Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О

а

й

cd

PQ

«

и

cd

СО

о

о

о

р? Е-»

X

СЭ

J2

Ж О

аз 53 m

о

м

a

X

X

о

РЭ

о

S

Ow

53

пустимый запас плавучести устанавливается Регистром СССР

или специальными службами ВМФ, ведущими наблюдение за построй­ кой и эксплуатацией кораблей и судов флота. Формальным призна­ ком установленного запаса плавучести служит установленная Ре­ гистром минимальная высота надводного борта судна. Она соот­ ветствует максимально допустимой его загрузке при данных ус­ ловиях плавания.

 

 

Остойчивость судна

 

 

 

Остойчивость есть способность судна, выведенного из сос­

тояния равновесия внешними силами (ветер, волна, удар

кор­

пусом

другого судна

и

т .п .) , возвращаться в . первоначальна«

положение после прекращения действия этих сил.

 

 

 

Остойчивость очень важное мореходное качество, с утратой

которого судно опрокидывается.

 

 

 

Рассмотрим физическую сущность остойчивости судна при

сравнительно малых углах

его накрѳнѳния (рис, 9 ).

 

0

.

Пусть судно накренилось на правый борт на какой-то угол

 

Так как при этом

перемещения грузов на судне не

было,

центр тяжести останется в прежнем положении. Положение центра величины изменится, так как при накренении судна изменяется объем его подводной части. Центр величины из диаметральной пло­ скости перемещается в сторону крена. Так как сила тяжести и . сила поддержания уже не находятся на одной вертикали, то об­ разуется пара сил (две равные силы, противоположно направлен­ ные, и плечо между' ними). Момент этой пары сил Me противо­ действует кренящему. моменту и стремится вернуть судно в перво­ начальное положение. Такой момент называется восстанавливающим. Чем больше восстанавливающий момент, тем больше остойчивость

судна.

Так как восстанавливающий момент равен произведению одной :;з сил пары па плечо, аналитическое выражение его будет иметь

вид

М.-ДGK

I«)

 

 


44

где

ЬЛ

- плечо восстанавливающей

пары сил. лоно, что чем боль-

иѳ это плечо, тем остойчивость судна при данном водоизмещении

 

будет больше.

 

 

 

 

 

 

силы поддержания с

диа­

 

 

Точка пересечения линии действия

 

метральной плоскостью

М

называется

п о п е р е ч н ы м

 

м е т а ц е н т р о м ,

а расстояние между поперечным метацент­

ром и центром тяжести судна

Q

-

п о п е р е ч н о й

м е ­

т а ц е н т р

и ч е с к о й

 

 

в ы с о т о й .

Она обозначает­

ся

h

и имеет второе

название

-

малая метацентрическая

высота.

Из рис.

9 , 10

видно,

чем больше метацентрическая высота

h

,

 

тем больше плечо, а поэтому больше и восстанавливающий момент. Следовательно, малая метацѳнтрическая высота является мерой остойчивости судна.

При продольных накрѳнениях судна на небольшой угол 7* фи-ичѳская сущность остойчивости подобна только что рассмотрен­ ной для поперечных накрѳнѳний. Мерой остойчивости при этом слу­ жит продольная мѳтацентрическая высота. Она обозначается через (-) и. имеет также второе название - большая метацентрицеская

высота.

По взаимному расположению метацентра и центра тяжести можно судить о начальной остойчивости судна. Так, при положе­ нии метацентра выше центра тяжести судна после прекращения

действия кренящего момента

центр

величины всегда возвратится

в первоначальное положение,

т .ѳ .

судно в таком положении имеет

положительную мѳтацентрическую высоту и находится в остойчивом положении.

При положении метацентра ниже центра тяжести поперечная мѳтацѳвтрическая высота имеет отрицательное значение. Судно вѳостойчизо. Даже от незначительного наклона оно может опро­ кинуться.

При совпадении центра тяжести и метацентра метацентри­ ческая высота и восстанавливающий момент равны нулю. В такой положении судно также считается неостойчивым.

■ Непотопляемость судна

Непотопляемостью судна называется способность судна оста­ ваться на плаву после затопления одного или нескольких отсе-


55

Рис. ІО

Зависимость

восстанавливающего

момента

 

от водоизмещения, метацѳнтричѳской высоты

ков вследствие

и угла крена.

при этом в

повреждения

корпуса и сохранять

возможной степени мореходные качества.

 

Непотопляемость судна

обеспечивается разделением корпуса _

судна на большое количество водонепроницаемых отсеков и устрой­ ством специальных общесудовых систем. Современные суда строятся так , чтобы при затоплении одновременно одного-двух'смежных“ отсеков они оставались на плаву.

Главным последствием затопления отсеков является потеря судном остойчивости и плавучести. Могут быть случаи, когда, и при наличии достаточного запаса плавучести судно может опро­ кинуться из-за потери им остойчивости. Вот почему при получе­

нии судном пробоин и проникновении воды внутрь корпуса

необ­

ходимо :

забортную

воду в отсеки

противоположного

борта

-

принять

для

спрямления судна;

и прекратить

_____________

воды

-

заделать

пробоину

доступ забортной

внутрь корпуса;

56

~ откачать забортную воду или перепустить ее в цистерны или помещения, расположенные более низко. Все перечисленные мероприятия способствуют увеличению непотопляемости судна.

В целях быстрого решения перечисленных задач по непо­ топляемости судов используются заранее составленные таблицы непотопляемости или специальные электронно-вычислительные машины.

Ходкость ;удна

Ходкость судна характеризует его способность перемещаться по водной поверхности с определенной скоростью в заданном

направлении

при расчетной мощности главных двигателей.

Ходкость

зависит от величины и формы корпуса судна, мощ­

ности его главной энергетической установки и состояния вод­ ной поверхности.

Необходимым условием ходкости является наличие на судне главных механизмов, которые приводят во вращение движители (винты) и , тем самым, создают упорное давление, достаточное для обеспечения поступательного движения судна с заданной

скоростью.

из двух судов, которые имеют одинаковую

мощность

Если

главной энергетической установки, в одних и

тех же

погодных

условиях

одно движется быстрее другого, то

говорят, что та­

кое судно

имеет'большую ходкость.

 

 

Управляемость судна

Под управляемостью судна понимается его способность дви­ гаться по заданной траектории. Так как траектория может быть прямолинейной и криволинейной, различают такие качества судна, как устойчивость его на курсе и поворотливость. Устойчивость на курсе заключается в способности судна не уходить с задан-

y. )

Разработаны великим русским ученым Хоилоьоя А.Н.


ного курса (не рыскать на курсе). Поворотливость - это спо­ собность судна изменять траекторию двикения по заданию. Ус­ тойчивость на курсе зависит от степени воздействия внешних условий на судно и опытности рулевого. Показателями устойчи­ вости судна на курсе являются величины углов рыскания и число перекладок руля в единицу времени для удержания судна на курсе. Устойчива! считается судно, для удержания которого на курсе

требуется перекладывать руль не чаше четырех-шести раз

в ми­

нуту на угол не более 3°

на каждый борт.

 

 

Поворотливость мало

зависит от внешних условий плавания

и харктѳризуѳтся величиной диаметра циркуляции.

 

ллине

Мерой циркуляции служит отношение диаметра циркуляции к

судна.

 

 

ляции

Обычно при полной перекладке руля на борт диаметр цирку­

судов составляет от

5 до 10 длин судна.

 

 

Лучшей поворотливостью обладают суда с меньшей осадкой,

большей площадью руля, меньшей длиной. и. большей шириной

кор­

пуса.

 

 

 

Ввиду того, что на малой скорости хода большие суда плохо управляемы, на них устанавливаются специальные подруливающие устройства. Подруливающее устройство (винты, установленные под углом к диаметральной плоскости судна) заменяет для судна дей­ ствие струи воды на перо руля и позволяет иметь поперечные пере­ мещения даже без поступательного двикения судна вперед.

Качка судна

- это

Качка

судна

 

отклонение судна от прямого положения

под воздействием

волн.

Качка

бывает бортовой

(когда судно ка­

чается с борта на

борт), килевой (если судно

качается с коса

на корму) и смешанной (когда судно под воздействием волнения одновременно имеет бортовуго и килевую качку, а также переме­

щается в вертикальном направлении).

 

Качка обуславливает:

и устройств;

-

ухудшение

условий работы механизмов

-

уменьшение

скорости хода и ухудшение

управляемости

судна;

 

 

 

оа к.ІС 42р


58

- укачивание и потерю работоспособности экипажа судна. Способность судна противодействовать качке - ванное его

мореходное качество.

• Для уменьшения воздействия волн и качки на судах уста­ навливают различные устройства и системы для успокоения качки путем уменьшения амплитуды и увеличения периода колебаний кор­ п уса . Существуют пассивные и активные успокоители качки. Из пассивных успокоителей наибольшее применение получили боковые кили - металлические полосы, идущие вдоль борта в подводной части корпуса.

Активные успокоители качки требуют для своей работы внеш­ них источников энергий и автоматического управления,синхронного с режимом действия волн. Наибольшее распространение в качестве

успокоителей качки имеют бортпвые управляемые рули,

активные

цистерны и гироскопы.

живучесть судна

 

 

 

Борьба за

молнии

и

В результате воздействия

стихии (волн, ветра,

т .п .) , неправильной эксплуатации или несовершенства

техники,

а также воздействия оружия противника судно может получить

 

повреждения. Поэтому оно, должно обладать определенной живу­

 

честью, т .е . способностью противостоять повреждениям, чтобы

и

личный состав

судка имел возможность устранить повреждения

приступить к

вьйіолвению своих

осноеных обязанностей.

 

Главными элементами живучести являются:

-обеспечение непотопляемости;

-обеспечение взрывобезопасности;

-выносливость техники к повреждениям;

-обеспечение пожаробезопасности.

Названные элементы зависят от конструкции корпуса, ка­ чества технических средств и организационно-технических меро­ приятии, которые выполняются личным составом. Действия лич­ ного состава по обеспечению живучести судна называются о о р ь б о к за живучесть.