Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
38
Диспетчерскую службу на флоте возглавляет начальник, ко торому подчинены старшие капитаны-диспетчеры (последним под чиняются дежурные диспетчеры). Диспетчерскому аппарату пред ставляются широкие полномочия.
Начальник диспетчерской службы флота (вмб) подчиняется начальнику управления вспомогательных судов флота (вмб) и обеспечивает выполнение его указаний по использованию и экс плуатации вспомогательных судов и плавучих средств. Вопросами планомерного использования занимаются капитаны (командиры) и старшины приписанных вспомогательных судов и плавсредств.
Начальник диспетчерской службы флота обязан: |
своев |
||
- в соответствии с |
планами и заданиями командования |
||
ременно направлять суда |
на |
обеспечение боевой подготовки |
и |
повседневной деятельности |
кораблей и частей; |
|
-на основании поступивших заявок и указаний командования составлять проект суточного плана работы вспомогательных су дов;
-систематически контролировать использование судов, при нимать меры к выполнению планов их работы;
-поддерживать постоянную связь с довольствующими орга нами флота по вопросам своевременного представления заявок,
подготовки грузов к погрузке (выгрузке);
-инструктировать работников диспетчерской службы по вопросам использования вспомогательных судов, контролируя их работу;
-принимать меры по устранению недостатков в использова нии судов.
Начальник диспетчерской службы имеет право решать все во просы по использованию вспомогательных судов в соответствии с
планом |
и указаниями командования, давать распоряжения команди |
||
рам, капитанам и старшинам. Для |
этого он должен знать: |
||
- |
военно-морские базы и их |
оборудование |
(причальный фронт, |
склады, |
механизацию, водоснабжение, рейдовое |
оборудование); |
|
- |
основные характеристики |
судов (грузоподъемность, запасы, |
скорость хода, главные размерения, грузовые устройства, сред ства связи, мощность машин);
99
-командный состав вспомогательных судов (командиров, капитанов и их помощников);
-сроки выхода вспомогательных судов и плавсредств из
ремонта.
Для правильного руководства диспетчерской слузооя ее на чальник обязан такие хорошо знать район плавания судов, глу бины, места якорных стоянок, метеорологические условия, сред ства связи и другие особенности района моря.
Начальник диспетчерской службы несет полную ответственность за нарушение утвержденного плана перевозок, за простои и срывы работ по вине диспетчерского аппарата.
Старший капитан-диспетчер является первым заместителем начальника диспетчерской службы. Он руководит повседневной ра ботой по использованию судов, приписанных к ..флоту (вмб). Кроме того, он принимает меры к быстрому выполнению заданий и отправке по назначению вспомогательных судов, осуществляющих
межбазовые перевозки.
Дежурные капитаны-диспетчеры осуществляют непосредствен ное руководство работой вспомогательных судов в полном соот ветствии с утвержденным планом работы судов и указаниями ко
мандования.
Дежурные диспетчеры несут непрерывное круглосуточное дежурство, наблюдая и контролируя ход выполнения суточного пла на работы вспомогательных с у д о в . Они обязаны непрерывно сле дить за движением судов, отмечать в диспетчерском журнале изме нения в дислокации судов и в выполняемых ими работах; своевре менно выписывать и вручать командирам, капитанам и старшинам вспомогательных судов приказы-задания на выполнение работ.
Дежурные капитаны-диспетчеры немедленно докладывают на чальнику об авариях, недостатках в работе вспомогательных су дов и принимают меры к их устранению. Дежурный диспетчер имеет право отдавать распоряжения всем капитанам и старшинам судов по вопросам использования судов и требовать от них своевремен ного представления докладов (отчетов)- по которым работа вы
полнена.
Бсо вопросы по использованию вспомогательных судов де журный капитан-диспетчер разрешает через старшего капитана-
диспетчера.
100
Для правильного осуществления диспетчерского руководства диспетчерской службе рекомендуется иметь следующую документацию:
-книгу учета суточных заявок на выделение судов и пере возку грузов;
-диспетчерский журнал;
-список состава вспомогательных судов с основными тактико техническими данными и краткой информацией об их техническом состоянии.
Кроме перечисленных документов в помещении диспетчерской
должны быть: |
|
|
|
- |
суточный план работы вспомогательных судов; |
||
- |
морские карты и лоция района плавания судов; |
||
- |
справочные |
материалы |
по действующим нормам погрузочно- |
разгрузочных работ |
и заправке кораблей; |
||
- |
сведения о прогнозах |
погоды на каждые сутки; |
|
- |
правила эксплуатации |
вспомогательных судов и базовых |
плавсредств флота и другие необходимые руководящие документы. Диспетчерская служба должна быть хорошо обеспечена сов
ременными средствами связи (телефонами, селекторами, радио телефоном и т .п .) для связи с командованием, береговыми служ бами и судами.
Основные подразделения обслуживания вспомо гательных судов и плавучих средств флота
Непременным условием нормальной эксплуатации вспомогатель ных судов и плавучих средств является их своевременное и полное тыловое обеспечение. Б обеспечении и обслуживании судов и пла вучих средств общего пользования есть свои особенности. Они связаны с тем, что суда большого водоизмещения (свыше ІООСіт)
по основным видам материальных средств стоят на снабжении не посредственно в довольствующих органах тыла флота или военноморских баз. Малые суда и плавучие средства обеспечиваются через береговую базу вспомогательных судов.
Кроме береговой базы для обслуживания вспомогательных судов и плавучих средств на флоте (в вмб) имеются судоремонт
IOI
ные мастерские, радиостанции и некоторые другие подразделения обслуживания.
Береговая база вспомогательных судов. В состав вспомо гательного флота входит большое количество судов и плавсредств с принципиально разными энергетическими установками, с различ ными их техническими характеристиками и с разнообразной по требностью в запчастях, ремонтных и горюче-смазочных материа лах, поэтому работа по обслуживанию вспомогательных судов и плавсредств всем необходимым трудоемка и сложна. Для ее прове дения предназначены береговые базы вспомогательных судов. Они занимаются планированием и осуществлением обслуживания и обес печения судов и плавсредств топливом, техническим, артиллерий ским, химическим, аварийно-спасательным и.другим имуществом, техникой, оборудованием и материалами, а также деньгами, про довольствием, инвентарным и платным обмундированием.
Возглавляет работу береговой. базы ее командир, которому подчинены различные подразделения. Состав и структура отдель ных подразделений береговой базы зависят от количества и раз нообразия классов и подклассов базирующихся судов и плавсредств, а также от места и условий базирования.
Обычно в состав береговой базы входят:' объединенный склад, финансовая часть, медпункт, клуб, гараж и некоторые другие подразделения обслуживания. Комплектование береговой базы лич ным составом смешанное.
Судоремонтные мастерские. С количественным ростом вспо могательного флота и усложнением техники судов заметно воз растает значение судоремонтных мастерских вспомогательного улота. Они осуществляют комплексный ремонт всех судов и плав средств в объеме, не меньшем текущего (без докования) для боль ших судов и среднего для небольших судов и плавсредств.
Во главе судоремонтных мастерских стоит начальник, кото рый через начальников цехов осуществляет руководство всем производством. Современные мастерские имеют, как правило, все основные цехи, характерные для судоремонтных предприятий обще судового профиля. Работы, которые не может выполнить судоре монтная мастерская своими силами, передаются на другие прѳдпоиңтия флота (роб).
102
У начальника судоремонтных мастерских есть заместитель по снабжению. В его функции входит обеспечение мастерских ре монтными материалами, инструментом и другим имуществом в со ответствии с планом ремонта судов и табелями.
Возможна и бесцѳховая структура судоремонтной мастерской.
Береговая радиостанция. Если в состав флота входит боль шое количество судов морского района плавания, экономически целесообразно и тактически оправдано содержание при управлении вспомогательных судов береговой радиостанции. Это позволяет более оперативно направлять работу судов и контролировать мес тонахождение судов в ходе рейса.
Организационное построение основных соединений (подразделений) вспомогательных судов и
плавсредств
С целью создания наиболее благоприятных условий работы и удобства управления, вспомогательные суда и плавсредства могут быть сведены в дивизионы или группы.
В дивизион включается от 8 до 12 судов с морским районом
плавания, |
орган управления |
и службы обеспечения |
и обслуживания. |
|
Если судов |
менее 8 , то из |
них чаще всего |
создают не дивизионы, |
|
а группы судов (например, |
группу морских |
судов, |
группу судов и |
|
плавсредств технического обслуживания и т .п .) . |
Группы судов |
|||
могут входить в состав дивизионов. |
|
|
Во главе дивизионов вспомогательных судов стоят командиры дивизионов, которые являются начальниками всего личного соста ва дивизиона. На эти должности, как правило, назначаются офи церы корабельной службы, знакомые с.практикой использования вспомогательных судов и плавсредств. В помощь командирам ди визионов назначаются дивизионные специалисты (инженер-механик, штурман, связи ст). Дивизионные специалисты несут полную от ветственность за постоянную готовность технических средств на судах, за организацию правильного использования и содержания этих средств, за своевременный ремонт, а также за специальную подготовку личного состава дивизиона.
ю з
Плавучие средства объединяются в группы. Во главе групп стоят капитаны - наставники. Они являются начальниками для все го личного состава группы. Капитанами-наставниками назначаются лица, которые имеют специальное морское образование и доста точный стаж работы ва судах флота. В некоторых группах, кроме калитавов-наставников, могут быть групповые специалисты (на пример, групповой инженер-механик, групповой связи ст).
При необходимости из судов и плавучих средств штатных ди визионов и групп могут создаваться временные, формирования су дов и плавсредств - дивизионы и отряды судов.
Для решения с помощью судов и плавучих средств частных задач на отдельных направлениях и ва ограниченный период вре мени чаще всего формируются дивизионы и отряды специализиро ванного назначения. Например, могут быть созданы дивизионы су дов подвоза, дивизионы судов технического обеспечения, группы плавучих средств хранения и т .п . Состав временных формирова ний, их организационное построение и режим использования за висят, прежде всего, от решаемой задачи, оперативной обстанов ки, метеорологических и климатических условий и целого ряда других факторов.
т
Глава X
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА
Экипаж судна и его комплектование
На всех судах и |
плавучих средствах Военно-Морского Флота |
||
с момента подъема на |
них военно-морского |
или специального флага |
|
вспомогательных судов должна соблюдаться |
установленная |
органи |
|
зация службы. Под организацией службы следует понимать |
четкий . |
истрогий регламент жизни, деятельности и взаимоотношений все го личного состава судов в повседневной и боевой обстановке.
Организация строится в соответствий с назначением судна
иопределяется его штатом. По утвержденному штату производится комплектование и содержание на судне необходимого личного сос
тава.
Весь личный состав судна (.плавучего средства) составляет его экипаж. Численный состав экипажа и его комплектация зави сят от типа и назначения судна, его водоизмещения, мощности машин, района плавания.
По характеру комплектации экипажи могут состоять из воен нослужащих, гражданских лиц или быть смешанными. В последнем случае командование судна - военнослужащие, а остальные члены экипажа - служащие ВМФ, т .е . гражданские лица.
Если экипаж судна укомплектован военнослужащими, то офи церы, старшины и матросы по назначению на должность и прохож дению службы полностью приравниваются к военнослужащим кора бельного состава, а их работа и вся деятельность регламенти руются действующими на флоте Наставлениями и Корабельным уставсм БМФ.^
Комплектация гражданских экипажей производится путем сво бодного найма на вакантные должности лиц, которые имеют судо вые специальности и признаны годными по состоянию здоровья для службы на судах ВМФ.
дальнейшем организация службы и работа судов с военні.о экипажем рассматриваться не будут.