Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Барьерный» метод, например, .предполагает: а) установле­ ние соответствующего «экрана» (в физическом понимании этого слова), отделяющего радиоактивный груз от экипажа, обслужи­

вающего персонала, животных и других грузов; б) расположе­ ние радиоактивных грузов на определенном расстоянии от жи­

вых существ и от других грузов, особенно от непроявленных фо­

то- и кинопленок и пластинок.

• «Экраном» могут служить самые различные приспособления:

специально установленная преграда (например, свинцовая стен­ ка перед мощным источником излучения), перегородки в трю­ мах, каютах, упаковка груза и т. д.

Метод «контейнирования» означает микроизоляцию самого радиоактивного груза. Речь, следовательно, идет об упаковке непосредственно радиоактивного вещества (например, жидкость

должна перевозиться в специальных сосудах, окруженных аб­ сорбирующим веществом определенной толщины, которые рас­ полагаются в контейнерах, изготовленных из специального ма­

териала, и т. д.).

На наш взгляд, сводить все правила безопасности к указан­ ным двум методам было бы неверно. Правда, Л. Μ. Хайдман и У. X. Берман делают оговорку, что их классификация методов носит условный характер и что на практике происходит их «пе­ реплетение». Но дело не только в «условностях» названных ме­ тодов и их взаимопроникновении. Главное состоит в том, что вышеописанный перечень не исчерпывает всех технических спо­ собов, необходимых для безопасной перевозки радиоактивных

веществ.

В рамки «барьера» и «контейнирования» невозможно, напри­ мер, «втиснуть» такие обязательные меры безопасности, как осторожное обращение с радиоактивными грузами; обучение

персонала; наличие приспособлений (выступающие части кон­ тейнеров, петли и т. д.), обеспечивающих спасение радиоактив­ ных грузов, оказавшихся за бортом; ограничение количества рас­ щепляющихся веществ в одной партии груза, с тем чтобы не до­ пустить возникновения цепной реакции деления; дополнительные мероприятия для предупреждения коррозии под влиянием мор­ ской воды, по предотвращению и ограничению радиоактивного загрязнения средств перевозки; маркировка упаковок и установ­ ка ярлыков опасности и т. д.

Следовательно, правила безопасности — э’то широкий ком­ плекс технических методов и средств, обеспечивающих контроль, предупреждение и ограничение во время перевозки радиоактив­ ных веществ опасности облучения и загрязнения людей, живот­ ных и других объектов внешней среды.5

5 Sousselier Y. Analyse des principaux probleníes techniques relatifs au transport maritime des matières radioactives. — In: Maritime Carriage of Nuclear Materials. Vienna, 1972, p. 43—50.

30


Порядок транспортировки радиоактивных веществ морем ре­

гулируется международно-правовыми актами и национальным законодательством отдельных государств.

Конечно, внутригосударственное законодательство о транс­

портировке радиоактивных веществ разных стран развивалось различными путями и часто отличалось по подходу к проблеме и по содержанию конкретных норм. Ясно также, что отдель­

ные этапы этого развития в каждой из стран могли не совпа­

дать по времени. Однако степень конкретизации норм, относя­ щихся именно к транспортировке радиоактивных веществ, уро­ вень регламентации специфических вопросов этого вида атомной деятельности по отдельным этапам во всех развитых ядерных державах были примерно одинаковы.

В период 1946—1950 гг., когда мирное использование атом­

ной энергии находилось в зачаточном состоянии и поток радио­ активных грузов был сравнительно невелик, специальная регла­ ментация ядерных перевозок еще отсутствовала. При таких пе­ ревозках применялись, с одной стороны, общие законы об атом­ ной энергии,6 а с другой — нормативные акты по транспорту.7

Интенсивное внедрение атомной энергии в народное хозяй­ ство потребовало от государств выработки специальных правил

обращения с радиоактивными веществами.8

Эти правила, имеющие широкий Диапазон применения (во всех случаях работы с радиоактивными веществами требова­ лось их соблюдение), действовали и при транспортировке ядер­

ных материалов, независимо от того, осуществлялась ли такая перевозка по воде, воздуху, железным или шоссейным дорогам.

По мере расширения объема транспортировки радиоактив­

ных веществ стали издаваться акты, содержащие специализи­

рованные нормы безопасности перевозки. Однако

первоначаль-

6

См., например: «Atomic Energy Act, 1946» в Англии («The Public Ge­

neral

Acts the Church Assembly Measures of 1946», ch. 80);

«Atomic

Energy

Control Act, 1946» в Канаде («Revised Statutes of

Canada»,

1952) и

др.

7

В транспортных актах того периода вопрос о

перевозке

радиоактивных

материалов особо не выделялся. При такой транспортировке обычно руко­ водствовались общими правилами перевозки грузов и правилами перевозки опасных грузов (по аналогии). Во многих странах были выработаны отдель­ ные акты применительно к морским, воздушным, автомобильным и железно­ дорожным перевозкам. В СССР, к примеру, для морского транспорта дей­ ствовали: Общие правила перевозки грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на судах ММФ, изд. 1963 г. (Тарифное руководство 4—М), Правила перевозки опасных грузов (кроме грузов BB и OB) по морским пу­ тям сообщения на судах ММФ, изд. 1948 г. (Тарифное руководство 5—М) и временные положения о перевозке отдельных видов опасных грузов, издан­

ные в виде дополнений к Правилам 1948 г.

 

 

 

 

 

8 В Финляндии, например,

такие правила зафиксированы в документе

№ 174

«Law on Protection

Against

Radiation».

Helsinki,

Apr.

26,

1957;

в Японии — «Law Concerning

Prevention of Radiation Hazards Due

to Ra­

dioactive Isotopes, etc.»... (Law

No

167, June 10,

1957);

в

СССР — в «Сани­

тарных

правилах работы

с

радиоактивными веществами

и

источниками

ионизирующего излучения»,

№ 333—60 (2-е изд.

Μ.,

Госатомиздат,

1963).

31


но указанные нормы носили сравнительно общий характер, по­ скольку были рассчитаны на любой вид транспортировки.9 В виду этого они не могли отразить в себе всех особенностей морской перевозки, которая по своим условиям существенно

отличается от любых иных видов транспортировки. При этом следует иметь в виду, что многие опасные свойства радиоактив­ ных. веществ проявляются только при строго определенных ус­ ловиях. Применительно к морской перевозке такими'условиями могут быть соприкосновение перевозимых материалов с водой, перемещение грузов при сильной качке, концентрация больших

партий радиоактивных веществ в ограниченном пространстве и т. д. Не удивительно поэтому,. что к погрузке, выгрузке, размещению, хранению грузов при морской перевозке должен предъявляться ряд дополнительных требований. В частности, упаковка в контейнеры отдельных категорий грузов должна обладать свойствами сопротивления коррозии под влиянием морской воды; необходимо соблюдение особых мер предосто­ рожности, обеспечивающих сохранность контейнеров при суро­ вых погодных условиях; специальные мероприятия нужны для спасания радиоактивных материалов, оказавшихся за бортом.

Все это обусловило необходимость специальной регламента­ ции морской перевозки радиоактивных грузов.

Конец 60-х и начало 70-х годов являются периодом наибо­ лее интенсивной правотворческой деятельности многих госу­ дарств в указанной области.

При этом нормативные акты, посвященные исключительно

перевозке ядерных грузов, как правило, не издавались. Нормы

о транспортировке радиоактивных материалов обычно включа­ лись в акты о морской перевозке опасных грузов, составляя

один из разделов этих актов. Видимо, такой подход к регламен­

тации транспортировки радиоактивных веществ оправдан, по­ скольку позволяет избегнуть ненужных повторений при опре­ делении общих требований, предъявляемых к любой категории опасных грузов, в том числе и радиоактивных. Эти общие тре­ бования (к таре, упаковке, хранению, выгрузке и погрузке гру­ зов в порту, техническим условиям перевозки, мерам первой ме­ дицинской помощи при несчастных случаях и т. д.), как пока­

зывает практика, фиксируются в первой (общей) части правил,

а специфические условия перевозки определяются в соответст­

вующем разделе особенной части, посвященной каждой катего­

рии груза. Подобной структуры, кстати,

придерживается и Меж­

ə См., например: болгарский акт: «Наредба за реда и плаииране, доста­

ване и разпределение и

транспортиране на радиоактивни изотипи и начини

за отчитане

не тяхного

движение

в HP Българии», Изв. 1959,

бр. 69

(28. VIII);

. советские

«Правила

перевозки

радиоактивных

веществ»

№ 349-60 (Μ., 1964). В некоторых странах отсутствует единый акт о транс­ портировке радиоактивных материалов. Во Франции, к примеру, действуют

положения

от 9.4.1956 г., 10.7.1958 г., 24.7.1958

г.,

а

также

дополнения к

ним (см.:

Hydeman L Μ. а. Berman W.

H.

Op.

cit., р.

44).

32


дународный кодекс морской перевозки опасных грузов, утвер­

жденный Ассамблеей ИMKO в 1965 г., содержащий унифици­

рующие правила, которые оказали серьезное влияние на нацио­

нальное законодательство отдельных стран.

Представление о характере, правил безопасности при мор­

ской перевозке радиоактивных грузов могут дать соответствую­ щие акты, изданные в СССР.

В Советском Союзе основным нормативным актом, регули­ рующим перевозку радиоактивных веществ морскими путями, являются «Правила морской перевозки опасных грузов

(МОПОГ)».10 Ныне действующие правила введены со 2 января 1969 г. приказом Министерства морского флота СССР № 136 от 9 сентября 1968 г. Эти правила в соответствии со ст. 5 Кодекса торгового мореплавания Союза CCP 1968 г. являются обяза­

тельными для всех министерств, ведомств, организаций и граж­ дан, связанных с перевозкой опасных грузов.

Отметим, что к транспортировке радиоактивных веществ

имеют отношение далеко не все нормы МОПОГ. Только два

раздела (часть первая — «Общие правила морской перевозки опасных грузов» и глава XVII—«Класс 7 — радиоактивные ве­

щества») непосредственно регламентируют такие перевозки. «Общие правила» содержат разработку следующих вопро­

сов: классификация и группировка тары и упаковки, хранение грузов в портах, технические условия морской перевозки, меры

первой медицинской помощи при несчастных случаях, связан­ ных с транспортировкой опасных грузов, и др.

Глава XVII МОПОГ-69 включает специальные нормы пе­

ревозки именно радиоактивных веществ. Последними для целей

перевозки согласно Mapr. 7014 МОПОГ-69 считаются любые вещества с удельной активностью более 0,002 микрокюри на грамм (мккюри/г), за исключением тех случаев, когда такое

вещество находится в столь небольших количествах или содер­ жится в другом материале в такой степени, что опасность не­

значительна.

Правила не распространяются на перевозку радиоактивных веществ, являющихся неотъемлемой частью транспортной еди­ ницы (например, ядерное топливо на атомных судах).

МОПОГ-69 предъявляет определенные требования к упаков­ ке, маркировке и ярлыкам опасности, оформлению грузовых документов, погрузке и выгрузке, хранению, размещению и укладке грузов на судне, условиям перевозки, приемки и выда­ чи грузов в портах, санитарно-гигиеническим и противопожар­

ным мерам;-устанавливает предельно допустимые уровни облу­ чения и радиоактивного загрязнения; регламентирует мероприя­ тия при инцидентах и авариях.

ɪ0

П р а в и л а морской перевозки опасных грузов

(МОПОГ). Μ., 1970.

В дальнейшем данный акт будет называться сокращенно МОПОГ-69.

3 Зак.

231

33


Эти требования разработаны применительно к особенностям каждого из радиоактивных веществ. Для целей перевозки

МОПОГ-69 выделяет семь таких подклассов: (7.1)—радиоак­ тивные вещества (радиоизотопы); (7.2)—радиоактивные ве­ щества «особого вида» (как правило, расщепляющиеся веще­ ства); (7.3)—мощные радиоактивные источники; (7.4) —ве­ щества с низкой удельной активностью; (7.5) — взрывчатые и пирофорные радиоактивные вещества; (7.6)—радиоактивные вещества, перевозимые по особому соглашению (вещества, по каким-либо причинам не подпадающие под принятые правила перевозки); (7.7) —упаковки из-под радиоактивных веществ.

В отношении веществ подклассов 7.1, 7.2, 7.4, 7.7.МОПОГ-69

содержит в общем исчерпывающие требования, обеспечивающие их безопасную перевозку.

Взрывчатые радиоактивные вещества (7.5), как правило,

вообще не допускаются к перевозке, за исключением случаев,

когда на такую перевозку имеется специальное разрешение ком­ петентных органов (Март. 7151). Естественно, компетентный орган в указанных случаях определяет и условия перевозки та­ ких грузов.

При транспортировке мощных радиоактивных источников (7.3), поскольку они требуют специальных процедур во время

рейса (измерение температуры и давления, усиленное вентили­ рование и т. д.), должны соблюдаться особые технические ус­ ловия, согласованные с Государственным комитетом по исполь­ зованию атомной энергии и Государственной санитарной ин­ спекцией СССР (Март. 7135).

Грузы подгруппы 7.6 перевозятся на условиях, предусмот­ ренных особыми соглашениями.

Особые меры предосторожности предписываются МОПОГ-69

в отношении делящихся веществ, упаковка которых имеет три класса безопасности. Отметим, что к классу III МОПОГ-69 от­ носит такие упаковки, которые считаются ядерно безопасными при соблюдении особых мер, утвержденных компетентными на­ циональными органами (Марг. 7174). Делящиеся вещества,

кроме того, должны упаковываться и транспортироваться таким образом, чтобы не возникло состояния критичности (Марг. 7175).

Допустима ли перевозка таких партий радиоактивных грузов, которые не удовлетворяют полностью требованиям главы XVII или не соответствуют отдельным ее положениям (например, тре­ бованиям к упаковке, маркировке, документам и т. д.)?

На этот вопрос довольно ясный ответ дает Марг. 106 МОПОГ-69: «Перевозка опасных грузов на советских судах без соблюдения настоящих Правил запрещается». Следовательно,

не играет роли, каков объем и характер нарушений главы XVII,

важен сам факт такого нарушения. Перевозка недопустима даже в том случае, если не соблюдено хотя бы одно правило.

34