Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такая партия груза может перевозиться только с согласия

компетентных органов всех стран, имеющих отношение к. пере­ возке (в СССР, в соответствии с Mapr. 115 МОПОГ-69, таким органом является Коммерческое управление ММФ), а в на­ стоящее время — государственные хозрасчетные объединения морского транспорта. При этом:

во-первых, разрешение должно быть предварительным (на­ пример, внешнеторговые объединения получают разрешение при заключении контрактов на поставку опасных грузов советским

тоннажем, а В/O «Совфрахт» — при отфрахтовании судов); во-вторых, грузоотправитель или фрахтователь обязан пред­

ставить в конпетентный орган наряду с другими необходимыми документами H подробную характеристику нового опасного груза;

в-третьих, необходимо заключение специалистов о возмож­ ности перевозки именно данной партии груза. Следует пред­ положить, что в комиссию экспертов должны входить предста­ вители Госкомитета по использованию атомной энергии и Госу­ дарственной санитарной инспекции СССР;

в-четвертых, разрешение на перевозку именно данной пар­ тии груза должно быть разовым;

в-пятых, компетентный орган устанавливает технические условия перевозки нового груза.

МОПОГ-69 обращает особое внимание на оформление транс­ портных документов. В них должно быть указано, что груз является «радиоактивным веществом», сообщены основные дан­ ные об этом веществе (группа, к которой относится радиоак­ тивный изотоп, название и физико-химическое состояние, 'актив­ ность в кюри, категория упаковки, транспортный индекс, тип

упаковочного комплекта и др.) и другие дополнительные све­ дения, которые требуются для обозначения особых свойств груза (класс упаковки для делящихся веществ и оценка их критичности; количество в граммах, концентрация и обогаще­ ние ураном-235 для мощных радиоактивных источников и т. д.).

Кроме того, грузоотправитель должен сделать в документах надпись: «Правила МОПОГ известны» и представить сертифи­ кат, содержащий следующий текст: «Настоящим удостоверяет­

ся, что вышеназванные грузы правильно описаны, упакованы и маркированы в соответствии с действующими правилами и го­ товы для перевозки» (Марг. 7331 МОПОГ). В тех случаях,

когда радиоактивный груз требует утверждения компетентным органом (упаковка типа «В», вещества особого вида, делящие­

ся вещества и др.), к перевозочным документам должны быть приложены копии о таком утверждении и ссылочный его номер.

Следует также иметь в виду, что прием к перевозке радио­

активных веществ производится только на основании предвари­ тельно поданной грузоотправителем заявки соответствующему транспортному органу.

3*

35


В связи с непрерывным ростом международных морских перевозок радиоактивных веществ остро встал вопрос об уни­ фикации норм безопасности. Необходимость решения этой про­ блемы особенно ясно выявилась примерно к 60-м годам нашего столетия. К этому времени перевозка радиоактивных материа­ лов морем стала обычным явлением, а атомное законодатель­

ство во многих странах — довольно развитым. В то же время в содержании норм безопасности отдельных стран наблюдались

значительные расхождения.

Речь шла

не только об

отличиях

в требованиях безопасности

(упаковка,

маркировка и

т. д.), но

и о различиях в методах определения максимально допустимого количества радиоактивного вещества в упаковке или контейне­ ре. Так, к 1959 г. французские правила определяли такое коли­ чество на основе физических свойств материала, а акты США, Новой Зеландии и Дании — на основе интенсивности излучения,

исчисляемой в микрокюри. В результате получалось, как спра­

ведливо отмечают Л. Хайдман и У. Берман, что для одного и того же материала максимально допустимое количество веще­ ства в контейнере или упаковке, исчисляемого по различным

системам, было не одинаково.11

Существовали также расхождения в классификации радио­ активных веществ, в уровне максимально допустимой радиации, в определении количества упаковок, разрешаемых к погрузке на одно судно, и др.

. Такое положение создавало серьезные затруднения для меж­ дународных перевозок ядерпых грузов и потребовало от госу­ дарств выработки единообразных правил безопасности.

Унификация норм безопасности для целей перевозки радио­ активных веществ осуществлялась постепенно, как на двусто­

ронней и региональной основе, так и во всемирном масштабе. Наиболее ярким примером успешной унификации норм бе­ зопасности на региональной основе являются «Правила пере­ возки радиоактивных веществ для стран — членов СЭВ» (Μ.,

1966).12 Они рассчитаны на применение при любой транспорти­ ровке ядерпых грузов, независимо от вида транспорта.

Имелись и другие попытки выработать единообразные ре­

гиональные правила безопасности. Две такие попытки в отноше­ нии опасных грузов, включающих и ядерные, сделала Экономи­ ческая комиссия для Европы, выработав проекты: а) конвен­ ции, регулирующей транспортировку опасных грузов по внут­ ренним навигационным путям; б) конвенции, посвященной транспортировке опасных грузов по автомобильным дорогам.13

Однако эти проекты не получили

должной

поддержки госу­

дарств.

 

 

 

 

-г?—

Более удачным явился опыт унификации правил безопасно-

------

 

 

 

р. 44, 45.

, ,,

и Hydeman L. Μ. а. Berman W. H. Op. cit.,

 

12 См.: «Атомная энергия», т. 22, вып.

1,

1966.

с.

76—77.

 

13 Hydeman L. Μ. a. Berman W.

H.

Op.

cit., р. 49—50.

86


сти при перевозках опасных грузов, осуществленной Централь* ной Рейнской комиссией, и в рамках Римской конвенции по перевозкам грузов по железной дороге 1933 г. (сторонами яв­ ляются 24 государства Западной и Восточной Европы, а также Ближнего Востока). Участники последней в 1952 г. выработали Бернскую конвенцию о перевозке опасных грузов, которая дог полнила Римскую конвенцию 1933 г. . (поправка, вступившая в силу 1 января 1959 г., содержит специальную регламентацию

транспортировки радиоактивных материалов).

Начало унификации норм безопасности во всемирном мас­ штабе следует отнести к 1956 г., когда Комитет экспертов по перевозке опасных грузов, созданный в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), разработал классифин

кацию, список и виды маркировки данных грузов. Эти докумен­ ты в дальнейшем были утверждены ЭКОСОС.14

В последующий период разработка унифицированных правил перевозки радиоактивных грузов по морским путям осуществля­ лась Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной конференцией по охране человече­ ской жизни на море 1960 г. и Межправительственной морской

консультативной организацией (ИМКО).15 При этом каждый из названных органов занимался изуче­

нием вопросов перевозки в рамках своих уставных функций, в результате ,чего ' объекты исследований, осуществляемых МАГАТЭ, с одной стороны, конференцией I960 г. и ИМКО, с другой, полностью не совпадали.

Агентство, например, в основу своей работы брало схему:

радиоактивные вещества — все виды транспорта, в то

время

как конференция 1960 г. и HMKO пытались выработать прави­

ла только

для одного вида транспорта (морского), по

приме­

нительно

к более широкому кругу грузов — опасных

грузов

вообще, где радиоактивные вещества выступали как одна из разновидностей таких грузов.

Разработка рекомендаций в области транспортировки радио­ активных веществ была поручена МАГАТЭ резолюцией ЭКОСОС № 724С (XXVIII) от 17 июля 1959 г.

Для изучения проблемы были созваны два совещания экс­ пертов: 1) по транспортировке радиоизотопов, радиоактивных руд и отходов с низкой удельной активностью (сессии прохо­ дили в Вене 2—9 апреля 1959 г. и 1—6 февраля 1960 г.); 2) по транспортировке мощных радиоактивных источников и расщеп­

14 См.:

 

рез. № 645 С. (XXIlI)

от

26

апреля 1957 г.;

рез. № 724

C'

(XXVIII) от 17 июля 1959 г.

 

by

the International

Convention

op

15Cm.:

Regulations Laid Down

the Safety

of

Life at Sea 1960 and. the IMCO Code of Practice for Maritime

Transport

of

 

Nuclear Materials. — In:

Alaritime Carriage of

Nuclear Mate;

rials. Vienna,

1972. p. 67—76..

 

 

 

 

 

37


ляющихся материалов (сессии созывались 13—17 июля 1959 г.

и 8—13 февраля 1960 г.).16

Правила, которые носят название «Правила по безопасной транспортировке радиоактивных материалов», были одобрены в сентябре 1960 г. Советом управляющих и Генеральной кон­ ференцией МАГАТЭ (четвертая очередная сессия).17*

К перевозке радиоактивных материалов имеют прямое отно­ шение и «Основные нормы безопасности при защите от излу­ чения» (утверждены Советом управляющих МАГАТЭ в июне 1962r.),lβ которые определяют максимально допустимые уровни облучения. Эти нормы основаны на рекомендациях Междуна­ родной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) и соот­

ветствуют нормам, опубликованным другими международными организациями.

Указанные «Правила» и «Основные нормы» применяются

при операциях самого агентства и операциях, связанных с вы­

полнением проектов агентства по оказанию технической помощи государствам (если это предусмотрено в соглашениях о техни­

ческой помощи). Что касается государств, то для них назван­ ные акты носят факультативный характер. Агентство, однако, рекомендовало государствам-членам и соответствующим между­ народным организациям принять их за основу национальных и международных правил транспортировки.

Серьезную роль в унификации норм безопасности транспор­

тировки радиоактивных грузов сыграли международные конфе­ ренции по охране человеческой жизни на море. Уже конферен­

ция 1948 г. сделала попытку дать классификацию опасных гру­ зов и выработала некоторые общие положения, касающиеся их перевозки на судах. Но в этой классификации радиоактивные вещества еще не выделялись в особую группу.

Конвенция по охране человеческой жизни на море, вырабо­

танная на Лондонской конференции 1960 г. (вступила

в силу

26 мая 1965 г.), содержала специальную главу (гл. VII),

посвя­

щенную перевозке опасных грузов морем.19 Эта глава подготов­ лена на основе уже упоминавшихся рекомендаций Комитета экспертов ООН 1956 года.

В главе VII Конвенции 1960 г. зафиксированы общие требо­ вания к упаковке (‘Правило 3), маркировке (Правило 4). и хра­

16 См.: Серия изданий по безопасности № 6. Вена, Изд. МАГАТЭ, 1961, с. 11.

>7 Эти правила были пересмотрены Советом управляющих МАГАТЭ в июне 1964 г. (Серия изданий по безопасности № 6. Вена, Изд. МАГАТЭ, 1965). Анализ правил см.: Swindell G. Е. JAEA Revised Regulations for the Safe Transport of Radioactive Materials.— In: Alaritime Carriage of Nuclear Materials. Vienna,. 1972, p. 57—66.

I® См.: Серия изданий по безопасности № 9. Вена, Изд. МАГАТЭ,

1963.

ɪθ Международная конференция по охране человеческой жизни на море 1960 г. Л., 1963, с. 330—335.

38


нению (Правила 3 и 7) опасных грузов, их загрузке на суда

(Правило 7), документам (Правило 5), а также указаны огра­ ничения по перевозке взрывчатых веществ на пассажирских

судах (Правило 8). В классификации опасных грузов (Прави­ ло' 2) радиоактивные вещества (PB) отнесены к классу (кате­ гории) семь. Указанная классификация ныне, пожалуй, являет­ ся общепринятой и в практике государств по выработке нацио­

нальных правил. Так, в МОПОГ-69 это отражено в главе II Общей части (Марг. 201).

Конференция рекомендовала всем государствам принять единый Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) и поручила Межправительственной морской

консультативной организации (ИМКО) разработать такой ко­ декс (рекомендация 56).20 Кодекс был подготовлен Подкомите­ том HMKO по перевозке опасных грузов и в сентябре 1965 г. одобрен асамблеей Организации.21

Кодекс состоит из общей части (с алфавитным указателем опасных грузов), а также правил перевозки различных классов

(категорий) грузов, являющихся приложением к Общей части. Глава VII Конвенции I960 г. и МКМПОГ-65 составляют еди­ ное целое. Если первый документ содержит общие правила пе­ ревозки, определяет общие требования к грузу, его размещению на судне, хранению и т. д., то второй — развивает, уточняет и дополняет эти общие требования, особенно применительно к каждой категории опасных грузов в отдельности. ΛzIKMΠOΓ-65

поэтому следует рассматривать как дополнение к главе VlI

Конвенции 1960 г.

Однако правовая природа (а отсюда и юридическая сила)

каждого из названных международно-правовых актов различ­ на. Глава VII — это составная часть международного догово­

ра— Конвенции 1960 г., и ее нормы, понятно, имеют обязатель­ ную силу для подписавших Конвенцию государств. МКМПОГ-65

по

своей правовой природе —5. акт международной

организации,

в

данном случае — акт Межправительственной

морской кон­

сультативной организации (ИМКО). Для того чтобы опреде­ лить его юридическую силу, следует обратиться к учредитель­ ному акту ИМКО и уточнить полномочия этой Организации в области правотворчества. Анализ Конвенции ИМКО22 показы­

вает, что Организация не пользуется правом принимать акты, содержащие обязательные для государств правила. Иначе го­ воря, ИМКО непосредственно сама не обладает полномочиями по формированию норм международного права в их закончен­ ном виде. Как указывает ст. 2 Конвенции, Организация выпол­

20

См.: Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ), т. 1.

Μ., 1969, с. 9—10.

21

В дальнейшем Кодекс будет обозначаться МКМПОГ-65.

22

Конвенция о межправительственной морской консультативной ор­

ганизации. Μ., 1960.

39