Файл: Щербаков, Г. С. Фонды экономического стимулирования в социалистическом обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
«найм». Каждый рабочий при поступлении на работу заклю чает договор «найма» с предприятием, в котором и закреп лены юридически определенные экономические отношения.
Посредством «найма» социалистическое общество осущест вляет планомерное распределение рабочей силы между различными отраслями народного хозяйства и предприятия ми внутри отрасли.
В зависимости от условий труда социалистическое госу дарство посредством системы стимулирования заинтересовы вает работников в приложении своего труда в тех отраслях и предприятиях, которые жизненно необходимы для общества. Безусловно, «найм» работников при социализме ничего об щего не имеет с наемным трудом при капитализме, ибо при социализме, как было отмечено выше, средства производ ства не противостоят рабочим в форме капитала, как чуждая для них сила. Участники производственного процесса явля ются сами собственниками средств производства и поэтому здесь «найм» выражает товарищеское сотрудничество и взаи мопомощь, а не отношения эксплуатации, как это имеет место при господстве капиталистической частной собственности.
Но это своеобразие включения отдельных работников в
процесс |
общественного производства в виде «найма» и обуслов |
ливает, |
что распределение по труду или вознаграждение за |
труд выступает в форме заработной платы. Наличие же товар но-денежных отношений при социализме обусловливает необ ходимость денежной заработной платы.
Исходя из существования некоторой относительной эконо мической обособленности социалистических предприятий и наличия товарно-денежных отношений при социализме, неко торые экономисты считают, что заработная плата и при социа лизме выступает превращенной формой распределительных
отношений и маскирует действие экономических |
законов 16. |
|
16 |
«Существование товарно-денежных отношений, а |
также известной |
экономической обособленности государственных предприятий приводит к тому, что в заработной плате действие экономических законов выражает ся в замаскированной, превращенной форме. Во-первых, распределение до
хода в |
соответствии |
с трудовыми достижениями отдельных работников |
|
в общественном производстве принимает особую форму |
-г- форму платы |
||
за труд, |
заработной |
платы как цены труда, которая по |
форме сходна с |
заработной платой при капитализме как формой стоимости рабочей си лы. Тем самым создается видимость обмена рабочей силы (или живого
труда) на |
овеществленный труд |
(средства существования). Между тем, |
и мы это |
уже показали в данном |
случае, имеет место не обмен товара |
ми, а распределение по труду. Во-вторых, непосредственная зависимость части оплаты по труду от стоимостных показателей создает видимость распределения не Только по труду, но и по стоимости. В-третьих, для
социализма характерна специфическая форма |
связей между работниками |
и предприятиями — форма найма, которая |
порождает иллюзию купли- |
продажи рабочей силы и в условиях социалистической организации про изводства» (см. И. Я. О б л о м с к а я . Система личных стимулов при со циализме. М., «Экономика», 1972, стр. 61—62).
105
С таким утверждением вряд ли можно согласиться, хотя сле дует всегда иметь в виду, что форма проявления того или иного экономического явления не всегда совпадает с его со держанием.
Как было сказано выше, в количественном выражении за работная плата есть часть стоимости необходимого продукта как доли национального дохода.
Заработная плата как доля национального дохода, вклю чающая основную часть необходимого продукта, выделяемая государством работникам в денежной форме, представляет собой ф о нд з а р а б о т н о й платы. Исходя из необхо димости неуклонного повышения жизненного уровня трудя щихся и достигнутого уровня производства, государство в плановом порядке устанавливает фонд заработной платы в масштабе всей страны, а также по отдельным отраслям на родного хозяйства, доводя его до предприятий. Фонд зара ботной платы устанавливается государством в централизо ванном порядке для каждой отрасли народного хозяйства и государственных предприятий.
В последние годы в печати и научных дискуссиях все ча ще появляются высказывания о том, что не следует ли отка заться от централизованного определения величины фонда заработной платы предприятиям, а следовательно, и отрас лям народного хозяйства. По нашему мнению, с такими тре бованиями вряд ли можно согласиться. Посредством опре деления фонда заработной платы отраслям и предприятиям социалистическое государство осуществляет контроль за ме рой труда и мерой потребления, контроль за производством продукта, той части, которая идет на потребление, наконец, через фонд заработной платы контролируется и устанавли вается пропорция между наличием товарной массы и покупа тельной способностью населения. Централизованное опреде ление фонда заработной платы дает возможность неуклон но повышать реальные доходы трудящихся. Почему же в
таком |
случае ряд экономистов |
и хозяйственников выступа |
ют за |
отмену централизованного определения фонда зара |
|
ботной |
платы? Дело в том, что |
в практике использования |
фонда заработной платы имеют место серьезные ограничения. Эти ограничения не всегда учитывают все особенности той или иной отрасли производства, поэтому для одних пред приятий и даже отраслей они совершенно справедливы, а для других предприятий в известной степени создают трудности для развития производства. Так, например, некоторые
экономисты и практические работники считают, что |
сокраще |
|
ние штатов так |
называемого управленческого |
аппарата |
всегда должно |
давать экономию государственных |
средств, |
а увеличение штатов связано с увеличением расходов. Но жизнь зачастую преподносит совершенно другие доказатель
106
ства. Несмотря на то что сейчас уделяется огромное внима ние развитию и внедрению внутризаводского хозяйственного расчета, в целом он внедряется очень медленно и зачастую формально.
Одной из причин является то, что к его внедрению под ходят без достаточной подготовки плановой работы и тща тельного учета. Вся работа по учету возлагается на мастеров и прорабов, но подавляющему большинству мастеров и прора бов эта работа не под силу, да кроме того, они заняты не посредственным производством и для этой большой и нужной работы у них не остается времени и делается это дело наспех, поскольку значительное время они затрачивают на оформле ние нарядов, основных документов для начисления заработной платы. Казалось бы, выход из этого положения можно было бы найти введением на производственном участке должности экономиста-учетчика, которого можно содержать за счет по лучаемой экономии производственными бригадами, но это го не может сделать ни один руководитель предприятия, пос кольку эта должность не предусмотрена штатным расписа нием.
В использовании фонда заработной платы имеет место и ряд других трудностей, которые не способствуют наиболее полному выявлению резервов производства, но это отнюдь не доказательство того, что нужно отказываться от централи зованного планирования фондов заработной платы. Другой вопрос, что это планирование требует постоянного совершен ствования. В этом направлении и действует щекинский ме
тод, но следует признать, что, |
несмотря |
на его одобрение |
ЦК КПСС, он очень медленно |
внедряется |
в других отраслях |
народного хозяйства 17. Определяя фонд заработной платы в масштабе всего общества, а также для'каждой отрасли, госу дарство тем самым проводит единую политику организа ции заработной платы, устанавливает нормы труда, тариф ные ставки и должностные оклады, определяет минимальные и максимальные границы заработной платы. Все это обеспечи вает гарантийность, равномерность и устойчивость заработной платы в любом районе нашей страны, а также исключает ее дискриминацию по полу, возрасту и национальным призна кам. В этом заключена одна сторона заработной платы как экономической категории, выражающей экономические отно шения между отдельными работниками и обществом, другая сторона состоит в том, что поскольку каждый отдельный ра бочий трудится на конкретном предприятии, то заработная плата должна зависеть не только от конкретных затрат ин дивидуального труда, но и от результатов труда всего коллек тива. В этом смысле заработная плата выражает экономиче
17 «Щекинский метод». «Правда», 1 июля 1973 г.
107
ские отношения работников с предприятием и зависит от реа лизации продукта, созданного на этом предприятии. Таким образом, по своему содержанию заработная плата при социа лизме носит двойственный характер: во-первых, она выража ет экономические отношения между обществом и отдельным тружеником по поводу участия каждого члена общества в общественном производстве и получением определенной доли необходимого продукта в личное потребление в зависимости от количества и качества затраченного труда; во-вторых, по этому же поводу между отдельным работником и коллекти вом предприятия, на котором он работает.
Вот почему заработная плата должна состоять из двух час тей и делиться на основную и дополнительную. Первая часть заработной платы гарантируется общественным фондом по требления, созданным всем трудом, затраченным в сфере материального производства, зависит непосредственно от ус пехов экономического развития всей страны, входит в состав затрат на производство на предприятии и является основной частью заработной платы.
Другая часть, или дополнительная заработная плата, зави сит от конечных результатов работы коллектива и в то же время от степени участия отдельного работника в этих резуль татах. Следовательно, эта часть заработной платы зависит от того, насколько успешно будут использованы резервы произ водства на отдельных предприятиях. Эта часть заработной платы не включается в затраты на производство и ее источ ником служит прибыль предприятия. Партия и Советское правительство придают большое значение обоим путям повы шения заработной платы как за счет централизованных фон дов заработной платы, так и за счет фондов материального поощрения. «Более четверти всего прироста средней зара ботной платы рабочих и служащих в промышленности в истек шей пятилетке, — отмечал товарищ А. Н. Косыгин на XXIV съезде КПСС, — достигнуто за счет средств этих фондов (ма териального поощрения. — Г. Ж .)»18. Но означает ли это, что заработная плата, получаемая из поощрительных фондов предприятий, распределяется не по труду, а на основе требо
ваний какого-то другого экономического |
закона, в част |
||
ности |
закона стоимости, как утверждают |
некоторые |
эконо |
мисты. |
По нашему мнению, и эта часть |
заработной |
платы |
распределяется на основе требований экономического закона распределения по труду. Другое дело, что формирование этих фондов поставлено в зависимость от объема реализации про дукции и величины прибыли, но это не относится к распре делению.
Таким образом, двойственный характер заработной платы
18 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., Политиздат, 1971, стр. 170.
108
обусловлен тем, что в ней как экономической категории выра жены сложные экономические отношения между участниками социалистического производства, что непосредственное соеди нение рабочей силы со средствами производства осуществ ляется в процессе труда на социалистических предприятиях. Следует заметить, что в недавнем прошлом экономическая на ука недостаточно уделяла внимания рассмотрению двойст венного характера заработной платы, и это в практике ком мунистического строительства приводило к ослаблению сти мулирующего воздействия заработной платы на развитие и совершенствование производства. Впервые теоретическое обоснование двойственного характера заработной платы было дано экономистами Московского государственного универси тета им. М. В. Ломоносова 19.
Внастоящее время заработная плата все больше ставится
взависимость от конкретных результатов работы предприя тия, объединения. Следовательно, стимулирующая роль за работной платы в развитии и совершенствовании производ ства зависит от оптимального соотношения централизован ного фонда заработной платы и фонда материального поощрения, формируемого за счет прибыли.
Как было отмечено выше, стимулирующая роль зара ботной платы в полном объеме проявляется в ее дифференци ации, дифференциация же оплаты труда находится в тесной взаимозависимости от определения ее минимальных и макси мальных границ.
Если не определены минимум и максимум заработной пла
ты, то теряет свою материальную основу и ее дифференциация. Естественно, что в первую очередь необходимо определить минимальную границу. Определение минимальных ставок за работной платы связано с понятием простого и сложного тру да, т. е. квалифицированного и неквалифицированного. По К. Марксу, простой труд «есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каж дого обыкновенного человека, не отличающегося особым раз витием» 20. Иначе говоря, это труд любого работника, который без специального обучения и подготовки совершает полезный трудовой процесс. Но когда мы говорим о простом труде, то нельзя предполагать, что простой труд не требует никакой общеобразовательной подготовки. В нашей стране проводит ся в жизнь всеобщее обязательное десятилетнее образова ние. Следовательно, при определении простого труда необ ходимо брать общеобразовательный, регламентируемый совет ским законодательством минимум. Таким образом, минималь
19 «Курс политической экономии», т. 2. Социализм. М., «Экономика», 1963, стр. 239.
20 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 23, стр. 53.
109