Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ІЮ
Для приведения судна в готовность № I и для выполнения мероприятий по обороне, защите и борьбе за живучесть судна устанавливаются следующие тревоги:
-судовая;
-химическая;
-аварийная.
Для наиболее рационального управления судном и обслужи вания всех его технических средств личный состав экипажей распределяется по командным пунктам (КП) и судовым постам (СП)Р Это распределение и действия личного состава на командных пунктах и судовых постах определяются судовыми расписаниями. Основными из них являются следующие: расписания по судовой тревоге (расписание по готовности №I ) ; расписание по готов ности № 2; расписание по борьбе за живучесть судна (аварийная тревога); расписание по заведования!!; расписание по приготовле нию судна к походу; расписание по буксировке; расписание по приему и передаче материальных средств кораблям в море. Могут быть и другие судовые расписания.
На больших судах (экипаж 20 человек и более), когда рас писаний много, они брошюруются в журнал "Судовые расписания". Судовые расписания составляются и корректируются старшим по мощником капитана.судна, а там, его нет по штату, - шкипером (старшиной) судна.
Уход за судном и судовые раооты
Для постоянного наблюдения за судвом и содержания его в технически исправвом состоянии предусмотрен ряд мероприятий. Основными из них являются:
- распределение материальной части по заге^ованппы;
■ ^Командным пунктом называется месте, откуда капитан судна, его помощники или судовой механик управляют судном, руково
дят действиями подчиненных и поддерживают связь с начальниками.
Судовым постом называется место на сѵдн« с находящимся на нем техническими средствами и оборудованием, обслуживаемое лич ным составом.
- |
ш |
несение на судах вахт и дежурств; |
|
- |
выполнение судовых работ. |
Все механизмы, системы, устройства, предметы оборудования и снабжения, а танке помещения судна распределяются под от ветственность членов экипажа. Такое распределение оформляется расписанием по заведсваниям и приказом капитана судна о допуске каждого из членов экипажа к эксплуатации техники. Личный состав
судна обязан не только хорошо |
знать свое заведовашіе,.ю постоян |
|
но следить за |
его технической |
исправностью и готовностью к ис |
пользованию и |
применению по назначению. Для этого ему предостав |
|
ляется время, |
предусмотренное |
распорядком дня и установленной |
периодичностью использования судов.
Для проверки знаний личного состава по заведования!» и го товности экипажа к успешному решению поставленных перед ним. задач согласно судовым расписаниям в соединениях судов регу лярно проводятся смотры и осмотры судна. При этом смотры про водятся вышестоящим командованием, а осмотры - командованием
судна.
Для четкого соблюдения установленного порядка, направле ния повседневной деятельности личного состава, для обеспечения обслуживания действующих механизмов, систем и устройств на судах несется суточное дежурство и вахта. Количество постов дежурный и вахтенной служб устанавливается капитаном судна в зависимости от обстановки плавания или стоянки.
На ходу несется только вахта, а на якоре и дежурство, и вахта. В состав судового дежурства обычно входят дежурный по судну и дежурный по машине, которые наравне с капитаном судна несут ответственность за безопасность судна и состояние службы
и жизни на нем.
Для поддержания в исправном состоянии корпуса, помещений, палуб, а также технических средств на судах организуются и проюдятся различного вида судовые работы. Основными из них являются: судовые приборки, работы на материальной части, с у - довыѲдремонтные, аварийные и авральные работы.
Судовые приборки проводятся для поддержания судна в удов летворительном санитарно-гигиеническом состоянии. Они осуществ ляются во всех без исключения жилых и служебных помещениях суд на ежедневно утром, вечером и после выполнения работ на мате
риально ; части.
II2
Приборки могут быть малые и большие или "мокрые" (с при менением воды и моющих' средств). Для того, чтобы прибирались все помещения, на судах введено специальное расписание. От ветственность за качество приборки возлагается на команди ров отсеков и помещений и на уборщиков.
Один раз в неделю (как правило в субботу.в первой поло вине дня) производится большая приборка судна.
Работы на материальной части являются повседневной обя занностью личного состава согласно расписанию по заведованиям. Цель их проведения - в выполнении ежедневных осмотров техники
по инструкциям |
эксплуатации техники |
и устранении обнаруженных |
небольших неисправностей. Обычно для работ на материальной |
||
части ежедневно |
типовым распорядком |
дня отводится до 1 -1 ,5 ч . |
Один-раз в неделю для ухода за |
материальной частью (тех |
никой) отводится до 7 ч времени и, наконец, ежемесячно отво дится 5 полных рабочих дней для проведения так называемого не
дельного планово-предупредительного осмотра и ремонта техники (то и Ш Р ) .
Судовые ремонтные работы. В настоящее время часть сравни тельно несложных работ по ремонту судна и судовой техники вы полняют экипажи судов. Как правило, такие работы не требуют высокой квалификации личного состава и сложного технологичес кого и станочного оборудования. Ремонтные работы проводятся в период вывода судна в ремонт, что оформляется приказом по судну. Все ремонтные работы выполняются по ремонтной ведомости в установленный срок и с высоким качеством. Контролируют ка чество выполнения ремонтных работ капитан и офицеры судна, а также соответствующие специалисты соединений вспомогательных судов. Целесообразно так организовать службу, чтобы вахта была минимальной. А для этого судно обеспечивается паром, водой, электроэнергией и воздухом высокого давления с берега.
Командному составу, присутствие которого не обязательно для руководства ремонтными работами, целесообразно « этот пе риод представить отпуск или отгул за неиспользованные дшот дыха.
I I 3
Общее руководство работами, распределение общесудовые ра бот между личным составом экипажа осуществляется старшим по мощником капитана судна.
Специфика службы на судах вспомогательного флота заклю чается в том, что помимо обычных работ, которые выполняются каждый день в рабочее время согласно распорядку дня, некоторые работы по приказанию капитана выполняются в любые дни и в любое время суток. Это относится к аварийным и авральным рабо там.
Аварийными работами называются все работы по устранению аварийного состояния судна, работы по спасению людей, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам и кораблям, терпящим бедствие. К аварийным работам отно сятся также работы, вызванные штормовой погодой: дополнитель ное крепление судового имущества и грузов, установка тентов, дополнительная подача швартовых концов, перешвартовка судов в портах, работы по снятию своего судна с мели, по ликвидации пожаров.
Выполнение аварийных работ обязательно для всех членов экипажа и особой оплате не подлежит. Бремя начала аварийных работ объявляется по судну специальным сигналом - "аварийная тревога".
К авральным работам относятся раооты, для выполнения ко торых требуется вызов всего или части экипажа судна в помощь
вахтенным. Это, прежде |
всего, работы, связанные с входом суд |
на в порт и выходом его |
из порта, открытие и закрытие судовых |
грузовых люков, швартовка и отшвартовка судна, установка схо ден и трапов и некоторые другие работы. Авральные работы так же производятся по распоряжению капитана в любое время, когда того требует обстановка. Необходимо стремиться работать так, чтобы вахтенная и дежурная службы справлялись с нужными рабо тами сами, без посторонней помощи.
I R
Г л а в а |
XI |
ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ И ПЛАВУЧИХ СРЕДСТВ ФЛОТА
Основы планирования
Большинство мероприятий по тыловому обеспечению и обслу живанию сил флота в мирное и особенно в военное время осуще ствляется при помощи судов и плавучих средств. В связи с этим качественное планирование использования (работы) судов и пла вучих средств имеет очень важное значение. Оно позволяет за благовременно и рационально распределять имеющиеся суда (плав средства) по объектам работ, а также своевременно их ремонти ровать.
В основу всех планов работы вспомогательных судов и пла
вучих средств должен быть положен план боевой |
подготовки флота |
|
(военно-морской базы) на топ |
или иной период |
времени. |
Кроме того , планы раооты |
и использования |
вспомогательных |
судов и плавсредств должны учитывать возможности и режим рабо ты частей и учреждений, которые пользуются услугами вспомога тельного флота. Таким образом, планы работ вспомогательных су - ,;0в всегда должны быть комплексными. С этой целью все соедине ния, части и учреждения, которые нуждаются в работе вспомога тельных судов, должны заблаговременно подать заявку. При пла нировании нужно стремиться к тому, чтобы заявки от частей и учреждений флота были удовлетворены в наибольшей степени и в нужные сроки. Именно это является признаком хорошего плани рования работы судов флота.
Если по техническим показателям вспомогательный флот вы
полнить все заявки не может, то часть работ |
по |
ходатайству |
и указанию командования может быть возложена |
на |
суда и пла |
вучие средства других министерств и ведомств.
Важным принципом планирования использования судов является обоснованность и реальность планов.
В настоящее время различают три вида планирования исполь зования вспомогательных судов и базовых плавучих средств:
115
-перспективное,
-текущее,
-специальное.
Перспективное планирование охватывает значительные периоды времени (обычно более года: от трех до пяти лет) и характеризуется обобщенными показателями. В большинстве слу чаев перспективное планирование учитывает только перевозки больших количеств материальных средств в военно-морские базы и между ними.
Текущее планирование учитывает как перевозку материальных средств, так и разнообразные работы судов по обслуживанию час тей и учреждений флота. Периодами текущего планирования являют ся год, квартал, месяц, неделя и сутки.
К специальному планированию относится планирование исполь зования судов на боевом дежурстве, на учениях и в боевой обста новке.
Виды заявок, порядок их составления и подачи
Исходными документами для составления планов служат заяв
ки. Они |
подразделяются на |
годовые, квартальные, месячные, не |
|
дельные |
и суточные. Все довольствующие органы, корабли |
(соеди |
|
нения), |
части, учреждения |
и предприятия, нуждающиеся в |
исполь |
зовании |
вспомогательных судов и плавучих средств, обязаны |
|
составить для этого соответствующую заявку. |
||
Все |
виды заявок |
представляются в письменном виде по уста |
новленной форме (см. |
приложения 1 ,2 ,2 а ,26) и в установленные |
|
сроки. |
кораблей, находящихся на внешних рейдах и в пунктах |
|
Для |
рассредоточенного базирования, в виде исключения допускается передача заявок не письменно, а по семафору, телефону или радио. Подписываются заявки командирами соединений, кораблей и частей, ведущими самостоятельное хозяйство, или начальниками доволь ствующих органов и предприятий.
Командиры соединений, кораблей, частей, начальники доволь ствующих органов и предприятий несут полную ответственность за полноту, реальность и законность составленных заявок.
116
Годовые и квартальные заявки учитывают годовую (квар тальную) потребность в перевозке грузов между военно-морскими базами. Их составляют довольствующие органы, а также другие организации и предприятия, нуждающиеся в перевозках больших иг>личеств грузов на судах вспомогательного флота.
Довольствующие органы и другие организации и предприятия флота представляют годовые и квартальные заявки в штаб тыла
флота (оргплановый отдел, |
отделение тыла вмб). |
|
Б |
заявке указывается |
год (квартал, если заявка кварталь |
н ая ), |
на который подается |
заявка и все данные согласно графам |
формы этой заявки. В годовой заявке делается разбивка потреб ности в перевозках по кварталам, а в квартальной - по месяцам. Квартальная заявка всегда должна соответствовать ранее поданной годовой. Она уточняет и детализирует годовую заявку.
Месячные заявки подаются на морские перевозки грузов (людей), а также на обеспечение с помощью судов крупных меро приятий боевой подготовки. Бее довольствующие органы, учрежде ния и предприятия месячные заявки представляют непосредственно в штаб тыла флота не позднее 15 числа каждого предпланового месяца. По количеству и направлению отправки грузов месячные заявки должны соответствовать ранее утвержденному квартальному плану перевозок.
Недельные заявки подаются не только на перевозки грузов (людей), но также и на все работы судов (плавсредств) в преде лах районов местного плавания. Недельные заявки на перевозки грузов составляются в соответствии с ранее утвержденными ме сячными планами. На буксировку мишеней, артиллерийских, авиационных и гидроакустических щитов для обеспечения боевой подготовки кораблей и частей, если она предусмотрена месячным или недельным планами обеспечения боевой подготовки флота, не дельные заявки можно не подавать. На все остальные? работы судов заявки должны быть поданы по установленной форме и в установ ленный срок. Недельные заявки подаются в штаб тыла флота за сутки до дня планирования боевой подготовки на следующую на дели.
ІІ7
Суточные заявки могут быть двух видов: на перевозку су дами грузов и на выполнение ими других работ.
Суточные заявки подаются непосредственно в управление (отдел) вспомогательных судов не позднее 14 часов предплано вых суток. Заявки,поступившие позже указанного срока, в ис полнительные планы работы судов на следующие сутки не вклю чаются и выполняются только при наличиий свободных судов (плавучих средств) и с разрешения начальника управления (от дела) вспомогательных судов.
Суточные заявки на выполнение судами каких-лиоо работ корабли (соединения) и предприятия представляют в управление вспомогательных судов. Суточные заявки на боеприпасы, продо вольствие, топливо и другие виды материальных средств ко рабли представляют в соответствующие довольствующие органы флота, которые эти заявки обобщают и составляют общую заявку на выделение судов для всех частей флота (вмб).Обобщенная заявка должна быть составлена с учетом возможности максимального ис пользования грузоподъемности, грузовместимости судов (плав средств) и минимального их простоя под погрузкой и разгрузкой..
Заявки должны заполняться четко, чернилами или на ма шинке, с разборчивой подписью командира (начальника), скреп ленной гербовой печатью части.
Планы работы вспомогательных судов и плавучих средств
На основании поданных заяьок составляются соответствующие планы , работы вспомогательных судов и плавучих средств.
Планы могут |
быть: |
|
- |
годовые |
и квартальные; |
- |
месячные, недельные и суточные; |
|
- |
разовые |
(на одно конкретное мероприятие). |
Годовой и квартальный планы. Годовой и квартальный планы составляются штабом тыла совместно с управлением вспомогатель ных судов по установленной форме (см. приложение 3) и в уста новленные сроки. Они составляются только на морские перевозки.