Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

65

циркулирует охлаждающее вещество - хладоагент, а также надеж­ ная термоизоляция помещений. Различают два варианта работы су­ довой холодильной установки:

-когда холодильная установка поддерживает уже имеющуюся низкую температуру груза, т .е . она только погашает внешний при­ ток тепла через наружные стены трюмов (борта, палубы, перебор­ ки) и тепло, образующееся в трюмах от перевозимых продуктов (фруктов, овощей);

-когда в трюмах производится замораживание продуктов. На флоте наибольшее распространение имеют рефрижераторные суда, предназначенные для перевозки ранее замороженных продуктов при

температурах близких

к 0°С

(от 0°С до

- 4 ° С ) .

 

Корабельные холодильные

установки

работают на фреоне (яиз-

кокипящая жидкость без

запаха и цвета с

температурой

кипения

2 9 ,6 °С ).

 

 

 

 

В качестве примера рассмотрим тактико-технические данные

рефрижераторного судна

типа

"Л ". Судно

однопалубное,

полное

водоизмещение 382 т , длина наибольшая 38,5 м, ширина 7,2 м, осадка в грузу Зм. На судне установлен один двигатель мощностью 300 л . с . , что обеспечивает скорость хода 8-10 узлов. Дальность плавания 2200 миль при неограниченной мореходности судна. Для перевозки скоропортящихся продуктов имеется два трюма объемом один на 160 м3, второй на 185 м3. Грузоподъемность данного реф­ рижератора 87 т . Температура охлаждения в трюмах: в трюме № I

До

7°С, в трюме №2 от 0°С

до

+3°С. Над каждым трюмом имеется

по

2 люка. Размеры грузовых люков небольшие -

2x2

м.

в

Морские пассажирские

суда

и катера

необходимо

содержать

составе вспомогательного

флота в тех

случаях,

когда в районе

базирования боевых кораблей и дислокации береговых частей и учреждений флота отсутствуют гражданские регулярные пароходные линии. Поскольку потребность в перевозке пассажиров в подобных случаях обычно невелика, то и сами пассажирские суда ВМФ, как правило, небольшие.

В качестве примера рассмотрим тактико-технические данные

морского

пассажирского катера

типа " С " . Водоизмещение катера

IG I

тонна,

длина наибольшая 26,7 м, ширина

5,3 м, осадка в гру­

зу

1,95

м.

Катер рассчитан на

перевозку 80

пассажиров.


66

В качестве главных двигателей установлен один дизель мощностью 30Q л . с . , что позволяет развивать скорость до 11,5 узлов. По запасам топлива дальность плавания 1000 миль. По прочим запасам (вода, масло, продовольствие) автономность ка­ тера четверо суток.

По своему навигационному оснащению, остойчивости и высоте надводного борта катер может совершать безопасно рейсы при состоянии моря до.пяти баллов и хорошей видимости. Почти 3/4 палубы занято верхней надстройкой. Причем кормовая ее часть

простирается

от

борта до

борта (пассажирский салон), а

носо­

вая до бортов

не

доходит

(рулевая рубка, кают-компания,

сходы

в нижние и другие служебные помещения). На кормовой стенке

надстройки на

специальном кронштейнекильблоке крепится

спа­

сательный вельтбот. Кормовая часть палубы закрыта фальшбортом. От форштевня и до кормовой надстройки по периметру па­

лубы проходит высокий сплошной металлический фальшборт с про­ дольными узкими вырезами для стока воды. На палубе бака уста­ новлен швартовный элѳктроручной шпиль.

Паромы - это специально приспособленные суда, которые ис­ пользуются для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей и других средств наземвого транспорта там, где железнодорожный или автомобильный путь прерывав водными пространствами (про­ ливами, заливами, реками).

Характерной особенностью паромов является свободная плос­ кая верхняя палуба, на которую по специальным сходням (аппа­ релям) въезжают железнодорожные вагоны и автомобили.

Паромы по конструкции бывают открытого и закрытого типа. Паромы, работающие в замерзающих районах, имеют подкрепления в наборе судна, усиленный форштевень и утолщенные листы обшив­ ки по переменной ватерлинии, что позволяет им дольше поддер­ живать навигацию,

Для портов с большими колебаниями уровня воды (от прили­ вов, нагонных ветров, весеннего паводка) паромы строятся с лиф­ том для подъема вагонов и автомашин на нужную высоту при вы­ грузке их на берег. При незначительном несовпадении уровней па­ лубы с уровнем железнодорожного полотна используются креновые и диффѳрѳвтвыѳ отсеки самого парома.


67

Для предотвращения сдвига железнодорожных вагонов (машин; в случае качки они крепятся цепями с талрепами к специальным рымам, приваренным к палубе парома.

Паромы, совершающие морские переходы, обладают весьма вы­ сокими мореходными качествами, хорошо снабжены навигационными приборами, имеют радиолокацию, гирокомпас, эхолот, радиопелен­ гатор, другую аппаратуру и приборы, позволяющие совершать па­ рому рейсы морем даже в свежую погоду.

Б качестве примера рассмотрим данные автомобильного паро­ ма типа "К ".

Водоизмещение парома в полном грузу 644 т , длина наиболь­ шая 45,5 м, ширина 10,6 м, осадка 2,85 м, высота борта 4 и .

Паром дизельный, в качестве главных двигателей установле­ ны два дизеля мощностью по 300 л .с . каждый, что обеспечивает

максимальную скорость I I

узлов.

Район плавания для парома - морской прибрежный, при уда­

лении от берега и базы не

более 20 миль и состоянии моря до

5 баллов.

 

Корпус цельносварной конструкции с плавными обводами, на­ клонным форштевнем ледокольного типа и закругленной кормой. Грузовая (автомобильная) палуба почти по всей длине аакрыта по бортам судовыми надстройками, оставляющими бак и ют свободными для въезда автомашин. Въезд и съезд машин производится по от­ кидным аппарелям (в корме и в носу), а также по двум откидным бортовым участкам фальшборта при стоянке парома лагом к пирсу и боковой погрузке машин.

Паром имеет 6 водонепроницаемых переборок, двойное дно, промежуточные шпангоуты и усиленный ледовый пояс обшивки, что позволяет парому преодолевать лед толщиной до 20 см .

Паром рассчитан на перевозку 10 автомобилей типа ЗИЛ-151 (105 т груза) и 73 пассажиров с багажом (8 т гр уза ).

На пароме, как и на всяком морском судне, имеется осуши­ тельная, пожарная, отопительная, фановая и другие системы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию судна.

. Норские сухогрузные баржи в ВМФ применяются для тран­ спортировки грузов морем (рис. I I ) . Их используют для пѳревозсв

68

Рис. I I Сухогрузный транспорт

грузов между военно-морскими базами, для подачи материальных средств (артбоеприпасов, торпед, воды, топлива) на корабли,

стоящие

на рейде,

а также для

разгрузки судов на рейдах.

Из-за отсутствия второго

дна, бортовых отсеков,слабого

развития

средств

водоотлива и малого количества водонепрони­

цаемых переборок,

непотопляемость и живучесть барж сравнитель­

но низка. Это в основном и отличает баржу от судна. Различают баржи самоходные с электромеханической установкой и движите­

лем

и несамоходные -

без собственных средств передвижения.

 

Баржи могут быть предназначены для перевозки генерального

гр уза . В этом

случае

их называют "сухогрузными". Если баржи

специализированы для

перевозки

какого-то конкретного вида гру-

8а ,

то в этом

случае

они называются по виду перевозимого гру­

з а .

Например:

артиллерийские,

минно-торпедные, реі£рижераторнне

ит .д .

Всоответствии с перевозимым грузом на баржах устанавливается то или иное специальное оборудование. Так, на минно-торпедных баржах обязательно должны быть сделаны ложементы для укладки


69

икрепления мин и торпед, а также установлен кран соответ­ ствующей грузоподъемности.

На морских баржах должны предусматриваться жилые помещения для команды и системы, устройства и приспособления, обеспечи­ вающие нормальную жизнедеятельность экипажа и удовлетворитель­

ные возможности плавания барж в море.

М о р с к а я

с а м о х о д н а я

б а р ж а

т и п а

М 150

представляет

собой

однопалубную

плавучую конструкцию

водоизмещением в

грузу 319,7 т

и

грузоподъемностью 150

т . Дли­

на наибольшая 36

м,

ширина

6 ,9

м,

осадка

в грузу 2,04 ы.

Море­

ходность

баржи до 6

баллов.

Дальность плавания 500 миль

при

удалении от берега до 100 миль. На барке установлен один глав­

ный

двигатель мощностью 300 л . с . ,

что позволяет

развивать ско­

рость до 9,3 узла.

Экономическая

скорость -

8,5

узл а .

 

123

Для перевозки

грузов

имеется два трюма: первый вмѳстимосшо

м3, второй -

142 м3.

Размеры люков над

трюмами 5 х

2 ,8 м.

Между трюмами на

верхней

палубе установлен

электрокран

грузо­

подъемностью 3 т . Высота подъема груза 5,5 м, вылет стрелы крана за борт не более 2 м.

Для питания электрокрана электроэнергией имеется свой вспомогательный дизельгонератор на 25 КВГ. Ток постоянный, на 230 В. Для отопления жилых помещений установлен небольшой па­ ровой котел.

Эти барки могут быть выполнены в двух вариантах: без спе­ циального оборудования - для генерального груза; о оборудова­ нием для перевозки только отдельных видов материальных средств.

М о р с к а я

с у х о г р у з н а я

н е с а м о х о д ­

н а я

б а р ж а

т и п а

М 2 5 0

- это одна из са­

мых распространенных барж. Корпус у нее металлический, цельно­ сварной, с округлой скулой, слегка наклонным форштевнем и плав­ ными обводами по ватерлинии. В кормовой части размещено машин­ ное отделение к жилые помещения. Все пространство между форпи­ ком и кормовым отсеком занято двумя сухогрузными трюмами. Но­ совой трюм имеет объем 245 м3, кормовой - 255 м3 . Над трюмами имеются грузовые люки размером 7,8 х 4 м. Между трюмами на верх­ ней палубе установлен электроручной полноповоротный кран грузо-