Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
105
Во главе экипажа судна стоит капитан, которому государе ство в лице командования флота доверило судно и его экипаж. Капитан несет полную ответственность за постоянную готовность судна к плаванию, за внешнюю и внутреннюю безопасность его в любых условиях плавания, за соблюдение правил перевозки гру зов и пасся, ••роз, за соблюдение экипажем и пассажирами судовых правил и правил по технике безопасности.
Помимо капитана основными должностными лицами на судне являются: страший, второй и третий помощники капитана, помощ ник капитана по политической части, старший, второй и третий судовые механики, начальник судовой радиостанции и врач. Эти
лица по своему |
служебному положению относятся к командному |
||||
с о с т а в у .•От них |
зависит нормальная работа судна |
и безопасность |
|||
плавания. Поэтому при их подборе и найме |
предъявляются особо |
||||
высокие |
требования. |
Командные должности |
могут |
занимать лица |
|
с высшим |
или средним |
специальным образованием, |
выдержавшие |
испытательный срок и допущенные приказом по части к самостоя тельному несению вахты и обслуживанию технических средств свое го заведования. Судоводителям, допущенным к самостоятельному управлению судном, выдаются при этом специальные удостоверения.
Все остальные члены экипажа причисляются к старшинскому
или рядовому составу. |
Для удобства управления вспомогательным |
судном и обслуживания |
его технических средств старшинский и |
рядовой состав судна, |
в зависимости от специальности, относится |
к палубной и машинной командам или к обслуживающему персоналу. Лица палубной команды непосредственно осуществляют судо
вождение, следят за порядком на судне, а также за погрузкой, выгрузкой и сохранностью груза в пути. Эти работы на судне вы полняют боцманы, старшие матросы, матросы І-г о и 2-го класса, плотники и водолазы.
Машинная команда занята управлением и оослуживанием глав ных двигателей, вспомогательных механизмов и всех судовых сис тем. В нее включаются: мотористы, машинисты, электрики и ко чегары всех категорий, токари, технические кладовщики и лебед чики.
К обслуживающему персоналу относятся лица, которые не посредственно не связаны с управлением судна или работой мѳ-
Зэк. Іій 2р
[06
ханизмов, а призваны обслуживать членов судового экипажа. К обслуживающему персоналу относят заведующих продовольствием, коков, пекарей, буфетчиков и уборщиков.
Подчиненность должностных лиц экипажа определяется ут вержденной схемой организации судна.
Экипажи вспомогательных судов, находясь в море или в ино странному порту, должны действовать в соответствии с нормами международного морского права, соблюдая интересы своего го сударства. Присвоение судам флага ВМФ или флага вспомогатель ного (аварийно-спасательного, гидрографического) судна озна чает, что государство закрепляет за ними иммунитет военного корабля. Однако согласно Конвенции об открытом море 1958 г . вспомогательные суда, по сравнению с боевыми кораблями, имеют неаоторыѳ ограничения в правовом отношении. Например, вспомо гательное судно не имеет права подвергать осмотру иностранные суда, занимающиеся пиратством или работорговлей, не может пре следовать иностранное судно за нарушение законов и правил при брежного государства и др.
При исполнении служебных обязанностей на судне весь эки паж его обязан соблюдать установленную форму одежды и носить положенные знаки различия. Знаки различия состоят из нарукав ных знаков и эмблем на головном уборе.
Знаки различия и эмблемы соответствуют должностной кате гории, которую занимает то или иное лицо старшинского и ко мандного состава экипажа. Нарукавные знаки старшинского соста ва состоят из двух, трех и четырех узких галунов золотистого цвета и якоря над ними. Командный состав судов может иметь от одного до четырех галунов средней ширины.
Высший командный состав вспомогательного флота имеет на рукавные знаки в виде одного широкого или широкого со средним галуна.
Ношение форменной одежды и знаков различия предусмотрено как для членов экипажей судов, так и для лиц, работающих в управлениях, отделах и службах, в подчинении которых имеются вспомогательные суда и судовой состав.
ІО ?
Военно-морская и специальная подготовка судна
Общая подготовленность судов и экипажей к плаванію и выполнению стоящих перед ними задач обеспечивается, наряду с правильным комплектованием, проведением на судах регулярной военно-морской и специальной подготовки, а также содержанием судов в технической исправности и установленной готовности.
Объем и содержание военно-морской и специальной подготов ки экипажей определяются действующими Курсами подготовки судов и базовых плавучих средств, а подготовки каждого члена судово го экипажа-программами, правилами, расписаниями и инструкциями.
Основными методами подготовки всех категорий личного сос тава судна являются занятия, тренировки и учения, а для ко мандного состава, кроме того, самостоятельная подготовка, се минары и групповые упражнения.
Для проведения занятий по специальности и военно-морской
подготовке целесообразно по недельному распорядку |
дня отво |
||||
дить не менее |
h |
часов |
рабочего времени для |
занятий |
с рядовым |
и старшинским составом, |
и не менее 2 часов - |
для подготовки |
|||
командного состава. |
|
|
|
||
Основные |
знания и навыки приобретаются личным составом во |
время занятий по специальности и при тренировках с материальной
частью.
Степень подготовленности должностных лиц старшинского и рядового состава оценивается командным составом судна совместно со специалистами соединений (групп) судов в порядке приема заче
тов на знание заведования и допуск к самостоятельному несению вахт. После успешной сдачи зачетов всеми специалистами по заведованиям производится отработка задач по постам и специаль ностям (службам).
Отработка задач по специальности завершается зачетным учением, на котором капитан судна в присутствии специалистов соединения принимает задачи от служб. Отработка задач по от дельным специальностям (службам) является одновременно и под готовкой судна в целом к сдаче задач курса подготовки судов и базовых плавучих средств.
Для гражданских экипажам установлена сдача следующих
задач: |
по |
вспомогательным |
судам |
задача № I - |
"Организация |
судна |
|||
- |
|||||||||
и подготовка его к плаванию" и |
задача |
),'? 2 - |
"Плавание |
одиноч |
|||||
ного судна |
и использование |
его |
технических средств"; |
|
толь |
||||
- |
по |
базовым |
плавучим |
средствам |
предусмотрена сдача |
||||
ко одной задачи - |
"Организация |
судна |
и использование |
его |
тех |
нических средств по назначению".
Задачи отрабатываются и сдаются ежегодно. Без этого пла вание и эксплуатация судов и плавсредств не разрешается. При длительном (более 6 месяцев) ремонте, а также в случае смены значительной части личного состава экипажа, суда обязаны отра
батывать |
все курсовые задачи в полном объеме |
заново, |
незави |
|||||
симо от |
сроков и качества их отработки в прошлом. |
|
||||||
На |
отработку |
задачи |
№I отводится |
от 3 до 5 суток, а |
||||
задачи |
№ 2 - от 5 |
до |
ІО |
суток. Судам, |
принятым от промышлен |
|||
ности |
и |
вышедшим из |
длительного ремонта, сроки |
сдачи |
задач |
могут быть увеличены в зависимости от местных условий и подго товленности личного состава.
Для отработки курсовой задачи самоходным плавучим сред ствам отводится до 5 суток, несамоходным до 3 суток.
Готовность судна к плаванию
Для успешного выполнения заданий командования, кроме об щей поді'от"тленности экипажа судна, очень важное значение имеет
готовность |
самого |
судна. |
|||
Под готовностью |
понимается состояние судна, при котором |
||||
оно'через |
|
назначенный промежуток времени с момента получения |
|||
пршсазания |
может сняться с якоря (швартовов) и следовать на |
||||
выполнение |
задания. |
|
|||
В зависимости от условий обстановки и поставленных задач |
|||||
суда могут |
находиться |
и поддерживаться в следующих состояниях: |
|||
- |
в |
повседневной |
готовности; |
||
- |
в |
состоянии |
подготовки к походу; |
||
- |
в |
походной |
готовности. |
109
Повседневная готовность - это такая готовность, когда суд но в соответствии с установленным сроком способно выйти в море на выполнение заданий, свойственных судну данного класса; При этом корпус судна, его энергетическая установка, системы и устройства должны находиться полностью или частично в эксплу атационном состоянии. Кроме того, эта готовность характери зуется наличием на судне установленных запасов материальных
средств и минимума личного состава, способного обеспечить |
безо |
|
пасную стоянку судна и проведение корабельных работ согласно |
||
распорядку дня. |
• |
|
Подготовка.к походу включает в себя предварительное и окон |
||
чательное приготовление судна к походу. |
|
|
Предварительно судно готовится к походу по приказанию ка |
||
питана. Е этот период |
заканчивается ремонт судовой техники |
и |
оборудования, пополняются судовые запасы материальных средств до полных норм, доукомплектовывается экипаж личным составом, изучается намеченный маршрут перехода или район плавания, сос тавляется предварительная прокладка, подбираются необходимые для плавания карты, дается оповещение на переход и уточняются указания по связи.
Окончательное приготовление судна к походу включает меро приятия, которые проводятся по сигналу "Судно (корабль) к по ходу приготовить". Это, прежде всего, приведение в полную го товность энергетической установки, обеспечение энергией тех нических средств и запуск гирокомпасов, включение размагничи вающих устройств, крепление грузов, катеров и шлюпок по-поход- ному и некоторые другие работы.
С выходом судна в море в зависимости от обстановки и ус ловий плавания капитан устанавливает на судне походную готов ность. Различают две степени походной готовности:
-готовность К? I , при которой весь личный состав судна находится на своих постах, а технические соѳдства и оружие готовы к немедленному действию;
-готовность II? 2 , при которой необходимые технические средства и часть оружия готовы к действию, а личный состав не сет вахту по сменам.