Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

няет лишь консультативные и совещательные функции. Поэтому ее акты (кроме актов внутриорганизационного порядка) носят факультативный характер для государств-членов.

МКМПОГ-65 принят ИМКО в соответствии со своими пол­ номочиями, зафиксированными в ст. 1 (п. «а») и ст. 3 (п. «а»)

Конвенции, согласно которым Организация призвана «содей­ ствовать всеобщему принятию самых высоких практически воз­ можных норм в вопросах, касающихся безопасности на море и эффективности судоходства», и может рассматривать и вно­ сить рекомендации государствам по указанным вопросам.

МКМПОГ-65 и является одной из разновидностей таких реко­ мендаций. Правда, резолюция 56, принятая на конференции

1960 г., содержит положение, согласно которому МКМПОГ дол­ жен быть принят всеми государствами—участниками конфе­ ренции. Однако содержание резолюции 56 не оставляет сомне­ ний в том, что и эта резолюция содержит лишь рекомендации.

Об этом говорит название документа

(«Рекомендация»),

а также и сам ее текст («Конференция. . .

рекомендует»).

Следовательно, положения МКМПОГ-65 могут приобрести обязательную силу только в том случае, если они будут закреп­ лены в национальном законодательстве. Это может быль осу­

ществлено тремя способами: а)

путем включения во

внутриго­

сударственный акт полного текста Кодекса; б)

путем указания

в таком акте на обязательность

соблюдения

правил

Кодекса;

в) путем разработки нового акта, в основу которого положены правила Кодекса.

В СССР был избран третий путь. Оригинальные собствен­ ные «Правила морской перевозки опасных грузов» были разра­ ботаны на основе МКМПОГ-65 (см. Март. 71 МОПОГ-69). Одновременно в «Правилах» выражено согласие на действие

МКМПОГ-65 при экспортных и импортных перевозках опасных грузов морем на иностранных судах (по нашей классификации,

это второй способ

вступления в силу МКМПОГ-65).

§ 3.

ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ

Термин «контроль» понимается здесь в самом широком зна­ чении. При надзоре за применением правил безопасности кон­ трольный орган неизбежно ' сталкивается с вопросами, выходя­ щими за пределы сферы применения этих правил, которые затрагивают сферу их издания, т. е. сферу нормотворческого процесса. В частности, прежде чем начать осуществление кон­ троля за выполнением правил безопасности, органу или компе­ тентным должностным лицам потребуется выяснить, какие нор­ мативные акты применимы к данной конкретной перевозке. А это, в свою очередь, влечет за собой постановку более широ­ кого по своему значению вопроса о государственных органах,

правомочных издавать правила безопасности.

40


Ответ на поставленный вопрос имеет большое практическое значение. Дело в том, что регламентация морской перевозки падиоактивных веществ неизбежно сталкивается с рядом про­ блем, решение которых входит в компетенцию не одного, а ряда

государственных органов (транспортных министерств, санитар­ ных инспекций, атомных ведомств и др.). В связи с этим остро

встает

вопрос о координации действий названных

органов.

В советском законодательстве этот вопрос решен довольно^

четко.

Правом издавать соответствующие правила

безопасно­

сти, применяемые на морском транспорте, пользуются Мини­ стерство морского флота, Государственный комитет по исполь­ зованию атомной энергии СССР, Министерство здравоохране­ ния СССР. Каждый из названных органов издал свои правила безопасности, которые в той или иной мере используются при морских перевозках радиоактивных веществ: МОПОГ-69 —

Министерство морского флота СССР; ППРВ № 349-60 — Гос­ комитет по использованию атомной энергии СССР (совместно с Министерством здравоохранения) ; «Санитарные правила ра­

боты с радиоактивными веществами и источниками ионизирую­ щего излучения» № 333-60 — Министерство здравоохранения

СССР (совместно с Госкомитетом по использованию атомной энергии СССР).

Для того чтобы избежать параллелизма в регламентацион­ ной деятельности и исключить противоречия в самих норматив­ ных актах, ведомства координируют свои действия, используя для этого ряд методов, из которых отметим четыре главных.

1. Метод разграничения компетенции. Разработка правил безопасности каждым из названных органов осуществляется только в пределах своей компетенции. Министерство морского флота, естественно, не может рассматриваться в качестве ком­ петентного органа для издания, скажем, общих правил обра­ щения с радиоактивными веществами или правил перевозки последних другими видами транспорта (железнодорожным,

автомобильным, воздушным). Указанные правила, как уже от­ мечалось, разрабатываются Госкомитетом по использованию атомной энергии и Министерством здравоохранения совместно. Однако издание правил перевозки грузов морем, в том числе и опасных грузов, — бесспорно компетенция ММФ (см. л. «м» п. 6 Положения о Министерстве морского флота, утвержден­ ного постановлением Совета Министров СССР от 2 ноября 1967 г.. № 1009).23

2. Метод «ведущего органа». В разработке конкретного акта по перевозке радиоактивных веществ может участвовать ряд

министерств и ведомств. Однако в каждом таком случае одно

из них выступает в качестве ведущего органа, от имени кото­

рого и издается нормативный акт. В отдельных случаях «веду­

23 СП СССР, 1967, № 26, ст. 188.

41


щими» могут быть несколько органов. Выбор «ведущего» зави­

сит от степени компетенции того или иного органа именно для

данного конкретного объекта регулирования. Для целей мор­

ской перевозки радиоактивных веществ роль «ведущего» выпол­ няет Министерство морского флота СССР. Это вытекает из ст. 5 Кодекса торгового мореплавания 1968 г., который возло­ жил на ММФ функции издания обязательных для всех мини­ стерств, ведомств, организаций и граждан правил, инструкций

иположений по вопросам торгового мореплавания.

3.Метод согласования. Выбор «ведущего» не исключает необходимости тщательного согласования содержания акта с другими заинтересованными государственными органами. Ст. 5

KTM 1968 г. прямо указывает, что «правила перевозки гру­ зов, пассажиров и багажа разрабатываются Министерством морского флота СССР с участием Советов Министров союз­ ных республик и заинтересованных министерств и ведомств

СССР».

В частности, МОПОГ-69 был согласован с Госкомитетом по

атомной энергии СССР (28 декабря 1967 г. № ГИ-4548 и 25 ян­

варя

1968 г.

№ РБ-496),

Министерством

здравоохранения

СССР (10 апреля 1968 г. № 122-19/98-4), Центральным коми­

тетом

профессионального

союза рабочих

 

морского

и

речного

флота (12 декабря 1967 г. № ОХТ-8/2445), Министерством хи­

мической

промышленности

СССР

(20

декабря

1967

г.

№ Т-9691-38). Всесоюзным объединением «Союзхимэкспорт»

Министерства

внешней

торговли

СССР

(14 августа

1967

г.

№ 639),

Главным управлением

мореплавания ММФ СССР

(23 апреля 1968 г. № ГМП-02/14-515), Отделом военизирован­

ной охраны ММФ СССР (27 ноября 1967 г. № КУ-3/37-3015) .24

4. Метод, который условно можно назвать «от общего к осо­

бенному». Правила безопасности для целей морской перевозки

основываются на более общих актах, касающихся безопасной

транспортировки радиоактивных

веществ

вообще

(ППРВ)

и

■ч безопасного обращения с

радиоактивными веществами

(«Сани­

тарные правила»), независимо от того, в каких условиях и для

каких

целей

данный материал используется.

При

выработке

указанных актов соблюдалась известная последовательность их издания: Правила транспортировки (ППРВ) разрабатывались на основе более общих по своему характеру «Санитарных пра­ вил» и, в свою очередь, служили основой для «Правил»,- регу­ лирующих конкретные виды перевозки, в том числе и морские (МОПОГ-69). Не случайно поэтому в двух последних актах (ППРВ-60 и МОПОГ-69) содержатся ссылки на более общий

акт (см., например, Mapr.. 7003 МОПОГ-69), на

котором

они

основаны.

временішя последовательность

издания

соот­

Соблюдена и

24 См.: Mapr. 81

МОПОГ-69.

 

 

42


ветствующих правил: «Санитарные правила» и ППРВ утверж­ дены в 1960 г., а МОПОГ введены с 1969 г.

Указанные методы применяются в нормотворческом процес­ се, естественно, не изолированно, а в сочетании друг с другом.

Единство этих методов обеспечивает четкую координацию действий всех государственных органов, принимающих участие

в нормотворческом процессе.

Учет сказанного позволяет правильно выбрать тот норматив­ ный акт, которым в данном конкретном случае следует руковод­ ствоваться при транспортировке радиоактивных материалов.

Конечно, выбор в первую очередь зависит от того, на каком судне (советском или иностранном) перевозится радиоактивный груз. На иностранные суда, естественно, советские правила транспортировки не распространяются, если даже эти суда осу­ ществляют экспортные и импортные перевозки грузов, принад­ лежащих советским организациям и гражданам. На этот счет МОПОГ-69 содержит следующее указание: такие перевозки «регламентируются Международным кодексом морской перевоз­ ки опасных грузов»25 (Марг. 105 МОПОГ-69).

Не находится ли указанное положение в противоречии с тем очевидным фактом, что каждая страна сама определяет пра­ вила перевозки, и эти правила по своему содержанию не всегда

могут абсолютно точно совпадать с предписаниями междуна­ родного кодекса? Ясно, что на указанный вопрос может быть дан только отрицательный ответ. Норма Марг. 105 МОПОГ-69 адресована советским организациям и гражданам и означает,

что если правила, действующие при перевозке грузов наино­ странных судах, не будут удовлетворять требованиям Ліеждународного кодекса морской перевозки опасных грузов, то такая перевозка вообще не может иметь места.

На советские суда, по общему правилу, распространяются «Правила морской перевозки опасных грузов», издаваемые Ми­

нистерством морского флота СССР (Марг. 101 Л1ОПОГ-69). Но здесь имеются и некоторые исключения, касающиеся категории судов и видов каботажа или вызванные наличием пробелов в «Правилах».

Если рассматривать эти «исключения» применительно к кате­

гориям судов, то МОПОГ-69 содержит на этот счет лишь одно указание: «,,Правила” не распространяются на суда, специаль­ но построенные или полностью переоборудованные для перевоз­ ки определенных видов опасных грузов... и перевозящие эти грузы» (Марг. 102 МОПОГ-69). Не исключено использование специальных судов и для перевозки радиоактивных грузов (на­

25 О применении национальными органами международных правил пере­

возки см.:

Kolb W. А. Application of

International

Regulations by Competent

■National

Authorities — In: Maritime

Carriage of

Nuclear Materials. Vien­

na, 1972,

p.

81—88.

 

 

43