Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пример, для перевозки радиоактивных руд). Во всех подобных случаях применяются специальные правила, разработанные

именно для данных типов судов, причем компетентным органом здесь также выступает Министерство морского флота СССР.

В большом каботаже действуют только «Правила морской перевозки опасных грузов». Они могут быть использованы и

для целей малого каботажа, но в законодательстве не содер­ жится категорического предписания об обязательном их приме­ нении в указанных перевозках. Наоборот, Mapr. 7003 МОПОГ-

69 разрешает в малом каботаже пользоваться «Правилами пе­

ревозки радиоактивных веществ» (ППРВ-349-60), однако при этом выдвигается одно обязательное условие: применение

ППРВ обязательно должно согласовываться с компетентными

органами, хотя не сказано, что следует понимать под термином

«компетентные органы». Все содержание Март. 7003 МОПОГ-69

дает, впрочем, основание считать, что здесь речь в первую

очередь идет об органах санитарного надзора (в частности, радиационной службы) и Госкомитета по использованию атом­ ной энергии СССР.

«Правила перевозки опасных грузов», в том числе и их гла­ ва XVII, посвященная специально перевозке радиоактивных веществ, естественно, не могут предусмотреть все возможные

случаи, с которыми может столкнуться перевозчик при обраще­

нии с радиоактивным грузом. В связи с этим могут обнару­ житься и «пробелы» в «Правилах». МОПОГ-69 дает решение применительно к двум видам таких «пробелов»: а) когда ка­ кой-то вопрос не нашел регламентации в МОПОГ; б) когда пар­ тия груза радиоактивных веществ не удовлетворяет всем или отдельным положениям «Правил».

В первом случае МОПОГ-69 адресует заинтересованных

лиц к соответствующим руководящим материалам ,Министер­

ства здравоохранения СССР и Госкомитета по использованию атомной энергии СССР. Речь главным образом идет о «Сани­ тарных правилах...» № 333-60, ППРВ-349-60 и ГОСТах. Но может возникнуть необходимость использования и других ин­

струкций указанных ведомств.

Во втором случае компетентный орган, если он вообще счи­ тает возможной такую перевозку, разрабатывает специальные условия перевозки именно для данной партии грузов, с тем чтобы обеспечить не меньшую безопасность транспортировки, чем при выполнении всех соответствующих разделов МОПОГ-69 (Марг. 7006 МОПОГ-69).

Думается, что эти условия должны быть согласованы с Гос­

комитетом по использованию атомной энергии СССР и Госу­ дарственной санитарной инспекцией СССР, ибо они (условия) фактически будут служить дополнением к действующим прави­

лам, а такие правила подлежат обязательному согласованию с указанными ведомствами.

44


В Соединенных Штатах Америки координацию регламента­

ционной деятельности по транспортировке радиоактивных ве­ ществ осуществляет Комиссия по атомной энергии (КАЭ).

Она, с одной стороны, сама устанавливает некоторые прави­

ла транспортировки (общие требования к упаковке, предписа­ ния о критических массах и т. д.),26 с другой — осуществляет общий контроль за перевозкой (в частности, в необходимых слу­ чаях выдает лицензии на перевозку).27

Другим федеральным органом, имеющим отношение к транс­ портировке радиоактивных веществ вообще (не только по мор­ ским путям), является Национальный комитет по защите от радиоактивного излучения. Он, в частности, разрабатывает ма­ ксимально допустимые дозы излучения, которые положены в

основу регламентации и морской перевозки. Поправка к Атом­

ному закону 1954 г., сделанная конгрессом США в 1959 г., пре­ доставила некоторые права по регулированию транспортировки радиоактивных веществ и отдельным штатам. Объем этих прав у различных штатов различен, поскольку он определяется со­ глашением, заключаемым каждым штатом с КАЭ.28

Что касается непосредственно морской перевозки, то правом

издания правил безопасности пользуются два

государствен­

ных органа: Федеральная торговая комиссия

и Береговая

охрана.

 

Разграничение компетенции названных органов представляет

известные трудности. Дело в том, что Федеральной торговой комиссии предоставлены полномочия издания правил перевозки

(в том числе и опасных грузов) как при торговле между шта­

тами (применительно к морской перевозке — каботаж), так и

между государствами (заграничное плавание).29 В то же время Береговая охрана США также пользуется правом издания таких правил (исключительно к условиям морской перевозки).

Несмотря на то, что здесь явное переплетение компетенции двух органов, на практике, как отмечают Л. Хайдман и У. Бер­

ман, серьезных расхождений в актах, изданных каждым из на­

званных ведомств, не возникло. Объясняется это тем, что Бе­ реговая охрана США, вырабатывая свои правила, за их основу взяла стандарты и критерии транспортировки опасных грузов,

26 Эти права КАЭ имеет с 1959 г., после введения конгрессом США нового 274 параграфа в Атомный закон 1954 г.

27 Для транспортировки радиоактивных грузов, по общему правилу, не­ обходимо получение разрешения КАЭ. Исключение составляют: а) ведомства по транспортировке; б) ведомства по хранению; в) почтовые ведомства; г) предприятия, заключившие договор с КАЭ; д) физические и юридические лица, действующие от имени или по поручению КАЭ.

j8 Иойрыш А. Регламентация перевозки радиоактивных материалов.—

«Правоведение», 1969, .Ve 4. с. 99—100.

р. 37. А. И. Иойрыш,

29 Hy d em ап

L Μ. a. Ber man W. H. Op. cit.,

на наш взгляд, не

coBçeM точно указывает только на

малый каботаж (см.:

И о й р ы ш А. И. Указ, соч., с. 99).

45


‘содержащихся в изданном в 1947 г. Федеральной торговой ко­ миссией Положении о перевозке радиоактивных веществ. Конеч­

но, правила Береговой охраны не полностью идентичны с уста­

новлениями Положения 1947 г. Первые дополнительно включа­ ют ряд пунктов, относящихся специально к транспортировке ра­ диоактивных грузов по морским путям.30

Во Франции, где регламентация перевозок радиоактивных

веществ началась несколько позже, чем в США, компетентными органами считаются Комиссариат по атомной энергии и мини­ стерство транспорта и туризма. Последнее играет все большую и большую роль в регламентации перевозок.31

Во всемирном масштабе координационные функции в обла­ сти регламентации транспортировки радиоактивных веществ осуществляет Экономический и Социальный Совет ООН. В его

составе в качестве вспомогательного органа функционирует Комитет экспертов по перевозке опасных грузов. В обязанности

Комитета входит разработка общих принципов перевозки для всех видов транспорта.

Выработку стандартов безопасности по перевозке радиоак­ тивных грузов ЭКОСОС возложил на Международное агентство по атомной энергии. Применительно к морским перевозкам эти правила конкретизируются Межправительственной консульта­ тивной организацией по мореплаванию. В настоящее время пра­ вила по транспортировке радиоактивных веществ по морским путям входят в качестве самостоятельного раздела в Междуна­ родный кодекс морской перевозки опасных грузов. Характер вы­ работанных МАГАТЭ и ИМКО правил транспортировки, а так­ же юридическая сила этих правил были показаны выше.

Важно, однако, отметить, что, несмотря на факультативный характер указанных правил, большинство государств при пере­

возке радиоактивных грузов руководствуется ими. В МОПОГ-69

СССР, например, содержится указание на то, что глава XVII «Правил» основана «на положениях Международного кодекса морской перевозки опасных грузов, Правил по безопасной пе­ ревозке радиоактивных веществ МАГАТЭ (Вена, 1967 г.) и

Правил перевозки радиоактивных веществ для стран — членов

СЭВ (Москва, 1966 г.)» — Mapr. 7002 МОПОГ-69. Эффективность контроля за применением правил безопасно­

сти может быть обеспечена, если: а) в нормативных актах четко обозначен объект контроля; б) ясно разграничена ком­ петенция между контрольными органами; в) контрольный орган облечен достаточно широкими полномочиями по осуществлению

30 См.

подробнее: Hydeman L.

Μ. а.

Berman W. H.

Op.

cit.,

р. 38—39.

 

министерством

по указанным

вопросам,

31 К числу актов, изданных

следует

отнести Распоряжения

от

9.4.1956

г.,

4.5.1956 г.,

10.7.1958

г.,

21.1.1959

г.

и др.

 

 

 

 

 

 

46


проверочных функций; г) должностные лица, осуществляющие контроль, имеют соответствующую квалификацию.

Международный кодекс по морской перевозке опасных гру­ зов и законодательства большинства стран содержат указание на обязанности каждого участника перевозки по осуществлению

мероприятий, гарантирующих безопасность перевозки радио­

активных грузов. Так, согласно МОПОГ-69, отправитель такого груза несет ответственность: а) за правильное наименование груза, его качество и техническое состояние, пригодное для пе­

ревозки на морских судах; б) за правильное отнесение грузов к классу, категорий и группе в соответствии с МОПОГ; в) за правильную упаковку грузов в тару, установленную ГОСТами,

гарантирующую их прочность и сохранность при морской пе­ ревозке в соответствующих районах плавания; г) за правильное взвешивание каждого отдельного места груза и указание этого

веса на каждом месте; д) за правильную маркировку и нанесе­ ние ярлыков опасности на каждом месте груза в соответствии с МОПОГ; е) за правильное оформление перевозочных доку­ ментов и приложение к ним необходимых для данного груза, сертификатов и разрешений; ж) за выполнение других требо­

ваний МОПОГ, гарантирующих безопасность перевозки опасных

грузов морским транспортом (Марг. 191).

В то же время ответственность за соблюдение правил пере­ возки и оформления груза, а также технических условий хране­ ния, перегрузки и перевозки опасных грузов несут соответствую­ щие должностные лица морского транспорта, т. е. в конечном итоге перевозчик (Марг. 192).

Обучение персонала технике безопасности, периодическое

освидетельствование на предмет знания правил безопасности возлагается на администрацию портов, пароходств и судов по принадлежности.

Вопросы контроля за выполнением соответствующих правил безопасности регламентируются исключительно внутригосудар­ ственным законодательством. В международных правилах мож­ но встретить лишь общее указание на необходимость установле­ ния такого контроля со стороны соответствующих компетентных национальных органов.

По вопросу о том, какой конкретно орган рассматривается в качестве компетентного для осуществления контроля, в зако­ нодательствах отдельных стран отсутствуют хотя бы намеки на

единообразие.

Особенность законодательства капиталистических стран со­ стоит в том, что контроль за морскими перевозками осуществля­ ет ряд служб, между которыми часто нет необходимой коорди­ нации.

В СССР различают контроль ведомственный и государст­ венный.

47


Ведомственный контроль, в свою очередь, можно подразде­ лить на: а) общий и б) оперативный. Общий контроль за вы­ полнением правил МОПОГ возлагается на Государственны? хозрасчетные объединения морского транспорта, которые могут

привлекать для этих целей специалистов-экспертов по морской перевозке опасных грузов.

Важным средством контроля в руках хозрасчетных объеди­

нений является выдача им и разрешения на перевозку опреде­ ленных видов радиоактивных грузов. Нормативные акты пре­ дусматривают необходимость получения таких разрешений в

следующих случаях:

1)если партия груза не удовлетворяет требованиям типовых правил безопасности (Марг. 7006 МОПОГ-69) ;

2)если перевозятся мощные радиоактивные источники и со­ гласованию подлежат особые технические условия перевозки

(Марг. 7135); 3) если радиоактивные материалы относятся к группе взрыв­

чатых или пирофорных веществ, перевозка которых по общемуправилу запрещена (Марг. 7150);

4) если перевозка делящихся веществ осуществляется по особым соглашениям (Марг. 7160).

В каждом из названных случаев объединения должны тре­ бовать от отправителя подробнейшую характеристику указан­ ных радиоактивных веществ, а при выдаче разрешения вменять в обязанность как отправителя, так и перевозчика соблюдение особых правил безопасности, выработанных для данной партии груза.

В ряде случаев (например, при перевозке мощных радиоак­ тивных источников, делящихся веществ) технические условия

перевозки подлежат согласованию с Госкомитетом по исполь­

зованию атомной энергии СССР и Санитарно-эпидемиологиче­ ской службой Министерства здравоохранения СССР.

Постоянный же надзор за выполнением правил бёзопасности (оперативный контроль) осуществляется администрацией па-

роходств и судов по принадлежности (Марг.

193 МОПОГ-69).

В частности, согласно ст. 64 KTM СССР,

на морские торго­

вые порты возлагается административный надзор за судами,

посещающими порт, в том числе наблюдение за исполнением действующих законов и распоряжений по торговому морепла­ ванию в портах (в том числе, конечно, и по радиационной без­ опасности), принятие мер по предупреждению и пресечению их нарушения. Администрация порта обладает здесь широ­ кими полномочиями. Она, например, может возбуждать пресле­

дование против виновных лиц и задерживать суда до уплаты штрафов за такое нарушение (ст. 74 KTM).

Функции органа государственного контроля за безопасной перевозкой радиоактивных веществ и за выполнениемправил

безопасности при использовании радиоактивных материалов

48