поэтому необходимо рассмотреть особенности включения работников в общественное производство при социализме.
Выше было отмечено, что общественная собственность на средства производства обусловливает непосредственное соеди нение рабочей силы со средствами производства, т. е. носите ли рабочей силы являются сами собственниками средств про изводства, что и исключает наемный труд, т. е. категорию то вара рабочей силы.
Однако при социализме получение известной доли общест венного продукта в личное потребление каждым тружеником в силу действия экономического закона распределения по труду поставлено в зависимость от его затрат известной доли труда в общественное производство. Причины, вызывающие необходимость распределения по труду, обусловливают и осо бую экономическую форму включения отдельных работников в производственный процесс предприятий. Эта особая форма состоит в том, что каждый индивидуум в соответствии со сво ими склонностями и способностями выбирает себе сферу при ложения своего труда. Этот выбор и тем самым включение в общественное производство и выглядит как своеобразный
104