Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Ееденме судового |
акта возлагается на |
назначенных капита |
|
нами (старшинами) лиц |
из судового командного состава.ин |
ведет |
|
ся в двух экземплярах |
на продолжении всего времени грузовых |
работ |
|
и перерывов между "ними. Б нем фиксируются |
в часах и минутах |
последовательно все операции погрузочно-разгру- очных работ.Под писывается судовой акт капитанш судна к назначенными для орга низации погрузки-выгрузки представителями грузоотправителей (грузополучателей). Ки команда судна, ни грузоотправители или грузополучатели не вправе уклоняться от подписания судового
акта. При наличии |
разногласий лица, имеющие возражения, |
делают |
||
в судовом акте |
(перед |
своей подписью) соответствующую оговорку, |
||
В случаях отказа от подписания судового акта со стороны' |
||||
грузоотправителя |
(грузополучателя) акт подписывается только |
|||
командованием |
судн'1, |
но в этом случае к акту прилагается |
вы |
|
писка из вахтенного журнала. Такой акт вместе с выпиской |
из |
|||
вахтенного журнале имеет силу двухстороннего акта. |
|
|||
По окончании грузовых работ первый экземпляр судового |
||||
акта сдается в управление вспомогательных судов, где по |
нему |
производится анализ выполнения установленных нормативов вре мени и судосуточных грузовых норм. Все случаинепроизводи тельных простоев судов под погрузкой (выгрузкой) должны анали зироваться для принятия мор по ускорению темпа работ. •
при обработке судов Ь'МФ в портах гражданских министерств судовой акт составляется в четырех экземплярах и подписывается, кроме ранее указанных лиц, представителями порта (пароходства),
Накладная . При внутрибазовых перевозках грузов для подачи их на корабли и суда, а также для отдельно расположенных гар низонов,прием на суда флота и сдача грузов получателям произ водится по накладной. В накладной указывается, куда, кому, в каком количестве и что доставляется судном. Причем при пере возке нескольких партии груза накладная выдается отдельно на каждую партию.
Чаще всего накладная выписывается в трех экземплярах. Поренй и второй экземпляры вручаются грузоотправителем капитану (старшине) судна, а третий остается у грузоотправи
теля. Р дальнейшем первый экземпляр с подписью грузополучатели
возвращается через капитана или сопровождающего груз грузо отправителю, а второй экземпляр остается у грузополучателя
как приходный документ.
При сдаче грузов в пунктах назначения грузополучатель обязан расписаться на первом экземпляре накладной о получении поименованных в ней грузов.
Грузовая книга. На каждом судне ВМФ, систематически зани мающемся перевозкой грузов, грузовой помощник капитана ведет грузовую книгу. Она не является официальным грузовым доку ментом, но ее ведение во многом способствует обеспечению сох ранности грузов при щэѳвозках. В грузовой книге накапливаются све дения о различных вариантах и способах загрузки судна, из ко торых можно выбирать наиболее приемлемые, обеспечивающие суд ну полное использование грузоподъемности и грузовместимости. Она позволяет, по аналогии с предыдущими рейсами, составить грузовой план и разместить грузы, не прибегая в отдельных слу чаях к расчетам остойчивости и дифферента.
Грузовая книга приносит пользу лишь в том случае, когда в нее заносятся по каждому рейсу подробные и точные данные о принятых грузах, их свойствах, габаритах отдельных мест, спо собах размещения по трюмам, о креплении, количестве прокла
дочных материалов, |
способе вентиляции трюмов в пути следования |
||
и случаях |
порчи грузов. |
заносить данные о |
|
Кроме |
того , в |
грузовую книгу следует |
|
наличии и размещении корабельных запасов, |
порядке их расходо |
вания в течение рейса и сведения об изменении осадки и диффе рента судна к концу рейса. При наличии особых замечаний об изменении мореходных качеств и поведении судна в море при раз личных состояниях погоды, которые явились результатом того или иного размещения груза на судне, их следует тщательно проанализировать и также внести в грузовую книгу.
Полнота записей в грузовой книге во многих случаях помо гает розыску утерянных или неверно адресованных грузов.
Грузовой план судна. Правильно загрузить судно - это значит не только взять возможно больше груза, но и создать предпосылки для его сохранности в пути следования. Умелая за грузка позволяет избежать повреждения судна и груза в течение
145
рейса, сдачи груза не по назначению, обеспечивает наблюдение за грузом и его вентиляцию в пути.
Такая загрузка судна зависит от правильного составления
грузового плана ("карго-план"). |
|
котором |
графически |
изобра |
||
Грузовой план - это документ, на |
||||||
жено размещение грузов на судне. |
Грузовые планы делятся |
на |
||||
п р е д в а р и т е л ь н ы е |
и |
и с п о л н и т е л ь |
||||
н ы е |
по |
времени составления |
и на |
о д н о п л о с к о с т |
||
н ы е |
и |
м н о г о п л о с к о с т н ы е |
по форме |
состав |
||
ления. |
|
|
|
|
|
|
Обычно приказ-задание на рейс дается судну диспетчерской |
||||||
службой |
заранее, что позволяет |
командованию судна подготовиться |
к новому рейсу: составить предварительный грузовой план, произ вести все расчеты по раскреплению грузов, а также подготовить судно и его экипаж к активному участию в грузовых операциях.
Процесс подготовки к погрузке судна - творческий, требую щий всесторонней продуманности.
Загрузка судна производится согласно прѳдваритѳльному~пла“ ну, составленному старшим или.грузовым помощником капитана и утвержденному капитаном судна.
По мере загрузки судна в предварительный план вносятся коррективы по фактическому расположению грузов и план ив пред варительного превращается в исполнительный груэовой план.
Наиболее простым грузовым планом является одноплоскостной. Он представляет собой схематическое изображение продольного раз реза судна по диаметральной плоскости, на котором показано раз
мещение |
грузов по всем грузовым помещениям и на палубах (р и с.17) |
||
|
Такой план составляется при перевозках однородных и гене |
||
ральных грузов, если число партий груза невелико. |
|||
|
Многоплоскостные грузовые планы составляются тогда, когда |
||
по схеме |
размещения грузов на одной плоскости, нѳльэя получить |
||
ясного представления о месте расположения груза на судне. |
|||
на 3 |
Порядок разработки грузового плана условно; можно разбить |
||
этапа: |
|||
рейс; |
1 |
- |
определение грузовых возможностей судна на данный |
2 |
- |
анализ спецификации грузов с целью выявления ограни |
|
чений при их размещении; |
|||
|
3 |
_ |
распределение грузов по грузов™ помещения*'судна, |
iU З а л .1042’
ш
1
S:
с\>
§
1 1
с : S
Г
§
ьS
5 I
$
1 *
I *
II
I
I
I
cS
Рис. I ? Грузовой план судна
1 k l
Г л а в а |
ХШ |
ГРУЗОВАЯ ОБРАБОТКА СУДОВ У ПРИЧАЛА
Особенности грузовой обработки судов у причала
Разгрузка и загрузка судов транспортного назначения яв ляется важнейшей составной частью процесса эксплуатации оудоj вспомогательного флота. Интенсивность и эффективность погрузочнбразгрузочных работ определяет длительность стоянки су дов в портах и влияет на провозную способность флота. Чем эф фективнее погрузочно-разгрузочные работы, тем короче стоянка судов и при одном и том ке их количестве можно перевезти боль ше материальных средств.
Процесс загрузки или разгрузки судов характеризуется оп ределенной последовательностью работ, количеством используемых механизмов и грузчиков, а также различной расстановкой их по рабочим местам в ходе обработки судна. Кроме того, вариант грузовой обработки определяется начальным и конечным положе нием перегружаемого груза.
Конкретная форма организации процесса погрузки (разгрузки) судна называется технологической схемой его обработки.
Схемы различаются по типу используемых погрузочно-разгру зочных машин. Основные варианты их следующие: о применением только береговых кранов или только судовых стрел, с использо ванием и береговых, и судовых грузовых устройств одновременно, с использованием плавучего крана.
Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Первая схема применяется в больших портах, где устанавли ваются' мощные краны со стрелами большой длины, а следовательно,
и с большим вылетом. Это позволяет выгружаемый с судна груз подавать или непосредственно к месту хранения или же на железно дорожную платформу (автомобиль).
Еторая схема применима в портах и портпунктах, где нет береговой механизации. В этом случае все грузовые операции осуществляются с помощью только судовых средств. Следует ука-
т
эать иа то , что малая длина судовых стрел приводит к малому вылету их за борт, что является существенным недостатком, так как ограничивает или даже исключает возможность подачи выгру жаемых грузов непосредственно на железнодорожную платформу или в кузов автомобиля.
Третья схема является комбинацией первых двух и приме няется, когда недостаточно береговых средств для одновременной обработки всех люков судна. Б таких случаях часть трюмов об рабатывается береговыми кранами, а часть - судовыми.
Четвертая схема используется в случаях, когда грузо подъемность береговых и судовых устройств недостаточна для выгрузки (погрузки) тяжеловесных грузов. Прй данной технологи
ческой схеме |
очень часто |
тяжелые |
грузы разгружают не на берег, |
а на плавучее |
средство (например, |
плашкоут). |
|
Кроме рассмотренных |
основных |
вариантов ^рхнологичѳских |
схем грузовой обработки судов, у причала могут быть и другие. Например, суда-паромы, оснащенные раскрывающимися носовыми частями или откидывающимися аппарелями (бортами), могут иметь так называемую "бескрановую" схему обработки.
Бескравовая охема обработки характерна и при разгрузке с вышеназванных типов судов колесной и гусеничной техники своим ходом. Однако для бескрановой разгрузки, кроме специальной конструкции судов, необходимо иметь причалы, совпадающие по высоте с палубой разгружаемых судов, или осуществлять выгрузку на низкий отлогий берег. Все это ограничивает возможность йримѳнения данной схемы обработки судов.
)■ Для осуществления всех перечисленных ранее технологических Ьхѳм грувовой обработки необходима швартовка судна к причалу. Поэтому, прежде чем выбирать какую-либо из схем обработки суд на, необходимо убедиться, что судно можно ошвартовать у причала. Определяется это следующими показателями:
- |
глубиной акватории у причала; |
- |
длиной причала. |
Глубина акватории у причала должна обеспечить безопасную |
|
сто;.нку |
судов в полн.ом грузу и при "малой" воде (особенно, в |
районах |
с большими приливо-отливными колебаниями уровня воды)’. |