Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
82
борта имеется металлический высокий фальшборт с завалом во
внутрь, |
В |
носовой |
части |
перед рубкой установлен небольшой |
||
■ вартовый |
паровой шпиль. |
|
наибольшая |
|||
Водоизмещение |
буксира полное 387 т , длина |
|||||
2 9 ,5 м, |
ширина |
7,6 |
м, осадка максимальная 3,1 |
м (рис. 14). |
||
В |
качестве |
главвого |
двигателя установлена |
одна паровая |
поршневая машина тройного расширения мощностью 500 л . с . , что обеспечивает скорость без буксируемого состава 10 узлов, а
при буксировке - 5 узлов |
с тягой на гаке в |
4 ,8 т . |
|
|
|
Буксир имеет рейдовый район плавания с выходом на внеш |
|||||
ний рейд при состоянии моря до четырех баллов. По запасам |
|||||
топлива (мазут) и воды автономность буксира четверо суток. |
|||||
На палубу буксир может взять 25-30 пассажиров. |
|
|
|||
Буксирный катер типа |
БК-350 представляет собой метал |
||||
лическую однопалубную конструкцию с широкой кормой и низким |
|||||
надводным бортом. Палуба без сѳдловатости, |
с наклоном с |
носа |
|||
в корму. |
|
от миделя, находится рулевая |
руб |
||
В средней части, в нос |
|||||
к а , за которой размещено |
буксирное устройство. Кормовая часть |
||||
палубы OTKpuraHjносовая |
имеет высокий фальшборт. По бортам |
||||
установлено два битенга, |
а |
далее в корму, |
от борта |
до бортаг |
|
невысокая трубчатая арка. |
|
|
телеграф |
и пульт |
|
В рубке размещено рулевое устройство, |
|||||
дистационного управления |
двигателями. |
|
м, шири |
||
Водоизмещение катера |
34 |
т , длина наибольшая 14 |
на 3,8 м, осадка 1,5 ы. В качестве главных двигателей установ лено два дизеля ЗДб мощностью по 176 л .с . каждый, что обеспе чивает скорость 9,5 узлов. Район плавания прибрежный, гаванский при состоянии моря не более 3 баллов.
На верхнюю палубу может взять до тонны груза.
Имея необтекаемые обводы и большую осадку, катер раз вивает большую носовую волну, которая взламывает лед толщиной
до |
15 см. |
Это позволяет использовать катер в начале ледостава |
в |
качестве |
ледокола. |
83
Рис» lb Буксир
84
Суда и плавучие средства технического обеспечения
Во время войны ремонт, докование и различное техническое обслуживание кораблей иногда приходится осуществлять вне хо рошо оборудованных пунктов базирования. В таких случаях ис пользуются -суда и плавучие средства технического обеспечения. Одни из них строятся самоходными, другие - несамоходными (ис пользуются преимущественно в базах ).
Наибольшее распространение получили следующие суда и плавсредства технического обеспечения: плавучие мастерские, суда безобмоточного размагничивания, гидроакустические конт рольные суда, килекторы и плавучие доки.
Рассмотрим основные данные некоторых из них.
Плавучие мастерские. В ВМФ наибольшее распространение имеют самоходные плавучие мастерские общесудового назначения. Обычно это типичные морские суда двухостровного типа с удли ненным полуютом, доходящим почти до миделя.
Вот данные одной из мастерских. Водоизмещение судна 4030т. Длина наибольшая И З м, ширина 16 м, осадка 4 м. В качестве главного двигателя установлен один дизель мощностью 2000 л . с . , что обеспечивает скорость хода до 12 узлов. По запасам топ лива дальность плавания определяется в 3000 миль. Мореходность судна ограничений не имеет и его можно использовать в любых условиях. Автономность плавмастерской до 30 суток.
Плавмастѳрская имеет хорошее станочное оборудование, может производить навигационный и аварийный ремонты группы ко раблей, состоящей, например, из двух-трех кораблей водоизмеще нием по 3-4 тыс. т .
На судне имеются все системы, устройства и механизмы, обычные для морских судов неограниченного района плавания.
Суда безобмоточного размагничивания. С развитием неконтаі..’вых магнитных мин на флотах появились специальные суда, предназначенные для аамѳра магнитного поля кораблей и после дующего его изменения. Специальное оборудование таких судог
8$
состоит из аккумуляторных батарей, питающих размагничивающие кабели, или генераторов постоянного тока; кабелей для нало жения временных витков на размагничиваемые корабли; вьюшек для кабеля; буксирного устройства для разворота размагничиваемых кораблей, реостатов, контрольно-замерительного оборудования и приборов.
В качестве примера рассмотрим данные судна безобмоточного размагничивания генераторного типа. Это деревянное однопалуб ное судно водоизмещением 544 т , длиной 40,5 м, шириной 9 ,3 2 .и
■и осадкой 4,46 м. Главный двигатель судна мощностью 300 л .о . обеспечивает скорость хода до 9 узлов. По запасам топлива
дальность плавания судна - 2400 миль. Корпус имеет 4 водоне проницаемые переборки и металлическую обшивку в скуловой части и вдоль переменной ватерлинии, что делает ее пригодной для плававия в умеренных льдах. В качестве источников тока дл* размагничивания кораблей на сбр установлено два диаѳльгѳнѳратора.
Гидроштурманское оборудование и средства связи обычные для судов прибрежного плавания.
Гидроакустические контрольные суда. Разработка и принятие на вооружение в ряде капиталистических государств различных конструкций акустических мин высокой чувствительности потребо вали осуществления различных мероприятий по снижению шумности
боевых кораблей |
и судов ВМФ. Для замера уровня |
шумности |
и |
|||
предназначены гидроакустические |
контрольные суда |
( г к с ). Одно |
||||
из судов этого подкласса имеет |
водоизмещение 600 т , длину |
|
||||
58 м, ширину 8 ,5 |
м, осадку |
2,6 |
м, дальность плавания 1700 миль, |
|||
мореходность до |
9 баллов, |
скорость 14 узлов. |
Судно хорошо |
ос |
||
нащено штурманским оборудованием и средствами |
связи . Для |
замера |
||||
|
шумности кораблей судно оснащено специальной контрольно-изме рительной аппаратурой. Замеры ведутся по всем диапазонам шумов (звуковому, ультразвуковому и инфразвуковому). Судно способно замерять шумность кораблей любого класса и водоизмещения. Вое шумы, создаваемые кораблем, фиксируются на магнитофон, затем расшифровываются, по ним не только определяется источник шумов нежелательной частоты и силы! но и намечаются пути и средства снижения этой шумности.
|
86 |
Морские килекторы. С ростом водоизмещения боевых кораблей |
|
и судов значительно |
увеличился вес рейдового оборудования: |
бочек, якорей, бонов, сетей заграждения и др. Для погрузки, |
|
постановки и съемки перечисленного оборудования в прибрежных |
|
районах и особенно на |
открытых рейдах Используются суда - краны |
или морские килекторы (рис. 1 5). Эти суда отличаются от пла |
вучих кранов самоходностью, хорошими мореходными качествами и автономностью. Они в состоянии совершать даже межбазовые мор ские переходы. Последнее обстоятельство особенно ценно и поз воляет использовать морские килекторы также и для спасатель ных и судоподъемных работ. Б качестве примера рассмотрим дан
ные одного килектора: водоизмещение |
1250 т , наибольшая |
длина |
||
52 м, |
ширина по миделю 11,5 м, осадка |
4- м, |
скорость хода |
|
11,6 |
узла. |
|
установку, |
состоя |
|
Судно имеет паросиловую энергетическую |
щую из двух паровых огнетрубных котлов на нефтяном отоплении и двух паровых поршневых машин по 500 л .с . каждая.
По запасам топлива дальность плавания при экономической скорости в 10 узлов исчисляется в 2600 миль. Навигационное оборудование и аппаратура связи также позволяют судну иметь значительную дальность плавания в любых условиях.
Главной особенностью килектора является его грузовая стре ла специальной усиленной конструкции (ее называют крамбол).
Она приспособлена для подъема груза весом в 75 т .
Гини в отвесном состоянии вынесены за переднюю кромку форштевни на 5 ,2 м. Длина гиней 100 м.
Кроме основного грузового крамбола есть еще грузовая стрела грузоподъемностью до 20 т . Вылет стрелы за борт состав ляет 3 м.
Плавучие доки. Плавучий док (рис. 16) представляет собой плавучее инженерное сооружение, предназначенное дл$ подъема судов из воды. Существующие плавучие доки различаются по свое му назначению, материалу корпуса, по количеству секций и пон тонов, по степени автономности.
По назначению плавучие доки разделяются на доки, пред назначенные для ремонта судов, и доки для транспортировки су дов по мелководным фарватерам (так называемые транспортные
87
'ис. 15 Морской килѳктор
88
Рис. 16 Плавучий док.
плавучие доки).
По материалу корпуса плавучие доки подразделяются на де ревянные, стальные, композитные и железобетонные. На ВоенноМорском Флоте в основном распространены стальные плавучие до ки .
По конструкции корпуса существующие плавучие доки раз деляются на монолитные, секционные, понтонные и секционнопонтонные.
По степени автономности и механизации плавучие доки мож но разделить на несамоходные неавтономные и автономные, само ходные автономные и самоходные с мощными судоремонтными мастер скими (так называемые док-заводы).
Следует иметь в виду, что большим докам для погружения необходим большой котлован.
Автономный плавучий док в комбинации с плавучей или бере говой мастерской представляет судоремонтный комплекс, предназ наченный для комплексного ремонта кораблей и судов.
89
В качестве примера рассмотрим данные плавучего дока грузоподъемностью 5000 т .
По конструкции корпуса данный док относится к понтонным
докам. Он имеет две башни |
и выполнен из металла. |
|||
Водоизмещение |
дока с |
поднятым кораблем - |
9500 т, длина |
|
наибольшая 140 м, ширина |
30 |
М, осадка с поднятым кораблем |
||
3,5 м. |
на подъем |
боевых кораблей |
водоизмещением |
|
Док рассчитан |
•До 5000 т , как в неповрежденном, так и в поврежденном состоя нии. Предельные габариты докуеыых кораблей: длина 140 м, ши
рина |
20 м, осадка 6 ,8 м. |
дока при подъеме кораблей с осадкой |
6 ,8 |
Глубина погружения |
|
м составляет 12 м. |
|
|
|
На палубе обеих башен перемещаются электрические порталь |
|
ные краны грузоподъемностью 3 т . |
||
|
Время подъема дока |
с кораблем - 15-20 мин. |
|
Плавучие краны. Для разгрузки (погрузки) тяжеловесов с |
|
транспортных судов, для |
подъема малых судов из воды на стенку, |
для монтажа тяжелого оборудования при ремонте и переоборудо вании кораблей, для грузовых работ при аварийно-спасательных работах, а также при строительстве молов, набережных и других гидротехнических сооружений используются плавучие краны.
Плавучий кран представляет собой инженерное сооружение, состоящее из плавучего понтона, на котором установлена фермастрела для подъема груза. Внутри понтона расположены машинное отделение с источниками энергии и механизмами подъема груза, жилые и служебные помещения, цистерны и отсеки с топливом, водой и другими запасами.
По своему конструктивному исполнению плавучие краны могут быть самоходными и несамоходными* а по степени подвижности подъемно-грузовой фермы - поворотные и неповоротные, с пос тоянным или изменяющимся вылетом стрелы. По грузоподъемности они бывают от 5 до 350 т .
Наиболее распространенным типом являются плавкраны с полноповоротной фермой грузоподъемностью 15, 25 и 50 т .
с а к .1042р