Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гели даже предположить, что МАГАТЭ на каком-то этапе будет

считать возможным захоронение минимальных доз радиоак­ тивных материалов, то и в этом случае государства должны от­ носиться к выдаче разовых разрешений на сброс с большой осторожностью. По крайней мере они должны учитывать при определении критерия удаления все факторы, указанные в При­ ложении III.

Участники конвенции стремились свести к минимуму исклю­ чения из общего правила, запрещающего или ограничивающего сброс в море вредных веществ.

Таких исключений два (ст. V). Первый случай касается форсмажорных обстоятельств, когда создается опасность для

человеческой жизни или реальная угроза самим транспортным

средствам. Однако освобождение от радиоактивных веществ в

этом случае возможно, если: а) сброс представляется единст­

венным способом предотвращения угрозы; б) есть все основания полагать, что ущерб, причиненный сбросом, будет меньше того, который был бы нанесен, если бы сброс не производился (п. 1

ст. V).

В соответствии со вторым исключением государства могут выдать специальное разрешение на сброс в особом случае, ког­ да создается, неприемлемый риск для здоровья людей и нет дру­ гого осуществимого решения (п. 2 ст. V). Этот случай находит­

ся вне пределов форсмажорных обстоятельств, предусмотрен­ ных пунктом I ст. V, и здесь речь идет только ospπcκe для здо­ ровья людей. Конвенция обставляет выдачу такого разрешения целым рядом условий. Во-первых, необходима предварительная консультация с той страной или странами, которых это может

затронуть. Во-вторых, государства, осуществляющие сброс, дол­ жны руководствоваться рекомендациями организации, создавае­ мой в соответствии с Конвенцией, о приемлемых процедурах погружения в море радиоактивных веществ в данном исключи­ тельном случае. В-третьих, об осуществленных действиях сооб­ щается указанной организации.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении ра­ диационного заражения морей. Генеральная Ассамблея ООН

приняла ряд резолюций, направленных на недопущение любого загрязнения моря вообще и радиоактивного загрязнения в част­ ности.

К числу таких резолюций следует отнести многочисленные решения Генеральной Ассамблеи по вопросу о запрещении ис­ пытаний ядерного оружия,50 в которых выражается тревога в связи с загрязнением окружающей среды (в том числе и водных пространств) продуктами распада, ядерных взрывов. Вместе с тем Генеральная Ассамблея приняла несколько резолюций, спе­

циально посвященных предотвращению загрязнения морских

5° Малинин С. Л. Прав.овые основы разоружения. Л., 1966, с. 22—


пространств. Укажем в связи с этим на три резолюции, приня­ тые на XXIII и XXIV сессиях Генеральной Ассамблеи, где гово­ рится о радиоактивном заражении морей:

2414 (XXIII) от 17 декабря 1968 г. о необходимости за­ ключения соглашений по предотвращению загрязнения морей;

2467 (XXIII) от 21 декабря 1968 г. (раздел «В») о предот­

вращении загрязнения морей;

2565 (XXIV) от 13 декабря 1969 г. «Поощрение эффектив­

ных мер, направленных на предотвращение загрязнения морей

иборьбы с ним».

На необходимость принятия мер против предотвращения

любого загрязнения моря указывается и в резолюциях между­ народных организаций, посвященных охране окружающей среды вообще (например,' резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 г. «Развитие и среда»).51

Названные резолюции вряд ли можно отнести к категории нормоустановительных. Об этом свидетельствует все их содер­ жание. В них не зафиксирован прямой (выраженный в импера­

тивной форме) запрет осуществлять деятельность, ведущую к загрязнению моря.

В данных резолюциях даются определенные поручения Гене­

ральному Секретарю ООН, одобряются некоторые действия спе­ циализированных учреждений ООН и содержится оценка мер, уже предпринятых для предотвращения загрязнения моря, вы­

сказываются пожелания о путях решения проблемы и т. д. Од­ нако, определяя конкретные меры по предотвращению загряз­

нения моря, Генеральная Ассамблея, как это явствует из текста указанных резолюций, исходит из предпосылки, что сама общая норма о недопустимости загрязнения моря уже существует. Эта

мысль звучит во всех резолюциях совершенно отчетливо. Упо­ мянутые акты в данном случае являются как бы подтверждени­

ем всеобщей практики и направлены на становление обычной нормы международного права.

Основное назначение резолюций 2467 (XXIII) и 2565 (XXIV),

как уже отмечалось, — определение конкретных мер по предот­ вращению загрязнения моря. Отметим те из них, на необходи­ мость осуществления которых резолюции обращают особое вни­ мание.

1. Выработка эффективных международных соглашений по предотвращению загрязнения морей и борьбе с ним. В частно­ сти, предусматривается проведение под эгидой ИМКО между­ народной конференции по подготовке международного соглаше­ ния для введения ограничений, связанных с загрязнением мо­

рей, земли и воздуха судами и другими транспортными средст­ вами или оборудованием, использующимся в морской среде

(она была проведена в 1973 г.). Резолюции подчеркивают воз­

51 Док. ООН A/RES/2849 (XXVI), 17 Jan. 1972, р. 3.

72


можность заключения и других соглашений по предотвращению загрязнения морей и предлагают государствам внести в ООН соответствующие предложения.

2. Исследование вопросов, связанных с загрязнением моря, и научная разработка мер по предотвращению такого загрязне­ ния. Это осуществляется по нескольким линиям. Главное на­ правление'—широкие научные изыскания в рамках программы

десятилетия международных океанографических исследований

(1970—1980 гг.), которая изложена в документе под названием

«Всеобъемлющая схема тематики долгосрочной и расширенной программы океанографических исследований».52

Обращается внимание на изучение всех аспектов охраны биологических и других ресурсов дна морей и океанов, приле­ жащих вод и берегов от последствий загрязнения и других опас­ ных и пагубных воздействий, являющихся результатом различ­

ных

видов

исследований и эксплуатации дна морей и океанов и

его

недр за

пределами действия национальной юрисдикции. Та­

кое изучение, в частности, поручается Комитету по мирному использованию дна морей и океанов.

3. Координация деятельности всех международных органов, занимающихся выработкой мер по предотвращению загрязне­ ния моря. В этих целях, например, создана объединенная груп­ па экспертов ФАО—-ЮНЕСКО—HMKO-BMO по научным ас­ пектам загрязнения морей для подготовки консультации указан­ ным учреждениям.

Согласно резолюции 2467 (XXIII) и 2565 (XXIV) обеспече­ ние предотвращения радиационного заражения моря предпола­

гается осуществить в рамках решения более общей проблемы — предупреждения загрязнения моря вообще. Однако здесь содер­

жатся

некоторые

положения, непосредственно относящие­

ся к

заражению

моря радиоактивными веществами. Так,

в п. 1 (А) резолюции 2565 (XXIV) специально говорится о не­

обходимости

исследования

вопроса о

вредных

химических,

радиоактивных и других веществах,

которые

могут оказать­

ся

опасными

для здоровья

человека

и его

экономической

и

культурной

деятельности

в морской среде

и

прибрежных

районах.

 

 

 

На недопусти­

 

Резолюции других международных органов.

мость загрязнения моря радиоактивными веществами указыва­ ют резолюции ряда других организаций — как межгосударствен­ ных (например, в феврале 1961 г. XIV сессия ассамблеи Всемир­

ной организации здравоохранения обратилась ко всем государ­

ствам —

членам с призывом запретить

сброс радиоактивных

отходов

в море и содействовать разработке стандартов и пра­

вил для

предотвращения загрязнения

морских пространств),

так и неправительственных (примером может служить резолю­

52 См.: Док. ООН А/7750, Приложение.

73


ция Международной комиссии по научному исследованию Сре­ диземного моря, принятая в декабре 1960 г. и содержащая при­ зыв к атомным учреждениям воздерживаться от удаления радио­ активных отходов в любые моря, в частности Средиземное).53 Протесты против заражения морских пространств радиоак­

тивными веществами отражены в материалах многих научных конференций и других международных форумов (вторая Же­ невская конференция ООН по мирному использованию атомной

энергии — заключение

от 13

июля 1958 г.;

симпозиумы и со­

вещания экспертов по

вопросам удаления радиоактивных отхо­

дов в море — Монако,

1959 г.

и 1962 г., Вена, 1966—1967 гг.:

Второй Международный океанографический

конгресс — Москва,

1966 г., и др.).

 

 

 

Научный комитет по действию атомной радиации ООН, ко­ торый с 1956 г. занимается изучением проблемы радиоактивного

загрязнения морей, неоднократно обращал внимание государств

на опасные последствия превышения естественного уровня ра­ диации в отдельных районах Мирового океана.54

Аналогия с другими видами загрязнения морей. Недопусти­ мость загрязнения моря радиоактивными веществами вытекает

из норм, запрещающих другие виды загрязнения, в частности

загрязнение моря нефтью. На возможность применения подоб­

ной аналогии прямо указано в Комментариях Комиссии между­ народного права к. проекту статей по морскому праву (такое загрязнение приравнивается к загрязнению нефтью).55 Пожа­

луй, вопрос о загрязнении моря нефтью получил наиболее пол­ ную правовую регламентацию. Общая норма, предусматриваю­ щая обязанность государств принимать меры для предупрежде­ ния загрязнения моря нефтью, содержится в ст. 24 Конвенций об открытом море 1958 г. В 1954 г. на конференции в Лондоне принята специальная Конвенция по предотвращению загрязне­

ния моря нефтью (вступила в силу 26 июля 1958 г.). Главная цель Конвенции — определить ограничительные меры против за­ грязнения нефтью прибрежных вод и побережья. C этой целью она установила специальные зоны протяженностью, как прави­

ло, 50 миль от берега, в пределах которых запрещается выпуск нефти и нефтяной смеси. В 1962 г. в Конвенцию внесена поправ­ ка, расширяющая предел запретной зоны и запрещающая на всем протяжении морских пространств удалять невыкачиваю-

щийся осадок, если

речь идет о судах

валовой вместимостью

м Международные соглашения по

охране

природы. Μ., 1966, с. 79.

См. подробнее: И о й р ы ш А. И.

Правовые

проблемы

удаления радиоак­

тивных отходов. — «Правоведение»,

1968, № 3,

с.

140.

по

защите водных бас:

54 III а т а с Ю. Б.

Международные мероприятия

сейпов от радиоактивного загрязнения. — В кн.: Материал ы ежегодных со­ браний Советской ассоциации морского права. 1970—1972 гг. Μ.. 1973, с. 162— 170.

55 Yearbook of International Law Commission. N. Y., 1956, vol. II, p. 288.

74


20 тыс. регистровых тони и более. В октябре 1969 г. на VI сес­ сии Ассамблеи ИМКО запретные зоны были вообще упраздне­ ны, что означает запрет (за небольшими исключениями) слива нефти по всей акватории Мирового океана.56

В1969 г. в Брюсселе были приняты еще две конвенции по нефти: Международная конвенция относительно вмешательства

воткрытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, от 29 ноября 1969 г., и Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г.57 (содержание указанных конвенций будет рассмотрено в последующих разделах).

Вряде международных договоров предусматриваются меры

против других видов загрязнения моря.

2 ноября 1973 г. на Лондонской конференции, проходившей под эгидой ИМКО, заключена конвенция по предотвращению загрязнения морей с судов всех видов (в том числе стационар­ ных и плавучих платформ).58 Предметом регулирования, кроме нефти, являются и другие вредные вещества как следствие про­ изводственного спуска, аварий, утечки при столкновении судов, посадке на мель и т. д., фекалии, производственные отходы

(в том числе рыбные отходы с рыбообрабатывающих судов),

пустая (использованная) тара.

В отношении одних наиболее вредных веществ применяется мера запрещения, других — мера ограничения. Неразбавленные и непродизенфицированные отходы, например, не допускаются

к выбросу в районе от 4 до 12 морских миль от побережья, а

пищевые остатки, древесина, упаковочный материал — не бли­

же 25 миль.

Конвенция охватывает также все аспекты предотвращения случайного спуска нефти и других вредных веществ, которые перевозятся судами в качестве груза, в том числе в упакован­ ном виде, в грузовых контейнерах и т. д.

В то же время Конвенция не распространяется на случаи за­ топления, подпадающие под действие Лондонской конвенции 1972 г.; на случаи загрязнения, связанные с разведкой и экс­ плуатацией континентального шельфа; на случаи загрязнения сточными водами (вынос реками).

Вопросам загрязнения моря вредными веществами (в том числе и радиоактивными) посвящена и уже упоминавшаяся Лондонская конвенция 1972 г. Однако было бы ошибкой отож­

56 Киселев В. А. Некоторые правовые вопросы борьбы с загрязне­ нием моря нефтью.— В кв.: Труды Союзморниипроекта, № 31. Μ., 1971,

с. 31—43.

57 Тексты конвенции см.: Материалы по морскому праву и между­ народному торговому мореплаванню, >вып. 4. Μ., 1973, с. 52—72.

58Cm.: Folker. Internationale Konferenz UberMeeresverschmutzung.— «Hansa», 1973, Nr 23, S. 2103—2108; Internationale Konferenz über die

Verhütung

der Verschmutzung der Meere durch Schiffe. — «Seewirtschaft»,

1973, Nr 12,

S. 883—884.

75