Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
I2S
3) Сравниваем удельный погрузочный объем груза с удельной грузовместимостью судна. Оказалось, что U < W (1,1 < 1 ,4 ) . поэтому количество груза, которое может принять судно, рав няется его чистой грузоподъемности.
4) Количество груза на рейс будет
П р и м е р |
Öрейс |
= |
Дг |
= 2500 |
т . |
|
|
||
2 . |
Если |
на |
судне |
ІІнужно перевезти штучный груз с |
|||||
удельным погрузочным |
объемом |
= 2,1 |
м3/ т , |
то количество.гру |
|||||
за |
на рейс |
будет |
уже |
иным, поскольку |
в |
этом случае U >üT . |
|||
А |
именно: |
п |
„ |
- |
W * |
_ |
3500 |
І66 б ,б т . |
|
|
|
'І І рейс |
|
U |
|
2 ,1 |
Однако на практике однородным грузом суда загружаются очень редко, поэтому их рациональная загрузка достигается расчетным путем, нахождением двух неизвестных: количества "тяжелых" гру зов X и количества "легких" грузов У , которые нужно по грузить на оудно для наиболее рационального использования грузо
подъемности и грузовместимости судна. |
U r< U T |
, |
|
При этом |
"тяжелыми" называются грузы, у которых |
|
|
а "легкими" - |
у которых иА> и Г . |
|
|
Искомые величины находятся из системы двух уравнений
'тда |
(Jt~ |
удельный погрузочный объем тяжелого |
|
||
|
|
груза, м3/т і |
|
Ц л - |
погрузочный объем легкого груза, м°/т; |
|
Д г - |
чистая грузоподъемность,?; |
|
- |
грузовместимость судна, м3. |
Решая систему уравнений относительно X , определим искомые величины X и У:
й P-JK.1U42P
130
Когда грузов более |
двух, то все |
тяжелые грузы |
объединяют |
||
в одну партию с удельным |
погрузочный |
объемом |
U T |
і |
равным |
среднеарифметическому из |
удельных погрузочных объемов |
всех |
тяжелых грузов. Среднеарифметическое-из удельных погрузочных объемов легких грузов, рассматривается как удельный погрузоч ный объем суммарного "легкого" груза 1-ІЛ .
Чаще всего суда загружаются веско іькими основными грузами, перевозка которых обязательна, и несколькими дополнительными,
перевозка |
которых может производиться в произвольных |
количест |
в а х . Это |
позволяет при перевозке грузов первой группы свободно |
|
подбирать |
грузы второй группы и добиваться при этом |
наилучшего |
использования грузоподъемности и грузовместимости. Б этом слу чае сначала рассчитывают общий вес и объем всех обязательных грузов, а недостачу по весу и объему компенсируют грузами
произвольных партий. |
Расчет ведется по формулам |
( II) |
|
и (12), |
|||||||
но за |
Д г |
и |
У |
берутся |
величины недогруза по |
весу |
ß tocr |
||||
и объему |
ііГдст |
|
|
|
чистую |
грузоподъемность |
|
=2600т. |
|||
Например, судно имеет |
|
||||||||||
Объем |
его |
грузовых |
трюмов |
У |
= 3900 м3. Необходимо |
пере |
|||||
везти |
обязательные |
грузы: |
т с удельным погрузочным объемом, |
||||||||
- сахар в мешках 1000 |
|||||||||||
равным 1 ,3 |
м3/т, т .е . |
1300 |
м3; |
|
|
|
|
||||
- |
вещевое имущество в ящиках 40т с удельным погрузочным |
||||||||||
объемом равным 5,2 |
м3/т, |
т .е . 208 м3; |
|
|
объемом, |
||||||
- |
консервы в ящиках 80 т с |
удельным погрузочным |
|||||||||
равным |
|
1,2 м3/т, |
т .е . 96 |
м3 . |
|
|
|
1120 т, |
|||
Таким |
образом, вес обязательных грузов составляет |
а их объем - 1604 м3. Остаточная (неиспользованная) грузоподъем ность судна будет
Д 0СТш= 2600 - 1120 = 1480 т .
Остаточный (неиспользованный) объем грузовых помещений составляет
W 0RT> = 3900 - 1604 = 22% м3
131
Таким образом, необходимо определить количество допол нительного груза, который даст наиболее полное использование грузоподъемности и грузовместимости судна.
|
|
X |
+ |
У |
= 1480 т . |
|
|
|
|
|
. X Ü y |
+ |
У(4= 22% м3. |
|
в мешках |
||
( L |
|
Как дополнительный |
груз |
можно |
использовать крупу |
|||
|
/,= 1 ,3 М3/т) и фанеру |
в пачках |
(Ц > = 2,8 м3/ т ) . |
Подставляя |
||||
эти |
значения в уравнение |
и решая |
его относительно |
X, |
получим: |
X = Wocr |
-üocm Ur |
|
|
u , - u a |
X= -2-2-9-6- -.MO •-2,6. = I232 rji.
1,3 - 2,8
У~ Дост~Х »
^= 1480 - 1232 = 248 T .
Таким образом, дополнительная погрузка на судна Ш 5 £ н крупы и 248 т фанеры позволяет полностью использодать и грузо подъемность, и грузовместимость судна.
Размещение грузов, обеспечивающее необходимую остойчивость судна
Для обеспечения безопасности плавания каждое судош додано обладать надлежащей остойчивостью.
Суда, предназначенные для перевозки определенного груза и загруженные по установленную грузовую марку, как правило, имеют остойчивость, вполне обеспечивающую безопасность плава ния. Однако в эксплуатационной практике суда не всегда пере
132
возят только тот груз, для которого они предназначались при их постройка, кроме того, не всегда рейсы совершаются в полном грузу.
Таким образом, когда данный вариант загрузки с'дна при меняется впервые или значительно отличается от стандартного, необходимо самым тщательным образом произвести проверку загрузки судна,потому что неправильное размещение грузов может привести к нарушению остойчивости судна и его гибели. Рассмотрим физи ческую сущность данного явления.
Нормальное (остойчивое) положение судна характеризуется взаимным расположением трех точек M.GuC , как показано на чертеже.
где |
М - |
метацентр; |
|
|
|
сил веса |
(центр |
||||
ß |
- |
точка приложения равнодействующей |
|||||||||
|
С |
|
тяжести); |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
-точка приложения равнодействующей силы давления |
|||||||||
|
|
|
воды (центр величины). |
|
лрадиусцентр |
кривизнывеличины |
|||||
перемещаетсяОри наклоненияхв сторонусуднакренана, описываянекоторй уголкривую0, |
|||||||||||
которой |
называется метацентрическим радиусом |
, |
а |
центр |
|||||||
кривизны - |
метацентром |
М |
• |
^ |
|
|
|||||
Смещение цзнтра величины при неизменном положении центра |
|||||||||||
тяжести |
создает |
две |
силы, |
направленные |
в противоположные сто |
||||||
роны, т .е . |
пару |
сил, |
как показано на чертеже. |
|
|
|