Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90

Чаще всего краны электрифицированы, т .е . их подъемные устройства в качестве приводов имеют электромоторы. Электро­ энергия вырабатывается или дизель-генераторами или турбогене­ раторами, установленными в машинном отделении.

Кроме несамоходных плавкранов, предназначенных для работ в закрытых гаванях, есть самоходные плавкраны. На самоходных плавкранах понтону придается форма, подобная форме обычных мор­ ских судов (заостренные носовые и кормовые образования), высо­ та борта несколько увеличина, прочность набора и всего корпуса

также

несколько выше,

чем это наблюдается на базовых плавкра­

н ах.

Верхняя ферма-стрела мореходных кранов, как

правило, при

переходе морем должна

иметь пониженную укладку на

специальные

фундаменты над палубой и надежно крепиться по-походному. Современные плавкраны строятся мореходными и в большинстве

случаев самоходными, способными самостоятельно перемещаться как по акватоции портов, так и в море при небольшом удалении от берега.

На самоходных плавкранах большое распространение получают крыльчатые движители с вертикальной'осью как устройства, удачно

сочетающие

в себе обычный винт

и руль.

выше,

Поворотливость плавкранов с крыльчатьши движителями гораздо

чем

кранов с обычными установками. Рассмотрим данные од­

ного из

типов плавучих

кранов.

 

 

 

 

С а м о х о д н ы й

п л а в к р а н * г р у з о ­

п о д ъ е м н о с т ь ю

І О О т

по

конструкции полноповорот­

ный,

с

изменяющимся вылетом стрелы. Его полное водоизмещение

1087

т ,

длина

понтона 40,4 м,

ширина

19,4 м, осадка в грузу

2 ,4 м,

скорость

хода максимальная

3 ,7

узл а .

лы.

Грузоподъемность крана переменная и зависит от вылета стре­

При вылете

в 10

м он может поднимать

100 т , при вылете в

25

м - только

25 т ;

максимальная высота

подъема - 34 м.

два

Кран имеет дизель-электрическую энергетическую

установку;

дизеля мощностью по 160 л .с . каждый вращают два

генератора

мощностью по 100 кВт.

Плавучие покрасочные станции. Плавучие покрасочные стан­ ции обычно оборудуются на базе небольших однопалубных катеров водоизмещением до 50 т . Вот данные одной из таких станций.


91

ка в

Водоизмещение полное Ц6

т , длина 21 м,

ширина Ч м,

осад­

грузу

1,3 м. В качестве

главного двигателя установлен

дизель

мощностью 150 л .с .

Скорость хода

10 узлов. Район

плавания

гаванский.

 

 

 

кая,

Корпус катера стальной, сварной конструкции. Палуба глад­

с небольшим подъемом в нос.

рубка, за ней кры­

 

В средней части располагается рулевая

тый сход в машинное отделение

и камбуз. За

сходом далее

в

корму располагается приподнятый световой люк машинного отде­ ления и компрессорного отсека.

По обоим бортам у рубки для покрасочных работ дополни­ тельно смонтированы k выдвижных (по вертикали; площадки, а вдоль бортов от рубки до кормового среза светового люка-съѳм- вые надстройки (ле^а с леервш ограждением).

Краска и воздух на рабочие площадки подается от баков с краской по шлангам, присоединяемым к трем распределительным коробкам.

Принцип работы следующий: воздух от компрессора через маслоотделитель поступает в красконагнетательный бак и вы­ тесняет краску из него по трубам к штуцерам и далее по шлан­ гам к распылителям. К распылителям же по второму шлангу по­ дается и воздух, который, выходя из сопла распылителя, захва­ тывает краску и распыляет ее по окрашиваемой поверхности.

Емкость красконагнетательных баков по 200 л (или 0 ,3 т готовой к употреблению краски).

Время для покраски кораблей при применении покрасочной

станции уменьшается

в

2 - 3

р аза . Некоторое увеличение расхо­

да краски при этом

(до

25)’')

окупается значительным сокраще­

нием времени,необходимого для покраски, и экономией кистей. Обслуживающий персонал станции 5 человек.

Суда и плавсредства для различных видов обслуживания в базах

Для размещения экипажей малых кораблей, перевозки рабо­ чих, воинских команд и небольших количеств грузов, для обес­ печения экипажей, воинских команд и отдельных лиц жильем, а


92

также для бытового обслуживания применяются различные суда и плавсредства, как то: плавказармы, разъездные катера, пасса­ жирские катера, рабочие баркасы, плавучие причалы,плавучие бани и т .д .

Строительство плавучих судов бытового обслуживания в условиях рассредоточения сил и их маневренного базирования, мобильность плавучих судов бытового обслуживания приобретает

большое значэниѳ, окупает большие первоначальные

затраты на

их постройку и содержание.

 

Обычно эти суда передаются в распоряжение командиров сое­

динений и в сочетании с плавучими базами создают

комплекс

судов и средств, обеспечивающих нормальную стоянку и работу личного состава кораблей в необорудованных базах и пунктах маневренного базирования.

Б качестве примера приведем краткое описание некоторых из них.

Плавказарма на 100 человек имеет водоизмещение 3?Q т , длину 44 м, ширину 8 м, осадку в полном грузу 4 м . Казарма не­ самоходна.

Корпус стальной, сварной конструкции, с восьмью водоне­ проницаемыми переборками, делящими судно на девять отсеков. В пяти из них располагаются жилые и еяужебвае тешщевиа, два отведены под машиннокотельное отделение, а ©етадьвме два: ахтерпик и форпик с цепным ящиком а шиперской кладовой.

На верхней палубе почти то всей длине расположена над­ стройка, где размещены жилые каоты, жашр-ксиявамя, столовая личного состава, камбуз, лазарет и рад других неднеиений.

На крыше надстройки, начииад от надела и далее в н сс ,р аспможевы рубки второго яруса с «®*йкмв а служебными помеще­ ниями. За рубкой второго яруса на крдое первого яруса закреп­ лены шлюпбалки и спасательада шлюпки на кильблоках.

На судне есть все систем», создающие нормальные условия жизни личного со става .

В кормовой части надстройки оборудован камбуз, в которой установлен« два 200-литровых автоклава и один ІОСкиктровый,

93

плита на солярном отоплении, паровой и электрический кипя­ тильники, печь для хлебопечения, холодильные шкафы и повар­ ской стол.

Кубрики оборудованы вентиляцией, паровым отоплением, ин­ дивидуальными гардеробами, койками в три яруса и другой ме­ белью корабельного типа.

Разъездной катер имеет стальной корпус сварной кон­ струкции. В средней части палубы расположена надстройка, а за ней световой люк машинного отделения и помещения для пас­ сажиров.

Водоизмещение катера 46,4 т , длина наибольшая 21 м , ши­

рина 4

м,

осадка в грузу 1 ,3 м.

мощностью

В

качестве главного двигателя установлен дизель

150 л .с . Скорость хода ІО ,б узлов. Мореходность - до

трех

баллов.

 

может перевозить небольшие команды (до 35

человек)

Катер

или грузы (до 15 т) в пределах гавани и открытого рейда.

Пассажирский

катер

типа

 

"ПР"

водоизмещением 40

т ,

наи­

большей длиной 20

м, шириной

4 ,7 м

и осадкой грузу

1 ,3

м

имеет корпус стальной,

сварной

конструкции. Отличительной

чертой катера является то, что он беспалубный. Почти по всей длине его простирается рубка-надстройка и лишь на баке есть небольшое пространство без надстройки для размещения якорно­ швартового устройства.

В качестве главного двигателя устанлвлен дизель мощно­ стью 150 л . с . , что обеспечивает скорость хода до 10 узлов.

Катер предназначен для перевозки пассажиров в пределах рейда при состоянии моря до трех баллов. Грузоподъемность ка­

тера

75 пассажиров

или 10 т

груза.

длиной

8 м,

Рабочий

баркас

водоизмещением 4 ,13 т , наибольшей

шириной

2,5 м

и осадкой

0,5 м развивает скорость

до б

узлов.

Баркас имеет деревянный корпус с небольшим закрытым ба­ ком. В средней части открытого образования корпуоа установ­ лен на фундаменте ревѳрсинвый двигатель мощностью 20 л .с .


94

Баркас может брать

до 20 пассажиров или 1,5 т

груза.

Район плавания - гаванский.

 

Плавучие причалы

и плавучие пристани применяются для

создания причального фронта в пунктах временного базирования

кораблей.

 

 

В конструктивном отношении это обычные понтоны, состоя­

щие из одной или нескольких секций. Причем,на причалах над­

палубных надстроек нет,

а на пристанях такие надстройки есть ,

в них размещаются жилые и служебные помещения.

 

По роду материала причалы и пристани бывают металлические

и железобетонные,по степени оснащенности - тяжелые,

полутяже­

лые и легкие.

 

 

Как правило, все причалы и пристани .несамоходны, но на

некоторых типах предусматриваются места для установки и креп­ ления подвесных (навесных) двигателей с движителями, что делает

причалы более мобильными и автономными.

 

как правило)

уста­

 

На причалах иногда

(на пристанях же,

навливаются свои отоплительныѳ котлы,

дизель-генераторы

 

и

другие устройства

и системы, присущие

плавучим средствам.

ко­

 

Водоизмещение

причальных понтонов

самое различное

и

леблется

от десятков

до сотен тонн.

 

 

 

 

 

из

 

Так, легкий разборный плавучий причал сооружается

понтонов

водоизмещением 280

т

(7x8x5

м ). Понтоны порожнем

имеют осадку 0 ,5 м, а

в

грузу -

0 ,9

м.

 

 

 

 

 

 

 

Причал может перевозиться на автомобилях, а также бук­

сироваться (посекционно) при состоянии

моря до 3

баллов

со

скоростью

3-4 узл а .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

суда

Для погрузки отдельных элементов причала на транспортные

необходимы краны

 

грузоподъемностью

не

менее

I т ,

а

для

погрузки

понтонов

в собранном виде

- не

менее 10

т .

 

 

 

Причал может быть собран в нормальном и облегченном ва­

рианте. В первом случае он

обеспечивает стоянку кфаблѳй во­

доизмещением до 1000

т и с

осадкой

до

6

н ,

во втором случае -

водоизмещением до 500

т и с

осадкой

до

3 ,5

м.

 

 

 

чения

Плавучие причалы являются средством инженерного обеспе­

и организационно

включаются

в состав

подразделений

мор­

ской

инженерной службы или в состав

береговых баз

кораблей.


95

Г л а в а

IX

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА

Органы управления вспомогательными судами и плавучими средствами

Для правильного и эффективного использования судов и плавсредств требуется стройная организационная структура вспомогательного флота в целом и его подразделений. Хорошо продуманная организационная структура позволяет рационально распределять имеющиеся суда между отдельными соединениями флота, четко разграничить ответственность должностных лиц и учреждений за правильное использование судов, поддерживать

суда в технически исправном состоянии и установленной степени готовности.

Переданные правительством в распоряжение флота вспомо­ гательные суда и плавучие средства могут распределяться между соединениями боевых кораблей, находиться в распоряжении началъ ников предприятий и учреждений флота или подчиняться управ­ лению (отделу) вспомогательных судов. Начальник управления вспомогательных судов флота подчинен непосредственно началь­ нику тыла флота. Укрупненная организационная структура вспомо­ гательного флота может быть представлена следующей схемой (схема I ) .

Руководство деятельностью и эксплуатацией судов и пла­ вучих средств осуществляют: на флоте - начальник управления вспомогательных судов флота через аппарат управления; в военно-морских базах - начальники отделов (отделений) вспомо­ гательных судов (вмб) через аппарат отделов (отделений) вспомогательных судов; в соединениях боевых кораблей - ко­ мандиры береговых баз через старшину команды плавсредств.

В специальном отношении начальнику управления вспомога­ тельных судов флота подчинены начальники отделов (отделений)

Начальник бспопогательиых

судоб флота

%

імз организационной структуры вспомогательного флота.

97

вспомогательных судов и плавсредств военно-морских баз и соединений.

Для выполнения всех многочисленных задач у начальника управления вспомогательных судов флота (военно-морских баз) должен быть свой аппарат. Он комплектуется соответствующим штатом исполнителей из военнослужащих и служащих различных специальностей.

Заместитель начальника управления вспомогательных судов является начальником всего личного состава управления (отдела,

-отделения). Он организует и направляет работу всех исполните­ лей, постоянно руководит составлением суточных и месячных планов работы судов, организует и руководит через командиров подразделений военно-морской и специальной подготовкой судов вспомогательного флота.

Техническую эксплуатацию вспомогательных судов и базовых плавучих средств вспомогательного флота, размещение заказов на ремонт, а также проведение ремонта судов на судоремонтных предприятиях организует и контролирует главный инженер управ­ ления (инженеры отделов и отделений) .вспомогательных судов флота (вмб).

Диспетчерская служба. Важным звеном в руководстве работой вспомогательных судов является диспетчерская служба.

Она предназначена для:

- рациональной расстановки судов и плавучих средств пои

выполнении перевозок и работ; - контроля за выполнением плана перевозок судами флота;

- наиболее эффективного и правильного использования су­ дов, плавучих средств и их оборудования;

- постоянной связи с довольствующими органами, вышестоя­ щим штабом к частями, пользующимися услугами судов и плав­

средств флота.

Ежедневно начальник в распоряжении которого имеется диспетчерская служба, проводит диспетчерское совещание. Но нем заслушивается рапорт о работе вспомогательных судов за промок­ шие сутки и намечаются мероприятия по выполнению плана и зада-

іи командования на следующие сутки.

За;:. Г043о