Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля

1968 г. Последний предусматривает распространение гарантий МАГАТЭ на все ядерные объекты неядерных стран.45 Это, есте­ ственно, относится и к ядерным судам. Можно утверждать, что без выполнения данного требования эксплуатация ядерного суд­ на для участников Договора от 1 июля 1968 г. неправомерна, и ее осуществление следует квалифицировать как незаконную атомную деятельность со всеми вытекающими отсюда послед­ ствиями.

Однако было бы несправедливым ставить государства, не являющиеся сторонами Договора от 1 июля 1968 г., в более при­

вилегированное положение по сравнению с его участниками. Это противоречило бы духу Договора от 1 июля 1968 г., кото­

рый предоставляет странам, принявшим на себя обязательства по нераспространению ядерного оружия, ряд преимуществ в области мирного использования атомной энергии.46

Поэтому в Конвенции должна быть закреплена такая фор­ мула, связанная с гарантиями МАГАТЭ, которая одинаково от­ носилась бы как к участникам, так и к неучастникам Договора от 1 июля 1968 г. Видимо, она должна выражаться в указании

на то, что если ядерные суда, плавающие под флагом неядер­ ных держав, не будут обеспечены гарантиями МАГАТЭ, то ли­

ца, ответственные за эксплуатацию таких судов (операторы), будут нести повышенную ответственность за причиненный

ущерб. Объем такой ответственности тождествен ответственно­ сти за незаконную деятельность (см. гл. IV).

Значение данной нормы определяется и тем, что она может способствовать (учитывая перспективы развития ядерного фло­

та) более широкому охвату государств Договором о нераспрост­

ранении ядерного оружия, который содержит одну из важных охранительных норм международного сообщества в целом, на­

правлен на защиту интересов этого сообщества.47 В Конвенции 1962 г. нет упоминания о Лондонской конвен­

ции по охране человеческой жизни на море 1960 г., устанавли­ вающей повышенные требования к главным характеристикам ядерного судна. Учитывая превентивную функцию института от­ ветственности за причинение вреда, в Конвенции, регулирующей

45 К ядерным державам Договор от 1 июля 1968 г. относит государства, которые произвели и взорвали до !января 1967 г. ядерное оружие или дру­ гое взрывное ядерное устройство (п. 3 ст. 9). Следовательно, такими страна­ ми являются: СССР, США, Англия, Франция и КНР.

46 Калинки и Г. Ф. Договор о нераспространении ядерного оружия — эффективный инструмент мира и безопасности народов. — «Советское государ­ ство и право», 1968, № 10, с. 55—64.

47 Конечно, государства могут распространить гарантии МАГАТЭ и без присоединения к Договору от 1 июля 1968 г. Такое право предоставляется им ст. III Устава МАГАТЭ (ядерная деятельность, поставленная под гарантии в одностороннем порядке). Однако, став участниками Договора, они приобре­ тают ряд выгод (преимущественное право на получение информации об опы­ те эксплуатации судов ядериых держав и др.).

26


■ответственность за ядерныи ущерб, будет уместным зафикси­ ровать правило, согласно которому эксплуатация ядерного суд­ на, не удовлетворяющая требованиям гл. VIII Лондонской кон­

венции, будет также приравнена к незаконной атомной деятель­

ности.

В отмеченных и иных недостатках Конвенции в немалой степени повинны западные державы (особенно США и Англия),

которые на конференции 1962 г. стремились закрепить в Конвен­ ции положения, предоставляющие односторонние выгоды для них.

Однако имеются и другие обстоятельства, которые в той или иной мере сказались на содержании Конвенции 1962 г.

Нельзя, в частности, не учитывать, что речь шла о право­ вом решении совершенно новой проблемы. К 1962 г., когда была

принята указанная Конвенция, отсутствовал еще достаточный опыт эксплуатации ядерных судов, по крайней мере в той сте­ пени, которая позволила бы безошибочно выяснить и правиль­ но оценить все нюансы столь сложной проблемы, как ответст­

венность за ущерб, причиненный именно ядерными судами. До­

статочно сказать, что к этому времени в мире существовало лишь одно невоенное ядерное судно — атомоход «Ленин». Тор­ говое судно США «Саванна» еще не было передано в нормаль­ ную эксплуатацию. Поэтому советские представители на кон­ ференции справедливо указывали, что заключение Конвенции тогда было еще несколько преждевременным.48

Кроме того, это была первая попытка выработать столь ши­

рокое по числу участников (фактически рассчитанное на универ­

сальный охват государств) международное соглашение об ответ­ ственности за ядерный ущерб вообще.

Учитывая несовершенство Брюссельской конвенции, вряд ли можно ожидать, что она (в нынешнем ее виде) получит одобре­ ние сколько-нибудь широкого круга государств. Совершенно оче­ видно, что существующий текст Конвенции требует пересмотра, не ожидая наступления предусмотренного в ней срока (соглас­ но п. 1 ст. XXVI конференция с целью пересмотра Конвенции должна быть созвана через пять лет после ее вступления в си­

лу). Речь, видимо, должна идти о заключении нового соглаше­ ния, хотя текст Конвенции редакции 1962 г., на наш взгляд, мо­ жет быть принят за основу переговоров.

Интересы более широкого применения атомной энергии в мирных целях требуют усиления деятельности государств и меж­ дународных организаций и в специальных областях атомного со­ трудничества.

«Конвенция об ответственности операторов ядерных судов. —■ В кн.: Советский ежегодник международного права. 1962 г. Μ., 1963, с. 273.

— д •


Глава И. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

По мере расширения использования ядерной энергии в мир­ ных целях возрастает объем перевозок радиоактивных грузов воздушными судами, морем, по внутренним водным путям, ав­ томобильным и железнодорожным транспортом. Транспортиров­

ка радиоактивных веществ по морским путям ныне получила до­ вольно широкое распространение и непрерывно увеличивается. На расширение морских перевозок влияет целый ряд факторов, в частности, потребность переброски больших партий радиоак­

тивных грузов на значительные расстояния — от районов их естественного залегания или переработки до мест непосредствен­

ного использования атомной энергии (сюда относятся и меж­

континентальные перевозки).

Радиоактивные грузы представляют повышенную опасность для окружающей среды. Они могут' обладать обычными свойст­ вами опасных грузов (взрывоопасность; самовозгорание, огне­ опасность и т. д.), но отличительным качеством, позволяющим

выделить их в особую категорию (класс) грузов, является на­ личие специфических, только им присущих свойств, из которых особое значение имеют ионизирующее излучение,1 критичность2 и теплоизлучение.3

Размещение, хранение, перевозка, погрузка и разгрузка ра­ диоактивных грузов требуют особых мер предосторожности, с

1 Ионизирующее излучение (бета- и гамма-лучи, рентгеновские лучи, по­ ток нейтронов) представляет опасность для живых существ. Повреждение живой ткани может возникнуть как в результате внешнего излучения (исхо­ дящего непосредственно от радиоактивного груза или зараженных этим гру­ зом предметов, других грузов, помещений, транспортных средств), так и в результате внутреннего излучения (при попадании радиоактивных веществ внутрь организма человека, что обычно происходит при утечке радиоактивных грузов в форме газа, жидкости или порошка). Кроме того, излучение может вызвать засвечивание непроявленных кино-, фото- и рентгеновских пленок и пластинок.

2Критичность — это особое свойство делящихся веществ. При их количе­ стве, превышающем критическую массу, возможны неуправляемые ядерные реакции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3Теплоизлучение может исходить только от мощных радиоактивных источников.

28


тем чтобы не вызвать: 1) внешнего облучения обслуживающего

персонала бета-, гамма- и нейтронным излучениями; 2) загряз­ нения радиоактивными веществами людей, грузов, помещений и транспортных средств; 3) засвечивания непроявленных кино-,

фото- и рентгеновских пленок. Важно также обеспечить макси­ мально возможное ограничение вредных последствий ядерных инцидентов и быструю ликвидацию последствий аварий.

Указанных целей можно достичь путем строгого соблюдения соответствующих технических правил безопасности перевозки

радиоактивных материалов. Это, в свою очередь, требует уста­ новления эффективного контроля за выполнением указанных

правил со стороны уполномоченных на то компетентных органов и должностных лиц.

Транспортировка радиоактивных веществ создает опреде­ ленные неудобства для перевозчика и связана с особенно боль­

шим риском причинения вреда. Поэтому необходима такая ре­ гламентация ответственности за ущерб, могущий возникнуть в

связи с транспортировкой радиоактивных веществ, а также та­ кой порядок страхования грузов и транспортных средств, кото­ рые всячески стимулировали бы данный вид деятельности. В

противном случае перевозчик может не отважиться на подоб­ ный риск.

Таким образом, проблема правового регулирования морской транспортировки радиоактивных грузов сводится в конечном итоге к решению четырех вопросов: а) выработка технических правил безопасности перевозки этих грузов; б) установление эффективного контроля за соблюдением данных правил; в) осо­ бая регламентация ответственности за ядерний ущерб при перевозке; г) проблема страхования радиоактивных грузов и перевозящих их транспортных средств. В настоящей главе бу­ дут рассмотрены два первых вопроса (об ответственности за ядерный ущерб и о страховании см. гл. IV и V).

§2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПО БЕЗОПАСНОЙ ТРАНСПОР­ ТИРОВКЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ МОРЕМ

Сущность проблемы состоит в том, чтобы технические ме­

тоды и средства, при помощи которых можно обеспечить безо­

пасную перевозку радиоактивных веществ, закрепить в качестве

обязательных правил и вменить их строгое соблюдение в обя­ занность всем участникам перевозки.

По мнению Л. Μ. Хайдмана и У. X. Бермана, правила безо­

пасной перевозки радиоактивных веществ в конечном итоге сла­ гаются из использования двух основных технических способов:

метода «барьера» и метода «контейнирования».4 В каждый из названных терминов авторы вкладывают широ­

кий смысл.

4 Hydeman L. Μ. а. Berman W. H. International Control of Nuclear Maritime Activities. Ann. Arbor. Michigan, 1960, p. 27—34.

29