Файл: Попков, В. И. Виброакустическая диагностика и снижение виброактивности судовых механизмов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, замеренное датчиком усилие следует увеличить в 8,8 раза для определения значения силы воздействия механизма на фундамент через данное болтовое соединение.

Эта поправка составит 2 0 1 g 8 ,8 ? « 19 дБ.

Усилия воздействия механизмов на опорные и неопорные связи через болтовые соединения можно определить с помощью специаль­ ных измерительных болтов. Фиксируя деформацию таких болтов, судят о силе, передаваемой через болтовое соединение. Ориентируя определенным образом наклеиваемые на тело болта тензодатчики или пьезокристаллы, измеряют и сдвиговые усилия, т. е. усилия воздействия механизма на опоры в плоскости контакта. Показа­ ния измерительного болта следует корректировать (как и показания пьезодатчика) по формулам (1.36), (1.39), (1.44) и (1.45).

Линейность частотной характеристики датчика-болта опреде­ ляется линейностью частотной характеристики болта, устано­ вленного в болтовом соединении, т. е. болта, имеющего частные граничные условия закрепления. Поэтому граничная частота изме­ рений динамических сил воздействия механизма на опоры с требуе­ мой погрешностью весьма неопределенна. Для реальных конструк­ ций ее считают равной примерно 1000 Гц.

Определенные трудности испытывают при динамической калиб­ ровке датчиков—измерительных болтов. Калибровка отработана

только статическая.

 

§ 6

Уравнения гармонических

 

колебаний системы механизм—

 

амортизация—фундамент

Рассмотрим гармонические колебания си­ стемы механизм—амортизация—фундамент (см. рис. 1, о).

Вибрационные силы и колебательные скорости в сечении меха­ низм—амортизация связаны между собой уравнением

q = ”QttM0- Q M 0.

(1.49)

Вибрационные силы и колебательные скорости в сечении амор­ тизация—фундамент связаны выражением

<7Ф = 2<ф М ф.

1.50)

Так как амортизация представляет собой пассивную механи­ ческую линейную систему, то уровни вибрации на входе и выходе амортизации обусловлены силами, действующими в этих сечениях,

Qa = Qam a >

1-51)

40


где вектор колебательной скорости qA образован двумя векторами q

и </ф:

<7 1 •

. 9ф.

Вектор силы Qa образован двумя векторами Q и Q§:

Q

QА

Матрица М А характеризует инерционно-жесткостные свойства амортизации и может быть составлена из матриц податливостей

на входе (со стороны механизма) МАм и выходе амортизации (со

стороны фундамента) УИАф, а также матриц переходных податли­ востей от плоскости контакта с механизмом до плоскости контакта

с фундаментом МАМФ и наоборот — от плоскости контакта с фун­ даментом до плоскости контакта с механизмом Л4ДФМ.

МА = ^Аи Мдмф МкФМ. Мдф _ .

Когда имеется связь между колебаниями участков как на входе, так и на выходе матрицы МАм; МАМФ; МАФМ; МАф имеют вид

 

m

L1

m

1L .

.

m

!z

 

Ш

и

Ш

и .

.

Ш

и

^Ам —

 

 

 

 

 

 

 

M

l

Ш

и .

.

m

z _

 

Л 4 А М ф

М А М ф .

■ • Л ^ А М Ф

 

М д м ф

М А М ф .

. М а м ф

М а м ф

 

 

 

 

 

 

 

Т л п М

 

 

 

 

 

 

_ / И АМ Ф '^ А М Ф - .

 

 

 

 

 

7712

М 1" . *

 

М А ф м ^

а ф м .

• ^ А Ф М

 

7721

 

----29

 

7 й 2 « гФ

 

 

М А Ф м .

 

^ А Ф М

^ А Ф М

.

. ' ' 4 А Ф М

=

 

 

 

 

 

 

 

_ М А Ф м Л ^ А Ф М •

.

. m

z t

 

~ Ш Ф Ш ф . .

. ш % ф '

М А ф

Ш ф

 

Ш

ф . .

.

Ш

ф ф

=

 

 

 

 

 

 

 

Ж ф

 

m

i 2 . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41


где, например,

Л4пам (Ю)

M u a m (СО) . .

. /И*бАм (® )

kn _ М и дм (СО)

М §2Ам (СО) . .

. М 2бАи (со)

МАм —

 

 

_Мб1Ам (СО)

МбЗАм (СО) . .

. МббАм (со),

Если виброизолирующая система представляет собой только

набор амортизаторов, матрицы МАм, МШФ, МАФ1Л и Л4Аф превращаются в квазидиагональные. Уравнение (1.51) преобра­ зуется следующим образом:

q — MamQ — сИамфФф!

с/ф = сИафм<3 — сИаф^ ф-

(1.52)

Объединив уравнения (1.49), (1.50), (1.52), получаем систему матричных уравнений, полностью описывающую гармонические совместные колебания механизма, виброизолирующей конструкции и фундамента:

 

q = "M*0Q ~ M 0Q,

 

q — MAmQ — Л4дмФ<2ф,

(1.53)

— _ —

qф

=== cV/ д

л ^ А ф ^ ф ,

 

<7ф = Л4ф(?ф.

Если механизм как источник вибрации характеризуется векто­ рами сил, приведенных к участкам контакта механизма с аморти­

зацией Qо, то система уравнений совместных колебаний примет вид

q = MqQoMoQy

q = MAuQ— Л4дМф(2ф,

(1.54)

q = МдфмФ сМдффф,

Яф— Мф<?ф-

Возможна и обратная форма записи уравнений совместных коле­ баний системы механизм—амортизация—фундамент (через матрицы сопротивлений ее элементов):

Qo — Zoq - f -

 

Q =

ZAuq + 2д Мф ^ ф ,

Qф

а фД м?

д2ф<7ф ,

 

^Ф —- 2 ф^ф.

(1.55)

42


Из уравнений (1.53)—(1.55) следует, что по величине сил, дей­ ствующих в источнике или в районе опорного фланца механизма, и механических сопротивлений (податливостей) элементов системы определяют гармонические колебания любых точек механизма, виброизолирующих конструкций и фундамента.

§ 7

Уравнения стационарных

 

случайных колебаний системы

 

механизм—амортизация—фундамент

Рассмотрим случай однонаправленных ста­ ционарных случайных колебаний механизма при наличии лишь одного участка контакта механизма с опорами. Пусть иQ (t) — реа­ лизация вибрационной силы, возникающей в рабочем узле. Стацио­ нарность одной реализации означает, что характеристики, рассчи­ танные по конечным отрезкам времени (что и имеет место при реаль­ ном аппаратурном анализе), меняются для различных отрезков времени не больше, чем можно было бы ожидать за счет обычной выборочной статистической изменчивости.

Колебательная скорость участка контакта механизма с опорами q1 (I) зависит от действия силы "Q (i) и силы реакции Q1 (t):

оо

с о

q1(t) = J иМо (х)" Q (t — т) dr +

J M" (t) Q1(t — x) dr,

о

о

где иМо (x) и Mo1 (x) — импульсные характеристики конструкции механизма, преобразования Фурье которых дают соответственно переходную и входную податливости механизма:

СО

"Мо (со) = J "Ml (х) e4 axdr-

СО

Mj'fffl) = \ Мо1(х) e4axdr.

—СО

Автокорреляционная функция В ^ q- (х) стационарного случайного процесса q1 (t) в этом случае имеет вид

 

 

 

СО

со

В . . (х) =

f

f "Ml М " Ml (t2) Bhqhq (x + ti - h) dh dt2+

‘>‘>

0

 

 

0

 

J

f Mo (ti) Mo (/2) Bqiqi (x-|- ti .i2) dt\ dt2-f-

 

0

0

 

 

 

с о

CO

 

 

+

J

J

"Ml (h) Ml1 (t2) BnQQi (X -j- h - 12) dh dt2+

00

'со со

+ J

J M j 1 (h)" Ml (t2) BQ1hq ( x ti 12) dh dt2,

( 1 . 5 6 )

о

0

 

43


где

B„qUq (x -f tx — t2) и BQiQi(x +

t2) — автокорреляцион­

ные

функции

соответственно

процессов

"Q (t)

и

Q1 (t)\

BQi„Q(x +

+

t2) и

B„QQi (x + tx t2) — функции

взаимной

корреля­

ции

сил Q1 (t) и "Q (t).

Фурье,

получаем

выражение для

Совершая

преобразование

энергетической спектральной

плотности s (q1, q1) колебательной ско­

рости q1 (t)\

 

 

s{q \ q1) == | "Mo (со) |2s (“Q,

"Q) + | M1»1(to) |2s (Ql, Ql) +

+ "Ml1(со)Ml1(со)s ("Q,

Q1)

+ Ml11(со)и Ml (со)s (Q1, "Q), (1.57)

где "Mo1 (со)— комплексно-сопряженная "Mo (со); s("Q, ”Q) и s (Q1, Q1) — энергетические спектральные плотности соответствующих сил; s ("Q, Q1) — взаимная спектральная плотность сил

s ("Q, Q1) = s* (Q1, "Q).

Взаимная спектральная плотность скорости q1 (t) и силы Q1 (t) имеет следующий вид:

s (q \ QI) = "Ml(a)s("Q, "Q) + К

(со) s (Q1,

"Q).

(1.58)

Если опорная конструкция представляет собой линейную пас­

сивную систему, то

 

 

 

 

 

с о

 

 

 

 

 

q'(t) = — \ M l 1b ( t - x ) Q I (x)dx.

 

(1.59)

о

 

 

 

 

 

Функция автокорреляции

£•, ^

скорости q(t)

и

функция

взаимной корреляции В ql-

скорости

q (t)

и силы

Q1 (t)

опреде­

ляются через параметры опорной конструкции следующим образом:

 

СО00

 

В. . (т)=

f \Ml\^{h)Ml ^ { t 2)Bv , Q^ x + h — h)dhdt2,

(1.60)

Ч’Ч

б о

 

 

СО

 

В ч Q (т) = “ дf М\\ф(Ц) BQi'Qi(x — ti)dti.

(1-61)

Совершая преобразование Фурье в обеих частях равенства (1.60) и (1.61), получаем соотношения между энергетическими и взаимными

спектральными плотностями силы Q1 (t) и скорости q1 (t) через параметры опорной конструкции:

s ( q \

9 1)

=

|M ^ ( co)|2s (Qi,

Q1),

(1 .6 2 )

s ( q\

Q1)

=

- Ml\ ф (со)s (Q1,

Q1).

(1.63)

Таким образом, если известны инерционно-жесткостные харак­ теристики механизма и опорной конструкции, то по заданной энер­ гетической спектральной плотности силы, развиваемой в рабочем узле, из уравнений (1.57)—(1.58), (1.62)—(1.63) определяют все

44