Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

105

Во главе экипажа судна стоит капитан, которому государе ство в лице командования флота доверило судно и его экипаж. Капитан несет полную ответственность за постоянную готовность судна к плаванию, за внешнюю и внутреннюю безопасность его в любых условиях плавания, за соблюдение правил перевозки гру­ зов и пасся, ••роз, за соблюдение экипажем и пассажирами судовых правил и правил по технике безопасности.

Помимо капитана основными должностными лицами на судне являются: страший, второй и третий помощники капитана, помощ­ ник капитана по политической части, старший, второй и третий судовые механики, начальник судовой радиостанции и врач. Эти

лица по своему

служебному положению относятся к командному

с о с т а в у .•От них

зависит нормальная работа судна

и безопасность

плавания. Поэтому при их подборе и найме

предъявляются особо

высокие

требования.

Командные должности

могут

занимать лица

с высшим

или средним

специальным образованием,

выдержавшие

испытательный срок и допущенные приказом по части к самостоя­ тельному несению вахты и обслуживанию технических средств свое­ го заведования. Судоводителям, допущенным к самостоятельному управлению судном, выдаются при этом специальные удостоверения.

Все остальные члены экипажа причисляются к старшинскому

или рядовому составу.

Для удобства управления вспомогательным

судном и обслуживания

его технических средств старшинский и

рядовой состав судна,

в зависимости от специальности, относится

к палубной и машинной командам или к обслуживающему персоналу. Лица палубной команды непосредственно осуществляют судо­

вождение, следят за порядком на судне, а также за погрузкой, выгрузкой и сохранностью груза в пути. Эти работы на судне вы­ полняют боцманы, старшие матросы, матросы І-г о и 2-го класса, плотники и водолазы.

Машинная команда занята управлением и оослуживанием глав­ ных двигателей, вспомогательных механизмов и всех судовых сис­ тем. В нее включаются: мотористы, машинисты, электрики и ко­ чегары всех категорий, токари, технические кладовщики и лебед­ чики.

К обслуживающему персоналу относятся лица, которые не­ посредственно не связаны с управлением судна или работой мѳ-

Зэк. Іій 2р


[06

ханизмов, а призваны обслуживать членов судового экипажа. К обслуживающему персоналу относят заведующих продовольствием, коков, пекарей, буфетчиков и уборщиков.

Подчиненность должностных лиц экипажа определяется ут­ вержденной схемой организации судна.

Экипажи вспомогательных судов, находясь в море или в ино­ странному порту, должны действовать в соответствии с нормами международного морского права, соблюдая интересы своего го­ сударства. Присвоение судам флага ВМФ или флага вспомогатель­ ного (аварийно-спасательного, гидрографического) судна озна­ чает, что государство закрепляет за ними иммунитет военного корабля. Однако согласно Конвенции об открытом море 1958 г . вспомогательные суда, по сравнению с боевыми кораблями, имеют неаоторыѳ ограничения в правовом отношении. Например, вспомо­ гательное судно не имеет права подвергать осмотру иностранные суда, занимающиеся пиратством или работорговлей, не может пре­ следовать иностранное судно за нарушение законов и правил при­ брежного государства и др.

При исполнении служебных обязанностей на судне весь эки­ паж его обязан соблюдать установленную форму одежды и носить положенные знаки различия. Знаки различия состоят из нарукав­ ных знаков и эмблем на головном уборе.

Знаки различия и эмблемы соответствуют должностной кате­ гории, которую занимает то или иное лицо старшинского и ко­ мандного состава экипажа. Нарукавные знаки старшинского соста­ ва состоят из двух, трех и четырех узких галунов золотистого цвета и якоря над ними. Командный состав судов может иметь от одного до четырех галунов средней ширины.

Высший командный состав вспомогательного флота имеет на­ рукавные знаки в виде одного широкого или широкого со средним галуна.

Ношение форменной одежды и знаков различия предусмотрено как для членов экипажей судов, так и для лиц, работающих в управлениях, отделах и службах, в подчинении которых имеются вспомогательные суда и судовой состав.

ІО ?

Военно-морская и специальная подготовка судна

Общая подготовленность судов и экипажей к плаванію и выполнению стоящих перед ними задач обеспечивается, наряду с правильным комплектованием, проведением на судах регулярной военно-морской и специальной подготовки, а также содержанием судов в технической исправности и установленной готовности.

Объем и содержание военно-морской и специальной подготов­ ки экипажей определяются действующими Курсами подготовки судов и базовых плавучих средств, а подготовки каждого члена судово­ го экипажа-программами, правилами, расписаниями и инструкциями.

Основными методами подготовки всех категорий личного сос­ тава судна являются занятия, тренировки и учения, а для ко­ мандного состава, кроме того, самостоятельная подготовка, се­ минары и групповые упражнения.

Для проведения занятий по специальности и военно-морской

подготовке целесообразно по недельному распорядку

дня отво­

дить не менее

h

часов

рабочего времени для

занятий

с рядовым

и старшинским составом,

и не менее 2 часов -

для подготовки

командного состава.

 

 

 

Основные

знания и навыки приобретаются личным составом во

время занятий по специальности и при тренировках с материальной

частью.

Степень подготовленности должностных лиц старшинского и рядового состава оценивается командным составом судна совместно со специалистами соединений (групп) судов в порядке приема заче­

тов на знание заведования и допуск к самостоятельному несению вахт. После успешной сдачи зачетов всеми специалистами по заведованиям производится отработка задач по постам и специаль­ ностям (службам).

Отработка задач по специальности завершается зачетным учением, на котором капитан судна в присутствии специалистов соединения принимает задачи от служб. Отработка задач по от­ дельным специальностям (службам) является одновременно и под­ готовкой судна в целом к сдаче задач курса подготовки судов и базовых плавучих средств.


Для гражданских экипажам установлена сдача следующих

задач:

по

вспомогательным

судам

задача № I -

"Организация

судна

-

и подготовка его к плаванию" и

задача

),'? 2 -

"Плавание

одиноч­

ного судна

и использование

его

технических средств";

 

толь­

-

по

базовым

плавучим

средствам

предусмотрена сдача

ко одной задачи -

"Организация

судна

и использование

его

тех­

нических средств по назначению".

Задачи отрабатываются и сдаются ежегодно. Без этого пла­ вание и эксплуатация судов и плавсредств не разрешается. При длительном (более 6 месяцев) ремонте, а также в случае смены значительной части личного состава экипажа, суда обязаны отра­

батывать

все курсовые задачи в полном объеме

заново,

незави­

симо от

сроков и качества их отработки в прошлом.

 

На

отработку

задачи

№I отводится

от 3 до 5 суток, а

задачи

№ 2 - от 5

до

ІО

суток. Судам,

принятым от промышлен­

ности

и

вышедшим из

длительного ремонта, сроки

сдачи

задач

могут быть увеличены в зависимости от местных условий и подго­ товленности личного состава.

Для отработки курсовой задачи самоходным плавучим сред­ ствам отводится до 5 суток, несамоходным до 3 суток.

Готовность судна к плаванию

Для успешного выполнения заданий командования, кроме об­ щей поді'от"тленности экипажа судна, очень важное значение имеет

готовность

самого

судна.

Под готовностью

понимается состояние судна, при котором

оно'через

 

назначенный промежуток времени с момента получения

пршсазания

может сняться с якоря (швартовов) и следовать на

выполнение

задания.

 

В зависимости от условий обстановки и поставленных задач

суда могут

находиться

и поддерживаться в следующих состояниях:

-

в

повседневной

готовности;

-

в

состоянии

подготовки к походу;

-

в

походной

готовности.


109

Повседневная готовность - это такая готовность, когда суд­ но в соответствии с установленным сроком способно выйти в море на выполнение заданий, свойственных судну данного класса; При этом корпус судна, его энергетическая установка, системы и устройства должны находиться полностью или частично в эксплу­ атационном состоянии. Кроме того, эта готовность характери­ зуется наличием на судне установленных запасов материальных

средств и минимума личного состава, способного обеспечить

безо­

пасную стоянку судна и проведение корабельных работ согласно

распорядку дня.

 

Подготовка.к походу включает в себя предварительное и окон­

чательное приготовление судна к походу.

 

Предварительно судно готовится к походу по приказанию ка­

питана. Е этот период

заканчивается ремонт судовой техники

и

оборудования, пополняются судовые запасы материальных средств до полных норм, доукомплектовывается экипаж личным составом, изучается намеченный маршрут перехода или район плавания, сос­ тавляется предварительная прокладка, подбираются необходимые для плавания карты, дается оповещение на переход и уточняются указания по связи.

Окончательное приготовление судна к походу включает меро­ приятия, которые проводятся по сигналу "Судно (корабль) к по­ ходу приготовить". Это, прежде всего, приведение в полную го­ товность энергетической установки, обеспечение энергией тех­ нических средств и запуск гирокомпасов, включение размагничи­ вающих устройств, крепление грузов, катеров и шлюпок по-поход- ному и некоторые другие работы.

С выходом судна в море в зависимости от обстановки и ус­ ловий плавания капитан устанавливает на судне походную готов­ ность. Различают две степени походной готовности:

-готовность К? I , при которой весь личный состав судна находится на своих постах, а технические соѳдства и оружие готовы к немедленному действию;

-готовность II? 2 , при которой необходимые технические средства и часть оружия готовы к действию, а личный состав не­ сет вахту по сменам.