Файл: Хвойник, П. И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран (проблемы международного экономического сотрудничества).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
империалисты «вынуждены теперь действовать хитрее, грабить более замаскированно»81.
Все эти соображения дают основание для вывода о том, что вполне назрела необходимость уделять больше внимания разработке нового подхода к этой проблеме, диктуемого современными потребностями. Задача здесь состоит не в выработке некой универсальной формулы подсчета меры неоколониалистского грабежа, что вооб ще вряд ли возможно, а в комплексной оценке явлений во всем их многообразии и противоречивости. Представ ляется, что именно на этом пути, отделяя объективные факторы развития мировой экономики от непосредствен ного влияния грабительской политики неоколониализма, можно достичь наибольших успехов как в теоретическом, так и в практическом плане для совершенствования ак тивной наступательной позиции советской экономической науки в борьбе с буржуазной идеологией и западной про пагандой «глобальной ответственности»- всех развитых стран за экономические трудности молодых государств.
III. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ОСВОБОДИВШИХСЯ СТРАН
Г л а в а 7. ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТ ВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХ
СЯ СТРАН В ООН — СИСТЕМА И ХАРАКТЕР ОРГАНИЗА
ЦИИ
Приход к самостоятельной политической жизни боль шой группы молодых государств, народы которых осво бодились от колониальной зависимости, явился одним из важнейших этапов на пути прогресса всего человечества. Появление этой новой мощной революционной силы, ко торая по большинству коренных вопросов международ ных отношений, прежде всего по проблемам мирного со существования и антиимпериалистической борьбы, высту пает союзником мира социализма, привело к заметному ослаблению позиций империалистических держав. Ветер перемен затронул все области международной жизни. Не осталась в стороне и крупнейшая организация современ ности — Организация Объединенных Наций.
Хотя главной задачей ООН остается обеспечение меж дународного мира и безопасности, однако все более уси ливается роль экономических аспектов в ее деятельности. Этому способствуют растущая интернационализация хо зяйственной жизни в ходе современной научно-техниче ской революции, объективная заинтересованность всех стран в международном сотрудничестве для расширения взаимовыгодного экономического обмена, который яв ляется важным фактором упрочения мира.
Отмечая несомненную активизацию ООН в рассмот рении внешнеэкономических проблем, и особенно вопро сов экономического развития молодых государств, следу ет учитывать все своеобразие этого процесса, ибо о меж дународном сотрудничестве в данной области можно го ворить, конечно, лишь в той мере, в какой понятие со трудничества вообще применимо для выражения всщі
п£>6тивОрёчивой совбкупностй оті-юШёний в собрёмёйной международной жизни, в том числе и в сфере мирохозяй ственных связей, в условиях существования двух миро вых социально-экономических систем.
Разные страны по-разному подходят к целям и зада чам этого сотрудничества. Советский Союз, как и другие члены социалистического содружества, рассматривает эту сферу как одну из важных составных частей между народных отношений и, выдвигая задачу перестройки международного экономического общения на базе про грессивных принципов, исходит из основных целей ленин ской внешней политики, направленной на обеспечение благоприятных внешних условий для построения социа лизма и коммунизма, на поддержку национально-освобо дительного движения и всестороннее сотрудничество с молодыми развивающимися государствами, на отстаива ние принципа мирного сосуществования государств с раз личным социальным строем. В решениях XXIV съезда КПСС со всей определенностью записано, что Советский Союз будет «и впредь последовательно осуществлять на практике принцип мирного сосуществования, расширять с капиталистическими странами взаимовыгодные свя зи»1. Состоявшийся в апреле 1973 года Пленум ЦК КПСС одобрил проводимую работу по развитию на принципах мирного сосуществования отношений Советского Союза с государствами иного социального строя. «Активизация внешнеэкономических взаимовыгодных связей СССР с этими странами, использование новых возможностей на этом пути, — указывается в постановлении Пленума, — будет способствовать упрочению мира и отвечает интере сам нашего народа»2.
Развивающиеся страны видят в расширении взаимо выгодного международного экономического сотрудниче ства существенное подспорье в решении многоплановых задач социально-экономического прогресса. Их борьба за подлинное равноправие в международных-экономиче ских отношениях, за преодоление своего подчиненного положения в системе капиталистического международно го разделения труда во многом находится в русле общей антиимпериалистической борьбы.-Как сама возможность борьбы молодых государств за укрепление своих позиций в сфере международного экономического обмена, так и успехи этой борьбы во многом предопределены активной поддержкой мирового социализма. Как отмечал Гене-
121
бальный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, «всему мш ру известно, что, следуя заветам В. И. Ленина, наша пар тия, наш народ активно поддерживают национально-ос вободительную борьбу народов и прогрессивную полити ку освободившихся от колониального гнета стран. Хоте лось бы при этом подчеркнуть, что прогрессивной в сов ременных условиях является, по нашему мнению, такая политика, которая означает решительный отпор неоколо ниализму, борьбу за укрепление суверенитета и независи мости молодых государств, их экономическое освобожде ние от империализма, борьбу за мир, за социальный про гресс и укрепление солидарности с другими передовыми силами нашего времени, в первую очередь со странами социализма»3.
Мотивы участия империалистических держав в меро приятиях по лннпн международного экономического сот рудничества, в частности й области внешнеэкономических проблем молодых государств, весьма противоречивы. Здесь и стремление использовать, это сотрудничество для защиты позиций международных монополий как в самих империалистических державах, так и в развивающихся странах, и обострение межимпериалистических противо речий, за счет которых молодым государствам удается добиваться некоторых уступок в свою пользу; здесь и по пытка приспособиться к новым условиям, тенденция рас сматривать международные организации не только как инструмент расширения взаимовыгодного экономическо го общения, но и как дополнительный рычаг для удержа ния освободившихся стран в орбите капиталистического развития; и, наконец, боязнь политической изоляции иа международной арене, чем чревато открытое пренебре жение к нуждам молодых государств.
Поэтому поворот империалистических держав к сот рудничеству в международных организациях по внешне экономическим проблемам развивающихся стран являет ся во многом вынужденным, а противодействующие тен денции весьма сильны, что определяет те многочислен ные препятствия на пути развития этого сотрудничества, которые порождены политикой империализма.
Не останавливаясь на всем своеобразии деятельности ООН, которая является одновременно и инструментом международного сотрудничества, и ареной острой поли тической и идеологической борьбы в условиях соревнова ния двух мировых систем, в данном случае уместно вы
122
делить проблемы, связанные с активизацией ООН в обла сти внешнеэкономического развития молодых государств.
Этот процесс весьма противоречив и протекает от нюдь не гладко. В какой-то мере предпосылки подобного развития событий были заложены в той ситуации, при ко торой складывалась ООН. Созданная державами анти гитлеровской коалиции как инструмент обеспечения меж дународного мира и прогресса в послевоенный период, эта организация при всей важности провозглашенных це лей не могла не отражать различного подхода ее участ ников к отдельным явлениям международной жизни.
В тот период, воспользовавшись ослаблением постра давших от войны западноевропейских партнеров, США захватили господствующие позиции в мировой торговле и диктовали свои условия для формирования выгодных им норм международных экономических отношений в мире капитализма. Это не могло не наложить определенного отпечатка на деятельность ООН в экономической обла сти, которая во многом рассматривалась сквозь призму интересов США. Об этом говорит, в частности, амери канский специалист по проблемам международных орга низаций Р. Эшер, отмечая, что «базисные правила меж дународного экономического сотрудничества, выработан ные в 40-х годах под руководством США, направлены преимущественно на предотвращение таких вредных для ведущих держав явлений, какие наблюдались в 30-х го дах, а не на содействие мероприятиям в интересах разви вающихся стран»4.
Политическое освобождение от колониального гнета более миллиарда человек не могло не отразиться на Ор ганизации Объединенных Наций. Вначале это отраже ние имело скорее количественный, чем качественный ха рактер и выражалось в расширении и изменении член ского состава Организации. Пока разрывались лишь от дельные звенья в цепях колониализма, пополнение ООН за счет новых государств происходило медленными тем пами: за 1946—1954 годы было принято 9 стран, в том числе 7 развивающихся. Затем этот процесс ускорился, и, по мере того как рушилась вся колониальная система, рос приток новых членов: в 1955 году — 16 стран (из них 6 развивающихся); в 1956—1959 годах — 7 стран (6 раз вивающихся), в 1960 году — 17 стран (все развивающи еся), в 1961—1966 годах — 22 страны, в числе которых 21 молодое государство. К концу 1973 года из 135 членов
123
ООН почти 100 относились к группе развивающихся стран.
Крупные изменения внутри ООН и за ее пределами привели к значительным переменам в деятельности Ор ганизации Объединенных Наций. Усиление роли моло дых государств поставило в повестку дня принципиально новые вопросы, связанные с проблемами развивающихся стран. Этот нарастающий процесс постепенно затронул как организационные формы, так и само содержание ра боты ООН. Отнюдь не случайно тенденция к перестройке работы ООН применительно к потребностям освободив шихся стран затронула главным образом те звенья этой системы, которые связаны с экономическими вопросами.
Касаясь пока чисто организационных аспектов дан ной тенденции, надо отметить активизацию ООН в сфере экономических проблем развивающихся стран во второй половине 50-х и первой половине 60-х годов. За этот пе риод в деятельности всех без исключения специализиро ванных учреждений и других связанных с ООН между народных экономических организаций, не говоря уже о центральном аппарате Организации Объединенных На ций, произошли организационные сдвиги в направлении расширения представительства развивающихся стран или учета специфики проблем экономического развития молодых государств.
Наряду с частичной переориентацией работы старых институтов ООН от них стали отпочковываться новые или создаваться самостоятельные подразделения, специ ально предназначенные для развивающихся стран. Так, наряду с некоторыми изменениями в деятельности Меж дународного банка реконструкции и развития (МБРР) в 1956 году на его базе была создана Международная фи нансовая корпорация (МФК), а в 1960 году — Междуна родная ассоциация развития (МАР), занимающиеся при влечением иностранного, главным образом частного, ка питала в экономику молодых государств. В 1950 году бы ла образована Расширенная программа технической по мощи ООН, в 1959 году для тех же целей учрежден Спе циальный фонд ООН, в 1966 году в результате объеди нения этих двух институтов возникла Программа разви тия ООН (ПРООН), а в 1967 году создана Организация по промышленному развитию (ЮНИДО).
Особо важное значение имело создание в 1964 году Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)5.
124
Эта организация занимает, пожалуй, уникальное место в системе ООН. Ее не следует, как это иногда пытаются делать, упрощенно представлять органом, призванным ограничиваться лишь проблемами молодых государств. Наоборот, ЮНКТАД охватывает весь комплекс вопросов мировой торговли и экономического развития, что отве чает интересам всех государств, в том числе развиваю щихся стран. ЮНКТАД выделяется, во-первых, тем, что она явилась результатом самой представительной в исто рии международной экономической конференции, успех которой был обеспечен совместным выступлением социа листических и развивающихся стран по коренным вопро сам международной экономической жизни. Во-вторых, ЮНКТАД опирается на выработанные Женевской кон ференцией 1964 года прогрессивные в целом принципы международных экономических отношений. Наконец, по форме и самому духу своей деятельности ЮНКТАД мож но считать, пожалуй, самой демократической самостоя тельной единицей в системе ООН, представляющей наи более широкий форум для обсуждения актуальных проб лем международного экономического сотрудничества. Со вокупность всех этих обстоятельств позволяет рассмат ривать ЮНКТАД, во всяком случае заложенные в ней возможности, как ориентир для совершенствования рабо ты ООН в соответствии с ростом значения социалистиче ских и развивающихся стран в международной жизни.
Наряду с организационными сдвигами не меньшие, если не большие, изменения произошли в самом содер жании деятельности органов ООН. Помимо задач обес печения международного мира и безопасности, имеющих первоочередное значение для всех государств, в повест ке дня подавляющего большинства учреждений ООН все большее место начали занимать вопросы, прямо или кос венно связанные с социально-экономическими проблема ми развивающихся стран.
Весьма трудно давать количественную оценку этим сложным процессам, тем более для чрезвычайно громозд кого механизма ООН в целом.
При всей условности определения того, какие именно статьи расходов ООН предназначены только для реше ния указанных проблем, а какие также затрагивают все группы государств или преимущественно развитые стра ны, данные об этом все-таки достаточно ■красноречивы. Так, в 1968 году сумма регулярного и чрезвычайного бюд
125
жетов центрального аппарата и всех специализирован ных учреждений ООН составила 604 млн. долл., а за вы четом расходов чисто административного характера, включая содержание и обслуживание всех руководящих и периферийных органов, она равнялась 521 млн. долл. Из этих средств 288 млн. долл., или 55%, было израсхо довано по программам, осуществляющимся исключитель но или почти целиком в целях социально-экономического развития отсталых стран (планирование экономического развития, подготовка кадров, индустриализация, исполь зование природных ресурсов и достижений науки на нуж ды развития и т. д.). Если к этому добавить ряд других статей, связанных преимущественно с потребностями мо лодых государств (улучшение медицинского обслужива ния, содействие развитию социальных институтов, внеш ней торговли, статистической службы и т. д.), то полу чается, что иіпосредственио на социально-экономическое развитие «третьего мира» был использован 431 млн. долл., или 83% всей суммы «производительных» расхо дов ООН6.
Насколько эффективны эти расходы и в какой мере проводимые программы реально способствуют социаль но-экономическому прогрессу молодых государств — это уже другой вопрос, но, как бы то ни было, налицо факт все большего акцента в работе ООН на проблематике развивающихся стран. Во всяком случае в области соци ально-экономической эти вопросы совершенно отчетливо занимают значительное место. Корни этого явления, од нако, не связаны автоматически с простым увеличением числа развивающихся стран в ООН, как пытается ут верждать буржуазная литература7. На самом деле это лишь одна сторона вопроса, тогда как данный процесс представляется значительно более сложным и противоре чивым. Если мотивы социалистических и развивающихся стран, совместно выступающих в ООН за конструктивное решение проблем экономического и социального разви тия освободившихся государств, не вызывают сомнения, то причины сдвигов в позиции империалистических дер жав еще нуждаются в расшифровке. Несомненно, что оп ределенный поворот западных стран в сторону вопросов экономического развития был во многих отношениях вы нужденным, ибо другая альтернатива грозила серьез ной изоляцией в международных организациях. Это при знает тот же Дж. Пинкас, говоря, что Запад «решил, от-
126