Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
отвращению загрязнения моря нефтью (апрель 1962 г.),36 Кон венцией по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.3^ И т. д.
Можно считать, что в международном праве формируется новый принцип охраны живых ресурсов моря.33 Следовательно,
действия, в результате которых происходит уничтожение таких ресурсов, не могут считаться законными. Между тем постоянное загрязнение морских пространств нефтью, ядовитыми вещества ми, радиоактивными материалами является одной из причин гибели огромных запасов живых существ моря. Так, известный французский исследователь Жак-Ив Кусто заявил, что за ис текшие 50 лет из-за загрязнения моря бесследно исчезло более
тысячи видов обитателей моря, причем этот процесс особенно
ускорился за последние два десятилетия.*3839
Запрещение использовать свою территорию для причинения ущерба другим государствам. Государство, свободно распоря жаясь своей территорией, не может, однако, использовать ее во вред другим государствам. Это, в частности, означает, что если вредные последствия при эксплуатации своих собственных ре
сурсов или иной хозяйственной деятельности выходят за пре делы территории данного государства и распространяются на другое государство или группу стран, то такая деятельность не может считаться правомерной.40
Признание данного положения в доктрине международного
права отмечали многие авторы.41 Однако ныне можно уже гово рить о конвенционном закреплении этого правила.
Сошлемся на два международно-правовых акта (Московский договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех сфе
рах 1963 г., Лондонская конвенция по предотвращению загряз нения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г.), не посредственно касающихся радиационного заражения окружаю
щей среды.
Лондонская конвенция 1972 г. подчеркивает, что государства «несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая в рамках их юрисдикции или контроля, не ла
зе International Conierence on Prevention oí Pollution of the Sea by Oil 1962. IMCO. L., 1962.
з? Международная конвенция по предотвращению загрязнения мо ря нефтью 1954 г. Л., 1957,
с. |
38TyiiKHH Г. И. |
Вопросы теории международного |
права. |
Μ., 1962, |
||
111; Иванченко H. С. Рациональное использование |
живых |
ресурсов |
||||
открытого моря, с. 7. |
|
|
|
|
|
|
|
39 «Правда», 1970, 18 сент. |
|
|
|
||
от |
W Ш атас ІО. |
Ю. |
Международно-правовая охрана окружающей среды |
|||
радиоактивного |
загрязнения. — «Советское государство |
и |
право», 1973, |
|||
№ 10, с. 121. |
|
А. Проблема международной охраны |
природы. — В |
|||
|
41 Чичварин В. |
|||||
кн.: Международные соглашения по охране природы. |
Μ., 1966, с. 10; |
Иванченко H. С. О международно-правовой охране живых ресурсов Ми рового океана, с. 35.
62
носила ущерба окружающей среде других государств или райо нов, находящихся за пределами действия национальной юрис дикции» (Преамбула).
Московский договор 1963 г., как известно, запрещает ядерные взрывы не только в трех сферах (под водой, в атмосфере и космосе), но и такие взрывы под землей, которые вызывают вы падание радиоактивных осадков за пределами территориальных
границ («взрывы с выбросом»).42
Нетрудно заметить, что в основе данной нормы лежит ука занный выше, принцип недопущения использования своей терри тории для причинения вреда другим государствам. Отсюда можно сделать более широкий вывод: любая национальная
атомная деятельность должна осуществляться так, чтобы
исключить загрязнения окружающей среды за пределами своих границ.
Рассматриваемый принцип закреплен и в ряде проектов международно-правовых актов, выдвинутых государствами и посвященных охране природы.43
Нормы, касающиеся непосредственно радиационного загряз нения морей. В действующем международном праве имеются и нормы, прямо предусматривающие запрещение заражения мо
рей радиоактивными веществами. Такая норма, в частности, предусмотрена ст. 25 Конвенции об открытом море 1958 г. Учи
тывая важность данной нормы, приведем текст статьи пол ностью:
«1. Каждое государство обязано принимать меры для пре дупреждения загрязнения морей от погружения радиоактивных отходов, с учетом всех норм и правил, которые могут быть вы
работаны компетентными международными организациями.
2. Все государства обязаны сотрудничать с компетентными международными организациями в принятии мер по предупреж дению загрязнения моря или воздушного пространства над мо рем в результате всякой деятельности, которая включает при менение радиоактивных материалов или других вредоносных веществ».
Главное назначение статьи 25 — не допустить радиационного заражения вод Мирового океана. Ю. Ю. Шатас правильно отме чает, что хотя в ней и не содержится прямого запрещения погру жения в морские глубины радиоактивных веществ, но четко за
креплена обязанность государств не допускать радиационного
заражения моря.44 Последнее в п. 1 ст. 25 выражено в импера-
42 И о й р ы ш А. И., Лазарев Μ. И. Договор, оздоровляющий ат мосферу. Μ., 1963, с. 20.
43 См., например: Проект статей Конвенции об общих принципах сохра нения морской среды (статья 1), выдвинутый СССР в 1973 г. в Комитете по дну ООН. (Док. ООН А/АС. 1∙38∕C. 111/1. 32).
«Шатас Ю. Международно-правовая охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения, с. 122.
63
тивной форме («принимать меры для предупреждения загряз нения моря от погружения радиоактивных отходов»).
Не ослабляет ли, однако, императивность указанной формы вторая часть п. 1, предусматривающая необходимость учета, «всех норм и правил, которые могут быть выработаны компе тентными международными организациями»?
Для ответа на этот вопрос рассмотрим, о каких нормах и правилах идет речь в п. 1 ст. 25 и какие международные орга низации следует считать «компетентными» для выработки таких правил.
В настоящее время на международной арене функционируют две международные организации, входящие в систему ООН, ко торые имеют прямое отношение к морской атомной деятельно сти. Это Международное агентство по атомной энергии
(МАГАТЭ) и Межправительственная морская консультативная организация (HMKO). HMKO является специализированным учреждением ООН; МАГАТЭ, не имея статуса специализиро
ванного учреждения, поставлена в особую, только ей присущую связь с главными органами ООН — Генеральной Ассамблеей и
Советом Безопасности.
Именно этим организациям предоставлено их учредительны
ми актами право вырабатывать правила, касающиеся обраще ния с радиоактивными отходами применительно к морской
атомной деятельности. Так, по Уставу HMKO одной из целей организации является: служить аппаратом для сотрудничества между правительствами по техническим вопросам судоходства и безопасности плавания.
Ст. 3 (п. 6А) Устава МАГАТЭ в качестве важной функции организации называет установление и применение «норм безо пасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасно
сти для жизни и имущества (включая такие же нормы для условий труда)». Эта статья особо подчеркивает, что установле
ние и применение норм безопасности должно протекать «в кон
сультации и, в надлежащих случаях, в сотрудничестве с компе
тентными органами ООН и с заинтересованными специализиро
ванными учреждениями».
Упомянутые нормы носят характер рекомендаций. Такая квалификация норм безопасности содержится в ряде докумен тов самого агентства. Так, во всех ежегодных отчетах Совета управляющих Генеральной конференции МАГАТЭ отмечается, что Совет управляющих добивается принятия правил безопасно сти государствами-членами.
Только получив соответствующее. санкционирование со сто роны государств, эти правила приобретут качество норм внутри государственного или международного права.
Следует особо подчеркнуть, что правила безопасности уста навливаются исключительно для того, чтобы оградить окружаю
щую среду от радиоактивного заражения, а человека — от вре
64
доносного ионизирующего излучения. Тем самым упомянутые
правила не только не ослабляют императивность предписаний ст. 25 Конвенции об открытом море о недопустимости зараже
ния моря радиоактивными отходами, а наоборот, значительно усиливают ее, определяя технические средства осуществления
данной нормы.
Пункт 2 ст. 25 Конвенции об открытом море 1958 г. по свое му предметному содержанию шире пункта 1. Во втором случае речь идет только о радиоактивных отходах. Пункт 2 ст. 25 ка сается любого загрязнения моря или воздушного пространства над морем радиоактивными или другими вредоносными вещест вами. Правда, здесь говорится об обязанности государств «со трудничать с компетентными международными организациями» для предупреждения подобного загрязнения. Однако мысль о недопустимости радиационного заражения моря в контексте
статьи звучит совершенно отчетливо.
Во-первых, в п. 2 ст. 25 Конвенции выражена целеполагаю щая установка —■ принять меры попредотвращению загрязне
ния моря и воздушного пространства над ним вредоносными веществами. Следовательно, государства — участники Конвен ции считают само загрязнение недопустимым.
Во-вторых, содержание п. 2 ст. 25 Конвенции об открытом море нельзя толковать изолированной от резолюций, принятых
на Женевской конференции по морскому праву от 27 апреля 1958 г. «Загрязнение открытого моря радиоактивными вещест вами» и о ядерных испытаниях в открытом море (по докладу Второго комитета связи со ст. 25) .45 В первой резолюции под черкивается необходимость предотвращения «загрязнения мор ской воды радиоактивными веществами в количествах, вредных для человека и морских богатств». Выше было уже показано,
что «вредным для человека и морских богатств» следует считать
любое повышение естественного уровня морской радиоактив
ности.
В резолюции о ядерных взрывах в открытом море отмеча ется, что такие взрывы «представляют собой нарушение свобо ды морей».
Другим важным международно-правовым актом, указываю щим на недопустимость радиоактивного загрязнения морей, яв ляется Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г. Эти вопросы здесь регламентируются, как уже отмечалось, применительно к ядерным судам (гл. VIII и «Реко мендации»).46 Однако некоторые нормы Конвенции 1960 г. име ют более широкое значение. Так, Правило 6 главы VIII требует от органов, ответственных за эксплуатацию-ядерных судов, при
нимать строгие меры против «чрезмерной |
радиационной или |
45 Очерки международного морского права. |
Μ., 1962, с. 384—385. |
46 Общая характеристика указанных разделов Конвенции дана в гл. I настоящей работы.
5 Зак. 281 |
65 |
другой ядерной опасности для водных ресурсов». Отсюда сле дует логический вывод: действия, вызывающие «чрезмерную радиационную или другую ядерную опасность», неправомерны.
Термин «чрезмерная» в отношении водных путей и водных ресурсов означает такую радиацию, которая вызывает зараже
ние радиоактивными ядами живых существ, а также любых
объектов, находящихся в море. Последние в результате этого сами становятся источником заражения. Конкретный уровень радиационного излучения, который подпадает под понятие
«чрезмерный», Конвенцией не установлен. Пункт «С» ст. 5 «Ре комендации» лишь отмечает, что допустимые дозы излучения должны соответствовать международным уровням, «когда они будут установлены». Представляется, что здесь необходимо ру ководствоваться допустимыми уровнями облучения, установлен ными МАГАТЭ в Правилах безопасности обращения с радиоак тивными веществами. Совершенно ясно, что всякое превышение
этих допустимых уровней |
будет считаться «чрезмерным». ’ |
В целях недопущения |
«чрезмерной радиационной и другой |
ядерной опасности» Конвенция 1960 г. предусматривает целый ряд конкретных и довольно эффективных мер. Можно утвер ждать, что фактически все содержание гл. VIII и «Рекоменда ций» Конвенции 1960 г. подчинено этой цели.
Особое значение здесь имеют требования к конструкции ядерного судна и ядерной установки, а также к контролю госу дарства флага за осуществлением технически обоснованных проектов и за выдачей лицензий (см. гл. I). C точки зрения обеспечения радиационной безопасности из числа таких требо ваний следует, в частности, обратить внимание на необходи мость снабжения ядерной установки надежным биологическим экраном для защиты людей от опасного воздействия облуче ния; установления в надлежащих местах приборов для контро
ля излучения, уровень которого не должен быть выше пределов,
установленных международными правилами (ст. 4 «Рекомен даций»); оборудования специальными устройствами для загруз ки реактора топливом, с тем чтобы исключить переоблучение
персонала и опасное выделение радиоактивных и токсических веществ в окружающую среду и т. д.
Серьезной гарантией радиационной безопасности эксплуата ции ядерного судна являются нормы об ответственности опера торов за ядерный ущерб (см. гл. IV).
Конвенция 1960 г. содержит и другие нормы, непосредствен но направленные на обеспечение радиационной безопасности. Эти нормы касаются: а) эксплуатации ядерной установки; б) удаления радиоактивных отходов; в) ограничения и ликвида ции вредных последствий аварий.
Все основные вопросы, относящиеся к эксплуатации ядерной установки, и особенно вопросы безопасности, фиксируются в
«Руководстве по эксплуатации», которое должно быть утвер
66