Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ждено соответствующими компетентными властями государства, выдавшего лицензию. «Руководство», в частности, должно со­ держать: 1) правила эксплуатации оборудования и систем в нормальных и аварийных условиях; 2) порядок ведения надле-. жащих записей мощности, уровней излучения, удаления отхо­ дов, испытаний и осмотров, относящихся к безопасности уста­

новок.

Кроме того, могут быть разработаны специальные инструк­ ции по уходу и эксплуатации с учетом требований надлежащей защиты от облучения.

«Рекомендации» предъявляют ряд требований к капитану,

командному составу и членам экипажа ядерного судна. Первое

из них — необходимость соответствующей квалификации; вто­

рое — специальное обучение, соответствующее ответственности и обязанностям каждого. Особое внимание должно быть обра­ щено на обучение радиационной защите (ст. 7). В частности,

знание всем персоналом «Руководства по эксплуатации» и ин­

струкции по уходу и эксплуатации в отношении надлежащей за­ щиты от облучения является обязательным.

Загрузка реактора топливом может производиться исключи­ тельно в местах, надлежащим образом оборудованных для этих целей (ст. 6 «Рекомендаций»),

О радиоактивных отходах, появившихся в результате экс­ плуатации ядерных судов, в самой главе VIII Конвенции 1960 г. специально ничего не говорится. Но общие нормы о радиацион­ ной безопасности (в первую очередь Правило 6) полностью

распространяются и на радиоактивные отходы. Данный вывод основывается на том бесспорном положении, что Правило 6 главы VIII охватывает все возможные источники радиационно­

го излучения, в том числе, конечно, и радиоактивные отходы. / Следовательно, при обращении с радиоактивными отходами

должны быть приняты все надлежащие меры для того, чтобы не допустить «чрезмерной радиационной или другой ядерной опасности». Перечень таких минимально необходимых мер дают «Рекомендации».

Для того чтобы определить опасную концентрацию радиоак­ тивности (т. е. превышающую естественный уровень), система удаления, как это определено в ст. 5 «Рекомендаций», должна быть оборудована контрольными устройствами. В качестве вто­

рой конкретной меры в отношении радиоактивных отходов «Ре­ комендации» предписывают установку специальных устройств для безопасного временного хранения и для безопасного удале­ ния этих отходов (п. «а» ст. 5). Совершенно очевидно, что

«безопасное удаление отходов», доза облучения которых превы­ шает установленный уровень, несовместимо со сбросом этих отходов в море. Это вытекает из смысла всей главы VIII Кон­ венции 1960 г., сама необходимость в которой в значительной степени вызвана стремлением государств-участников не допу­

5*

67


стить радиационного заражения окружающей среды. Естествен­ ной мерой удаления указанных отходов будет их захоронение в землю.

Проблема ограничения и ликвидации вредных последствий аварий имеет несколько аспектов. Первый из них касается кон­ структивных особенностей ядерного судна, ядерной установки,

разного рода защитных устройств, которые позволили бы огра­ ничить вредные последствия аварий, особенно опасность радиа­ ционного заражения экипажа и внешней среды. Второй аспект относится к действиям экипажа судна как в период его нор­ мальной эксплуатации, так и в аварийной обстановке.

При нормальной эксплуатации судна решающую роль при­ обретает строгое выполнение руководства по эксплуатации, осо­ бенно правильное хранение ядерного топлива и радиоактивных отходов, зарядка топливом реактора, исправность защитных устройств и аварийного оборудования и т. д. В случае аварии необходимы быстрые и эффективные действия экипажа по обез­

вреживанию ядерного топлива, по безопасному выключению

реактора и сохранению его в безопасном состоянии, по удале­ нию реактора и его основных частей и т. д.47

Глава VIII Конвенции 1960 г., кроме того, предписывает ка­ питану ядерного судна в случае аварии, которая может приве­ сти к опасности для внешней среды, немедленно информировать компетентные государственные органы той страны, в водах ко­

торой может находиться судно или к водам которой судно при­ ближается в поврежденном состоянии (Правило 12).

Недопустимость заражения морских пространств продукта­

ми распада ядерных взрывов вытекает из нормы Московского договора от 5 августа 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия под водой. Преамбула Договора прямо указывает, что одной из целей его заключения явилось желание сторон «поло­

жить конец заражению окружающей человека среды (следова­ тельно, и морских пространств. — авт.) радиоактивными ве­ ществами».

Ограждению морей от загрязнения продуктами распада в значительной степени способствует и запрещение испытания

ядерного оружия в атмосфере, поскольку оно исключает проник­ новение в морскую воду радиоактивных веществ из указанной среды.

Серьезной мерой охранительного порядка является запре­ щение размещать на дне морей и океанов и в их недрах ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, закреп­ ленное в Договоре от 11 февраля 1971 г.48

В договоре об

Антарктике содержится специальная норма о

запрещении в этом районе испытаний ядерного

оружия (в том

47 Малинин С. А. Атомная проблема в международном праве, т. И.

Докт. дис. JI., 1967, с.

592—600.

,

48 «Правда», 1971,

12 февр.

 

68


числе и под землей — запрещение, не подпадающее под норму Московского договора), а также захоронение радиоактивных отходов. Отметим, что, поскольку понятие «Антарктика» шире понятия материка Антарктида и включает в себя часть морских пространств,49 недопустимость захоронения радиоактивных от­ ходов в этих пространствах совершенно очевидна.

Наиболее подробную регламентацию вопросы предотвраще­ ния радиационного заражения моря нашли в Лондонской кон­ венции от 29 декабря 1972 г. Эта конвенция касается широкого круга проблем, связанных с преднамеренным удалением в море отходов и других материалов с судов, самолетов, платформ и

других искусственных конструкций, сооруженных в море. Одна­ ко в данном случае нас интересуют постановления, специально посвященные радиоактивным веществам.

Отметим в первую очередь, что речь здесь идет не о всех видах погружения радиоактивных веществ в морские простран­ ства.

Из всех источников радиационного заражения моря под дей­ ствие конвенции подпадают фактически только два: а) сброс с судов и самолетов в морские пространства радиоактивных от­ ходов от промышленных и иных установок, которые, однако, не связаны с нормальной эксплуатацией самих транспортных

средств (в том числе и ядерных судов); б) захоронение в море

других радиоактивных веществ, осуществляемое с судов и са­ молетов. Конвенцией не регулируется даже сброс тех радиоак­

тивных материалов, которые транспортируются судами и само­ летами как грузы, если такая перевозка не преследует цели простого удаления грузов или если перевозимые вещества не являются результатом обработки на самих транспортных сред­

ствах (л. «в» п. 1 ст. III).

Конвенция особо подчеркивает субъективную сторону акта

погружения в море вредных веществ: такое погружение должно быть преднамеренным. Следовательно, для того, чтобы данный

конкретный случай сброса радиоактивных материалов в море

подпал под действие Конвенции, он должен преследовать цель простого удаления этих веществ.

Для целей Конвенции все вредные вещества делятся на три группы: 1) отходы и другие материалы, сброс которых запре­ щается (их перечень дан в Приложении I); 2) отходы и мате­ риалы, для сброса которых требуется предварительное специ­ альное (т. е. выданное на данный конкретный случай) разреше­ ние (Приложение II); 3) отходы и материалы, для сброса которых требуется предварительное общее разрешение. Такие разрешения выдаются соответствующими государственными ор­ ганами.

49 Согласно ст. VI положения Договора применяются к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Текст см.: Нормативные документы по морскому праву. Μ., 1965, с. 124—125.

69



Если строго следовать тексту п. 1 ст. IV, данная классифи­ кация в общем-то применима и к радиоактивным материалам. К первой группе отнесены радиоактивные отходы с высоким уровнем активности или другие радиоактивные вещества, кото­ рые компетентная в данной области международная организа­ ция (МАГАТЭ) определит с точки зрения здравоохранения, по

биологическим и другим причинам как недопустимые для сбро­ са в море (п. 6 Приложение I). Ко второй — радиоактивные от­ ходы и другие радиоактивные материалы, не включенные в

Приложение I.

Их сброс требует особых мер предосторожности,

.и государства

при выдаче специальных разрешений должны

«полностью

принимать

во внимание рекомендации МАГАТЭ»

(п. «Д» Приложения II).

общее заблаговременное разрешение,

Для того

чтобы дать

.государства должны тщательно рассмотреть все факторы, отно­ сящиеся к характеристике и составу материалов, месту сброса, общие соображения и условия, указанные в Приложении III.

Однако правомерность выдачи общих разрешений для захо­ ронения радиоактивных веществ вызывает сомнения. Во-первых,

свойства радиоактивных материалов даже самого низкого уровня активности таковы, что государственный орган при их оценке в соответствии с положениями, указанными в Приложе­ нии III, вряд ли «отважится» дать такое разрешение. Во-вто­

рых, этот вывод вытекает из формулировок Приложения II, в

котором (п. «Д») говорится о «радиоактивных отходах и других радиоактивных материалах, не включенных в Приложение I». Следовательно, приложения І и II охватывают все отходы и ма­ териалы, подпадающие под понятие «радиоактивные вещества».

Итак, в отношении сброса радиоактивных веществ действует,

на наш взгляд, норма о запрете или выдаче специального раз­ решения для данного конкретного сброса. Важно при этом под­ черкнуть, что допустимый уровень радиоактивности, позволяю­ щий сбрасывать вещества в море, определяется МАГАТЭ. Фор­

мула «договоривающиеся стороны должны полностью прини­ мать во внимание рекомендации МАГАТЭ» (Приложение II) не может быть истолкована иначе. Представляется, что «допусти­ мый уровень» веществ для сброса должен быть минимальным,

не нарушающим естественное радиоактивное равновесие в море. Не исключено также, что МАГАТЭ в своих рекомендациях бу­ дет считать невозможным сброс в морские пространства любых радиоактивных веществ, независимо от их количества, уровня активности и концентрации. И тогда государства не смогут вос­

пользоваться

правом, предоставленным

им

предписаниями

л. «в» п. 1

ст. IV Конвенции (выдача специальных

разрешений).

Такая

ситуация

отнюдь не исключена, поскольку современ­

ная

практика

правотворческой

деятельности государств имеет

явно

выраженную

тенденцию

к выработке

все

более строгих

правил по предотвращению радиационного заражения, моря. Но

70