Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
незначительны (максимум ііа 7% с 1962 но 1964 г.), тогда как сырье из империалистических держав имело даже тенденцию к удорожанию, а амплитуда повышения цен была более широкой (на 11% с 1960 по 1966 г.). Инфляционный скачок цен в начале 70-х годов также был более значителен на товары западных держав.
Сложившееся положение вещей служит, с одной сто роны, веским доводом в пользу факторов монополистиче ского ценообразования: огромному количеству разроз ненных, экономически слабых поставщиков сырья из развивающихся стран противостоит на мировом рынке
.значительно меньшее число экономически более сильных
.поставщиков из империалистических держав, пользую щихся поддержкой государственного аграрно-сырьевого протекционизма и зачастую объединяемых в своих экс портных операциях крупными монополиями. Но, с дру гой стороны, одним лишь влиянием монополий дело не исчерпывается, поскольку существует значительная раз ница в позициях поставщиков двух различных групп ■сырьевых товаров, часть которых производится одновре менно в развитых и развивающихся странах, а другая 'часть пользуется естественной монополией в силу специ фики географического положения многих развивающихся -стран (имеются в виду те тропические товары, которые не ■сталкиваются с конкуренцией со стороны искусственных или природных заменителей).
В первом случае, когда речь идет об аналогичных то варах, причины следует искать в том, что при неблаго приятном для производителей сырья современном соот ношении спроса и предложения относительное сокраще ние потребления сырья сопровождается быстрым ростом производительности труда в добывающих отраслях и сельском хозяйстве развитых стран на базе технологиче ского перевооружения этой сферы производства. Поэто му сейчас интернациональная стоимость все более опре деляется издержками производства уже не в худших или даже средних условиях, а в самых благоприятных усло виях. Ныне, когда на долю молодых государств прихо дится лишь меньшая часть мирового капиталистического экспорта сырья (44%, а без нефти даже 34%), именно издержки производства в развитых капиталистических странах, поставляющих на мировой рынок основную мас су этих товаров, определяют интернациональную стои мость. Такая трактовка полностью соответствует марк-
103
систскб-лёнинской экономической теорий, поскольку «...если масса произведенных товаров превышает количе ство их, находящее себе сбыт по средним рыночным стои мостям, то рыночную стоимость определяют товары, про изведенные при наилучших условиях»57.
Это, конечно, не снимает вопроса о влиянии сырьево го аграрного протекционизма, о том, что стремление к са мообеспечению сырьем и созданию собственной сырьевой базы в периферийных районах развитых стран является проявлением политики экономического давления на мо лодые государства и отражает ослабление позиций импе риализма в традиционных районах снабжения сырьем в «мировой деревне». В этих условиях организованная си ла монополий лишь усугубляет то положение, когда сырье из развитых стран при более быстром росте произ водительности труда дешевеет медленнее, а порой и до рожает, тогда как при низкой производительности труда в развивающихся странах они вынуждены продавать свои товары по минимальным ценам.
Во втором случае — с товарами тропического земле делия, не встречающими конкуренции со стороны продук ции развитых стран, дело представляется более слож ным. Пока речь идет пусть даже не о прямой, а о косвен ной конкуренции со стороны искусственных материалов или заменяющих товаров, то все достаточно ясно. Дейст вительно, объем предложения и цены, например, синтети ческих волокон влияют на рынки хлопка, шерсти и т. д. Однако еще предстоит выяснить вопрос о причинах ус тойчивого неблагоприятного положения поставщиков та ких тропических продуктов, как кофе, чай, какао-бобы и ряд других, которые вообще не сталкиваются с конкурен цией аналогичных предметов потребления в развитых странах.
Вполне возможно, что среднедушевой уровень потреб ления кофе в некоторых развитых странах (например, в США и Швеции) приблизился к физиологическому пре делу. В какой-то степени это верно также для какао-бо бов, хотя и сомнительно, чтобы все группы населения да же в самых развитых капиталистических странах по шо коладным изделиям уже достигли максимального уров ня потребления. Однако это еще не объясняет хрониче ского перепроизводства многих тропических товаров, ко торое отмечалось и в довоенный период, когда нормы их потребления заметно отставали от современного уровня.
104
Представляется, что наряду с несомненным влиянйем значительной степени насыщения спроса причины соз давшегося тяжелого положения поставщиков продуктов тропического земледелия следует искать во всей совокуп ности факторов, вызывающих длительное перепроизвод ство этих товаров.
Отчасти это связано с малой эластичностью предло жения тропических товаров (длительный производствен ный цикл) в сочетании с низкой эластичностью спроса на продукты питания по отношению к колебаниям доходов населения. Однако значительно важнее социально-эконо мические условия в развивающихся странах и их вынуж денная привязанность к производству именно этих това ров, что обусловлено неравноправным положением осво бодившихся стран в системе международного капитали стического разделения труда и тормозит переориентацию хозяйства на развитие других экспортных отраслей. Это тем более так, поскольку спрос на тропические товары, даже при допущении исчерпания физиологических пре делов потребления, все-таки возрастает хотя бы за счет естественного прироста населения58.
К проблеме различий в ценах на сырье, вывозимое из развитых капиталистических и развивающихся стран, примыкает более общий вопрос о причинах противопо ложных тенденций в движении мировых цен на сырье и готовые изделия. В самом деле, ведь при всей очевидно сти факта более быстрого роста производительности тру да в обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающими отраслями и сельским хозяйством цены готовых изделий имеют длительную тенденцию к росту,
ацены сырья — к снижению59. Как увязать это явление
сдействием закона стоимости? Или здесь также следует
искать причину только в монополистическом ценообразо вании?
Тенденция преувеличивать возможности монополи стического ценообразования сказывается и в этой обла сти. Даже такой авторитетный советский исследователь этого вопроса, как В. А. Шильдкрут, писал: «Наблюдае мая тенденция, указывающая на то, что движение цен на сырье развивающихся стран и изделия промышленных стран идет вопреки изменению их стоимости, неопровер жимо свидетельствует о решающем воздействии монопо лий»60.
Действительно, это во многом объясняет взаимоотно
105
шения между империалистическими державами и развивающнмися странами, однако возникают серьезные сом нения при рассмотрении международной капиталистиче ской торговли в целом. Ведь вся соль вопроса заклю чается в том, что сейчас главными поставщиками и одно временно главными покупателями и готовых изделий, и сырья являются именно развитые капиталистические страны. В 1970 году, как отмечалось выше, на долю этих стран приходилось 93% мирового капиталистического эк спорта и 78% импорта готовых изделий, а также 56% ка питалистического экспорта и 84% импорта сырья. Поэто му динамика индексов мировых цеи отражает прежде всего товарооборот между империалистическими держа вами. В этих условиях, по логике формирования цен под действием одного лишь монополистического ценообразо вания, получается, что их движение направляется моно полиями не столько против молодых государств, сколько против самих империалистических держав и, следова тельно, должно взанмопоглощаться, а этого не происхо дит (цены на готовые изделия почти непрерывно растут).
Не снимает сомнений и тот довод, что более мощные промышленные монополии имеют преимущество в ценах по сравнению с менее монополизированными поставщи ками сырья из тех же развитых капиталистических стран. Этот правильный сам по себе тезис еще не объясняет длительного роста цен промышленных товаров во взаим ной торговле самих империалистических держав. Ведь сейчас аграрно-сырьевой сектор занимает все меньшую долю в экономике развитых стран. Поскольку же основ ную часть производимых стоимостей составляют изделия обрабатывающей промышленности, перераспределение в пользу промышленных монополий прибыли, создавае мой в сырьевых отраслях, еще не может оказать решаю щего влияния на рост цен промышленных изделий ввидунезначительности удельного веса сырьевых отраслей. По чему же все-таки рост производительности труда не со провождается снижением цен и, следовательно, стоимо сти промышленных товаров, поскольку даже при моно полистическом ценообразовании сумма всех цен должна
вконечном счете равняться сумме всех стоимостей?
Всоветской, а частично и в зарубежной экономиче
ской литературе достаточно подробно исследованы мно гие факторы общего роста цен в капиталистических стра нах, особенно ускорившегося в послевоенный период. Без
106
условно, важное место принадлежит инфляционным про цессам капиталистического хозяйства, а также некоторо му повышению уровня заработной платы под влиянием роста масштабов и организованности революционного движения рабочего класса в странах капитала. Однако значительно меньше внимания уделяется такому немало важному, на наш взгляд, фактору, как улучшение качест ва производимых товаров по мере убыстрения научно-тех нического прогресса.
Подобная постановка вопроса вытекает из марксовой теории стоимости. Разбирая в первом томе «Капитала» соотношение между стоимостью и потребительной стои мостью, К. Маркс подчеркивает, что «величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь ко личеством труда, или количеством рабочего времени, об щественно необходимого для ее изготовления»61. С изме нением производительности труда стоимость изменяется в соответствии с законом определения величины стоимо сти «прямо пропорционально количеству и обратно про порционально производительной силе труда, находящего себе осуществление в этом товаре»62. Однако, как вид но из самой логики рассуждений К. Маркса, он рассмат ривает эту закономерность на примере производства од ного и того же товара (в данном случае — алмаза) с не изменными свойствами. Не случайно сразу же вслед за этим К. Маркс переходит к рассмотрению соотношения между простым и сложным трудом, отмечая, что «мень шее количество сложного труда равняется большему ко личеству простого»63.
Наряду с этим, подводя к выводу о роли общественно необходимого рабочего времени как критерия величины стоимости данной потребительной стоимости, К. Маркс подчеркивает исторический характер «общественных мер для количественной стороны полезных вещей», полез ность которых обусловлена «свойствами товарного те ла»64. Таким образом, коль скоро нас интересует произ водство таких промышленных товаров, качество которых совершенствуется по мере технического прогресса и свой ства которых становятся все более полезными, то можно считать, что наряду с ростом производительности труда, при прочих равных условиях ведущим к снижению стои мости, сам труд становится все более сложным, равняясь возрастающему количеству простого труда, и это, следо вательно, определяет противоположную тенденцию к уве-
107
лнчеииіо стоимости. Аналогичным образом действует ис торическое развитие критериев величины общественно необходимого рабочего времени, требуемого для произ водства технически более сложных товаров.
Отсюда следует, что действие факторов усложнения труда при изготовлении технически более сложных и бо лее совершенных изделий, равно как изменение общест венной потребности в этих изделиях, нельзя сбрасывать со счетов при установлении причин роста стоимости това ров по мере улучшения их качественных показателей. Од нако проблема изменения качества товаров при рассмот рении данного круга вопросов в большинстве случаев не заслуженно обходится. Трезвый учет самого факта совер шенствования технико-экономических показателей про мышленных изделий в сопоставлении с практической не изменностью качества большинства сырьевых товаров имеет немаловажное значение для анализа ценностных пропорций, тем более что признание этого реального по ложения вовсе не ограничивает возможностей критики и разоблачения разветвленного механизма империалисти ческого грабежа народов молодых государств.
В этой связи уместно вспомнить довольно часто цити руемые высказывания представителей развивающихся стран о том, что, например, в оплату за трактор или ка кое-то другое оборудование они должны продавать сей час значительно большее количество сырья, чем раньше. Справедливость подобных высказываний несомненна, но главную смысловую нагрузку здесь следует усматривать в подчеркивании неравноправного положения развиваю щихся стран в системе международного капиталистиче ского разделения труда, которое обрекает молодые госу дарства на привязанность к производству малоперспек тивных товаров и на зависимость от импорта необходи мого оборудования. Вместе с тем в технико-экономиче ском плане эти высказывания представляют легкую до бычу для буржуазной контрпропаганды, поскольку не трудно доказать, что при помощи современных орудий можно произвести значительно больше сырьевых товаров, чем раньше.
Правильность этого положения можно проверить на примере анализа соотношения цен и технико-экономиче ских показателей такого типичного вида промышленного импорта развивающихся стран, как трактора. Наиболее общим выражением технической характеристики тракто
108
ров можно считать мощность двигателя, тем более что именно по этому показателю имеются сводные статисти ческие данные, позволяющие производить многолетние сопоставления. Наиболее показательными можно считать данные по США, которые являются крупнейшим в капи талистическом мире Производителем (32% всего количе ства в 1968 г.) и экспортером (41% всей стоимости в 1968 г.) сельскохозяйственных тракторов.
Т а б л и ц а 24
Экспорт сельскохозяйственных тракторов (без садово-огородных) из США
|
1954 г. |
1968 г. |
1968 г. |
|
в % к |
||
|
|
|
1954 г. |
Колесные трактора: |
41,9 |
26,9 |
64 |
Количество (тыс. ш т у к ) ............... |
|||
Стоимость (млн. долл.)................... |
85,0 |
112,5 |
132 |
Общая мощность (тыс. л. с.) . . . |
1370 |
1720 |
126 |
Средняя мощность (л. с.)............... |
33 |
64 |
194 |
Средняя цена (долл.)....................... |
2040 |
4170 |
204 |
Средняя цена 1 л. с. (долл.) . . . |
62 |
65 |
105 |
Гусеничные трактора: |
17,2 |
8,6 |
50 |
Количество (тыс. ш т у к ) ................ |
|||
Стоимость (млн. долл.)................... |
124,8 |
225,2 |
180 |
Общая мощность (тыс. л. с.) . . . |
935 |
1120 |
120 |
Средняя мощность (л. с.) . . . . |
54 |
130 |
240 |
Средняя цена (долл.)....................... |
7240 |
26200 |
362 |
Средняя цена 1 л. с. (долл.) . . . |
134 |
205 |
153 |
И с т о ч н и к и : Подсчитано по „U. S. Exports of Domestic and Foreign Merchandize. Calendar Year 1954“, Wash., 1955, Part II; „U. S. Exports. Shedule B. Commodity and Country. December 1968“, Wash., 1969.
Особый интерес представляют данные о соотношении мощности и цен колесных тракторов, которые экспорти руются главным образом в развивающиеся страны, тогда как самые мощные гусеничные машины, используемые в крупных капиталистических хозяйствах, закупаются прежде всего развитыми индустриальными державами. Приведенные подсчеты показывают, что за 1954—1968 го ды (максимальный период, за который имеются сопоста вимые данные) средняя цена одного колесного трактора, экспортированного из США, возросла почти абсолютно в той же пропорции, в какой увеличилась средняя мощ-
109