Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38

Диспетчерскую службу на флоте возглавляет начальник, ко­ торому подчинены старшие капитаны-диспетчеры (последним под­ чиняются дежурные диспетчеры). Диспетчерскому аппарату пред­ ставляются широкие полномочия.

Начальник диспетчерской службы флота (вмб) подчиняется начальнику управления вспомогательных судов флота (вмб) и обеспечивает выполнение его указаний по использованию и экс­ плуатации вспомогательных судов и плавучих средств. Вопросами планомерного использования занимаются капитаны (командиры) и старшины приписанных вспомогательных судов и плавсредств.

Начальник диспетчерской службы флота обязан:

своев­

- в соответствии с

планами и заданиями командования

ременно направлять суда

на

обеспечение боевой подготовки

и

повседневной деятельности

кораблей и частей;

 

-на основании поступивших заявок и указаний командования составлять проект суточного плана работы вспомогательных су­ дов;

-систематически контролировать использование судов, при­ нимать меры к выполнению планов их работы;

-поддерживать постоянную связь с довольствующими орга­ нами флота по вопросам своевременного представления заявок,

подготовки грузов к погрузке (выгрузке);

-инструктировать работников диспетчерской службы по вопросам использования вспомогательных судов, контролируя их работу;

-принимать меры по устранению недостатков в использова­ нии судов.

Начальник диспетчерской службы имеет право решать все во­ просы по использованию вспомогательных судов в соответствии с

планом

и указаниями командования, давать распоряжения команди­

рам, капитанам и старшинам. Для

этого он должен знать:

-

военно-морские базы и их

оборудование

(причальный фронт,

склады,

механизацию, водоснабжение, рейдовое

оборудование);

-

основные характеристики

судов (грузоподъемность, запасы,

скорость хода, главные размерения, грузовые устройства, сред­ ства связи, мощность машин);


99

-командный состав вспомогательных судов (командиров, капитанов и их помощников);

-сроки выхода вспомогательных судов и плавсредств из

ремонта.

Для правильного руководства диспетчерской слузооя ее на­ чальник обязан такие хорошо знать район плавания судов, глу­ бины, места якорных стоянок, метеорологические условия, сред­ ства связи и другие особенности района моря.

Начальник диспетчерской службы несет полную ответственность за нарушение утвержденного плана перевозок, за простои и срывы работ по вине диспетчерского аппарата.

Старший капитан-диспетчер является первым заместителем начальника диспетчерской службы. Он руководит повседневной ра­ ботой по использованию судов, приписанных к ..флоту (вмб). Кроме того, он принимает меры к быстрому выполнению заданий и отправке по назначению вспомогательных судов, осуществляющих

межбазовые перевозки.

Дежурные капитаны-диспетчеры осуществляют непосредствен­ ное руководство работой вспомогательных судов в полном соот­ ветствии с утвержденным планом работы судов и указаниями ко­

мандования.

Дежурные диспетчеры несут непрерывное круглосуточное дежурство, наблюдая и контролируя ход выполнения суточного пла­ на работы вспомогательных с у д о в . Они обязаны непрерывно сле­ дить за движением судов, отмечать в диспетчерском журнале изме­ нения в дислокации судов и в выполняемых ими работах; своевре­ менно выписывать и вручать командирам, капитанам и старшинам вспомогательных судов приказы-задания на выполнение работ.

Дежурные капитаны-диспетчеры немедленно докладывают на­ чальнику об авариях, недостатках в работе вспомогательных су­ дов и принимают меры к их устранению. Дежурный диспетчер имеет право отдавать распоряжения всем капитанам и старшинам судов по вопросам использования судов и требовать от них своевремен­ ного представления докладов (отчетов)- по которым работа вы­

полнена.

Бсо вопросы по использованию вспомогательных судов де­ журный капитан-диспетчер разрешает через старшего капитана-

диспетчера.


100

Для правильного осуществления диспетчерского руководства диспетчерской службе рекомендуется иметь следующую документацию:

-книгу учета суточных заявок на выделение судов и пере­ возку грузов;

-диспетчерский журнал;

-список состава вспомогательных судов с основными тактико­ техническими данными и краткой информацией об их техническом состоянии.

Кроме перечисленных документов в помещении диспетчерской

должны быть:

 

 

-

суточный план работы вспомогательных судов;

-

морские карты и лоция района плавания судов;

-

справочные

материалы

по действующим нормам погрузочно-

разгрузочных работ

и заправке кораблей;

-

сведения о прогнозах

погоды на каждые сутки;

-

правила эксплуатации

вспомогательных судов и базовых

плавсредств флота и другие необходимые руководящие документы. Диспетчерская служба должна быть хорошо обеспечена сов­

ременными средствами связи (телефонами, селекторами, радио­ телефоном и т .п .) для связи с командованием, береговыми служ­ бами и судами.

Основные подразделения обслуживания вспомо­ гательных судов и плавучих средств флота

Непременным условием нормальной эксплуатации вспомогатель­ ных судов и плавучих средств является их своевременное и полное тыловое обеспечение. Б обеспечении и обслуживании судов и пла­ вучих средств общего пользования есть свои особенности. Они связаны с тем, что суда большого водоизмещения (свыше ІООСіт)

по основным видам материальных средств стоят на снабжении не­ посредственно в довольствующих органах тыла флота или военноморских баз. Малые суда и плавучие средства обеспечиваются через береговую базу вспомогательных судов.

Кроме береговой базы для обслуживания вспомогательных судов и плавучих средств на флоте (в вмб) имеются судоремонт­


IOI

ные мастерские, радиостанции и некоторые другие подразделения обслуживания.

Береговая база вспомогательных судов. В состав вспомо­ гательного флота входит большое количество судов и плавсредств с принципиально разными энергетическими установками, с различ­ ными их техническими характеристиками и с разнообразной по­ требностью в запчастях, ремонтных и горюче-смазочных материа­ лах, поэтому работа по обслуживанию вспомогательных судов и плавсредств всем необходимым трудоемка и сложна. Для ее прове­ дения предназначены береговые базы вспомогательных судов. Они занимаются планированием и осуществлением обслуживания и обес­ печения судов и плавсредств топливом, техническим, артиллерий­ ским, химическим, аварийно-спасательным и.другим имуществом, техникой, оборудованием и материалами, а также деньгами, про­ довольствием, инвентарным и платным обмундированием.

Возглавляет работу береговой. базы ее командир, которому подчинены различные подразделения. Состав и структура отдель­ ных подразделений береговой базы зависят от количества и раз­ нообразия классов и подклассов базирующихся судов и плавсредств, а также от места и условий базирования.

Обычно в состав береговой базы входят:' объединенный склад, финансовая часть, медпункт, клуб, гараж и некоторые другие подразделения обслуживания. Комплектование береговой базы лич­ ным составом смешанное.

Судоремонтные мастерские. С количественным ростом вспо­ могательного флота и усложнением техники судов заметно воз­ растает значение судоремонтных мастерских вспомогательного улота. Они осуществляют комплексный ремонт всех судов и плав­ средств в объеме, не меньшем текущего (без докования) для боль­ ших судов и среднего для небольших судов и плавсредств.

Во главе судоремонтных мастерских стоит начальник, кото­ рый через начальников цехов осуществляет руководство всем производством. Современные мастерские имеют, как правило, все основные цехи, характерные для судоремонтных предприятий обще­ судового профиля. Работы, которые не может выполнить судоре­ монтная мастерская своими силами, передаются на другие прѳдпоиңтия флота (роб).

102

У начальника судоремонтных мастерских есть заместитель по снабжению. В его функции входит обеспечение мастерских ре­ монтными материалами, инструментом и другим имуществом в со­ ответствии с планом ремонта судов и табелями.

Возможна и бесцѳховая структура судоремонтной мастерской.

Береговая радиостанция. Если в состав флота входит боль­ шое количество судов морского района плавания, экономически целесообразно и тактически оправдано содержание при управлении вспомогательных судов береговой радиостанции. Это позволяет более оперативно направлять работу судов и контролировать мес­ тонахождение судов в ходе рейса.

Организационное построение основных соединений (подразделений) вспомогательных судов и

плавсредств

С целью создания наиболее благоприятных условий работы и удобства управления, вспомогательные суда и плавсредства могут быть сведены в дивизионы или группы.

В дивизион включается от 8 до 12 судов с морским районом

плавания,

орган управления

и службы обеспечения

и обслуживания.

Если судов

менее 8 , то из

них чаще всего

создают не дивизионы,

а группы судов (например,

группу морских

судов,

группу судов и

плавсредств технического обслуживания и т .п .) .

Группы судов

могут входить в состав дивизионов.

 

 

Во главе дивизионов вспомогательных судов стоят командиры дивизионов, которые являются начальниками всего личного соста­ ва дивизиона. На эти должности, как правило, назначаются офи­ церы корабельной службы, знакомые с.практикой использования вспомогательных судов и плавсредств. В помощь командирам ди­ визионов назначаются дивизионные специалисты (инженер-механик, штурман, связи ст). Дивизионные специалисты несут полную от­ ветственность за постоянную готовность технических средств на судах, за организацию правильного использования и содержания этих средств, за своевременный ремонт, а также за специальную подготовку личного состава дивизиона.


ю з

Плавучие средства объединяются в группы. Во главе групп стоят капитаны - наставники. Они являются начальниками для все­ го личного состава группы. Капитанами-наставниками назначаются лица, которые имеют специальное морское образование и доста­ точный стаж работы ва судах флота. В некоторых группах, кроме калитавов-наставников, могут быть групповые специалисты (на­ пример, групповой инженер-механик, групповой связи ст).

При необходимости из судов и плавучих средств штатных ди­ визионов и групп могут создаваться временные, формирования су­ дов и плавсредств - дивизионы и отряды судов.

Для решения с помощью судов и плавучих средств частных задач на отдельных направлениях и ва ограниченный период вре­ мени чаще всего формируются дивизионы и отряды специализиро­ ванного назначения. Например, могут быть созданы дивизионы су­ дов подвоза, дивизионы судов технического обеспечения, группы плавучих средств хранения и т .п . Состав временных формирова­ ний, их организационное построение и режим использования за­ висят, прежде всего, от решаемой задачи, оперативной обстанов­ ки, метеорологических и климатических условий и целого ряда других факторов.

т

Глава X

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА

Экипаж судна и его комплектование

На всех судах и

плавучих средствах Военно-Морского Флота

с момента подъема на

них военно-морского

или специального флага

вспомогательных судов должна соблюдаться

установленная

органи­

зация службы. Под организацией службы следует понимать

четкий .

истрогий регламент жизни, деятельности и взаимоотношений все­ го личного состава судов в повседневной и боевой обстановке.

Организация строится в соответствий с назначением судна

иопределяется его штатом. По утвержденному штату производится комплектование и содержание на судне необходимого личного сос­

тава.

Весь личный состав судна (.плавучего средства) составляет его экипаж. Численный состав экипажа и его комплектация зави­ сят от типа и назначения судна, его водоизмещения, мощности машин, района плавания.

По характеру комплектации экипажи могут состоять из воен­ нослужащих, гражданских лиц или быть смешанными. В последнем случае командование судна - военнослужащие, а остальные члены экипажа - служащие ВМФ, т .е . гражданские лица.

Если экипаж судна укомплектован военнослужащими, то офи­ церы, старшины и матросы по назначению на должность и прохож­ дению службы полностью приравниваются к военнослужащим кора­ бельного состава, а их работа и вся деятельность регламенти­ руются действующими на флоте Наставлениями и Корабельным уставсм БМФ.^

Комплектация гражданских экипажей производится путем сво­ бодного найма на вакантные должности лиц, которые имеют судо­ вые специальности и признаны годными по состоянию здоровья для службы на судах ВМФ.

дальнейшем организация службы и работа судов с военні.о экипажем рассматриваться не будут.