Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ІЮ

Для приведения судна в готовность № I и для выполнения мероприятий по обороне, защите и борьбе за живучесть судна устанавливаются следующие тревоги:

-судовая;

-химическая;

-аварийная.

Для наиболее рационального управления судном и обслужи­ вания всех его технических средств личный состав экипажей распределяется по командным пунктам (КП) и судовым постам (СП)Р Это распределение и действия личного состава на командных пунктах и судовых постах определяются судовыми расписаниями. Основными из них являются следующие: расписания по судовой тревоге (расписание по готовности №I ) ; расписание по готов­ ности 2; расписание по борьбе за живучесть судна (аварийная тревога); расписание по заведования!!; расписание по приготовле­ нию судна к походу; расписание по буксировке; расписание по приему и передаче материальных средств кораблям в море. Могут быть и другие судовые расписания.

На больших судах (экипаж 20 человек и более), когда рас­ писаний много, они брошюруются в журнал "Судовые расписания". Судовые расписания составляются и корректируются старшим по­ мощником капитана.судна, а там, его нет по штату, - шкипером (старшиной) судна.

Уход за судном и судовые раооты

Для постоянного наблюдения за судвом и содержания его в технически исправвом состоянии предусмотрен ряд мероприятий. Основными из них являются:

- распределение материальной части по заге^ованппы;

■ ^Командным пунктом называется месте, откуда капитан судна, его помощники или судовой механик управляют судном, руково­

дят действиями подчиненных и поддерживают связь с начальниками.

Судовым постом называется место на сѵдн« с находящимся на нем техническими средствами и оборудованием, обслуживаемое лич­ ным составом.

-

ш

несение на судах вахт и дежурств;

-

выполнение судовых работ.

Все механизмы, системы, устройства, предметы оборудования и снабжения, а танке помещения судна распределяются под от­ ветственность членов экипажа. Такое распределение оформляется расписанием по заведсваниям и приказом капитана судна о допуске каждого из членов экипажа к эксплуатации техники. Личный состав

судна обязан не только хорошо

знать свое заведовашіе,.ю постоян­

но следить за

его технической

исправностью и готовностью к ис­

пользованию и

применению по назначению. Для этого ему предостав­

ляется время,

предусмотренное

распорядком дня и установленной

периодичностью использования судов.

Для проверки знаний личного состава по заведования!» и го­ товности экипажа к успешному решению поставленных перед ним. задач согласно судовым расписаниям в соединениях судов регу­ лярно проводятся смотры и осмотры судна. При этом смотры про­ водятся вышестоящим командованием, а осмотры - командованием

судна.

Для четкого соблюдения установленного порядка, направле­ ния повседневной деятельности личного состава, для обеспечения обслуживания действующих механизмов, систем и устройств на судах несется суточное дежурство и вахта. Количество постов дежурный и вахтенной служб устанавливается капитаном судна в зависимости от обстановки плавания или стоянки.

На ходу несется только вахта, а на якоре и дежурство, и вахта. В состав судового дежурства обычно входят дежурный по судну и дежурный по машине, которые наравне с капитаном судна несут ответственность за безопасность судна и состояние службы

и жизни на нем.

Для поддержания в исправном состоянии корпуса, помещений, палуб, а также технических средств на судах организуются и проюдятся различного вида судовые работы. Основными из них являются: судовые приборки, работы на материальной части, с у - довыѲдремонтные, аварийные и авральные работы.

Судовые приборки проводятся для поддержания судна в удов­ летворительном санитарно-гигиеническом состоянии. Они осуществ­ ляются во всех без исключения жилых и служебных помещениях суд на ежедневно утром, вечером и после выполнения работ на мате­

риально ; части.


II2

Приборки могут быть малые и большие или "мокрые" (с при­ менением воды и моющих' средств). Для того, чтобы прибирались все помещения, на судах введено специальное расписание. От­ ветственность за качество приборки возлагается на команди­ ров отсеков и помещений и на уборщиков.

Один раз в неделю (как правило в субботу.в первой поло­ вине дня) производится большая приборка судна.

Работы на материальной части являются повседневной обя­ занностью личного состава согласно расписанию по заведованиям. Цель их проведения - в выполнении ежедневных осмотров техники

по инструкциям

эксплуатации техники

и устранении обнаруженных

небольших неисправностей. Обычно для работ на материальной

части ежедневно

типовым распорядком

дня отводится до 1 -1 ,5 ч .

Один-раз в неделю для ухода за

материальной частью (тех­

никой) отводится до 7 ч времени и, наконец, ежемесячно отво­ дится 5 полных рабочих дней для проведения так называемого не­

дельного планово-предупредительного осмотра и ремонта техники (то и Ш Р ) .

Судовые ремонтные работы. В настоящее время часть сравни­ тельно несложных работ по ремонту судна и судовой техники вы­ полняют экипажи судов. Как правило, такие работы не требуют высокой квалификации личного состава и сложного технологичес­ кого и станочного оборудования. Ремонтные работы проводятся в период вывода судна в ремонт, что оформляется приказом по судну. Все ремонтные работы выполняются по ремонтной ведомости в установленный срок и с высоким качеством. Контролируют ка­ чество выполнения ремонтных работ капитан и офицеры судна, а также соответствующие специалисты соединений вспомогательных судов. Целесообразно так организовать службу, чтобы вахта была минимальной. А для этого судно обеспечивается паром, водой, электроэнергией и воздухом высокого давления с берега.

Командному составу, присутствие которого не обязательно для руководства ремонтными работами, целесообразно « этот пе­ риод представить отпуск или отгул за неиспользованные дшот­ дыха.

I I 3

Общее руководство работами, распределение общесудовые ра­ бот между личным составом экипажа осуществляется старшим по­ мощником капитана судна.

Специфика службы на судах вспомогательного флота заклю­ чается в том, что помимо обычных работ, которые выполняются каждый день в рабочее время согласно распорядку дня, некоторые работы по приказанию капитана выполняются в любые дни и в любое время суток. Это относится к аварийным и авральным рабо­ там.

Аварийными работами называются все работы по устранению аварийного состояния судна, работы по спасению людей, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам и кораблям, терпящим бедствие. К аварийным работам отно­ сятся также работы, вызванные штормовой погодой: дополнитель­ ное крепление судового имущества и грузов, установка тентов, дополнительная подача швартовых концов, перешвартовка судов в портах, работы по снятию своего судна с мели, по ликвидации пожаров.

Выполнение аварийных работ обязательно для всех членов экипажа и особой оплате не подлежит. Бремя начала аварийных работ объявляется по судну специальным сигналом - "аварийная тревога".

К авральным работам относятся раооты, для выполнения ко­ торых требуется вызов всего или части экипажа судна в помощь

вахтенным. Это, прежде

всего, работы, связанные с входом суд­

на в порт и выходом его

из порта, открытие и закрытие судовых

грузовых люков, швартовка и отшвартовка судна, установка схо­ ден и трапов и некоторые другие работы. Авральные работы так­ же производятся по распоряжению капитана в любое время, когда того требует обстановка. Необходимо стремиться работать так, чтобы вахтенная и дежурная службы справлялись с нужными рабо­ тами сами, без посторонней помощи.


I R

Г л а в а

XI

ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ И ПЛАВУЧИХ СРЕДСТВ ФЛОТА

Основы планирования

Большинство мероприятий по тыловому обеспечению и обслу­ живанию сил флота в мирное и особенно в военное время осуще­ ствляется при помощи судов и плавучих средств. В связи с этим качественное планирование использования (работы) судов и пла­ вучих средств имеет очень важное значение. Оно позволяет за­ благовременно и рационально распределять имеющиеся суда (плав­ средства) по объектам работ, а также своевременно их ремонти­ ровать.

В основу всех планов работы вспомогательных судов и пла­

вучих средств должен быть положен план боевой

подготовки флота

(военно-морской базы) на топ

или иной период

времени.

Кроме того , планы раооты

и использования

вспомогательных

судов и плавсредств должны учитывать возможности и режим рабо­ ты частей и учреждений, которые пользуются услугами вспомога­ тельного флота. Таким образом, планы работ вспомогательных су - ,;0в всегда должны быть комплексными. С этой целью все соедине­ ния, части и учреждения, которые нуждаются в работе вспомога­ тельных судов, должны заблаговременно подать заявку. При пла­ нировании нужно стремиться к тому, чтобы заявки от частей и учреждений флота были удовлетворены в наибольшей степени и в нужные сроки. Именно это является признаком хорошего плани­ рования работы судов флота.

Если по техническим показателям вспомогательный флот вы­

полнить все заявки не может, то часть работ

по

ходатайству

и указанию командования может быть возложена

на

суда и пла­

вучие средства других министерств и ведомств.

Важным принципом планирования использования судов является обоснованность и реальность планов.

В настоящее время различают три вида планирования исполь­ зования вспомогательных судов и базовых плавучих средств:


115

-перспективное,

-текущее,

-специальное.

Перспективное планирование охватывает значительные периоды времени (обычно более года: от трех до пяти лет) и характеризуется обобщенными показателями. В большинстве слу­ чаев перспективное планирование учитывает только перевозки больших количеств материальных средств в военно-морские базы и между ними.

Текущее планирование учитывает как перевозку материальных средств, так и разнообразные работы судов по обслуживанию час­ тей и учреждений флота. Периодами текущего планирования являют­ ся год, квартал, месяц, неделя и сутки.

К специальному планированию относится планирование исполь­ зования судов на боевом дежурстве, на учениях и в боевой обста­ новке.

Виды заявок, порядок их составления и подачи

Исходными документами для составления планов служат заяв­

ки. Они

подразделяются на

годовые, квартальные, месячные, не­

дельные

и суточные. Все довольствующие органы, корабли

(соеди­

нения),

части, учреждения

и предприятия, нуждающиеся в

исполь­

зовании

вспомогательных судов и плавучих средств, обязаны

составить для этого соответствующую заявку.

Все

виды заявок

представляются в письменном виде по уста­

новленной форме (см.

приложения 1 ,2 ,2 а ,26) и в установленные

сроки.

кораблей, находящихся на внешних рейдах и в пунктах

Для

рассредоточенного базирования, в виде исключения допускается передача заявок не письменно, а по семафору, телефону или радио. Подписываются заявки командирами соединений, кораблей и частей, ведущими самостоятельное хозяйство, или начальниками доволь­ ствующих органов и предприятий.

Командиры соединений, кораблей, частей, начальники доволь­ ствующих органов и предприятий несут полную ответственность за полноту, реальность и законность составленных заявок.


116

Годовые и квартальные заявки учитывают годовую (квар­ тальную) потребность в перевозке грузов между военно-морскими базами. Их составляют довольствующие органы, а также другие организации и предприятия, нуждающиеся в перевозках больших иг>личеств грузов на судах вспомогательного флота.

Довольствующие органы и другие организации и предприятия флота представляют годовые и квартальные заявки в штаб тыла

флота (оргплановый отдел,

отделение тыла вмб).

Б

заявке указывается

год (квартал, если заявка кварталь­

н ая ),

на который подается

заявка и все данные согласно графам

формы этой заявки. В годовой заявке делается разбивка потреб­ ности в перевозках по кварталам, а в квартальной - по месяцам. Квартальная заявка всегда должна соответствовать ранее поданной годовой. Она уточняет и детализирует годовую заявку.

Месячные заявки подаются на морские перевозки грузов (людей), а также на обеспечение с помощью судов крупных меро­ приятий боевой подготовки. Бее довольствующие органы, учрежде­ ния и предприятия месячные заявки представляют непосредственно в штаб тыла флота не позднее 15 числа каждого предпланового месяца. По количеству и направлению отправки грузов месячные заявки должны соответствовать ранее утвержденному квартальному плану перевозок.

Недельные заявки подаются не только на перевозки грузов (людей), но также и на все работы судов (плавсредств) в преде­ лах районов местного плавания. Недельные заявки на перевозки грузов составляются в соответствии с ранее утвержденными ме­ сячными планами. На буксировку мишеней, артиллерийских, авиационных и гидроакустических щитов для обеспечения боевой подготовки кораблей и частей, если она предусмотрена месячным или недельным планами обеспечения боевой подготовки флота, не­ дельные заявки можно не подавать. На все остальные? работы судов заявки должны быть поданы по установленной форме и в установ­ ленный срок. Недельные заявки подаются в штаб тыла флота за сутки до дня планирования боевой подготовки на следующую на­ дели.

ІІ7

Суточные заявки могут быть двух видов: на перевозку су­ дами грузов и на выполнение ими других работ.

Суточные заявки подаются непосредственно в управление (отдел) вспомогательных судов не позднее 14 часов предплано­ вых суток. Заявки,поступившие позже указанного срока, в ис­ полнительные планы работы судов на следующие сутки не вклю­ чаются и выполняются только при наличиий свободных судов (плавучих средств) и с разрешения начальника управления (от­ дела) вспомогательных судов.

Суточные заявки на выполнение судами каких-лиоо работ корабли (соединения) и предприятия представляют в управление вспомогательных судов. Суточные заявки на боеприпасы, продо­ вольствие, топливо и другие виды материальных средств ко­ рабли представляют в соответствующие довольствующие органы флота, которые эти заявки обобщают и составляют общую заявку на выделение судов для всех частей флота (вмб).Обобщенная заявка должна быть составлена с учетом возможности максимального ис­ пользования грузоподъемности, грузовместимости судов (плав­ средств) и минимального их простоя под погрузкой и разгрузкой..

Заявки должны заполняться четко, чернилами или на ма­ шинке, с разборчивой подписью командира (начальника), скреп­ ленной гербовой печатью части.

Планы работы вспомогательных судов и плавучих средств

На основании поданных заяьок составляются соответствующие планы , работы вспомогательных судов и плавучих средств.

Планы могут

быть:

-

годовые

и квартальные;

-

месячные, недельные и суточные;

-

разовые

(на одно конкретное мероприятие).

Годовой и квартальный планы. Годовой и квартальный планы составляются штабом тыла совместно с управлением вспомогатель­ ных судов по установленной форме (см. приложение 3) и в уста­ новленные сроки. Они составляются только на морские перевозки.