Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

153

Если на судне установлены механические системы закрытия

люков, то при расчетах è p A

учитываются уже не местные нормы,

а паспортные характеристики

люковых закрытий с введением ,

при необходимости, поправок

на местные условия»

Необходимость отдельного учета времени на погрузку (раз^ грузку) тяжеловесных грузов обусловлена тем, что грузовые ра­ боты в таких случаях выполняются, как правило, с помощью пла­ вучих кранов. Плавучие краны имеют разную конструкцию и это обуславливает некоторое различие в длительности обработки одних и тех же грузов. Кроме того, тяжеловесы всегда имеют.дополни­ тельное нестандартное крепление разового пользования,требующее для снятия (или установки) дополнительного времени.

Грузы, на которые распространяются нормы дополнительного времени на крепление (раскрепление) и которые подлежат обра­ ботке с помощью плавучих кранов, обычно указываются в справоч­ никах капитанов судов.

В практике использования вспомогательных судов ВМФ к тяжеловесным грузам относят следующие:

-автомобили без упаковки, автотягачи, автоприцепы, артил­ лерийские установки;

-баркасы, бульдозеры, барабаны металлические диаметром

более

2,5 м;

тепловозы;

-

вагоны, дрезины,

- котлы паровые, грузоподъемные краны, ковши экскаватор­

ные;

тракторы, тягачи,

трейлерные тележки;

-

-формы металлические;

-все остальные крупногабаритные и тяжелые (более 5 т) грузы, требующие крепления после погрузки проволокой, цепями, талрепами, распорками и т .п .

Время на подготовку (чистку) трюмов к приему груэа рас­ считывается лишь тогда, когда судно сразу после разгрузки становится под погрузку в этом же порту. Если же после раз­ грузки судно совершает балластный переход, то подготовка тр*ь- мов к приему последующей партии грузов "гртодатся во время перехода. Когда по условиям погоды или по другим каким-либо причинам,

например,

из-за кратковрѳмѳнности^балластного

рейса,

провести

 

 

по

п о д го т о вк у

тоюмов нельзя, то время для нее

назначается

 

 

 

 

 

аак.104?


154

приходе судна в порт (пункт) назначения.

Номенклатура конкретных работ по подготовке трюмов за­ висит от типа судна, харктера грузов, очередности Погрузкиразгрузки.

Нормы времени устанавливаются также для выполнения спе­

циальных видов

обработки, таких, например,

как

дезинфекция,

дератизация,дезинсекция и др.

 

 

в

период стоян­

Время на

швартовку

(перешвартовку) судов

ки их в портах

(пунктах

базирования)

зависит

от устройства

в них различных специализированных причалов

(для погрузки толь­

ко боеприпасов, только

химических веществ и т .п .) . Нормы вре­

мени на эти работы зависят также и от того,

как

производится

перешвартовка:

своими машинами или с помощью

буксировщиков,

ночью или днем.

 

 

 

 

 

Бремя на

пополнение судовых' запасов (бункеровку), как

правило, зависит от .времени приема на судно

топлива и воды.

Как показывает

практика, остальные запасы (

 

)

продовольствия,

технического

имущества,медикаментов

могут быть

полностью приняты

-»а судно за

время приема топлива и воды.

 

 

 

Интенсивность приема топлива и воды зависит от конструкции судна, времени года и других факторов, учесть которые можно лишь на месте.

Время оформления выхода в море зависит от длительности перехода, получения разрешения на выход, таможенного и режим­ ного досмотров и других подобных мероприятий. Иногда сюда же включается время на определение и уничтожение девиации и ра­ диодевиации, прохождение мерной линии. Обычно на эти работы затрачивается от 3 до 7 часов, что и следует иметь в виду при определении стояночнохю времени судов.

В заключение следует подчеркнуть, что если местные усло­ вия производства работ позволяют совместить несколько работ, то это сразу же сократят время стоянки судна в порту.

При неблагоприятных метеорологических условиях, когда требуется прекратить работы, к стояночнс ,іу времени, рассчи­ танному по нормам, во всех случаях должно добавляться факти­ ческое время, затраченное на стоянку без выполнения работ. Это


155

фактическое время добавляется к стояночному также при оста­ новке работ из-за непредвиденной поломки судовых грузовых устройств.

При обработке судов в портах и портовых пунктах граждан­ ских ведомств, время, необходимое на грузовую обработку судов, исчисляется согласно "Нормам обработки судов", действующим в этих портах и портовых пунктах.

Стояночное время судна рассчитывается местными органами вспомогательных судов флота (вмб), исходя из установленных норм

и местных условий.

 

 

судов, это вр<г-

В пунктах, где нет органов вспомогательных

мя устанавливает сам капитан судна,

о чем он ставит в извест­

ность грузоотправителя (грузополучателя).

по истечении

Исчисление стояночвого

времени

начинается

2 часов с момента постановки

судна

к причалу.

 

О готовности судна начать грузовые работы капитан офи­

циально докладывает местному командованию и грузоотправителю

(грузополучателю) "Рапортом

о приходе" (Нотис),

о чем делается

запись в судовом вахтенном журнале.

 

 

Пути и средства интенсификации процесса

обработки судов у

причалов

 

Анализ отдельных составных частей перегрузочного процесса показывает, что погрузка и разгрузка судов является сложным и трудоемким процессом. Для успешного выполнения он требует чет­ кой организации. Особенно четкой и продуманной должна быть ор­ ганизация скоростной обработки судов. Это налагает особую от­ ветственность на офицеров тыла флота, как организаторов и ко­ ординаторов работы всех органов и служб, участвующих в грузо­ вой обработке судов.

При составлении годовых, квартальных и месячных планов работ необходимо с точностью до суток согласовать сроки подачи судов под погрузку (разгрузку) с подготовкой довольствующими органами подлежащих отправке материальных средств. Особо тща­


156

тельно (с точностью до часа) должны быть согласованы мероприя­ тия при недельном планировании обработки судов.

Прибытие личного состава, выделение автотранспорта,.по­ грузка, разгрузка, перерывы на обед и другие мероприятия, от которых зависит своевременность начала работ по обработке су­ дов, и быстрота их проведения, должны.выполняться синхронно, т .е . согласованно по времени и месту.

Скоростная обработка судов возможна лишь в том случае, когда заранее разрабатывается технологическая схема перегру­ зочных работ, когда учитываются не только часы, но и минуты, а порой даже секунды.

Производительность современных перегрузочных машин, ис­ пользуемых на погрузке или разгрузке судов ВМФ, достаточно ве­ лика. Поэтому для организации скоростной обработки судов нуж­ но прежде всего найти пути повышения производительности тех звеньев трудового процесса, которые в данной ситуации препят­ ствуют максимальному использованию проектной мощности основ­ ной перегрузочной машины. Для достижения этого существует мно­ го различных методов и средств.

Чаще всего задержки в грузовой обработке судов происходят и з-за медленной подготовки грузов к подъему грузовым устрой­ ством и несвоевременной уборки выгруженных грузов. В резуль­ тате этого увеличиваются'простои между рабочими циклами пере­ грузочной машины, уменьшается количество циклов за смену, они жаѳтся проектная производительность перегрузочных машин. Ради­ кальным путем увеличения производительности работ является при менениѳ в трудовых процессах удобных захватных приспособлений и средств внутритрюмной механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Весьма прогрессивными оказались такие способы интенсифи­ кации формирования подъемов, как пакетирование и перевозка гру зов в контейнерах.

Рассмотренные здесь пути интенсификации погрузочно-раз­ грузочных работ касались начального и конечного этапов техно­ логического процесса перегрузки, но, как показывает практика работы лучших портовиков, повышение'производительности на грозовых работах может быть достигнуто и за счет повышения производительности основной перегрузочной машины на промеку-

157

точном этапе работы. Это достигается увеличением количества циклов в единицу времени. Для этого применяется более раци­ ональная расстановка перегрузочных машин по отношению к гру­ зам.

Сокращение времени цикла может быть достигнуто и за счет

уменьшения высоты подъема и спуска груза.

 

Иногда

бывают

возможны совмещения отдельных элементов

 

цикла работы крана.

Например, подъем

и спуск груза совмещает­

ся с поворотом крана, изменение вылета

стрелы совмещается

о

подъемом или спуском

 

груза.

интенсификацию погрузоч­

Действенным фактором, влияющим на

но-разгрузочных работ,

является ритмичность в работе.

и

Нельзя

допускать

разновременности

прибытия на работу

ухода с работы личного состава отдельных рабочих gmbh; обеден­ ные перерывы должны проводиться без остановки работы, а если работа и прерывается, то одновременно во всех звеньях.


158

Г л а в а

І П

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОЙ ОБРАБОТКИ СУДОВ НА РЕЙДЕ

Особенности организации грузовой обработки судов на рейдах

С принятием на вооружение ракетно-ядерного оружия бази­ рование кораблей и судов флота постоянно осуществляется с максимальной степенью рассредоточения. Это повлекло за собой необходимость производить грузовую обработку судов у необору­ дованного побережья, на рейдах.

Сложность грузовой обработки судов при этом заключается в том, что работы приходится проводить с двумя перегрузками: вначале с судна на выгрузочное плавсредство, а затем с выгру­ зочного плавсредства на берег.

Наиболее благоприятные условия для грузовой обработки судов на рейде имеются при наличии закрытого (или внутреннего) рейда, надежно защищенного от морского волнения искуственными сооружениями, выступающими в коре участками побережья или их сочетанием.

Менее благоприятные условия для грузовой обработки судов наблюдаются на частично защищенных рейдах. Такими рейдами мо­ гут быть естественные бухты и заливы. Как правило, они надежно укрывают суда только при определенном направлении ветра и волн.

Труднее всего осуществлять грузовую обработку на полностью открытых (внешних) рейдах.

Основным препятствием, затрудяющим выполнение перегрузоч­ ных работ па рейде, является морское волнение. Так, уже при высоте волн около одного метра перегрузочные работы становятся крайне затруднительными, а при перегрузке тяжеловесов (котлов, ставков, орудий, танков и т .д .) и грузов, требующих осторожно­ го обращения (артиллерийские боеприпасы, ракеты, терпедк, при­ боры и т . п . ) , вообще невозможны. В таких условиях приходится прекращать работы и ожидать благоццгя,*иой погоды. Бот почему при планировании и проведении norw зочно-разгрузочных работ

на рейдах следует учитывать прежде всего метеорологические условия.

Степень з:н:аіщонности рейда, харктер и направление виян предопределяют способ установки судов и плавсредств на рейде, выбор плавсредств для разгрузки или погрузки и,наконец,интен­ сивность работ.

Наиболее вероятными технологическими схемами обработки судов на рейдах являются перечисленные ниже.

1 .

По

месту установки выгрузочных плавсредств:

 

-

обработка одновременно с двух бортов;

2 .

-

обработка с одного борта.

По виду механизации работ:

 

-

с применением грузовых средств разгружаемого судна;

крана;

- с применением грузовых средств судна и плавучего

-

без применения каких бы то пи было технических

средств

выгрузки (погрузки).

Каждая из схем имеет свои положительные и отрицательные стороны, а их применение зависит от конкретных условий стоянки судов на рейде. Так, в штиль плавсредства могут быть установ­ лены с обоих бортов судна, а в свежую погоду - только с одного борта.При-установке судна на два якоря или на две бочки (с но­ са и с кормы) плавсредства выгодно устанавливать с подветрен­ ного борта, так как там и волны будут меньше, и ветер намного слабее.

Серьезное влияние на проведение рейдовой разгрузки или погрузки судов оказывают приливы и отливы. Особенно важно это учитывать в морях, где разница уровней "большой" и "малой" воды достигает значительных величин. Если этим пренебречь, то суда, подведенные к берегу во время прилива, могут оказаться на мели.

Морские течения, как правило, не имеют существенного влияния на проведение перегрузочных работ на рейде. Однако следует учитывать их образование вдоль берега во время мор­ ского волнения. Эти течения могут развернуть установленные перпендикулярно к урезу воды выгрузочные средства и поставить их лагом к берегу.