Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
пример, для перевозки радиоактивных руд). Во всех подобных случаях применяются специальные правила, разработанные
именно для данных типов судов, причем компетентным органом здесь также выступает Министерство морского флота СССР.
В большом каботаже действуют только «Правила морской перевозки опасных грузов». Они могут быть использованы и
для целей малого каботажа, но в законодательстве не содер жится категорического предписания об обязательном их приме нении в указанных перевозках. Наоборот, Mapr. 7003 МОПОГ-
69 разрешает в малом каботаже пользоваться «Правилами пе
ревозки радиоактивных веществ» (ППРВ-349-60), однако при этом выдвигается одно обязательное условие: применение
ППРВ обязательно должно согласовываться с компетентными
органами, хотя не сказано, что следует понимать под термином
«компетентные органы». Все содержание Март. 7003 МОПОГ-69
дает, впрочем, основание считать, что здесь речь в первую
очередь идет об органах санитарного надзора (в частности, радиационной службы) и Госкомитета по использованию атом ной энергии СССР.
«Правила перевозки опасных грузов», в том числе и их гла ва XVII, посвященная специально перевозке радиоактивных веществ, естественно, не могут предусмотреть все возможные
случаи, с которыми может столкнуться перевозчик при обраще
нии с радиоактивным грузом. В связи с этим могут обнару житься и «пробелы» в «Правилах». МОПОГ-69 дает решение применительно к двум видам таких «пробелов»: а) когда ка кой-то вопрос не нашел регламентации в МОПОГ; б) когда пар тия груза радиоактивных веществ не удовлетворяет всем или отдельным положениям «Правил».
В первом случае МОПОГ-69 адресует заинтересованных
лиц к соответствующим руководящим материалам ,Министер
ства здравоохранения СССР и Госкомитета по использованию атомной энергии СССР. Речь главным образом идет о «Сани тарных правилах...» № 333-60, ППРВ-349-60 и ГОСТах. Но может возникнуть необходимость использования и других ин
струкций указанных ведомств.
Во втором случае компетентный орган, если он вообще счи тает возможной такую перевозку, разрабатывает специальные условия перевозки именно для данной партии грузов, с тем чтобы обеспечить не меньшую безопасность транспортировки, чем при выполнении всех соответствующих разделов МОПОГ-69 (Марг. 7006 МОПОГ-69).
Думается, что эти условия должны быть согласованы с Гос
комитетом по использованию атомной энергии СССР и Госу дарственной санитарной инспекцией СССР, ибо они (условия) фактически будут служить дополнением к действующим прави
лам, а такие правила подлежат обязательному согласованию с указанными ведомствами.
44
В Соединенных Штатах Америки координацию регламента
ционной деятельности по транспортировке радиоактивных ве ществ осуществляет Комиссия по атомной энергии (КАЭ).
Она, с одной стороны, сама устанавливает некоторые прави
ла транспортировки (общие требования к упаковке, предписа ния о критических массах и т. д.),26 с другой — осуществляет общий контроль за перевозкой (в частности, в необходимых слу чаях выдает лицензии на перевозку).27
Другим федеральным органом, имеющим отношение к транс портировке радиоактивных веществ вообще (не только по мор ским путям), является Национальный комитет по защите от радиоактивного излучения. Он, в частности, разрабатывает ма ксимально допустимые дозы излучения, которые положены в
основу регламентации и морской перевозки. Поправка к Атом
ному закону 1954 г., сделанная конгрессом США в 1959 г., пре доставила некоторые права по регулированию транспортировки радиоактивных веществ и отдельным штатам. Объем этих прав у различных штатов различен, поскольку он определяется со глашением, заключаемым каждым штатом с КАЭ.28
Что касается непосредственно морской перевозки, то правом
издания правил безопасности пользуются два |
государствен |
ных органа: Федеральная торговая комиссия |
и Береговая |
охрана. |
|
Разграничение компетенции названных органов представляет
известные трудности. Дело в том, что Федеральной торговой комиссии предоставлены полномочия издания правил перевозки
(в том числе и опасных грузов) как при торговле между шта
тами (применительно к морской перевозке — каботаж), так и
между государствами (заграничное плавание).29 В то же время Береговая охрана США также пользуется правом издания таких правил (исключительно к условиям морской перевозки).
Несмотря на то, что здесь явное переплетение компетенции двух органов, на практике, как отмечают Л. Хайдман и У. Бер
ман, серьезных расхождений в актах, изданных каждым из на
званных ведомств, не возникло. Объясняется это тем, что Бе реговая охрана США, вырабатывая свои правила, за их основу взяла стандарты и критерии транспортировки опасных грузов,
26 Эти права КАЭ имеет с 1959 г., после введения конгрессом США нового 274 параграфа в Атомный закон 1954 г.
27 Для транспортировки радиоактивных грузов, по общему правилу, не обходимо получение разрешения КАЭ. Исключение составляют: а) ведомства по транспортировке; б) ведомства по хранению; в) почтовые ведомства; г) предприятия, заключившие договор с КАЭ; д) физические и юридические лица, действующие от имени или по поручению КАЭ.
j8 Иойрыш А. Регламентация перевозки радиоактивных материалов.—
«Правоведение», 1969, .Ve 4. с. 99—100. |
р. 37. А. И. Иойрыш, |
|
29 Hy d em ап |
L Μ. a. Ber man W. H. Op. cit., |
|
на наш взгляд, не |
coBçeM точно указывает только на |
малый каботаж (см.: |
И о й р ы ш А. И. Указ, соч., с. 99).
45
‘содержащихся в изданном в 1947 г. Федеральной торговой ко миссией Положении о перевозке радиоактивных веществ. Конеч
но, правила Береговой охраны не полностью идентичны с уста
новлениями Положения 1947 г. Первые дополнительно включа ют ряд пунктов, относящихся специально к транспортировке ра диоактивных грузов по морским путям.30
Во Франции, где регламентация перевозок радиоактивных
веществ началась несколько позже, чем в США, компетентными органами считаются Комиссариат по атомной энергии и мини стерство транспорта и туризма. Последнее играет все большую и большую роль в регламентации перевозок.31
Во всемирном масштабе координационные функции в обла сти регламентации транспортировки радиоактивных веществ осуществляет Экономический и Социальный Совет ООН. В его
составе в качестве вспомогательного органа функционирует Комитет экспертов по перевозке опасных грузов. В обязанности
Комитета входит разработка общих принципов перевозки для всех видов транспорта.
Выработку стандартов безопасности по перевозке радиоак тивных грузов ЭКОСОС возложил на Международное агентство по атомной энергии. Применительно к морским перевозкам эти правила конкретизируются Межправительственной консульта тивной организацией по мореплаванию. В настоящее время пра вила по транспортировке радиоактивных веществ по морским путям входят в качестве самостоятельного раздела в Междуна родный кодекс морской перевозки опасных грузов. Характер вы работанных МАГАТЭ и ИМКО правил транспортировки, а так же юридическая сила этих правил были показаны выше.
Важно, однако, отметить, что, несмотря на факультативный характер указанных правил, большинство государств при пере
возке радиоактивных грузов руководствуется ими. В МОПОГ-69
СССР, например, содержится указание на то, что глава XVII «Правил» основана «на положениях Международного кодекса морской перевозки опасных грузов, Правил по безопасной пе ревозке радиоактивных веществ МАГАТЭ (Вена, 1967 г.) и
Правил перевозки радиоактивных веществ для стран — членов
СЭВ (Москва, 1966 г.)» — Mapr. 7002 МОПОГ-69. Эффективность контроля за применением правил безопасно
сти может быть обеспечена, если: а) в нормативных актах четко обозначен объект контроля; б) ясно разграничена ком петенция между контрольными органами; в) контрольный орган облечен достаточно широкими полномочиями по осуществлению
30 См. |
подробнее: Hydeman L. |
Μ. а. |
Berman W. H. |
Op. |
cit., |
|||
р. 38—39. |
|
министерством |
по указанным |
вопросам, |
||||
31 К числу актов, изданных |
||||||||
следует |
отнести Распоряжения |
от |
9.4.1956 |
г., |
4.5.1956 г., |
10.7.1958 |
г., |
|
21.1.1959 |
г. |
и др. |
|
|
|
|
|
|
46
проверочных функций; г) должностные лица, осуществляющие контроль, имеют соответствующую квалификацию.
Международный кодекс по морской перевозке опасных гру зов и законодательства большинства стран содержат указание на обязанности каждого участника перевозки по осуществлению
мероприятий, гарантирующих безопасность перевозки радио
активных грузов. Так, согласно МОПОГ-69, отправитель такого груза несет ответственность: а) за правильное наименование груза, его качество и техническое состояние, пригодное для пе
ревозки на морских судах; б) за правильное отнесение грузов к классу, категорий и группе в соответствии с МОПОГ; в) за правильную упаковку грузов в тару, установленную ГОСТами,
гарантирующую их прочность и сохранность при морской пе ревозке в соответствующих районах плавания; г) за правильное взвешивание каждого отдельного места груза и указание этого
веса на каждом месте; д) за правильную маркировку и нанесе ние ярлыков опасности на каждом месте груза в соответствии с МОПОГ; е) за правильное оформление перевозочных доку ментов и приложение к ним необходимых для данного груза, сертификатов и разрешений; ж) за выполнение других требо
ваний МОПОГ, гарантирующих безопасность перевозки опасных
грузов морским транспортом (Марг. 191).
В то же время ответственность за соблюдение правил пере возки и оформления груза, а также технических условий хране ния, перегрузки и перевозки опасных грузов несут соответствую щие должностные лица морского транспорта, т. е. в конечном итоге перевозчик (Марг. 192).
Обучение персонала технике безопасности, периодическое
освидетельствование на предмет знания правил безопасности возлагается на администрацию портов, пароходств и судов по принадлежности.
Вопросы контроля за выполнением соответствующих правил безопасности регламентируются исключительно внутригосудар ственным законодательством. В международных правилах мож но встретить лишь общее указание на необходимость установле ния такого контроля со стороны соответствующих компетентных национальных органов.
По вопросу о том, какой конкретно орган рассматривается в качестве компетентного для осуществления контроля, в зако нодательствах отдельных стран отсутствуют хотя бы намеки на
единообразие.
Особенность законодательства капиталистических стран со стоит в том, что контроль за морскими перевозками осуществля ет ряд служб, между которыми часто нет необходимой коорди нации.
В СССР различают контроль ведомственный и государст венный.
47
Ведомственный контроль, в свою очередь, можно подразде лить на: а) общий и б) оперативный. Общий контроль за вы полнением правил МОПОГ возлагается на Государственны? хозрасчетные объединения морского транспорта, которые могут
привлекать для этих целей специалистов-экспертов по морской перевозке опасных грузов.
Важным средством контроля в руках хозрасчетных объеди
нений является выдача им и разрешения на перевозку опреде ленных видов радиоактивных грузов. Нормативные акты пре дусматривают необходимость получения таких разрешений в
следующих случаях:
1)если партия груза не удовлетворяет требованиям типовых правил безопасности (Марг. 7006 МОПОГ-69) ;
2)если перевозятся мощные радиоактивные источники и со гласованию подлежат особые технические условия перевозки
(Марг. 7135); 3) если радиоактивные материалы относятся к группе взрыв
чатых или пирофорных веществ, перевозка которых по общемуправилу запрещена (Марг. 7150);
4) если перевозка делящихся веществ осуществляется по особым соглашениям (Марг. 7160).
В каждом из названных случаев объединения должны тре бовать от отправителя подробнейшую характеристику указан ных радиоактивных веществ, а при выдаче разрешения вменять в обязанность как отправителя, так и перевозчика соблюдение особых правил безопасности, выработанных для данной партии груза.
В ряде случаев (например, при перевозке мощных радиоак тивных источников, делящихся веществ) технические условия
перевозки подлежат согласованию с Госкомитетом по исполь
зованию атомной энергии СССР и Санитарно-эпидемиологиче ской службой Министерства здравоохранения СССР.
Постоянный же надзор за выполнением правил бёзопасности (оперативный контроль) осуществляется администрацией па-
роходств и судов по принадлежности (Марг. |
193 МОПОГ-69). |
В частности, согласно ст. 64 KTM СССР, |
на морские торго |
вые порты возлагается административный надзор за судами,
посещающими порт, в том числе наблюдение за исполнением действующих законов и распоряжений по торговому морепла ванию в портах (в том числе, конечно, и по радиационной без опасности), принятие мер по предупреждению и пресечению их нарушения. Администрация порта обладает здесь широ кими полномочиями. Она, например, может возбуждать пресле
дование против виновных лиц и задерживать суда до уплаты штрафов за такое нарушение (ст. 74 KTM).
Функции органа государственного контроля за безопасной перевозкой радиоактивных веществ и за выполнениемправил
безопасности при использовании радиоактивных материалов
48