Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
5ü
О
а
й
cd
PQ
«
и
cd
СО
&н
о
о
о CÖ
р? Е-»
X
СЭ
J2
Ж О
аз 53 m
о
м
a
X
X
о
РЭ
о
S
Ow
53
пустимый запас плавучести устанавливается Регистром СССР
или специальными службами ВМФ, ведущими наблюдение за построй кой и эксплуатацией кораблей и судов флота. Формальным призна ком установленного запаса плавучести служит установленная Ре гистром минимальная высота надводного борта судна. Она соот ветствует максимально допустимой его загрузке при данных ус ловиях плавания.
|
|
Остойчивость судна |
|
||
|
|
Остойчивость есть способность судна, выведенного из сос |
|||
тояния равновесия внешними силами (ветер, волна, удар |
кор |
||||
пусом |
другого судна |
и |
т .п .) , возвращаться в . первоначальна« |
||
положение после прекращения действия этих сил. |
|
||||
|
|
Остойчивость очень важное мореходное качество, с утратой |
|||
которого судно опрокидывается. |
|
||||
|
|
Рассмотрим физическую сущность остойчивости судна при |
|||
сравнительно малых углах |
его накрѳнѳния (рис, 9 ). |
|
|||
0 |
. |
Пусть судно накренилось на правый борт на какой-то угол |
|||
|
Так как при этом |
перемещения грузов на судне не |
было, |
центр тяжести останется в прежнем положении. Положение центра величины изменится, так как при накренении судна изменяется объем его подводной части. Центр величины из диаметральной пло скости перемещается в сторону крена. Так как сила тяжести и . сила поддержания уже не находятся на одной вертикали, то об разуется пара сил (две равные силы, противоположно направлен ные, и плечо между' ними). Момент этой пары сил Me противо действует кренящему. моменту и стремится вернуть судно в перво начальное положение. Такой момент называется восстанавливающим. Чем больше восстанавливающий момент, тем больше остойчивость
судна.
Так как восстанавливающий момент равен произведению одной :;з сил пары па плечо, аналитическое выражение его будет иметь
вид |
М.-ДGK |
I«) |
|
|
44
где |
ЬЛ |
- плечо восстанавливающей |
пары сил. лоно, что чем боль- |
|||||||||
иѳ это плечо, тем остойчивость судна при данном водоизмещении |
|
|||||||||||
будет больше. |
|
|
|
|
|
|
силы поддержания с |
диа |
|
|||
|
Точка пересечения линии действия |
|
||||||||||
метральной плоскостью |
М |
называется |
п о п е р е ч н ы м |
|
||||||||
м е т а ц е н т р о м , |
а расстояние между поперечным метацент |
|||||||||||
ром и центром тяжести судна |
Q |
- |
п о п е р е ч н о й |
м е |
||||||||
т а ц е н т р |
и ч е с к о й |
|
|
в ы с о т о й . |
Она обозначает |
|||||||
ся |
h |
и имеет второе |
название |
- |
малая метацентрическая |
высота. |
||||||
Из рис. |
9 , 10 |
видно, |
чем больше метацентрическая высота |
h |
, |
|||||||
|
тем больше плечо, а поэтому больше и восстанавливающий момент. Следовательно, малая метацѳнтрическая высота является мерой остойчивости судна.
При продольных накрѳнениях судна на небольшой угол 7* фи-ичѳская сущность остойчивости подобна только что рассмотрен ной для поперечных накрѳнѳний. Мерой остойчивости при этом слу жит продольная мѳтацентрическая высота. Она обозначается через (-) и. имеет также второе название - большая метацентрицеская
высота.
По взаимному расположению метацентра и центра тяжести можно судить о начальной остойчивости судна. Так, при положе нии метацентра выше центра тяжести судна после прекращения
действия кренящего момента |
центр |
величины всегда возвратится |
в первоначальное положение, |
т .ѳ . |
судно в таком положении имеет |
положительную мѳтацентрическую высоту и находится в остойчивом положении.
При положении метацентра ниже центра тяжести поперечная мѳтацѳвтрическая высота имеет отрицательное значение. Судно вѳостойчизо. Даже от незначительного наклона оно может опро кинуться.
При совпадении центра тяжести и метацентра метацентри ческая высота и восстанавливающий момент равны нулю. В такой положении судно также считается неостойчивым.
■ Непотопляемость судна
Непотопляемостью судна называется способность судна оста ваться на плаву после затопления одного или нескольких отсе-
55
Рис. ІО |
Зависимость |
восстанавливающего |
момента |
|
от водоизмещения, метацѳнтричѳской высоты |
||
ков вследствие |
и угла крена. |
при этом в |
|
повреждения |
корпуса и сохранять |
||
возможной степени мореходные качества. |
|
||
Непотопляемость судна |
обеспечивается разделением корпуса _ |
судна на большое количество водонепроницаемых отсеков и устрой ством специальных общесудовых систем. Современные суда строятся так , чтобы при затоплении одновременно одного-двух'смежных“ отсеков они оставались на плаву.
Главным последствием затопления отсеков является потеря судном остойчивости и плавучести. Могут быть случаи, когда, и при наличии достаточного запаса плавучести судно может опро кинуться из-за потери им остойчивости. Вот почему при получе
нии судном пробоин и проникновении воды внутрь корпуса |
необ |
||||
ходимо : |
забортную |
воду в отсеки |
противоположного |
борта |
|
- |
принять |
||||
для |
спрямления судна; |
и прекратить |
_____________ |
воды |
|
- |
заделать |
пробоину |
доступ забортной |
внутрь корпуса;
56
~ откачать забортную воду или перепустить ее в цистерны или помещения, расположенные более низко. Все перечисленные мероприятия способствуют увеличению непотопляемости судна.
В целях быстрого решения перечисленных задач по непо топляемости судов используются заранее составленные таблицы непотопляемости или специальные электронно-вычислительные машины.
Ходкость ;удна
Ходкость судна характеризует его способность перемещаться по водной поверхности с определенной скоростью в заданном
направлении |
при расчетной мощности главных двигателей. |
Ходкость |
зависит от величины и формы корпуса судна, мощ |
ности его главной энергетической установки и состояния вод ной поверхности.
Необходимым условием ходкости является наличие на судне главных механизмов, которые приводят во вращение движители (винты) и , тем самым, создают упорное давление, достаточное для обеспечения поступательного движения судна с заданной
скоростью. |
из двух судов, которые имеют одинаковую |
мощность |
|
Если |
|||
главной энергетической установки, в одних и |
тех же |
погодных |
|
условиях |
одно движется быстрее другого, то |
говорят, что та |
|
кое судно |
имеет'большую ходкость. |
|
|
Управляемость судна
Под управляемостью судна понимается его способность дви гаться по заданной траектории. Так как траектория может быть прямолинейной и криволинейной, различают такие качества судна, как устойчивость его на курсе и поворотливость. Устойчивость на курсе заключается в способности судна не уходить с задан-
y. )
Разработаны великим русским ученым Хоилоьоя А.Н.
ного курса (не рыскать на курсе). Поворотливость - это спо собность судна изменять траекторию двикения по заданию. Ус тойчивость на курсе зависит от степени воздействия внешних условий на судно и опытности рулевого. Показателями устойчи вости судна на курсе являются величины углов рыскания и число перекладок руля в единицу времени для удержания судна на курсе. Устойчива! считается судно, для удержания которого на курсе
требуется перекладывать руль не чаше четырех-шести раз |
в ми |
||
нуту на угол не более 3° |
на каждый борт. |
|
|
|
Поворотливость мало |
зависит от внешних условий плавания |
|
и харктѳризуѳтся величиной диаметра циркуляции. |
|
||
ллине |
Мерой циркуляции служит отношение диаметра циркуляции к |
||
судна. |
|
|
|
ляции |
Обычно при полной перекладке руля на борт диаметр цирку |
||
судов составляет от |
5 до 10 длин судна. |
|
|
|
Лучшей поворотливостью обладают суда с меньшей осадкой, |
||
большей площадью руля, меньшей длиной. и. большей шириной |
кор |
||
пуса. |
|
|
|
Ввиду того, что на малой скорости хода большие суда плохо управляемы, на них устанавливаются специальные подруливающие устройства. Подруливающее устройство (винты, установленные под углом к диаметральной плоскости судна) заменяет для судна дей ствие струи воды на перо руля и позволяет иметь поперечные пере мещения даже без поступательного двикения судна вперед.
Качка судна |
- это |
Качка |
судна |
|
отклонение судна от прямого положения |
||||
под воздействием |
волн. |
Качка |
бывает бортовой |
(когда судно ка |
чается с борта на |
борт), килевой (если судно |
качается с коса |
на корму) и смешанной (когда судно под воздействием волнения одновременно имеет бортовуго и килевую качку, а также переме
щается в вертикальном направлении). |
|
||
Качка обуславливает: |
и устройств; |
||
- |
ухудшение |
условий работы механизмов |
|
- |
уменьшение |
скорости хода и ухудшение |
управляемости |
судна; |
|
|
|
оа к.ІС 42р
58
- укачивание и потерю работоспособности экипажа судна. Способность судна противодействовать качке - ванное его
мореходное качество.
• Для уменьшения воздействия волн и качки на судах уста навливают различные устройства и системы для успокоения качки путем уменьшения амплитуды и увеличения периода колебаний кор п уса . Существуют пассивные и активные успокоители качки. Из пассивных успокоителей наибольшее применение получили боковые кили - металлические полосы, идущие вдоль борта в подводной части корпуса.
Активные успокоители качки требуют для своей работы внеш них источников энергий и автоматического управления,синхронного с режимом действия волн. Наибольшее распространение в качестве
успокоителей качки имеют бортпвые управляемые рули, |
активные |
|||
цистерны и гироскопы. |
живучесть судна |
|
|
|
|
Борьба за |
молнии |
и |
|
В результате воздействия |
стихии (волн, ветра, |
|||
т .п .) , неправильной эксплуатации или несовершенства |
техники, |
|||
а также воздействия оружия противника судно может получить |
|
|||
повреждения. Поэтому оно, должно обладать определенной живу |
|
|||
честью, т .е . способностью противостоять повреждениям, чтобы |
и |
|||
личный состав |
судка имел возможность устранить повреждения |
|||
приступить к |
вьйіолвению своих |
осноеных обязанностей. |
|
Главными элементами живучести являются:
-обеспечение непотопляемости;
-обеспечение взрывобезопасности;
-выносливость техники к повреждениям;
-обеспечение пожаробезопасности.
Названные элементы зависят от конструкции корпуса, ка чества технических средств и организационно-технических меро приятии, которые выполняются личным составом. Действия лич ного состава по обеспечению живучести судна называются о о р ь б о к за живучесть.