Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Таким образом, замеренное датчиком усилие следует увеличить в 8,8 раза для определения значения силы воздействия механизма на фундамент через данное болтовое соединение.
Эта поправка составит 2 0 1 g 8 ,8 ? « 19 дБ.
Усилия воздействия механизмов на опорные и неопорные связи через болтовые соединения можно определить с помощью специаль ных измерительных болтов. Фиксируя деформацию таких болтов, судят о силе, передаваемой через болтовое соединение. Ориентируя определенным образом наклеиваемые на тело болта тензодатчики или пьезокристаллы, измеряют и сдвиговые усилия, т. е. усилия воздействия механизма на опоры в плоскости контакта. Показа ния измерительного болта следует корректировать (как и показания пьезодатчика) по формулам (1.36), (1.39), (1.44) и (1.45).
Линейность частотной характеристики датчика-болта опреде ляется линейностью частотной характеристики болта, устано вленного в болтовом соединении, т. е. болта, имеющего частные граничные условия закрепления. Поэтому граничная частота изме рений динамических сил воздействия механизма на опоры с требуе мой погрешностью весьма неопределенна. Для реальных конструк ций ее считают равной примерно 1000 Гц.
Определенные трудности испытывают при динамической калиб ровке датчиков—измерительных болтов. Калибровка отработана
только статическая. |
|
§ 6 |
Уравнения гармонических |
|
колебаний системы механизм— |
|
амортизация—фундамент |
Рассмотрим гармонические колебания си стемы механизм—амортизация—фундамент (см. рис. 1, о).
Вибрационные силы и колебательные скорости в сечении меха низм—амортизация связаны между собой уравнением
q = ”QttM0- Q M 0. |
(1.49) |
Вибрационные силы и колебательные скорости в сечении амор тизация—фундамент связаны выражением
<7Ф = 2<ф М ф. |
1.50) |
Так как амортизация представляет собой пассивную механи ческую линейную систему, то уровни вибрации на входе и выходе амортизации обусловлены силами, действующими в этих сечениях,
Qa = Qam a > |
1-51) |
40
где вектор колебательной скорости qA образован двумя векторами q
и </ф:
<7 1 •
. 9ф.
Вектор силы Qa образован двумя векторами Q и Q§:
Q
QА
Матрица М А характеризует инерционно-жесткостные свойства амортизации и может быть составлена из матриц податливостей
на входе (со стороны механизма) МАм и выходе амортизации (со
стороны фундамента) УИАф, а также матриц переходных податли востей от плоскости контакта с механизмом до плоскости контакта
с фундаментом МАМФ и наоборот — от плоскости контакта с фун даментом до плоскости контакта с механизмом Л4ДФМ.
МА = ^Аи Мдмф МкФМ. Мдф _ .
Когда имеется связь между колебаниями участков как на входе, так и на выходе матрицы МАм; МАМФ; МАФМ; МАф имеют вид
|
m |
L1 |
m |
1L . |
. |
m |
!z |
|
Ш |
и |
Ш |
и . |
. |
Ш |
и |
^Ам — |
|
|
|
|
|
|
|
|
M |
l |
Ш |
и . |
. |
m |
z _ |
|
Л 4 А М ф |
М А М ф . |
■ • Л ^ А М Ф |
||||
|
М д м ф |
М А М ф . |
• |
. М а м ф |
|||
М а м ф |
— |
|
|
|
|
|
|
|
Т л п М |
|
|
|
|
|
|
|
_ / И АМ Ф '^ А М Ф - . |
|
|
||||
|
|
|
7712 |
• |
М 1" . * |
||
|
М А ф м ^ |
а ф м . |
• ^ А Ф М |
||||
|
7721 |
|
----29 |
|
7 й 2 « гФ |
||
|
|
М А Ф м . |
|
||||
^ А Ф М |
^ А Ф М |
. |
. ' ' 4 А Ф М |
||||
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
_ М А Ф м Л ^ А Ф М • |
. |
. m |
z t |
|||
|
~ Ш Ф Ш ф . . |
. ш % ф ' |
|||||
М А ф |
Ш ф |
|
Ш |
ф . . |
. |
Ш |
ф ф |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ж ф |
|
m |
i 2 . . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41
где, например,
Л4пам (Ю) |
M u a m (СО) . . |
. /И*бАм (® ) |
kn _ М и дм (СО) |
М §2Ам (СО) . . |
. М 2бАи (со) |
МАм — |
|
|
_Мб1Ам (СО) |
МбЗАм (СО) . . |
. МббАм (со), |
Если виброизолирующая система представляет собой только
набор амортизаторов, матрицы МАм, МШФ, МАФ1Л и Л4Аф превращаются в квазидиагональные. Уравнение (1.51) преобра зуется следующим образом:
q — MamQ — сИамфФф!
с/ф = сИафм<3 — сИаф^ ф- |
(1.52) |
Объединив уравнения (1.49), (1.50), (1.52), получаем систему матричных уравнений, полностью описывающую гармонические совместные колебания механизма, виброизолирующей конструкции и фундамента:
|
q = "M*0Q ~ M 0Q, |
|
|
q — MAmQ — Л4дмФ<2ф, |
(1.53) |
||
— |
— |
— _ — |
|
qф |
=== cV/ д |
л ^ А ф ^ ф , |
|
<7ф = Л4ф(?ф.
Если механизм как источник вибрации характеризуется векто рами сил, приведенных к участкам контакта механизма с аморти
зацией Qо, то система уравнений совместных колебаний примет вид
q = MqQo— MoQy
q = MAuQ— Л4дМф(2ф,
(1.54)
q = МдфмФ сМдффф,
Яф— Мф<?ф-
Возможна и обратная форма записи уравнений совместных коле баний системы механизм—амортизация—фундамент (через матрицы сопротивлений ее элементов):
Qo — Zoq - f - |
|
|
Q = |
ZAuq + 2д Мф ^ ф , |
|
Qф — |
а фД м? |
д2ф<7ф , |
|
^Ф —- 2 ф^ф. |
(1.55) |
42
Из уравнений (1.53)—(1.55) следует, что по величине сил, дей ствующих в источнике или в районе опорного фланца механизма, и механических сопротивлений (податливостей) элементов системы определяют гармонические колебания любых точек механизма, виброизолирующих конструкций и фундамента.
§ 7 |
Уравнения стационарных |
|
случайных колебаний системы |
|
механизм—амортизация—фундамент |
Рассмотрим случай однонаправленных ста ционарных случайных колебаний механизма при наличии лишь одного участка контакта механизма с опорами. Пусть иQ (t) — реа лизация вибрационной силы, возникающей в рабочем узле. Стацио нарность одной реализации означает, что характеристики, рассчи танные по конечным отрезкам времени (что и имеет место при реаль ном аппаратурном анализе), меняются для различных отрезков времени не больше, чем можно было бы ожидать за счет обычной выборочной статистической изменчивости.
Колебательная скорость участка контакта механизма с опорами q1 (I) зависит от действия силы "Q (i) и силы реакции Q1 (t):
оо |
с о |
q1(t) = J иМо (х)" Q (t — т) dr + |
J M" (t) Q1(t — x) dr, |
о |
о |
где иМо (x) и Mo1 (x) — импульсные характеристики конструкции механизма, преобразования Фурье которых дают соответственно переходную и входную податливости механизма:
СО
"Мо (со) = J "Ml (х) e4 axdr-
СО
Mj'fffl) = \ Мо1(х) e4axdr.
—СО
Автокорреляционная функция В ^ q- (х) стационарного случайного процесса q1 (t) в этом случае имеет вид
|
|
|
СО |
со |
В . . (х) = |
f |
f "Ml М " Ml (t2) Bhqhq (x + ti - h) dh dt2+ |
||
‘>‘> |
0 |
|
|
0 |
|
J |
f Mo (ti) Mo (/2) Bqiqi (x-|- ti .— i2) dt\ dt2-f- |
||
|
0 |
0 |
|
|
|
с о |
CO |
|
|
+ |
J |
J |
"Ml (h) Ml1 (t2) BnQQi (X -j- h - 12) dh dt2+ |
00
'со со
+ J |
J M j 1 (h)" Ml (t2) BQ1hq ( x ti — 12) dh dt2, |
( 1 . 5 6 ) |
о |
0 |
|
43
где |
B„qUq (x -f tx — t2) и BQiQi(x + |
t2) — автокорреляцион |
|||||
ные |
функции |
соответственно |
процессов |
"Q (t) |
и |
Q1 (t)\ |
BQi„Q(x + |
+ |
— t2) и |
B„QQi (x + tx — t2) — функции |
взаимной |
корреля |
|||
ции |
сил Q1 (t) и "Q (t). |
Фурье, |
получаем |
выражение для |
|||
Совершая |
преобразование |
энергетической спектральной |
плотности s (q1, q1) колебательной ско |
|
рости q1 (t)\ |
|
|
s{q \ q1) == | "Mo (со) |2s (“Q, |
"Q) + | M1»1(to) |2s (Ql, Ql) + |
|
+ "Ml1(со)Ml1(со)s ("Q, |
Q1) |
+ Ml11(со)и Ml (со)s (Q1, "Q), (1.57) |
где "Mo1 (со)— комплексно-сопряженная "Mo (со); s("Q, ”Q) и s (Q1, Q1) — энергетические спектральные плотности соответствующих сил; s ("Q, Q1) — взаимная спектральная плотность сил
s ("Q, Q1) = s* (Q1, "Q).
Взаимная спектральная плотность скорости q1 (t) и силы Q1 (t) имеет следующий вид:
s (q \ QI) = "Ml(a)s("Q, "Q) + К |
(со) s (Q1, |
"Q). |
(1.58) |
||
Если опорная конструкция представляет собой линейную пас |
|||||
сивную систему, то |
|
|
|
|
|
с о |
|
|
|
|
|
q'(t) = — \ M l 1b ( t - x ) Q I (x)dx. |
|
(1.59) |
|||
о |
|
|
|
|
|
Функция автокорреляции |
£•, ^ |
скорости q(t) |
и |
функция |
|
взаимной корреляции В ql- |
скорости |
q (t) |
и силы |
Q1 (t) |
опреде |
ляются через параметры опорной конструкции следующим образом:
|
СО00 |
|
В. . (т)= |
f \Ml\^{h)Ml ^ { t 2)Bv , Q^ x + h — h)dhdt2, |
(1.60) |
Ч’Ч |
б о |
|
|
СО |
|
В ч Q (т) = “ дf М\\ф(Ц) BQi'Qi(x — ti)dti. |
(1-61) |
Совершая преобразование Фурье в обеих частях равенства (1.60) и (1.61), получаем соотношения между энергетическими и взаимными
спектральными плотностями силы Q1 (t) и скорости q1 (t) через параметры опорной конструкции:
s ( q \ |
9 1) |
= |
|M ^ ( co)|2s (Qi, |
Q1), |
(1 .6 2 ) |
s ( q\ |
Q1) |
= |
- Ml\ ф (со)s (Q1, |
Q1). |
(1.63) |
Таким образом, если известны инерционно-жесткостные харак теристики механизма и опорной конструкции, то по заданной энер гетической спектральной плотности силы, развиваемой в рабочем узле, из уравнений (1.57)—(1.58), (1.62)—(1.63) определяют все
44