Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
|
1970 г. |
1980 г. |
2000 г. |
Ориентировочная установленная мощность |
5000 |
40000 |
„ 734000 |
ядерной электроэнергетики, в мгВт (эл.) |
|||
Уровень облучения топлива, в мгВт |
18000 |
25000 |
25000 |
день/тонна ................................................. |
|||
Объем отходов высокой активности (ис |
|
|
|
ходя из расчета 760 л отходов высокой |
|
|
|
активности на тонну обработанного |
|
|
|
Урана): |
150 |
|
|
ежегодный объем в м3/год............... |
570 |
10600 |
|
накопленный объем в м3................... |
680 |
3400 |
83600 |
Общее количество стронция—90 (МКюри) |
40 |
340 |
6700 |
Общее количество продуктов (деления |
3000 |
20000 |
530000=2 |
МКюри)......................................................... |
В связи с необходимостью удаления все возрастающего ко личества радиоактивных отходов эта проблема приобретает
весьма актуальный характер, в особенности для стран, которые не располагают подходящими местами для захоронения (напри
мер, европейские государства).
Загрязнение моря как результат ядерного инцидента. В ре зультате ядерного инцидента может иметь место высвобожде
ние ионизирующего излучения,- что вызовет радиационное за ражение громадного пространства, в том числе и морского. Источником заражения здесь могут быть и элементы ядерного оборудования, топливо и другие ядерные материалы, разбросан
ные в результате взрыва на значительные расстояния от места ядерного инцидента. Источниками заражения, наконец, станут и предметы, подвергнутые облучению.
Важно также отметить, что радиационное заражение моря мо жет наступить не только при ядерном инциденте, происходящем на море (с ядерным судном или ядерным грузом), но и на суше.
Так, в докладе океанологического института в Монако по
изучению морской радиоактивности (1966 г.) отмечается, что после взрыва реактора в Уиндскейле (Великобритания) 10 ок тября 1957 г. было замечено значительное повышение уровня радиоактивности в прибрежных водах.2322
О возможности заражения моря в результате ядерного ин цидента говорится и в докладе Брукхэвенской национальной лаборатории (США), которая специально изучала вопрос о по следствиях ядерных инцидентов. В этом докладе подчеркива ется невозможность локализовать эти последствия и указывает ся на громадные по своим размерам убытки в результате ядер ного инцидента (до 7 биллионов долларов).24
22 См.: Док. МАГАТЭ CC (IX) 299, с. 38.
23 Laboratory Activities Third Report. Technic Reports Series, No 55, IAEA. Vienna, 1966, p. 137.
24 Нарышкина P. Л. Ответственность за вред, причиненный в связи с производством и использованием атомной энергии в мирных целях, по гражданскому праву буржуазных государств. — «Советское государство и право», 1966, № 11, с. 119.
58
Поглощение Мировым океаном радиоактивных веществ из загрязненной этими веществами атмосферы. Как известно, океа
нические воды постоянно поглощают большое количество атмо сферных газов.,Если к тому же учесть загрязненность атмосфе
ры в частности и радиоактивными веществами, то становится
очевидной та опасность, которая грозит морским пространствам от такого поглощения. Одним из источников загрязнения атмо сферы радиоактивными веществами является высвобождение продуктов распада ядерного взрыва при подземных испытаниях, которые, к сожалению, еще не запрещены, и проникновение этих
продуктов распада в атмосферу. Так, например, при испытаниях ядерного оружия под землей в штате Невада (США) до 1973 г. отмечалось 8 случаев заражения атмосферы продуктами рас
пада.
Загрязнение моря радиоактивными веществами в результате разведки или эксплуатации морского дна или его недр. На этот источник загрязнения морского пространства указывалось з ря де резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в ре золюциях 2467 (XXIII) и 2565 (XXIV). Такое заражение может
произойти в результате привнесения радиоактивных веществ в морскую среду при проведении исследований морского дна, на рушения радиоактивных равновесий в морских отложениях, при добыче атомного сырья с высокой удельностью излучения и т. Д. Этот источник заражения в настоящее время пока не имеет сколько-нибудь серьезного практического значения. Однако его нельзя недооценивать в связи с перспективами эксплуатации морского дна.
§2. ПРОТИВОПРАВНОСТЬ РАДИАЦИОННОГО ЗАРАЖЕНИЯ МОРЯ C ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Недопустимость радиационного заражения морей вытекает из общих принципов международного морского права. Кон венция 1958 г. об открытом море четко закрепила принцип сво боды открытого моря, в понятие которого, согласно ст. 2, вхо дит: 1) свобода судоходства; 2) свобода рыболовства; 3) сво бода прокладки подводного кабеля и трубопроводов; 4) свобода полетов над открытым морем.25
Указанными свободами должны пользоваться все государ ства без всякой дискриминации. Конвенция исходит из ясно вы раженной установки, что любые действия, препятствующие или создающие помехи осуществлению государствами свободы от крытого моря, недопустимы.
25 Подробнее о содержании свободы открытого моря см.: Молодцов С. В. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа. Μ., I960, с. 78—136.
59
Радиационное заражение моря относится именно к такого рода действиям. Приведенные выше примеры заражения судов и живых ресурсов в результате испытания ядерного оружия в
открытом море неопровержимо доказывают нарушение таких свобод, как свобода судоходства и свобода рыболовства. Со вершенно очевидно также, что радиационное заражение неиз бежно приведет к нарушению свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов и свободы полетов над открытым мо
рем.
При этом необходимо иметь в виду особенности последствий радиоактивного загрязнения именно морских пространств. От метим в первую очередь, что живые существа моря обладают способностью аккумулировать в себе огромную степень радио
активности, подчас в 20 раз превышающую смертельную для человека дозу облучения. Такая «аккумуляция» может проис
ходить постепенно, путем количественных накоплений сравни тельно малых доз облучения.
Нетрудно понять, какой вред здоровью людей может нанести употребление в пищу зараженной рыбы. Радиационное загряз нение моря неизбежно приведет .к подрыву одного из важней ших источников питания человечества, особенно если учесть значение этого источника в будущем.
Во-вторых, специфика морских пространств такова,что.дейст вия радиации здесь невозможно локализовать каким-то одним
изолированным районом. |
Даже если |
радиационное заражение |
|||||
моря первоначально произойдет |
в |
территориальных водах, его |
|||||
последствия |
неизбежно скажутся |
в других районах |
морских |
||||
пространств. |
«Море — это |
единое |
целое,— пишет О. Хлестов,— |
||||
и в нем нет |
никаких границ, |
которые |
препятствовали |
бы рас |
|||
пространению радиоактивных |
веществ |
за пределы территори |
ального моря».26 Наконец, необходимо учитывать и особенности действия ра
диоактивных веществ (длительность радиационного воздейст вия; вещи, живые существа, подвергнутые радиационному облу чению, сами становятся источником радиационного заражения и т. д.) .27
Охрана биологических ресурсов моря. Многие нормы между народного права проникнуты особой заботой об охране биологи ческих ресурсов открытого моря. Понятие «охрана живых (или биологических) ресурсов моря» имеет двоякое значение. В тео рии регулирования рыболовства под данным термином, как правило, понимается «такая организация сознательного целе направленного воздействия на живые ресурсы моря, которая вследствие способности этих ресурсов к естественному самовос-
26 См.: Хлестов О. Опасность радиоактивного загрязнения морей, с. 97.
27 Малинин С. А. !Международные конвенции о гражданской ответст венности за ядерный ущерб. — «Правоведение», 1967, № 6, с. 82—83.
60
производству позволит как в настоящее время, так и в будущем сохранять устойчивую продуктивность промысловых районов,
популяций».28
Ст. 2 Конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов от крытого моря 1958 г. этот термин определяет как «совокупность мер к обеспечению оптимума устойчивости добычи из этих ре
сурсов, необходимых для достижения максимума снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами».29
C этой целью государствами заключены многочисленные международные конвенции, договоры и соглашения (Между
народная конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана, Временная конвенция о сохранении ко тиков в северной части Тихого океана, Соглашение о мерах по регулированию промысла тюленей и охраны их запасов в се веро-восточной части Атлантического океана, Конвенция о ры
боловстве в северо-западной части Тихого океана, Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океа на, Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов откры
того моря и др.).30
Однако понятие «охрана живых ресурсов моря» имеет и дру гое (более широкое по сравнению с изложенным) значение и
включает в себя всю совокупность мер, направленных на сохра
нение биологических ресурсов морских пространств.31 Именно такой смысл вложен в это понятие Конвенцией о континенталь ном шельфе 1958 г. (ст. 5),32 Конвенцией об охране человече
ской жизни на море 1960 г. (правило 6 главы VIII),33 резолю
циями Генеральной Ассамблеи ООН 2467 (XXIII) от 14 декаб ря 1968 г. (разд. «В»), 2565 (XXIV) от 13 декабря 1969 г.
и др.,34 резолюциями XIV Всемирной ассамблеи здравоохране ния (февраль 1961 г.)35*и международной конференции по пред
28 Иванченко Н. С. Рациональное использование живых ресурсов открытого моря (международно-правовые вопросы). Канд. дне. Л., 1972,
с. 6.
2θ Современное международное право. Сб. док. Μ., 1964, с. 177. 30 Тексты указанных конвенций см.: Сборник международных согла
шений о рыболовстве. Μ., 1961.
31 «Охрана живых ресурсов моря в широком смысле, — пишет Н. С. Иван ченко,— предполагает осуществление комплекса мероприятий, исключающих возможность отрицательного воздействия на морскую флору и фауну не толь ко не регулируемой промысловой деятельностью, но и любой иной, например загрязнением моря нефтью, стойкими ядовитыми и радиоактивными вещест
вами и т. д.» (Иванченко H. С. О международно-правовой |
охране жи |
|||
вых ресурсов Мирового океана. — «Рыбное хозяйство», 1973, № 4, |
с. 33). |
|||
32 |
Современное международное право. Сб. док., с. 186. |
|
|
жизни |
33 |
Международная конференция по охране человеческой |
|||
на море 1960 года. Л., 1963, с. 336—340. |
|
|
|
|
34 См.: Док. ООН А/7230 и др. |
г. |
Μ., |
1963, |
|
33 |
Советский ежегодник международного права. 1962 |
|||
с. 270. |
|
|
|
|
61