Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля
1968 г. Последний предусматривает распространение гарантий МАГАТЭ на все ядерные объекты неядерных стран.45 Это, есте ственно, относится и к ядерным судам. Можно утверждать, что без выполнения данного требования эксплуатация ядерного суд на для участников Договора от 1 июля 1968 г. неправомерна, и ее осуществление следует квалифицировать как незаконную атомную деятельность со всеми вытекающими отсюда послед ствиями.
Однако было бы несправедливым ставить государства, не являющиеся сторонами Договора от 1 июля 1968 г., в более при
вилегированное положение по сравнению с его участниками. Это противоречило бы духу Договора от 1 июля 1968 г., кото
рый предоставляет странам, принявшим на себя обязательства по нераспространению ядерного оружия, ряд преимуществ в области мирного использования атомной энергии.46
Поэтому в Конвенции должна быть закреплена такая фор мула, связанная с гарантиями МАГАТЭ, которая одинаково от носилась бы как к участникам, так и к неучастникам Договора от 1 июля 1968 г. Видимо, она должна выражаться в указании
на то, что если ядерные суда, плавающие под флагом неядер ных держав, не будут обеспечены гарантиями МАГАТЭ, то ли
ца, ответственные за эксплуатацию таких судов (операторы), будут нести повышенную ответственность за причиненный
ущерб. Объем такой ответственности тождествен ответственно сти за незаконную деятельность (см. гл. IV).
Значение данной нормы определяется и тем, что она может способствовать (учитывая перспективы развития ядерного фло
та) более широкому охвату государств Договором о нераспрост
ранении ядерного оружия, который содержит одну из важных охранительных норм международного сообщества в целом, на
правлен на защиту интересов этого сообщества.47 В Конвенции 1962 г. нет упоминания о Лондонской конвен
ции по охране человеческой жизни на море 1960 г., устанавли вающей повышенные требования к главным характеристикам ядерного судна. Учитывая превентивную функцию института от ветственности за причинение вреда, в Конвенции, регулирующей
45 К ядерным державам Договор от 1 июля 1968 г. относит государства, которые произвели и взорвали до !января 1967 г. ядерное оружие или дру гое взрывное ядерное устройство (п. 3 ст. 9). Следовательно, такими страна ми являются: СССР, США, Англия, Франция и КНР.
46 Калинки и Г. Ф. Договор о нераспространении ядерного оружия — эффективный инструмент мира и безопасности народов. — «Советское государ ство и право», 1968, № 10, с. 55—64.
47 Конечно, государства могут распространить гарантии МАГАТЭ и без присоединения к Договору от 1 июля 1968 г. Такое право предоставляется им ст. III Устава МАГАТЭ (ядерная деятельность, поставленная под гарантии в одностороннем порядке). Однако, став участниками Договора, они приобре тают ряд выгод (преимущественное право на получение информации об опы те эксплуатации судов ядериых держав и др.).
26
■ответственность за ядерныи ущерб, будет уместным зафикси ровать правило, согласно которому эксплуатация ядерного суд на, не удовлетворяющая требованиям гл. VIII Лондонской кон
венции, будет также приравнена к незаконной атомной деятель
ности.
В отмеченных и иных недостатках Конвенции в немалой степени повинны западные державы (особенно США и Англия),
которые на конференции 1962 г. стремились закрепить в Конвен ции положения, предоставляющие односторонние выгоды для них.
Однако имеются и другие обстоятельства, которые в той или иной мере сказались на содержании Конвенции 1962 г.
Нельзя, в частности, не учитывать, что речь шла о право вом решении совершенно новой проблемы. К 1962 г., когда была
принята указанная Конвенция, отсутствовал еще достаточный опыт эксплуатации ядерных судов, по крайней мере в той сте пени, которая позволила бы безошибочно выяснить и правиль но оценить все нюансы столь сложной проблемы, как ответст
венность за ущерб, причиненный именно ядерными судами. До
статочно сказать, что к этому времени в мире существовало лишь одно невоенное ядерное судно — атомоход «Ленин». Тор говое судно США «Саванна» еще не было передано в нормаль ную эксплуатацию. Поэтому советские представители на кон ференции справедливо указывали, что заключение Конвенции тогда было еще несколько преждевременным.48
Кроме того, это была первая попытка выработать столь ши
рокое по числу участников (фактически рассчитанное на универ
сальный охват государств) международное соглашение об ответ ственности за ядерный ущерб вообще.
Учитывая несовершенство Брюссельской конвенции, вряд ли можно ожидать, что она (в нынешнем ее виде) получит одобре ние сколько-нибудь широкого круга государств. Совершенно оче видно, что существующий текст Конвенции требует пересмотра, не ожидая наступления предусмотренного в ней срока (соглас но п. 1 ст. XXVI конференция с целью пересмотра Конвенции должна быть созвана через пять лет после ее вступления в си
лу). Речь, видимо, должна идти о заключении нового соглаше ния, хотя текст Конвенции редакции 1962 г., на наш взгляд, мо жет быть принят за основу переговоров.
Интересы более широкого применения атомной энергии в мирных целях требуют усиления деятельности государств и меж дународных организаций и в специальных областях атомного со трудничества.
«Конвенция об ответственности операторов ядерных судов. —■ В кн.: Советский ежегодник международного права. 1962 г. Μ., 1963, с. 273.
— д •
Глава И. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
По мере расширения использования ядерной энергии в мир ных целях возрастает объем перевозок радиоактивных грузов воздушными судами, морем, по внутренним водным путям, ав томобильным и железнодорожным транспортом. Транспортиров
ка радиоактивных веществ по морским путям ныне получила до вольно широкое распространение и непрерывно увеличивается. На расширение морских перевозок влияет целый ряд факторов, в частности, потребность переброски больших партий радиоак
тивных грузов на значительные расстояния — от районов их естественного залегания или переработки до мест непосредствен
ного использования атомной энергии (сюда относятся и меж
континентальные перевозки).
Радиоактивные грузы представляют повышенную опасность для окружающей среды. Они могут' обладать обычными свойст вами опасных грузов (взрывоопасность; самовозгорание, огне опасность и т. д.), но отличительным качеством, позволяющим
выделить их в особую категорию (класс) грузов, является на личие специфических, только им присущих свойств, из которых особое значение имеют ионизирующее излучение,1 критичность2 и теплоизлучение.3
Размещение, хранение, перевозка, погрузка и разгрузка ра диоактивных грузов требуют особых мер предосторожности, с
1 Ионизирующее излучение (бета- и гамма-лучи, рентгеновские лучи, по ток нейтронов) представляет опасность для живых существ. Повреждение живой ткани может возникнуть как в результате внешнего излучения (исхо дящего непосредственно от радиоактивного груза или зараженных этим гру зом предметов, других грузов, помещений, транспортных средств), так и в результате внутреннего излучения (при попадании радиоактивных веществ внутрь организма человека, что обычно происходит при утечке радиоактивных грузов в форме газа, жидкости или порошка). Кроме того, излучение может вызвать засвечивание непроявленных кино-, фото- и рентгеновских пленок и пластинок.
2Критичность — это особое свойство делящихся веществ. При их количе стве, превышающем критическую массу, возможны неуправляемые ядерные реакции со всеми вытекающими отсюда последствиями.
3Теплоизлучение может исходить только от мощных радиоактивных источников.
28
тем чтобы не вызвать: 1) внешнего облучения обслуживающего
персонала бета-, гамма- и нейтронным излучениями; 2) загряз нения радиоактивными веществами людей, грузов, помещений и транспортных средств; 3) засвечивания непроявленных кино-,
фото- и рентгеновских пленок. Важно также обеспечить макси мально возможное ограничение вредных последствий ядерных инцидентов и быструю ликвидацию последствий аварий.
Указанных целей можно достичь путем строгого соблюдения соответствующих технических правил безопасности перевозки
радиоактивных материалов. Это, в свою очередь, требует уста новления эффективного контроля за выполнением указанных
правил со стороны уполномоченных на то компетентных органов и должностных лиц.
Транспортировка радиоактивных веществ создает опреде ленные неудобства для перевозчика и связана с особенно боль
шим риском причинения вреда. Поэтому необходима такая ре гламентация ответственности за ущерб, могущий возникнуть в
связи с транспортировкой радиоактивных веществ, а также та кой порядок страхования грузов и транспортных средств, кото рые всячески стимулировали бы данный вид деятельности. В
противном случае перевозчик может не отважиться на подоб ный риск.
Таким образом, проблема правового регулирования морской транспортировки радиоактивных грузов сводится в конечном итоге к решению четырех вопросов: а) выработка технических правил безопасности перевозки этих грузов; б) установление эффективного контроля за соблюдением данных правил; в) осо бая регламентация ответственности за ядерний ущерб при перевозке; г) проблема страхования радиоактивных грузов и перевозящих их транспортных средств. В настоящей главе бу дут рассмотрены два первых вопроса (об ответственности за ядерный ущерб и о страховании см. гл. IV и V).
§2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПО БЕЗОПАСНОЙ ТРАНСПОР ТИРОВКЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ МОРЕМ
Сущность проблемы состоит в том, чтобы технические ме
тоды и средства, при помощи которых можно обеспечить безо
пасную перевозку радиоактивных веществ, закрепить в качестве
обязательных правил и вменить их строгое соблюдение в обя занность всем участникам перевозки.
По мнению Л. Μ. Хайдмана и У. X. Бермана, правила безо
пасной перевозки радиоактивных веществ в конечном итоге сла гаются из использования двух основных технических способов:
метода «барьера» и метода «контейнирования».4 В каждый из названных терминов авторы вкладывают широ
кий смысл.
4 Hydeman L. Μ. а. Berman W. H. International Control of Nuclear Maritime Activities. Ann. Arbor. Michigan, 1960, p. 27—34.
29