Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
дествлять ее содержание с Лондонской конвенцией 1973 г. По следняя регламентирует сброс в морские пространства отходов и других материалов, являющихся результатом нормальной
эксплуатации и хозяйственной деятельности самих судов, в то время как Лондонская конвенция 1972 г. направлена на предот вращение преднамеренного захоронения в море отходов и дру гих материалов, не связанных с такой эксплуатацией и деятель ностью, а также захоронения самих судов и самолетов (п. 1
ст. III).
Вопросы борьбы с загрязнением морских вод вредными ве ществами решаются и в соглашениях более узкого (локально
го) характера. Таковы, например, Соглашение о сотрудничестве по вопросам борьбы против загрязнения вод Северного моря углеводородистыми соединениями, подписанное в Бонне 9 июня 1969 г. представителями Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Ни дерландов, Норвегии, Швеции, Англии;59 Конвенция по предот вращению загрязнения морской среды Северо-Восточной Атлан тики (исключая Балтийское и Средиземное моря), заключенная в Осло 15 февраля 1972 г. (участвуют Бельгия, ФРГ, Дания, Франция, Англия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Испания);60 Конвенция по защите морской среды района Бал тийского моря от 22 марта 1974 г. (СССР, ГДР, Польша, Шве
ция, Дания, ФРГ, Финляндия) .61
Какие причины обусловили заключение указанных конвен ций по предупреждению загрязнения моря? Ответ на этот во
прос содержится в тексте самих конвенций: 1) необходимость охраны живых ресурсов океана; 2) предотвращение помех для судоходства, которые возникают в результате загрязнения моря; 3) охрана побережья от загрязнения; 4) необходимость защиты интересов государств от серьезных последствий морских проис шествий; 5) обеспечение соответствующего возмещения лицам, которые терпят убыток из-за загрязнения.
Нетрудно заметить, что вред живым ресурсам океана, судо ходству, побережью, материальные потери и другие ущемления интересов государств наступают и при загрязнении моря радио активными веществами. Более того, в последнем случае вероят
ные убытки по своим масштабам не могут идти ни в. какое срав
нение с загрязнением моря нефтью и некоторыми другими веществами. В разделе «Источники загрязнения» уже приводи лись определенные данные на этот счет. Здесь укажем на воз можные последствия одного лишь инцидента, если он произой дет с ядерным судном.
59 Текст соглашения см.: Анализ характерных аварийных случаев с су дами флота рыбной промышленности и рекомендации по их предупреждению, вып. 21. Л., 1971, с. 47—51.
60 Док. ООН А/АС. 138SC.1II/L 9; Fishing News International, 1972, vol. Il, № 4, p. 25—26.
61 «Правда», 1974, 23 марта.
76
Выше уже приводилось положение доклада Брукхэвенской национальной лаборатории (США) о том, что непосредственные
убытки, причиненные ядерным инцидентом, могут достигать
7 билл. дол.62 Для сравнения отметим, что в связи с аварией танкера Torrey Canyon в 1967 г., вызвавшей наиболее пагубные последствия от утечки нефти в море за всю историю мореплава ния, сумма ущерба, причиненного только Англии, составила
6 млн ф. ст.63
Отсюда можно сделать логический вывод: если международ
ное право запрещает загрязнение моря нефтью и другими вред
ными веществами, то, разумеется, недопустимо такое загрязне ние, последствия которого представляют неизмеримо большую
угрозу для живых существ, мореплавания, интересов не только отдельных, но и всех государств мира. Аналогия с запрещением загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами здесь, таким образом, вполне применима.
Следует также учесть, что, во-первых, во всех указанных конвенциях закреплена общая целеполагающая установка о не обходимости предотвращения загрязнения морской среды вооб ще и борьбы с ним; во-вторых, в числе материалов, сброс кото
рых запрещен, называются ядовитые вещества (Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря от 22 марта
1974 г.) и вещества, обладающие такими свойствами, как то
ксичность (Конвенция по предотвращению загрязнения морской
среды района Северо-Восточной Атлантики от 15 февраля
1972 г.). Совершенно очевидно, что под эти понятия подпадают
и радиоактивные вещества.
Вопросам предотвращения загрязнения морских пространств, кроме международных соглашений, посвящено немало норма тивных актов, изданных отдельными государствами.64
§3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕДОПУЩЕНИЯ РАДИАЦИ ОННОГО ЗАРАЖЕНИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ
Нормы запретительного характера. Рассмотренные в преды дущем разделе нормы международного права, запрещающие радиационное заражение морских пространств, сами по себе
являются важным средством правового обеспечения такого за прещения. Это вытекает из сущности международного права,
являющегося в своей основе правом координационным. Государ
62 |
Нарышкина Р. Л. Указ, соч., с. 119. |
загрязнение |
по |
|
63 |
M а к о в с к и й А. Л. Проблема ответственности за |
|||
бережья нефтью в международном частном праве. — В кн.: |
Труды |
Союз- |
||
морпиипроекта, № 31, Μ., 1971, с. 125. |
Попов |
Ю. |
Д. |
|
64 |
См.: Колодкин А. Л. Мировой океан, с. 202—205; |
К вопросу о статусе запретных зон относительно загрязнения открытого мо
ря.— В кн.: Актуальные |
проблемы современного международного пра |
ва. Научные труды ИМО, вып. |
IV. Μ., 1973, с. 139—148. |
77
ства, согласившись иа закрепление указанных норм в праве, тем
самым обязались добровольно их выполнять. Именно добро
вольно закрепленная в нормах воля государств является юриди ческим основанием гарантии их соблюдения. Однако эффектив ность применения тех или иных норм во многом зависит от степени конкретизации этих норм, от характера содержащихся в них предписаний. Если в этом аспекте рассматривать запрети тельные нормы о радиоактивном загрязнении морских про странств, то станет очевидной необходимость дальнейшего их
совершенствования.
Общее предписание о запрещении загрязнения морей радио активными веществами требует уточнения, конкретизации.
Совершенно прав Ю. Ю. Шатас, заявляя, что «даже с подпи санием Лондонской конвенции 1972 г. остались нерешенными многие вопросы этой сложной и многогранной проблемы».65 В
частности, ни в одной' из рассмотренных конвенций четко не определено, какая «доза» радиоактивных веществ (с точки зре ния количества и интенсивности излучения) может быть при знана допустимой для сброса на основе специального разреше ния государств. IIe регламентируются конкретный порядок, условия и места удаления, способы контроля, ответственность субъекта международного права и оператора ядерного объекта за вред, «причиненный ими в результате такой сверхопасной деятельности».66 Отметим также, что указанные международные акты касаются лишь некоторых источников радиационного за
ражения моря и не распространяются на военные корабли и са молеты (п. 4 ст. VII Лондонской конвенции 1972 г.).
На наш взгляд, имеется острая необходимость заключения специальной международной конвенции о запрещении любых видов радиоактивного загрязнения Мирового океана. В этой конвенции, кроме общей констатации о запрещении всякого за грязнения морских пространств радиоактивными веществами,
следовало бы указать на конкретные источники загрязнения и закрепить положение об обязанности государств принимать ме ры для предотвращения загрязнения морей от этих источников. Такое обязательство, в частности, должно касаться запрещения сброса радиоактивных отходов в прибрежные морские про странства, в сточные воды и т. д.
В конвенции должно быть уточнено само понятие радиоак тивного загрязнения. Формулировки действующих норм на этот
счет не могут |
считаться |
удовлетворительными. |
В частности, |
формулы «чрезмерная радиационная опасность» |
(правило 6 |
||
гл. VIII Конвенции 1960 г.), «в количествах, вредных для чело |
|||
века и морских ресурсов» |
(резолюции Женевской конференции |
||
от 27 апреля |
1958 г.) и т. |
д. звучат неопределенно. |
Представля |
65 Шатас Ю. Ю. Международно-правовая охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения, с. 123.
66 Та.м же.
78
ется, что радиационным загрязнением следует считать любое
(даже незначительное) превышение естественного уровня ра
диации, существующей в океанических водах и отложениях морскогб дна.
Отдавая предпочтение специальной конвенции о запрещении
радиоактивного загрязнения морей, авторы тем не менее не.от рицают возможности регламентации этих вопросов в рамках общей конвенции о запрещении загрязнения морей.
Такая позиция находится в полном соответствии с положе ниями действующих международно-правовых актов. Так, Лон донская конвенция 1972 г. подчеркивает, что международные действия по борьбе с загрязнением морской среды результатами
сбросов не должны мешать «обсуждению по возможности в
кратчайшие сроки мер контроля за другими источниками за
грязнения морской среды», а также «заключению соответствую щих соглашений, дополняющих данную Конвенцию» (Преамбу ла) .
Ст. XII закрепляет обязательство государств способствовать в рамках компетентных специализированных учреждений и дру гих международных органов принятию мер, направленных на защиту морской среды от загрязнения, в том числе и радиаци онного заражения. В ст. XIII содержится указание на то, что «ничто в настоящей конвенции не наносит ущерба кодификации
и развитию морского права Конференцией по морскому праву v
Организации Объединенных Наций».
Нормы, запрещающие радиоактивное заражение морей, призваны регулировать отношения, направленные как на охрану субъективных прав отдельных государств (горизонтальные пра воотношения), так и на охрану субъективных прав международ ного сообщества в целом (вертикальные правоотношения). В самом деле, загрязнение моря может нанести, с одной стороны, вред как непосредственно отдельным государствам ( загрязнение
территорий и внутренних морей, побережья и т. д.), с другой — препятствовать осуществлению свобод открытого моря, которы
ми в равной мере пользуются все государства без какой бы то ни было дискриминации (свобода судоходства, свобода рыбо ловства и т. д.).
Указанное разграничение важно для уяснения характера
других правовых средств обеспечения запретительных норм.
Национальный и международный контроль. В целях недопу щения загрязнения моря радиоактивными веществами в дей ствующих нормах предусмотрены отдельные элементы того и другого вида контроля. Национальный контроль, в свою оче редь, может быть двоякого рода: а) контроль, осуществляемый ских лиц, находящихся под юрисдикцией данного государства; государством в отношении деятельности юридических и физиче- б) контроль, осуществляемый государством на своей территории
79