Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59

Организация борьбы за живучесть-судна предусматривает

наиболее целесообразную расстановку

к использование экипажа

и всех технических средств борьбы за живучесть.

Основные мероприятия по борьбе

за живучесть осуществляются

согласно "Расписанию по.борьбе с пожаром и поступлением внутрь корпуса забортной воды". В таком расписании заранее распределе­ но, что должен делать каждый член экипажа в случае пожара или затопления отсеков судна.

Для успешной.борьбы с огнем или водой на судне оборудуются специальные посты, где концентрируется необходимая техника, манипуляторные приспособления, средства связи, материалы и инструменты.

Для предупреждения экипажа об аварии на судах объявляются соответствующие сигналы тревоги (пожарной m i f водяной).

По сигналу тревоги личный состав занимает места согласно расписанию и действует по инструкции. Общее руководство борь­ бой за живучесть осуществляет капитан судна, а в отдельных .

отсеках и помещениях оу^на - командный и старшинский со с т а в .’ Непосредственное специальное руководство борьбой за живучесть осуществляет старший механик судна.

Для борьбы за живучесть в отсеках-к надстройках судна, где по расписаниям нет постов и личного состава, а также для помощи постам, которые не в состоянии самостоятельно устранить повреждения, на судах создаются аварийные команды. В аварийные команды назначаются хорошо подготовленные специалисты: волевые командиры, старшины и матросы.

В целях уменьшения вероятности возникновения аварий и повреждений всему экипажу и пассажирам судов надлежит строго соблюдать правила зкизни и деятельности на все время нахожде­ ния на борту судна. За соблюдением установленных правил следит командование судна и дежурно-вахтенная служба.


60

Г л а в а

УП

 

 

ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, АВТОНОМНОСТЬ И

 

ОБИТАЕМОСТЬ СУДОВ

 

 

Дальность плавания

 

 

Под дальностью плавания понимают расстояние в милях, ко­

торое судно может преодолеть

без

пополнения

запасов

топлива,

 

 

воды и других запасов при непрерывной работе его энергети­ ческой установки.

Дальность плавания зависит от степени экономичности ра­ боты главной энергетической установки на заданном резкиие пла­ вания и величины запаса топлива, воды и т .д . Ясно, что при более экономичной работе главной установки судна его дальность плавания будет максимальной. К наоборот, дальность плавания на ходах с интенсивным расходованием топлива, воды, смазочных масел (а это наблюдается при максимальных ходах) будет наи­ меньшей»

На дальность плавания оказывают влияние и такие факторы как ветер, точения, температура забортной воды и воздуха. Так если ветер и течение попутны, то при расходовании одного и того же запаса топлива судно пройдет гораздо большее расстоя­ ние, чем при встречном ветре и течении.

Высокие температуры воды и воздуха приводят к большому нагреванию подшипников двигателей, холодильников и других ме­ ханизмов и систем, что вынуждает переходить на неэкономичные режимы работы и тем самым уменьшать дальность плазания судна.

Обычно в паспортных данных указывается дальность плава­ ния при экономической скорости хода, отсутствии ветра и встреч­ ного течения.

С внедрением в судостроение высоко экономичных установок (особенно атомных энергетических установок) дальность плава­ ния стала лимитироваться не запасами топлива, а запасами во­ ды, продовольствия или физиологическими возможностями зк_:пс-


Ы у: ...

’ •

АВТОНОМНОСТЬ.,. .

Автономность судна есть время, изыеряеысс л сутках, в течение которого судно мог.ет непрергтьш тпходіітъся в плавании без едены экипажа, пополнения судовых запоеоз. (топлива, воды, продовольствия) при нормальной редкие их расходовании и при этой не терять способности выполнять присущую ему работу.

Автономность судна

зависит

от величины

запасов »размещаемых

на судне в предназначенных для

этого

цистернах.и.кладовых.

Б обычных условиях

использования

судна,

т .е . при полных

запасах и нормальном их расходовании в ходе рейса, автономность является величиной постоянной. Дні ео повышения требуется уве­ личение емкости цистерн,'кладовых и і;амер под судовые запасы, сто может быть сделано за счет конструктивных изменений: умень­ шения количества и веса перевозимого груза, численности экипажа, комплектации оборудования судна.

Однако в незначительных пределах добиться увеличения авто­ номности полно и без конструктивного переоборудования судна. Для' этего на судах применяют менее объемное, более калорийное топливо и вводят жесткий режим экономного расходования всех видов материальных средств.

Обитаемость

Плавание и использование судов .зависит не только от ве­ личины судовых запасов и степени экономичности их расходования.

Практика

использования

судов показывает, что дальность

плава­

ния и особенно автономность могут

ограничиваться и физиологи­

ческими

способностями

экипажей. В связи с этим приобретает

большое

значение г. такая характеристика судов,

как их

о б и ­

т а е м о с т ь .

понимается совокупность

удобств

(комфорта),

Под обитаемостью

предоставляемых экипажу и пассажирам судна л рейсе.

 

Чем выше комфорт,

тем быстрее,

эффективнее и полнее восста­

навливаются физические, психические и моральные силы, а также производственно-трудовые навыки членов экипажа.


62

Прямое воздействие степени обитаемости на

возможность

использования судов можно проследить на

примере использо­

вания

судов типа рейдового буксира. Даже

если

такой буксир

по своим остальным мореходным качествам,

наличию запасов и

другим

показателям может быть использован для длительного

рейса,

все же мы ограничены в этом, поскольку на рейдовом бук­

сира, как правило, нет места для нормального размещения, пи­

тания и обслуживания трех смен

вахт у

механизмов.

В данном случае плохая обитаемость фактически лишает воз­

можности использовать рейдовый

буксир

для длительной работы

в открытом море.

 

 

63

Г л а в а

Уіи

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ И БАЗОВЫХ ПЛАВУЧИХ СРЕДСТВ ФЛОТА

Сухогрузные суда и плавучие средства

Военно-морской флот потребляет большое количество раз­ личных материальных средств и нуждается в удобном и дешевом транспорте для перевозни этих средств между базами, доставки их в пункты маневренного базирования и непосредственно на ко­ рабли в море.

Примерно одну треть всех потребляемых флотом материальных средств составляют сухие грузы. Поэтому большое значение в транспортировке материальных средств на флоте имеют сузогруяныѳ суда и плавсредства.

Морские сухогрузные суда могут быть самого .различного водоизмещения (от 0,5 до 20 тыс. т) и конструктивного испол­ нения. Они бывают одно - и двухпалубные с дизельными и паро­ силовыми установками, специализированные под определенный вид

груза и общего назначения (под генеральный

гр у з ). Рассмотрим

несколько типов

сухогрузных судов

и плавучих средств,

исполь­

зуемых на флотах.

 

общего

назначения

(р и с.10)

Морские

сухогрузные транспорты

используются

для

перевозки сухих грузов в

таре (упаковке) или

без нее. На флоте наиболее интенсивно используются еухогруз-

выѳ суда водоизмещением от I

до 10 тыс. т

и скоростью хода

в 10-18 узлов. Б качестве примера

приведены данные одного из

таких судов

(тип

" А " ) .

 

к судам с

расположением ма­

Судно

типа

" А 11 относится

шины в корме. Отличительная

черта

данного

судна, как и боль­

шинства сухогрузных транспортов, - наличие обширных трюмов, а также грузовых стрел для производства погрузочво-выгрузочных работ.


Водоизмещение судна 230Ü т , грузоподъемность 1000 т . : Наибольшая длина судна 76 м, ширина 12 м, осадка в грузу не превышает 3,6 м. На судне в качестве главных двигателей уста­ новлено два дизеля мощностью по 800 л .с , каждый, что обеспе­ чивает скорость хода до 13,8 узл а . Судно хорошо оснащено штур­ манской аппаратурой и средствами связи . Имеется также радио- • локационная станция. Все это позволяет судну совершать морские переходы при любой погоде. Дальность плавания при скорости хо­ да в 13,8 узла определяется в 3500 миль. Из конструктивных особенностей можно отметить плоскодонность носовой части судна. Это имеет то преимущество, что судно может быть использовано непосредственно у необорудованного побережья с малыми глуби­ нами. В то же время эта особенность обуславливает и некоторые нежелательные свойства судна. Так, при неполной загрузке оно плохо слушается руля и подвергается сильной качке.

На транспорте имеется три трюма. Высота трюмов примерно одинакова - по 4 ,5 м. Грузовые люки над трюмами имеют размер 7x5 м, что позволяет грузить на транспорт значительные по габаритам грузы (тяжелые дорожные машины, автомашины, лесома­ териалы, разбгрно-щитозыѳ сооружения, торпеды, самолеты со снятыми плоскостями. Для погрузки и разгрузки имеется шесть

грузовых стрел (по две

на

каждый трюм) грузоподъемностью

по

т

3 т . Кроме этих

стрел

имеется

одна с т р е л а -

тяжеловес на

10

Вылет всех стрел

за

борт

-

до

трех метров.

Свободная

площадь

 

палубы около 230

м2,

что

позволяет погрузить на нее

не менее

 

250 т груза.

Судно рассчитано на перевозку в трюмах колесной и гусенѳчной техники.

На надстройках и по верхней палубе судна проложена сис­ тема водяного обмыва наружных поверхностей надстроек и палуб.

Морские рефрижераторные суда - разновидность сухогруз­ ных транспортных судов. Они предназначены для перевозки скоро­ портящихся грузов, которые хранятся в охлаждаемых помещениях - рефрижераторных трюмах.

Для охлаждения помещений применяются различные системы. В них входят холодильные установки, трубопроводы,по которым