Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II8

Кроме того, годовые и квартальные планы предусматривают также перевозку грузов флота на судах других министерств и ведомств Они подписываются начальником штаба тыла флота и утверждаются заместителем командующего флотом (флотилии) по тылу.

В годовой и квартальный планы включаются только суда, ко­ торые реально могут быть использованы для осуществления пере­ возок грузов в военно-морские базы в планируемом году.

Годовой и квартальный планы составляются по установлен­ ной форме и, концентрируя сведения в целом по флоту, являются секретными документами.

Месячный план составляется штабом тыла флота совместно с управлением вспомогательных судов по установленной форме на основании месячных заявок, подписывается начальником штаба

тыла флота и утверждается начальником тыла флота (вмб) за семь дней до наступления планируемого месяца (см. приложение 4 ) .

Месячный план должен включать работу всех вспомогательных судов и плавсредств, находящихся в эксплуатации и направленных для перевозок грузов, обеспечения кораблей и частей, а также для выполнения заданий командования, вытекающих из месячных планов боевой подготовки флота (вмб).

Месячные планы по направлениям и объему перевозок грузов в военно-морские базы должны соответствовать квартальным и являться их уточненным развитием.

Недельный план. Недельный план является уточнением месяч­ ного плана и составляется на морские геревозки грузов и работы за пределами района местного плавания. Он состагяется штабом тыла флота на основании месячных планов, недельного плана бое­ вой подготовки и недельных заявок довольствующих органов, уч­ реждений, предприятий, кораблей, соединений (см.приложение 4 ) .

Недельный план подписывается начальником вспомогательного флота и утверждается начальником штаба тыла флота. Утвержден­ ный недельный план высылается в управление вспомогательных су­ дов (отдел) за сутки до конца предплановой недели.

Суточный план. Суточный план составляется по всем вспо­ могательным судам, которые находятся в эксплуатации. Б этом плане должно быть предусмотрено выполнение заданий, заплани­ рованных недельным планом боевой подготовки с добавлением за­

даний и работ согласно

I I 9

суточным заявкам, а также работ по

указаниям штаба или прямого начальника.

По транспортным судам, выполняющим морские грузоперевоз­ ки, в суточном плане указывается количество груза, подлежащего

погрузкѳ-выгрузкѳ

за данные сутки, мероприятия

по подготовке

к

выполнению рейса

и обеспечению

своевременного

выхода судна

в

море.

составляется

старшим офицером по эксплуата­

 

Суточный план

ции или начальником диспетчерской службы управления вспомога­ тельных судов на основании суточных заявок от кораблей и час­ тей, указаний командования и недельных планов. Он составляется ежедневно накануне планируемых суток и утверждается начальни­ ком управления вспомогательных судов до 17 часов. После утвер­ ждения суточного плана диспетчерская служба оповещает все корабли и части о включении или невключении поданных ими за­ явок в суточный план работы вспомогательных судов.

Оповещение производится в течение предплановых суток. В нем указывается точное место, время начала выполнения принято­ го к исполнению задания (форма суточного плана дана в прило­ жении 5 ) .



120

Г л а в а

ХП

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУДОВ И ПЛАВУЧИХ СРЕДСТВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА

Общие положения по использованию вспомогательных судов на флоте

Важным фактором в процессе выполнения запланированных

работ

является

строгое соблюдение установленных правил исполь

зования

вспомогательных

судов и плавучих средств. От этого во

многом

зависит

качество

и своевременность выполнения работ,

а также безопасность плавания судов и плавсредств вспомогателъ ного флота.

Правила использования вспомогательных судов и плавсредств во многом определяются видом работы. Основными из них можно

считать

следующие:

 

- подача всех видов материальных средств кораблям, нахо­

дящимся

в море, на рейде и у необорудованного побережья;

-

перевозка личного состава

воинских частей;

- перевозка боеприпасов, вооружения, продовольствия и дру

гих видов воинских грузов морем

в интересах флота и других

видов вооруженных сил;

 

-

буксировка кораблей и несамоходных средств;

-

оказание помощи кораблям

при авариях;

-обеспечение боевой подготовки и безопасной стоянки ко­ раблей флота;

-техническое обслуживание кораблей и судов;

-производство ледокольных работ.

Рпрактике использования вспомогательных судов и плавучих

средств для выполнения всех ранее перечисленных работ могут иметь ».пето четыре формы их выделения:

-

постоянное закрепление судов и плавсредств;

-

выполнение отдельных работ;

-

выделение судов в распоряжение на время,

-

сдача судов и плавсредств в аренду.


I2I

Постоянное закрепление судов и плавсредств производится за боевыми кораблями, соединениями и учреждениями. Такое за­ крепление применяется в том случае, когда есть повседневная, постоянная потребность в судах, когда более рационально пла­ нировать использование судов непосредственно в соединении. Вполне оправданно,например, постоянное закрепление за соедине­ нием подводных лодок таких вспомогательных судов, как торпѳдо­ лови, плавучие базы и казармы. Логично постоянное закрепление за медсанслужбой флота или за отдельными медучреждениями са ­

нитарных транспортов, санитарных катеров. За техническим уп­ равлением постоянно закрепляются плавучие мастерские, зарядо­ вые и покрасочные станции. В таких случаях командиры соеди­ нений, учреждений и частей сами регламентируют использование судов (плавсредств) и несут полную ответственность за безо­ пасность их плавания и эксплуатацию.

Выполнение отдельных работ - наиболее распространенная форма использования судов и плавсредств вспомогательного флота.

Сущность ее заключается в том, что каждый раз для выпол­ нения той или иной работы заинтересованная воинская часть (соединение кораблей, отдельный корабль, предприятие, учреж­ дение) подает в управление вспомогательных судов суточную з а я |- ку с точным указанием объема работ, которые необходимо выпол­ нить с помощью судов и плавсредств.

По данным заявкам составляется суточный план, по которому и выделяются суда и плавсредства. О включении или невключении поданной заявки в план заявителей оповещают заранее. Для вы­ полнения заданий начальнику УВС дается право.выбирать суда по своему усмотрению, исходя из характера работ, подлежащих вы­ полнению.

Выполнив работу, суда каждый раз возвращаются на места постоянной дислокации (в порт приписки) в распоряжение диспет­ черской службы.

Выделение судов в распоряжение на время производится, когда ежедневное возвращение судов и плавсредств к месту дис­ локации судна нецелесообразно, поскольку предполагается вы­ полнение ряда работ за больший, чем сутки, период времени

Ш іс р

122

(от трах до десяти суток ). На трое суток суда командируются с разрешения начальника УВС, на десять - с разрешения замести­

теля командующего флотом по тылу, на срок, больший десяти су­ ток, - с разрешения командующего флотом.

Командир части (соединения), в распоряжение которого поступают суда, обязан ознакомиться с основными тактико-техни­

ческими данными

судна, которые могут существенно влиять

на

выполнение конкретных работ

(например, осадка судна при

малой

глубине в месте

ведения работ

и т .л .) . После этого он

дает

капитану указание об использовании судна в соответствии с его тактико-техническими данными и маневренными качествами при учете местных условий работ. Командир части обязан принять все, зависящие от него, меры по обеспечению безопасности судна и предупреждению аварий при выполнении задания.

По окончании работ и истечении установленного заданием срока командир части обязан направить судно в распоряжение приславшей его диспетчерской службы. Если срок истек, а зада­ ние не выполнено и есть необходимость задержать судно до вы­ полнения задания, командир части должен заранее обратиться к начальнику управления вспомогательных судов флота и получить разрешение задержать судно на определенное время.

Командир (капитан, старшина) судна, прибывшего к касту выполнения задания, обязан доложить командиру, в ведение кото­ рого поступает судно, о готовности последнего к выполнению ра­ бот.

При нахождении вспомогательного судна (плавсредства) во временном распоряжении за УБС сохраняется право контролировать порядок его использования. При нарушении командиром корабля (части ), в распоряжении которого поступило судно, правил ис­

пользования судов и плавсредств начальник УБС обязан потребо­ вать устранения недостатков или ходатайствовать перед выше­ стоящим командованием о прекращении выполнения работ в интере­ сах данной части.

Значительно реже применяется арендная форма обеспечения частей и предприятий вспомогательными судами и плавучими сред­ ствами


123

 

Сдача судов в аренду практикуется при длительных работах

в интересах организаций и предприятий, не

входящих в

состав

ВМФ.

Во

всех случаях

выполнения отдельных

работ

Іпри

выделении

судов

в

распоряжение

или при сдаче их в аренду)

управление

вспомогательных судов и его диспетчерская служба в первую очѳредь обязаны:

- представить судно в исправном состоянии, технически пригодны.;для выполнения работ согласно заявке;

-представить судно в тот срок и в тот пункт (военно-

морскую б азу ), которые были сообщены заявителю; - усыновить продолжительность времени на выполнение суд­

ном задания (срока нахождения в распоряжении); - дать указания командиру (капитану, старшине) судна о

характере предстоящего задания и условиях его выполнения.

При всех формах выделения судов и плавсредств основанием для выполнения тех или иных работ служит приказ-задание.

Приказ-задание - это документ, выдаваемый диспетчерской службой УВС и определяющий объем работы судна (плавсредства), Вручение капитану судна приказа-задания означает начало вы­ полнения запланированной работы. В мирное время без приказазадания выполнение каких бы то ни было работ запрещается.

Приказ-задание, выданное диспетчерской службой капитану (командиру, старшине), является для него единственным доку­ ментом, определяющим место, время и объем работы судва»

Изменить или отменить приказ-задание может только началь­ ник управления вспомогательных судов или его заместитель. В таких случаях начальник диспетчерской службы или дежурный диспетчер вносит соответствующие изменения в ранее выданное "^иказ-задание или выписывает новое.

Приказ-задание имеет установленную форму (см.приложение 6) и вручается капитану (старшине) судна заранее, до начала работ или выхода в море. Оформление приказа-задания производится в двух или трех экзѳмпл ірах, из которых.один остается в книге приказов заданий диспетчерской службы, а второй вручается под расписку капитану (старшине) судна. Третий экземпляр приказа-