Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I2S

3) Сравниваем удельный погрузочный объем груза с удельной грузовместимостью судна. Оказалось, что U < W (1,1 < 1 ,4 ) . поэтому количество груза, которое может принять судно, рав­ няется его чистой грузоподъемности.

4) Количество груза на рейс будет

П р и м е р

Öрейс

=

Дг

= 2500

т .

 

 

2 .

Если

на

судне

ІІнужно перевезти штучный груз с

удельным погрузочным

объемом

= 2,1

м3/ т ,

то количество.гру­

за

на рейс

будет

уже

иным, поскольку

в

этом случае U >üT .

А

именно:

п

-

W *

_

3500

І66 б ,б т .

 

 

'І І рейс

 

U

 

2 ,1

Однако на практике однородным грузом суда загружаются очень редко, поэтому их рациональная загрузка достигается расчетным путем, нахождением двух неизвестных: количества "тяжелых" гру­ зов X и количества "легких" грузов У , которые нужно по­ грузить на оудно для наиболее рационального использования грузо­

подъемности и грузовместимости судна.

U r< U T

,

При этом

"тяжелыми" называются грузы, у которых

 

а "легкими" -

у которых иА> и Г .

 

 

Искомые величины находятся из системы двух уравнений

'тда

(Jt~

удельный погрузочный объем тяжелого

 

 

 

груза, м3/т і

 

Ц л -

погрузочный объем легкого груза, м°/т;

 

Д г -

чистая грузоподъемность,?;

 

-

грузовместимость судна, м3.

Решая систему уравнений относительно X , определим искомые величины X и У:

й P-JK.1U42P



130

Когда грузов более

двух, то все

тяжелые грузы

объединяют

в одну партию с удельным

погрузочный

объемом

U T

і

равным

среднеарифметическому из

удельных погрузочных объемов

всех

тяжелых грузов. Среднеарифметическое-из удельных погрузочных объемов легких грузов, рассматривается как удельный погрузоч­ ный объем суммарного "легкого" груза 1-ІЛ .

Чаще всего суда загружаются веско іькими основными грузами, перевозка которых обязательна, и несколькими дополнительными,

перевозка

которых может производиться в произвольных

количест­

в а х . Это

позволяет при перевозке грузов первой группы свободно

подбирать

грузы второй группы и добиваться при этом

наилучшего

использования грузоподъемности и грузовместимости. Б этом слу­ чае сначала рассчитывают общий вес и объем всех обязательных грузов, а недостачу по весу и объему компенсируют грузами

произвольных партий.

Расчет ведется по формулам

( II)

 

и (12),

но за

Д г

и

У

берутся

величины недогруза по

весу

ß tocr

и объему

ііГдст

 

 

 

чистую

грузоподъемность

 

=2600т.

Например, судно имеет

 

Объем

его

грузовых

трюмов

У

= 3900 м3. Необходимо

пере­

везти

обязательные

грузы:

т с удельным погрузочным объемом,

- сахар в мешках 1000

равным 1 ,3

м3/т, т .е .

1300

м3;

 

 

 

 

-

вещевое имущество в ящиках 40т с удельным погрузочным

объемом равным 5,2

м3/т,

т .е . 208 м3;

 

 

объемом,

-

консервы в ящиках 80 т с

удельным погрузочным

равным

 

1,2 м3/т,

т .е . 96

м3 .

 

 

 

1120 т,

Таким

образом, вес обязательных грузов составляет

а их объем - 1604 м3. Остаточная (неиспользованная) грузоподъем­ ность судна будет

Д 0СТш= 2600 - 1120 = 1480 т .

Остаточный (неиспользованный) объем грузовых помещений составляет

W 0RT> = 3900 - 1604 = 22% м3


131

Таким образом, необходимо определить количество допол­ нительного груза, который даст наиболее полное использование грузоподъемности и грузовместимости судна.

 

 

X

+

У

= 1480 т .

 

 

 

 

. X Ü y

+

У(4= 22% м3.

 

в мешках

( L

 

Как дополнительный

груз

можно

использовать крупу

 

/,= 1 ,3 М3/т) и фанеру

в пачках

(Ц > = 2,8 м3/ т ) .

Подставляя

эти

значения в уравнение

и решая

его относительно

X,

получим:

X = Wocr

-üocm Ur

 

u , - u a

X= -2-2-9-6- -.MO •-2,6. = I232 rji.

1,3 - 2,8

У~ Дост~Х »

^= 1480 - 1232 = 248 T .

Таким образом, дополнительная погрузка на судна Ш 5 £ н крупы и 248 т фанеры позволяет полностью использодать и грузо­ подъемность, и грузовместимость судна.

Размещение грузов, обеспечивающее необходимую остойчивость судна

Для обеспечения безопасности плавания каждое судош додано обладать надлежащей остойчивостью.

Суда, предназначенные для перевозки определенного груза и загруженные по установленную грузовую марку, как правило, имеют остойчивость, вполне обеспечивающую безопасность плава­ ния. Однако в эксплуатационной практике суда не всегда пере­


132

возят только тот груз, для которого они предназначались при их постройка, кроме того, не всегда рейсы совершаются в полном грузу.

Таким образом, когда данный вариант загрузки с'дна при­ меняется впервые или значительно отличается от стандартного, необходимо самым тщательным образом произвести проверку загрузки судна,потому что неправильное размещение грузов может привести к нарушению остойчивости судна и его гибели. Рассмотрим физи­ ческую сущность данного явления.

Нормальное (остойчивое) положение судна характеризуется взаимным расположением трех точек M.GuC , как показано на чертеже.

где

М -

метацентр;

 

 

 

сил веса

(центр

ß

-

точка приложения равнодействующей

 

С

 

тяжести);

 

 

 

 

 

 

 

 

-точка приложения равнодействующей силы давления

 

 

 

воды (центр величины).

 

лрадиусцентр

кривизнывеличины

перемещаетсяОри наклоненияхв сторонусуднакренана, описываянекоторй уголкривую0,

которой

называется метацентрическим радиусом

,

а

центр

кривизны -

метацентром

М

^

 

 

Смещение цзнтра величины при неизменном положении центра

тяжести

создает

две

силы,

направленные

в противоположные сто­

роны, т .е .

пару

сил,

как показано на чертеже.