Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
точке контакта с опорами, |
|
|||
|
W'l (Дсо) = |
[ # |
,фф (Дсо) ]21ZTi а. ф (Дсо) | Re R . (Да) = |
|
|
|
|
|
|
= |
[??эфф (Дсо) ] 2 Re Z£lа. ф (Дсо) = К ^ фф;дт).Г8 Re Z'lL. Ф(Дсо) = |
|||
|
|
|
ф (“СО)] |
|
|
|
= |
[ Q эфф? (Д со )]2 R eМ ™ а . ф |
(Дсо), |
где |
| Zl"а. ф (Дсо) |, |
ReZ'/"a. ф (Дсо) — модуль |
и действительная часть |
входного сопротивления системы амортизация—фундамент, опре деленные по формуле (1.78).
Из уравнения (2.12) видно, что ReZ (Дсо) и ReM (Дсо) имеют вполне определенный физический смысл, являясь коэффициентами пропорциональности между потоком колебательной энергии через жесткий участок контакта механизма с амортизацией и квадратом эффективного значения в полосе частот соответственно колебатель
ной скорости [<7эфф (Дсо) ] 2 и силы [(2эфф (Дсо)]2.
Колебательную мощность, динамические силы, механические сопротивления и податливости зачастую оценивают в децибелах относительно нулевых уровней. Это облегчает операции отсчета (особенно при автоматических измерениях), а в ряде случаев упро щает и вычисления. Уровни колебательной мощности определяют как 1 0 логарифмов отношения измеряемой величины к ее нулевому
значению, а уровни |
сил, сопротивлений и податливостей — как |
2 0 логарифмов. |
приведены соотношения между уровнями коле |
В приложении 1 |
бательной мощности, сопротивлений (податливостей), сил, выражен ными в децибелах, и значениями этих величин в абсолютных еди ницах. За нулевой уровень колебательной мощности принята вели чина 10- 1 8 Вт.
При наличии данных об уровнях скорости и сопротивлений уровень излучаемой мощности L^n, дБ, определяется по формуле
1_
L2 L Re Z пп (2.13)
ЬИа. ф
Вобщем случае опоры и неопорные связи судовых механизмов являются многоточечными колебательными системами, в которых
скорость вибрации (со) — функция всех сил, действующих со стороны механизма. Математически это можно выразить с помощью выражения скорость—усилие
т6
? ? Н = S 2 Х . . фИ С / И , fe=i / = 1
где М*"а.ф(ш) — входные и переходные податливости системы амортизация—фундамент.
59
Обратную зависимость можно выразить в виде
т 6
< ? ; > ) = |
Е z i2f а . ф Н ? ) Н - |
|||||
|
|
|
|
Й= 1 / = 1 |
|
|
Подставив в формулу (2.8) это выражение, получим |
||||||
W? (СО) = |
4 |
- |
2 #1 |
(со ) I2 R e Zа. ?фr(со ) + |
||
|
|
|
Z |
п = 1 |
|
|
/71 |
Ш |
б |
|
|
|
|
+ |
Е |
|
Е |
Е |
R e |
[ 2 ? ; . . ф ( с о ) # (со) ^ ( с о ) ] , |
п= |
1 |
/г=С / = 1 |
|
|
|
k ф п при / = I,
Вторая сумма правой части уравнения позволяет оценить влия ние связанности колебаний в различных точках и направлениях на поток колебательной энергии W*(со).
Введем понятие действующего сопротивления
|
Z/m2 |
|
|
о? и |
|
|
О? и |
|
(2.14) |
|
ii а. ФХ(со) = ш 6 |
|
|
|
<7 ? (со) |
|
|||
|
|
|
Е Е < -а .ф (“) <3/ |
|
|
||||
|
|
|
* = 1 / = 1 |
|
|
|
|
|
|
Нижний индекс 2 |
используют для |
обозначения |
влияния на |
||||||
величину |
q? сил, |
имеющих отличное от i-го направление, |
верхний |
||||||
индекс 2 |
— для |
обозначения |
влияния |
на |
qf |
сил, |
действующих |
||
в других участках контакта. |
|
|
|
|
|
|
|||
Использовав |
это |
понятие, |
уравнения |
для |
W” (со) и |
W'l (Дсо) |
в случае многоточечных связей механизма с амортизацией и много направленных колебаний можно записать в виде, аналогичном выражениям (2 .1 0 )—(2 .1 2 ),
W1 (со) = [ $ зфф (со) ] 2 Re Z%\. Фх (со) = [д?эфф (со) ] 2 Re М $1 фх(со), (2.15)
длЕ |
я1 (со) |
где МИ а. |
ф2 |
ЕЕ?/ ^ Zii а- ft=l j=l
Аналогично
W? (Дсо) = [ # Эфф (A® ) ] 2 Re Z?A%S (Дсо) =
= [<3?эфф (Дсо) ] 2 |
(Дсо). |
(2.16) |
В общем случае Z"/la% x и M""a% s не являются точечным со противлением и податливостью опор по отношению к одиночному
усилию Q". Величины Z"A%2 >M"fa% v характеризуют действующее значение сопротивления и податливости опор по отношению к при ложенному в данной точке усилию при одновременном воздействии на опоры сил других направлений и приложенных в других участках
контакта. Действительная часть величин Z'l'u. ф х и M " A % s может
60
принимать отрицательное значение, что невозможно для точечного сопротивления конструкций. Физически это свидетельствует о веро ятности потока колебательной энергии через л-й участок контакта не в опоры (или неопорные связи), а в сторону механизма за счет сил, действующих через соседние участки. Использовать величину,
аналогичную Z""a% 2, при определении потоков колебательной энергии имеет смысл, когда рассматривается вибрация связанной системы под действием приложенных в различных точках сил.
Экспериментально Z?;"2 фх можно определить по методу взаимности до установки механизма на амортизацию. Для этого осуществляют возбуждение силой Q'1 в точке л и производят измерение суммы
колебательных скоростей в k-x участках ив /-х направлениях. Сумму скоростей определяют с учетом соотношения между силами, дей ствующими со стороны механизма при его работе.
В условиях установки механизма на амортизирующие крепления число связей между обобщенными координатами и колебаниями различных участков контакта через систему амортизация—фунда мент ограничено. Во-первых, опорная пластина амортизатора со вершает обычно независимые колебания в направлении координат г и I и взаимосвязанные в направлениях у — ср и х — ф. Если силы одного направления примерно равны, то
Й Ф((о) = |
------ ( i = l , 2, 3, 4). |
(2.17) |
£ |
(со) |
|
А= 1 |
|
|
Для экспериментального определения этой величины не требуется знания силы Q"(со). Во-вторых, вибрация опорной пластины л-го
амортизатора в основном определяется силами, действующими со стороны механизма именно на этот амортизатор. В-третьих, обычно
Z,"" ф (со) «=! Zna х х (со). |
При упомянутых допущениях |
(если i = |
= 1 , 2 , 3, 6 ) |
|
|
W? (со) = |
[qlзфф (со) ] 2 Re Z'/fa. х.х (со). |
(2.18) |
Поворотные колебания вдоль осей ср и ф возбуждаются соответ ствующими моментами и горизонтальными силами
ql И = qlj (со) + qu (со) (Г= 4; 5; 7 = 1 при i = 5; / = 2 при 7=4),
где qlj (со) и q'h (со) — поворотные колебания, возбуждаемые соот ветственно горизонтальными силами и моментами.
Сила Q? возбуждает скорости q® и q%, между которыми присут ствует однозначная связь, зависящая от инерционно-жесткостных характеристик амортизатора. Обозначим комплексный коэффициент этой связи через/ ( 42 (со):
^ аи = g -W |
(2.19) |
<72_(“ ) |
|
61
Я4 («) —-^42 («)??(“)
(2.20)
(2 .21)
Аналогично
(2.22)
Методы экспериментального определения коэффициентов К,и амор тизаторов приведены в § 9.
Участки контакта механизмов с опорами могут превысить или быть соизмеримыми с размерами длин волн в опорных конструкциях.
В таких случаях под ql и Q" в уравнениях (2.5)—(2.9) понимают колебательные скорости болтовых соединений и силы воздействия со стороны механизма через отдельные болтовые соединения на опорные и неопорные связи. Излучаемую в опоры колебательную мощность через значительные участки, содержащие несколько бол товых соединений и не колеблющиеся как целое, можно определить по скоростям вибрации отдельных точек опорного фланца механизма и механическим сопротивлениям (или податливостям) опорных кон струкций. Допустим, как и прежде, что координаты z и £ независимы,
у — ф и х — ф попарно связаны, Q" (со) = Q? (со) = Q? (со),
Wi (со) = Wi (со) = W° (со), где Q° (со) — сила, действующая через центральное болтовое соединение (или площадку) участка значи тельной протяженности, и W°. (со) — колебательная мощность, излу
чаемая этой |
силой. |
Учитывая |
свойство симметрии, |
а |
а |
q°t (со) = Е Qi И М-ЧЪ(СО) = Q?(со) £ М??а (со) = Q? (со) М?% (со), (2.23)
где та— число болтовых соединений или твердых площадок на участке опорного фланца механизма (не колеблющегося как целое), через Речение которого определяют поток колебательной энергии.
W°i N = [& ФФ(со) ] 2 Re |
* = [& ффИ ] 2 R e Z u i (со), (2.24) |
62
а колебательная мощность, излучаемая через протяженный участок опорного или неопорного фланца,
^ i (ш) = |
ffiaW°i (<й) = |
та [^?эфф (со)]2 ReZ u i (со) |
(i = 1, 2, |
3, 6), |
(2.25) |
||||
И = |
т а [& фф (со)]2 Re l z ^ |
(со) 1 |
v |
i |
\ |
9/ (со) |
(*' = |
4, 5; |
|
Kij |
(со) |
|
|||||||
|
/ = |
2 при i = |
4; / = 1 |
при |
i = |
5). |
|
(2.26) |
Уравнения (2.15)—(2.26) определены для гармонических коле баний. Однако они приемлемы и для вычисления потоков энергии в полосе частот Дсо прозрачности фильтров при трактовке величин Z (Дсо) и М (Дсо) согласно уравнениям (1.78).
§9 Методы и средства измерения колебательной мощности, излучаемой механизмами
Из § 8 видно, что колебательную мощ ность, излучаемую механизмом, экспериментально можно опреде лить двумя способами: непосредственно — как среднее во времени
скалярное произведение силы Q? на соответствующую скорость q", косвенно — по скоростям вибрации механизма и механическим сопротивлениям опорных и неопорных связей.
Непосредственным способом производят измерения колебатель
ной |
мощности, излучаемой при действии нормальных к опорам |
сил |
[61; 62]. |
Измеритель колебательной мощности [63; 62] непосредственным способом осуществляет следующие операции: получение электри ческих сигналов, пропорциональных силовому воздействию со сто роны механизма и скорости его вибрации; синхронный и синфазный спектральный анализ сигналов силы и скорости; перемножение этих сигналов в полосе прозрачности анализирующего устройства и осред нение этого произведения во времени. Блок-схема измерителя, вы полняющего эти операции, представлена на рис. 18. Для измерения вибрации в устройстве используют пьезоэлектрический датчик ус корения 2 либо электродинамический датчик скорости, которые уста навливают на головке болта, крепящего механизм к опорам. Усилие воздействия механизма на опоры через рассматриваемое болтовое соединение фиксируется с помощью пьезоэлектрического датчика силы 1. Электрические сигналы с датчиков силы и ускорения (ско рости) через предварительные усилители 3 поступают на измеритель ные. Сигнал, пропорциональный ускорению, с помощью интегри рующих цепей преобразуется в сигнал, пропорциональный ско рости. Так как динамический диапазон измерительных усилителей не превышает 60—80 дБ, интегрирование целесообразно осуще ствлять двумя ступенями (в диапазоне 10—300 и 300— 10 000 Гц).
Измерительные усилители имеют вход, выход и стрелочные приборы для определения среднеквадратичных значений общих
63