Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
ционизма, валютные ограничения, экспортные субсидии, координация торговли и цен внутри замкнутых интегра ционных группировок, фискальные пошлины, требования санитарного контроля, патентное законодательство и лицензионные ограничения, антидемпинговые оговорки, требования к документации, упаковке и маркировке то варов, условия стандартизации и таможенной классифи кации и т. д. В 1967 году, например, из 20 основных ви дов импортного продовольствия- с различными типами нетарифных препятствий (не считая налогов, санитар ных и ряда второстепенных ограничений) в Англии стал кивались 11 товарных позиций, в США — 12, в Японии — 14, в странах «общего рынка» — 165. В этих условиях даже западные теоретики международных экономиче ских отношений не могут отрицать, что «нетарифные барьеры зачастую выступают более значительным пре пятствием, чем тарифы»6.
В общем комплексе протекционистских мероприятий по сырью наибольшая роль принадлежит все-таки систе ме поддержки цен на товары отечественного производ ства. Показательно, что если в целом уровень таможен ных пошлин на промышленные изделия превышает средний размер таможенного обложения сырьевых то варов, то масштабы субсидирования внутренних цен сырья значительно превосходят даже относительно боль шую величину тарифных барьеров в области готовой продукции. Так, в 1964 году субсидируемые государст вом цены сельскохозяйственных товаров в странах «об щего рынка» превышали уровень мировых цен на 52%, тогда как средний размер таможенных тарифов на про мышленные изделия составлял лишь 12% (со стоимо сти); аналогичные показатели в Англии равнялись 31 и 16%, в США — 18 и 12%7.
Весь этот комплекс протекционистских барьеров на носит существенный ущерб сырьевому экспорту разви вающихся стран. Подлинная сумма этого ущерба, учи тывая разветвленную систему прямых и косвенных огра ничений сбыта товаров молодых государств на рынках западных держав, вряд ли поддается точному подсчету, однако даже имеющиеся приближенные оценки дают, представление о масштабе потенциальных убытков раз вивающихся стран. По мнению американского исследо вателя Д. Джонсона, отмена барьеров на импорт сель скохозяйственных товаров в развитые капиталистические
74
страны в конце 50-х годов позволила бы молодым госу дарствам увеличить с б о й аграрный экспорт иа 2 млрд,
долл., или на 16% ежегодно8. Другой исследователь — Г. Джонсон, которого также нельзя заподозрить в жела нии сгущать краски, дает примерно аналогичную оцен ку в части сельскохозяйственных товаров и считает, что ликвидация искусственных препятствий в развитых ка питалистических державах могла бы привести в середи не 60-х годов к увеличению всего сырьевого экспорта молодых государств почти на 4,5 млрд. долл, в год9, то есть примерно на 18%.
Генеральный секретарь ЮНКТАД Р. Пребиш отме чал, что в результате всех этих протекционистских меро приятий «промышленно развитые страны (имеются в ви ду империалистические державы. — П. X.) постепенно вытесняют со своих рынков ряд товаров, по которым раз вивающиеся страны достигают полной конкурентоспо собности и добиваются значительно более низких издер жек производства по сравнению с производством анало гичных товаров в промышленно развитых странах»10.
Таким образом, вполне можно утверждать, что в ча сти сырьевых товаров влияние специфических факторов, обусловленных политикой империалистических держав, представляется не менее, а в ряде случаев даже более существенной причиной ослабления позиций развиваю щихся стран на международном рынке, чем непосредст венное воздействие общих структурных сдвигов в миро вой экономике вследствие научно-технической револю ции.
В области сбыта готовых изделий трудности разви вающихся стран еще более значительны, хотя, казалось бы, в данном случае дело касается самого динамичного сектора мировой торговли, которому к тому же не про тивостоит протекционистская поддержка внутренних цен, как это имеет место в отношении сырья.
Не ставя в данном случае задачу рассмотрения всей многоплановой проблемы промышленного экспорта раз вивающихся стран, анализ многих сторон которой уже имеется в советской экономической литературе11, целесо образно остановиться лишь на некоторых аспектах этого вопроса. Каково значение промышленного экспорта для освободившихся стран? На первый взгляд, обычно столь подчеркиваемая исключительная важность расширения вывоза промышленных изделий может показаться не-
75
сколько преувеличенной в отношении развивающихся стран, коль скоро пока эти товары занимают весьма скромное место в общем экспорте молодых государств (всего 23% в 1970 г.). Кроме того, подавляющая часть их промышленного экспорта приходится на небольшой круг стран12, и, следовательно, для основной части развиваю щихся государств, делающих лишь первые шаги в дан ной области, проблема вывоза готовых изделий вроде бы не является злободневной.
Однако такая трактовка, вытекающая из формаль ного толкования данных внешнеторговой статистики, ед ва ли допустима. Во-первых, за средними относительно низкими цифрами доли промышленных товаров в общем вывозе развивающихся стран скрывается уже достигну тый высокий уровень доли готовых изделий в экспорте от дельных групп товаров, имеющих большое значение для обеспечения валютной выручки многих молодых госу дарств. В середине 60-х годов удельный вес полуфабри катов и готовых изделий в экспорте развивающихся стран составил по железной руде и стали 9%, удобрениям — 12, фруктам — 13, лесоматериалам — 16, бокситам и алюминию — 21, овощам — 24, цинку — 26, кожсырью и текстилю — 37, растительным маслам — 41, меди — 60, олову — 63%.
Во-вторых, именно экспорт промышленных изделии расширяется особо быстрыми темпами, поскольку акти визация международного товарообмена продукцией пе редовых отраслей хозяйства отвечает общим тенденциям развития мировой экономики, определяемым научно-тех ническим прогрессом. Поэтому представляется вполне закономерным стремление развивающихся стран в мак симально возможной степени переориентировать свою внешнюю торговлю на вывоз наиболее перспективных товаров, к чему их дополнительно вынуждает прогресси рующее относительное снижение спроса на сырье. Если для многих развивающихся стран с их низким уровнем промышленного экспорта задача расширения вывоза го товых изделий имеет пока лишь потенциальное значение, то с точки зрения завтрашнего дня успешное решение этой проблемы затрагивает жизненные интересы всех без исключения молодых государств.
Наконец, не меньшее значение для перспектив эконо мического роста освободившихся стран имеет стимули рующее влияние промышленного экспорта на индустриа
76
лизацию, поскольку успешное развитие вывоза готовых изделий основано не только на активизации одних лишь экспортных отраслей, но предполагает общее укрепление индустриальной базы. Об этой взаимозависимости свиде тельствует, например, тот факт, что в I960— 1968 годах среди развивающихся стран, добившихся быстрого роста экспорта готовых изделий (свыше 10% ежегодно), боль шинство стран (17 из 26) отличалось относительно высо ким удельным весом обрабатывающей промышленности в валовом национальном продукте (более 10 %)13.
Для более полного понимания этой проблемы нема лый интерес представляет рассмотрение географического распределения промышленного экспорта развивающихся стран, который ввиду особенностей своей товарной струк туры и ряда других причин имеет определенную спе цифику по сравнению с торговлей сырьем. В этой обла сти нужно отметить прежде всего относительно более вы сокий удельный вес взаимной торговли молодых госу дарств готовыми изделиями, чем сырьевыми товарами, подавляющая часть которых поступает на рынки разви тых капиталистических стран (см. табл. 18).
Т а б л и ц а 18
Экспорт из развивающихся государств в капиталистические страны в 1970 году
Товарные группы
Всего (в млн. долл.)
Вразвитые
страны
млн. долл. |
кВ итогу% |
В развиваю щиеся страны
долл. |
О |
|
млн. |
||
s “ £ |
||
И Ій |
С ы р ь е .............................................. |
38160 |
30830 |
80,8 |
7330 |
19,2 |
Готовые изделия1 ........................... |
12195 |
8960 |
73,2 |
3235 |
26,8 |
В том числе: |
1630 |
980 |
60,7 |
650 |
39,3 |
Текстиль2 .................................. |
|||||
Прочие промышленные това- |
10130 |
7850 |
70,5 |
2280 |
29,5 |
р ы .......................................... |
|||||
Всего .............................................. |
50355 |
39790 |
78,9 |
10565 |
21,1 |
1 Включая черные и цветные металлы.
3 Кроме готовой одежды.
И с т о ч н и к : Подсчитано по U. N. „Monthly Bulletin of Sta tistics“, July 1972.
77
Значительная концентрация взаимной торговли раз вивающихся стран готовыми изделиями (27 против 19%' сырьем) во многом симптоматична. Она вытекает, вопервых, из ассортимента экспортируемых изделий, преи мущественно товаров широкого потребления. Особенно, это относится к самым простым промышленным издели ям, представляющим интерес прежде всего для покупате лей в развивающихся странах, тем более что рынки этих товаров в развитых странах уже достаточно насыщены (велосипеды, швейные машины, вентиляторы, газоноко силки, простейшее сельскохозяйственное оборудование, обувь, некоторые виды текстиля и т. д.). В этой области имеются еще значительные неиспользованные возможно сти для дальнейшего расширения взаимного' обмена на базе производственной кооперации и специализации меж ду развивающимися странами как на региональной, так и на медерегиональной основе.
Во-вторых, сам ассортимент промышленных товаров в определенной степени ограничивает возможности сбы та индустриальной продукции развивающихся стран на рынках империалистических держав и по другой причи не. Пока молодые государства вывозят преимущественно изделия старых, традиционных отраслей (пищевой, коже венной, текстильной), которые перевеивают большие трудности в развитых капиталистических странах, что определяет остроту конкуренции. Однако более значи тельной является конкуренция в области товаров передо вых отраслей промышленности, где только еще нарож дающемуся экспорту развивающихся стран (радиопри емники, телевизоры, некоторые виды оборудования) про тивостоят наиболее могущественные промышленные мо нополии империалистических держав.
В-третьих, нельзя также отрицать, что зачастую серь езным сдерживающим фактором экспорта товаров раз вивающихся стран является качество готовой продукции. Часть изделий молодых государств неизбежно ориенти руется на стандарты внутреннего рынка, а некоторые да же вполне добротные сами по себе товары не всегда от вечают высоким требованиям потребителей в развитых странах, иной раз отстают от быстро'меняющейся моды, уступают в оформлении, упаковке, в области рекламы, послепродажного обслуживания.
Однако условия и возможности производства в разви вающихся странах составляют лишь одну сторону проб
78
лемы, притом не самую главную, с точки зрения тех пре пятствий, которые стоят на пути экспорта промышленных товаров молодых государств в развитые капиталистиче ские страны. Иной раз даже в официальных публикациях ООН признается, что «главное препятствие часто нахо дится в той стороне, где осуществляется сбыт. Импорте ры сырьевых материалов создали собственную обрабаты вающую промышленность, и часто отличительной чертой тарифной политики более развитых стран является про текционизм в интересах собственных промышленни ков»14.
Именно в дискриминационной направленности внеш неторговой политики империалистических держав заклю чается главный смысл проблемы промышленного экспор та молодых государств, основная часть которого зависит от условий сбыта на рынках развитых капиталистических стран. В этой области значение тарифных препятствий намного важнее, чем в области торговли сырьем. Доста точно сказать, что, по оценке западных авторов, отмена таможенных-тарифов в западных странах могла бы при вести к увеличению промышленного экспорта молодых государств на 40%15. Однако дело здесь заключается не только и не столько в высоком уровне таможенного об ложения, сколько в его дискриминационном харак тере.
Тенденционный, выборочный подход к установлению размера таможенных пошлин приводит к тому, что при формальном равенстве тарифов для всех торговых парт неров фактический уровень таможенного обложения промышленных товаров, представляющих особый инте рес для молодых государств, оказывается выше тарифно го барьера на пути готовых изделий развитых держав ввиду существенных различий в товарной структуре экс порта этих двух групп стран. Так, в 1966 году средний размер импортных пошлин на готовые изделия в разви тых капиталистических странах составлял 11,4% стоимо сти, а в пересчете на номенклатуру промышленного им порта из молодых государств его величина равнялась 17,0%, то есть в полтора раза больше 16. Это уже дает воз можность говорить о прямой дискриминации развиваю щихся стран.
Другой, формально косвенной, но весьма ощутимой формой таможенной дискриминации является невыгод е н для молодых государств дифференциация таможен
7?
ных пошлин иа продукцию различной сложности. Суть ее состоит в такой структуре тарифов, которая предусмат ривает прогрессирующее обложение товаров одной и той же группы по мере повышения степени обработки, то есть как бы дополнительно штрафуя поставщика за каждую его попытку перейти от производства сырья к выработке полуфабрикатов и готовых изделий (см. табл. 19).
Т а б л и ц а 19
Импортные пошлины на некоторые сырьевые товары и изделия из них в США и странах „общего рынка“
|
в |
1962—1967 годах |
|
|
|
|
(в |
% со стоимости) |
|
|
|
|
Товары |
|
США |
Единый внешний |
|
|
|
|
тариф |
||
|
|
|
|
|
.общего рынка“ |
Хлопок |
|
|
4 ,1 -8 ,1 |
|
• |
Волокно необработанное . . . . |
|
||||
Волокно обработанное ................... |
|
27,7 |
|
2,4 |
|
П р я ж а .............................................. |
{ |
|
4,7—17,8 |
' |
8 |
Ткани ....................... |
|
7,8—22,3 |
14—16,2 |
||
О д еж да .............................................. |
|
|
25,1 |
|
18,5 |
Кожевенные товары |
|
0—4 |
|
— |
|
Кожсырье |
....................................... |
|
|
||
К о ж а .................................................. |
|
|
10 |
|
9 |
Кожевенные и з д е л и я ................... |
|
17 |
|
16 |
|
Бумажные товары |
|
|
|
6 |
|
Бумажная |
масса ........................... |
|
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
Газетная бум ага............................... |
|
— |
|
7 |
|
Упаковочная бумага ................... |
|
14 |
|
18 |
|
Изделия из бумаги и картона . . |
16 |
|
19 |
||
Алюминий |
|
|
1,5 |
|
|
Бокситы.............................................. |
|
|
|
— |
|
Г ли н озем .......................................... |
|
8 |
|
11 |
|
М е т а л л .............................................. |
|
|
6 |
|
9 |
Полуфабрикаты из металла . . ! |
8—19 |
|
15 |
||
Медь |
м е т а л л |
|
7—8 |
|
■-- |
Черновой |
|
|
|||
Сплавы .............................................. |
|
|
8—22 |
|
— |
Прокат .............................................. |
|
|
19 |
|
10 |
Трубы .................................................. |
|
|
21—24 |
|
15 |
И с т о ч н и к и : U. N. Document TD/B/82/Add.2, |
20.VII. 1966, |
||||
р. 89; U. N. Document TD/ll/Supp.2, |
28.XII. 1967, |
р. |
39. |
Сдерживающее влияние такого рода таможенных барьеров значительно больше, чем это вытекает из самой номинальной величины импортных пошлин, поскольку фактически облагается не вся стоимость товара, а лишь та ее часть, которая добавлена в процессе обработку
89
Поэтому правомерно рассматривать уровень таможенно го тарифа по отношению только к этой части стоимости, и в данном случае фактическая пошлина (называемая иногда «эффективной» или «реальной») намного превы шает ее номинальный размер. С этой точки зрения, впол не обоснован вывод экспертов ООН о том, что «незна чительная величина добавленной стоимости во многих обрабатывающих отраслях, которые характерны для на чальных стадий индустриализации, превращает даже но минально низкий тариф в серьезное препятствие торгов ле»17.
Т а б л и ц а 20
Средний уровень импортных пошлин в развитых капиталистических странах на товары развивающихся стран в 1964 году
(в % со стоимости)
Группа товаров по степени |
Номинальный |
Реальный |
обработки |
тариф |
тариф |
Сырье необработанное ................... |
4,6 |
22,6 |
Сырье первоначальной обработки |
7,9 |
|
Сырье более высокой степени обра- |
29,7 |
|
ботки ................................................... |
16,2 |
|
Полностью обработанное сырье |
и |
38,4 |
готовые изделия............................... |
22,2 |
И с т о ч н и к : „Документы Конференции Организации Объеди ненных Наций по торговле и развитию. Вторая сессия“, т. II,
стр. 61.
Переплетение различных форм дискриминации при водит к тому, что в целом таможенные тарифы в разви тых капиталистических странах на промышленную про дукцию молодых государств значительно превышают средний уровень таможенного обложения и, следователь но, ставят поставщиков из развивающихся стран в заве домо неравные условия по сравнению с промышленными монополиями Запада. Показательно, что если обычно косвенный протекционистский элемент тарифа (разница между номинальной и реальной пошлиной) составляет около 7з, то применительно к развивающимся странам это дополнительное препятствие-почти вдвое повышает уровень таможенных барьеров (на 97% в 1966 г.).
Наряду с более высоким уровнем и неприкрыто ди
81