Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

70

подъѳмностью

2,5

т .

Высота

подъема^груза

6 ,7

м, вылет стрелы

 

крана за

борт

2

и.

 

электрокрана

в

машинном отделении

Для

обеспечения работы

установлен дизельгѳнератор

на,,25

кВт

переменного

тока напря­

жением 220 В . Для работы двигателя имеется запас

топлива 1,4

т

и смазочного

масла 0 ,2 т , хранящиеся

во вставных

цистернах.

В

кормовой

днищевой

 

цистерне

хранится

запас пресной воды в ко­

личестве

1,6

т .

 

баржи 447 т ,

грузоподъемность

250т , длина

Водоизмещение

наибольшая 44 м,

ширина 7,8

м; осадка в грузу

2,3 м. Мореход­

ность ограничена

состоянием

волны до 6 баллов

и удалением от

берега не более

100 миль.

 

 

Р е й д о в а я

с а м о х о д н а я

с у х о г р у з ­

н а я

б а р ж а

т и п а

Р - 5 0

-

это типичная одно­

палубная баржевая конструкция. Водоизмещение баржи в грузу

123 т ,

грузоподъемность 50 т ,

длина наибольшая 24,6 м, шири­

на 5 ,5

м,

осадка

максимальная

1,75 м. На барже установлен один

двигатель

марки

ЗД6

мощностью 176 л .с .

Скорость хода 8 ,9 узла.

По запасу топлива и масла дальность плавания может быть опреде­ лена в 250 миль. Мореходность баржи ограничена прибрежным пла­ ванием при волнении моря не более четырех баллов.

По внешнему виду баржа может быть отнесена к судовым конструкциям с машиной в корне и слабо развитой кормовой над­ стройкой. Собственно вся надстройка представлена двухъярусной

рубкой.

За рубкой расположен световой люк

в машинное отделение

и спасательная шлюпка, а на крыше рубки -

открытый ходовой

мостик.

К передней стенке рубки крепится

мачта для несения

сигнальных огней и флагов.

В нос от рубки расположены два грузовых трюма. Между трю­

мами на

палубе установлен ручной полнопово'ротный кран грузо­

подъемностью I

т , с вылетом стрелы

за

борт 1,3 м и высотой

подъема

груза

4 м.

м3 *и 61

м3,

а размеры люков

над

Трюмы имеют объемы 63

ними -

4x2,8

м.

установлен

вспомогательный

котел

На

барже

для отопления


71

72

КВС-8 с поверхностью нагрева 2 ,4 и давлением пара 2 кг/см^. Для обеспечения работы электрокрана, насосов и другого обору­ дования, а также для освещения жилых и служебных помещений на барже установлен генератор мощностью 1,2 кВт постоянного тока напряжением 24 Б .

Корпус баржи имеет подкрепление набора и утолщенный лист обшивки в районе переменной ватерлинии, что позволяет исполь­ зовать ее в мелкобитом льду замерзающих районов моря.

Наливные суда и плавучие средства

Танкеры и водолеи - это морские наливные специализирован­ ные суда, предназначенные только для. перевозки жидких грузов наливом, т .ѳ . без тары.

Они завоевывают все большее место в системе организации снабжения горюче-смазочными материалами и водой подводных ло­ док и надводных кораблей, вспомогательных судов, а также авиа­ ции и сухопутных войск, действующих на приморском фронте.

Танкеры историей своего развития неразрывно связаны с кораблестроением в России. Еще в 1878 году на Волге был постро­ ен специальный наливной пароход "Зоростр". Позже, в 1882 г . , на Каспийском море между Баку и Астраханью начал курсировать второй нефтевоз "Спаситель". На нем впервые машинное отделение было установлено в корме, что стало классическим образцом для постройки танкеров во всем мире вплоть до наших дней.

На большинстве танкеров и водолеев машинное отделение и надстройка для жилья личного состава расположены в кормовой части судаа. На сверхбольших танкерах.(так называемых "супер­ танкерах" водоизмещением более 70 тыс.т) надстройка для ходово­ го мостика делается в середине судна. Поверх палубы, на кото­ рой расположено множество трубопроводов для приема и отдачи гр уза, клапанных коробок, устроен переходный мостик, "тот мостик и отсутствие жесткого фальшборта придают танкером и

водолеям ту характерную внешность, которая отличает их от всех других судов (рис. 12).

73

Почти все танкеры имеют дизельэлѳктрическую энергетичес­ кую установку, т .е . они являются теплоходами. Это создает боль­ шую безопасность при столь огнеопасном грузе, который они пере­ возят. Главная опасность на танкере - пожар или взрыв паров топ­ лива. Поэтому на них смонтированы мощные пожаротушительныѳ си­ стемы (водяные, пенообразующие, углекислотные, газовые и д р .) .

 

Для откачивания больших количеств жидких грузов на танке­

рах устанавливаются

очень мощные (производительностью до 800

т/ч) перекачивающие

насосы.

 

 

Танкеры, предназначенные для перевозки тяжелых нефтепро­

дуктов (например,мазута), оборудуются

системами для подогрева

топлива в танках в холодное время года. Если таких устройств

не

будет, то при низких температурах наружного воздуха и воды

перекачивание нефтепродуктов весьма затрудняется, а иногда и

невозможно, так как

их вязкость резко

возрастает. Подогрев

нефтепродуктов в танках осуществляется при помощи змеевиков,

по

которым пропускается пар. Змеевики располагаются по всей дли­

не

танков, а также у места забора топлива - в приемных колод­

цах вокруг концов приемных труб. Большое количество морских

наливных судов в мирное время входит в состав гражданского

фло­

т а . Только небольшое число быстроходных танкеров среднего

и

малого тоннажа, а также большинство водолеев строится специаль­ но для Военно-Морского флота.

Рассмотрим тактико-технические данные некоторых танкеров,

Т а н к е р г р у з о п о д ъ е м н о с т ь ю 3000 т представляетсобой судно трехостровного типа с сильно развитой

кормовой

надстройкой.

Водоизмещение

судна 7100 т ,

длина 120 м,

ширина Іб

м, осадка

в

грузу 6,54

м.

На танкере установлено

два

дизеля мощностью по

2200 л . с . , что

обеспечивает скорость

судну

в 17 узлов. Конструкция корпуса и наличие хорошего

 

навигацион­

 

иметь не­

ного оборудования и средств связи позволяют танкеру

 

 

 

ограниченную мореходность.

 

 

помещения большей

В кормовой надстройке размещены жилые

машинвое отделение,

части команды, хозяйственно-бытовые

отсеки,

и

ряд

 

под­

 

 

провизионные кладовые,

румпельноѳ отделение

 

 

 

 

собных помещений. Средняя надстройка имеет два яруоа. В нижнем

Зак.ІС42р


74

ярусе расположено несколько кают и служебных помещений, во втором ярусе - радиорубка, штурманская и рулевая рубки, хо­ довой мостик. Все три надстройки соединены между собой высо­

ким (на уровне полубака

и полуюта) переходным мостиком. Суд­

но имеет две мачты и две

полумачты для крепления двух спе­

циальных грузовых устройств.

По запасам топлива, смазочных масел и воды танкер имеет дальность плавания в 4000 миль. Танкер имеет многоцелевое назначение, так как все его танки делятся по роду перевозимого груза на несколько групп. Он может одновременно перевозить между базами нефтепродукты нескольких видов, обеспечивать ими корабли в море на ходу, а также в местах рассредоточенной стоянки. Одвим из вариантов загрузки танкера можно считать одновременную перевозку 1500 т мазута, 800 т дизельного топ­ лива, 100 масел, 500 т питьевой и котельной воды и 100 т су ­ хих грузов.

Для выдачи жидких грузов танкер оборудован тремя топливопѳрокачивающими поршневыми насосами производительностью 200 т /ч , одним маслоперекачивающим насосом производительностью 60 т/ч и одним водоперекачивающим насосом производитель­ ностью 100 т/ч . Для.погрузки и выгрузки сухих грузов имеются

три грузовые стрелы. Одна стрела на фокмачте грузоподъемностью 1 ,5 т (обслуживает носовой сухогрузный трюм) и две на полумачтах грузоподъемностью по 2,5 т (обслуживают кормовой сухо­

грузный

трюм). Средний вылет стрел

за борт до

2,5 м.

На

танкере есть приспособление

для передачи грузов в мо­

ре на ходу как

кильватерным, так и

траверзным способом.

На судне

имеются все системы,

необходимые

морским судам

такого предназначения: пожаротушитѳльная, осушительная, ото­ пительная, система водяной защиты, а также якорное, швартов­ ное, рулевое, грузовое и другие устройства.

Водолеи

- это суда, доставляющие воду

на корабли.

Появи­

лись они как

результат применения в военном

кораблестроении

паровых котлов высокой производительности и повышения,

в связи

с этим, требований к качеству котельной воды.

 


75

Рио. 13 Танкер.

76

Основное назначение водолеев заключается в обеспечении кораблей и судов водой в море, в местах рассредоточенного ба­ зирования и в базах.

Водолеи могут перевозить и подавать на корабли техни­

ческую (котельную), питьевую воду и дистиллат.

150 до

5000т

На флотах имеются водолеи водоизмещением

от

и грузоподъемностью от 50 до 1500 т .

 

водоизмещением

В о д о л е й

т и п а В - 1 0 0 0

2300 т имеет длину

81 м, ширину І2м,

осадку

3

м.

Машинная

установка мощностью 1600 л .с . позволяет

развивать

судну

ско­

рость хода в 12 узлов. Мореходность неограниченная. Грузоподъ­ емность 1000 т воды.

По внешнему виду водолей напоминает танкер, так как имеет низкий надводный борт, удлиненный полуют с надстройкой в корме и короткий полубак. Весь объем в нос от кормовой над­ стройки занят отсеками под воду или, как их называют, водяны­ ми танками. Всего их 4 , в них можно хранить 4-00 т котельной и 600 т питьевой воды. 'В качестве резерва объема под техни­ ческую воду можно считать 4 балластных отсека еще на 160 т воды.

Для перевозки сухих грузов используется трюм объемом 164 м3. Над трюмом установлена грузовая стрела грузоподъем­ ностью в 3 т и вылетом за борт до 3 м.

Водолей имеет хорошее навигационное оборудование, сов­ ременную аппаратуру связи . Дальность плавания лимитируется запасом топлива и исчисляется в 3000 миль при ІО-узловой ско­ рости хода.

Судно хорошо электрифицировано. Энергии, вырабатываемой четырьмя дизѳльгѳнѳраторами, достаточно для питания всех насосов, аппаратуры, приборов и бытовых нужд экипажа судна. Для перекачивания воды на корабли-потребители применяется три грузовых электронасоса, производительность каждого но 106 т/ч.

Пост выдачи воды потребителям расположен на верхней палубе у

надстройки и имеет разветвления для подачи воды одновременно по 6 шлангам.

Специальное приспособление позволяет передавать воду ко­ раблям в море на ходу. В комплект этого приспособления входят


7?

влавги и троен для их поддержания, автоматическая лебедка и рольганг, по которому шланг скользит при подаче его на корабльпотребитель.

Передачу воды на ходу можно производить кильватерным или траверзным способом при состоянии моря до 7 баллов. Боду мож­ но подавать одновременно на два корабля при скорости хода

7-10 узлов.

Наливные баржи имеют весьма широкое применение на флотах. Из несамоходных наливных плавсредств наиболее часто исполь­

зуется

р е й д о в а я

н а л и в н а я

б а р ж а

т и п а

Б Н Н 2

5 0 .

 

 

т , грузоподъемность

Водоизмещение

баржи в полком грузу 475

250 т .

Длина наибольшая 40

и, ширина 6 ,4

м,

осадка в грузу

2,53 м (порожнем до I м ).

 

развитым полуютом и

Корпус цельносварной конструкции с

слегка

приподнятым

полубаком. На полуюте

находится кормовая

рубка. В помещениях под полуютом расположены жилые каюты, ма- шшгао-васосное и котельное отделения.

Девятью водонепроницаемыми переборками весь корпус делит­

с я на ІО отсеков. Из них

4 заняты

под жидкий груз

и имеют объем

по 90,2 и3. Для грузовых

операций

применяются два

поршневых

аасоеа производительностью по 40

т/ч . Для их работы имеется

два двигателя. Подогрев мазута в танках предусмотрен,

но

ис­

точника пара ва судне нет, и пар

необходимо принимать

или

с

берага, или с корабля, которому передается топливо.

Баржа рассчитана на перевозку одного сорта топлива. Райт­ ов плававши баряамірибрѳжный рейдовый. Очень часто баржи данвой кеветрукдаи используются в качестве плавучих емкостѳйсзаадов жидкого топлива. Практически без существенного пере­

оборудования

они используются и для перевозки воды, т .ѳ .

в качестве рейдового водолея.

 

Для буксировки

Буксиры флота

и плавучих средств,

морем несамоходных судов

з также

боевых

кораблей, потерявших ход,

применяются

буксира (ем .

рае. 1

3 ). Они используются также

для ввода и вы­