Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

даваемых к п-му участку через конструкции механизма сил реакции со стороны других участков контакта механизма с опорными и неопорнымн связями.

Уравнения (1.24)—(1.26) можно упростить, учитывая особенности характеристик опорных и неопорных связей, а также соотношения точечных и переходных податливостей конструкций механизма.

При независимых колебаниях виброизолирующих элементов вдоль осей х, у, z, £ и взаимосвязанных вдоль осей ср—у, я]:—х правая часть уравнения (1.26) запишется аналогично правой части уравнения

(1.15).

Если на уровни линейных составляющих вибрации влияют только линейные составляющие сил в районе крепления механизма к опорным и неопорным связям, в уравнениях (1.24), (1.25) и (1.26) индексы / = v = 1,2,3. При дополнительной несвязанности свойств виброизолирующих элементов вдоль осей х, у, z для линейных со­ ставляющих вибрации

т3

S

S Q / 0 (со) М;/о (аз) = ql (со) -Ь

 

к=1 1=1

 

 

 

т

3

 

 

 

+ Ъ

Ъ М/Л И я! (со) Zfjl. х.х (со).

(1.27)

к= 1 /=1

 

 

 

В области частот,

когда,

например,

вертикальная

вибрация

ql (со) в значительной степени

определяется

вертикальными силами

в участках соединения механизма с опорными и неопорными связями,

из уравнения (1.27)

получаем

 

 

т

 

 

 

S

<2зо (со) Мзао (со) = Яз (со) +

 

 

й=1

 

 

 

т

 

 

+

S

Мззо(со) уз (со)Z33* .х.х(со).

(1.28)

 

А=1

 

Под механизмом обычно устанавливают однотипные амортиза­ торы, т. е. 1ззй, х. х (со) = Z33*. х. х (со). Если при этом наблюдается при­

мерное равенство уровней вибрации

яз (аз) = qi (аз), то уравнение

(1.28) принимает следующий вид:

 

 

S Фзо (со) М т (со) = яз (со) l +

2&"a.x.x(C0)S M &oN

• (1.29)

Л=1

k=l

J

При отсутствии связи между однонаправленными колебаниями {например, вертикальными) участков контакта механизма с опорами, что возможно на высоких частотах,

QSo (со) = яз (со) [ZZ (аз) + Z&. х .х (со)].

' (1.30)

Величину колебательных скоростей ql (аз) механизма рассчи­ тывают из уравнений (1.24)—(1.28) с использованием формулы (1.5).

31


Если Qlo (со) постоянна для всех п и i, то, как видно из формулы (1.5), на изменение вибрации при изменении Za ф (со) величина Qlo (со) не влияет.

Пример. Определим изменение горизонтальной вибрации механизма при его

перестановке с

амортизаторов,

величина механических сопротивлении

которых

Z22I х х (со) =

4- 108 — /• 109, на

амортизаторы с сопротивлением

1 х

х (со) =

= 10° — /■ 3-10°. Механизм установлен на четырех амортизаторах. Горизонтальные вибрации определяются только горизонтальными силами. Силы Q!{0 (со) для всех

участков контакта механизма с опорами равны. Входные сопротивления конструк­

ций свободного механизма

 

(со) = /■

5 - Ю“ 10.

Переходные

податливости кон­

струкций свободного механизма

М^о (со) = 3- 10 _1° — /• 1,5- К)-*10.

 

Ввиду равенства сил и сопротивлений в различных точках контакта механизма

с амортизаторами колебательные скорости будут также равны.

 

 

Для расчета (со)

используем

уравнение

(1.29), подставив

i = 2.

 

 

4

 

) = Я2 (“

 

+ 42П.Х.Х. (“ )

£

 

ь(св)

 

 

5 Q2o (“ ) ^220 (“

)

 

 

 

k=i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к= 1

 

 

 

Изменение скорости

вибрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■ п \ I

/ ,

1

+

^ 2 2 я . х. х

2

 

^220

(“ )

 

 

 

 

?2

 

 

 

 

 

 

А = 1

 

 

 

 

 

 

Я2 ( ^ )

.

I

^22a. х. X(®)

Ь

Л/Г

 

 

 

 

 

 

 

1

I

^ 2 2 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к= 1

 

 

 

 

 

 

1 +

2 yil. х. х (“ ) Yj ^220 (w) =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь=1

 

 

 

 

 

 

 

=

1 + ( 4 .1 0 8 — /• 10е) [/• 5 - 10-10 +

3(3-10-1° — /.1 ,5 .10-Ю)] =

1,41 — /

0.88;

 

 

1 + ^ а пх.х (м)к2=\ ^ 2 2 0 Н =

 

 

 

 

=

1 - f (10е — /.3 .1 0 е) [/.5 .10 -1° +

3(3.10-1° — / .1 ,5 .10“10)]

= 2 ,0 5 — /

2.65.

Таким образом,

 

Я2" (м)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,41 — /• 0,88 .

 

 

 

 

 

 

 

921 (“)

 

 

2,05 — /-2 ,6 5 ’

 

 

 

 

 

 

 

9211 (До)

 

1,66

 

0,496.

 

 

 

 

 

 

 

 

(®)

 

3,35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Амплитуда вибрации уменьшилась примерно на 6 дБ.

Свободный член уравнения (1.4) равен скорости вибрации меха­ низма в свободном состоянии, когда сопротивление опорных и не­ опорных связей равно нулю, т. е.

т

6

т

6

 

tfo(<o) = t f (<о) + S

Ъ мЦь (со) S

2

# И 2 #а.ф(<0). (1.31)

 

 

р — \

v= l

 

Значение с/?0 (со) позволяет

определять

вибрацию механизма

на опорах с конечным сопротивлением.

32


Величину вибрации механизма можно выразить также через

усилие F'/co (со) воздействия работающего механизма на опоры с бес­ конечным сопротивлением

т 6

Й Й = Ъ S М по(со)

F-

°

Ъ

S ? v ( C0 ) Z ^ a . $ ( ( 0 )

(1.32)

1 1

 

 

ft=i / = 1

 

 

р = 1 v = l

 

Для машины, установленной на однотипные амортизаторы, полностью изолирующие механизм от фундамента, при равенстве уровней однонаправленных линейных независимых колебаний ура­ внение (1.32) упрощается:

1

7*.*

ЁМ ?Д (<*>)/??„,(со). (1.33)

1

Т " п а . х . х (со) s Л ^ Д И

/е=1

Таким образом, механизм как источник вибрации можно оха­ рактеризовать не только величинами возмущений в районе рабочего

узла “Q (со) в сочетании с собственными точечными и переходными механическими сопротивлениями (или податливостями) "М",-о (со),

Mfib (со), Z?"o (со). В качестве характеризующих параметров до­ пустимо также использовать:

— приведенные силы Q"0 (со), действующие в районе опор, в со­ четании с собственными податливостями конструкций механизма

врайонах опор и неопорных связей Mflo (со);

скорость вибрации опорных поверхностей механизма в сво­

бодном состоянии q"o (со)

в сочетании с

собственными сопротивле­

ниями и податливостями

механизма

(со);

силы (со), действующие со стороны механизма на опорные

инеопорные связи с бесконечно большим механическим сопротивле­ нием, в сочетании с собственными сопротивлениями и податливо­

стями механизма Mfib (со).

Величины Q"o (со), q"0 (со) и (со) определяют по результатам испытаний механизма на опорах с известными механическими соп­ ротивлениями.

Информация об этих параметрах позволяет решать такие задачи, как определение виброизолирующей эффективности амортизирующих конструкций, расчет вибрации механизма при его перестановке на другие фундаменты или амортизаторы, подбор амортизации, обеспе­ чивающей минимальные уровни вибрации механизма.

Перечисленные задачи охватывают не всю проблему совместных колебаний механизма с опорными и неопорными связями, а только ту ее часть, когда силы в источнике и механические сопротивления механизма являются постоянными величинами.

Матрица сил в районе опор связана с матрицей сил в источнике следующей зависимостью:

'q0 = nQnM0= Q M 0;

Q0= m laM0HQ.

3 В. И. Попков

33


С учетом этого уравнение (1.13) в матричном виде принимает вид:

q = M0[Q0- Q ] = M0[Q0- Z a^q],

(1.34)

Для матрицы скорости механизма

 

<7= [£ + yW0ZM)]-M40 Qo.

(1.35)

Матрицы сопротивлений и податливостей уравнения (1.35) упро­ щаются при полной виброизоляции механизма от фундамента, неза­ висимости колебаний амортизаторов вдоль осей х, у, г, | и линейных и поворотных колебаний, отсутствия связи между линейными соста­ вляющими вибрации механизма и колебаниями различных участков контакта механизма с опорными и неопорными связями.

При упомянутых допущениях матрицы сопротивлений и подат­ ливостей в уравнениях (1.34) и (1.35) аналогичны матрицам, приве­

денным в § 3.

 

§ 5

Методы и средства экспериментального

 

определения динамических сил,

 

действующих на опорные

 

и неопорные связи

В настоящее время надежно отработаны методы измерения сил, действующих со стороны механизмов на опор­ ные и неопорные связи нормально поверхности их контакта. Способы

измерения сил

Q",

и моментов QJ,

либо отсутствуют,

либо мало изучены.

 

 

Измерение Q" осуществляют с помощью пьезоэлектрического

датчика силы

[61]. Датчик устанавливают в болтовых соединениях

 

 

крепления механизма с опор­

 

 

ными и неопорными связями, и

 

 

поэтому он является элементом,

 

 

через

который передается сила

от механизма.

Конструкция датчика сил представлена на рис. 9. Он со­ стоит из корпуса 1, крышки 2 и биморфного пьезокерамиче­ ского элемента 3. Величина статического усилия, действую­ щего на датчик в болтовом соединении, не превышает до­ пустимой для пьезокерамиче­

ских пластин нагрузки. Однако неравномерность распределения усилия на поверхности пластин, ввиду непараллельное™ крепежной гайки и лапы машины, приводит к разрушению керамики даже при небольших усилиях. С целью получения более равномерного распре­ деления статических сил по поверхности пьезопластин необходимо использовать шайбу 4, выполненную в виде сочленения двух колец с выпуклой и вогнутой сферическими поверхностями. Кроме того,'

34


вплотную между стенками датчика и пьезоэлементами необходимо укладывать, например, полихлорвиниловую пленку 5, которая пре­ пятствует выпаданию сегментов пьезопластин в случае, если они расколются.

Для измерения сил воздействия на опорные связи датчик силы можно установить в болтовом соединении между лапой машины и

фундаментом либо между лапой

 

 

 

машины и

крепежной гайкой

 

 

 

болта (рис.

10). Электрический

 

 

 

сигнал, вырабатываемый датчи­

 

 

 

ком силы, пропорционален его

 

 

 

деформации. Деформация, в

 

 

 

свою очередь, зависит от места

 

 

 

установки

датчика в болтовом

 

 

 

соединении, так как при раз­

 

 

 

личной установке он по-раз­

Рис. 10.

Схемы установки датчика силы

ному участвует в передаче сил

от механизма.

в болтовом соединении: а — между меха­

низмом

и фундаментом;

б — под крепеж­

Если датчик расположен ме­

 

ной гайкой

болта.

жду лапой

механизма и фунда­

 

 

 

ментом (рис.

1 0 , а),

соотношение между величиной передаваемого на

фундамент болтовым соединением

усилия Q" и силой, фиксируемой

датчиком силы Q£,

определяется

из уравнения

 

 

 

6

 

 

 

 

 

t i c‘

 

 

 

 

Qz = Q n ^ ----- 1- Яг

-f m4 +

 

 

 

S *

 

 

 

 

 

i=i

 

 

 

I

mi (C, -f- C3) -f- ma (CB -j- 2C3) +

m4C4 -f- m6(C4 — С»)

(1.36)

"1~

 

2 (Cy +

C2 +

C3)

 

 

где Ci и mt при / =

1 , 2 , . . . , 6

— соответственно гибкость и масса

верхней половины лапы механизма 1, болта 2, нижней половины полки фундамента 3, нижней половины лапы механизма 4, датчика

силы 5 и верхней половины полки фундамента 6\ qz — составляю­ щая вибрационного ускорения болтового соединения вдоль дей­ ствия силы.

При выводе этого и последующих уравнений исходим из того, что действующая со стороны механизма через рассматриваемое болтовое соединение сила Q” и сила реакции фундамента приложены

к среднему по высоте сечению лапы механизма и полки фундамента.

В таком случае в пределах болтового соединения сила Qz передается на фундамент двумя путями: первый — через ветвь «верхняя поло­ вина лапы», «болт» и «нижняя половина полки фундамента» и второй— через ветвь «нижняя половина лапы», «датчик» и «верхняя половина полки фундамента».

3*

35