Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
90
Чаще всего краны электрифицированы, т .е . их подъемные устройства в качестве приводов имеют электромоторы. Электро энергия вырабатывается или дизель-генераторами или турбогене раторами, установленными в машинном отделении.
Кроме несамоходных плавкранов, предназначенных для работ в закрытых гаванях, есть самоходные плавкраны. На самоходных плавкранах понтону придается форма, подобная форме обычных мор ских судов (заостренные носовые и кормовые образования), высо та борта несколько увеличина, прочность набора и всего корпуса
также |
несколько выше, |
чем это наблюдается на базовых плавкра |
|
н ах. |
Верхняя ферма-стрела мореходных кранов, как |
правило, при |
|
переходе морем должна |
иметь пониженную укладку на |
специальные |
фундаменты над палубой и надежно крепиться по-походному. Современные плавкраны строятся мореходными и в большинстве
случаев самоходными, способными самостоятельно перемещаться как по акватоции портов, так и в море при небольшом удалении от берега.
На самоходных плавкранах большое распространение получают крыльчатые движители с вертикальной'осью как устройства, удачно
сочетающие |
в себе обычный винт |
и руль. |
||||||
выше, |
Поворотливость плавкранов с крыльчатьши движителями гораздо |
|||||||
чем |
кранов с обычными установками. Рассмотрим данные од |
|||||||
ного из |
типов плавучих |
кранов. |
|
|
|
|||
|
С а м о х о д н ы й |
п л а в к р а н * г р у з о |
||||||
п о д ъ е м н о с т ь ю |
І О О т |
по |
конструкции полноповорот |
|||||
ный, |
с |
изменяющимся вылетом стрелы. Его полное водоизмещение |
||||||
1087 |
т , |
длина |
понтона 40,4 м, |
ширина |
19,4 м, осадка в грузу |
|||
2 ,4 м, |
скорость |
хода максимальная |
3 ,7 |
узл а . |
лы. |
Грузоподъемность крана переменная и зависит от вылета стре |
||||
При вылете |
в 10 |
м он может поднимать |
100 т , при вылете в |
||
25 |
м - только |
25 т ; |
максимальная высота |
подъема - 34 м. |
|
два |
Кран имеет дизель-электрическую энергетическую |
установку; |
|||
дизеля мощностью по 160 л .с . каждый вращают два |
генератора |
мощностью по 100 кВт.
Плавучие покрасочные станции. Плавучие покрасочные стан ции обычно оборудуются на базе небольших однопалубных катеров водоизмещением до 50 т . Вот данные одной из таких станций.
91
ка в |
Водоизмещение полное Ц6 |
т , длина 21 м, |
ширина Ч м, |
осад |
|
грузу |
1,3 м. В качестве |
главного двигателя установлен |
|||
дизель |
мощностью 150 л .с . |
Скорость хода |
10 узлов. Район |
||
плавания |
гаванский. |
|
|
|
|
кая, |
Корпус катера стальной, сварной конструкции. Палуба глад |
||||
с небольшим подъемом в нос. |
рубка, за ней кры |
||||
|
В средней части располагается рулевая |
||||
тый сход в машинное отделение |
и камбуз. За |
сходом далее |
в |
корму располагается приподнятый световой люк машинного отде ления и компрессорного отсека.
По обоим бортам у рубки для покрасочных работ дополни тельно смонтированы k выдвижных (по вертикали; площадки, а вдоль бортов от рубки до кормового среза светового люка-съѳм- вые надстройки (ле^а с леервш ограждением).
Краска и воздух на рабочие площадки подается от баков с краской по шлангам, присоединяемым к трем распределительным коробкам.
Принцип работы следующий: воздух от компрессора через маслоотделитель поступает в красконагнетательный бак и вы тесняет краску из него по трубам к штуцерам и далее по шлан гам к распылителям. К распылителям же по второму шлангу по дается и воздух, который, выходя из сопла распылителя, захва тывает краску и распыляет ее по окрашиваемой поверхности.
Емкость красконагнетательных баков по 200 л (или 0 ,3 т готовой к употреблению краски).
Время для покраски кораблей при применении покрасочной
станции уменьшается |
в |
2 - 3 |
р аза . Некоторое увеличение расхо |
да краски при этом |
(до |
25)’') |
окупается значительным сокраще |
нием времени,необходимого для покраски, и экономией кистей. Обслуживающий персонал станции 5 человек.
Суда и плавсредства для различных видов обслуживания в базах
Для размещения экипажей малых кораблей, перевозки рабо чих, воинских команд и небольших количеств грузов, для обес печения экипажей, воинских команд и отдельных лиц жильем, а
92
также для бытового обслуживания применяются различные суда и плавсредства, как то: плавказармы, разъездные катера, пасса жирские катера, рабочие баркасы, плавучие причалы,плавучие бани и т .д .
Строительство плавучих судов бытового обслуживания в условиях рассредоточения сил и их маневренного базирования, мобильность плавучих судов бытового обслуживания приобретает
большое значэниѳ, окупает большие первоначальные |
затраты на |
их постройку и содержание. |
|
Обычно эти суда передаются в распоряжение командиров сое |
|
динений и в сочетании с плавучими базами создают |
комплекс |
судов и средств, обеспечивающих нормальную стоянку и работу личного состава кораблей в необорудованных базах и пунктах маневренного базирования.
Б качестве примера приведем краткое описание некоторых из них.
Плавказарма на 100 человек имеет водоизмещение 3?Q т , длину 44 м, ширину 8 м, осадку в полном грузу 4 м . Казарма не самоходна.
Корпус стальной, сварной конструкции, с восьмью водоне проницаемыми переборками, делящими судно на девять отсеков. В пяти из них располагаются жилые и еяужебвае тешщевиа, два отведены под машиннокотельное отделение, а ©етадьвме два: ахтерпик и форпик с цепным ящиком а шиперской кладовой.
На верхней палубе почти то всей длине расположена над стройка, где размещены жилые каоты, жашр-ксиявамя, столовая личного состава, камбуз, лазарет и рад других неднеиений.
На крыше надстройки, начииад от надела и далее в н сс ,р аспможевы рубки второго яруса с «®*йкмв а служебными помеще ниями. За рубкой второго яруса на крдое первого яруса закреп лены шлюпбалки и спасательада шлюпки на кильблоках.
На судне есть все систем», создающие нормальные условия жизни личного со става .
В кормовой части надстройки оборудован камбуз, в которой установлен« два 200-литровых автоклава и один ІОСкиктровый,
93
плита на солярном отоплении, паровой и электрический кипя тильники, печь для хлебопечения, холодильные шкафы и повар ской стол.
Кубрики оборудованы вентиляцией, паровым отоплением, ин дивидуальными гардеробами, койками в три яруса и другой ме белью корабельного типа.
Разъездной катер имеет стальной корпус сварной кон струкции. В средней части палубы расположена надстройка, а за ней световой люк машинного отделения и помещения для пас сажиров.
Водоизмещение катера 46,4 т , длина наибольшая 21 м , ши
рина 4 |
м, |
осадка в грузу 1 ,3 м. |
мощностью |
В |
качестве главного двигателя установлен дизель |
||
150 л .с . Скорость хода ІО ,б узлов. Мореходность - до |
трех |
||
баллов. |
|
может перевозить небольшие команды (до 35 |
человек) |
Катер |
или грузы (до 15 т) в пределах гавани и открытого рейда.
Пассажирский |
катер |
типа |
|
"ПР" |
водоизмещением 40 |
т , |
наи |
большей длиной 20 |
м, шириной |
4 ,7 м |
и осадкой грузу |
1 ,3 |
м |
||
имеет корпус стальной, |
сварной |
конструкции. Отличительной |
чертой катера является то, что он беспалубный. Почти по всей длине его простирается рубка-надстройка и лишь на баке есть небольшое пространство без надстройки для размещения якорно швартового устройства.
В качестве главного двигателя устанлвлен дизель мощно стью 150 л . с . , что обеспечивает скорость хода до 10 узлов.
Катер предназначен для перевозки пассажиров в пределах рейда при состоянии моря до трех баллов. Грузоподъемность ка
тера |
75 пассажиров |
или 10 т |
груза. |
длиной |
|
8 м, |
Рабочий |
баркас |
водоизмещением 4 ,13 т , наибольшей |
||
шириной |
2,5 м |
и осадкой |
0,5 м развивает скорость |
до б |
узлов.
Баркас имеет деревянный корпус с небольшим закрытым ба ком. В средней части открытого образования корпуоа установ лен на фундаменте ревѳрсинвый двигатель мощностью 20 л .с .
94
Баркас может брать |
до 20 пассажиров или 1,5 т |
груза. |
Район плавания - гаванский. |
|
|
Плавучие причалы |
и плавучие пристани применяются для |
|
создания причального фронта в пунктах временного базирования |
||
кораблей. |
|
|
В конструктивном отношении это обычные понтоны, состоя |
||
щие из одной или нескольких секций. Причем,на причалах над |
||
палубных надстроек нет, |
а на пристанях такие надстройки есть , |
|
в них размещаются жилые и служебные помещения. |
|
|
По роду материала причалы и пристани бывают металлические |
||
и железобетонные,по степени оснащенности - тяжелые, |
полутяже |
|
лые и легкие. |
|
|
Как правило, все причалы и пристани .несамоходны, но на |
некоторых типах предусматриваются места для установки и креп ления подвесных (навесных) двигателей с движителями, что делает
причалы более мобильными и автономными. |
|
как правило) |
уста |
|||||||||||
|
На причалах иногда |
(на пристанях же, |
||||||||||||
навливаются свои отоплительныѳ котлы, |
дизель-генераторы |
|
и |
|||||||||||
другие устройства |
и системы, присущие |
плавучим средствам. |
ко |
|||||||||||
|
Водоизмещение |
причальных понтонов |
самое различное |
и |
||||||||||
леблется |
от десятков |
до сотен тонн. |
|
|
|
|
|
из |
||||||
|
Так, легкий разборный плавучий причал сооружается |
|||||||||||||
понтонов |
водоизмещением 280 |
т |
(7x8x5 |
м ). Понтоны порожнем |
||||||||||
имеют осадку 0 ,5 м, а |
в |
грузу - |
0 ,9 |
м. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Причал может перевозиться на автомобилях, а также бук |
|||||||||||||
сироваться (посекционно) при состоянии |
моря до 3 |
баллов |
со |
|||||||||||
скоростью |
3-4 узл а . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
суда |
Для погрузки отдельных элементов причала на транспортные |
|||||||||||||
необходимы краны |
|
грузоподъемностью |
не |
менее |
I т , |
а |
для |
|||||||
погрузки |
понтонов |
в собранном виде |
- не |
менее 10 |
т . |
|
|
|||||||
|
Причал может быть собран в нормальном и облегченном ва |
|||||||||||||
рианте. В первом случае он |
обеспечивает стоянку кфаблѳй во |
|||||||||||||
доизмещением до 1000 |
т и с |
осадкой |
до |
6 |
н , |
во втором случае - |
||||||||
водоизмещением до 500 |
т и с |
осадкой |
до |
3 ,5 |
м. |
|
|
|
||||||
чения |
Плавучие причалы являются средством инженерного обеспе |
|||||||||||||
и организационно |
включаются |
в состав |
подразделений |
мор |
||||||||||
ской |
инженерной службы или в состав |
береговых баз |
кораблей. |
95
Г л а в а |
IX |
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА
Органы управления вспомогательными судами и плавучими средствами
Для правильного и эффективного использования судов и плавсредств требуется стройная организационная структура вспомогательного флота в целом и его подразделений. Хорошо продуманная организационная структура позволяет рационально распределять имеющиеся суда между отдельными соединениями флота, четко разграничить ответственность должностных лиц и учреждений за правильное использование судов, поддерживать
суда в технически исправном состоянии и установленной степени готовности.
Переданные правительством в распоряжение флота вспомо гательные суда и плавучие средства могут распределяться между соединениями боевых кораблей, находиться в распоряжении началъ ников предприятий и учреждений флота или подчиняться управ лению (отделу) вспомогательных судов. Начальник управления вспомогательных судов флота подчинен непосредственно началь нику тыла флота. Укрупненная организационная структура вспомо гательного флота может быть представлена следующей схемой (схема I ) .
Руководство деятельностью и эксплуатацией судов и пла вучих средств осуществляют: на флоте - начальник управления вспомогательных судов флота через аппарат управления; в военно-морских базах - начальники отделов (отделений) вспомо гательных судов (вмб) через аппарат отделов (отделений) вспомогательных судов; в соединениях боевых кораблей - ко мандиры береговых баз через старшину команды плавсредств.
В специальном отношении начальнику управления вспомога тельных судов флота подчинены начальники отделов (отделений)
Начальник бспопогательиых
судоб флота
%
імз организационной структуры вспомогательного флота.
97
вспомогательных судов и плавсредств военно-морских баз и соединений.
Для выполнения всех многочисленных задач у начальника управления вспомогательных судов флота (военно-морских баз) должен быть свой аппарат. Он комплектуется соответствующим штатом исполнителей из военнослужащих и служащих различных специальностей.
Заместитель начальника управления вспомогательных судов является начальником всего личного состава управления (отдела,
-отделения). Он организует и направляет работу всех исполните лей, постоянно руководит составлением суточных и месячных планов работы судов, организует и руководит через командиров подразделений военно-морской и специальной подготовкой судов вспомогательного флота.
Техническую эксплуатацию вспомогательных судов и базовых плавучих средств вспомогательного флота, размещение заказов на ремонт, а также проведение ремонта судов на судоремонтных предприятиях организует и контролирует главный инженер управ ления (инженеры отделов и отделений) .вспомогательных судов флота (вмб).
Диспетчерская служба. Важным звеном в руководстве работой вспомогательных судов является диспетчерская служба.
Она предназначена для:
- рациональной расстановки судов и плавучих средств пои
выполнении перевозок и работ; - контроля за выполнением плана перевозок судами флота;
- наиболее эффективного и правильного использования су дов, плавучих средств и их оборудования;
- постоянной связи с довольствующими органами, вышестоя щим штабом к частями, пользующимися услугами судов и плав
средств флота.
Ежедневно начальник в распоряжении которого имеется диспетчерская служба, проводит диспетчерское совещание. Но нем заслушивается рапорт о работе вспомогательных судов за промок шие сутки и намечаются мероприятия по выполнению плана и зада-
іи командования на следующие сутки.
За;:. Г043о