Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
124
задания вручается капитану только при выполнении работ за плату. После выполнения работ третий экземпляр приказа-задания возвращается в финансовую часть и служит оправдательным доку ментом для производства пасчетов с предприятиями,которые исполь зовали суда.
Во избежание споров и недоразумений необходимо тщатель но заполнять все разделы и графы формы приказа-задания. Особое
внимание обращается на |
краткое, но точное |
описание |
работ |
и |
|
сроки (начало, продолжительность и конец) |
их выполнения, |
ибо |
|||
по этим записям рассчитывается |
объем выполненной |
работы |
и |
||
определяется размер оплаты. |
базу (порт |
приписки) капитан |
|||
После возвращения |
судна в |
(старшина) судна на оборотной стороне приказа-задания делает запись о времени фактического выполнения работы и кратко .объяс няет причины изменения установленных сроков и объема работ, если такие были. Здесь же делается отметка о недостатках по организации и выполнению работ и ставится подпись ответствен ных лиц тех учреждений и предприятий, для которых выполнялась работа за плату.
иоеспечение сохранности перевозимых грузов
Эффективность использования каждого судна в отдельности и всего состава .вспомогательного флота в целом, а также сохран ность как самих судов, так и перевозимых на них грузов, во многом зависит от правильного подбора и размещения грузов на судах.
Большое разнообразие грузов по весу, габаритам, роду упа ковки и физико-химическим свойствам, наряду со значительным отличием одних судов и плавучих средств от других по грузо подъемности, по расположению грузовых помещений и по оснаще нию погрузочно-разгрузочными механизмами и устройствами, делае* задачу рационального подбора и размещения грузов на судах довольно сложным, трудоемким и весьма ответственным мероприя тием.
125
Сущность подбора заключается в том, |
чтобы обеспечить: |
- сохранность перевозимого груза; |
|
- максимальное использование грузоподъемности и грузовме |
|
стимости судна; |
и дифферент судна; |
- надлежащую остойчивость, прочность |
|
- максимальную быстроту проведения погрузочно-разгрузочные |
|
работ. |
|
Подбор и размещение грузов, обеспечивающие их сохранность. Сохранность перевозимых грузов обеспечивается хорошей упаковкой, соответствующей условиям морской перевозки и специфическим осо бенностям грузов, а также правильным их размещением.
Особо ценные грузы и грузы в непрочной упаковке перевозят ся в специальных контейнерах.
Если тара или контейнер запломбированны или опечатаны, тсР пломбы и печати должны быть целыми.
Грузы на судне нужно располагать так , чтобы не допустить их механической порчи и вредного физико-химического воздействия друг на друга. Б первую очередь располагают громоздкие и тяже
лые грузы |
в прочной таре . |
На них сверху укладывают более л ег- |
кие грузы |
с менее прочной тарой. Все свободное пространство |
|
между грузами и вокруг них |
заполняется еще более легкой покла |
жей, так как чем плотнее уложен груз, тем менее вероятно его повреждение. Если высота трюма велика, а прочность тары нижних мест не позволяет укладывать на них большое количество груэов, то необходимо устраивать временные фальшпалубы и платформы.
Следует избегать загрузки в одно помещение физически и химически несовместимых грузов. Так, нельзя вместе размещать жидкие грузы с грузами, портящимися от влаги. Недопустима сов местная погрузка грузов, обладающих сильными запахами с груза ми, интенсивно их воспринимающими и теряющими от этого свои качества. Наиболее часто встречающиеся несовместимые пары.гру зов обычно приводятся в справочниках по грузовым операциям.
Нежелательно размещать грузы, портящиеся от повышения тем пературы (в первую очередь, продовольствие), в помещениях, смеж ных с машинным или котельным отделениями, переборки которых всегда будут иметь несколько повышенную температуру.
126
Значительную группу грузов составляют так |
называемые |
|
загрязняющие |
(пыльные) грузы: цемент, уголь, |
известь, мел, |
сажа и т .п . |
Их желательно перевозить отдельно |
или совместно |
с таким грузом, который не теряет своих качеств от загрязнения. Особую осторожность следует соблюдать при транспортировке
кислот, химикатов и других агрессивных самовозгорающихся, легкогорючих и едких грузов. Перевозить их следует в изолиро ванных помещениях, тем более, что в большинстве случаев партии этих грузов невелики.
Правилами эксплуатации судов вспомогательного флота до пускается размещение и перевозка части груза,сохранность кото рого мало зависит от воздействия атмосферных явлений,на верх ней палубе. Перечни таких грузов даются в справочниках капита нов и портовых работников.
Грузы, не вмещающиеся в трюмах по габаритам, грузятся на палубу лишь с письменного согласия грузоотправителя. Высота
укладки груза на верхней палуба не должна превышать 1,3 |
- І,5 м . |
Во всех случаях при размещении грузов на верхней палубе |
сле |
дует прежде всего учитывать сохранение надлежащей остойчивости судна и обеспечение свободного доступа команды ко всем палуб ным механизмам и устройствам, размещенным на верхней палубе,а также к сходам в нижние помещения. При загрузке верхней палубы тяжеловесными грузами рекомендуется под грузы подкладывать брусья, располагая их вдоль судна. Это позволит более равномер но загрузить участок палубы и бимсы, лежащие под ней.
Все грузы (места) должны иметь соответствующую маркировку, указывающую на ограничения и специфику проведения погрузки, что также способствует сохранной перевозке грузов морем.
Маркировка бывает самая различная и представляет собой всевозможные надписи, знаки, рисунки, наносимые на тару или непосредственно на груз красками, тиснением, выжиганием, выши ванием, или наклеенные, пришитые и привязанные на бирки и ярлыки.
Различают маркировку:
- товарвую (наименование товара, название производителя товара, заводская марка, сорт, ГОСТ, номер заказа, номер пар
тии);
|
|
|
|
127 |
|
|
|
|
- корреспондентскую (наименование отправителя, получателя, |
||||||
название портов отправления |
и назначения); |
|
мест в тран |
||||
|
- |
транспортную |
ишмер |
транспорта, количество |
|||
спорте); |
(способ |
хранения |
и обращения с |
грузом: |
|||
|
- |
специальную |
|||||
"В ерх", |
"Низ", "Не |
кантовать", "Осторожно стекло", |
"Боится хо |
||||
лода", |
"Боится воды", "Яд" |
, |
"Боится огня" |
, |
|||
"Центр |
тяжести" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подбор груза для максимального использования |
|||||
|
|
грузоподъемности |
и грузовместимости |
судна |
|||
|
Судно эксплуатируется наивыгоднейшим образом лишь в том |
||||||
сл учае, |
если используется одновременно и'ѳгР |
грузоподъемность, |
|||||
л |
его грузовместимость. |
|
|
|
|
||
|
Перевозимые на судах грузы не одинаковы по весу и объему. |
||||||
Одни грузы имеют малый вес |
при большом объеме, |
другие, наоборот, |
большой вес при малом объеме. Поэтому при подготовке к погрузке
нужно |
стремиться подбирать грузы |
" т а к , чтобы их общий вес был |
равен |
грузоподъемности. судна, а |
объем погруженного груза - |
грузовместимости судна.
Для облегченна загрузки судов по такому принципу приме няются расчеты по удельному погрузочному объему грузов.
Удельный погрузочный объем |
груза - |
это |
объем, |
занимаемый |
||||||||
одной тонной данного |
гр уза . |
Обозначается |
он |
через |
Ц |
и имеет |
||||||
размерность |
м3/ т . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопоставляя удельный погрузочный объем груза о удельной |
||||||||||||
грузовместимостью судна в каждой отдельном случае, |
мы можем |
|||||||||||
определить максимальное количество однородного гр уза, которое |
||||||||||||
может принять судно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если удельный погрузочный объвв грузаі^авен удельной грузо- |
||||||||||||
вместш оетш |
судна yjf |
или меньше а®, то |
судно может привять ко |
|||||||||
личество однородного |
груза |
Q |
, равное |
чистой |
грузоподъемности |
|||||||
судна. |
U * I D |
|
, |
то |
Д - Д , |
|
|
|
|
|
||
Если |
|
|
|
|
|
|
||||||
Если же удельный погрузочный об |
т я |
груза |
больше удельной |
|||||||||
грузовместимости судна, |
то количество |
оярого |
груза, |
которое |
||||||||
|
|
|
|
|
может бытъ принято |
судном, |
128 |
|
как |
частное |
от де |
||||||
определится |
||||||||||||
ления, грузовместимости судна на удельный погрузочный объем |
||||||||||||
гр уэа. |
Если |
U>UT |
|
, |
то |
Q = jj~ |
■ |
|
|
|
||
В среднем для |
генеральных |
(штучных) грузов |
Wan = I , 7+2,8 м3/т, |
|||||||||
а дли |
насыпных (без тары) |
U Hoc = |
0 .7 |
+ |
1 ,7 |
м3/т. |
При перевоз |
|||||
|
|
ІІгр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
иУ |
ке однородных грузов сравнение удельного погрузочного объема |
||||||||||||
этих |
грузов |
|
с удельной |
грузовместимостью |
судна |
грузо |
||||||
позволяет заранее |
определить, |
как |
будет |
использована |
|
|||||||
вместимость- и грузоподъемность судна. |
|
использована |
|
|
||||||||
Если |
u<ur |
, |
грузоподъемность |
будет |
|
|
||||||
|
|
|
полностью, а грузовместимость лишь |
|
|
|||||||
Если |
|
, |
частично; |
|
будет |
использована |
|
|
||||
= u f |
грузоподъемность |
|
|
|||||||||
Если |
ÜU>uT |
, |
частично, а грузовместимость полностью; |
|||||||||
|
и грузоподъемность, и грузовместимости |
|||||||||||
|
|
|
будут использованы полностью. |
|
|
|
Примеры расчета.
Пример I . Судно имеет грузоподъемность 3000 т и киповую вместимость 3500 м3. На данный рейс необходимо взять судовые запасы в количестве 500 т . Требуется перевезти цемент в боч ках с удельным погрузочным объемом ІІ = 1 ,1 м3/т . Необходи мо определить количество груза, которое можно погрузить на судво.
Ре ш е н и е :
1)Определяем чистоту грузоподъемность судна на рейс.
Д*яд |
полн. |
“ Q |
|
|
|
||
Д х= |
|
зал. |
|
|
|||
|
3000 т |
- |
500 т = 2500 т |
судна находится по формуле |
|||
2) Удельная |
грузоподъемность |
||||||
|
|
|
|
ѴГ |
|
— |
; |
|
|
|
|
ѵ/= |
W t |
||
Подставляя |
значения |
t г |
"• получим |
||||
киДт |
|||||||
3500 |
|
||||||
|
|
и / |
- |
|
|
1,4 м3/т. |
|
|
|
|
|
• 2500 |
|
|