Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дествлять ее содержание с Лондонской конвенцией 1973 г. По­ следняя регламентирует сброс в морские пространства отходов и других материалов, являющихся результатом нормальной

эксплуатации и хозяйственной деятельности самих судов, в то время как Лондонская конвенция 1972 г. направлена на предот­ вращение преднамеренного захоронения в море отходов и дру­ гих материалов, не связанных с такой эксплуатацией и деятель­ ностью, а также захоронения самих судов и самолетов (п. 1

ст. III).

Вопросы борьбы с загрязнением морских вод вредными ве­ ществами решаются и в соглашениях более узкого (локально­

го) характера. Таковы, например, Соглашение о сотрудничестве по вопросам борьбы против загрязнения вод Северного моря углеводородистыми соединениями, подписанное в Бонне 9 июня 1969 г. представителями Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Ни­ дерландов, Норвегии, Швеции, Англии;59 Конвенция по предот­ вращению загрязнения морской среды Северо-Восточной Атлан­ тики (исключая Балтийское и Средиземное моря), заключенная в Осло 15 февраля 1972 г. (участвуют Бельгия, ФРГ, Дания, Франция, Англия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Испания);60 Конвенция по защите морской среды района Бал­ тийского моря от 22 марта 1974 г. (СССР, ГДР, Польша, Шве­

ция, Дания, ФРГ, Финляндия) .61

Какие причины обусловили заключение указанных конвен­ ций по предупреждению загрязнения моря? Ответ на этот во­

прос содержится в тексте самих конвенций: 1) необходимость охраны живых ресурсов океана; 2) предотвращение помех для судоходства, которые возникают в результате загрязнения моря; 3) охрана побережья от загрязнения; 4) необходимость защиты интересов государств от серьезных последствий морских проис­ шествий; 5) обеспечение соответствующего возмещения лицам, которые терпят убыток из-за загрязнения.

Нетрудно заметить, что вред живым ресурсам океана, судо­ ходству, побережью, материальные потери и другие ущемления интересов государств наступают и при загрязнении моря радио­ активными веществами. Более того, в последнем случае вероят­

ные убытки по своим масштабам не могут идти ни в. какое срав­

нение с загрязнением моря нефтью и некоторыми другими веществами. В разделе «Источники загрязнения» уже приводи­ лись определенные данные на этот счет. Здесь укажем на воз­ можные последствия одного лишь инцидента, если он произой­ дет с ядерным судном.

59 Текст соглашения см.: Анализ характерных аварийных случаев с су­ дами флота рыбной промышленности и рекомендации по их предупреждению, вып. 21. Л., 1971, с. 47—51.

60 Док. ООН А/АС. 138SC.1II/L 9; Fishing News International, 1972, vol. Il, № 4, p. 25—26.

61 «Правда», 1974, 23 марта.

76


Выше уже приводилось положение доклада Брукхэвенской национальной лаборатории (США) о том, что непосредственные

убытки, причиненные ядерным инцидентом, могут достигать

7 билл. дол.62 Для сравнения отметим, что в связи с аварией танкера Torrey Canyon в 1967 г., вызвавшей наиболее пагубные последствия от утечки нефти в море за всю историю мореплава­ ния, сумма ущерба, причиненного только Англии, составила

6 млн ф. ст.63

Отсюда можно сделать логический вывод: если международ­

ное право запрещает загрязнение моря нефтью и другими вред­

ными веществами, то, разумеется, недопустимо такое загрязне­ ние, последствия которого представляют неизмеримо большую

угрозу для живых существ, мореплавания, интересов не только отдельных, но и всех государств мира. Аналогия с запрещением загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами здесь, таким образом, вполне применима.

Следует также учесть, что, во-первых, во всех указанных конвенциях закреплена общая целеполагающая установка о не­ обходимости предотвращения загрязнения морской среды вооб­ ще и борьбы с ним; во-вторых, в числе материалов, сброс кото­

рых запрещен, называются ядовитые вещества (Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря от 22 марта

1974 г.) и вещества, обладающие такими свойствами, как то­

ксичность (Конвенция по предотвращению загрязнения морской

среды района Северо-Восточной Атлантики от 15 февраля

1972 г.). Совершенно очевидно, что под эти понятия подпадают

и радиоактивные вещества.

Вопросам предотвращения загрязнения морских пространств, кроме международных соглашений, посвящено немало норма­ тивных актов, изданных отдельными государствами.64

§3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕДОПУЩЕНИЯ РАДИАЦИ­ ОННОГО ЗАРАЖЕНИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Нормы запретительного характера. Рассмотренные в преды­ дущем разделе нормы международного права, запрещающие радиационное заражение морских пространств, сами по себе

являются важным средством правового обеспечения такого за­ прещения. Это вытекает из сущности международного права,

являющегося в своей основе правом координационным. Государ­

62

Нарышкина Р. Л. Указ, соч., с. 119.

загрязнение

по­

63

M а к о в с к и й А. Л. Проблема ответственности за

бережья нефтью в международном частном праве. — В кн.:

Труды

Союз-

морпиипроекта, № 31, Μ., 1971, с. 125.

Попов

Ю.

Д.

64

См.: Колодкин А. Л. Мировой океан, с. 202—205;

К вопросу о статусе запретных зон относительно загрязнения открытого мо­

ря.— В кн.: Актуальные

проблемы современного международного пра­

ва. Научные труды ИМО, вып.

IV. Μ., 1973, с. 139—148.

77


ства, согласившись иа закрепление указанных норм в праве, тем

самым обязались добровольно их выполнять. Именно добро­

вольно закрепленная в нормах воля государств является юриди­ ческим основанием гарантии их соблюдения. Однако эффектив­ ность применения тех или иных норм во многом зависит от степени конкретизации этих норм, от характера содержащихся в них предписаний. Если в этом аспекте рассматривать запрети­ тельные нормы о радиоактивном загрязнении морских про­ странств, то станет очевидной необходимость дальнейшего их

совершенствования.

Общее предписание о запрещении загрязнения морей радио­ активными веществами требует уточнения, конкретизации.

Совершенно прав Ю. Ю. Шатас, заявляя, что «даже с подпи­ санием Лондонской конвенции 1972 г. остались нерешенными многие вопросы этой сложной и многогранной проблемы».65 В

частности, ни в одной' из рассмотренных конвенций четко не определено, какая «доза» радиоактивных веществ (с точки зре­ ния количества и интенсивности излучения) может быть при­ знана допустимой для сброса на основе специального разреше­ ния государств. IIe регламентируются конкретный порядок, условия и места удаления, способы контроля, ответственность субъекта международного права и оператора ядерного объекта за вред, «причиненный ими в результате такой сверхопасной деятельности».66 Отметим также, что указанные международные акты касаются лишь некоторых источников радиационного за­

ражения моря и не распространяются на военные корабли и са­ молеты (п. 4 ст. VII Лондонской конвенции 1972 г.).

На наш взгляд, имеется острая необходимость заключения специальной международной конвенции о запрещении любых видов радиоактивного загрязнения Мирового океана. В этой конвенции, кроме общей констатации о запрещении всякого за­ грязнения морских пространств радиоактивными веществами,

следовало бы указать на конкретные источники загрязнения и закрепить положение об обязанности государств принимать ме­ ры для предотвращения загрязнения морей от этих источников. Такое обязательство, в частности, должно касаться запрещения сброса радиоактивных отходов в прибрежные морские про­ странства, в сточные воды и т. д.

В конвенции должно быть уточнено само понятие радиоак­ тивного загрязнения. Формулировки действующих норм на этот

счет не могут

считаться

удовлетворительными.

В частности,

формулы «чрезмерная радиационная опасность»

(правило 6

гл. VIII Конвенции 1960 г.), «в количествах, вредных для чело­

века и морских ресурсов»

(резолюции Женевской конференции

от 27 апреля

1958 г.) и т.

д. звучат неопределенно.

Представля­

65 Шатас Ю. Ю. Международно-правовая охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения, с. 123.

66 Та.м же.

78


ется, что радиационным загрязнением следует считать любое

(даже незначительное) превышение естественного уровня ра­

диации, существующей в океанических водах и отложениях морскогб дна.

Отдавая предпочтение специальной конвенции о запрещении

радиоактивного загрязнения морей, авторы тем не менее не.от­ рицают возможности регламентации этих вопросов в рамках общей конвенции о запрещении загрязнения морей.

Такая позиция находится в полном соответствии с положе­ ниями действующих международно-правовых актов. Так, Лон­ донская конвенция 1972 г. подчеркивает, что международные действия по борьбе с загрязнением морской среды результатами

сбросов не должны мешать «обсуждению по возможности в

кратчайшие сроки мер контроля за другими источниками за­

грязнения морской среды», а также «заключению соответствую­ щих соглашений, дополняющих данную Конвенцию» (Преамбу­ ла) .

Ст. XII закрепляет обязательство государств способствовать в рамках компетентных специализированных учреждений и дру­ гих международных органов принятию мер, направленных на защиту морской среды от загрязнения, в том числе и радиаци­ онного заражения. В ст. XIII содержится указание на то, что «ничто в настоящей конвенции не наносит ущерба кодификации

и развитию морского права Конференцией по морскому праву v

Организации Объединенных Наций».

Нормы, запрещающие радиоактивное заражение морей, призваны регулировать отношения, направленные как на охрану субъективных прав отдельных государств (горизонтальные пра­ воотношения), так и на охрану субъективных прав международ­ ного сообщества в целом (вертикальные правоотношения). В самом деле, загрязнение моря может нанести, с одной стороны, вред как непосредственно отдельным государствам ( загрязнение

территорий и внутренних морей, побережья и т. д.), с другой — препятствовать осуществлению свобод открытого моря, которы­

ми в равной мере пользуются все государства без какой бы то ни было дискриминации (свобода судоходства, свобода рыбо­ ловства и т. д.).

Указанное разграничение важно для уяснения характера

других правовых средств обеспечения запретительных норм.

Национальный и международный контроль. В целях недопу­ щения загрязнения моря радиоактивными веществами в дей­ ствующих нормах предусмотрены отдельные элементы того и другого вида контроля. Национальный контроль, в свою оче­ редь, может быть двоякого рода: а) контроль, осуществляемый ских лиц, находящихся под юрисдикцией данного государства; государством в отношении деятельности юридических и физиче- б) контроль, осуществляемый государством на своей территории

79