Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
при сбросе радиоактивных отходов в море. Во всех перечислен ных случаях возникает проблема ответственности за такие убытки.
Вместе с тем по смыслу «ядерных» конвенций высвобожде ние ионизирующей радиации в первых двух случаях квалифици руется как ядерный инцидент, имущественные последствия ко торого обременяют оператора ядерной установки. Ядерный ин
цидент следует усматривать также и при загрязнении моря ра диоактивными веществами. Дело в том, что конвенции объяв ляют ядерным инцидентом .любой случай высвобождения иони зирующего излучения в результате атомной деятельности. Загрязнение морской среды радиоактивными веществами, имею щее своим последствием повышение уровня радиации в море, несомненно относится к числу подобных случаев, что бы ни послужило источником загрязнения.
Следовательно, в конечном счете проблема ответственности
за вред, связанный с любой атомной деятельностью (включая морскую), сводится к проблеме ответственности в связи с экс плуатацией ядерных установок, а последняя проблема, в свою очередь, распадается на ряд других: 1) ответственность госу дарств, выдавших лицензии на эксплуатацию ядерных устано вок; 2) ответственность международных организаций, под эги дой которых осуществляется эксплуатация ядерных установок: 3) ответственность операторов ядерных установок. В изложен ной последовательности названные проблемы и будут рассмо трены ниже.
§ 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ответственность государств. Международная ответствен ность государства может возникнуть как перед отдельным го
сударством (права которого нарушены), так и перед междуна
родным сообществом в целом. Однако в каждом из этих слу чаев формы ответственности не совпадают. Если перед постра давшим государством государство-делинквент песет как полити
ческую, так и материальную ответственность, то перед между народным сообществом в целом в современных условиях воз
можна только политическая форма ответственности.
В чем конкретно будет выражаться политическая форма от ветственности государства-делинквента перед международным сообществом в целом при нарушении запрещающих норм о ра
диационном загрязнении моря? Видимо, речь здесь должна идти о приостановлении прав и привилегий, вытекающих из участия
государств в различных международных организациях, создан ных для обеспечения сотрудничества в области мореплавания, рыболовства, мирного использования атомной энергии (напри
86
мер, в ИМКО и МАГАТЭ). В частности, могут быть осущест влены такие меры, как осуждение государства-делинквента, от каз от оказания ему технической помощи, исключение из орга низации и т. д.
Вероятнее всего, впрочем, что международно-правовая ответ
ственность государств будет сравнительно редким случаем в практике морской атомной деятельности. Такое предположение основывается на следующих соображениях. Во-первых, для ее возникновения необходимо, чтобы были непосредственно затро нуты интересы государств. Участниками же атомной деятельно сти будут, как правило, физические и юридические лица, кото рые сами способны нести гражданскую ответственность, а фи зические лица — и административную и уголовную ответствен ность. Это утверждение справедливо и для тех случаев, когда
атомная деятельность осуществляется государственными пред
приятиями, поскольку последние практически находятся в упра влении имущественно обособленных единиц, могущих нести
гражданско-правовую ответственность.
Во-вторых, как показывает опыт последних лет, государства сами считают более целесообразным переложить ответствен ность за причинение ущерба на юридических и физических лиц, заключая для этого между собой специальные соглашения. При мером такого рода соглашений является Венская конвенция о
гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г.,6 Брюс
сельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971 г.7 Речь в указан ных случаях, конечно, идет только о гражданской ответствен ности.
Не исключена, однако, и такая ситуация, когда государства,
считая, что в результате инцидента с радиоактивным грузом за тронуты их субъективные права, будут требовать возложения от ветственности и на само государство-делинквент. Такой вопрос может возникнуть, например, в отношении государства флага
того судна, которое осуществляет незаконную перевозку радио
активных веществ. В пользу данного вывода говорят предписа ния Венской конвенции 1963 г. о том, что всякая атомная дея тельность должна находиться под контролем государства.
В связи с этим между государствами возможны споры, а следовательно, возникает вопрос о порядке^ их разрешения. Ст. XX Брюссельской конвенции 1962 г. в завуалированной фор ме устанавливает обязательную юрисдикцию Международного суда ООН по спорам, возникающим между договаривающимися сторонами относительно толкования или применения Конвенции. Конечно, право самих участвующих в соглашении государств ус
6 International Conventions on Civil Liability for Nuclear Damage. Vienna, Legal series No 4, 1966.
7 Final Act the International Legal Conference on Maritime Carriage of Nuclear Substances. Brussels, 1971.
87
танавливать порядок толкования договора и разрешения возни кающих в связи с таким толкованием споров. В том числе мо жет иметь место и обязательная юрисдикция Международного суда ООН.
Однако при выработке Конвенции 1962 г. (особенно на самой
Брюссельской конференции) многие государства возражали про тив данной нормы. Ее включение .в Конвенцию может стать серь езным препятствием на пути более широкого охвата государств соглашением, будет мешать быстрейшему вступлению Конвен ции в силу. В то же время было бы несправедливым лишать формулы об обязательной юрисдикции Международного суда ООН государства, которые традиционно придерживаются ее в своей договорной практике. Выход из этого «заколдованного круга» удачно нашли на основе компромисса участники Венской конвенции 1963 г., которые решили не включать в текст Конвен ции процедуру разрешения споров, возникающих в связи с тол кованием и применением Конвенции. Этой цели служит спе
циальный договор — так называемый «факультативный прото кол относительно обязательного урегулирования споров», за ключенный в Вене 21 мая 1963 г.8 Отказ от подписания дан ного протокола не лишает государства права быть участниками самой Конвенции. В этом случае государства могут использо вать любое средство разрешения споров, предусмотренное меж дународным правом.
Опыт Венской конвенции 1963 г. имеет важное значение для развития договорного права.
Ответственность международных организаций. В связи с тем,
что в настоящее время обладателями ядерных объектов являются и международные организации (Евратом, например, считается собственником всех расщепляющихся материалов Ев ропейского экономического сообщества (ЕЭС), располагает собственными складами для их хранения, имеет ядерные уста новки), возникает вопрос об ответственности международных организаций за ядерный ущерб.
Венская конвенция 1963 г. не исключает такой ответственно
сти в случае, если международная организация непосредственно контролирует эксплуатацию ядерного объекта. П. 1(a) ст. I го ворит о любой международной организации, являющейся юри дическим лицом согласно законодательству государства, на тер ритории которого данный ядерный объект находится. Как видно из текста ст. I, Конвенция не устанавливает различия между правительственной и неправительственной организацией. Учи тывая различный характер правосубъектности этих двух кате горий международных организаций, провести такое разграни
чение было бы целесообразно.
s Текст факультативного протокола см.: Международные конвен ции о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Вена, 1966, с. 138— 139.
88
Брюссельская конвенция 1962 г. в числе субъектов ответ ственности международную организацию прямо не называет, что и понятно, поскольку ядерными судами международные органи
зации не владеют, да и трудно предположить, чтобы в ближай шем будущем они стали ими владеть. Однако в случае необхо.-
димости Конвенция может быть применена и к международным
организациям, ибо они подпадают под понятие «юридического лица публично-правового или частно-правового характера»
(п. 3 ст. 1).
Специальная регламентация вопросов ответственности меж
дународных организаций в конвенциях отсутствует. Между тем необходимость такой регламентации бесспорна. В частности, при обсуждении проблемы ответственности за ущерб в космическом праве в рамках ООН возник вопрос: должны ли участвовать
в возмещении ущерба, причиненного международной органи зацией, также и государства — члены данной организации? Ре золюция Генеральной Ассамблеи ООН 1962 (XVIII) от 13 де кабря 1963 г. «Декларация правовых принципов деятельности
государств по исследованию и использованию космического про странства» фактически установила, что наряду с международ ной организацией такую ответственность должны нести и участ
вующие в ней государства (п. 5 и п. 8). Практически это, по видимому, должно означать, что потерпевшая сторона может предъявить иск как к международной организации, так и к лю бому ее члену.9 При этом, как правильно отметил Г. П. Жуков, «государства, входящие в данную международную организацию,
но выразившие протест против предпринимаемых ею определен ных видов деятельности, ответственности, связанной с такой деятельностью, не должны нести».10 Эти положения полностью применимы и к ядерной деятельности.
Могут ли международные организации требовать возмеще ния причиненного им ущерба? По мнению Г. П. Жукова, «нет
оснований наделять международную организацию правом тре бовать возмещения за ущерб, так как последняя не имеет ни
своей территории, ни своих граждан, и трудно себе предста вить, о каком ущербе можно в данном случае говорить».11 C этим утверждением согласиться нельзя. Хотя международная
организация не имеет ни своей территории, ни своих граждан,
она может обладать имуществом и, как показывает практика,
обладает им. Например, Объединенный институт ядерных иссле
дований располагает оборудованием, стоимость которого исчи
ə |
Рыба ков |
Ю. Μ. Правовая регламентация |
вопроса |
об |
ответственно |
||
сти за |
ущерб в связи с деятельностью государств |
в |
космосе. — «Правоведе |
||||
ние», 1967, № 1, с. 120. |
ответственности |
за |
ущерб в |
космическом |
|||
10 |
Ж у к о в Г. |
П. Проблема |
|||||
праве. — «Советское государство и |
право». 1965, № 6, с. 68. |
, |
|
||||
11 |
Там же, с. 72. |
|
|
|
|
|
89