Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

138

Если полученные значения по каким-либо соображениям нас вѳ удовлетворяют, то мы можем, перемещая грузы вдоль судна, добиться желаемого дифферента.

Распределение грузов, отвечающее прочности корпуса судва и обеспечивающее максимальную быстроту проведения

грузовых работ

Для безопасности плавания судну необходимо обеспечить его

продольную прочность. Весьма существенное значение

при этом

имеет

равномерное расчетно-обоснованное размещение

грузов на

судне

по грузовым помещениям и палубам в продольном

направле­

нии. Загрузка судна грузом, для которого судно построено,

обыч­

но одновременно обеспечивает и продольную прочность судна.

 

Однако

в практике

использования судов весьма часто бывают

раз­

случаи

недогруза

судов по грузоподъемности. В этом случае

мещению грузов на судне следует_ уделить особое внимание, так как от этого зависит режим работы конструкций судна в продоль­ ном направлении и некоторые мореходные качества.

Для обеспечения нормальных нагрузок на конструкции судна вагрузку отдельных грузовых помещений следует осуществлять пропорционально их грузовместимости. Запас прочности корпуса допускает безопасное отклонение лишь на 10—12% от указанной пропорциональности распределения нагрузок.

Весовое количество груза, предназначенного для погрузки в какое-либо грузовое помещение судна, может быть ориентиро­

вочно

определено

по формуле

(

із )

*

 

 

 

о

= к

M E _________ ,

где

 

 

и

 

W

 

 

размещению в

р

-

искомый

вес груза, подлежащего

 

 

 

данное грузовое помещение, т;

 

 

 

р

-

объем грузового помещения, м3;

 

 

 

вес всех грузов, принимаемых на судно, т;

 

К -

коэффициент перегрузки

( К=

0,9+

1 ,1 2 ) .

 

W -

грузовместимость судна

ы'?'

 

 


торых

П р и м е р .

Судно имеет три трюма,

грузовместимость

ко­

Ц

 

=

1500

м3,

 

= 1500

м3,

 

W 3

=

3000

м3.

 

 

Всего на судно принимается груз

Р

 

= 4000

мэ .

I .

 

Коэффициент

перегрузки принимаем равным

К =

 

 

Какое количество тонн груза следует разместить в каждый

из трюмов?

 

 

 

(

13

)

определим

P j ,

Р

2

и Рд

 

 

 

По формуле

 

 

 

 

Рт =

Р?

=

1,0

Ш О ./НШ О .

=

іооо

т;

 

 

 

 

Р

1

=

I d

 

ЗО.йО

 

6000

= 2000

 

т ,

 

 

 

 

 

т .е . в два

3

 

 

 

6000

по

1000

т

 

и в один - 2000

т .

 

трюма нужно

загрузить

 

 

При размещении грузов на палубе и на люках необходимо

 

учитывать не только общую прочность судна, но

и местную проч­

ность

палуб

и люков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морские суда современной постройки допускают нагрузку на один квадратный метр палубы примерно столько тонн груза, сколь­ ко метров составляет высота грузового помещения, расположен­ ного под палубой. Для расчета можно пользоваться следующей

аналитической

зависимостью:

 

 

 

Qnae *>Sh ,

где

$п»7

нагрузка на палубу, т;

S

' -

 

h

-

площадь палубы, м^;

 

 

высота грузового помещения под палубой, м.

В практике перевозки грузов морем весьма часто приходится сталкиваться с таким случаем, когда судно принимает партии грузов, предназначенные для нескольких портов назначения. При таком варианте, кроме выполнения всех ранее изложенных обяза­ тельных условий загрузки судна, необходимо выполнить еще одно: "грузы , следующие в ближайший пункт выгрузки, лежат сверху" и не должны быть заложены грузами, предназначенными для после­ дующих пунктов. Соблюдение этого правила позволяет произво­ дить выгрузку без дополнительной перевалки и пѳреукладку гру» за в пути следования, т .е . без лишних затрат времени на рейс.



Это правило особенно важно соблюдать,

если в рейсе предпола­

гается рейдовая разгрузка или передача

грузов в море на ходу.

Если по каким-либо причинам нельзя полностью избежать перераспределения грузов в пути следования, то стремятся грузы расположить так , чтобы переукладке подвергались удобные в обработке грузы.

Грузовые документы, используемые при перевозке грузов на судах вспомогательного флота

Для правильной организации, разграничения взаимной ответ­ ственности, а также с целью создания наиболее благоприятных условий по обеспечению сохранности и своевременности доставки перевозимых грузов по назначению на вспомогательном флоте ВМФ введена система грузовых документов.

Без правильно оформленных грузовых документов грузы не перевозятся, не принимаются и не сдаются.

В настоящее время на судах ВМФ ведутся следующие грузовые документы: открытый лист; спецификация грузов; судовой акт; накладная; грузовая книга; грузовой план.

Открытый лист. Основным документом при межбазовых пере­ возках всех грузов на судах вспомогательного флота считается открытый лист. Он является документом, который, во-первых,под­ тверждает принятие к перевозке поименованных в нем грузов, во-вторых, обязывает судовладельца (судно) доставить принятый груз по назначению и сдать грузополучателю, указанному в от­ крытом листе.

Открытый лист выписывается по установленной форме (см. приложение 7) в двух экземплярах отправителем груза на имя сопровождающего, а при отсутствии последнего - на дмя капитана (старшины) судна.

Первый экземпляр открытого листа находится у сопровож­ дающего груз или у капитана (старшины) судна, второй экземпляр служит распиской сопровождающего груз или капитана (старшины) в принятии груза на судно. Он выдается грузоотправителю и слу­ жит ему в качестве оправдательного документа на факт отправки

141

гр уза. Иногда по условиям перевозки требуется иметь копию открытого листа. В этих случаях на нем обязательно должен быть штамп "копия".

При отправке груза грузополучатель к открытому листу обя­ зан приложить все другие-документы, которые по специфике груза необходимы при выполнении портовых, таможенных, санитарных, технических и прочих правил.

Капитан (старшина) не должен подписывать открытый лист раньше, чем груз погружен на судно.

Капитан должен требовать открытый лист по мере окончания погрузки каждой отдельной партии груза. Не рекомендуется от­ кладывать подписание открытых листов на конец всей загрузки судна, так как неизбежная в таких случаях спешка лишает капи­ тана и его помощника, занимающегося грузоперевозками, возмож­ ности тщательно проверить принятый груз.

В порту назначения грузополучатель по предъявлении капи­ тану судна или сопровождающему доверенности на право получения груза требует от них открытый лист для приемки груза. Грузо­

получатель по

открытому листу ведет

учет количества

доставлен­

ного

ему груза

и контролирует его состояние во время

выгрузки.

По окончании приемки груза с судна грузополучатель делает в

открытом листе

пометки

о количестве

и состоянии

принятого гру­

з а .

При недостаче

или

порче груза он

составляет

двухсторонний

акт

и представляет

его

командованию.

 

 

 

Подписанный открытый лист грузополучатель скрепляет своей гербовой печатью и возвращает его капитану судна или сопровож­ дающему. В дальнейшем открытый лист должен быть доставлен и сдан грузоотправителю в качестве документа строгой отчетности, который отражает фактическую сторону перевозки и сдачи груза по назначению.

Грузоотправитель по получении фактически исполненного открытого листа обязан изучить его и сообщить командованию об указанных в нем недостачах при перевозке (если они е ст ь ).

При недостачах или порче груза в количествах, превышающих есте­ ственную убыль, назначается административное расследование и виновные привлекаются к ответственности.


Спецификация*грузов. Вторым, не менее важным грузовым документом, ведущимся при грузовых перевозках на судах, являет­ ся спецификация грузов. Она служит основным отчетным докумен­ том капитана (старшины) судна перед управлением вспомогательных судов.

Спецификация составляется на основании полученной от ' грузоотправителей уточненной заявки. В ней указывается: наиме­ нование судна, пункт (порт) выхода судна, И? приказа - задания судну, перечни всех грузов по партиям и портам назначения с точным указанием наименования гр уза, рода упаковки, количества мест и их в еса .

Спецификация составляется в двух экземплярах по установ­ ленной в ВМФ форме (см. приложение 8 ) . Первый экземпляр ее вручается капитану судна и является исходным документом для составления грузового плана судна и последующей, приемки на него гр уза. Второй экземпляр остается в управлении вспомога­ тельных судов флота в качестве отчетного документа по отправке

гр уза.

 

 

 

 

 

 

 

В период погрузки и выгрузки груза на обороте первого

экземпляра спецификации капитан

(старшина)

судна и грузоотпра­

витель (грузополучатель) делают

отметки о состоянии груза,

тары и вписывают другие замечания.

 

 

 

за

По прибытии к месту назначения и по окончании сдачи гру­

грузополучатели обязаны расписаться

в спецификации о по­

лучении

груза (в графе

"Расписка получателя

груза") и.сделать

замечания о качестве и количестве принятого

ими груза.

 

В дальнейшем спецификация

должна быть доставлена в порт

(пункт отправления) и сдана в управление вспомогательных су­

дов,

где

она хранится как документ, подтверждающий факт пере­

возки грузов.

 

 

 

 

 

 

Судовой акт. Для упорядочения процесса погрузки и разгруз­

ки судов

в военно-морских базах, портах

и порт-пунктах устанав­

ливается

обязательное

ведение

"Судового

акта

стояночного вре­

мени" (см. приложение

S ) . Пудовой акт является основным до­

кументом, служащим для учета фактически затраченного судном

времени

на грузовые операции (включая и

время

простоев).