Файл: Квачев, С. Н. Вспомогательные суда и плавучие средства ВМФ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
166
По сравнению с предыдущим вариантом в этой формуле вве дено одно новое слагаемое - время установки (съемки) судна на якорь или бочку Locate . Норма времени на эту операцию за висит от мѳетвых условий, а также от способа постановки судна
на якорь или бочку: |
самостоятельно или с |
помощью |
буксиров |
|||
щиков. |
3 до 4 |
баллов нормы с е м е н и |
на манѳврива- |
|||
При волвении от |
||||||
ниѳ и на швартовку к |
бочке“ увеличиваются на 20 |
% |
по сравнению с |
|||
нормами на эти операции для |
тихой погоды. |
При постановке на |
якорь и швартовке к бочке в тумане нормы времени на маневровые работы рассчитываются по.фактически затраченному времени.
Остальные слагаемые, |
входящие в формулу (24), здесь не |
рассматриваются, так как |
они довольно подробно были изложены |
в предыдущей главе. |
|
167
Г л а в а |
ХУ |
ПЕРЕВОЗКА ЖИДКИХ ГРУЗОВ МОРЕМ НА СУДАХ ВСПОМО ГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА
Жидкие грузы, используемые и перевозимые на флоте
Возрастание мощностей, скоростей и дальности плавания современных кораблей неразрывно связано со значительным рос том расхода топлива, масел и воды.
Паровые котлы, двигатели внутреннего сгорания, турбореак тивные и реактивные двигатели, т .е . все источники движения ко раблей, судов, самолетов, ракет и торпед требуют для своей работы те или иные виды топлива. Кроме того, флот, с его огром ным парком ранее упоминавшихся машин и различного рода двига телей, механизмов, систем, является потребителем большого количества смазочных масел.
Топлива, и масла, используемые на флоте, в большинстве своем имеют жидкую консистенцию и в официально принятой клас сификации вместе с водой именуются жидким грузом.
Специалисты считают, что в настоящее время на флоте каж дые k года наблюдается увеличение потребления жидких грузов примерно в 3 р аза . Бот почему одной из важнейших задач, стоя щих перед тылом флота , является задача обеспечения кораблей, судов и береговых частей топливом, маслами и водой. Так как значительная часть перечисленных ранее жидких грузов дерево«- зится и подается' на корабли с помощью вспомогательных судов, то этому вопросу сейчас придается особое значение.
Особую группу жидких грузов представляет ракетное топ
ливо.
Современные ракетные топлива, как правило, многокомпонент ны и состоят из двух групп веществ: горючей части и окислите лей. Горючее и окислители в большинстве случаев являются очеа*
активными |
веществами: |
одни из |
168 |
них взрывоопасны, другие легко |
|||
летучи и |
ядовиты, третьи немедленно теряют свои качества при |
||
малейшем |
загрязнении и |
т .д . |
Все это обуславливает высокие |
требования и особую осторожность, которые нужно соблюдать при погрузке, транспортировке и разгрузке ракетных топлив.
Вода и обеспечение водой представляют собой не менее важную проблему, чем топливо и топливоснабжение. Стоянка кораб
лей в условиях рассредоточения и временного |
базирования в пунк |
т а х , как правило, лишенных источников воды, |
делает транспорти |
ровку и подачу воды одной из существенных задач обеспечения повседневной деятельности сил флота. Особенно большое значение
имеет своевременная |
подача воды кораблям, совершающим плавание |
в отдаленных районах |
Мирового О к е а н а . Прекращение или перебои в |
подаче им воды в море могут привести к срыву выполнения боевой задачи.
Вода, подаваемая на корабли и для сил флота на побережье, может быть предназначена для питья, хозяйственно-бытовых и технических нужд.
Пиьевую воду и воду для удовлетворения хозяйственно-бы товых потребностей экипажей кораблиі получают из береговых естественных источников.
Вода для технических нужд должна обладать особыми качест вами в смысле ее химической чистоты, солености, жесткости и других показателей. Для этого необходима предварительная подго товка воды на специальных станциях. Она включает в себя очистку от нѳрастворенных примесей, солей и растворенных в воде газов. Качества воды при перевозке ее на судах от станций приготовления до потребителей должны быть полностью сохранены. В этом и заключается одна из трудностей организации и осуществления перевозки Гводы на судах вспомогательного ф..ота.
Яерево8ка жидких грузов в таре
Небольшие количества жидких грузов перевозятся в таре на самоходных сухогрузных судах.
В качестве тары применяются металлические банки, канистры,
169
бидоны, бочки и цистерны с емкостью продукта от нескольких литров до 1 ,5 -2 м3. Транспортировка нефтепродуктов в таре связана с большой опасностью пожара или взрыва, а поэтому должна проводиться организованно, четко, с соблюдением особо установленных правил.
При перевозке нефтепродуктов в таре нужно следить за тем, чтобы тара была прочной, без следов повреждений, соот ветствовала продукту и была заполнена продуктом не более-чем на 95% своего объема.
На сухогрузных судах, перевозящих нефтепродукты, в местах размещения транспортных емкостей необходимо иметь постоянный
или временный деревянный |
настил. Кроме того, электропроводка |
в трюмах с бочками должна |
быть обесточена, а.при швартовках |
должны применяться только растительные тросы. Все это делается для того, чтобы не допустить пожара от образования искры при случайном ударе металла о металл или повреждении электро проводки.
На верхней палубе нефтепродукты могут перевозиться толь ко на небольшие расстояния. Укладка бочек на палубе должка быть плотной, в один ряд, пробками вверх, а крепление - надеж ным. Сверху бочки покрываются влажным брезентом.
Команды судов, перевозящих нефтепродукты в таре, и лица, участвующие в Погрузочно-разгрузочных работах, должны хорошо знать правила перевозки нефтепродуктов, правила пожарной без опасности и особенности перевозимых продуктов. Погрузка и транспортировка особо агрессивных жидкостей должны проводиться под руководством и непосредственным наблюдением специалистов от получателей (отправителей) грузов. Наблюдение за состоянием перевозимого на судне нефтепродукта должно вестись постоянно, от начала погрузки и до сдачи его потребителю. Все противо пожарные системы, устройства и инвентарь должны быть полностью готовы к немедленному использованию.
Е целях предотвращения пожаров в обычных условиях запре щается совместная перевозка нефтепродуктов с легковоспламеняю щимися грузами, с кислотами и взрывчатыми веществами. Большую опасность представляет собой открытый огонь, поэтому во время
грузовых |
работ |
недопустимо раэвѳдѳние огня как на судне, |
так |
и вблизи |
судна |
на берегу. Даже курение разрешается только |
в |
аак . і№-2р
170
специально отведенных местах, которые соответственно обору дованы и находятся под постоянным наблюдением вахтенного.
При приеме к перевозке и перевозке ракетного топлива не обходимо всегда иметь свободные емкости для слива в них гру зов при повреждениях заполненной тары. Кроме того, необходимо
иметь достаточные запасы воды, нейтрализующих растворов |
и |
||
средств пожаротушения. Все работы с ракетным топливом произ |
|||
водятся в присутствии |
дежурного врача со специальной аптечкой |
||
первой помощи. |
жидких грузов наливом |
|
|
Перевозка |
|
тары |
|
Нефтепродукты в больших количествах перевозятся без |
|||
(наливом) на танкерах. |
|
не только |
|
Техника погрузки и разгрузки танкеров зависит |
|||
от конструктивных особенностей танкера и его приемо-сливной |
|||
системы, но и от условий приема, а также от свойств тех |
или |
||
иных грузов. |
|
|
|
Поэтому до начала погрузки капитан танкера должен полу |
|||
чить в управлении вспомогательных судов (отделении) |
флота |
(вмб) |
|
или непосредственно у іфу^ббт'правйтѳля информацию о |
перевози |
мом продукте, его наименовании, температуре вспышки, удельном весе, особенностях перевозки и другие сведения, которые влияют на способ приемки и перевозки гр уза. Обычно эта информация поступает во время составления спецификации грузов, подлежащих отправке на судах. Как исключение подобные данные могут быть сообщены непосредственно перед погрузкой груза или в момент вручения открытого листа.
В зависимости от полученных данных командование танкера намечает мероприятия по подготовке танкера к приему груза.
Подготовка танкера прежде всего предусматривает мероприя тия, предотвращающие утечку или смешивание одного продукта с другим. Для этого производится чистка цистерн и трубопроводов, закрытие клапанов, установка заглушек на системах, проверка вентиляции и т .д .