Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

82

борта имеется металлический высокий фальшборт с завалом во­

внутрь,

В

носовой

части

перед рубкой установлен небольшой

■ вартовый

паровой шпиль.

 

наибольшая

Водоизмещение

буксира полное 387 т , длина

2 9 ,5 м,

ширина

7,6

м, осадка максимальная 3,1

м (рис. 14).

В

качестве

главвого

двигателя установлена

одна паровая

поршневая машина тройного расширения мощностью 500 л . с . , что обеспечивает скорость без буксируемого состава 10 узлов, а

при буксировке - 5 узлов

с тягой на гаке в

4 ,8 т .

 

 

Буксир имеет рейдовый район плавания с выходом на внеш­

ний рейд при состоянии моря до четырех баллов. По запасам

топлива (мазут) и воды автономность буксира четверо суток.

На палубу буксир может взять 25-30 пассажиров.

 

 

Буксирный катер типа

БК-350 представляет собой метал­

лическую однопалубную конструкцию с широкой кормой и низким

надводным бортом. Палуба без сѳдловатости,

с наклоном с

носа

в корму.

 

от миделя, находится рулевая

руб­

В средней части, в нос

к а , за которой размещено

буксирное устройство. Кормовая часть

палубы OTKpuraHjносовая

имеет высокий фальшборт. По бортам

установлено два битенга,

а

далее в корму,

от борта

до бортаг

невысокая трубчатая арка.

 

 

телеграф

и пульт

В рубке размещено рулевое устройство,

дистационного управления

двигателями.

 

м, шири­

Водоизмещение катера

34

т , длина наибольшая 14

на 3,8 м, осадка 1,5 ы. В качестве главных двигателей установ­ лено два дизеля ЗДб мощностью по 176 л .с . каждый, что обеспе­ чивает скорость 9,5 узлов. Район плавания прибрежный, гаванский при состоянии моря не более 3 баллов.

На верхнюю палубу может взять до тонны груза.

Имея необтекаемые обводы и большую осадку, катер раз­ вивает большую носовую волну, которая взламывает лед толщиной

до

15 см.

Это позволяет использовать катер в начале ледостава

в

качестве

ледокола.


83

Рис» lb Буксир

84

Суда и плавучие средства технического обеспечения

Во время войны ремонт, докование и различное техническое обслуживание кораблей иногда приходится осуществлять вне хо­ рошо оборудованных пунктов базирования. В таких случаях ис­ пользуются -суда и плавучие средства технического обеспечения. Одни из них строятся самоходными, другие - несамоходными (ис­ пользуются преимущественно в базах ).

Наибольшее распространение получили следующие суда и плавсредства технического обеспечения: плавучие мастерские, суда безобмоточного размагничивания, гидроакустические конт­ рольные суда, килекторы и плавучие доки.

Рассмотрим основные данные некоторых из них.

Плавучие мастерские. В ВМФ наибольшее распространение имеют самоходные плавучие мастерские общесудового назначения. Обычно это типичные морские суда двухостровного типа с удли­ ненным полуютом, доходящим почти до миделя.

Вот данные одной из мастерских. Водоизмещение судна 4030т. Длина наибольшая И З м, ширина 16 м, осадка 4 м. В качестве главного двигателя установлен один дизель мощностью 2000 л . с . , что обеспечивает скорость хода до 12 узлов. По запасам топ­ лива дальность плавания определяется в 3000 миль. Мореходность судна ограничений не имеет и его можно использовать в любых условиях. Автономность плавмастерской до 30 суток.

Плавмастѳрская имеет хорошее станочное оборудование, может производить навигационный и аварийный ремонты группы ко­ раблей, состоящей, например, из двух-трех кораблей водоизмеще­ нием по 3-4 тыс. т .

На судне имеются все системы, устройства и механизмы, обычные для морских судов неограниченного района плавания.

Суда безобмоточного размагничивания. С развитием неконтаі..’вых магнитных мин на флотах появились специальные суда, предназначенные для аамѳра магнитного поля кораблей и после­ дующего его изменения. Специальное оборудование таких судог

8$

состоит из аккумуляторных батарей, питающих размагничивающие кабели, или генераторов постоянного тока; кабелей для нало­ жения временных витков на размагничиваемые корабли; вьюшек для кабеля; буксирного устройства для разворота размагничиваемых кораблей, реостатов, контрольно-замерительного оборудования и приборов.

В качестве примера рассмотрим данные судна безобмоточного размагничивания генераторного типа. Это деревянное однопалуб­ ное судно водоизмещением 544 т , длиной 40,5 м, шириной 9 ,3 2 .и

и осадкой 4,46 м. Главный двигатель судна мощностью 300 л .о . обеспечивает скорость хода до 9 узлов. По запасам топлива

дальность плавания судна - 2400 миль. Корпус имеет 4 водоне­ проницаемые переборки и металлическую обшивку в скуловой части и вдоль переменной ватерлинии, что делает ее пригодной для плававия в умеренных льдах. В качестве источников тока дл* размагничивания кораблей на сбр установлено два диаѳльгѳнѳратора.

Гидроштурманское оборудование и средства связи обычные для судов прибрежного плавания.

Гидроакустические контрольные суда. Разработка и принятие на вооружение в ряде капиталистических государств различных конструкций акустических мин высокой чувствительности потребо­ вали осуществления различных мероприятий по снижению шумности

боевых кораблей

и судов ВМФ. Для замера уровня

шумности

и

предназначены гидроакустические

контрольные суда

( г к с ). Одно

из судов этого подкласса имеет

водоизмещение 600 т , длину

 

58 м, ширину 8 ,5

м, осадку

2,6

м, дальность плавания 1700 миль,

мореходность до

9 баллов,

скорость 14 узлов.

Судно хорошо

ос­

нащено штурманским оборудованием и средствами

связи . Для

замера

 

шумности кораблей судно оснащено специальной контрольно-изме­ рительной аппаратурой. Замеры ведутся по всем диапазонам шумов (звуковому, ультразвуковому и инфразвуковому). Судно способно замерять шумность кораблей любого класса и водоизмещения. Вое шумы, создаваемые кораблем, фиксируются на магнитофон, затем расшифровываются, по ним не только определяется источник шумов нежелательной частоты и силы! но и намечаются пути и средства снижения этой шумности.


 

86

Морские килекторы. С ростом водоизмещения боевых кораблей

и судов значительно

увеличился вес рейдового оборудования:

бочек, якорей, бонов, сетей заграждения и др. Для погрузки,

постановки и съемки перечисленного оборудования в прибрежных

районах и особенно на

открытых рейдах Используются суда - краны

или морские килекторы (рис. 1 5). Эти суда отличаются от пла­

вучих кранов самоходностью, хорошими мореходными качествами и автономностью. Они в состоянии совершать даже межбазовые мор­ ские переходы. Последнее обстоятельство особенно ценно и поз­ воляет использовать морские килекторы также и для спасатель­ ных и судоподъемных работ. Б качестве примера рассмотрим дан­

ные одного килектора: водоизмещение

1250 т , наибольшая

длина

52 м,

ширина по миделю 11,5 м, осадка

4- м,

скорость хода

11,6

узла.

 

установку,

состоя­

 

Судно имеет паросиловую энергетическую

щую из двух паровых огнетрубных котлов на нефтяном отоплении и двух паровых поршневых машин по 500 л .с . каждая.

По запасам топлива дальность плавания при экономической скорости в 10 узлов исчисляется в 2600 миль. Навигационное оборудование и аппаратура связи также позволяют судну иметь значительную дальность плавания в любых условиях.

Главной особенностью килектора является его грузовая стре­ ла специальной усиленной конструкции (ее называют крамбол).

Она приспособлена для подъема груза весом в 75 т .

Гини в отвесном состоянии вынесены за переднюю кромку форштевни на 5 ,2 м. Длина гиней 100 м.

Кроме основного грузового крамбола есть еще грузовая стрела грузоподъемностью до 20 т . Вылет стрелы за борт состав­ ляет 3 м.

Плавучие доки. Плавучий док (рис. 16) представляет собой плавучее инженерное сооружение, предназначенное дл$ подъема судов из воды. Существующие плавучие доки различаются по свое­ му назначению, материалу корпуса, по количеству секций и пон­ тонов, по степени автономности.

По назначению плавучие доки разделяются на доки, пред­ назначенные для ремонта судов, и доки для транспортировки су ­ дов по мелководным фарватерам (так называемые транспортные


87

'ис. 15 Морской килѳктор

88

Рис. 16 Плавучий док.

плавучие доки).

По материалу корпуса плавучие доки подразделяются на де­ ревянные, стальные, композитные и железобетонные. На ВоенноМорском Флоте в основном распространены стальные плавучие до­ ки .

По конструкции корпуса существующие плавучие доки раз­ деляются на монолитные, секционные, понтонные и секционнопонтонные.

По степени автономности и механизации плавучие доки мож­ но разделить на несамоходные неавтономные и автономные, само­ ходные автономные и самоходные с мощными судоремонтными мастер­ скими (так называемые док-заводы).

Следует иметь в виду, что большим докам для погружения необходим большой котлован.

Автономный плавучий док в комбинации с плавучей или бере­ говой мастерской представляет судоремонтный комплекс, предназ­ наченный для комплексного ремонта кораблей и судов.

89

В качестве примера рассмотрим данные плавучего дока грузоподъемностью 5000 т .

По конструкции корпуса данный док относится к понтонным

докам. Он имеет две башни

и выполнен из металла.

Водоизмещение

дока с

поднятым кораблем -

9500 т, длина

наибольшая 140 м, ширина

30

М, осадка с поднятым кораблем

3,5 м.

на подъем

боевых кораблей

водоизмещением

Док рассчитан

•До 5000 т , как в неповрежденном, так и в поврежденном состоя­ нии. Предельные габариты докуеыых кораблей: длина 140 м, ши­

рина

20 м, осадка 6 ,8 м.

дока при подъеме кораблей с осадкой

6 ,8

Глубина погружения

м составляет 12 м.

 

 

На палубе обеих башен перемещаются электрические порталь­

ные краны грузоподъемностью 3 т .

 

Время подъема дока

с кораблем - 15-20 мин.

 

Плавучие краны. Для разгрузки (погрузки) тяжеловесов с

транспортных судов, для

подъема малых судов из воды на стенку,

для монтажа тяжелого оборудования при ремонте и переоборудо­ вании кораблей, для грузовых работ при аварийно-спасательных работах, а также при строительстве молов, набережных и других гидротехнических сооружений используются плавучие краны.

Плавучий кран представляет собой инженерное сооружение, состоящее из плавучего понтона, на котором установлена фермастрела для подъема груза. Внутри понтона расположены машинное отделение с источниками энергии и механизмами подъема груза, жилые и служебные помещения, цистерны и отсеки с топливом, водой и другими запасами.

По своему конструктивному исполнению плавучие краны могут быть самоходными и несамоходными* а по степени подвижности подъемно-грузовой фермы - поворотные и неповоротные, с пос­ тоянным или изменяющимся вылетом стрелы. По грузоподъемности они бывают от 5 до 350 т .

Наиболее распространенным типом являются плавкраны с полноповоротной фермой грузоподъемностью 15, 25 и 50 т .

с а к .1042р