Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
гели даже предположить, что МАГАТЭ на каком-то этапе будет
считать возможным захоронение минимальных доз радиоак тивных материалов, то и в этом случае государства должны от носиться к выдаче разовых разрешений на сброс с большой осторожностью. По крайней мере они должны учитывать при определении критерия удаления все факторы, указанные в При ложении III.
Участники конвенции стремились свести к минимуму исклю чения из общего правила, запрещающего или ограничивающего сброс в море вредных веществ.
Таких исключений два (ст. V). Первый случай касается форсмажорных обстоятельств, когда создается опасность для
человеческой жизни или реальная угроза самим транспортным
средствам. Однако освобождение от радиоактивных веществ в
этом случае возможно, если: а) сброс представляется единст
венным способом предотвращения угрозы; б) есть все основания полагать, что ущерб, причиненный сбросом, будет меньше того, который был бы нанесен, если бы сброс не производился (п. 1
ст. V).
В соответствии со вторым исключением государства могут выдать специальное разрешение на сброс в особом случае, ког да создается, неприемлемый риск для здоровья людей и нет дру гого осуществимого решения (п. 2 ст. V). Этот случай находит
ся вне пределов форсмажорных обстоятельств, предусмотрен ных пунктом I ст. V, и здесь речь идет только ospπcκe для здо ровья людей. Конвенция обставляет выдачу такого разрешения целым рядом условий. Во-первых, необходима предварительная консультация с той страной или странами, которых это может
затронуть. Во-вторых, государства, осуществляющие сброс, дол жны руководствоваться рекомендациями организации, создавае мой в соответствии с Конвенцией, о приемлемых процедурах погружения в море радиоактивных веществ в данном исключи тельном случае. В-третьих, об осуществленных действиях сооб щается указанной организации.
Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении ра диационного заражения морей. Генеральная Ассамблея ООН
приняла ряд резолюций, направленных на недопущение любого загрязнения моря вообще и радиоактивного загрязнения в част ности.
К числу таких резолюций следует отнести многочисленные решения Генеральной Ассамблеи по вопросу о запрещении ис пытаний ядерного оружия,50 в которых выражается тревога в связи с загрязнением окружающей среды (в том числе и водных пространств) продуктами распада, ядерных взрывов. Вместе с тем Генеральная Ассамблея приняла несколько резолюций, спе
циально посвященных предотвращению загрязнения морских
5° Малинин С. Л. Прав.овые основы разоружения. Л., 1966, с. 22—
пространств. Укажем в связи с этим на три резолюции, приня тые на XXIII и XXIV сессиях Генеральной Ассамблеи, где гово рится о радиоактивном заражении морей:
—2414 (XXIII) от 17 декабря 1968 г. о необходимости за ключения соглашений по предотвращению загрязнения морей;
—2467 (XXIII) от 21 декабря 1968 г. (раздел «В») о предот
вращении загрязнения морей;
—2565 (XXIV) от 13 декабря 1969 г. «Поощрение эффектив
ных мер, направленных на предотвращение загрязнения морей
иборьбы с ним».
На необходимость принятия мер против предотвращения
любого загрязнения моря указывается и в резолюциях между народных организаций, посвященных охране окружающей среды вообще (например,' резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 г. «Развитие и среда»).51
Названные резолюции вряд ли можно отнести к категории нормоустановительных. Об этом свидетельствует все их содер жание. В них не зафиксирован прямой (выраженный в импера
тивной форме) запрет осуществлять деятельность, ведущую к загрязнению моря.
В данных резолюциях даются определенные поручения Гене
ральному Секретарю ООН, одобряются некоторые действия спе циализированных учреждений ООН и содержится оценка мер, уже предпринятых для предотвращения загрязнения моря, вы
сказываются пожелания о путях решения проблемы и т. д. Од нако, определяя конкретные меры по предотвращению загряз
нения моря, Генеральная Ассамблея, как это явствует из текста указанных резолюций, исходит из предпосылки, что сама общая норма о недопустимости загрязнения моря уже существует. Эта
мысль звучит во всех резолюциях совершенно отчетливо. Упо мянутые акты в данном случае являются как бы подтверждени
ем всеобщей практики и направлены на становление обычной нормы международного права.
Основное назначение резолюций 2467 (XXIII) и 2565 (XXIV),
как уже отмечалось, — определение конкретных мер по предот вращению загрязнения моря. Отметим те из них, на необходи мость осуществления которых резолюции обращают особое вни мание.
1. Выработка эффективных международных соглашений по предотвращению загрязнения морей и борьбе с ним. В частно сти, предусматривается проведение под эгидой ИМКО между народной конференции по подготовке международного соглаше ния для введения ограничений, связанных с загрязнением мо
рей, земли и воздуха судами и другими транспортными средст вами или оборудованием, использующимся в морской среде
(она была проведена в 1973 г.). Резолюции подчеркивают воз
51 Док. ООН A/RES/2849 (XXVI), 17 Jan. 1972, р. 3.
72
можность заключения и других соглашений по предотвращению загрязнения морей и предлагают государствам внести в ООН соответствующие предложения.
2. Исследование вопросов, связанных с загрязнением моря, и научная разработка мер по предотвращению такого загрязне ния. Это осуществляется по нескольким линиям. Главное на правление'—широкие научные изыскания в рамках программы
десятилетия международных океанографических исследований
(1970—1980 гг.), которая изложена в документе под названием
«Всеобъемлющая схема тематики долгосрочной и расширенной программы океанографических исследований».52
Обращается внимание на изучение всех аспектов охраны биологических и других ресурсов дна морей и океанов, приле жащих вод и берегов от последствий загрязнения и других опас ных и пагубных воздействий, являющихся результатом различ
ных |
видов |
исследований и эксплуатации дна морей и океанов и |
его |
недр за |
пределами действия национальной юрисдикции. Та |
кое изучение, в частности, поручается Комитету по мирному использованию дна морей и океанов.
3. Координация деятельности всех международных органов, занимающихся выработкой мер по предотвращению загрязне ния моря. В этих целях, например, создана объединенная груп па экспертов ФАО—-ЮНЕСКО—HMKO-BMO по научным ас пектам загрязнения морей для подготовки консультации указан ным учреждениям.
Согласно резолюции 2467 (XXIII) и 2565 (XXIV) обеспече ние предотвращения радиационного заражения моря предпола
гается осуществить в рамках решения более общей проблемы — предупреждения загрязнения моря вообще. Однако здесь содер
жатся |
некоторые |
положения, непосредственно относящие |
ся к |
заражению |
моря радиоактивными веществами. Так, |
в п. 1 (А) резолюции 2565 (XXIV) специально говорится о не
обходимости |
исследования |
вопроса о |
вредных |
химических, |
||
радиоактивных и других веществах, |
которые |
могут оказать |
||||
ся |
опасными |
для здоровья |
человека |
и его |
экономической |
|
и |
культурной |
деятельности |
в морской среде |
и |
прибрежных |
|
районах. |
|
|
|
На недопусти |
||
|
Резолюции других международных органов. |
мость загрязнения моря радиоактивными веществами указыва ют резолюции ряда других организаций — как межгосударствен ных (например, в феврале 1961 г. XIV сессия ассамблеи Всемир
ной организации здравоохранения обратилась ко всем государ
ствам — |
членам с призывом запретить |
сброс радиоактивных |
отходов |
в море и содействовать разработке стандартов и пра |
|
вил для |
предотвращения загрязнения |
морских пространств), |
так и неправительственных (примером может служить резолю
52 См.: Док. ООН А/7750, Приложение.
73
ция Международной комиссии по научному исследованию Сре диземного моря, принятая в декабре 1960 г. и содержащая при зыв к атомным учреждениям воздерживаться от удаления радио активных отходов в любые моря, в частности Средиземное).53 Протесты против заражения морских пространств радиоак
тивными веществами отражены в материалах многих научных конференций и других международных форумов (вторая Же невская конференция ООН по мирному использованию атомной
энергии — заключение |
от 13 |
июля 1958 г.; |
симпозиумы и со |
вещания экспертов по |
вопросам удаления радиоактивных отхо |
||
дов в море — Монако, |
1959 г. |
и 1962 г., Вена, 1966—1967 гг.: |
|
Второй Международный океанографический |
конгресс — Москва, |
||
1966 г., и др.). |
|
|
|
Научный комитет по действию атомной радиации ООН, ко торый с 1956 г. занимается изучением проблемы радиоактивного
загрязнения морей, неоднократно обращал внимание государств
на опасные последствия превышения естественного уровня ра диации в отдельных районах Мирового океана.54
Аналогия с другими видами загрязнения морей. Недопусти мость загрязнения моря радиоактивными веществами вытекает
из норм, запрещающих другие виды загрязнения, в частности
загрязнение моря нефтью. На возможность применения подоб
ной аналогии прямо указано в Комментариях Комиссии между народного права к. проекту статей по морскому праву (такое загрязнение приравнивается к загрязнению нефтью).55 Пожа
луй, вопрос о загрязнении моря нефтью получил наиболее пол ную правовую регламентацию. Общая норма, предусматриваю щая обязанность государств принимать меры для предупрежде ния загрязнения моря нефтью, содержится в ст. 24 Конвенций об открытом море 1958 г. В 1954 г. на конференции в Лондоне принята специальная Конвенция по предотвращению загрязне
ния моря нефтью (вступила в силу 26 июля 1958 г.). Главная цель Конвенции — определить ограничительные меры против за грязнения нефтью прибрежных вод и побережья. C этой целью она установила специальные зоны протяженностью, как прави
ло, 50 миль от берега, в пределах которых запрещается выпуск нефти и нефтяной смеси. В 1962 г. в Конвенцию внесена поправ ка, расширяющая предел запретной зоны и запрещающая на всем протяжении морских пространств удалять невыкачиваю-
щийся осадок, если |
речь идет о судах |
валовой вместимостью |
||||
м Международные соглашения по |
охране |
природы. Μ., 1966, с. 79. |
||||
См. подробнее: И о й р ы ш А. И. |
Правовые |
проблемы |
удаления радиоак |
|||
тивных отходов. — «Правоведение», |
1968, № 3, |
с. |
140. |
по |
защите водных бас: |
|
54 III а т а с Ю. Б. |
Международные мероприятия |
сейпов от радиоактивного загрязнения. — В кн.: Материал ы ежегодных со браний Советской ассоциации морского права. 1970—1972 гг. Μ.. 1973, с. 162— 170.
55 Yearbook of International Law Commission. N. Y., 1956, vol. II, p. 288.
74
20 тыс. регистровых тони и более. В октябре 1969 г. на VI сес сии Ассамблеи ИМКО запретные зоны были вообще упраздне ны, что означает запрет (за небольшими исключениями) слива нефти по всей акватории Мирового океана.56
В1969 г. в Брюсселе были приняты еще две конвенции по нефти: Международная конвенция относительно вмешательства
воткрытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, от 29 ноября 1969 г., и Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г.57 (содержание указанных конвенций будет рассмотрено в последующих разделах).
Вряде международных договоров предусматриваются меры
против других видов загрязнения моря.
2 ноября 1973 г. на Лондонской конференции, проходившей под эгидой ИМКО, заключена конвенция по предотвращению загрязнения морей с судов всех видов (в том числе стационар ных и плавучих платформ).58 Предметом регулирования, кроме нефти, являются и другие вредные вещества как следствие про изводственного спуска, аварий, утечки при столкновении судов, посадке на мель и т. д., фекалии, производственные отходы
(в том числе рыбные отходы с рыбообрабатывающих судов),
пустая (использованная) тара.
В отношении одних наиболее вредных веществ применяется мера запрещения, других — мера ограничения. Неразбавленные и непродизенфицированные отходы, например, не допускаются
к выбросу в районе от 4 до 12 морских миль от побережья, а
пищевые остатки, древесина, упаковочный материал — не бли
же 25 миль.
Конвенция охватывает также все аспекты предотвращения случайного спуска нефти и других вредных веществ, которые перевозятся судами в качестве груза, в том числе в упакован ном виде, в грузовых контейнерах и т. д.
В то же время Конвенция не распространяется на случаи за топления, подпадающие под действие Лондонской конвенции 1972 г.; на случаи загрязнения, связанные с разведкой и экс плуатацией континентального шельфа; на случаи загрязнения сточными водами (вынос реками).
Вопросам загрязнения моря вредными веществами (в том числе и радиоактивными) посвящена и уже упоминавшаяся Лондонская конвенция 1972 г. Однако было бы ошибкой отож
56 Киселев В. А. Некоторые правовые вопросы борьбы с загрязне нием моря нефтью.— В кв.: Труды Союзморниипроекта, № 31. Μ., 1971,
с. 31—43.
57 Тексты конвенции см.: Материалы по морскому праву и между народному торговому мореплаванню, >вып. 4. Μ., 1973, с. 52—72.
58Cm.: Folker. Internationale Konferenz UberMeeresverschmutzung.— «Hansa», 1973, Nr 23, S. 2103—2108; Internationale Konferenz über die
Verhütung |
der Verschmutzung der Meere durch Schiffe. — «Seewirtschaft», |
1973, Nr 12, |
S. 883—884. |
75