Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

1970 г.

1980 г.

2000 г.

Ориентировочная установленная мощность

5000

40000

„ 734000

ядерной электроэнергетики, в мгВт (эл.)

Уровень облучения топлива, в мгВт

18000

25000

25000

день/тонна .................................................

Объем отходов высокой активности (ис­

 

 

 

ходя из расчета 760 л отходов высокой

 

 

 

активности на тонну обработанного

 

 

 

Урана):

150

 

 

ежегодный объем в м3/год...............

570

10600

накопленный объем в м3...................

680

3400

83600

Общее количество стронция—90 (МКюри)

40

340

6700

Общее количество продуктов (деления

3000

20000

530000=2

МКюри).........................................................

В связи с необходимостью удаления все возрастающего ко­ личества радиоактивных отходов эта проблема приобретает

весьма актуальный характер, в особенности для стран, которые не располагают подходящими местами для захоронения (напри­

мер, европейские государства).

Загрязнение моря как результат ядерного инцидента. В ре­ зультате ядерного инцидента может иметь место высвобожде­

ние ионизирующего излучения,- что вызовет радиационное за­ ражение громадного пространства, в том числе и морского. Источником заражения здесь могут быть и элементы ядерного оборудования, топливо и другие ядерные материалы, разбросан­

ные в результате взрыва на значительные расстояния от места ядерного инцидента. Источниками заражения, наконец, станут и предметы, подвергнутые облучению.

Важно также отметить, что радиационное заражение моря мо­ жет наступить не только при ядерном инциденте, происходящем на море (с ядерным судном или ядерным грузом), но и на суше.

Так, в докладе океанологического института в Монако по

изучению морской радиоактивности (1966 г.) отмечается, что после взрыва реактора в Уиндскейле (Великобритания) 10 ок­ тября 1957 г. было замечено значительное повышение уровня радиоактивности в прибрежных водах.2322

О возможности заражения моря в результате ядерного ин­ цидента говорится и в докладе Брукхэвенской национальной лаборатории (США), которая специально изучала вопрос о по­ следствиях ядерных инцидентов. В этом докладе подчеркива­ ется невозможность локализовать эти последствия и указывает­ ся на громадные по своим размерам убытки в результате ядер­ ного инцидента (до 7 биллионов долларов).24

22 См.: Док. МАГАТЭ CC (IX) 299, с. 38.

23 Laboratory Activities Third Report. Technic Reports Series, No 55, IAEA. Vienna, 1966, p. 137.

24 Нарышкина P. Л. Ответственность за вред, причиненный в связи с производством и использованием атомной энергии в мирных целях, по гражданскому праву буржуазных государств. — «Советское государство и право», 1966, № 11, с. 119.

58


Поглощение Мировым океаном радиоактивных веществ из загрязненной этими веществами атмосферы. Как известно, океа­

нические воды постоянно поглощают большое количество атмо­ сферных газов.,Если к тому же учесть загрязненность атмосфе­

ры в частности и радиоактивными веществами, то становится

очевидной та опасность, которая грозит морским пространствам от такого поглощения. Одним из источников загрязнения атмо­ сферы радиоактивными веществами является высвобождение продуктов распада ядерного взрыва при подземных испытаниях, которые, к сожалению, еще не запрещены, и проникновение этих

продуктов распада в атмосферу. Так, например, при испытаниях ядерного оружия под землей в штате Невада (США) до 1973 г. отмечалось 8 случаев заражения атмосферы продуктами рас­

пада.

Загрязнение моря радиоактивными веществами в результате разведки или эксплуатации морского дна или его недр. На этот источник загрязнения морского пространства указывалось з ря­ де резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в ре­ золюциях 2467 (XXIII) и 2565 (XXIV). Такое заражение может

произойти в результате привнесения радиоактивных веществ в морскую среду при проведении исследований морского дна, на­ рушения радиоактивных равновесий в морских отложениях, при добыче атомного сырья с высокой удельностью излучения и т. Д. Этот источник заражения в настоящее время пока не имеет сколько-нибудь серьезного практического значения. Однако его нельзя недооценивать в связи с перспективами эксплуатации морского дна.

§2. ПРОТИВОПРАВНОСТЬ РАДИАЦИОННОГО ЗАРАЖЕНИЯ МОРЯ C ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Недопустимость радиационного заражения морей вытекает из общих принципов международного морского права. Кон­ венция 1958 г. об открытом море четко закрепила принцип сво­ боды открытого моря, в понятие которого, согласно ст. 2, вхо­ дит: 1) свобода судоходства; 2) свобода рыболовства; 3) сво­ бода прокладки подводного кабеля и трубопроводов; 4) свобода полетов над открытым морем.25

Указанными свободами должны пользоваться все государ­ ства без всякой дискриминации. Конвенция исходит из ясно вы­ раженной установки, что любые действия, препятствующие или создающие помехи осуществлению государствами свободы от­ крытого моря, недопустимы.

25 Подробнее о содержании свободы открытого моря см.: Молодцов С. В. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа. Μ., I960, с. 78—136.

59



Радиационное заражение моря относится именно к такого рода действиям. Приведенные выше примеры заражения судов и живых ресурсов в результате испытания ядерного оружия в

открытом море неопровержимо доказывают нарушение таких свобод, как свобода судоходства и свобода рыболовства. Со­ вершенно очевидно также, что радиационное заражение неиз­ бежно приведет к нарушению свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободы полетов над открытым мо­

рем.

При этом необходимо иметь в виду особенности последствий радиоактивного загрязнения именно морских пространств. От­ метим в первую очередь, что живые существа моря обладают способностью аккумулировать в себе огромную степень радио­

активности, подчас в 20 раз превышающую смертельную для человека дозу облучения. Такая «аккумуляция» может проис­

ходить постепенно, путем количественных накоплений сравни­ тельно малых доз облучения.

Нетрудно понять, какой вред здоровью людей может нанести употребление в пищу зараженной рыбы. Радиационное загряз­ нение моря неизбежно приведет .к подрыву одного из важней­ ших источников питания человечества, особенно если учесть значение этого источника в будущем.

Во-вторых, специфика морских пространств такова,что.дейст­ вия радиации здесь невозможно локализовать каким-то одним

изолированным районом.

Даже если

радиационное заражение

моря первоначально произойдет

в

территориальных водах, его

последствия

неизбежно скажутся

в других районах

морских

пространств.

«Море — это

единое

целое,— пишет О. Хлестов,—

и в нем нет

никаких границ,

которые

препятствовали

бы рас­

пространению радиоактивных

веществ

за пределы территори­

ального моря».26 Наконец, необходимо учитывать и особенности действия ра­

диоактивных веществ (длительность радиационного воздейст­ вия; вещи, живые существа, подвергнутые радиационному облу­ чению, сами становятся источником радиационного заражения и т. д.) .27

Охрана биологических ресурсов моря. Многие нормы между­ народного права проникнуты особой заботой об охране биологи­ ческих ресурсов открытого моря. Понятие «охрана живых (или биологических) ресурсов моря» имеет двоякое значение. В тео­ рии регулирования рыболовства под данным термином, как правило, понимается «такая организация сознательного целе­ направленного воздействия на живые ресурсы моря, которая вследствие способности этих ресурсов к естественному самовос-

26 См.: Хлестов О. Опасность радиоактивного загрязнения морей, с. 97.

27 Малинин С. А. !Международные конвенции о гражданской ответст­ венности за ядерный ущерб. — «Правоведение», 1967, № 6, с. 82—83.

60


производству позволит как в настоящее время, так и в будущем сохранять устойчивую продуктивность промысловых районов,

популяций».28

Ст. 2 Конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов от­ крытого моря 1958 г. этот термин определяет как «совокупность мер к обеспечению оптимума устойчивости добычи из этих ре­

сурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами».29

C этой целью государствами заключены многочисленные международные конвенции, договоры и соглашения (Между­

народная конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана, Временная конвенция о сохранении ко­ тиков в северной части Тихого океана, Соглашение о мерах по регулированию промысла тюленей и охраны их запасов в се­ веро-восточной части Атлантического океана, Конвенция о ры­

боловстве в северо-западной части Тихого океана, Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океа­ на, Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов откры­

того моря и др.).30

Однако понятие «охрана живых ресурсов моря» имеет и дру­ гое (более широкое по сравнению с изложенным) значение и

включает в себя всю совокупность мер, направленных на сохра­

нение биологических ресурсов морских пространств.31 Именно такой смысл вложен в это понятие Конвенцией о континенталь­ ном шельфе 1958 г. (ст. 5),32 Конвенцией об охране человече­

ской жизни на море 1960 г. (правило 6 главы VIII),33 резолю­

циями Генеральной Ассамблеи ООН 2467 (XXIII) от 14 декаб­ ря 1968 г. (разд. «В»), 2565 (XXIV) от 13 декабря 1969 г.

и др.,34 резолюциями XIV Всемирной ассамблеи здравоохране­ ния (февраль 1961 г.)35*и международной конференции по пред­

28 Иванченко Н. С. Рациональное использование живых ресурсов открытого моря (международно-правовые вопросы). Канд. дне. Л., 1972,

с. 6.

2θ Современное международное право. Сб. док. Μ., 1964, с. 177. 30 Тексты указанных конвенций см.: Сборник международных согла­

шений о рыболовстве. Μ., 1961.

31 «Охрана живых ресурсов моря в широком смысле, — пишет Н. С. Иван­ ченко,— предполагает осуществление комплекса мероприятий, исключающих возможность отрицательного воздействия на морскую флору и фауну не толь­ ко не регулируемой промысловой деятельностью, но и любой иной, например загрязнением моря нефтью, стойкими ядовитыми и радиоактивными вещест­

вами и т. д.» (Иванченко H. С. О международно-правовой

охране жи­

вых ресурсов Мирового океана. — «Рыбное хозяйство», 1973, № 4,

с. 33).

32

Современное международное право. Сб. док., с. 186.

 

 

жизни

33

Международная конференция по охране человеческой

на море 1960 года. Л., 1963, с. 336—340.

 

 

 

34 См.: Док. ООН А/7230 и др.

г.

Μ.,

1963,

33

Советский ежегодник международного права. 1962

с. 270.

 

 

 

 

61