Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
65
циркулирует охлаждающее вещество - хладоагент, а также надеж ная термоизоляция помещений. Различают два варианта работы су довой холодильной установки:
-когда холодильная установка поддерживает уже имеющуюся низкую температуру груза, т .е . она только погашает внешний при ток тепла через наружные стены трюмов (борта, палубы, перебор ки) и тепло, образующееся в трюмах от перевозимых продуктов (фруктов, овощей);
-когда в трюмах производится замораживание продуктов. На флоте наибольшее распространение имеют рефрижераторные суда, предназначенные для перевозки ранее замороженных продуктов при
температурах близких |
к 0°С |
(от 0°С до |
- 4 ° С ) . |
|
Корабельные холодильные |
установки |
работают на фреоне (яиз- |
||
кокипящая жидкость без |
запаха и цвета с |
температурой |
кипения |
|
2 9 ,6 °С ). |
|
|
|
|
В качестве примера рассмотрим тактико-технические данные |
||||
рефрижераторного судна |
типа |
"Л ". Судно |
однопалубное, |
полное |
водоизмещение 382 т , длина наибольшая 38,5 м, ширина 7,2 м, осадка в грузу Зм. На судне установлен один двигатель мощностью 300 л . с . , что обеспечивает скорость хода 8-10 узлов. Дальность плавания 2200 миль при неограниченной мореходности судна. Для перевозки скоропортящихся продуктов имеется два трюма объемом один на 160 м3, второй на 185 м3. Грузоподъемность данного реф рижератора 87 т . Температура охлаждения в трюмах: в трюме № I
До |
7°С, в трюме №2 от 0°С |
до |
+3°С. Над каждым трюмом имеется |
|||
по |
2 люка. Размеры грузовых люков небольшие - |
2x2 |
м. |
|||
в |
Морские пассажирские |
суда |
и катера |
необходимо |
содержать |
|
составе вспомогательного |
флота в тех |
случаях, |
когда в районе |
базирования боевых кораблей и дислокации береговых частей и учреждений флота отсутствуют гражданские регулярные пароходные линии. Поскольку потребность в перевозке пассажиров в подобных случаях обычно невелика, то и сами пассажирские суда ВМФ, как правило, небольшие.
В качестве примера рассмотрим тактико-технические данные
морского |
пассажирского катера |
типа " С " . Водоизмещение катера |
|||
IG I |
тонна, |
длина наибольшая 26,7 м, ширина |
5,3 м, осадка в гру |
||
зу |
1,95 |
м. |
Катер рассчитан на |
перевозку 80 |
пассажиров. |
66
В качестве главных двигателей установлен один дизель мощностью 30Q л . с . , что позволяет развивать скорость до 11,5 узлов. По запасам топлива дальность плавания 1000 миль. По прочим запасам (вода, масло, продовольствие) автономность ка тера четверо суток.
По своему навигационному оснащению, остойчивости и высоте надводного борта катер может совершать безопасно рейсы при состоянии моря до.пяти баллов и хорошей видимости. Почти 3/4 палубы занято верхней надстройкой. Причем кормовая ее часть
простирается |
от |
борта до |
борта (пассажирский салон), а |
носо |
вая до бортов |
не |
доходит |
(рулевая рубка, кают-компания, |
сходы |
в нижние и другие служебные помещения). На кормовой стенке |
||||
надстройки на |
специальном кронштейнекильблоке крепится |
спа |
сательный вельтбот. Кормовая часть палубы закрыта фальшбортом. От форштевня и до кормовой надстройки по периметру па
лубы проходит высокий сплошной металлический фальшборт с про дольными узкими вырезами для стока воды. На палубе бака уста новлен швартовный элѳктроручной шпиль.
Паромы - это специально приспособленные суда, которые ис пользуются для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей и других средств наземвого транспорта там, где железнодорожный или автомобильный путь прерывав водными пространствами (про ливами, заливами, реками).
Характерной особенностью паромов является свободная плос кая верхняя палуба, на которую по специальным сходням (аппа релям) въезжают железнодорожные вагоны и автомобили.
Паромы по конструкции бывают открытого и закрытого типа. Паромы, работающие в замерзающих районах, имеют подкрепления в наборе судна, усиленный форштевень и утолщенные листы обшив ки по переменной ватерлинии, что позволяет им дольше поддер живать навигацию,
Для портов с большими колебаниями уровня воды (от прили вов, нагонных ветров, весеннего паводка) паромы строятся с лиф том для подъема вагонов и автомашин на нужную высоту при вы грузке их на берег. При незначительном несовпадении уровней па лубы с уровнем железнодорожного полотна используются креновые и диффѳрѳвтвыѳ отсеки самого парома.
67
Для предотвращения сдвига железнодорожных вагонов (машин; в случае качки они крепятся цепями с талрепами к специальным рымам, приваренным к палубе парома.
Паромы, совершающие морские переходы, обладают весьма вы сокими мореходными качествами, хорошо снабжены навигационными приборами, имеют радиолокацию, гирокомпас, эхолот, радиопелен гатор, другую аппаратуру и приборы, позволяющие совершать па рому рейсы морем даже в свежую погоду.
Б качестве примера рассмотрим данные автомобильного паро ма типа "К ".
Водоизмещение парома в полном грузу 644 т , длина наиболь шая 45,5 м, ширина 10,6 м, осадка 2,85 м, высота борта 4 и .
Паром дизельный, в качестве главных двигателей установле ны два дизеля мощностью по 300 л .с . каждый, что обеспечивает
максимальную скорость I I |
узлов. |
Район плавания для парома - морской прибрежный, при уда |
|
лении от берега и базы не |
более 20 миль и состоянии моря до |
5 баллов. |
|
Корпус цельносварной конструкции с плавными обводами, на клонным форштевнем ледокольного типа и закругленной кормой. Грузовая (автомобильная) палуба почти по всей длине аакрыта по бортам судовыми надстройками, оставляющими бак и ют свободными для въезда автомашин. Въезд и съезд машин производится по от кидным аппарелям (в корме и в носу), а также по двум откидным бортовым участкам фальшборта при стоянке парома лагом к пирсу и боковой погрузке машин.
Паром имеет 6 водонепроницаемых переборок, двойное дно, промежуточные шпангоуты и усиленный ледовый пояс обшивки, что позволяет парому преодолевать лед толщиной до 20 см .
Паром рассчитан на перевозку 10 автомобилей типа ЗИЛ-151 (105 т груза) и 73 пассажиров с багажом (8 т гр уза ).
На пароме, как и на всяком морском судне, имеется осуши тельная, пожарная, отопительная, фановая и другие системы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию судна.
. Норские сухогрузные баржи в ВМФ применяются для тран спортировки грузов морем (рис. I I ) . Их используют для пѳревозсв
68
Рис. I I Сухогрузный транспорт
грузов между военно-морскими базами, для подачи материальных средств (артбоеприпасов, торпед, воды, топлива) на корабли,
стоящие |
на рейде, |
а также для |
разгрузки судов на рейдах. |
Из-за отсутствия второго |
дна, бортовых отсеков,слабого |
||
развития |
средств |
водоотлива и малого количества водонепрони |
|
цаемых переборок, |
непотопляемость и живучесть барж сравнитель |
но низка. Это в основном и отличает баржу от судна. Различают баржи самоходные с электромеханической установкой и движите
лем |
и несамоходные - |
без собственных средств передвижения. |
||
|
Баржи могут быть предназначены для перевозки генерального |
|||
гр уза . В этом |
случае |
их называют "сухогрузными". Если баржи |
||
специализированы для |
перевозки |
какого-то конкретного вида гру- |
||
8а , |
то в этом |
случае |
они называются по виду перевозимого гру |
|
з а . |
Например: |
артиллерийские, |
минно-торпедные, реі£рижераторнне |
ит .д .
Всоответствии с перевозимым грузом на баржах устанавливается то или иное специальное оборудование. Так, на минно-торпедных баржах обязательно должны быть сделаны ложементы для укладки
69
икрепления мин и торпед, а также установлен кран соответ ствующей грузоподъемности.
На морских баржах должны предусматриваться жилые помещения для команды и системы, устройства и приспособления, обеспечи вающие нормальную жизнедеятельность экипажа и удовлетворитель
ные возможности плавания барж в море.
М о р с к а я |
с а м о х о д н а я |
б а р ж а |
т и п а |
|||||
М 150 |
представляет |
собой |
однопалубную |
плавучую конструкцию |
||||
водоизмещением в |
грузу 319,7 т |
и |
грузоподъемностью 150 |
т . Дли |
||||
на наибольшая 36 |
м, |
ширина |
6 ,9 |
м, |
осадка |
в грузу 2,04 ы. |
Море |
|
ходность |
баржи до 6 |
баллов. |
Дальность плавания 500 миль |
при |
удалении от берега до 100 миль. На барке установлен один глав
ный |
двигатель мощностью 300 л . с . , |
что позволяет |
развивать ско |
|||||
рость до 9,3 узла. |
Экономическая |
скорость - |
8,5 |
узл а . |
|
|||
123 |
Для перевозки |
грузов |
имеется два трюма: первый вмѳстимосшо |
|||||
м3, второй - |
142 м3. |
Размеры люков над |
трюмами 5 х |
2 ,8 м. |
||||
Между трюмами на |
верхней |
палубе установлен |
электрокран |
грузо |
подъемностью 3 т . Высота подъема груза 5,5 м, вылет стрелы крана за борт не более 2 м.
Для питания электрокрана электроэнергией имеется свой вспомогательный дизельгонератор на 25 КВГ. Ток постоянный, на 230 В. Для отопления жилых помещений установлен небольшой па ровой котел.
Эти барки могут быть выполнены в двух вариантах: без спе циального оборудования - для генерального груза; о оборудова нием для перевозки только отдельных видов материальных средств.
М о р с к а я |
с у х о г р у з н а я |
н е с а м о х о д |
||
н а я |
б а р ж а |
т и п а |
М 2 5 0 |
- это одна из са |
мых распространенных барж. Корпус у нее металлический, цельно сварной, с округлой скулой, слегка наклонным форштевнем и плав ными обводами по ватерлинии. В кормовой части размещено машин ное отделение к жилые помещения. Все пространство между форпи ком и кормовым отсеком занято двумя сухогрузными трюмами. Но совой трюм имеет объем 245 м3, кормовой - 255 м3 . Над трюмами имеются грузовые люки размером 7,8 х 4 м. Между трюмами на верх ней палубе установлен электроручной полноповоротный кран грузо-