Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

124

задания вручается капитану только при выполнении работ за плату. После выполнения работ третий экземпляр приказа-задания возвращается в финансовую часть и служит оправдательным доку­ ментом для производства пасчетов с предприятиями,которые исполь­ зовали суда.

Во избежание споров и недоразумений необходимо тщатель­ но заполнять все разделы и графы формы приказа-задания. Особое

внимание обращается на

краткое, но точное

описание

работ

и

сроки (начало, продолжительность и конец)

их выполнения,

ибо

по этим записям рассчитывается

объем выполненной

работы

и

определяется размер оплаты.

базу (порт

приписки) капитан

После возвращения

судна в

(старшина) судна на оборотной стороне приказа-задания делает запись о времени фактического выполнения работы и кратко .объяс­ няет причины изменения установленных сроков и объема работ, если такие были. Здесь же делается отметка о недостатках по организации и выполнению работ и ставится подпись ответствен­ ных лиц тех учреждений и предприятий, для которых выполнялась работа за плату.

иоеспечение сохранности перевозимых грузов

Эффективность использования каждого судна в отдельности и всего состава .вспомогательного флота в целом, а также сохран­ ность как самих судов, так и перевозимых на них грузов, во многом зависит от правильного подбора и размещения грузов на судах.

Большое разнообразие грузов по весу, габаритам, роду упа­ ковки и физико-химическим свойствам, наряду со значительным отличием одних судов и плавучих средств от других по грузо­ подъемности, по расположению грузовых помещений и по оснаще­ нию погрузочно-разгрузочными механизмами и устройствами, делае* задачу рационального подбора и размещения грузов на судах довольно сложным, трудоемким и весьма ответственным мероприя­ тием.


125

Сущность подбора заключается в том,

чтобы обеспечить:

- сохранность перевозимого груза;

 

- максимальное использование грузоподъемности и грузовме­

стимости судна;

и дифферент судна;

- надлежащую остойчивость, прочность

- максимальную быстроту проведения погрузочно-разгрузочные

работ.

 

Подбор и размещение грузов, обеспечивающие их сохранность. Сохранность перевозимых грузов обеспечивается хорошей упаковкой, соответствующей условиям морской перевозки и специфическим осо­ бенностям грузов, а также правильным их размещением.

Особо ценные грузы и грузы в непрочной упаковке перевозят­ ся в специальных контейнерах.

Если тара или контейнер запломбированны или опечатаны, тсР пломбы и печати должны быть целыми.

Грузы на судне нужно располагать так , чтобы не допустить их механической порчи и вредного физико-химического воздействия друг на друга. Б первую очередь располагают громоздкие и тяже­

лые грузы

в прочной таре .

На них сверху укладывают более л ег-

кие грузы

с менее прочной тарой. Все свободное пространство

между грузами и вокруг них

заполняется еще более легкой покла­

жей, так как чем плотнее уложен груз, тем менее вероятно его повреждение. Если высота трюма велика, а прочность тары нижних мест не позволяет укладывать на них большое количество груэов, то необходимо устраивать временные фальшпалубы и платформы.

Следует избегать загрузки в одно помещение физически и химически несовместимых грузов. Так, нельзя вместе размещать жидкие грузы с грузами, портящимися от влаги. Недопустима сов­ местная погрузка грузов, обладающих сильными запахами с груза­ ми, интенсивно их воспринимающими и теряющими от этого свои качества. Наиболее часто встречающиеся несовместимые пары.гру­ зов обычно приводятся в справочниках по грузовым операциям.

Нежелательно размещать грузы, портящиеся от повышения тем­ пературы (в первую очередь, продовольствие), в помещениях, смеж­ ных с машинным или котельным отделениями, переборки которых всегда будут иметь несколько повышенную температуру.


126

Значительную группу грузов составляют так

называемые

загрязняющие

(пыльные) грузы: цемент, уголь,

известь, мел,

сажа и т .п .

Их желательно перевозить отдельно

или совместно

с таким грузом, который не теряет своих качеств от загрязнения. Особую осторожность следует соблюдать при транспортировке

кислот, химикатов и других агрессивных самовозгорающихся, легкогорючих и едких грузов. Перевозить их следует в изолиро­ ванных помещениях, тем более, что в большинстве случаев партии этих грузов невелики.

Правилами эксплуатации судов вспомогательного флота до­ пускается размещение и перевозка части груза,сохранность кото­ рого мало зависит от воздействия атмосферных явлений,на верх­ ней палубе. Перечни таких грузов даются в справочниках капита­ нов и портовых работников.

Грузы, не вмещающиеся в трюмах по габаритам, грузятся на палубу лишь с письменного согласия грузоотправителя. Высота

укладки груза на верхней палуба не должна превышать 1,3

- І,5 м .

Во всех случаях при размещении грузов на верхней палубе

сле­

дует прежде всего учитывать сохранение надлежащей остойчивости судна и обеспечение свободного доступа команды ко всем палуб­ ным механизмам и устройствам, размещенным на верхней палубе,а также к сходам в нижние помещения. При загрузке верхней палубы тяжеловесными грузами рекомендуется под грузы подкладывать брусья, располагая их вдоль судна. Это позволит более равномер­ но загрузить участок палубы и бимсы, лежащие под ней.

Все грузы (места) должны иметь соответствующую маркировку, указывающую на ограничения и специфику проведения погрузки, что также способствует сохранной перевозке грузов морем.

Маркировка бывает самая различная и представляет собой всевозможные надписи, знаки, рисунки, наносимые на тару или непосредственно на груз красками, тиснением, выжиганием, выши­ ванием, или наклеенные, пришитые и привязанные на бирки и ярлыки.

Различают маркировку:

- товарвую (наименование товара, название производителя товара, заводская марка, сорт, ГОСТ, номер заказа, номер пар­

тии);


 

 

 

 

127

 

 

 

 

- корреспондентскую (наименование отправителя, получателя,

название портов отправления

и назначения);

 

мест в тран­

 

-

транспортную

ишмер

транспорта, количество

спорте);

(способ

хранения

и обращения с

грузом:

 

-

специальную

"В ерх",

"Низ", "Не

кантовать", "Осторожно стекло",

"Боится хо­

лода",

"Боится воды", "Яд"

,

"Боится огня"

,

"Центр

тяжести"

 

 

 

 

 

 

 

Подбор груза для максимального использования

 

 

грузоподъемности

и грузовместимости

судна

 

Судно эксплуатируется наивыгоднейшим образом лишь в том

сл учае,

если используется одновременно и'ѳгР

грузоподъемность,

л

его грузовместимость.

 

 

 

 

 

Перевозимые на судах грузы не одинаковы по весу и объему.

Одни грузы имеют малый вес

при большом объеме,

другие, наоборот,

большой вес при малом объеме. Поэтому при подготовке к погрузке

нужно

стремиться подбирать грузы

" т а к , чтобы их общий вес был

равен

грузоподъемности. судна, а

объем погруженного груза -

грузовместимости судна.

Для облегченна загрузки судов по такому принципу приме­ няются расчеты по удельному погрузочному объему грузов.

Удельный погрузочный объем

груза -

это

объем,

занимаемый

одной тонной данного

гр уза .

Обозначается

он

через

Ц

и имеет

размерность

м3/ т .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставляя удельный погрузочный объем груза о удельной

грузовместимостью судна в каждой отдельном случае,

мы можем

определить максимальное количество однородного гр уза, которое

может принять судно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если удельный погрузочный объвв грузаі^авен удельной грузо-

вместш оетш

судна yjf

или меньше а®, то

судно может привять ко­

личество однородного

груза

Q

, равное

чистой

грузоподъемности

судна.

U * I D

 

,

то

Д - Д ,

 

 

 

 

 

Если

 

 

 

 

 

 

Если же удельный погрузочный об

т я

груза

больше удельной

грузовместимости судна,

то количество

оярого

груза,

которое

 

 

 

 

 


может бытъ принято

судном,

128

 

как

частное

от де­

определится

ления, грузовместимости судна на удельный погрузочный объем

гр уэа.

Если

U>UT

 

,

то

Q = jj~

 

 

 

В среднем для

генеральных

(штучных) грузов

Wan = I , 7+2,8 м3/т,

а дли

насыпных (без тары)

U Hoc =

0 .7

+

1 ,7

м3/т.

При перевоз­

 

 

ІІгр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

иУ

ке однородных грузов сравнение удельного погрузочного объема

этих

грузов

 

с удельной

грузовместимостью

судна

грузо­

позволяет заранее

определить,

как

будет

использована

 

вместимость- и грузоподъемность судна.

 

использована

 

 

Если

u<ur

,

грузоподъемность

будет

 

 

 

 

 

полностью, а грузовместимость лишь

 

 

Если

 

,

частично;

 

будет

использована

 

 

= u f

грузоподъемность

 

 

Если

ÜU>uT

,

частично, а грузовместимость полностью;

 

и грузоподъемность, и грузовместимости

 

 

 

будут использованы полностью.

 

 

 

Примеры расчета.

Пример I . Судно имеет грузоподъемность 3000 т и киповую вместимость 3500 м3. На данный рейс необходимо взять судовые запасы в количестве 500 т . Требуется перевезти цемент в боч­ ках с удельным погрузочным объемом ІІ = 1 ,1 м3/т . Необходи­ мо определить количество груза, которое можно погрузить на судво.

Ре ш е н и е :

1)Определяем чистоту грузоподъемность судна на рейс.

Д*яд

полн.

“ Q

 

 

 

Д х=

 

зал.

 

 

 

3000 т

-

500 т = 2500 т

судна находится по формуле

2) Удельная

грузоподъемность

 

 

 

 

ѴГ

 

;

 

 

 

 

ѵ/=

W t

Подставляя

значения

t г

"• получим

киДт

3500

 

 

 

и /

-

 

 

1,4 м3/т.

 

 

 

 

• 2500