Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
даваемых к п-му участку через конструкции механизма сил реакции со стороны других участков контакта механизма с опорными и неопорнымн связями.
Уравнения (1.24)—(1.26) можно упростить, учитывая особенности характеристик опорных и неопорных связей, а также соотношения точечных и переходных податливостей конструкций механизма.
При независимых колебаниях виброизолирующих элементов вдоль осей х, у, z, £ и взаимосвязанных вдоль осей ср—у, я]:—х правая часть уравнения (1.26) запишется аналогично правой части уравнения
(1.15).
Если на уровни линейных составляющих вибрации влияют только линейные составляющие сил в районе крепления механизма к опорным и неопорным связям, в уравнениях (1.24), (1.25) и (1.26) индексы / = v = 1,2,3. При дополнительной несвязанности свойств виброизолирующих элементов вдоль осей х, у, z для линейных со ставляющих вибрации
т3
S |
S Q / 0 (со) М;/о (аз) = ql (со) -Ь |
|
||
к=1 1=1 |
|
|
|
|
т |
3 |
|
|
|
+ Ъ |
Ъ М/Л И я! (со) Zfjl. х.х (со). |
(1.27) |
||
к= 1 /=1 |
|
|
|
|
В области частот, |
когда, |
например, |
вертикальная |
вибрация |
ql (со) в значительной степени |
определяется |
вертикальными силами |
в участках соединения механизма с опорными и неопорными связями,
из уравнения (1.27) |
получаем |
|
|
|
т |
|
|
|
S |
<2зо (со) Мзао (со) = Яз (со) + |
|
|
й=1 |
|
|
|
т |
|
|
+ |
S |
Мззо(со) уз (со)Z33* .х.х(со). |
(1.28) |
|
А=1 |
|
Под механизмом обычно устанавливают однотипные амортиза торы, т. е. 1ззй, х. х (со) = Z33*. х. х (со). Если при этом наблюдается при
мерное равенство уровней вибрации |
яз (аз) = qi (аз), то уравнение |
|
(1.28) принимает следующий вид: |
|
|
S Фзо (со) М т (со) = яз (со) l + |
2&"a.x.x(C0)S M &oN |
• (1.29) |
Л=1 |
k=l |
J |
При отсутствии связи между однонаправленными колебаниями {например, вертикальными) участков контакта механизма с опорами, что возможно на высоких частотах,
QSo (со) = яз (со) [ZZ (аз) + Z&. х .х (со)]. |
' (1.30) |
Величину колебательных скоростей ql (аз) механизма рассчи тывают из уравнений (1.24)—(1.28) с использованием формулы (1.5).
31
Если Qlo (со) постоянна для всех п и i, то, как видно из формулы (1.5), на изменение вибрации при изменении Za ф (со) величина Qlo (со) не влияет.
Пример. Определим изменение горизонтальной вибрации механизма при его
перестановке с |
амортизаторов, |
величина механических сопротивлении |
которых |
|
Z22I х х (со) = |
4- 108 — /• 109, на |
амортизаторы с сопротивлением |
1 х |
х (со) = |
= 10° — /■ 3-10°. Механизм установлен на четырех амортизаторах. Горизонтальные вибрации определяются только горизонтальными силами. Силы Q!{0 (со) для всех
участков контакта механизма с опорами равны. Входные сопротивления конструк
ций свободного механизма |
|
(со) = /■ |
5 - Ю“ 10. |
Переходные |
податливости кон |
|||||||||
струкций свободного механизма |
М^о (со) = 3- 10 _1° — /• 1,5- К)-*10. |
|
||||||||||||
Ввиду равенства сил и сопротивлений в различных точках контакта механизма |
||||||||||||||
с амортизаторами колебательные скорости будут также равны. |
|
|
||||||||||||
Для расчета q£ (со) |
используем |
уравнение |
(1.29), подставив |
i = 2. |
|
|||||||||
|
4 |
|
) = Я2 (“ |
|
+ 42П.Х.Х. (“ ) |
£ |
|
ь(св) |
|
|||||
|
5 Q2o (“ ) ^220 (“ |
) |
|
|
||||||||||
|
k=i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к= 1 |
|
|
|
Изменение скорости |
вибрации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
■ п \ I |
/ , |
1 |
+ |
^ 2 2 я . х. х |
2 |
|
^220 |
(“ ) |
|
|
|
||
|
?2 |
|
|
|
|
|
|
А = 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Я2 ( ^ ) |
. |
I |
^22a. х. X(®) |
Ь |
Л/Г |
|
|
|
|
||||
|
|
|
1 |
I |
^ 2 2 0 |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
к= 1 |
|
|
|
|
||
|
|
1 + |
2 yil. х. х (“ ) Yj ^220 (w) = |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Ь=1 |
|
|
|
|
|
|
|
= |
1 + ( 4 .1 0 8 — /• 10е) [/• 5 - 10-10 + |
3(3-10-1° — /.1 ,5 .10-Ю)] = |
1,41 — / |
0.88; |
||||||||||
|
|
1 + ^ а пх.х (м)к2=\ ^ 2 2 0 Н = |
|
|
|
|
||||||||
= |
1 - f (10е — /.3 .1 0 е) [/.5 .10 -1° + |
3(3.10-1° — / .1 ,5 .10“10)] |
= 2 ,0 5 — / |
2.65. |
||||||||||
Таким образом, |
|
Я2" (м) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
1,41 — /• 0,88 . |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
921 (“) |
|
|
2,05 — /-2 ,6 5 ’ |
|
|
|
|
||||
|
|
|
9211 (До) |
|
1,66 |
|
0,496. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
(®) |
|
3,35 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Амплитуда вибрации уменьшилась примерно на 6 дБ.
Свободный член уравнения (1.4) равен скорости вибрации меха низма в свободном состоянии, когда сопротивление опорных и не опорных связей равно нулю, т. е.
т |
6 |
т |
6 |
|
tfo(<o) = t f (<о) + S |
Ъ мЦь (со) S |
2 |
# И 2 #а.ф(<0). (1.31) |
|
|
|
р — \ |
v= l |
|
Значение с/?0 (со) позволяет |
определять |
вибрацию механизма |
на опорах с конечным сопротивлением.
32
Величину вибрации механизма можно выразить также через
усилие F'/co (со) воздействия работающего механизма на опоры с бес конечным сопротивлением
т 6
Й Й = Ъ S М по(со) |
F- |
° |
Ъ |
S ? v ( C0 ) Z ^ a . $ ( ( 0 ) |
(1.32) |
1 1 |
|
|
|||
ft=i / = 1 |
|
|
р = 1 v = l |
|
Для машины, установленной на однотипные амортизаторы, полностью изолирующие механизм от фундамента, при равенстве уровней однонаправленных линейных независимых колебаний ура внение (1.32) упрощается:
1 |
7*.* |
ЁМ ?Д (<*>)/??„,(со). (1.33) |
1 |
Т " п а . х . х (со) s Л ^ Д И |
/е=1
Таким образом, механизм как источник вибрации можно оха рактеризовать не только величинами возмущений в районе рабочего
узла “Q (со) в сочетании с собственными точечными и переходными механическими сопротивлениями (или податливостями) "М",-о (со),
Mfib (со), Z?"o (со). В качестве характеризующих параметров до пустимо также использовать:
— приведенные силы Q"0 (со), действующие в районе опор, в со четании с собственными податливостями конструкций механизма
врайонах опор и неопорных связей Mflo (со);
—скорость вибрации опорных поверхностей механизма в сво
бодном состоянии q"o (со) |
в сочетании с |
собственными сопротивле |
ниями и податливостями |
механизма |
(со); |
—силы (со), действующие со стороны механизма на опорные
инеопорные связи с бесконечно большим механическим сопротивле нием, в сочетании с собственными сопротивлениями и податливо
стями механизма Mfib (со).
Величины Q"o (со), q"0 (со) и (со) определяют по результатам испытаний механизма на опорах с известными механическими соп ротивлениями.
Информация об этих параметрах позволяет решать такие задачи, как определение виброизолирующей эффективности амортизирующих конструкций, расчет вибрации механизма при его перестановке на другие фундаменты или амортизаторы, подбор амортизации, обеспе чивающей минимальные уровни вибрации механизма.
Перечисленные задачи охватывают не всю проблему совместных колебаний механизма с опорными и неопорными связями, а только ту ее часть, когда силы в источнике и механические сопротивления механизма являются постоянными величинами.
Матрица сил в районе опор связана с матрицей сил в источнике следующей зависимостью:
'q0 = nQnM0= Q M 0;
Q0= m laM0HQ.
3 В. И. Попков |
33 |
С учетом этого уравнение (1.13) в матричном виде принимает вид:
q = M0[Q0- Q ] = M0[Q0- Z a^q], |
(1.34) |
Для матрицы скорости механизма |
|
<7= [£ + yW0ZM)]-M40 Qo. |
(1.35) |
Матрицы сопротивлений и податливостей уравнения (1.35) упро щаются при полной виброизоляции механизма от фундамента, неза висимости колебаний амортизаторов вдоль осей х, у, г, | и линейных и поворотных колебаний, отсутствия связи между линейными соста вляющими вибрации механизма и колебаниями различных участков контакта механизма с опорными и неопорными связями.
При упомянутых допущениях матрицы сопротивлений и подат ливостей в уравнениях (1.34) и (1.35) аналогичны матрицам, приве
денным в § 3. |
|
§ 5 |
Методы и средства экспериментального |
|
определения динамических сил, |
|
действующих на опорные |
|
и неопорные связи |
В настоящее время надежно отработаны методы измерения сил, действующих со стороны механизмов на опор ные и неопорные связи нормально поверхности их контакта. Способы
измерения сил |
Q", |
и моментов QJ, |
либо отсутствуют, |
либо мало изучены. |
|
|
|
Измерение Q" осуществляют с помощью пьезоэлектрического |
|||
датчика силы |
[61]. Датчик устанавливают в болтовых соединениях |
||
|
|
крепления механизма с опор |
|
|
|
ными и неопорными связями, и |
|
|
|
поэтому он является элементом, |
|
|
|
через |
который передается сила |
от механизма.
Конструкция датчика сил представлена на рис. 9. Он со стоит из корпуса 1, крышки 2 и биморфного пьезокерамиче ского элемента 3. Величина статического усилия, действую щего на датчик в болтовом соединении, не превышает до пустимой для пьезокерамиче
ских пластин нагрузки. Однако неравномерность распределения усилия на поверхности пластин, ввиду непараллельное™ крепежной гайки и лапы машины, приводит к разрушению керамики даже при небольших усилиях. С целью получения более равномерного распре деления статических сил по поверхности пьезопластин необходимо использовать шайбу 4, выполненную в виде сочленения двух колец с выпуклой и вогнутой сферическими поверхностями. Кроме того,'
34
вплотную между стенками датчика и пьезоэлементами необходимо укладывать, например, полихлорвиниловую пленку 5, которая пре пятствует выпаданию сегментов пьезопластин в случае, если они расколются.
Для измерения сил воздействия на опорные связи датчик силы можно установить в болтовом соединении между лапой машины и
фундаментом либо между лапой |
|
|
|
|
машины и |
крепежной гайкой |
|
|
|
болта (рис. |
10). Электрический |
|
|
|
сигнал, вырабатываемый датчи |
|
|
|
|
ком силы, пропорционален его |
|
|
|
|
деформации. Деформация, в |
|
|
|
|
свою очередь, зависит от места |
|
|
|
|
установки |
датчика в болтовом |
|
|
|
соединении, так как при раз |
|
|
|
|
личной установке он по-раз |
Рис. 10. |
Схемы установки датчика силы |
||
ному участвует в передаче сил |
||||
от механизма. |
в болтовом соединении: а — между меха |
|||
низмом |
и фундаментом; |
б — под крепеж |
||
Если датчик расположен ме |
|
ной гайкой |
болта. |
|
жду лапой |
механизма и фунда |
|
|
|
ментом (рис. |
1 0 , а), |
соотношение между величиной передаваемого на |
|||
фундамент болтовым соединением |
усилия Q" и силой, фиксируемой |
||||
датчиком силы Q£, |
определяется |
из уравнения |
|
||
|
|
6 |
|
|
|
|
|
t i c‘ |
|
|
|
|
Qz = Q n ^ ----- 1- Яг |
-f m4 + |
|
||
|
|
S * |
|
|
|
|
|
i=i |
|
|
|
I |
mi (C, -f- C3) -f- ma (CB -j- 2C3) + |
m4C4 -f- m6(C4 — С») |
(1.36) |
||
"1~ |
|
2 (Cy + |
C2 + |
C3) |
|
|
|
||||
где Ci и mt при / = |
1 , 2 , . . . , 6 |
— соответственно гибкость и масса |
верхней половины лапы механизма 1, болта 2, нижней половины полки фундамента 3, нижней половины лапы механизма 4, датчика
силы 5 и верхней половины полки фундамента 6\ qz — составляю щая вибрационного ускорения болтового соединения вдоль дей ствия силы.
При выводе этого и последующих уравнений исходим из того, что действующая со стороны механизма через рассматриваемое болтовое соединение сила Q” и сила реакции фундамента приложены
к среднему по высоте сечению лапы механизма и полки фундамента.
В таком случае в пределах болтового соединения сила Qz передается на фундамент двумя путями: первый — через ветвь «верхняя поло вина лапы», «болт» и «нижняя половина полки фундамента» и второй— через ветвь «нижняя половина лапы», «датчик» и «верхняя половина полки фундамента».
3* |
35 |