Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отвращению загрязнения моря нефтью (апрель 1962 г.),36 Кон­ венцией по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.3^ И т. д.

Можно считать, что в международном праве формируется новый принцип охраны живых ресурсов моря.33 Следовательно,

действия, в результате которых происходит уничтожение таких ресурсов, не могут считаться законными. Между тем постоянное загрязнение морских пространств нефтью, ядовитыми вещества­ ми, радиоактивными материалами является одной из причин гибели огромных запасов живых существ моря. Так, известный французский исследователь Жак-Ив Кусто заявил, что за ис­ текшие 50 лет из-за загрязнения моря бесследно исчезло более

тысячи видов обитателей моря, причем этот процесс особенно

ускорился за последние два десятилетия.*3839

Запрещение использовать свою территорию для причинения ущерба другим государствам. Государство, свободно распоря­ жаясь своей территорией, не может, однако, использовать ее во вред другим государствам. Это, в частности, означает, что если вредные последствия при эксплуатации своих собственных ре­

сурсов или иной хозяйственной деятельности выходят за пре­ делы территории данного государства и распространяются на другое государство или группу стран, то такая деятельность не может считаться правомерной.40

Признание данного положения в доктрине международного

права отмечали многие авторы.41 Однако ныне можно уже гово­ рить о конвенционном закреплении этого правила.

Сошлемся на два международно-правовых акта (Московский договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех сфе­

рах 1963 г., Лондонская конвенция по предотвращению загряз­ нения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г.), не­ посредственно касающихся радиационного заражения окружаю­

щей среды.

Лондонская конвенция 1972 г. подчеркивает, что государства «несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая в рамках их юрисдикции или контроля, не ла­

зе International Conierence on Prevention oí Pollution of the Sea by Oil 1962. IMCO. L., 1962.

з? Международная конвенция по предотвращению загрязнения мо­ ря нефтью 1954 г. Л., 1957,

с.

38TyiiKHH Г. И.

Вопросы теории международного

права.

Μ., 1962,

111; Иванченко H. С. Рациональное использование

живых

ресурсов

открытого моря, с. 7.

 

 

 

 

 

 

39 «Правда», 1970, 18 сент.

 

 

 

от

W Ш атас ІО.

Ю.

Международно-правовая охрана окружающей среды

радиоактивного

загрязнения. — «Советское государство

и

право», 1973,

№ 10, с. 121.

 

А. Проблема международной охраны

природы. — В

 

41 Чичварин В.

кн.: Международные соглашения по охране природы.

Μ., 1966, с. 10;

Иванченко H. С. О международно-правовой охране живых ресурсов Ми­ рового океана, с. 35.

62


носила ущерба окружающей среде других государств или райо­ нов, находящихся за пределами действия национальной юрис­ дикции» (Преамбула).

Московский договор 1963 г., как известно, запрещает ядерные взрывы не только в трех сферах (под водой, в атмосфере и космосе), но и такие взрывы под землей, которые вызывают вы­ падание радиоактивных осадков за пределами территориальных

границ («взрывы с выбросом»).42

Нетрудно заметить, что в основе данной нормы лежит ука­ занный выше, принцип недопущения использования своей терри­ тории для причинения вреда другим государствам. Отсюда можно сделать более широкий вывод: любая национальная

атомная деятельность должна осуществляться так, чтобы

исключить загрязнения окружающей среды за пределами своих границ.

Рассматриваемый принцип закреплен и в ряде проектов международно-правовых актов, выдвинутых государствами и посвященных охране природы.43

Нормы, касающиеся непосредственно радиационного загряз­ нения морей. В действующем международном праве имеются и нормы, прямо предусматривающие запрещение заражения мо­

рей радиоактивными веществами. Такая норма, в частности, предусмотрена ст. 25 Конвенции об открытом море 1958 г. Учи­

тывая важность данной нормы, приведем текст статьи пол­ ностью:

«1. Каждое государство обязано принимать меры для пре­ дупреждения загрязнения морей от погружения радиоактивных отходов, с учетом всех норм и правил, которые могут быть вы­

работаны компетентными международными организациями.

2. Все государства обязаны сотрудничать с компетентными международными организациями в принятии мер по предупреж­ дению загрязнения моря или воздушного пространства над мо­ рем в результате всякой деятельности, которая включает при менение радиоактивных материалов или других вредоносных веществ».

Главное назначение статьи 25 — не допустить радиационного заражения вод Мирового океана. Ю. Ю. Шатас правильно отме­ чает, что хотя в ней и не содержится прямого запрещения погру­ жения в морские глубины радиоактивных веществ, но четко за­

креплена обязанность государств не допускать радиационного

заражения моря.44 Последнее в п. 1 ст. 25 выражено в импера-

42 И о й р ы ш А. И., Лазарев Μ. И. Договор, оздоровляющий ат­ мосферу. Μ., 1963, с. 20.

43 См., например: Проект статей Конвенции об общих принципах сохра­ нения морской среды (статья 1), выдвинутый СССР в 1973 г. в Комитете по дну ООН. (Док. ООН А/АС. 1∙38∕C. 111/1. 32).

«Шатас Ю. Международно-правовая охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения, с. 122.

63


тивной форме («принимать меры для предупреждения загряз­ нения моря от погружения радиоактивных отходов»).

Не ослабляет ли, однако, императивность указанной формы вторая часть п. 1, предусматривающая необходимость учета, «всех норм и правил, которые могут быть выработаны компе­ тентными международными организациями»?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим, о каких нормах и правилах идет речь в п. 1 ст. 25 и какие международные орга­ низации следует считать «компетентными» для выработки таких правил.

В настоящее время на международной арене функционируют две международные организации, входящие в систему ООН, ко­ торые имеют прямое отношение к морской атомной деятельно­ сти. Это Международное агентство по атомной энергии

(МАГАТЭ) и Межправительственная морская консультативная организация (HMKO). HMKO является специализированным учреждением ООН; МАГАТЭ, не имея статуса специализиро­

ванного учреждения, поставлена в особую, только ей присущую связь с главными органами ООН — Генеральной Ассамблеей и

Советом Безопасности.

Именно этим организациям предоставлено их учредительны­

ми актами право вырабатывать правила, касающиеся обраще­ ния с радиоактивными отходами применительно к морской

атомной деятельности. Так, по Уставу HMKO одной из целей организации является: служить аппаратом для сотрудничества между правительствами по техническим вопросам судоходства и безопасности плавания.

Ст. 3 (п. 6А) Устава МАГАТЭ в качестве важной функции организации называет установление и применение «норм безо­ пасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасно­

сти для жизни и имущества (включая такие же нормы для условий труда)». Эта статья особо подчеркивает, что установле­

ние и применение норм безопасности должно протекать «в кон­

сультации и, в надлежащих случаях, в сотрудничестве с компе­

тентными органами ООН и с заинтересованными специализиро­

ванными учреждениями».

Упомянутые нормы носят характер рекомендаций. Такая квалификация норм безопасности содержится в ряде докумен­ тов самого агентства. Так, во всех ежегодных отчетах Совета управляющих Генеральной конференции МАГАТЭ отмечается, что Совет управляющих добивается принятия правил безопасно­ сти государствами-членами.

Только получив соответствующее. санкционирование со сто­ роны государств, эти правила приобретут качество норм внутри­ государственного или международного права.

Следует особо подчеркнуть, что правила безопасности уста­ навливаются исключительно для того, чтобы оградить окружаю­

щую среду от радиоактивного заражения, а человека — от вре­

64


доносного ионизирующего излучения. Тем самым упомянутые

правила не только не ослабляют императивность предписаний ст. 25 Конвенции об открытом море о недопустимости зараже­

ния моря радиоактивными отходами, а наоборот, значительно усиливают ее, определяя технические средства осуществления

данной нормы.

Пункт 2 ст. 25 Конвенции об открытом море 1958 г. по свое­ му предметному содержанию шире пункта 1. Во втором случае речь идет только о радиоактивных отходах. Пункт 2 ст. 25 ка­ сается любого загрязнения моря или воздушного пространства над морем радиоактивными или другими вредоносными вещест­ вами. Правда, здесь говорится об обязанности государств «со­ трудничать с компетентными международными организациями» для предупреждения подобного загрязнения. Однако мысль о недопустимости радиационного заражения моря в контексте

статьи звучит совершенно отчетливо.

Во-первых, в п. 2 ст. 25 Конвенции выражена целеполагаю­ щая установка —■ принять меры попредотвращению загрязне­

ния моря и воздушного пространства над ним вредоносными веществами. Следовательно, государства — участники Конвен­ ции считают само загрязнение недопустимым.

Во-вторых, содержание п. 2 ст. 25 Конвенции об открытом море нельзя толковать изолированной от резолюций, принятых

на Женевской конференции по морскому праву от 27 апреля 1958 г. «Загрязнение открытого моря радиоактивными вещест­ вами» и о ядерных испытаниях в открытом море (по докладу Второго комитета связи со ст. 25) .45 В первой резолюции под­ черкивается необходимость предотвращения «загрязнения мор­ ской воды радиоактивными веществами в количествах, вредных для человека и морских богатств». Выше было уже показано,

что «вредным для человека и морских богатств» следует считать

любое повышение естественного уровня морской радиоактив­

ности.

В резолюции о ядерных взрывах в открытом море отмеча­ ется, что такие взрывы «представляют собой нарушение свобо­ ды морей».

Другим важным международно-правовым актом, указываю­ щим на недопустимость радиоактивного загрязнения морей, яв­ ляется Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г. Эти вопросы здесь регламентируются, как уже отмечалось, применительно к ядерным судам (гл. VIII и «Реко­ мендации»).46 Однако некоторые нормы Конвенции 1960 г. име­ ют более широкое значение. Так, Правило 6 главы VIII требует от органов, ответственных за эксплуатацию-ядерных судов, при­

нимать строгие меры против «чрезмерной

радиационной или

45 Очерки международного морского права.

Μ., 1962, с. 384—385.

46 Общая характеристика указанных разделов Конвенции дана в гл. I настоящей работы.

5 Зак. 281

65


другой ядерной опасности для водных ресурсов». Отсюда сле­ дует логический вывод: действия, вызывающие «чрезмерную радиационную или другую ядерную опасность», неправомерны.

Термин «чрезмерная» в отношении водных путей и водных ресурсов означает такую радиацию, которая вызывает зараже­

ние радиоактивными ядами живых существ, а также любых

объектов, находящихся в море. Последние в результате этого сами становятся источником заражения. Конкретный уровень радиационного излучения, который подпадает под понятие

«чрезмерный», Конвенцией не установлен. Пункт «С» ст. 5 «Ре­ комендации» лишь отмечает, что допустимые дозы излучения должны соответствовать международным уровням, «когда они будут установлены». Представляется, что здесь необходимо ру­ ководствоваться допустимыми уровнями облучения, установлен­ ными МАГАТЭ в Правилах безопасности обращения с радиоак­ тивными веществами. Совершенно ясно, что всякое превышение

этих допустимых уровней

будет считаться «чрезмерным». ’

В целях недопущения

«чрезмерной радиационной и другой

ядерной опасности» Конвенция 1960 г. предусматривает целый ряд конкретных и довольно эффективных мер. Можно утвер­ ждать, что фактически все содержание гл. VIII и «Рекоменда­ ций» Конвенции 1960 г. подчинено этой цели.

Особое значение здесь имеют требования к конструкции ядерного судна и ядерной установки, а также к контролю госу­ дарства флага за осуществлением технически обоснованных проектов и за выдачей лицензий (см. гл. I). C точки зрения обеспечения радиационной безопасности из числа таких требо­ ваний следует, в частности, обратить внимание на необходи­ мость снабжения ядерной установки надежным биологическим экраном для защиты людей от опасного воздействия облуче­ ния; установления в надлежащих местах приборов для контро­

ля излучения, уровень которого не должен быть выше пределов,

установленных международными правилами (ст. 4 «Рекомен­ даций»); оборудования специальными устройствами для загруз­ ки реактора топливом, с тем чтобы исключить переоблучение

персонала и опасное выделение радиоактивных и токсических веществ в окружающую среду и т. д.

Серьезной гарантией радиационной безопасности эксплуата­ ции ядерного судна являются нормы об ответственности опера­ торов за ядерный ущерб (см. гл. IV).

Конвенция 1960 г. содержит и другие нормы, непосредствен­ но направленные на обеспечение радиационной безопасности. Эти нормы касаются: а) эксплуатации ядерной установки; б) удаления радиоактивных отходов; в) ограничения и ликвида­ ции вредных последствий аварий.

Все основные вопросы, относящиеся к эксплуатации ядерной установки, и особенно вопросы безопасности, фиксируются в

«Руководстве по эксплуатации», которое должно быть утвер­

66