Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ееденме судового

акта возлагается на

назначенных капита­

нами (старшинами) лиц

из судового командного состава.ин

ведет­

ся в двух экземплярах

на продолжении всего времени грузовых

работ

и перерывов между "ними. Б нем фиксируются

в часах и минутах

последовательно все операции погрузочно-разгру- очных работ.Под­ писывается судовой акт капитанш судна к назначенными для орга­ низации погрузки-выгрузки представителями грузоотправителей (грузополучателей). Ки команда судна, ни грузоотправители или грузополучатели не вправе уклоняться от подписания судового

акта. При наличии

разногласий лица, имеющие возражения,

делают

в судовом акте

(перед

своей подписью) соответствующую оговорку,

В случаях отказа от подписания судового акта со стороны'

грузоотправителя

(грузополучателя) акт подписывается только

командованием

судн'1,

но в этом случае к акту прилагается

вы­

писка из вахтенного журнала. Такой акт вместе с выпиской

из

вахтенного журнале имеет силу двухстороннего акта.

 

По окончании грузовых работ первый экземпляр судового

акта сдается в управление вспомогательных судов, где по

нему

производится анализ выполнения установленных нормативов вре­ мени и судосуточных грузовых норм. Все случаинепроизводи­ тельных простоев судов под погрузкой (выгрузкой) должны анали­ зироваться для принятия мор по ускорению темпа работ. •

при обработке судов Ь'МФ в портах гражданских министерств судовой акт составляется в четырех экземплярах и подписывается, кроме ранее указанных лиц, представителями порта (пароходства),

Накладная . При внутрибазовых перевозках грузов для подачи их на корабли и суда, а также для отдельно расположенных гар­ низонов,прием на суда флота и сдача грузов получателям произ­ водится по накладной. В накладной указывается, куда, кому, в каком количестве и что доставляется судном. Причем при пере­ возке нескольких партии груза накладная выдается отдельно на каждую партию.

Чаще всего накладная выписывается в трех экземплярах. Поренй и второй экземпляры вручаются грузоотправителем капитану (старшине) судна, а третий остается у грузоотправи­

теля. Р дальнейшем первый экземпляр с подписью грузополучатели


возвращается через капитана или сопровождающего груз грузо­ отправителю, а второй экземпляр остается у грузополучателя

как приходный документ.

При сдаче грузов в пунктах назначения грузополучатель обязан расписаться на первом экземпляре накладной о получении поименованных в ней грузов.

Грузовая книга. На каждом судне ВМФ, систематически зани­ мающемся перевозкой грузов, грузовой помощник капитана ведет грузовую книгу. Она не является официальным грузовым доку­ ментом, но ее ведение во многом способствует обеспечению сох­ ранности грузов при щэѳвозках. В грузовой книге накапливаются све дения о различных вариантах и способах загрузки судна, из ко­ торых можно выбирать наиболее приемлемые, обеспечивающие суд­ ну полное использование грузоподъемности и грузовместимости. Она позволяет, по аналогии с предыдущими рейсами, составить грузовой план и разместить грузы, не прибегая в отдельных слу­ чаях к расчетам остойчивости и дифферента.

Грузовая книга приносит пользу лишь в том случае, когда в нее заносятся по каждому рейсу подробные и точные данные о принятых грузах, их свойствах, габаритах отдельных мест, спо­ собах размещения по трюмам, о креплении, количестве прокла­

дочных материалов,

способе вентиляции трюмов в пути следования

и случаях

порчи грузов.

заносить данные о

Кроме

того , в

грузовую книгу следует

наличии и размещении корабельных запасов,

порядке их расходо­

вания в течение рейса и сведения об изменении осадки и диффе­ рента судна к концу рейса. При наличии особых замечаний об изменении мореходных качеств и поведении судна в море при раз­ личных состояниях погоды, которые явились результатом того или иного размещения груза на судне, их следует тщательно проанализировать и также внести в грузовую книгу.

Полнота записей в грузовой книге во многих случаях помо­ гает розыску утерянных или неверно адресованных грузов.

Грузовой план судна. Правильно загрузить судно - это значит не только взять возможно больше груза, но и создать предпосылки для его сохранности в пути следования. Умелая за­ грузка позволяет избежать повреждения судна и груза в течение


145

рейса, сдачи груза не по назначению, обеспечивает наблюдение за грузом и его вентиляцию в пути.

Такая загрузка судна зависит от правильного составления

грузового плана ("карго-план").

 

котором

графически

изобра­

Грузовой план - это документ, на

жено размещение грузов на судне.

Грузовые планы делятся

на

п р е д в а р и т е л ь н ы е

и

и с п о л н и т е л ь ­

н ы е

по

времени составления

и на

о д н о п л о с к о с т ­

н ы е

и

м н о г о п л о с к о с т н ы е

по форме

состав­

ления.

 

 

 

 

 

 

Обычно приказ-задание на рейс дается судну диспетчерской

службой

заранее, что позволяет

командованию судна подготовиться

к новому рейсу: составить предварительный грузовой план, произ­ вести все расчеты по раскреплению грузов, а также подготовить судно и его экипаж к активному участию в грузовых операциях.

Процесс подготовки к погрузке судна - творческий, требую­ щий всесторонней продуманности.

Загрузка судна производится согласно прѳдваритѳльному~пла“ ну, составленному старшим или.грузовым помощником капитана и утвержденному капитаном судна.

По мере загрузки судна в предварительный план вносятся коррективы по фактическому расположению грузов и план ив пред­ варительного превращается в исполнительный груэовой план.

Наиболее простым грузовым планом является одноплоскостной. Он представляет собой схематическое изображение продольного раз­ реза судна по диаметральной плоскости, на котором показано раз­

мещение

грузов по всем грузовым помещениям и на палубах (р и с.17)

 

Такой план составляется при перевозках однородных и гене­

ральных грузов, если число партий груза невелико.

 

Многоплоскостные грузовые планы составляются тогда, когда

по схеме

размещения грузов на одной плоскости, нѳльэя получить

ясного представления о месте расположения груза на судне.

на 3

Порядок разработки грузового плана условно; можно разбить

этапа:

рейс;

1

-

определение грузовых возможностей судна на данный

2

-

анализ спецификации грузов с целью выявления ограни­

чений при их размещении;

 

3

_

распределение грузов по грузов™ помещения*'судна,

iU З а л .1042’


ш

1

S:

с\>

§

1 1

с : S

Г

§

ьS

5 I

$

1 *

I *

II

I

I

I

cS

Рис. I ? Грузовой план судна

1 k l

Г л а в а

ХШ

ГРУЗОВАЯ ОБРАБОТКА СУДОВ У ПРИЧАЛА

Особенности грузовой обработки судов у причала

Разгрузка и загрузка судов транспортного назначения яв­ ляется важнейшей составной частью процесса эксплуатации оудоj вспомогательного флота. Интенсивность и эффективность погрузочнбразгрузочных работ определяет длительность стоянки су­ дов в портах и влияет на провозную способность флота. Чем эф­ фективнее погрузочно-разгрузочные работы, тем короче стоянка судов и при одном и том ке их количестве можно перевезти боль­ ше материальных средств.

Процесс загрузки или разгрузки судов характеризуется оп­ ределенной последовательностью работ, количеством используемых механизмов и грузчиков, а также различной расстановкой их по рабочим местам в ходе обработки судна. Кроме того, вариант грузовой обработки определяется начальным и конечным положе­ нием перегружаемого груза.

Конкретная форма организации процесса погрузки (разгрузки) судна называется технологической схемой его обработки.

Схемы различаются по типу используемых погрузочно-разгру­ зочных машин. Основные варианты их следующие: о применением только береговых кранов или только судовых стрел, с использо­ ванием и береговых, и судовых грузовых устройств одновременно, с использованием плавучего крана.

Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Первая схема применяется в больших портах, где устанавли­ ваются' мощные краны со стрелами большой длины, а следовательно,

и с большим вылетом. Это позволяет выгружаемый с судна груз подавать или непосредственно к месту хранения или же на железно­ дорожную платформу (автомобиль).

Еторая схема применима в портах и портпунктах, где нет береговой механизации. В этом случае все грузовые операции осуществляются с помощью только судовых средств. Следует ука-


т

эать иа то , что малая длина судовых стрел приводит к малому вылету их за борт, что является существенным недостатком, так как ограничивает или даже исключает возможность подачи выгру­ жаемых грузов непосредственно на железнодорожную платформу или в кузов автомобиля.

Третья схема является комбинацией первых двух и приме­ няется, когда недостаточно береговых средств для одновременной обработки всех люков судна. Б таких случаях часть трюмов об­ рабатывается береговыми кранами, а часть - судовыми.

Четвертая схема используется в случаях, когда грузо­ подъемность береговых и судовых устройств недостаточна для выгрузки (погрузки) тяжеловесных грузов. Прй данной технологи­

ческой схеме

очень часто

тяжелые

грузы разгружают не на берег,

а на плавучее

средство (например,

плашкоут).

Кроме рассмотренных

основных

вариантов ^рхнологичѳских

схем грузовой обработки судов, у причала могут быть и другие. Например, суда-паромы, оснащенные раскрывающимися носовыми частями или откидывающимися аппарелями (бортами), могут иметь так называемую "бескрановую" схему обработки.

Бескравовая охема обработки характерна и при разгрузке с вышеназванных типов судов колесной и гусеничной техники своим ходом. Однако для бескрановой разгрузки, кроме специальной конструкции судов, необходимо иметь причалы, совпадающие по высоте с палубой разгружаемых судов, или осуществлять выгрузку на низкий отлогий берег. Все это ограничивает возможность йримѳнения данной схемы обработки судов.

)■ Для осуществления всех перечисленных ранее технологических Ьхѳм грувовой обработки необходима швартовка судна к причалу. Поэтому, прежде чем выбирать какую-либо из схем обработки суд­ на, необходимо убедиться, что судно можно ошвартовать у причала. Определяется это следующими показателями:

-

глубиной акватории у причала;

-

длиной причала.

Глубина акватории у причала должна обеспечить безопасную

сто;.нку

судов в полн.ом грузу и при "малой" воде (особенно, в

районах

с большими приливо-отливными колебаниями уровня воды)’.