Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

78

вода больших кораблей и судов в гавани и из гаваней, для перестановки кораблей от одного причала к другому, при букси­ ровке морских мишеней и судов-целей.

Буксиры могут быть с морским (морские буксиры) и рейдовым районом плавания (рейдовые буксиры).

Б практике кораблестроения утвердилась определенная кон­ струкция морских буксиров. Обычно это однопалубные, сравнитель­ но. низкобортные суда с удлиненным полубаком и закрытым фаль­ шбортом длиной 25-45 ы и водоизмещением от 300 до 1500 т . Ввиду малой абсолютной величины надводного борта буксиров (1-1,5 м)

и больших морских переходов, совершаемых ими, принимаются кон­ структивные меры для защиты буксиров от воздействия вкатыва­ ющихся на их палубу волн, К ним относятся удлинение полубака на значительную длину, обеспечение плотного закрытия световых люі.ов, дверей и шахт вентиляции, а такие конструктивное усиле­ ние набора и отдельных его элементов. На морских буксирах всег­ да предусматриваются жилые помещения для экипажа из расчета круглосуточной трехсменной вахты. Жилые помещения обычно рас­

полагаются в надстройке бака и на

платформе под ним, а

иногда

и в

кормовой

части судна на платформе за машинным отделением.

Б надстройке

на полубаке размещены радиостанции, каюта

капита­

на,

рулевая

и штурманская рубки и открытый мостик.

 

 

В кормовой части в конце надстройки (за машинным капом

или над ним) устанавливается буксирное устройство. Оно

состоит

из

буксирной

лебедки, буксирного

гака, защитных дуг и битен­

гов . Современные буксирные лебедки делаются большими, с бара-г ' баном, рассчитанным на несколько сот метров буксирного троса. Работает лебедка автоматически. При натяжении троса до опреде­ ленного (расчетного) предела лебедка потравливает буксирный трос, а при ослаблении - выбирает его слабину, держа трос на установленной длине и не допуская рывков чрезмерной величины. Буксирная лебедка устанавливается или на кормовой верхней па­ лубе за надстройкой, или заключается в кормовую часть надстрой­ ки, задняя стенка которой имеет прорезь для буксирного троса.

Трос с барабана лебедки идет в буксирный клюз, устроен­ ный в кормовом фальшборте. Буксирные клюзы имеют, как правило, горизонтальные и вертикальные ролики, которые предохраняют трос от перетирания. Такое закрепление буксирного троса возможно на


79

морском буксире, так как при дальних буі бровках ему не тре­ буется большой поворотливости.

Для возможности буксировки на.коротком тросе в стесненной акватории, кроме буксирной лебедки, на каждом морском буксире есть буксирный гак . На морских буксирах, предназначенных для буксировки нефтеналивных барж, на дымовых трубах от котлов и камбузов, а также на выхлопных трубах от двигателей устанавли­ вают искроуловительные и искрогасительные устройства.

Е отличие от морских рейдовые буксиры имеют меньшие раз­

меры (длина до 25

м, водоизмещение до 350

т ) , меньшую осадку

и высоту борта (до

Ім) и, самое основное,

меньшую мореходность,

что позволяет.их использовать только вблизи баз, без выхода в открытое море, основная работа, которую выполняют рейдовые буксиры, - буксировка кораблей и судов большбго водоизмещения в пределах порта, гавани, а также буксировка несамоходных пла­ вучих средств в пределах гавани. На рейдовых буксирах нет радиолокационных средств, гирокомпасов и зачастую даже средств радиосвязи.

Условия работы в стесненных акваториях привели к наиболее рациональной конструкции рейдовых буксиров. Современный рейдо­ вый буксир представляет собой гладкопалубное судно с фальшбор­ том по всей длине. Сѳдловатость палубы делается больше обычной (особенно в нос) для лучшей всхожести судна на волну при вы­ ходе буксира на рейд. Наоборот, кормовая часть судна делается

низкой

с целью понижения места расположения буксирного

устрой­

ст в а.

Корма делается скругленной формы с большим навесом

над­

водной части над ватерлинией, чтобы буксир мог легко отойти от

корабля, судна или пирса

и не повредил

при этом гребной винт

и руль

(нависающая ферма

кормы защитит

и х ).

Как

правило, рейдовые

буксиры имеют одну среднюю рубку при

незастроенных баке и юте. Иногда лишь делается слегка припод­ нятый бак (вровень с фальшбортом). В рубке размещается камбуз, одна-две каюты, душевая, санузел, котельная и машинная шахты,

сходы в нижние помещения.

на платформе под

' Жилые помещения экипажа располагаются

палубой в носовой части. Несколько дальше

мидельшпангсута,



8U

ближе к корма, располагается кормовая переборка рубки.-На ней крепимся буксирный гак и дуга. Чтобы воспринять большие уси­ лия и рывки, возникающие в буксирном тросе и передающиеся на гак, конструктивные элементы в месте установки гака подкреп­ ляются и вадежно связываются с палубой.

На некоторых буксирах устанавливаются ограничители пово­ рота га: а с автоматической отдачей его , когда направление буксирного троса будет перпендикулярно диаметральной плоскости буксирного судна и возникает оспасность опрокидывания буксир­ ного судна при рывке.

Для защиты людей, находящихся на кормовой палубе, от буксирного троса, который может прижать их к фальшборту или столкнуть за борт, а также для того, чтобы трос не задел за расположенные на палубе люки, вентиляторы, кнехты, и т .п ., в кормовой части буксира ставят несколько защитных буксирных арок. Эти арки располагают в поперечном направлении, а концы их крепят к фальшборту. Арки постепенно понижаются к корме с таким расчетом, чтобы трос можно было заложить без излома в кормовой буксирный клюз, сделанный в фальшборте посередине кормы в диаметральной плоскости.

Для защиты борта от возможных вмятин при частых касаниях буксира к пристаням или другим судам (кораблям) во время швар­

товки снаружи по его бортам на высоте палубы устанавливают утолщенные деревянные привальные брусья. Они дают возможность разнести силу удара при касании буксира о борт другого судна на большую длину. Кроме того, на носу и в корме ставятся боль­ шие, плетенные из пеньковых тросов мягкие подушки - кранцы. Они значительно смягчают удары о корпус судна. Носовой кранец

удобен

и полезен

также при буксировке способом толкания.

Е

условиях

замерзающих портов многие буксиры строятся с

усиленными наборами, ледокольным форштевнем и утолщенными лис­ тами обшивки в районе переменной ватерлинии. Все это позволяет

использовать их на вспомогательных работах

по околке льда во­

круг кораблей и судов и по поддержанию ледового фарватера.

 

Ввиду

того,

что рейдовые буксиры не совершают длительных

рейсов, они

имеют

жилые помещения лишь на

одну вахту

(смену),

а

еще чаща

только

одно общее помещение для

укрытия от

непогоды

и

приема пищи.

 

 

 


81

В качестве примера рассмотрим основные данные и устрой­ ство нескольких буксиров.

Морской буксир типа БІ500 имеет корпус цельносварной конструкции, плавных обводов, с наклонным форштевнем ледоколь­ ного типа. Высокий полубак простирается наполовину длины кор­ пуса, что улучшает всхожесть судна на волну и увеличивает

количество закрытых

помещений.

В нижнем ярусе надстройки рас­

положены две каюты,

в верхнем -

рулевая

и штурманская рубки.

Ют

низкий и свободный.

т . Длина

судна 47 м, ширина -

10

Водоизмещение буксира 900

м, осадка максимальная 4 ,2 м. В качестве главных двигате­

лей установлено два дизеля мощностью по 750 л .с . Скорость хо­ да 12,5 узлов. По запасам топлива и воды буксир имеет даль­ ность плавания около 5400 миль при неограниченной мореход­

ности.

!

части расположены две

буксирные арки и люк

В кормовой

в грузовой трюм.

Лебедка автоматическая

с тяговым усилием І8 т .

Буксирный гак прикреплен к гротмачтѳ.

Данный буксир может быть использован для буксировки барк, для оказания помощи аварийному кораблю, для вывода и ввода кораблей из гаваней и в гавани, для постановки рейдового обо­ рудования и для других подобных целей. Подкрепленный набор и утолщение обшивки в районе переменной ватерлинии позволяют использовать его в качестве портового ледокола. Буксир может быть использован и для перевозки небольших партий груэа. Для этой цели на нем имеется сухогрузный трюм на 80 м3. Грузовые операции осуществляются с помощью стрелы грузоподъв^мюваю

2 т .

Рейдовый буксир типа Б-500 клепаный конструкции, одно­ палубный. В средней части его расположена рубка, эа ней при­ поднятый кап со световым люком в машинно-котельное отделение. На крыше рубки находится ходовая рубка с открытым капитанским мостиком. К кормовой стенке рубки крепится букоирный гак , скользящий по дуге. Над машинным капом и далее в сторону кор­ мы перекинуты три защитные буксирные арки. За машинным капом на палубе закреплена буксирная лебедка. По воему периметру

.6 Зак.1042]