Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
78
вода больших кораблей и судов в гавани и из гаваней, для перестановки кораблей от одного причала к другому, при букси ровке морских мишеней и судов-целей.
Буксиры могут быть с морским (морские буксиры) и рейдовым районом плавания (рейдовые буксиры).
Б практике кораблестроения утвердилась определенная кон струкция морских буксиров. Обычно это однопалубные, сравнитель но. низкобортные суда с удлиненным полубаком и закрытым фаль шбортом длиной 25-45 ы и водоизмещением от 300 до 1500 т . Ввиду малой абсолютной величины надводного борта буксиров (1-1,5 м)
и больших морских переходов, совершаемых ими, принимаются кон структивные меры для защиты буксиров от воздействия вкатыва ющихся на их палубу волн, К ним относятся удлинение полубака на значительную длину, обеспечение плотного закрытия световых люі.ов, дверей и шахт вентиляции, а такие конструктивное усиле ние набора и отдельных его элементов. На морских буксирах всег да предусматриваются жилые помещения для экипажа из расчета круглосуточной трехсменной вахты. Жилые помещения обычно рас
полагаются в надстройке бака и на |
платформе под ним, а |
иногда |
||
и в |
кормовой |
части судна на платформе за машинным отделением. |
||
Б надстройке |
на полубаке размещены радиостанции, каюта |
капита |
||
на, |
рулевая |
и штурманская рубки и открытый мостик. |
|
|
|
В кормовой части в конце надстройки (за машинным капом |
|||
или над ним) устанавливается буксирное устройство. Оно |
состоит |
|||
из |
буксирной |
лебедки, буксирного |
гака, защитных дуг и битен |
гов . Современные буксирные лебедки делаются большими, с бара-г ' баном, рассчитанным на несколько сот метров буксирного троса. Работает лебедка автоматически. При натяжении троса до опреде ленного (расчетного) предела лебедка потравливает буксирный трос, а при ослаблении - выбирает его слабину, держа трос на установленной длине и не допуская рывков чрезмерной величины. Буксирная лебедка устанавливается или на кормовой верхней па лубе за надстройкой, или заключается в кормовую часть надстрой ки, задняя стенка которой имеет прорезь для буксирного троса.
Трос с барабана лебедки идет в буксирный клюз, устроен ный в кормовом фальшборте. Буксирные клюзы имеют, как правило, горизонтальные и вертикальные ролики, которые предохраняют трос от перетирания. Такое закрепление буксирного троса возможно на
79
морском буксире, так как при дальних буі бровках ему не тре буется большой поворотливости.
Для возможности буксировки на.коротком тросе в стесненной акватории, кроме буксирной лебедки, на каждом морском буксире есть буксирный гак . На морских буксирах, предназначенных для буксировки нефтеналивных барж, на дымовых трубах от котлов и камбузов, а также на выхлопных трубах от двигателей устанавли вают искроуловительные и искрогасительные устройства.
Е отличие от морских рейдовые буксиры имеют меньшие раз
меры (длина до 25 |
м, водоизмещение до 350 |
т ) , меньшую осадку |
и высоту борта (до |
Ім) и, самое основное, |
меньшую мореходность, |
что позволяет.их использовать только вблизи баз, без выхода в открытое море, основная работа, которую выполняют рейдовые буксиры, - буксировка кораблей и судов большбго водоизмещения в пределах порта, гавани, а также буксировка несамоходных пла вучих средств в пределах гавани. На рейдовых буксирах нет радиолокационных средств, гирокомпасов и зачастую даже средств радиосвязи.
Условия работы в стесненных акваториях привели к наиболее рациональной конструкции рейдовых буксиров. Современный рейдо вый буксир представляет собой гладкопалубное судно с фальшбор том по всей длине. Сѳдловатость палубы делается больше обычной (особенно в нос) для лучшей всхожести судна на волну при вы ходе буксира на рейд. Наоборот, кормовая часть судна делается
низкой |
с целью понижения места расположения буксирного |
устрой |
ст в а. |
Корма делается скругленной формы с большим навесом |
над |
водной части над ватерлинией, чтобы буксир мог легко отойти от
корабля, судна или пирса |
и не повредил |
при этом гребной винт |
|
и руль |
(нависающая ферма |
кормы защитит |
и х ). |
Как |
правило, рейдовые |
буксиры имеют одну среднюю рубку при |
незастроенных баке и юте. Иногда лишь делается слегка припод нятый бак (вровень с фальшбортом). В рубке размещается камбуз, одна-две каюты, душевая, санузел, котельная и машинная шахты,
сходы в нижние помещения. |
на платформе под |
' Жилые помещения экипажа располагаются |
|
палубой в носовой части. Несколько дальше |
мидельшпангсута, |
8U
ближе к корма, располагается кормовая переборка рубки.-На ней крепимся буксирный гак и дуга. Чтобы воспринять большие уси лия и рывки, возникающие в буксирном тросе и передающиеся на гак, конструктивные элементы в месте установки гака подкреп ляются и вадежно связываются с палубой.
На некоторых буксирах устанавливаются ограничители пово рота га: а с автоматической отдачей его , когда направление буксирного троса будет перпендикулярно диаметральной плоскости буксирного судна и возникает оспасность опрокидывания буксир ного судна при рывке.
Для защиты людей, находящихся на кормовой палубе, от буксирного троса, который может прижать их к фальшборту или столкнуть за борт, а также для того, чтобы трос не задел за расположенные на палубе люки, вентиляторы, кнехты, и т .п ., в кормовой части буксира ставят несколько защитных буксирных арок. Эти арки располагают в поперечном направлении, а концы их крепят к фальшборту. Арки постепенно понижаются к корме с таким расчетом, чтобы трос можно было заложить без излома в кормовой буксирный клюз, сделанный в фальшборте посередине кормы в диаметральной плоскости.
Для защиты борта от возможных вмятин при частых касаниях буксира к пристаням или другим судам (кораблям) во время швар
товки снаружи по его бортам на высоте палубы устанавливают утолщенные деревянные привальные брусья. Они дают возможность разнести силу удара при касании буксира о борт другого судна на большую длину. Кроме того, на носу и в корме ставятся боль шие, плетенные из пеньковых тросов мягкие подушки - кранцы. Они значительно смягчают удары о корпус судна. Носовой кранец
удобен |
и полезен |
также при буксировке способом толкания. |
Е |
условиях |
замерзающих портов многие буксиры строятся с |
усиленными наборами, ледокольным форштевнем и утолщенными лис тами обшивки в районе переменной ватерлинии. Все это позволяет
использовать их на вспомогательных работах |
по околке льда во |
||||
круг кораблей и судов и по поддержанию ледового фарватера. |
|||||
|
Ввиду |
того, |
что рейдовые буксиры не совершают длительных |
||
рейсов, они |
имеют |
жилые помещения лишь на |
одну вахту |
(смену), |
|
а |
еще чаща |
только |
одно общее помещение для |
укрытия от |
непогоды |
и |
приема пищи. |
|
|
|
81
В качестве примера рассмотрим основные данные и устрой ство нескольких буксиров.
Морской буксир типа БІ500 имеет корпус цельносварной конструкции, плавных обводов, с наклонным форштевнем ледоколь ного типа. Высокий полубак простирается наполовину длины кор пуса, что улучшает всхожесть судна на волну и увеличивает
количество закрытых |
помещений. |
В нижнем ярусе надстройки рас |
||
положены две каюты, |
в верхнем - |
рулевая |
и штурманская рубки. |
|
Ют |
низкий и свободный. |
т . Длина |
судна 47 м, ширина - |
|
10 |
Водоизмещение буксира 900 |
|||
м, осадка максимальная 4 ,2 м. В качестве главных двигате |
лей установлено два дизеля мощностью по 750 л .с . Скорость хо да 12,5 узлов. По запасам топлива и воды буксир имеет даль ность плавания около 5400 миль при неограниченной мореход
ности. |
! |
части расположены две |
буксирные арки и люк |
В кормовой |
|||
в грузовой трюм. |
Лебедка автоматическая |
с тяговым усилием І8 т . |
Буксирный гак прикреплен к гротмачтѳ.
Данный буксир может быть использован для буксировки барк, для оказания помощи аварийному кораблю, для вывода и ввода кораблей из гаваней и в гавани, для постановки рейдового обо рудования и для других подобных целей. Подкрепленный набор и утолщение обшивки в районе переменной ватерлинии позволяют использовать его в качестве портового ледокола. Буксир может быть использован и для перевозки небольших партий груэа. Для этой цели на нем имеется сухогрузный трюм на 80 м3. Грузовые операции осуществляются с помощью стрелы грузоподъв^мюваю
2 т .
Рейдовый буксир типа Б-500 клепаный конструкции, одно палубный. В средней части его расположена рубка, эа ней при поднятый кап со световым люком в машинно-котельное отделение. На крыше рубки находится ходовая рубка с открытым капитанским мостиком. К кормовой стенке рубки крепится букоирный гак , скользящий по дуге. Над машинным капом и далее в сторону кор мы перекинуты три защитные буксирные арки. За машинным капом на палубе закреплена буксирная лебедка. По воему периметру
.6 Зак.1042]