Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
59
Организация борьбы за живучесть-судна предусматривает
наиболее целесообразную расстановку |
к использование экипажа |
и всех технических средств борьбы за живучесть. |
|
Основные мероприятия по борьбе |
за живучесть осуществляются |
согласно "Расписанию по.борьбе с пожаром и поступлением внутрь корпуса забортной воды". В таком расписании заранее распределе но, что должен делать каждый член экипажа в случае пожара или затопления отсеков судна.
Для успешной.борьбы с огнем или водой на судне оборудуются специальные посты, где концентрируется необходимая техника, манипуляторные приспособления, средства связи, материалы и инструменты.
Для предупреждения экипажа об аварии на судах объявляются соответствующие сигналы тревоги (пожарной m i f водяной).
По сигналу тревоги личный состав занимает места согласно расписанию и действует по инструкции. Общее руководство борь бой за живучесть осуществляет капитан судна, а в отдельных .
отсеках и помещениях оу^на - командный и старшинский со с т а в .’ Непосредственное специальное руководство борьбой за живучесть осуществляет старший механик судна.
Для борьбы за живучесть в отсеках-к надстройках судна, где по расписаниям нет постов и личного состава, а также для помощи постам, которые не в состоянии самостоятельно устранить повреждения, на судах создаются аварийные команды. В аварийные команды назначаются хорошо подготовленные специалисты: волевые командиры, старшины и матросы.
В целях уменьшения вероятности возникновения аварий и повреждений всему экипажу и пассажирам судов надлежит строго соблюдать правила зкизни и деятельности на все время нахожде ния на борту судна. За соблюдением установленных правил следит командование судна и дежурно-вахтенная служба.
60
Г л а в а |
УП |
|
|
|
ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, АВТОНОМНОСТЬ И |
|
|||
ОБИТАЕМОСТЬ СУДОВ |
|
|
||
Дальность плавания |
|
|
||
Под дальностью плавания понимают расстояние в милях, ко |
||||
торое судно может преодолеть |
без |
пополнения |
запасов |
топлива, |
|
|
воды и других запасов при непрерывной работе его энергети ческой установки.
Дальность плавания зависит от степени экономичности ра боты главной энергетической установки на заданном резкиие пла вания и величины запаса топлива, воды и т .д . Ясно, что при более экономичной работе главной установки судна его дальность плавания будет максимальной. К наоборот, дальность плавания на ходах с интенсивным расходованием топлива, воды, смазочных масел (а это наблюдается при максимальных ходах) будет наи меньшей»
На дальность плавания оказывают влияние и такие факторы как ветер, точения, температура забортной воды и воздуха. Так если ветер и течение попутны, то при расходовании одного и того же запаса топлива судно пройдет гораздо большее расстоя ние, чем при встречном ветре и течении.
Высокие температуры воды и воздуха приводят к большому нагреванию подшипников двигателей, холодильников и других ме ханизмов и систем, что вынуждает переходить на неэкономичные режимы работы и тем самым уменьшать дальность плазания судна.
Обычно в паспортных данных указывается дальность плава ния при экономической скорости хода, отсутствии ветра и встреч ного течения.
С внедрением в судостроение высоко экономичных установок (особенно атомных энергетических установок) дальность плава ния стала лимитироваться не запасами топлива, а запасами во ды, продовольствия или физиологическими возможностями зк_:пс-
Ы у: ...
’ •
АВТОНОМНОСТЬ.,. .
Автономность судна есть время, изыеряеысс л сутках, в течение которого судно мог.ет непрергтьш тпходіітъся в плавании без едены экипажа, пополнения судовых запоеоз. (топлива, воды, продовольствия) при нормальной редкие их расходовании и при этой не терять способности выполнять присущую ему работу.
Автономность судна |
зависит |
от величины |
запасов »размещаемых |
|
на судне в предназначенных для |
этого |
цистернах.и.кладовых. |
||
Б обычных условиях |
использования |
судна, |
т .е . при полных |
запасах и нормальном их расходовании в ходе рейса, автономность является величиной постоянной. Дні ео повышения требуется уве личение емкости цистерн,'кладовых и і;амер под судовые запасы, сто может быть сделано за счет конструктивных изменений: умень шения количества и веса перевозимого груза, численности экипажа, комплектации оборудования судна.
Однако в незначительных пределах добиться увеличения авто номности полно и без конструктивного переоборудования судна. Для' этего на судах применяют менее объемное, более калорийное топливо и вводят жесткий режим экономного расходования всех видов материальных средств.
Обитаемость
Плавание и использование судов .зависит не только от ве личины судовых запасов и степени экономичности их расходования.
Практика |
использования |
судов показывает, что дальность |
плава |
||
ния и особенно автономность могут |
ограничиваться и физиологи |
||||
ческими |
способностями |
экипажей. В связи с этим приобретает |
|||
большое |
значение г. такая характеристика судов, |
как их |
о б и |
||
т а е м о с т ь . |
понимается совокупность |
удобств |
(комфорта), |
||
Под обитаемостью |
|||||
предоставляемых экипажу и пассажирам судна л рейсе. |
|
||||
Чем выше комфорт, |
тем быстрее, |
эффективнее и полнее восста |
навливаются физические, психические и моральные силы, а также производственно-трудовые навыки членов экипажа.
62
Прямое воздействие степени обитаемости на |
возможность |
||
использования судов можно проследить на |
примере использо |
||
вания |
судов типа рейдового буксира. Даже |
если |
такой буксир |
по своим остальным мореходным качествам, |
наличию запасов и |
||
другим |
показателям может быть использован для длительного |
||
рейса, |
все же мы ограничены в этом, поскольку на рейдовом бук |
сира, как правило, нет места для нормального размещения, пи
тания и обслуживания трех смен |
вахт у |
механизмов. |
В данном случае плохая обитаемость фактически лишает воз |
||
можности использовать рейдовый |
буксир |
для длительной работы |
в открытом море. |
|
|
63
Г л а в а |
Уіи |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ И БАЗОВЫХ ПЛАВУЧИХ СРЕДСТВ ФЛОТА
Сухогрузные суда и плавучие средства
Военно-морской флот потребляет большое количество раз личных материальных средств и нуждается в удобном и дешевом транспорте для перевозни этих средств между базами, доставки их в пункты маневренного базирования и непосредственно на ко рабли в море.
Примерно одну треть всех потребляемых флотом материальных средств составляют сухие грузы. Поэтому большое значение в транспортировке материальных средств на флоте имеют сузогруяныѳ суда и плавсредства.
Морские сухогрузные суда могут быть самого .различного водоизмещения (от 0,5 до 20 тыс. т) и конструктивного испол нения. Они бывают одно - и двухпалубные с дизельными и паро силовыми установками, специализированные под определенный вид
груза и общего назначения (под генеральный |
гр у з ). Рассмотрим |
||||
несколько типов |
сухогрузных судов |
и плавучих средств, |
исполь |
||
зуемых на флотах. |
|
общего |
назначения |
(р и с.10) |
|
Морские |
сухогрузные транспорты |
||||
используются |
для |
перевозки сухих грузов в |
таре (упаковке) или |
без нее. На флоте наиболее интенсивно используются еухогруз-
выѳ суда водоизмещением от I |
до 10 тыс. т |
и скоростью хода |
|||
в 10-18 узлов. Б качестве примера |
приведены данные одного из |
||||
таких судов |
(тип |
" А " ) . |
|
к судам с |
расположением ма |
Судно |
типа |
" А 11 относится |
|||
шины в корме. Отличительная |
черта |
данного |
судна, как и боль |
шинства сухогрузных транспортов, - наличие обширных трюмов, а также грузовых стрел для производства погрузочво-выгрузочных работ.
Водоизмещение судна 230Ü т , грузоподъемность 1000 т . : Наибольшая длина судна 76 м, ширина 12 м, осадка в грузу не превышает 3,6 м. На судне в качестве главных двигателей уста новлено два дизеля мощностью по 800 л .с , каждый, что обеспе чивает скорость хода до 13,8 узл а . Судно хорошо оснащено штур манской аппаратурой и средствами связи . Имеется также радио- • локационная станция. Все это позволяет судну совершать морские переходы при любой погоде. Дальность плавания при скорости хо да в 13,8 узла определяется в 3500 миль. Из конструктивных особенностей можно отметить плоскодонность носовой части судна. Это имеет то преимущество, что судно может быть использовано непосредственно у необорудованного побережья с малыми глуби нами. В то же время эта особенность обуславливает и некоторые нежелательные свойства судна. Так, при неполной загрузке оно плохо слушается руля и подвергается сильной качке.
На транспорте имеется три трюма. Высота трюмов примерно одинакова - по 4 ,5 м. Грузовые люки над трюмами имеют размер 7x5 м, что позволяет грузить на транспорт значительные по габаритам грузы (тяжелые дорожные машины, автомашины, лесома териалы, разбгрно-щитозыѳ сооружения, торпеды, самолеты со снятыми плоскостями. Для погрузки и разгрузки имеется шесть
грузовых стрел (по две |
на |
каждый трюм) грузоподъемностью |
по |
т |
||||||
3 т . Кроме этих |
стрел |
имеется |
одна с т р е л а - |
тяжеловес на |
10 |
|||||
Вылет всех стрел |
за |
борт |
- |
до |
трех метров. |
Свободная |
площадь |
|
||
палубы около 230 |
м2, |
что |
позволяет погрузить на нее |
не менее |
|
250 т груза.
Судно рассчитано на перевозку в трюмах колесной и гусенѳчной техники.
На надстройках и по верхней палубе судна проложена сис тема водяного обмыва наружных поверхностей надстроек и палуб.
Морские рефрижераторные суда - разновидность сухогруз ных транспортных судов. Они предназначены для перевозки скоро портящихся грузов, которые хранятся в охлаждаемых помещениях - рефрижераторных трюмах.
Для охлаждения помещений применяются различные системы. В них входят холодильные установки, трубопроводы,по которым