Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Такая партия груза может перевозиться только с согласия
компетентных органов всех стран, имеющих отношение к. пере возке (в СССР, в соответствии с Mapr. 115 МОПОГ-69, таким органом является Коммерческое управление ММФ), а в на стоящее время — государственные хозрасчетные объединения морского транспорта. При этом:
во-первых, разрешение должно быть предварительным (на пример, внешнеторговые объединения получают разрешение при заключении контрактов на поставку опасных грузов советским
тоннажем, а В/O «Совфрахт» — при отфрахтовании судов); во-вторых, грузоотправитель или фрахтователь обязан пред
ставить в конпетентный орган наряду с другими необходимыми документами H подробную характеристику нового опасного груза;
в-третьих, необходимо заключение специалистов о возмож ности перевозки именно данной партии груза. Следует пред положить, что в комиссию экспертов должны входить предста вители Госкомитета по использованию атомной энергии и Госу дарственной санитарной инспекции СССР;
в-четвертых, разрешение на перевозку именно данной пар тии груза должно быть разовым;
в-пятых, компетентный орган устанавливает технические условия перевозки нового груза.
МОПОГ-69 обращает особое внимание на оформление транс портных документов. В них должно быть указано, что груз является «радиоактивным веществом», сообщены основные дан ные об этом веществе (группа, к которой относится радиоак тивный изотоп, название и физико-химическое состояние, 'актив ность в кюри, категория упаковки, транспортный индекс, тип
упаковочного комплекта и др.) и другие дополнительные све дения, которые требуются для обозначения особых свойств груза (класс упаковки для делящихся веществ и оценка их критичности; количество в граммах, концентрация и обогаще ние ураном-235 для мощных радиоактивных источников и т. д.).
Кроме того, грузоотправитель должен сделать в документах надпись: «Правила МОПОГ известны» и представить сертифи кат, содержащий следующий текст: «Настоящим удостоверяет
ся, что вышеназванные грузы правильно описаны, упакованы и маркированы в соответствии с действующими правилами и го товы для перевозки» (Марг. 7331 МОПОГ). В тех случаях,
когда радиоактивный груз требует утверждения компетентным органом (упаковка типа «В», вещества особого вида, делящие
ся вещества и др.), к перевозочным документам должны быть приложены копии о таком утверждении и ссылочный его номер.
Следует также иметь в виду, что прием к перевозке радио
активных веществ производится только на основании предвари тельно поданной грузоотправителем заявки соответствующему транспортному органу.
3* |
35 |
В связи с непрерывным ростом международных морских перевозок радиоактивных веществ остро встал вопрос об уни фикации норм безопасности. Необходимость решения этой про блемы особенно ясно выявилась примерно к 60-м годам нашего столетия. К этому времени перевозка радиоактивных материа лов морем стала обычным явлением, а атомное законодатель
ство во многих странах — довольно развитым. В то же время в содержании норм безопасности отдельных стран наблюдались
значительные расхождения. |
Речь шла |
не только об |
отличиях |
в требованиях безопасности |
(упаковка, |
маркировка и |
т. д.), но |
и о различиях в методах определения максимально допустимого количества радиоактивного вещества в упаковке или контейне ре. Так, к 1959 г. французские правила определяли такое коли чество на основе физических свойств материала, а акты США, Новой Зеландии и Дании — на основе интенсивности излучения,
исчисляемой в микрокюри. В результате получалось, как спра
ведливо отмечают Л. Хайдман и У. Берман, что для одного и того же материала максимально допустимое количество веще ства в контейнере или упаковке, исчисляемого по различным
системам, было не одинаково.11
Существовали также расхождения в классификации радио активных веществ, в уровне максимально допустимой радиации, в определении количества упаковок, разрешаемых к погрузке на одно судно, и др.
. Такое положение создавало серьезные затруднения для меж дународных перевозок ядерпых грузов и потребовало от госу дарств выработки единообразных правил безопасности.
Унификация норм безопасности для целей перевозки радио активных веществ осуществлялась постепенно, как на двусто
ронней и региональной основе, так и во всемирном масштабе. Наиболее ярким примером успешной унификации норм бе зопасности на региональной основе являются «Правила пере возки радиоактивных веществ для стран — членов СЭВ» (Μ.,
1966).12 Они рассчитаны на применение при любой транспорти ровке ядерпых грузов, независимо от вида транспорта.
Имелись и другие попытки выработать единообразные ре
гиональные правила безопасности. Две такие попытки в отноше нии опасных грузов, включающих и ядерные, сделала Экономи ческая комиссия для Европы, выработав проекты: а) конвен ции, регулирующей транспортировку опасных грузов по внут ренним навигационным путям; б) конвенции, посвященной транспортировке опасных грузов по автомобильным дорогам.13
Однако эти проекты не получили |
должной |
поддержки госу |
|||
дарств. |
|
|
|
|
|
-г?— |
Более удачным явился опыт унификации правил безопасно- |
||||
------ |
|
|
|
р. 44, 45. |
|
, ,, |
и Hydeman L. Μ. а. Berman W. H. Op. cit., |
||||
|
12 См.: «Атомная энергия», т. 22, вып. |
1, |
1966. |
с. |
76—77. |
|
13 Hydeman L. Μ. a. Berman W. |
H. |
Op. |
cit., р. 49—50. |
86
сти при перевозках опасных грузов, осуществленной Централь* ной Рейнской комиссией, и в рамках Римской конвенции по перевозкам грузов по железной дороге 1933 г. (сторонами яв ляются 24 государства Западной и Восточной Европы, а также Ближнего Востока). Участники последней в 1952 г. выработали Бернскую конвенцию о перевозке опасных грузов, которая дог полнила Римскую конвенцию 1933 г. . (поправка, вступившая в силу 1 января 1959 г., содержит специальную регламентацию
транспортировки радиоактивных материалов).
Начало унификации норм безопасности во всемирном мас штабе следует отнести к 1956 г., когда Комитет экспертов по перевозке опасных грузов, созданный в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), разработал классифин
кацию, список и виды маркировки данных грузов. Эти докумен ты в дальнейшем были утверждены ЭКОСОС.14
В последующий период разработка унифицированных правил перевозки радиоактивных грузов по морским путям осуществля лась Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной конференцией по охране человече ской жизни на море 1960 г. и Межправительственной морской
консультативной организацией (ИМКО).15 При этом каждый из названных органов занимался изуче
нием вопросов перевозки в рамках своих уставных функций, в результате ,чего ' объекты исследований, осуществляемых МАГАТЭ, с одной стороны, конференцией I960 г. и ИМКО, с другой, полностью не совпадали.
Агентство, например, в основу своей работы брало схему:
радиоактивные вещества — все виды транспорта, в то |
время |
|
как конференция 1960 г. и HMKO пытались выработать прави |
||
ла только |
для одного вида транспорта (морского), по |
приме |
нительно |
к более широкому кругу грузов — опасных |
грузов |
вообще, где радиоактивные вещества выступали как одна из разновидностей таких грузов.
Разработка рекомендаций в области транспортировки радио активных веществ была поручена МАГАТЭ резолюцией ЭКОСОС № 724С (XXVIII) от 17 июля 1959 г.
Для изучения проблемы были созваны два совещания экс пертов: 1) по транспортировке радиоизотопов, радиоактивных руд и отходов с низкой удельной активностью (сессии прохо дили в Вене 2—9 апреля 1959 г. и 1—6 февраля 1960 г.); 2) по транспортировке мощных радиоактивных источников и расщеп
14 См.: |
|
рез. № 645 С. (XXIlI) |
от |
26 |
апреля 1957 г.; |
рез. № 724 |
C' |
|
(XXVIII) от 17 июля 1959 г. |
|
by |
the International |
Convention |
op |
|||
15Cm.: |
Regulations Laid Down |
|||||||
the Safety |
of |
Life at Sea 1960 and. the IMCO Code of Practice for Maritime |
||||||
Transport |
of |
|
Nuclear Materials. — In: |
Alaritime Carriage of |
Nuclear Mate; |
|||
rials. Vienna, |
1972. p. 67—76.. |
|
|
|
|
|
37
ляющихся материалов (сессии созывались 13—17 июля 1959 г.
и 8—13 февраля 1960 г.).16
Правила, которые носят название «Правила по безопасной транспортировке радиоактивных материалов», были одобрены в сентябре 1960 г. Советом управляющих и Генеральной кон ференцией МАГАТЭ (четвертая очередная сессия).17*
К перевозке радиоактивных материалов имеют прямое отно шение и «Основные нормы безопасности при защите от излу чения» (утверждены Советом управляющих МАГАТЭ в июне 1962r.),lβ которые определяют максимально допустимые уровни облучения. Эти нормы основаны на рекомендациях Междуна родной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) и соот
ветствуют нормам, опубликованным другими международными организациями.
Указанные «Правила» и «Основные нормы» применяются
при операциях самого агентства и операциях, связанных с вы
полнением проектов агентства по оказанию технической помощи государствам (если это предусмотрено в соглашениях о техни
ческой помощи). Что касается государств, то для них назван ные акты носят факультативный характер. Агентство, однако, рекомендовало государствам-членам и соответствующим между народным организациям принять их за основу национальных и международных правил транспортировки.
Серьезную роль в унификации норм безопасности транспор
тировки радиоактивных грузов сыграли международные конфе ренции по охране человеческой жизни на море. Уже конферен
ция 1948 г. сделала попытку дать классификацию опасных гру зов и выработала некоторые общие положения, касающиеся их перевозки на судах. Но в этой классификации радиоактивные вещества еще не выделялись в особую группу.
Конвенция по охране человеческой жизни на море, вырабо
танная на Лондонской конференции 1960 г. (вступила |
в силу |
26 мая 1965 г.), содержала специальную главу (гл. VII), |
посвя |
щенную перевозке опасных грузов морем.19 Эта глава подготов лена на основе уже упоминавшихся рекомендаций Комитета экспертов ООН 1956 года.
В главе VII Конвенции 1960 г. зафиксированы общие требо вания к упаковке (‘Правило 3), маркировке (Правило 4). и хра
16 См.: Серия изданий по безопасности № 6. Вена, Изд. МАГАТЭ, 1961, с. 11.
>7 Эти правила были пересмотрены Советом управляющих МАГАТЭ в июне 1964 г. (Серия изданий по безопасности № 6. Вена, Изд. МАГАТЭ, 1965). Анализ правил см.: Swindell G. Е. JAEA Revised Regulations for the Safe Transport of Radioactive Materials.— In: Alaritime Carriage of Nuclear Materials. Vienna,. 1972, p. 57—66.
I® См.: Серия изданий по безопасности № 9. Вена, Изд. МАГАТЭ,
1963.
ɪθ Международная конференция по охране человеческой жизни на море 1960 г. Л., 1963, с. 330—335.
38
нению (Правила 3 и 7) опасных грузов, их загрузке на суда
(Правило 7), документам (Правило 5), а также указаны огра ничения по перевозке взрывчатых веществ на пассажирских
судах (Правило 8). В классификации опасных грузов (Прави ло' 2) радиоактивные вещества (PB) отнесены к классу (кате гории) семь. Указанная классификация ныне, пожалуй, являет ся общепринятой и в практике государств по выработке нацио
нальных правил. Так, в МОПОГ-69 это отражено в главе II Общей части (Марг. 201).
Конференция рекомендовала всем государствам принять единый Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) и поручила Межправительственной морской
консультативной организации (ИМКО) разработать такой ко декс (рекомендация 56).20 Кодекс был подготовлен Подкомите том HMKO по перевозке опасных грузов и в сентябре 1965 г. одобрен асамблеей Организации.21
Кодекс состоит из общей части (с алфавитным указателем опасных грузов), а также правил перевозки различных классов
(категорий) грузов, являющихся приложением к Общей части. Глава VII Конвенции I960 г. и МКМПОГ-65 составляют еди ное целое. Если первый документ содержит общие правила пе ревозки, определяет общие требования к грузу, его размещению на судне, хранению и т. д., то второй — развивает, уточняет и дополняет эти общие требования, особенно применительно к каждой категории опасных грузов в отдельности. ΛzIKMΠOΓ-65
поэтому следует рассматривать как дополнение к главе VlI
Конвенции 1960 г.
Однако правовая природа (а отсюда и юридическая сила)
каждого из названных международно-правовых актов различ на. Глава VII — это составная часть международного догово
ра— Конвенции 1960 г., и ее нормы, понятно, имеют обязатель ную силу для подписавших Конвенцию государств. МКМПОГ-65
по |
своей правовой природе —5. акт международной |
организации, |
в |
данном случае — акт Межправительственной |
морской кон |
сультативной организации (ИМКО). Для того чтобы опреде лить его юридическую силу, следует обратиться к учредитель ному акту ИМКО и уточнить полномочия этой Организации в области правотворчества. Анализ Конвенции ИМКО22 показы
вает, что Организация не пользуется правом принимать акты, содержащие обязательные для государств правила. Иначе го воря, ИМКО непосредственно сама не обладает полномочиями по формированию норм международного права в их закончен ном виде. Как указывает ст. 2 Конвенции, Организация выпол
20 |
См.: Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ), т. 1. |
Μ., 1969, с. 9—10. |
|
21 |
В дальнейшем Кодекс будет обозначаться МКМПОГ-65. |
22 |
Конвенция о межправительственной морской консультативной ор |
ганизации. Μ., 1960.
39