Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
133
Приложенная к жесткой системе " судно" эта пара сил о'удет или выпрямлять судно, или еще больше его накренять. Из чертежа ясно, что момент пары сил можно записать так:
M ß * ü G K
Но катет прямоугольного треугольника |
Ы і М можно выразить |
через гипотенузу и синус противолежащего |
угла: |
G-K-GMSüiB
|
|
|
|
M или |
|
S ü i B . |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
t - t i W |
|
|
|
|
(в данном |
|||||
|
Расстояние между метацентром и центром тяжести |
||||||||||||||
случае |
GN |
) |
называется |
і.іЕТАЦЕПТРИЧНСКОй ЕЫСОТОЙ |
|
и обозначает |
|||||||||
сп |
h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поэтому |
MB=ßhSmß |
|
восстанавливающего |
момента |
|||||||||||
|
Ота формула выражает |
зависимость |
|||||||||||||
(е .следонательно, |
и остойчивости |
судна) |
от водоизмещения,, ыета- |
||||||||||||
цеитрической |
высоты и угла |
крена |
судна. |
- C o n s t |
, |
а |
Süi |
В |
при |
||||||
|
Для hзагруженного судна |
величина |
Д |
|
|
||||||||||
крене от 0 до 20° изменяется незначительно. Метацентрическая |
|||||||||||||||
высота |
|
|
монет |
меняться |
в зависимости от положения центра |
||||||||||
тяжести судна. Таким образом, регулируя положение центра тя |
|||||||||||||||
жести, |
в известных |
пределах |
можно регулироватьhи остойчивость |
||||||||||||
судна. |
Для каждого |
судна |
существуют |
значения |
|
, |
при |
|
кото |
рых оно неостойчиво, оти данные обычно указываются в паспорте судна.
В качестве примера ниже приведены обобщенные данные по не
которым судам. |
Предельные значения /) |
|||
Тип судов |
||||
Большие |
грузовые |
(в |
метрах) |
|
U .3 |
+ |
1,5 |
||
Средние |
грузовые |
0 ,3 |
+ |
1 ,0 |
134
|
Тип судов |
Предельные значения h |
||
Большие |
океанские и пассажирские |
(в |
метрах) |
|
0 ,3 |
+ |
1,5 |
||
Средние |
пассажирские |
0 ,6 |
+ |
0,8 |
Большие |
грузо-пассажирские |
0 ,6 |
+ |
1,2 |
Средние |
грузо-пассажирские |
0 ,6 |
+ |
0 ,8 |
|
hp |
метацентрическую |
высоту на каждый |
|
Для того , чтобы узнать |
||||
вариант загрузки судна |
|
и определить его остойчивость, |
||
|
|
|
|
hp |
необходимо знать положение центра тяжести судна и положение |
||||
метацентра. Разница ординат |
этих точек и есть |
величина |
|
|
(см . чертеж). |
|
|
|
|
Расстояние центра тяжести от киля для порожнего судна 2ц0
дается |
в |
паспорте |
судна. |
|
находится |
расчетным |
||||
Для |
груженого |
судна величина Zg |
||||||||
путем |
по |
формуле |
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
■ |
У -MnZ0^IPiZi |
|
|
|
|
||||
|
£ % |
|
л |
|
|
|
|
|
||
|
Д |
- Я о ' і Р |
|
|
|
|
|
|
||
т |
- |
сумма |
|
статических моментов |
»ceX |
|
партий |
грузов |
||
относительно |
киля, |
которая рассчитывается |
в |
табличной форме. |
||||||
|
|
|
135
№ |
Грузовые |
помещения |
Й |
Возвышенно |
Стат. момент |
п/п |
(статья |
нагрузки) |
ЦТ груза |
относительно |
|
|
|
|
|
на^ ^илем |
киля (тм) |
I |
Трюм № I |
|
|
РІ |
|
г і |
|
ы , |
|||||
|
|
|
На |
|
Ы г |
||||||||
2 |
Трюм К? 2 |
|
|
Р2 |
|
|
|
|
|||||
k |
Трюм |
Іі? |
3 |
|
|
|
|
z 3 |
|
|
|
||
3 |
|
|
рз |
|
|
|
|
||||||
5 |
Танк |
К? |
I |
|
|
|
z; |
|
КІ'г |
||||
|
|
|
|
|
. |
Р ’ і |
|
||||||
|
Танк № 2 |
|
|
z ; |
|
р;г; |
|||||||
6 |
|
|
Р* |
2 |
|
|
к |
||||||
|
Танк |
№ 3 |
|
|
Р’ З |
|
z 3 |
|
|
|
|||
|
И т о г о : |
2?го |
I P |
|
диаграмме |
кривых |
i P i h |
||||||
|
Еѳличина |
|
определяется |
по |
|
элементов |
|||||||
теоретического чертежа судна, которая должна |
всегда |
|
быть на |
||||||||||
судне. |
Zn, |
и |
|
по формуле |
Ь р ~ І т ~ І д , |
вычисляем |
|||||||
|
Зная |
|
|
Ьр |
|
||||||||
текущее значение |
|
|
hp |
|
|
|
|
|
|||||
метацѳнтричѳской |
высоты |
|
|
|
|
||||||||
мого, |
Если |
вычисленное значение |
|
|
меньше минимально допусти |
||||||||
указанного |
в |
паспорте судна, |
то данный |
вариант |
размеще |
ния грузов на судне не обеспечивает необходимой его остойчивос
ти. |
На практике |
наио'олѳе частым вариантом задачи можно счи |
||
тать |
такой, когда |
требуется определить количество тонн rpysa |
||
р |
и расстояние |
О |
, на которое необходимо его переместить, |
|
нужное |
||||
чтобы |
получить |
изменение мотацеитричѳской высоты и |
||
привести судно в остойчивое положение. |
||||
|
При решении |
задач |
пользуются следующим равенством |
p a - A h M p
136
где |
|
Mg - |
момент, |
изменяющий |
положение |
центра |
тяжести |
|||||||
|
|
|
дЬ - |
судна на I см; |
|
|
и паспортным |
значениями |
||||||
|
|
|
разница |
между расчетным |
||||||||||
|
|
|
|
|
метацѳнтричѳской |
высоты |
(Ah= h p ~ h ) . |
|
||||||
Пример. |
Пусть |
расчеты показали, что |
поперечная метацентрическая |
|||||||||||
высота |
превышает |
нормальную на |
7 см , |
т .ѳ . |
âh |
= 7 |
см. По таб |
|||||||
лицам для |
данного |
судна |
Mg |
= |
10 т .м . Тогда |
рй |
= 7*10=70 т*м. |
|||||||
45 |
г |
Таким |
образом, |
для |
улучшения остойчивости |
можно переместить |
||||||||
|
на I |
м |
или |
35 |
т |
па 2 |
м, |
или Ю т |
на 7 |
м. |
|
Размещение грузов в продольном направлении и придание судну желательного дифферента
Большинство судов строится так, чтобы они плавали на ров ном киле, т .ѳ . без дифферента. Однако на практике, особенно при неполном использовании грузоподъемности, судам придают тот или иной дифферент. Например, для большей устойчивости недогружен ного судна на курсе ему рекомендуется придавать некоторый диф ферент на корму. Это заглубляет винты, руль и делает судно более послушным.
При плавании в прибрежных водах, когда желательно иметь наименьшую осадку, целесообразно постоянно удерживать судно на ровном киле, даже если судно построено так , что в нормальном положении имеет дифферент на корму. Дифферент на нос всегда нежелателен,.так как при этом резко ухудшаются мореходные ка чества судна.
Следует избегать выравнивания дифферента за счет приема балласта. Баласст во всех случаях уменьшает чистою грузоподъем ность судна, и прием его может быть оправдан лишь при значитель ных недогрузках судна (например,при следовании танкера без груза).
Загрузка судна с приданием ему нужного дифферента требует опыта и некоторых предварительных расчетов.
В практике грузовой обработки судов для определения диф ферента судна пользуются заранее рассчитанной "Шкалой измене ния осадки на каждые 100 т принятого груза1', которая должна
137
быть на каждом судне, занимающемся транспортными перевозками. Построение шкалы и порядок пользования ею приводится ниже.
( - |
) |
|
|
|
I |
|
Изменен.носом |
L ± .J „ |
/лПо |
||
|
ом |
|
0.3 0 ,2 |
“Т--- - |
о,/ |
о,2 |
аз |
ом |
o |
||
1 , ■— |
|
|
|
--- |
|||||||
J-- |
|
|
|
1 |
.Изменение kqdm&JL=lJ/лТ.1_ |
||||||
(+) |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
1 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
ö,( |
аг |
а,з |
о,4 |
|
|
|
5L |
_JL |
а/ о |
|
|||||||
|
|
1__________ 1 |
|
|
|
|
|
||||
________ ___________ |
_Л_ |
_______ |
|
|
|
|
|
Опустив перпендикуляр с точки размещения грузов на шкалу, непосредственно на ней снимаем показания величины изменения
осадки носом и кормой. На верхней |
шкале |
даются |
показания |
для |
|
||||||||
н оса, а |
на |
нижней |
для кормы. |
не |
|
100 |
т |
(на |
которые |
|
|||
Если |
на судно |
принимается |
|
|
|||||||||
построена таблица), а например, |
300, то |
изменения |
осадок |
|
|||||||||
носом и кормой определяются расчетным путем: |
|
0,1*0 |
а |
- |
0*42 |
м і |
|||||||
для |
носа |
Тн |
= - - ^ -лГн = — ~ ~ — |
• |
( - |
|
|||||||
для |
кормы |
Т '= |
100 |
* |
( + |
0 ,1 4 ) |
= |
+ |
0,42м . |
||||
|
|
|
к |
WD |
|
|
|
|
|
|
|
|
Абсолютные значения осадок судна могут быть определены по следующим аналитическим выражениям:
Тн= Т«0+Ти ;
|
|
гр Т / |
где 7но (Тко) |
ТК35f ко * I к 9 |
|
- |
осадка носом (кормой) судна до приема |
|
Т н ( Т к ) |
- |
груза в 300 т ; |
|
приращение осадки носом (кормой). |
Зак.І042р