Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Обычно гибкость болта больше гибкости остальных элементов болтового соединения, поэтому формулу (1.36) можно представить в виде
6 |
|
|
|
Qz =Qn 1=1 |
■■ 4 |
’ |
(1.37) |
3 |
qz---- 2 |
|
|
i=i |
|
|
|
Из уравнений (1.36) и (1.37) видно, что датчик фиксирует часть силы воздействия механизма на фундамент (величина ее зависит от соотношения между гибкостями всего узла болтового соединения и той его ветви, в которой установлен преобразователь) и силу, затрачиваемую на преодоление инерции связанных с датчиком эле ментов болтового соединения. В диапазоне до 5000 Гц влияние инер ционных сил на показания датчика можно не учитывать. Тогда связь между силами, действующими на датчик и фундамент, определяется только отношением упругих характеристик элементов болтового соединения. Датчик фиксирует при этом от 70 до 90% силы воздей ствия на фундамент.
Очевидно, постановка датчика силы под механизм (особенно под энергетические установки) сопряжена со значительными трудно стями. В связи с этим большой интерес представляет вариант уста
новки датчика под крепежную гайку болта (см. |
рис. 10,6). В дан |
||||
ном случае |
|
|
|
|
|
Е |
Ci |
Щ+ тъ |
+ |
|
|
|
|
|
|||
|
|
2 |
|
|
|
т т\Сх — Щ (Со -|- 2С 3) ~г fn4Co ть (C t — |
С г 4 - С 3) |
(1.38) |
|||
_Г |
2 (С4 + Со) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Если гибкость болта гораздо больше гибкости остальных элемен |
|||||
тов, |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qz = Qn |
г= 1 |
С г {т„ + от5) |
|
(1.39) |
|
С4 + С„ |
2 (С 4 + |
С„) |
|
В диапазоне частот до 5000 Гц вторым членом в уравнении (1.39) можно пренебречь. Датчик при этом фиксирует примерно одну де сятую часть усилия воздействия на фундамент.
Граничная частота, выше которой вторым членом уравнения можно пренебречь, в большой степени зависит от характеристик болта — наиболее податливого элемента соединения с наименьшей резонансной частотой. При установке пьезоэлектрического датчика под механизм характеристики болта оказывают гораздо меньшее влияние на показания датчика.
36
Гибкость и массу болта и датчика определяют по формулам
|
С1 = ~ЩТ' mi = hiPis i |
(/ = 2; 5). |
(1.40) |
||
где |
Величина /г6 = hn + /гкер1 |
|
датчика; |
|
|
hn — толщина |
стальных элементов |
|
|||
|
Кер — толщина |
керамических |
пластин. |
|
|
Гибкость верхней |
и нижней половин лапы машины |
|
|||
|
C1 — Ci = |
|
|
(1.41) |
|
где |
Ел — модуль Юнга материала лапы; |
|
|
||
|
d0 — диаметр отверстия под крепежный болт; |
|
|||
|
/гл — толщина лапы; |
|
|
|
|
|
D6 — диаметр головки крепежного болта. |
|
|||
|
Гибкость верхней и нижней половин полки фундамента |
|
|||
|
|
|
2/1ф |
|
(1.42) |
|
|
пЕф [ о 2б - ^ |
+ /гф |
|
|
|
|
|
|
где Еф и йф — модуль Юнга материала, из которого изготовлен фундамент, и толщина полки фундамента.
При известной гибкости масса этих элементов определяется сле дующим образом:
т^ - Щ - |
3, 4, 6 ). |
(1.43) |
При установке механизма на амортизаторы соотношения между
Q" и Q'nl вычисляют по следующим формулам:
— датчик расположен между лапой механизма и амортизатором
пп _пп сг4 - С., + С, + съ+ сш , |
+ |
||
Чг - |
Чп----------сГ+Сг------------Г Яг |
||
+ |
т 4 + |
т1С2+ /п4С4 + тш(«-*) |
/ИшСц |
2 (Сх + С2) |
(1.44) |
— датчик установлен между лапой механизма и крепежной гайкой болта
п _п Ci + С2 + С4 + С5 + Сш |
"*1С 1 — щСг+ т 4 |
+ тъ(С4 — Сг) + т шСи |
+ |
(1 -4 5 ) |
|
с4- |
37
где Сш и тш— гибкость и масса шейки амортизатора.
р __ 4И -f- £)ш — dm ш
пЕш (В 2ш - й 2ш) ’
|
|
Шш |
ЛшРш |
( 1 .4 6 ) |
|
|
|
п |
р > |
||
где |
Я — длина участка резьбового соединения крепежного болта |
||||
|
и амортизатора (если крепежный болт входит в амор |
||||
|
тизатор на длину нарезки в шейке или большую вели |
||||
|
чину, то |
Я — длина |
резьбы в шейке |
амортизатора); |
|
Dш, dm— внешний |
и внутренний диаметры шейки амортизатора. |
||||
В |
уравнениях (1.44) и (1.45) |
|
|
||
|
С ,= |
|
|
2 /гл |
(1.47) |
|
|
+ /1л( D,, |
|||
|
пЕл [д2ш- ^ |
|
Измерение сил пьезоэлектрическим датчиком рассмотренной кон струкции производят аппаратурой, используемой для измерения виб рационных ускорений совместно с пьезоэлектрическим датчиком ускорений.
При измерении сил воздействия механизма на трубопроводы дат чик устанавливают во фланцевом болтовом соединении — под крепеж ную гайку болта, что исключает потерю герметичности.
Сила Q", действующая со стороны механизма на опоры или не опорные связи через п-е болтовое соединение, определяется по показаниям измерительного усилителя Я" по формуле
|
|
Q ' i = ^ - A Q, |
(1.48) |
|
|
|
|
Xq |
|
где Д0 = |
— коэффициент соотношения между силой, действую- |
|||
|
щей на датчик, и силой, действующей через бол |
|||
|
товое соединение, вычисляемой по формулам (1.36), |
|||
|
(1.39), |
(1.44), |
(1.45); |
|
Xq — чувствительность датчика силы.
Определение чувствительности и снятие частотной характери стики датчика силы целесообразно проводить на электродинамическом стенде. Датчик устанавливают на совершающую гармонические колебания поверхность и нагружают массой т гр. Ускорение движе
ния массы qTр измеряют контрольным преобразователем ускорений. Сила, действующая на датчик при калибровке,
Фэфф (® ) --- ^ гр 9гр . эфф (® )'
Чувствительность датчика усилий
Xq (®) |
эФФ (со)/шгр^ гр, эФФ (®)> |
где UQЭфф (со) — показание измерительного усилителя силы.
38
Резонансная частота датчика силы составляет обычно 40—50 кГц. Поэтому частотная характеристика его чувствительности линейна в звуковом диапазоне частот. Пьезоэлектрический модуль пластин из титаната бария зависит от действующего на них статического усилия (рис. 11). В процессе
калибровки желательно воздей |
хЛ..% |
||
ствовать на датчик статическим |
|
||
усилием, |
равным действующему |
|
|
на него при установке в бол |
|
||
товом соединении усилию за |
|
||
тягивания. Для этого |
груз |
|
|
крепят к |
вибрирующей |
плите |
|
шпилькой, а жесткость шпильки |
|
||
выбирают гораздо меньшей же |
Рис. 11. Зависимость чувствительности |
||
сткости |
преобразователя, так |
датчика силы от статического давления. |
|
что все |
инерционное |
усилие |
|
груза передается на преобразователь. Если величина статических сил затягивания датчика при калибровке и в процессе измерений не равна, следует вносить поправку (см. график на рис. 1 1 ).
Пример. Определим поправку Дq к показаниям прибора—измерителя сил
воздействия механизма на опоры в диапазоне частот до 5000 Гц. Пьезоэлектриче ский датчик установлен в болтовом соеди нении, схема которого представлена на рис. 12. Размеры элементов болтового соединения:
|
|
hj\ = d0 = |
|
2,5 |
см, |
Дз = |
dn — 3,6 см; |
|||
|
|
Iiq = |
Я + |
Лл + |
|
tin = |
5,75 |
см; |
||
|
|
Я = |
|
1,7 |
см; |
Ил = |
3,8 см; |
|||
|
|
/гкер = |
0,15 см, |
£>ш = 4,5 |
см, |
|||||
|
|
|
|
+ |
dt = |
2,2 |
см. |
|
||
|
|
Из выражения (1.45) |
|
|
||||||
|
|
* _ А + С2 -j- Сш + С4 + С5 |
||||||||
|
|
Aq = --------- СГ+С^--------- ' |
||||||||
|
|
использовав |
формулы |
(1.40), |
(1.41) и |
|||||
Рис. 12. Болтовое соединение. |
(1.46), получим |
Д<г = |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2-2,5 |
|
+ |
|
_______ 5J5 _______ |
|
|||||
|
|
“ |
|
2,2 -1012-0,785-2,22 |
“ |
|||||
зх-2,2.1012 [з,6 2 — 2,52 -{- |
( - ^ р + |
- Ц - ) 2,б] |
|
|
|
|
|
|
|
|
4-1,7 + 4,9 ■2 ,2 |
|
|
2-2,5 |
|
|
|
|
|
+ |
|
+ зх-2,2-1012 (4,92 — 2,22) |
я .2 ,2 |
.1 0 12 [4,92 -2 ,5 2 + 2,5(^- + -!0 |
||||||||
|
] |
|||||||||
|
3,8 + 0,15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,25 |
2,2-1012■0,785 ■3,62 |
|
4-1,7 + |
4,9 — 2,2 |
|
|||||
|
|
|
|
|||||||
я.2,2-1012 № - 2 . 5 > + 2 |
. 5 ( i f |
+ |
зх-2,2 - 1012 (4,92 — 2,22) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
= 8,8.
39