Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46

Г л а в а

У

ГРУЗОВМЕСТИМОСТЬ СТДШ

Понятие о грузовместимости

Грузовместимость судна - это объемная эксплуатационная техническая характеристика, показывающая, какое количество грузов по объему могут вместить все грузовые помещения судна.

Большинство грузовых помещений на судне имеет внутри раз­

личные

элементы набора (шпангоуты,

бимсы, пиллерсы, кницы)

и также

некоторое оборудование и устройства

(вентиляционные

шахты,

трубы судовых систем, трапы

и т .п .) .

Кроме того, судо­

вые помещения в носовой и кормовой частях корпуса судна всегда имеют криволинейные очертания, соответствующие его форме.

Поэтому одни грузы (например, песок) уложить между шпан­ гоутами, бимсами и другими устройствами в трюме можно, а дру­ гие (например, грузы в больших ящиках, кипах) - нельзя. Раз­ личие в форме грузов приводит к тому, что в одних и тех же грузовых помещениях можно разместить разное количество грузов по объему. Вот почему для каждого судна, в зависимости от рода груза,различают несколько видов грузовместимости. Основными из них являются грузовместимость в зерне и киповая. Кроме того, в практике эксплуатации судов пользуются еще двумя объемными харктѳристиками: удельной и регистровой вместимостями.

Грузовместимость

в

зерне

Грузовместимость в зерне w

3

-

это характеристика суд­

на при перевозке сыпучих грузов,

которые могут заполнить-

практичѳски все свободное пространство между шпангоутами, бим­ сами и другими судовыми конструкциями в проеме. К'таким грузам могут быть отнесены: уголь, песок, соль, мелкий щебень. Грузо­ вместимость в зерне (или навалом) очень близка к действитель­ ному объему грузовых помещений судна, так как сыпучим грузом можно заполнить самые незначительные пространства, куда штучные


47

грузы даже набольших, гаиаритов нѳ поместятся. Идеальным слу­ чаем измерения грузовместимости судна в зерне было бы изме­ рение объема помещении при заполнении их водой. Однако такое измерение делается только для наливных судов флота.

Грузовместимость киповая

Киповая грузовместимость W k служит критерием для оп­ ределения емкости грузовых помещений при перевозке штучных грузов: кип, ящиков, тюков, бочек. При перевозке названных грузов объем грузовых помещений практически не может быть использован полностью, так как даже при самой тщательной и плотной укладке всегда будут оставаться пустоты, в которые невозможно поместить кипу, ящик или бочку. Ввиду того, что полезный объем будет использован неполностью, грузовмести­ мость в кипах (или киповая грузовместимость) всегда меньше грузовместимости в зерне примерно на 5-І0>и.

Удельная грузовместимость

Для расчетов вместимости судов используются такие ха­ рактеристики, как удельная грузовместимость судна и удельный погрузочный объем.

Удельная грузовместимость ИГ (м3/т) показывает, какое количество кубических метров вместимости судна приходится на одну тонну его чистой грузоподъемности. Для определения этой величины используется следующее аналитическое выражение:

 

 

 

y f =

>

9

 

 

где

W

-

 

 

( )

м3;

 

грузовместимость

судна,

 

 

Д г

-

чистая

грузоподъемность Дсудна, т .

 

Величина

 

чистой

грузоподъемности

г

есть величина пере­

 

 

 

менная, зависящая от величины размещения на судне запасов. В связи с этим и функция от нее, т .ѳ . величина удельной грузо­ вместимости щГ судна также является величиной переменной.

Удельная грузовместимость судна вычисляется на каждый рейс, отдельно для киповоіі вместимости и вместимости в зерне. Если


48

удельная грузовместимость указана в паспортных данных судна, то в таком случае следует относить ее к киповой вместимости и чистой грузоподъемности судна при полных запасах и осадке по летнюю марку. Для большей части неспециализированных сухо­

грузных

судов

эта

величина имеет значения в пределах от

U T =

1 ,3 до

1,5

м3/ т .

 

 

 

Регистровая вместимости

В практике использования флотов грузовместимость судов принято измерять в так называемых регистровых тоннах. Одна регистровая тонна равна 2,83 м3 или 100 куб. футам. Таким образом, регистровая тонна является не мерой веса, а мерой объема, что позволяет применять эту характеристику как меж­ дународный термин для всех судов, в том числе и для судов, не предназначенных для систематической перевозки коммерческих

грузов

и пассажиров

(например,

для буксиров, килекторов, боевых

кораблей и т . п .) . Вместимость

судна, выраженная в регистровых

тоннах, называется регистровой вместимостью или регистровым

тоннажем.

 

вида регистровой вместимости:

 

Различают два

(обо­

-

полную или регистровую

вместимость

Б Р У Т Т О

-

значается W * ) ;

вместимость

Н Е Т Т О

(обозна­

чистую

или регистровую

 

чается

ІѴнр).

 

 

 

 

Полная регистровая вместимость судна представляет собой объем всех судовых помещений под верхней палубой и постоянных закрытых надстроек и рубок над ней за исключением помещений для штурманской и рулевой рубки, камбузов, санитарных узлов и помещений со спецаппаратуроіі, расположенных выше верхней палубы, пространства в тамбурах, люках.и шахтах, а также во­

дяных балластных цистерн в двойном дне, если они не могут быть использованы для перевозки грузов или судовых запасов.

Таким образом, полная регистровая вместимость применяется даже для таких судов, которые не имеют ни грузоподъемности, ни грузовместимости (кок, например, у буксирного катера, бое­ вого корабля).


4 9

Чистая регистровая вместимость может быть получена из

полной з результате

исключения из последней объема машинных

и котельных отсеков,

помещений, занятых механизмами, рулевой

и штурманской рубок,

всех помещений (жилых и санитарно-быто­

вых), отсеков и цистерн водяного балласта, расположенных вне двойного дна (если они используются для этой цели).

Регистровая вместимость (регистровый тоннаж) судов фик­

сируется в специальном судовом документе -

м е р и т е л ь ­

н о м

с в и д е т е л ь с т в е ,

которое

выдается Регистром

СССР (а

за границей -

подобными ему организациями) и должно

всегда

быть на судне

при плавании

вне территориальных вод.

Для перевода водоизмещения или полной грузоподъемности в показатели регистрового тоннажа удобно пользоваться следую­ щей аналитической зависимостью указанных величин.'

М * . и *

План вместимости судна

В процессе загрузки.или разгрузки судна часто исполь­ зуется специальная схема, на которой показано размещение, гео­ метрические размеры и грузовместимость всех грузовых помещений. Такая схема представляет собой чертеж продольного разреза суд­ на по диаметральной плоскости и называется планом вместимости судна.

На алане вместимости очень часто указываются также габа­ риты гр/зовых люков, количество грузовых стрел, лебедок, кра­ нов, планы палуб, грузоподъемность стрел, вылет их за борт и некоторые другие сведения.

План вместимости в значительной мера помогает более ка­ чественному составлению грузового плана.

4 З а к . № 2 р


50

Г л а в а

УІ

МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА И ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА

Понятие о мореходных качествах

Судно,' как инженерное сооружение, используемое на воде, должно обладать Определенными мореходными качествами. Основ­ ными из них являются:

-плавучесть;

-остойчивость;

-непотопляемость;

-ходкость;

-управляемость;

-подверженность качке.

Все названные мореходные качества судов, кораблей и пла­ вучих средств изучаются в одном из разделов науки о кораблях - теории корабля. Плавучесть, остойчивость и непотопляемость относятся к разделу, называемому статикой, а ходкость, управ­ ляемость и подверженность качке - к разделу, называемому дина­ микой корабля.

Совокупность всех мореходных качеств судов может быть обозначена и одним обобщающим термином - мореходностью. Этим словом моряки характеризуют способность судна сохранять удов­ летворительные показатели по каждому из мореходных качеств при определенном состоянии моря. В связи с этим и мореходность судна условно можно оценить в баллах состояния моря.

Например, если говорят, что судно обладает неограниченной мореходностью, это свидетельствует о способности судна совер­ шать безопасное плавание при любой погоде; если мореходность судна оценена в 7 баллов, то оно сохранит в безопасных преде­

лах

свои морзходные качества лишь при состоянии волнения моря

в 7

баллов.

 

Плавучесть судна.

Под плавучестью судна понимается эго способность сохранять сдое положение относительно поверхности воды, имея все предназ-

У

51

наченныѳ по роду службы грузы и выполняя определенные произ­ водственные функции.

Плавучесть есть самое необходимое качество судна, потеряв которое оно тонет, Когда судно плавает в спокойной воде, на него действуют две равные и противоположно направленные силы,

уравновешивающие друг друга.

определяется

как равно­

Первая

сила - сила тяжести, Она

действующая

веса самого судна и веса

в сего ,.ч т о на

нем нахо­

дится: грузов, запасов, экипажа, пассажиров. Сила

тяжести

на­

правлена всегда вертикально вниз (к

центру земли), под ее

вли­

янием судно стремится погрузиться в воду. Равнодействующая сил тяжести приложена в точке, называемой центром тяжести судна.

‘ Второй силой является равнодействующая всех сил поддержа­ ния. Она приложена в точке, называемой центром величины. Сила поддержания направлена всегда вертикально вверх и под ее влия­ нием судно стремится всплыть.

Для

того, чтобы судно не тонуло

и не

кренилось, необходимо

соблюдать

следующие

условия (см. рис.

9 ):

 

 

-

равенство

сил

тяжести

и сил поддержания;

 

-

действие

названных сил

в прямо противоположных направ­

лениях и по одной вертикали.

численно

равны водоизмещению судна

Поскольку силы тяжести

и силе

поддержания,

то водоизмещение можно считать одновремен­

но и мерой плавучести

судна.

Поэтому

если

судно имеет

водоиз­

мещение

J J g -

20

000

т ,

то это

значит,

что

оно обладает

и поло­

 

 

жительной плавучестью в 20 000 т . Итак, если водоизмещение, т .ѳ . величина водонепроницаемого объема корпуса судна, является ме­ рой плавучести, то чем больше этот объем, тем больше плавучесть и кроме того, чем большая часть водонепроницаемого объема кор­ пуса судна остается над поверхностью воды (выше ватерлинии),

тем большим будет

з а п а с

п л а в у ч е с т и .

Благодаря наличию запаса

плавучести судно может принять

дополнительно некоторое количество грузов в том числе и заборт­ ную волу при образовании пробоины в корпусе судна) и оставаться при этом на плаву. Обычно запас плавучести судов лежит в пре­ делах примерно 90-100$ от водоизмещения судна. Минимально до-