Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

133

Приложенная к жесткой системе " судно" эта пара сил о'удет или выпрямлять судно, или еще больше его накренять. Из чертежа ясно, что момент пары сил можно записать так:

M ß * ü G K

Но катет прямоугольного треугольника

Ы і М можно выразить

через гипотенузу и синус противолежащего

угла:

G-K-GMSüiB

 

 

 

 

M или

 

S ü i B .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t - t i W

 

 

 

 

(в данном

 

Расстояние между метацентром и центром тяжести

случае

GN

)

называется

і.іЕТАЦЕПТРИЧНСКОй ЕЫСОТОЙ

 

и обозначает

сп

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому

MB=ßhSmß

 

восстанавливающего

момента

 

Ота формула выражает

зависимость

(е .следонательно,

и остойчивости

судна)

от водоизмещения,, ыета-

цеитрической

высоты и угла

крена

судна.

- C o n s t

,

а

Süi

В

при

 

Для hзагруженного судна

величина

Д

 

 

крене от 0 до 20° изменяется незначительно. Метацентрическая

высота

 

 

монет

меняться

в зависимости от положения центра

тяжести судна. Таким образом, регулируя положение центра тя­

жести,

в известных

пределах

можно регулироватьhи остойчивость

судна.

Для каждого

судна

существуют

значения

 

,

при

 

кото­

рых оно неостойчиво, оти данные обычно указываются в паспорте судна.

В качестве примера ниже приведены обобщенные данные по не­

которым судам.

Предельные значения /)

Тип судов

Большие

грузовые

метрах)

U .3

+

1,5

Средние

грузовые

0 ,3

+

1 ,0


134

 

Тип судов

Предельные значения h

Большие

океанские и пассажирские

метрах)

0 ,3

+

1,5

Средние

пассажирские

0 ,6

+

0,8

Большие

грузо-пассажирские

0 ,6

+

1,2

Средние

грузо-пассажирские

0 ,6

+

0 ,8

 

hp

метацентрическую

высоту на каждый

Для того , чтобы узнать

вариант загрузки судна

 

и определить его остойчивость,

 

 

 

 

hp

необходимо знать положение центра тяжести судна и положение

метацентра. Разница ординат

этих точек и есть

величина

 

(см . чертеж).

 

 

 

 

Расстояние центра тяжести от киля для порожнего судна 2ц0

дается

в

паспорте

судна.

 

находится

расчетным

Для

груженого

судна величина Zg

путем

по

формуле

 

 

.

 

 

 

 

 

У -MnZ0^IPiZi

 

 

 

 

 

£ %

 

л

 

 

 

 

 

 

Д

- Я о ' і Р

 

 

 

 

 

 

т

-

сумма

 

статических моментов

»ceX

 

партий

грузов

относительно

киля,

которая рассчитывается

в

табличной форме.

 

 

 


135

Грузовые

помещения

Й

Возвышенно

Стат. момент

п/п

(статья

нагрузки)

ЦТ груза

относительно

 

 

 

 

на^ ^илем

киля (тм)

I

Трюм № I

 

 

РІ

 

г і

 

ы ,

 

 

 

На

 

Ы г

2

Трюм К? 2

 

 

Р2

 

 

 

 

k

Трюм

Іі?

3

 

 

 

 

z 3

 

 

 

3

 

 

рз

 

 

 

 

5

Танк

К?

I

 

 

 

z;

 

КІ'г

 

 

 

 

 

.

Р ’ і

 

 

Танк № 2

 

 

z ;

 

р;г;

6

 

 

Р*

2

 

 

к

 

Танк

№ 3

 

 

Р’ З

 

z 3

 

 

 

 

И т о г о :

2?го

I P

 

диаграмме

кривых

i P i h

 

Еѳличина

 

определяется

по

 

элементов

теоретического чертежа судна, которая должна

всегда

 

быть на

судне.

Zn,

и

 

по формуле

Ь р ~ І т ~ І д ,

вычисляем

 

Зная

 

 

Ьр

 

текущее значение

 

 

hp

 

 

 

 

 

метацѳнтричѳской

высоты

 

 

 

 

мого,

Если

вычисленное значение

 

 

меньше минимально допусти­

указанного

в

паспорте судна,

то данный

вариант

размеще­

ния грузов на судне не обеспечивает необходимой его остойчивос­

ти.

На практике

наио'олѳе частым вариантом задачи можно счи­

тать

такой, когда

требуется определить количество тонн rpysa

р

и расстояние

О

, на которое необходимо его переместить,

нужное

чтобы

получить

изменение мотацеитричѳской высоты и

привести судно в остойчивое положение.

 

При решении

задач

пользуются следующим равенством

p a - A h M p


136

где

 

Mg -

момент,

изменяющий

положение

центра

тяжести

 

 

 

дЬ -

судна на I см;

 

 

и паспортным

значениями

 

 

 

разница

между расчетным

 

 

 

 

 

метацѳнтричѳской

высоты

(Ah= h p ~ h ) .

 

Пример.

Пусть

расчеты показали, что

поперечная метацентрическая

высота

превышает

нормальную на

7 см ,

т .ѳ .

âh

= 7

см. По таб­

лицам для

данного

судна

Mg

=

10 т .м . Тогда

рй

= 7*10=70 т*м.

45

г

Таким

образом,

для

улучшения остойчивости

можно переместить

 

на I

м

или

35

т

па 2

м,

или Ю т

на 7

м.

 

Размещение грузов в продольном направлении и придание судну желательного дифферента

Большинство судов строится так, чтобы они плавали на ров­ ном киле, т .ѳ . без дифферента. Однако на практике, особенно при неполном использовании грузоподъемности, судам придают тот или иной дифферент. Например, для большей устойчивости недогружен­ ного судна на курсе ему рекомендуется придавать некоторый диф­ ферент на корму. Это заглубляет винты, руль и делает судно более послушным.

При плавании в прибрежных водах, когда желательно иметь наименьшую осадку, целесообразно постоянно удерживать судно на ровном киле, даже если судно построено так , что в нормальном положении имеет дифферент на корму. Дифферент на нос всегда нежелателен,.так как при этом резко ухудшаются мореходные ка­ чества судна.

Следует избегать выравнивания дифферента за счет приема балласта. Баласст во всех случаях уменьшает чистою грузоподъем­ ность судна, и прием его может быть оправдан лишь при значитель­ ных недогрузках судна (например,при следовании танкера без груза).

Загрузка судна с приданием ему нужного дифферента требует опыта и некоторых предварительных расчетов.

В практике грузовой обработки судов для определения диф­ ферента судна пользуются заранее рассчитанной "Шкалой измене­ ния осадки на каждые 100 т принятого груза1', которая должна


137

быть на каждом судне, занимающемся транспортными перевозками. Построение шкалы и порядок пользования ею приводится ниже.

( -

)

 

 

 

I

 

Изменен.носом

L ± .J „

/лПо

 

ом

 

0.3 0 ,2

“Т--- -

о,/

о,2

аз

ом

o

1 , ■—

 

 

 

---

J--

 

 

 

1

.Изменение kqdm&JL=lJ/лТ.1_

(+)

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

ö,(

аг

а,з

о,4

 

 

5L

_JL

а/ о

 

 

 

1__________ 1

 

 

 

 

 

________ ___________

_Л_

_______

 

 

 

 

 

Опустив перпендикуляр с точки размещения грузов на шкалу, непосредственно на ней снимаем показания величины изменения

осадки носом и кормой. На верхней

шкале

даются

показания

для

 

н оса, а

на

нижней

для кормы.

не

 

100

т

(на

которые

 

Если

на судно

принимается

 

 

построена таблица), а например,

300, то

изменения

осадок

 

носом и кормой определяются расчетным путем:

 

0,1*0

а

-

0*42

м і

для

носа

Тн

= - - ^ -лГн = — ~ ~ —

( -

 

для

кормы

Т '=

100

*

( +

0 ,1 4 )

=

+

0,42м .

 

 

 

к

WD

 

 

 

 

 

 

 

 

Абсолютные значения осадок судна могут быть определены по следующим аналитическим выражениям:

Тн= Т«0+Ти ;

 

 

гр Т /

где 7но (Тко)

ТК35f ко * I к 9

-

осадка носом (кормой) судна до приема

Т н ( Т к )

-

груза в 300 т ;

 

приращение осадки носом (кормой).

Зак.І042р