Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

166

По сравнению с предыдущим вариантом в этой формуле вве­ дено одно новое слагаемое - время установки (съемки) судна на якорь или бочку Locate . Норма времени на эту операцию за­ висит от мѳетвых условий, а также от способа постановки судна

на якорь или бочку:

самостоятельно или с

помощью

буксиров­

щиков.

3 до 4

баллов нормы с е м е н и

на манѳврива-

При волвении от

ниѳ и на швартовку к

бочке“ увеличиваются на 20

%

по сравнению с

нормами на эти операции для

тихой погоды.

При постановке на

якорь и швартовке к бочке в тумане нормы времени на маневровые работы рассчитываются по.фактически затраченному времени.

Остальные слагаемые,

входящие в формулу (24), здесь не

рассматриваются, так как

они довольно подробно были изложены

в предыдущей главе.

 

167

Г л а в а

ХУ

ПЕРЕВОЗКА ЖИДКИХ ГРУЗОВ МОРЕМ НА СУДАХ ВСПОМО­ ГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА

Жидкие грузы, используемые и перевозимые на флоте

Возрастание мощностей, скоростей и дальности плавания современных кораблей неразрывно связано со значительным рос­ том расхода топлива, масел и воды.

Паровые котлы, двигатели внутреннего сгорания, турбореак­ тивные и реактивные двигатели, т .е . все источники движения ко­ раблей, судов, самолетов, ракет и торпед требуют для своей работы те или иные виды топлива. Кроме того, флот, с его огром­ ным парком ранее упоминавшихся машин и различного рода двига­ телей, механизмов, систем, является потребителем большого количества смазочных масел.

Топлива, и масла, используемые на флоте, в большинстве своем имеют жидкую консистенцию и в официально принятой клас­ сификации вместе с водой именуются жидким грузом.

Специалисты считают, что в настоящее время на флоте каж­ дые k года наблюдается увеличение потребления жидких грузов примерно в 3 р аза . Бот почему одной из важнейших задач, стоя­ щих перед тылом флота , является задача обеспечения кораблей, судов и береговых частей топливом, маслами и водой. Так как значительная часть перечисленных ранее жидких грузов дерево«- зится и подается' на корабли с помощью вспомогательных судов, то этому вопросу сейчас придается особое значение.

Особую группу жидких грузов представляет ракетное топ­

ливо.

Современные ракетные топлива, как правило, многокомпонент­ ны и состоят из двух групп веществ: горючей части и окислите­ лей. Горючее и окислители в большинстве случаев являются очеа*


активными

веществами:

одни из

168

них взрывоопасны, другие легко­

летучи и

ядовиты, третьи немедленно теряют свои качества при

малейшем

загрязнении и

т .д .

Все это обуславливает высокие

требования и особую осторожность, которые нужно соблюдать при погрузке, транспортировке и разгрузке ракетных топлив.

Вода и обеспечение водой представляют собой не менее важную проблему, чем топливо и топливоснабжение. Стоянка кораб­

лей в условиях рассредоточения и временного

базирования в пунк­

т а х , как правило, лишенных источников воды,

делает транспорти­

ровку и подачу воды одной из существенных задач обеспечения повседневной деятельности сил флота. Особенно большое значение

имеет своевременная

подача воды кораблям, совершающим плавание

в отдаленных районах

Мирового О к е а н а . Прекращение или перебои в

подаче им воды в море могут привести к срыву выполнения боевой задачи.

Вода, подаваемая на корабли и для сил флота на побережье, может быть предназначена для питья, хозяйственно-бытовых и технических нужд.

Пиьевую воду и воду для удовлетворения хозяйственно-бы­ товых потребностей экипажей кораблиі получают из береговых естественных источников.

Вода для технических нужд должна обладать особыми качест­ вами в смысле ее химической чистоты, солености, жесткости и других показателей. Для этого необходима предварительная подго­ товка воды на специальных станциях. Она включает в себя очистку от нѳрастворенных примесей, солей и растворенных в воде газов. Качества воды при перевозке ее на судах от станций приготовления до потребителей должны быть полностью сохранены. В этом и заключается одна из трудностей организации и осуществления перевозки Гводы на судах вспомогательного ф..ота.

Яерево8ка жидких грузов в таре

Небольшие количества жидких грузов перевозятся в таре на самоходных сухогрузных судах.

В качестве тары применяются металлические банки, канистры,


169

бидоны, бочки и цистерны с емкостью продукта от нескольких литров до 1 ,5 -2 м3. Транспортировка нефтепродуктов в таре связана с большой опасностью пожара или взрыва, а поэтому должна проводиться организованно, четко, с соблюдением особо установленных правил.

При перевозке нефтепродуктов в таре нужно следить за тем, чтобы тара была прочной, без следов повреждений, соот­ ветствовала продукту и была заполнена продуктом не более-чем на 95% своего объема.

На сухогрузных судах, перевозящих нефтепродукты, в местах размещения транспортных емкостей необходимо иметь постоянный

или временный деревянный

настил. Кроме того, электропроводка

в трюмах с бочками должна

быть обесточена, а.при швартовках

должны применяться только растительные тросы. Все это делается для того, чтобы не допустить пожара от образования искры при случайном ударе металла о металл или повреждении электро­ проводки.

На верхней палубе нефтепродукты могут перевозиться толь­ ко на небольшие расстояния. Укладка бочек на палубе должка быть плотной, в один ряд, пробками вверх, а крепление - надеж­ ным. Сверху бочки покрываются влажным брезентом.

Команды судов, перевозящих нефтепродукты в таре, и лица, участвующие в Погрузочно-разгрузочных работах, должны хорошо знать правила перевозки нефтепродуктов, правила пожарной без­ опасности и особенности перевозимых продуктов. Погрузка и транспортировка особо агрессивных жидкостей должны проводиться под руководством и непосредственным наблюдением специалистов от получателей (отправителей) грузов. Наблюдение за состоянием перевозимого на судне нефтепродукта должно вестись постоянно, от начала погрузки и до сдачи его потребителю. Все противо­ пожарные системы, устройства и инвентарь должны быть полностью готовы к немедленному использованию.

Е целях предотвращения пожаров в обычных условиях запре­ щается совместная перевозка нефтепродуктов с легковоспламеняю­ щимися грузами, с кислотами и взрывчатыми веществами. Большую опасность представляет собой открытый огонь, поэтому во время

грузовых

работ

недопустимо раэвѳдѳние огня как на судне,

так

и вблизи

судна

на берегу. Даже курение разрешается только

в

аак . і№-2р



170

специально отведенных местах, которые соответственно обору­ дованы и находятся под постоянным наблюдением вахтенного.

При приеме к перевозке и перевозке ракетного топлива не­ обходимо всегда иметь свободные емкости для слива в них гру­ зов при повреждениях заполненной тары. Кроме того, необходимо

иметь достаточные запасы воды, нейтрализующих растворов

и

средств пожаротушения. Все работы с ракетным топливом произ­

водятся в присутствии

дежурного врача со специальной аптечкой

первой помощи.

жидких грузов наливом

 

 

Перевозка

 

тары

Нефтепродукты в больших количествах перевозятся без

(наливом) на танкерах.

 

не только

Техника погрузки и разгрузки танкеров зависит

от конструктивных особенностей танкера и его приемо-сливной

системы, но и от условий приема, а также от свойств тех

или

иных грузов.

 

 

 

Поэтому до начала погрузки капитан танкера должен полу­

чить в управлении вспомогательных судов (отделении)

флота

(вмб)

или непосредственно у іфу^ббт'правйтѳля информацию о

перевози­

мом продукте, его наименовании, температуре вспышки, удельном весе, особенностях перевозки и другие сведения, которые влияют на способ приемки и перевозки гр уза. Обычно эта информация поступает во время составления спецификации грузов, подлежащих отправке на судах. Как исключение подобные данные могут быть сообщены непосредственно перед погрузкой груза или в момент вручения открытого листа.

В зависимости от полученных данных командование танкера намечает мероприятия по подготовке танкера к приему груза.

Подготовка танкера прежде всего предусматривает мероприя­ тия, предотвращающие утечку или смешивание одного продукта с другим. Для этого производится чистка цистерн и трубопроводов, закрытие клапанов, установка заглушек на системах, проверка вентиляции и т .д .